To свящ. Антоний
Я вполне понимаю Ваши мотивы по закрытии соседней темы. Хотя агрессивность, проявленная участниками, к сожалению, не является специфичной для той темы, а является обыденной в форумах, Вы, как модератор такого специального раздела вправе требовать более спокойной и благожелательной обстановки.
И, тем не менее, ИМХО, проблема до сих пор до конца не прояснена. Я в такой агрессивной обстановке не мог позволить себе высказываться. Поэтому отпишу в этой теме. Какие бы мысли я хотел обсудить именно с Вами? Меня интересуют вопросы, связанные с отношением разных групп людей к разного рода событиям. В частности, имеющим отношение к религии. Вопросы оценки таких событий с точки зрения терпимости, милосердия и т.п. У меня создалось ощущение, что в среднем среди людей, позиционирующих себя верующими, отношение к событиям типа акции в ХХС, выставки "Осторожно религия", другим событиям, не связанным с религией, оценки являются куда более жесткими, чем среди, так скажем, обычных людей (давайте здесь так и называть людей, не относящих себя к верующим, коих, все же большинство в нашей стране). Думается, не стоит все упрощенно объяснять тем, что в большинстве этих случаев не затрагиваются непосредственные интересы, ценности простых людей, в отличие от верующих.
Я уже не один раз писал, что у меня создается ощущение, что большинство верующих стараются не вспоминать про евангельскую заповедь "не судите, да не судимы будете". И про милосердие, любовь к ближнему, многие верующие предпочитают вспоминать лишь в обычной обстановке, а стоит ситуации выйти из обыденных рамок, как об этом тут же забывается. Прошедший случай в ХХС, ИМХО, весьма показателен. Давайте еще раз спокойно обсудим событие. Группа молодых девиц пришла в храм, поставив перед собой определенные цели. Каковы они? Как мне представляется, они таким нелепым способом старались привлечь к себе общественное внимание, продемонстрировать свою гражданскую позицию. Они решили свой протест выразить в форме молитвы к Богородице. А где еще произносить публичные молитвы, как не в большом храме? Ясно, что элемент эпатажа тут также имелся. Им нравилось причислять себе к борцам с властью, которую та периодически сажает на 15 суток, штрафует, бьет дубинками. Они захотели встать в этот ряд. Ясно, что к семилетнему заключению в тюрьму никто из них готов не был. Глупый поступок? Да, несомненно. Юношеский максимализм. Но цели унизить верующих, Церковь у них явно не было. Не это было предметом их борьбы. Мне позиция о. Андрея (Кураева) здесь более близка и понятна, чем о. Всеволода (Чаплина), а также Патриарха.
Даже с точки зрения права, требования многих верующих, которые власть удовлетворила, о привлечении к уголовной ответственность этих молодых дур представляются неправомерными. Дело в том, что в Комментарии к УК РФ к этой статье прямо указано, что "Хулиганство является умышленным преступлением, совершаемым только с прямым умыслом...". (Комментарий к УК РФ под редакцией проф А.В. Наумова, 1996, М., "!Юрист"). А, как я уже отмечал, ИМХО, умысел состоял вовсе не в надругательстве над верующими и над храмом.
Теперь главное. Почему, по моим представлениям, верующие в среднем оценивают события более жестко, менее милосердно, чем простые люди? Мне представляется, что среди верующих очень большой процент людей туда приходят потому, что не могут справиться со многими внутренними проблемами. В частности, подсознательно ощущают в себе излишними такие свойства, как зависть, злоба, обидчивость, с которыми сами, в отличие от многих простых людей сами справиться не могут. У меня есть такие знакомые, которые называли мне, среди других причин, приведших их в Церковь, и эти. Церковь старается им помочь в борьбе с такими пороками. В результате они становятся более добрыми, менее завистливыми, но до конца это излечить обычно не удается - психика слишком устойчивая вещь. При этом происходит и обратное влияние паствы на священников. Как бы Вы могли прокомментировать мои измышления?