Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Толкование Библии
 
Предлагаю начать отдельную тему для совместного прояснения темных для нас отрывков Писания.

Мое поверхностное знакомство с экзегетикой подсказывает, что у библейских текстов есть множество наслоившихся друг на друга смысловых пластов: личный, общественный, исторический, аскетический, мессианский, онтологический, эсхатологический -- всех не перечесть. Увидеть все их одному человеку не под силу, поэтому частный взгляд каждого, думаю, будет интересен всем.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 14 След.
Ответы
 
To lb
 "И некто сказал Ему: вот матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал говорившему: Кто - матерь Моя, и кто - братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот - матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и матерь." Не укоряя мать, говорит это, но исправляя честолюбивую ее и человеческую мысль, ибо не сказал: "это - не Моя мать", но "если она не станет исполнять воли Бога, то ничуть не будет полезно для нее то, что она родила Меня". Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый недостойный не получает пользы от родства. Исправив таким образом болезнь тщеславия, Он снова повинуется зову Своей матери, как евангелист говорит далее. Феофилакт Болгарский.  
Что-то запамятовалась цитата из свт. Димитрия Ростовского о самочинных толкователях
 
 
Цитата
"Бог в решающий момент благовещения испрашивает у Марии начаток Своего человечества, собственную Свою человеческую природу".
Решающий момент это, наверно, как по обоюдному согласию, без  насилия.  
 
To свящ. Антоний
Как славно, что все трудные места растолкованы. А про самочинных толкователях надо найти, это может быть полезно, дабы искоренить попытки самочинных (бесчинных) толкований впредь.
Теперь уточнение по Феофилакту Болгарскому, который пишет: "Он снова повинуется зову Своей матери, как евангелист говорит далее".
 
Эпизод про "вот матерь Твоя и братья Твои стоят" встречается в трёх евангелиях. Вслед за цитировавшимся фрагментом (воспроизведенным у Марка, Матфея и Луки почти дословно) идут следующие тексты:
 
От Матфея 13  
1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. 2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И поучал их много притчами
 
От Марка 4  
1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте
 
От Луки 8
22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. 23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их [волнами], и они были в опасности. 24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. 25 Тогда Он сказал им: где вера ваша?
 
Не могу увидеть в обозримой близости - "как евангелист говорит далее" - воспроизведение данного инцидента в положительном освещении.
 
To lb
   
Цитата
Не могу увидеть в обозримой близости - "как евангелист говорит далее" - воспроизведение данного инцидента в положительном освещении.
В данном случае Феофилакт под словом далее очевидно не имеет в виду жесткоувязанную во времени последовательность событий. Обличив однажды какой-то слишком родственный человеческий (быть может тщеславный) помысел или видя в окружающих Его людях чрезмерное почитание кровного родства, Христос произносит обличающие слова. По аналогии вспоминается другое евангельское событие - исцеление разслабленного. "При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?" Видя тайные помышления, Христос обличает их явно.
Вероятно для Марии и стоявших с нею одного обличения было достаточно. Тогда как фарисеев (высоко почитавших кровное родство - "отец наш Авраам") Христос обличал непрерывно.  
 
To свящ. Антоний
Буду признателен за более подробное толкование на Феофилакта.
А именно, где "Он снова повинуется зову Своей матери, как евангелист говорит далее"? (То есть пусть без жесткоувязанной во времени последовательности событий).
А также, где Христос непрерывно обличает именно высоко почитавшиееся кровное родство фарисеев?
Уж простите за занудство!
 
В Библии немало мест озадачивающих, а то и шокирующих. Но если справиться с ними пытаемся исключительно умственными усилиями, не сводим ли ее к сборнику ребусов и шарад? Коль так, то всякому толкованию, каким бы оно ни было остроумным, цена невелика.  
По моему убеждению, проясняются "темные" места при том лишь условии, что каким-то образом они "пересеклись" с лично твоим жизненным опытом. Говоря по-ученому, "разгадываются" библейские "загадки" экзистенциально, а не интеллектуально.  
 
To lb
Коль Вы со мной согласны, предлагаю тему эту переименовать, например, так:  
 
библейские события моей жизни  
 
Толкования с такой позиции были бы, несомненно, интересными и поучительными. Понятно, что не всякий захочет рассказать, какое именно событие в его жизни дало ему "ключ" к тому или иному библейскому сюжету. Но это и необязательно - лишь бы изготовлен был такой "ключ" по "лекалам" личного опыта.    
 
  Н. В. Гоголь. Размышления о Божественной Литургии. (Из главы: Литургия верных.) http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgiya/gogol_liturgiya_00-all.shtml  
...
"Священник же на место троичного славословия возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно сметь призывать Тебя, небеснаго Бога Отца и глаголати». И все верные в эту минуту не как рабы, исполненные страха, но как дети, как чистые младенцы, доведенные самими моленьями и всею службою и постепенным ходом ее святых обрядов до того небесно-умиленного, ангельского состояния души, в котором может прямо говорить человек с Богом, как с нежнейшим отцом, произносят сию молитву Господню: «Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».  
      Все обняла собою сия молитва, и в ней все заключилось, что нам нужно. Прошеньем: «да святится имя Твое», просится первое, о чем прежде всего мы должны просить: где святится Божье имя, там всем хорошо, там, значит, все в любви живут, ибо любовью только святится имя Божие. Словами: «да приидет царствие Твое», вызывается царство правды на землю, ибо без прихода Божья не быть правде: ибо Бог есть правда. К словам: «да будет воля Твоя», приводит человека и вера и разум: чья же воля может быть прекрасней Божьей воли? Кто же лучше самого Творца знает, что нужно Его творению? Кому же ввериться, как не Тому, Который весь есть благотворящее благо и совершенство? Словом: «даждь нам хлеб наш насущный», просим мы всего, что нужно для дневного существованья нашего, хлеб же наш есть Божья премудрость, есть сам Христос. Он сам сказал: «Аз есмь хлеб, и ядый Меня не умрет». Словом: «остави нам долги наша», мы просим о снятии с нас всех тяжких грехов наших, на нас тяготеющих, – просим прощения нам всего того, чем задолжали мы самому Творцу в лице братии наших. Который ежедневно и ежеминутно в образе их протягивает нам руку свою, надрывающим всю душу воплем умоляя о милости и милосердии. Словом: «не введи нас во искушение», мы просим о избавлении нас от всего смущающего дух наш и отъемлющего у нас душевное спокойствие. Словом: «но избави нас от лукаваго», мы просим о небесной радости: ибо как только отступает от нас лукавый, радость уже вдруг входит в нашу душу, и мы уже на земле, как на небесах.  
      Так все заключает в себе и все объемлет собою сия молитва, которою молиться научила нас сама Премудрость Божия, и кому же молиться? Молиться Отцу Премудрости, породившему Премудрость свою прежде веков. Так как всё предстоящие должны повторять в себе молитву сию не устами, но самой чистой невинностью младенческого сердца, то и самое пенье ее на ликах должно быть младенческое: не мужественными и суровыми звуками, но звуками младенческими, как бы лобзающими самую душу, должна воспеваться сия молитва, да весеннее дыхание самих небес в ней слышится, да лобзание самих ангелов в ней носится, ибо в молитве этой уже не называем мы и Богом Того, Кто сотворил нас, а говорим Ему просто: «Отче наш!»
...
 
[b]To Божий одуванчи
 Как просто и как хорошо, право! Спасибо Вам за эту цитату.
 
 http://www.svobodanews.ru/audio/broadcastprogram/317247.html  
На "Свободе" интересная беседа со специалистом по Новому Завету.  
To lb
В конце передачи как раз ответ на Ваше замечание:
 
Цитата
Выбирается целеполагание, и в рамках некоей собственной парадигмы прочитывается канонический текст на свой манер.
 
хотел бы обсудить толкование второй Заповеди из десяти которые принес Моисей  
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои."
так вот иконы статуи Христа, крестики на шее, образы и т. д и святые это ли не нарушение этому закону???
 
запахло иеговизмом
 
 
To Корвин
А вы пробовали не вопрошать про вещи, уже сотни раз растолкованные? Почитать сначала уже имеющиеся источники, и, что-то поняв, с чем-то согласившись или какие-то разъяснения для себя не приняв, поднимать дискуссию? Вы как в вакууме жили что ли до этого? Изобретаете колесо, как вам кажется, - но то, что оно квадратное и не едет не замечаете.
 
To Атех
а вы сделай те вдох выдох)и напишите еще раз то что вам растолковали и желательно своими словами, а не цитатами)))) а если вас злит что то, то это происки лукавого)) помните про смирение
 
 
To Корвин
вы либо не хотите знать ответ на вопрос, либо знаете его. в любом случае, вы либо лентяй, либо лицемер
 
 
и одно другого не исключает, разумеется
 
Святитель Игнатий Брянчанинов.
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=788  
О двух разбойниках, распятых с Христом (- моё примечание).
 
"Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией: то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покушения воспротивиться и противодействовать Богу [24]. Устрашимся этого бедствия! Размышляя о какой бы то ни было скорби нашей, не будем умедлять в размышлении, чтоб оно неприметным образом не отвлекло нас от смиренномудрия в явное или прикрытое самооправдание, в состояние, противное смотрению о нас Божию. Не доверяя немощи нашей, прибегнем скорее к верному оружию самоукорения! На двух крестах, близ Спасителя, были распяты два разбойника. Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, не смотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий. Со всею справедливостью эти два разбойника служат образом всего человечества [25]: каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению и блаженству в вечности, есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтоб злодей, исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собою спасение, дарованное Богом. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. Ропщущий, жалующийся, негодующий на свои скорби окончательно отвергает свое спасение: не познав и не исповедав Спасителя, он низвергается во ад, в вечные и бесплодные муки, как вполне отчуждившийся, отвергшийся Бога. Напротив того открывающий посредством самоукорения свою греховность, признающий себя достойным временных и вечных казней, входит мало-помалу самоукорением в деятельное и живое познание Искупителя, которое есть живот вечный [26]. Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего, открывается таинство креста, и вместе с этим таинством таинство искупления человеков Богочеловеком. Таков плод самоукорения. По отношению к всемогущей и всесвятой воле Божией не может быть иных соответствующих чувств в человеке, кроме неограниченного благоговения и столько же неограниченной покорности. Из этих чувств, когда они сделаются достоянием человека, составляется терпение."
 
Размышляя сейчас о жертвенном служении Иисуса я неожиданно для себя по-новому увидел связь ее с жертвоприношением Авраама. До этого я постоянно держал жертву Авраама в уме, когда размышлял о том, возможно ли, что крестная смерть Иисуса есть жертва? Я думал: ведь даже сына Авраама Господь не принял в жертву, как Он примет в жертву Собственного Сына?  
 
Но сейчас у меня возник вопрос: не есть ли смиренная готовность Авраама принести в жертву собственного сына ради Бога религиозно параллельной той смиренной готовности с крестной смертью, которая "онтологически предшествует" промыслению Божьему о воплощении в человеке? Таким образом, не только Христос как сын человеческий и как Сын Божий объединяет в смиренном Себе волю человеческую и Волю Божию прожить жизнь человеческую, увенченную терновым венцом из крестных страданий; но и Бог Отец и Авраам объединяют воли человеческую и Божию в смирении с жертвой сына и Сына ради исполнения Завета, спасения человека.  
 
Интересно и то, что вместо Исаака Авраам приносит в жертву барана. Исаак же остается жить, чтобы через него преумножился дом Авраама, и в роду его однажды родился Спаситель. Но, когда наступает время, Христу, Агнцу Божьему и сыну Авраамову уже замены не быть. Но, и прошедший через смерть, Христос воскресает.
 
Удивительно.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Жан-Поль Диполь
Цитата
Я думал: ведь даже сына Авраама Господь не принял в жертву, как Он примет в жертву Собственного Сына?
Ведь жертва Христа - не столько сама смерть, сколько страдания, предшествующие смерти, и физические и нравственные (поношения, насмешки и т.д.). Ведь самой смерти Христос не мог бояться. Даже многие люди, мне кажется, не боятся смерти, а боятся предшествующих болезней, страданий. Сын Авраама, в этом эпизоде жертвоприношения, вообще не имел жертвенного служения: он ничего не понимал, не испытывал внутренней борьбы. Служил Авраам бесконечной верой в правильность действий Бога. Смерть сына Авраама не нужна была ни Богу, ни людям для научения чему-то. Нужно было и Богу, и людям смирение Авраама, как пример доверия, уверенности, верности Творцу. Служение Христа нужно Богу и людям как пример отношения к жизни, к смерти, к Богу, к людям; как пример богоподобия, только стремясь к которому люди избегут смерти.
Цитата
но и Бог Отец и Авраам объединяют воли человеческую и Божию в смирении с жертвой сына и Сына
По-моему, нет смысла сравнивать человека с Богом. Для Авраама смерть сына - это смерть; безвозвратно, непонятно, безцельно, без удовлетворения смыслом. Для Бога смерть Сына - совсем по-другому.
Цитата
Интересно и то, что вместо Исаака Авраам приносит в жертву барана. Исаак же остается жить, ...  Но, когда наступает время, Христу, Агнцу Божьему и сыну Авраамову уже замены не быть.
Как всё человечество родилось от первого Адама, так всё человечество должно переродиться от Христа (второго Адама).  Кто переродится, тот не умрёт. Также как Христос не умер.    
 
Игнатий Брянчанинов.
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=780  
 
Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель
Захар. VIII, 17.  
 
 
Врата: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечатления.  
 
Ваши: одни эти врата собственно принадлежат человеку.  
 
Судите: судия, сидящий во вратах и производящий суд — ум наш [1]: он чинит разбор, или рассматривание помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в храм души тех, которые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть.
 
Истину и суд мирен судите во вратех ваших: ум, судия, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впечатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть, истекающая от Господа, Который Един — Истина, приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам Своим мир, или (что — то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бедствием. Напротив того “помыслы, происходящие от демонов, говорит Великий Варсонофий, прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть, внушают мысли, по-видимому правые, внутренне же суть волцы хищницы [2], то есть, восхищают и прельщают сердца незлобивых [3] тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие что он мудрейший: почему непрестанно наблюдай главу его [4], чтобы он не нашел у тебя норы, и, поселившись в ней, не произвел опустошения [5]. Глава змея — начало его помысла или мечтания.
 
Клятвы лживые не любите. Диавольский помысл, приходя ко вратам души, старается принять вид праведности, приносит уму, этому судии, сидящему и судящему во вратах, бесчисленные оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой Пророк не велит любить. Не только не должно принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помысла, прибегать молитвою к Господу Богу, чтоб Он отгнал врага от врат душевных [6]. Аминь.
...
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=789  
Святые Отцы повелевают блюсти главу змия [23], то есть усматривать самое начало греховного помысла, и отвергать его.
[23] Быт. III, 15.
 
 
В неразрывной связи Авраамовой жертвы и Христа нет никаких сомнений.  
 
В ветхой истории было три сослагающих завета:
1) Завет Ноя, завет потопа, очистившего всю землю от греха ради жизни правденика и его сынов.
2) Завет Авраама, завет рождения сына и его жертвенного посвящения Богу.
3) Завет Моисея, спасшего народ еврейский от плена египетского ради обретения царства обетованного. При этом в пути из плена к земле обетованной погибают все вышедшие, и только со смертью последнего из них -- самого Моисея -- евреи переходят через Иордан и входят в землю обетованную.
 
Все эти события имеют прямую религиозную связь со служением Христа: рождение Сына, крещение в водах Иордана, очищающего человечество от греха ради жизни вечной, посвящение на вечное первосвященство, жертвенное служение и со смертью побежденная власть греха ради вхождения верных в Царство Небесное.
 
Христос жизнью Своею проживает всю историю человечества от сотворения и до страшного суда.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
Вот еще красивый отрывок, который я встретил у Бенедикта XVI.
 
Вернемся же теперь к Евангелию, к подлинному Иисусу. Главным предметом нашей критики в отношении этой секулярно-утопической идеи было отсутствие в ней Бога. Он оказался ненужным и даже мешающим. Но ведь Иисус возвещал Царство Божие, а не просто какое-то царство. Матфей, правда, говорит о «Царстве Небесном» (Мф 4:17), но слово «небо» представляет собой описательный эквивалент слова «Бог», которое избегали употреблять в иудейском мире из благоговения перед тайной Бога и во исполнение второй заповеди. Словосочетание «Царство Небесное» обозначает, соответственно, не просто нечто потустороннее, а имеет в виду Бога, Который присутствует и в этом мире, и в том, — Бога, Который пребывает в вечности, за пределами нашего мира, оставаясь вместе с тем самой его сердцевиной.
 
И еще одно важное языковое наблюдение: древнееврейское слово «малькут» (malkut) — «царство» — представляет собой (с лингвистической точки зрения) nomen actionis, имя действующее, и обозначает так же, как и греческое слово «basileia», функцию или состояние владычествования (Stuhlmacher, I, 67). Речь идет не о грядущем «царстве» и не о том царстве, которое еще нужно устроить, а о владычестве Бога над миром, каковое становится событием, разворачивающимся в истории совершенно по-новому.
 
Можно сказать еще проще: говоря о Царстве Божием, Иисус возвещает Бога, причем Бога Живого, такого Бога, Который оказывается в состоянии конкретно действовать в мире и в истории и Который действует в настоящий момент. Иисус говорит нам: Бог есть. И еще: Бог — действительно Бог, это означает, что Он властвует над миром. И в этом смысле весть Иисуса весьма проста и абсолютно теоцентрична. Особенность этой вести, ее новизна заключается в том, что Он говорит: Бог действует здесь и сейчас, то есть в этот час Он являет себя в истории невиданным доселе образом, как ее Господин, как Живой Бог. Вот почему перевод понятия «basileia» словосочетанием «Царство Божие» отражает заложенный в нем смысл не в полной мере: точнее было бы сказать «владычествование Бога» или «царствование, господство Бога».
 
Бенедикт XVI, "Иисус из Назарета"
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Жан-Поль Диполь
Да. похожее вычитал у о.Я.Кротова: христианин не тот, кто верует, что Бог есть - а кто верует, что Бог здесь.
 
 
Цитата
Который действует в настоящий момент
Цитата
Он властвует над миром
Цитата
действует здесь и сейчас, то есть в этот час Он являет себя в истории невиданным доселе образом
Да, действительно, доселе не было ничего подобного...
Чем больше в своих толкования бенедиктусы и санктусы низводят бога на землю, тем очевиднее, что обещанное второе пришествие состоялось. Все апокалиптические картины явлены. Всё исполнено. Кроме, разумеется, царства божьего.
 
 
писание есть.Восприминает каждый по-своему  
 
 Игнатий Брянчанинов
"Монах. ...Что Ветхо-Заветная Церковь основана Богом, что она передана делателям — иудейскому народу, это изобразил Господь в притче о винограднике, в 21-й главе Евангелия от Матфея [4]. Что Ново-Заветная Церковь основана Богочеловеком, что она передана другому народу, составившемуся из всех народов, христианам, это явствует из Евангелия и из всего Священного Писания [5]. Иудеи должны были дать отчет Богу в сохранении дара Божия, в управлении и распоряжении даром Божиим. Как поведение их оказалось преступным, то они устранены — впрочем, когда уже они устранились произвольно в духе — и подвергнуты казни. Равным образом потребуется отчет от христиан, какое они сделали употребление вообще из установления Божия — Ново-Заветной Церкви — и из частных установлений в ней, каково монашество.
 
Мирянин. Не имеется ли возможности усмотреть из Священного Писания, чем заключится судьба Ново-Заветной Церкви на земле?  
 
Монах. Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к откровенному учению Божию, они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь; в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным в извращенным требованиям и пожеланиям души и тела. Разумеется: такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд. Такому направлению отступление от христианства свойственно. Отступление настанет, по проречению Писания [6]. В ослаблении христианства будет участвовать монашество: член тела не может не принять участия в немощи, поразившей все тело. Предсказали это святые иноки древних времен по внушению обитавшего в них Святого Духа [7]. Когда христианство до крайности умалится на земле, тогда окончится жизнь мира [8]."
 
Все мы приходим в недоумение от призывов в Библии:
Мф. 19:
21 ...пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
или Лк. 14:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
или 2Кор. 6:
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.  
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.  
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель
Игнатий Брянчанинов разъясняет это недоумение. Есть два пути для верующих: путь спасения (для мирян) и путь совершенства (для монахов). Выше названные призывы - для монахов. Для мирян путь спасения: вера, желание жить по заповедям Божиим и покаяние в отклонениях от заповедей Божиих. Два пути для верующих следуют из:
Мф. 19:
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?  
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.  
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;  
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.  
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?  
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
 
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=814  
"Монах. Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь или жительство, доставляющие спасение, и путь или жительство, доставляющие совершенство. Последние путь и жительство Господь назвал последованием Себе, так как они служат точнейшим выражением учения, преподанного Господом, и посильным подражанием тому роду жизни, который проводил Господь во время Своего земного странствования. Условия спасения заключаются в вере во Христа [32], в жительстве по заповедям Божиим [33], и в врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей [34]: следовательно спасение предоставлено, и оно возможно, всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не противных Закону Божию. К последованию Господу некоторые были призваны Самим Господом, как Апостолы; но вообще последование Господу предоставлено Господом на произвол каждого [35], что явствует из всех мест Евангелия, где Господь говорит об этом предмете. Аще кто хощет ко Мне ити [36], аще хощеми совершен быти [37], аще кто грядет по Мне [38], говорит Господь в начале учения о последовании и христианском совершенстве. Принятие на себя жительства зависит от произвола; но условия для жительства предписаны уже Господом; без сохранения этих условий последование Господу не может состояться. Условия последования, или пути и жительства, ведущих к совершенству, Господь изобразил так: Аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет [39]. Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене [40], взем крест [41]. Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет, не может Мой быти ученик. Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик [42]. Здесь предписаны именно те условия, из которых составляются существенные обеты монашества; монашество, как мы сказали, в начале своем было не что иное, как уединенное, отдаленное от молвы жительство христиан, стремившихся к христианскому совершенству. Христиане многолюдной и богатой Александрии удалились в предместья города по наставлению святого евангелиста Марка; то же самое наставление дает святой апостол Павел и всем христианам, желающим вступить в теснейшее общение с Богом. Вы бо есте, говорит он, церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоты их неприкасайтеся, и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель [43]. Святой Иоанн Лествичник относит это призвание именно к монахам [44]. Вышеприведенные слова Господа точно так понимались в первенствующей Церкви, как они объяснены здесь. Святой Афанасий Великий в жизнеописании преподобного Антония Великого говорит, что Антоний, будучи юношею, вошел в церковь для молитвы. В тот день читалось Евангелие от Матфея [45] о богатом человеке, вопрошавшем Господа о спасении и совершенстве. Когда прочитаны были вышеприведенные слова: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и прочее, Антоний, которого в душе занимал вопрос о том, какой род жизни избрать ему, ощутил особенное сочувствие к этим словам, признал, что Сам Господь сказал их ему, почему немедленно продал свое имение, и вступил в монашество [46]. Эта слова Господа и ныне признаются святою Церковью основными для монашества, всегда читаются при пострижении в монашество [47]. — Помещение монашества вдали от селений, в пустынях, совершилось по откровению и повелению Божиим. Преподобный Антоний Великий призван Богом к жительству в глубокой пустыне; преподобному Макарию Великому повелел Ангел поместиться в пустыне Скитской [48], преподобному Пахомию Великому повелел также Ангел учредить в пустыне иноческое общежитие, и предал письменные правила для жительства иноков [49]. Упомянутые преподобные были мужи, исполненные Святого Духа, пребывавшие постоянно в общении с Богом, служившие для иночества глаголом Божиим, как служил им Моисей для израильтян. Святой Дух постоянно, чрез все века христианства, светил на монашество. Учение Святого Духа, учение Христово, учение Божие о иночестве, о этой наук из наук [50], как выражаются святые Отцы о этой Божественной науке, изложено преподобными иноками со всею отчетливостью и полнотою в их Боговдохновенных писаниях. Все они свидетельствуют, что установление монашества, этого сверх-естественного жительства, никак не дело человеческое: оно — дело Божие. Оно, будучи сверхестественно, не может быть делом человеческим, не может не быть делом Божиим."
 
Немного далее:
 
"Мирянин. Ныне очень многие утверждают, что безбрачная жизнь неестественна человеку, невозможна для него, что заключение законной двери для естества только заставляет естество искать дверей незаконных.  
 
Монах. Свойственно каждому человеку судить по собственным опытам. Неизвестное и неиспытанное представляется невозможным, а известное и испытанное представляется принадлежностью всех. Святые Отцы, писавшие об этом предмете, согласны, что безбрачная жизнь неестественна падшему естеству, что она была естественна человеку до его падения [72], что по обновлении естества способность к девству и безбрачной жизни возвращена естеству, что девство и безбрачная жизнь почтены выше брака, хотя и супружеская жизнь возведена христианством на более высокую степень, нежели на какой она стояла до христианства [73]. Богочеловек проводил жизнь девственную; Пресвятая Матерь Его была и пребыла Девою; святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками. С появлением христианства появились полки девственников и девственниц. Этот подвиг был крайне редок до обновления естества Искупителем. При посредстве искупителя благоволение Божие излилось на человеков, как справедливо воспели Ангелы [74], и освятило человеков многоразличными дарами благодати. Благодатное обилие христиан живописно изображается в поучении, которое, по церковному уставу, должен прочитывать иерей новобрачным по окончании чина венчания. “Великая нива Церкви великого Обладателя, Бога, трояким образом возделывается, троякими украшается жатвою и плодом. Первая часть этой нивы возделывается возлюбившими девство и хранящими его нерастленно до конца жизни, и приносит она в житницу Господню плоды добродетелей во сто крат. Вторая часть нивы возделывается воздержанием вдовства, и приносит плоды в шестьдесят крат. Третья возделывается сожитием сочетанных браком, и, если они проводят жизнь благочестиво, в страхе Божием, то нива плодоприносит в тридцать крат. На одной ниве находятся различные с различными плодами отделы, но все они блаженны и похвальны, соответственно назначению своему. Говорит Богомудрый Амвросий: девство проповедуем так, чтоб и вдов не отвергать; так почитаем вдов, чтоб и супружество сохранить в своей чести [75]”."
 
Кстати, очень красивый отрывок Мф 19:16-22!
 
По всему видно, что юноша, обратившийся к Иисусу, был истовым евреем, целиком живущим в законе. Возможно он был фарисеем и давно уже стяжал в себе достойного воскресения и жизни вечно, а возможно, нет, и весть о жизни вечной впервые услышал на проповедях Христа. В обоих случаях обнаруживает себя конкретика, которой он добивается. Даже живя соблюдая закон настолько полно, насколько в его силах, он не останавливается, вопрошая прямо: "Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" -- хотя, казалось бы, чего более искать еврею, полностью живущему в законе? Однако в его жизни есть недостаток, который его религиозное чувство остро ощущает.  
 
"Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?" (Мф 19:20)  
 
На вопрос о том, чего ему недостает, Иисус, как и всегда, отвечает удивительно! Он заводит речь о том, что юноше еще следует оставить! И оставить, оказывается, надо все: и имение свое, и даже жизнь свою, ибо далее воспоследовав полностью по пути Христову человек должен перейти и через казнь. Однако после слов: "пойди, продай имение твое и раздай нищим" -- Иисус резко меняет область разговора: "и будешь иметь сокровище на небесах" -- наступает время говорить и думать о сокровищах духа. Что же это за сокровища, которых недостает человеку в земной жизни? Иисус говорит: "и приходи и следуй за Мною."
 
Воспоследовав же мыслью за Иисусом, мы однако обнаружим на его пути после распятия и воскресения -- вознесение -- возвращение к Отцу, обретение Себя одесную Отца. И именно этого сокровища -- Бога остро не хватает еврею даже если он полностью живет в законе и обладает большим имением.  
 
Т.о. этот диалог показывает жажду которую испытывает Израиль, не менее, чем все страны и народы, и которую пришел утолить Христос -- жажду воссоединения с Отцом, без Которого любой закон пуст, и как путь к Которому моисеев закон и дан. Юноша исполнял закон и ходил перед Богом, но Бога не видел, испытывал Его недостаток, Бога нечто заслоняло, и это и открывается с ответом юноши: " все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?" -- и тогда Иисус говорит юноше, что ему нужно сделать, чтобы не испытывать недостаток: оставить имение свое, которое закрывает от него Бога.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Игнатий Брянчанинов разъясняет это недоумение. Есть два пути для верующих: путь спасения (для мирян) и путь совершенства (для монахов). Выше названные призывы - для монахов.
 
На самом деле, это очень вольная трактовка. Христос ничего не говорил о монахах. Его слова обращены к Его последователям, то есть к тем, кто хочет быть христианами. Разделение на монашествующих и мирских - не новозаветное. И совершенно не в духе первоначальной Церкви.  
 
Меня также удивляет что Брянчанинов разделяет пути спасения для мирян и монашества, и пытается внедрить это разделение в слова Христа как два взаимоисключающих совета, данных одному и тому же человеку.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 14 След.