To Жан-Поль Диполь Цитата |
---|
По всему видно, что юноша, обратившийся к Иисусу, был истовым евреем, целиком живущим в законе. Возможно он был фарисеем и давно уже стяжал в себе достойного воскресения и жизни вечно, а возможно, нет, и весть о жизни вечной впервые услышал на проповедях Христа. |
То ли я Вас неправильно поняла, то ли Вы фарисеев считаете достойными? В Евангелии Христос никогда не осуждает блудниц и мытарей, но постоянно обличает фарисеев. Например, называет их гробами крашенными. А в притче о фарисее и мытаре, Христос говорит, что мытарь раньше войдёт в Царствие небесное, чем фарисей. Фарисеи распяли Христа, потому что не могли воспринимать новое учение. Поэтому юноша, который вопрошает
Цитата |
---|
чего еще недостает мне? |
, не может быть фарисеем.
Цитата |
---|
Но в таком случае, возможно, монахи -- это ученики "с двоечки на троечку"? Ведь многие заповеди они отрекаются исполнять, такие как заповедь семьи: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" и "почитай отца и мать", заповедь владычиства над землей: "и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" а также заповедь любви к ближнему. Монах настолько всецело сосредотачивается на Боге, что отрекается от даров Его: жизни, свободы, власти, семьи, любви ближнего. Это ли благодарная любовь?))) |
Вы перечислили человеческие заповеди, т.е заповеди, которые учат отношениям между людьми и с земной средой обитания. Но первая и наибольшая заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим." Т.е. наибольшая заповедь учит отношениям человека и Бога. И эта заповедь настолько больше всех человеческих заповедей, насколько Царствие Небесное больше земной жизни, насколько вечность больше земной жизни. Вы ведь правильно написали про юношу:
Цитата |
---|
Юноша исполнял закон и ходил перед Богом, но Бога не видел, испытывал Его недостаток, Бога нечто заслоняло, |
У монахов меньше того, что заслоняет их от Бога. Значит они учатся на более высоку оценку, чем миряне. И то, про что написала Мист:
Цитата |
---|
полагали себя гораздо более слабыми и недостойными, нежели те, кто спасаются в искушениях житейских. |
, только доказывает это. Они так считали не потому, что на самом деле были более слабыми и недостойными, а потому, что видели свои многочисленные грехи. "Сильные и достойные" не видят у себя никаких грехов.
Цитата |
---|
Нет, монашеский и мирской путь различаются чем угодно, но не иерархическим приоритетом. |
Ещё раз читаем Евангелие:
Цитата |
---|
Мф. 19: 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. |
Мне кажется, что очень даже понятно сказано. Первая ступень - получение вечной жизни. Это как бы просто милость Божья: за веру, за старание жить по заповедям Божьим, за покаяние о нехватке сил жить по заповедям Божьим. И перечисляет-то Христос только человеческие заповеди, об уподоблении Богу даже не говорит. Вторая ступень - о совершенстве, об общем пути с Христом, об уподоблении Христу. Христос был нищим, Христос был безбрачным, Христос уходил в пустыню и т.д.
Цитата |
---|
о подвиге целомудренного брака или о подвиге целомудренного безбрачия - |
Об этом Христос сказал однозначно:
1Кор. 7:
32 ...
Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене ...Причём далее написано, что женитьба это не грех. Опять разговор про две ступени. И разве не ясно, какая из ступеней выше, ближе к Богу, ценнее для души в смысле вечности?!
Цитата |
---|
Если вчитаться в наставления Исаака Сирина и других аскетов, то становится совершенно очевидно, что монашеский подвиг отшельничества, например, нужен хрупким и тонким душам, которые страшаться не устоять в соблазнах мира, это отнюдь не путь сильных. |
По-моему, это лукавство, желание мирян оправдать себя. То же самое, что алкоголик будет яростно протестовать против утверждения: алкоголь - удел слабых.
Цитата |
---|
монашеские общины Исаак Сирин вообще почти прямо называет рассадником соблазнов. |
Святой Исаак Сирин принял монашеский подвиг в юности и стал святым отцом. Если и называет рассадником соблазнов, то по отношению к отшельничеству, а никак не по отношению к мирской жизни.
Цитата |
---|
Биография О земной жизни преп. Исаака Сирина известно очень мало. Из немногочисленных источников, дошедших до наших дней, ясно лишь то, что вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар-Матфея около Ниневии. Учёность и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преп. Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушёл из монастыря в затвор. Брат его не раз убеждал его вернуться в обитель, но преподобный не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преп. Исаака распространилась повсюду, он был возведён на епископскую кафедру города Ниневии, будучи посвящен в монастыре Беф-Абе патриархом Георгием. Видя грубые нравы жителей этого города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в Скитскую пустыню (монастырь Раббан-Шабор). Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. Известно также, что в конце жизни преподобный ослеп, и его ученики записывали за ним его наставления. |
Я полистала у себя маленькую книжку Исаака Сирина. Она представляет из себя отрывки из "слов подвижнических", подобранных для мирян. И даже для мирян - постоянные призывы к уединению, к выходу из мира, к удалению от общения с людьми. И не потому даются эти призывы, что
страшно не устоять в соблазнах мира, а просто-напросто потому, что в суете мира трудно общаться с Богом. Грубый пример: рыбе не выжить на песке, чтобы выжить, ей надо быть в воде. И нелогично рыбе сказать: что, слабо, выжить на песке!