Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Толкование Библии
 
Предлагаю начать отдельную тему для совместного прояснения темных для нас отрывков Писания.

Мое поверхностное знакомство с экзегетикой подсказывает, что у библейских текстов есть множество наслоившихся друг на друга смысловых пластов: личный, общественный, исторический, аскетический, мессианский, онтологический, эсхатологический -- всех не перечесть. Увидеть все их одному человеку не под силу, поэтому частный взгляд каждого, думаю, будет интересен всем.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 14 След.
Ответы
 
To Mysth
 И у святого Иоанна Лествичника тоже очень вольная трактовка.      
http://ru.wikisource.org/wiki/Лествица/Слово_2  
9. Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие - отвержение тщеславия, которое следует за послушанием. Изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь (2 Кор. 6, 17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это - победные почести иноков и мир не может вместить оных; если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?
 
To Жан-Поль Диполь
Цитата
как два взаимоисключающих совета, данных одному и тому же человеку.
Совсем не взаимоисключающих. А две разных последовательных степени. Первой степенью юноша уже овладел, а на вторую степень он не готов.
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
И у святого Иоанна Лествичника тоже очень вольная трактовка
 
 
Разумеется. Начало  монашества - это 4 век. Отношения у монахов с Церковью очень часто  были более чем натянутые, о чем история свидетельствует (взять хотя бы историю с Оригеном). Мы можем воспринимать их толкования, конечно, как возможные - но и только.
 
В данном случае - это не более чем полемический ход:
 
 
Цитата
Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это - победные почести иноков и мир не может вместить оных; если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?
 
Разумеется, чудеса христиане творили и до появление монашества (и более всего в апостольский век) - иночество здесь ни при чем. Противопоставление же монахов мирянам говорит об оскудении новозаветного духа, поскольку изначально противополагался мир, лежащий во зле - и все христиане, просвещенные Святым Крещением, обновленные Духом. Никакой особой касты монахов или клириков в Церкви нет и быть не может - это противоречит принципу евангельской Любви и соборности Церкви.  
 
Взгляд православного священника:
 
"А в чем мне видится корень зол? Где зарыта собака, страх перед который парализует духовные члены человека? Опять таки где-то там. В мифическом золотом веке христианства. В искусственном противопоставлении монашеского и мирского.  
 
"Вот кстати, БПП практически не понятен подвиг монашества. Нет, не то чтобы логики не хватает, как раз на этой логике возникает вопрос – как могло появиться такое противопоставление, если и у монахов и у мирян одни и те же цели. Мне конечно возразят, что никого противопоставления нет, что оба этих пути одинаковы. Между тем в традиционном восприятия верующего человека подвиг монашеского делания ведущего ко спасению, несоизмеримо выше такого же подвига делания мирского человека.
 
Мне конечно проще - я практически все понимаю из того, что слышу за богослужением. Но увы, идея духовного роста, аскезы, погребена под глубоким скепсисом. Плотно укоренившаяся мысль о невозможности святости за пределами монашества, подкрепляемая чтением Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и Аввы Дорофея – говорит мне об одном, - напрасно ты тщишься тщаться.
 
http://pretre-philippe.livejournal.com/207127.html?thread=9396247  
 
 
 
 
Священномученик Илларион (Троицкий):
 
 
"Год тому назад, мой дорогой друг, в одном из писем к тебе я коротко, - помнится, страничках на двух, - коснулся вопроса о монашестве и христианстве, об их единстве по существу. От тебя последовал ответ еще более краткий, где ты не берешься спорить со мной, но все-таки не соглашаешься. А мне хотелось бы и по этому вопросу установить с тобой дружеское единомыслие. Мне досадно чувствовать, что в данном случае нашему единомыслию мешает лишь распространенный предрассудок, который, к моему сожалению и огорчению, разделяешь отчасти и ты. Говорю отчасти, потому что не хочется мне верить и знать, будто этот предрассудок укоренился в душе твоей глубоко. "Что за предрассудок?" - спросишь ты. Предрассудок против монашества. Состоит он, по-моему, в том, что слишком превозносят монашество, но не искренно, а лишь с той лукавой целью, чтобы потом больше, чем следует, всячески бранить.
 
Предрассудок против монахов, монашества лукав и еще с одной стороны, а именно: думают, что христианский идеал во всей его высоте обязателен и нужен только монахам, а мирянам... ну а мирянам нужно что-нибудь более сходное, более легкое. "Мы не монахи!" Этим объясняется и извиняется для мирян все. Я даже в отчете об одном из сенсационных судебных процессов читал любопытную подробность. Допрашивают одного джентльмена, изменял ли он своей жене и часто ли. Он отвечает: "Конечно, монахом я не жил!" Разве это не кажется тебе характерным?
 
У нас стало два христианства, два христианских идеала: один для монахов, другой для мирян. Такое разделение Христова идеала я считаю нелепым принципиально и крайне вредным практически. Вот почему и горько мне сознавать, что мой умный и добрый сердцем друг склонен разделять предрассудок, выросший на почве человеческого недомыслия. Этот вредный предрассудок, друг мой, тебе не к лицу, и я прошу тебя со мной вместе продумать еще раз поставленный мной вопрос.
 
Итак, одно христианство или два? Един ли Христов идеал или различен? Думаю, согласишься со мной без спора, что христианство одно и Христов идеал един. Но, может быть, в идеале различные ступени совершенства? Друг! Ведь это же нелепость! Разве в идеале бывают высшие и низшие ступени? Ведь идеал – бесконечность, а бесконечность всегда себе равна. Ты знаешь, где кратко выражен идеал христианства? В 48-й ст. V главы Евангелия от Матфея: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Допустимы ли какие-нибудь степени в этом идеале? Конечно, в достижении этого "будьте совершенны" может быть бесчисленное множество ступеней, но идеал-то остается все же единым, и он един для всех. ХРИСТОС ВЕДЬ УЧИЛ  НЕ МОНАХОВ, А ВСЕХ ЛЮДЕЙ, - И УЧИЛ ОДНОМУ. Право же, друг, мне как-то неловко раскрывать Евангелие и доказывать то, что само собой ясно. Увы, в наше время вражда к монашеству ослепила многих настолько, что они готовы отвергать даже истины самоочевидные.
 
http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/edinstvoideala.htm  
 
 
 
По сути, прямая полемика со святителем Игнатием ( при всем моем уважении ) - в словах святителя Иоанна Златоуста:
 
"Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что другое требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Так, гневающийся на брата своего напрасно, будет ли он мирянин или монах, одинаково оскорбляет Бога, и взирающий на женщину ко еже вожделети ея будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (Мф. 5, 22, 28). Если же можно прибавить что-либо по соображению, то – мирянин менее извинителен в этой страсти; потому что не все равно, тот ли прельстился красотой женщины, кто имеет жену и пользуется этой утехой, или будет уловлен этим грехом тот, кто вовсе не имеет такой помощи (против страсти). Также клянущийся, будет ли он тем или другим, одинаково будет осужден, потому что Христос, когда давал касательно этого повеление и закон, не сделал такого различения и не сказал, если клянущийся будет монах, то клятва его от лукавого, а если не монах, то нет; а просто и вообще всем сказал: Аз же глаголю вам не клятися всяко (Мф. 5, 34). И еще сказав: горе смеющимся (Лк 6, 25), не прибавил — монахам, но вообще всем положил это правило; так Он поступил и во всех прочих, великих и дивных, повелениях. Когда, например, Он говорит: блажени нищии духом, плачущии, кротции, алчущии и жаждущии правды, милостивии, чистии сердцем, миротворцы, изгнани правды ради, несущие за Него от внешних (неверующих) упомянутые и неупомянутые поношения (Мф. 5, 3-11), то не приводит названия ни мирянина, ни монаха; такое различие привнесено умом человеческим. Писания же не знают этого, но желают, чтобы все жили жизнью монахов, хотя бы и имели жен.
 
To Mysth
 
Цитата
"А в чем мне видится корень зол? ... В искусственном противопоставлении монашеского и мирского.
Ага, - в искусственном. О чём вообще разговор, ведь все люди живут не иначе, как:
Цитата
21 ...пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.  или Лк. 14:  26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
 
 
To Mysth
Цитата
Разумеется. Начало  монашества - это 4 век.
http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=814  
 
"Мирянин. Когда началось монашество?  
 
Монах. Со времени Апостолов, по удостоверению преподобного Кассиана [11]. Преподобный Кассиан, писатель и инок четвертого века, обозревший иноческие обители Египта, в котором тогда особенно процветало монашество, проведший значительное время между иноками Египетского Скита, и предавший позднему потомству уставы и учение египетских монахов, говорит, что в первые времена христианства получили в Египте наименование монахов избранные ученики святого апостола, евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Они удалились в самые глухие пригородные места, где проводили возвышеннейшее жительство по правилам, которые предал им Евангелист [12]. — В жизнеописании преподобномученицы Евгении повествуется, что в царствование римского императора Коммода — Коммод вступил на престол в 180 году по рождестве Христовом — вельможа римской Филипп сделан был правителем Египта. В то время в александрийском предместии был монастырь; о епископе того времени, святом Елие, упоминается, что он с юности вступил в монашество [13]. Иудейский историк Филон, современный апостолам, гражданин Александрии, описывает жизнь ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии, точно такою, какою изображена преподобным Кассианом жизнь первых александрийских монахов и называет жилища их монастырями [14]. Из описания Филона не видно, были ли ферапевты христианами; но описание Филона, как светского писателя, поверхностно; притом в это время многие не отличали христианства от иудейства, признавая первое сектою второго. В жизнеописании преподобного Антония Великого, которое составил современник его, святой Афанасий Великий, архиепископ александрийский, упоминается, что в то время, как святой Антоний вступил в монашество, — Антонию тогда было около 20-ти лет, — монахи египетские проводили уединенную жизнь в окрестностях городов и сел. Преподобный Антоний Великий скончался в 356-м году по рождестве Христовом, будучи 105-ти лет [15] . — Имеется факт, доказывающий, что и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Преподобномученица Евдокия, жившая в сирском город Илиополе, в царствование римского императора Траяна, обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором было 70 иноков. Евдокия, по принятии христианства, вступила в монастырь женский, в котором было 30 инокинь [16]. Траян начал царствовать с 96-го года по рождестве Христовом. ..."
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
в искусственном
 
 
Разумеется, в искусственном. Наш выдающийся экклессиолог священномученик Илларион Троицкий это замечательно показал. Я давала ссылку.
 
 
Цитата
ХРИСТОС ВЕДЬ УЧИЛ НЕ МОНАХОВ, А ВСЕХ ЛЮДЕЙ, - И УЧИЛ ОДНОМУ. Право же, друг, мне как-то неловко раскрывать Евангелие и доказывать то, что само собой ясно. Увы, в наше время вражда к монашеству ослепила многих настолько, что они готовы отвергать даже истины самоочевидные.
 
Евангельский идеал - один на всех. Разделять его на монашеский - немонашеский, мягко говоря, неканонично. И цитаты из Евангелия, которые Вы приводите, разумеется, обращены ко всем нам, христианам.  
 
Недавно прочитала у одного исследователя (к сожалению, забыла, у   кого именно), что бедой России (вслед за Византией) было вполне еретическое учение о том, что подлинно евангельским и спасительным является лишь монашеский путь совершенства. Это привело к тому, что христианское творчество и святость стали уделом монастырей - миряне же так и остались непросвещенными светом Христовой веры. И жили по принципу "не согрешишь - не покаешься", уповая на то, что в конце жизни смогут принять иноческий постриг.
 
На самом же деле, как пишет Илларион Троицкий, наши обеты при Крещении - это действительно монашеские обеты отречения от мира (понимаемого как совокупности страстей). Любой христианин, по сути, призван к тому, чобы стать монахом.
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Мирянин. Когда началось монашество?  
 
Монах. Со времени Апостолов
 
Слушала много лекций по истории Церкви - никто не относит возникновение монашества к апостольскому веку. Самое раннее - 3 век.  
 
Здесь, правда, может быть  некоторая путаница понятий, поскольку некоторые первые христианские общины могли иметь подобие монастырского устава.  
 
To Божий одуванчик
 
Общепринятая в науке точка зрения -  
 
"Основателем христианского монашества часто считают св. Антония Великого (ок. 250 — ок. 356)".
 
http://family-history.ru/material/history/christianity/christianity_17.html  
 
Расцвет египетского монашества- это, конечно, 4 век.
 
To Mysth  
Цитата
ХРИСТОС ВЕДЬ УЧИЛ НЕ МОНАХОВ, А ВСЕХ ЛЮДЕЙ, - И УЧИЛ ОДНОМУ.
И кто же с этим будет спорить?    
 
Но кто-то учится "с двоечки на троечку", кто-то "на отлично". Это совершенно естественный процесс, никак не искусственный.  
 
To Божий одуванчик
Но в таком случае, возможно, монахи -- это ученики "с двоечки на троечку"? Ведь многие заповеди они отрекаются исполнять, такие как заповедь семьи: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" и "почитай отца и мать", заповедь владычиства над землей: "и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" а также заповедь любви к ближнему. Монах настолько всецело сосредотачивается на Боге, что отрекается от даров Его: жизни, свободы, власти, семьи, любви ближнего. Это ли благодарная любовь?)))  
 
Нет, монашеский и мирской путь различаются чем угодно, но не иерархическим приоритетом.
 
Если вчитаться в наставления Исаака Сирина и других аскетов, то становится совершенно очевидно, что монашеский подвиг отшельничества, например, нужен хрупким и тонким душам, которые страшаться не устоять в соблазнах мира, это отнюдь не путь сильных. А монашеские общины Исаак Сирин вообще почти прямо называет рассадником соблазнов.
 
Это не такой поверхностный вопрос, в котором можно сказать однозначно, что есть высша заслуга: спасаться в ските, в монашеской общине или в миру.  
 
Христос сказал: "Кто может вместить, да вместит." (Мф 19:12) На мой взгляд, именно неясность о том, о чем он это сказал: о подвиге целомудренного брака или о подвиге целомудренного безбрачия -- как вторая грань во второй раз отражает красоту смысла: какой подвиг человек может вместить, пусть тот и вмещает, идет путем ему предначертанным и ему посильным, а не чужим путем.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Но кто-то учится "с двоечки на троечку", кто-то "на отлично". Это совершенно естественный процесс, никак не искусственный.
 
Разумеется. Но наше преуспеяние отнюдь не зависит от того, в схиме мы или нет. История знает массу примеров нерадивейших монахов и периодов глубочайшего упадка монастырской жизни. Между тем какой похвалы заслуживают иные сельские батюшки, обремененные большим семейством, но при этом окормляющие всех страждущих, больных, немощных, умирающих? Это ли не подлинное исполнение евангельское идеала? По-настоящему смиренные монахи никогда не противопоставляли свой путь мирскому как путь совершенных пути немощных - напротив (здесь Жан-Поль Диполь совершенно прав), полагали себя гораздо более слабыми и недостойными, нежели те, кто спасаются в искушениях житейских.
 
To Жан-Поль Диполь  
Цитата
По всему видно, что юноша, обратившийся к Иисусу, был истовым евреем, целиком живущим в законе. Возможно он был фарисеем и давно уже стяжал в себе достойного воскресения и жизни вечно, а возможно, нет, и весть о жизни вечной впервые услышал на проповедях Христа.
То ли я Вас неправильно поняла, то ли Вы фарисеев считаете достойными? В Евангелии Христос никогда не осуждает блудниц и мытарей, но постоянно обличает фарисеев. Например, называет их гробами крашенными. А в притче о фарисее и мытаре, Христос говорит, что мытарь раньше войдёт в Царствие небесное, чем фарисей. Фарисеи распяли Христа, потому что не могли воспринимать новое учение. Поэтому юноша, который вопрошает  
Цитата
чего еще недостает мне?
, не может быть фарисеем.  
Цитата
Но в таком случае, возможно, монахи -- это ученики "с двоечки на троечку"? Ведь многие заповеди они отрекаются исполнять, такие как заповедь семьи: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" и "почитай отца и мать", заповедь владычиства над землей: "и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" а также заповедь любви к ближнему. Монах настолько всецело сосредотачивается на Боге, что отрекается от даров Его: жизни, свободы, власти, семьи, любви ближнего. Это ли благодарная любовь?)))
Вы перечислили человеческие заповеди, т.е заповеди, которые учат отношениям между людьми и с земной средой обитания. Но первая и наибольшая заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим." Т.е. наибольшая заповедь учит отношениям человека и Бога.  И эта заповедь настолько больше всех человеческих заповедей, насколько Царствие Небесное больше земной жизни, насколько вечность больше земной жизни. Вы ведь правильно написали про юношу:  
Цитата
Юноша исполнял закон и ходил перед Богом, но Бога не видел, испытывал Его недостаток, Бога нечто заслоняло,
У монахов меньше того, что заслоняет их от Бога. Значит они учатся на более высоку оценку, чем миряне. И то, про что написала Мист:  
Цитата
полагали себя гораздо более слабыми и недостойными, нежели те, кто спасаются в искушениях житейских.
, только доказывает это. Они так считали не потому, что на самом деле были более слабыми и недостойными, а потому, что видели свои многочисленные грехи. "Сильные и достойные" не видят у себя никаких грехов.      
Цитата
Нет, монашеский и мирской путь различаются чем угодно, но не иерархическим приоритетом.
Ещё раз читаем Евангелие:  
Цитата
Мф. 19:  
 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?  
 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.    
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;  
 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.  
 20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?  
 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Мне кажется, что очень даже понятно сказано. Первая ступень -  получение вечной жизни. Это как бы просто милость Божья: за веру, за старание жить по заповедям Божьим, за покаяние о нехватке сил жить по заповедям Божьим. И перечисляет-то Христос только человеческие заповеди, об уподоблении Богу даже не говорит. Вторая ступень - о совершенстве, об общем пути с Христом, об уподоблении Христу. Христос был нищим, Христос был безбрачным, Христос уходил в пустыню и т.д.  
Цитата
о подвиге целомудренного брака или о подвиге целомудренного безбрачия -
Об этом Христос сказал однозначно:  
1Кор. 7:
32 ... Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене ...
Причём далее написано, что женитьба это не грех. Опять разговор про две ступени. И разве не ясно, какая из ступеней выше, ближе к Богу, ценнее для души в смысле вечности?!  
Цитата
Если вчитаться в наставления Исаака Сирина и других аскетов, то становится совершенно очевидно, что монашеский подвиг отшельничества, например, нужен хрупким и тонким душам, которые страшаться не устоять в соблазнах мира, это отнюдь не путь сильных.
По-моему, это лукавство, желание мирян оправдать себя. То же самое, что алкоголик будет яростно протестовать против утверждения: алкоголь - удел слабых.      
Цитата
монашеские общины Исаак Сирин вообще почти прямо называет рассадником соблазнов.
Святой Исаак Сирин принял монашеский подвиг в юности и стал святым отцом. Если и называет рассадником соблазнов, то по отношению к отшельничеству, а никак не по отношению к мирской жизни.  
Цитата
Биография
 
О земной жизни преп. Исаака Сирина известно очень мало. Из немногочисленных источников, дошедших до наших дней, ясно лишь то, что вместе со своим братом он поступил в монастырь Мар-Матфея около Ниневии. Учёность и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преп. Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушёл из монастыря в затвор. Брат его не раз убеждал его вернуться в обитель, но преподобный не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преп. Исаака распространилась повсюду, он был возведён на епископскую кафедру города Ниневии, будучи посвящен в монастыре Беф-Абе патриархом Георгием. Видя грубые нравы жителей этого города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в Скитскую пустыню (монастырь Раббан-Шабор). Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. Известно также, что в конце жизни преподобный ослеп, и его ученики записывали за ним его наставления.
Я полистала у себя маленькую книжку Исаака Сирина. Она представляет из себя отрывки из "слов подвижнических", подобранных для мирян. И даже для мирян - постоянные призывы к уединению, к выходу из мира, к удалению от общения с людьми. И не потому даются эти призывы, что страшно не устоять в соблазнах мира, а просто-напросто потому, что в суете мира трудно общаться с Богом. Грубый пример: рыбе не выжить на песке, чтобы выжить, ей надо быть в воде. И нелогично рыбе сказать: что, слабо, выжить на песке!    
 
"Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова,
составленное его ближайшими учениками в 1881 году."
 
http://www.booksite.ru/usadba_new/brenko/3_23.htm  
Из главы 7:
"Вступив на новое поприще начальника иноческого общежития, о. Игнатий был в полном смысле слова Аввою общества иноков. Следующий отрывок из его аскетических сочинений изображает нам, каким духом он водился в деле назидания иноков: «Скажу здесь о монастырях российских мое убогое слово, – плод многолетнего наблюдения, может быть, начертанное на бумаге, оно пригодится для кого-нибудь! Ослабела жизнь иноческая, как и вообще христианская, ослабела иноческая жизнь потому, что она находится в неразрывной связи с христианским миром, который, отделяя в иночество слабых христиан, не может требовать от монастырей сильных иноков, подобных древним, когда христианство, жительствовавшее посреди мира, преизобиловало добродетелями и духовною силою. Но еще монастыри, как учреждение Святого Духа, испускают лучи света на христианство; еще есть там пища для благочестивых; еще есть там хранение евангельских заповедей,  еще там строгое и догматическое и нравственное православие; там, хотя редко, обретаются живые скрижали Святого Духа. Замечательно, что все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые, в отдалении от знакомства внутри и вне монастыря, возделали себя чтением писания и святых отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого воздаяния, там – бесплодие.
 
В чем состоит упражнение иноков, для которого – и самое иночество? Оно состоит в изучении всех заповеданий, все слов Искупителя, в усвоении их уму и сердцу. Инок соделывался зрителем двух природ человеческих: природы поврежденной, греховной, которую он видит в себе, и природы обновленной, святой, которую он видит в Евангелии. Десятословие Ветхого Завета отсекало грубые грехи, Евангелие исцеляет самую природу, болезнующую грехом, стяжавшую падением свойства греховные. Инок должен при свете Евангелия вступить в борьбу с самим собою, с мыслями своими, с сердечными чувствованиями, с ощущениями и пожеланиями тела, с миром, враждебным Евангелию, с миродержателями, старающимися удержать человека в своей власти и плене. Всесильная истина освобождает его (*Иоанн. 8, 32); освобожденного от рабства греховных страстей запечатлевает, обновляет, вводит в потомство Нового Адама, всеблагий Дух Святый» (Аскет оп. изд. 1865 г. Т. 1, стр. 645-647)."
 
To Божий одуванчик
Иисус был евреем и проповедовал Евангелие согласно с фарисейским учением. Посему Иисус был фарисеем. Фарисейское учение было самое достойное среди течений иудаизма того периода (т.е. также учений саддукеев и ессеев), и современный иудаизм держит свои корни именно в фарисействе. Таким образом, споры Христа с фарисеями (а он всегда спорит только с фарисеями) -- это внутрифарисйские споры. Именно потому Иисус и спорит с фарисеями, а не с блудницами и мытарями, что был евреем-фарисеем, а не блудницей или мытарем.  
 
Более того, поскольку фарисейское учение оказало основную роль в развитии иудаизма, то спор Христа с фарисеями продолжается и поныне -- это спор Христа с евреями. Опять же, подчёркиваю, внутренний, основанный на том, что Иисус был евреем, и что иудаизм есть религия настоящего завета Бога с народом Израиля.
 
И самое важно -- это то, в чем Иисус обличает фарисеев.  
 
"И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают..." (Мф 23:2,3)"
 
Этот же текст в современном переводе:
 
"Учителя Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место. Поэтому слушайтесь их и во всем поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат." (Мф 23:2,3)
 
Фарисеи же обличали его не в том, что Он говорил, а в том, что Он говорил это, говорил это по праву равного Богу, по праву Сына Божьего.  
 
Поэтому назвать этого юношу фарисеем в тех обстоятельствах по моему мнению, есть комплимент. Впрочем, поскольку он был богат, это маловероятно.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Жан-Поль Диполь
Цитата
Иисус был евреем и проповедовал Евангелие согласно с фарисейским учением. Посему Иисус был фарисеем.
Ууужос! Христос не принёс в мир ничего нового! Христианство не отличается от иудаизма! И о чём только 2000 лет спор идёт!    
 
To Божий одуванчик
Христос принес в мир ничего нового, но больше, чем мог принести кто-либо. Христос принес в мир Бога, и только Бога, но во всей Его полноте: Христос принес Бога Отца как Отца. А ничего большего в мир Он и не принес.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
Наврал) Еще Христос принес в мир Сына -- в себе и Духа -- в таинствах.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
У монахов меньше того, что заслоняет их от Бога. Значит они учатся на более высоку оценку, чем миряне.
 
 
Взгляд распространенный - но, увы, очень схематичный, не учитывающий всей сложности жизни. Мне кажется, я поняла, на чем базируется Ваше (и не только!) понимание. Дело в том, что Вы путаете риторическую условность монашеской литературы с догматическим учением Церкви. Да, в монашеских поучениях, рассчитанных изначально на монашескую среду (sic!), можно встретить иерархическое противопоставление монашеского и мирского, суетного пути. Однако делается с понятными ВОСПИТАТЕЛЬНЫМИ  целями - укрепить подвижника в его выборе. Точно так же Вы можете столкнуться с рассуждениями о женщине как сосуде греха и дьявольском соблазне. Однако ж, надеюсь, Вам не придет в голову воспринимать эти фигуры речи в качестве догмата Церкви?  Еще пример: для византийской гимнографии очень характерны гиперболы, поэтому припевом Канона ко Пресвятой Богородице являются странные с вероучительной точки зрения слова "Пресвятая Богородица, спаси нас". С христианской точки зрения это самая что ни на есть ересь, ибо спасает лишь Бог. Однако РИТОРИЧЕСКИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ УСЛОВНОСТИ Церковью никогда не догматизировались. В данном случае перед нами всего лишь определенный прием. Что касается церковного учения, оно вполне выражено в той ссылке на священномученика Иллариона Троицкого, которую я Вам давала. Илларион Троицкий доступным нам языком выразил святоотеческое учение о Церкви как Едином соборном организме, в котором нет места узкокорпоративной этике и разделению спасительного идеала Христова. И миряне, и монахе призваны к единому идеалу совершенства.
 
В наше время, когда рассчитанная на узкие цели аскетическая литература стала всеобщим достоянием и любой новоначальный может читать ее  зачастую, к сожалению, без надлежащего духовного руководства, многие повреждаются. Поэтому некоторые священнослужители поднимают вопрос о том, насколько полезна мирянам монашеская литература. Чтобы адекватно понимать то, что читаешь, нужно знать язык той культуры, к которой принадлежит той или иной автор. Поэтому, прежде чем приступать к чтению сирийских или египетских подвижников, я бы на Вашем месте ознакомилась с историческими, филологическими  и культурологическими работами исследователей в данной области.
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
И разве не ясно, какая из ступеней выше, ближе к Богу, ценнее для души в смысле вечности?!
 
По учению Церкви состояние брачное ничуть не умалено перед безбрачием. Никаких иерархических предпочтений. Как писал святитель Иоанн Златоуст, мирянин - это тот же монах, несмотря на наличие жены (точнее - он призван к такому же подвижничеству на своем месте).  
Хотя, опять-таки, в монашеской литературе Вы, разумеется, найдете гимны безбрачию.    
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
То ли я Вас неправильно поняла, то ли Вы фарисеев считаете достойными?
 
 
А чем недостойны фарисеи? Жан-Поль Диполь совершенно прав: это было достойнейшее из течений иудаизма, особенно на фоне скептиков и интеллектуалов саддукеев. Апостол Павел был фарисеем. Наверняка Вы слышали о Гиллеле и Гамалииле. Что плохого в этих достойнейших мужах? Часть фарисеев приняла Христа, часть - нет. Но то же самое можно сказать обо всем народе. Какой смысл выделять какую-то одну секту?
 
To Mysth
Цитата
Дело в том, что Вы путаете риторическую условность монашеской литературы с догматическим учением Церкви.
Во-первых, уж не думайте, пожалуйста, что только Вы одна можете отличить где образность, а где догматика. Во-вторых, у святых отцов образность - это та же истина. Представьте, что Вы ребёнку будете объяснять что такое электричество. Не знаю, какие Вы найдёте аналогии. Учёному такое объяснение будет смешным, но оно будет соответствовать истине.  
Веруете ли Вы в Духа Святого? Верите ли Вы в духоносность Святых Отцов? В то, что они стяжали Духа Святого? А что значит стяжание Духа Святого? Это значит, что человеку приоткрывается суть вещей, Истина. Кто больше приобщён к Духу Святому: Святые Отцы или историки, филологи, культурологи, священнослужители? А в чём сила православия? Сила православия в том, что оно опирается только на согласное учение Святых Отцов. Которые как ствол дерева. Взобраться по дереву невозможно иначе, как начиная со ствола. Если только не быть белкой, прыгающей с ветки на ветку.
 
Мне не понятно, почему Вы повернули разговор на противопоставление монашеского и мирского. Нет никакого противопоставления. Все люди учатся в одной школе. Просто один, пока ещё, учится в 1-ом классе, а другой - в 11-ом. Разве кому-нибудь придёт в голову сказать, что первоклассник хуже старшеклассника!
 
To Mysth
 Неужели Вам надо объяснять, что многие неучёные рыбаки, мытари и блудницы оказались праведнее многих фарисеев? Сердце у них чище, гордыни меньше. Живые они, а не гробы крашенные, которые не способны ни к любви, ни к развитию. Не все, конечно.
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Во-вторых, у святых отцов образность - это та же истина.
 
Я Вам говорила о том, риторические фигуры монашеской литературы не являются догматическим учением Церкви. Иначе пришлось бы признать, чо Церковь учит тому, что женщина - источник греховной скверны и дьявольский сосуд. А это очевидный абсурд. Здесь нет никакой истины - просто гиперболы, характерные вообще для литературы Ближнего Востока.
 
 
Цитата
Сила православия в том, что оно опирается только на согласное учение Святых Отцов.
 
О том и речь. Но при чем тут отдельные высказывания пустынножителей? Я же давала Вам ссылку, где выражено общецерковное понимание. Церковь не разделяет Евангельский идеал на части и не учит тому, что есть особый путь совершенства для монахов и совсем иной путь для мирян. Для всех идеал един. Мы с того и начали разговор.
 
 
Цитата
Кто больше приобщён к Духу Святому: Святые Отцы или историки, филологи, культурологи, священнослужители?
 
При чем тут приобщенность к Духу?  Речь шла о том, что воспринимать тот или иной язык культуры можно лишь приобщившись к этому языку. Безусловно, монахи-аскеты стяжали Дух Святой. Но Вам лично необходимы современные комментарии специалистов, потому что у Вас нет тех знаний, чтобы адекватно вопринимать монашеские писания.
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Мне не понятно, почему Вы повернули разговор на противопоставление монашеского и мирского.
 
Я не поворачивала разговор. Вроде как это вы писали -  
 
 
Цитата
Игнатий Брянчанинов разъясняет это недоумение. Есть два пути для верующих: путь спасения (для мирян) и путь совершенства (для монахов). Выше названные призывы - для монахов.
 
Так вот: это совершенно нецерковное учение (и приводились соответствующие ссылки). Либо Вы не до конца поняли святителя Игнатия, либо он (на это часто указывают специалисты) выразил здесь свое частное богословское мнение (теологумен). Это мнение не является общепризнанно-церковным. А вот то, что писал святитель Иоанн Златоуст, однозначно признано Церковью. Христос обращал свои призывы совершенства ко всем верующим - а не к какой-то узкой корпорации монахов:
 
"Не удивляйся, друг мой, что я сделал такую большую выписку из святого Иоанна Златоуста. Мне думается, что святой Иоанн Златоуст в приведенных словах совершенно ясно и убедительно доказал именно единство идеала Христова. Пред этим идеалом все равны: и монахи, и миряне А потому извинять себя в чем бы то ни было столь обычным присловьем "мы не монахи" - есть полнейшее непонимание сущности христианства, просто недомыслие.
 
От тебя, друг, я не жду такого возражения, какое, к сожалению, приходилось мне слушать от других. Именно, мне возражали "Что же, по-твоему, монахи могут жить по-мирски?". На это я отвечал – и, думаю, ты одобришь мой ответ – так: "Оставьте легкомыслие, потому что я говорю о деле серьезном и хочу говорить серьезно! Что же, и святой Златоуст желает, чтобы монахи во всем уподоблялись мирянам? Сказать, что все должны восходить на одну высоту, не значит сказать, что все равно могут лететь в одну пропасть". Вообще же я полагаю, что вопрос о единстве идеала Христова словами святого Златоуста раскрыт и решен совершенно достаточно. Следует признать как аксиому, в качестве исходного пункта, положение: монашество не выступает с каким-то особым идеалом, отличным от идеала общехристианского. Никакого особого идеала быть вообще не может, потому что идеал Христов вечен, неизменен и бесконечен.
 
http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/edinstvoideala.htm  
 
 
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Неужели Вам надо объяснять, что многие неучёные рыбаки, мытари и блудницы оказались праведнее многих фарисеев?
 
Не мне сравнивать праведность рыбаков с праведностью ученого фарисея апостола Павла.  
Я знаю лишь, что Церковь наша - это Церковь не только простецов, но и ученых людей, которые также подвизались, чтобы стяжать Дух Святой.
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
. Просто один, пока ещё, учится в 1-ом классе, а другой - в 11-ом. Разве кому-нибудь придёт в голову сказать, что первоклассник хуже старшеклассника!
 
И в одиннадцатом классе на все пятерки может учиться мирянин, у которого жена и восемь детей. А в первом, с двойки на тройку, - монах.  
 
А так все верно...  
 
To Mysth
 Не может монах учиться в первом классе. Старшеклассники называются монахами. Разве в монастырь принимают всякого? Я, например, могу поступить в монастырь?    
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 14 След.