Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
[ Закрыто ] О нравственности
 
Предлагаю разговор о нравственности. Она существует? Что её составляет? Можно ли научить нравственности?
 
Почему эта тема в ПиО? Наверное, потому что сегодня чего не коснись, всё втягивается в орбиту политики.
 
Итак, начнём разговор с ..... совести.
 
Совесть сегодня, как многие категории нравственности, подвергается обструкции либо искажениям, интерпретациям. Поэтому интересно будет "отделить зёрна о плевел".
Вот несколько комментариев из ин-та.
 
 
... Славянское понятие "совесть" не переводится буквально и дословно на другие языки мира. Это понятие-определение существует только у славян. СоВесть – соответствие Вести, соединение с Вестью. Для примера: совесть на английский язык переводится как Conscience. Так вот, обратный перевод с английского на русский дает договоренность. У нас такой перевод может прозвучать, как сделка с совестью.
Сегодня славянами можно назвать очень многие народы, даже те, которые объявляются не славянскими, если они живут по законам совести. Но, если человек не живет по совести, то пусть он трижды украинец, белорус, россиянин или поляк – его нельзя называть славянином.
--------------------------------
Слово "совесть" на английский переводится как "conscience". Мы видим 2 составляющих слова - приставку "con" (кон) и корень "science".
Указанная приставка в латинском и близких к нему языках обозначает совместность с чем-то, причастность к чему-то.
Как и русская "со" Корень обозначает "наука", "знание" и этимологически совместимо со значением "узнавать", "получать весть". То есть существует полноценный аналог слова "совесть" и на английском.
Совесть - то, что пришло вместе с вестью. И по-русски, и по-английски.
Естественно, учитывая неотрывность языка от традиции, можно понять, о какой вести идет речь. Речь идет о Благой Вести. "Благая Весть" по гречески - "Евангелие".
-------------------------------
Перевод из «Нового большого русско-английского словаря» ABBYY Lingvo
по-английски-conscience, по-немецки-Gewissen, по-французски-conscience, по-итальянски-coscienza, по-испански-conciencia, по-украински-совість, -ті, сумління
--------------------------------
Точный русско-английский перевод
conscience {имя существительное, ж.р.} (также: свобода вероисповедания);  
to conscience {глагол}(также: чувствовать себя виноватым в чём-л.)
-------------------------------
сердце ассоциируют с добротой
heart -> kindness
с совестью ассоциируют честность
honesty -> conscience
--------------------------------
С совестью скорее ассоциируется справедливость, а не честность. Честность -- это по закону, а справедливость -- это согласно нормам морали, что вообщем-то и есть по совести.
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 ... 25 След.
Ответы
 
To I7pOfeT
 
Цитата
Бездетны? Или просто одиноки?
В теме про ювенальную юстицию, помню, писал, кто такие воскресные мамы - те, кто родил от нескольких отцов и навещает поочерёдно на выходных своих детей. Но здесь сказывается долгое влияние на европейских женщин всех этих сионизьмов, феминизьмов и прочая... Когда это хрень выветрится, и "женщины", даже европейские, станут нормальными женщинами, вспомнят, как это прекрасно готовить и кормить свою семью, вот тут новые природные веяния и вступят в силу. В "Древо Жизни" как раз и описаны такие женщины из будущего.
 
Цитата
свободен-несвободен в смысле принуждения
Это в смысле, что женщина свободна от брачных обязательств как перед своим очередным мужем, так и перед своими очередными детьми от этого мужа. Это сегодня ум за разум заходит у некоторых женщин, и они кто в парламент лезет, кто в музейный храм попаясничать на амвоне за рассею-матушку. Но дурные влияния, которые за 8,5 тыс лет вносил сион, уйдут, искажения выправятся, женщины станут женщинами, мужчины - мужчинами. Но сегодня процент таким не весёлым и остаётся: всего ~15% в мире есть на сегодня нормальных женственных женщин с природной пропорцией инь-ян 70% на 30%, и нормальных мужественных мужчин, имеющих, соответственно, в себе 30% женского и 70% мужского. В то время, как по графику, так сказать, на земле должен был во всю уже развиться цивилизационный уклад белых в белом - фактически, йоговская цивилизации. А у нас что?... Чёрт знает что и сбоку бантик.
 
To kriut
 я немного неулавливаю
 
Цитата
те, кто родил от нескольких отцов и навещает поочерёдно на выходных своих детей.
это типа хорошо или плохо с Вашей точки зрения? По мне так это перверсия.  
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
To I7pOfeT
Высказывал своё отношение - мне это не нравится, я привык к другим нормам и нравам. Но и в воскресных мамах нужно различить то, что имеет под собой причины в феминизме (сионе), и те новые веяния приходящего алмазного периода. А на скандинавские страны веет больше - у них развитой социализм, прозрачная экономика, в том смысле, что нет в ней затемнений и всяких теневых образований, рычаги управления именно экономические. Вот я и предлагал вам ощутить, на сколько рано и неверно пытались внедрять идеи сексуальных коммун те нахватавшиеся вершков большевики тогда в 17, если даже спустя 100 лет, при возросшей скорости смены событий, нравов и т.д., вам сегодня кажется некоторые явления развитого социализма отчасти извращениями. ))) Это мы ещё не обсуждали генетическую принудительную чистоту населения при коммунизме, когда не будут разрешать рожать генетически не чистым родителям (приводил пример фильма "Гаттака", или из последнего - некоторые вещи из "Наследие 1" и "Наследие 2" фантаста С.Тормашёва). Но до этого ещё дожить надо. И строгости и степень ПОРЯДКА в обществе будет зависеть от окраски господствующего управления, которое, естественно, будет также меняться в соответствии с природными ритмами.
 
To кимыч
 
Цитата
Похороны образования:
Кимыч, что можно сделать? Власть у нас такая, что образование положили в гроб и закапывают.
Образование должно быть массовым, а не элитарным. Оно должно быть бесплатным, доступным, высоко квалифицированным в теперешнем 21 веке. Наша сегодняшняя власть не может этого обеспечить, она бессильна, impotentia.
 
 
Цитата
Наша сегодняшняя власть не может этого обеспечить, она бессильна, impotentia.
Какая недальновидность, какое отсутствие понимания того, что сегодняшняя власть специально поставлена для этого - именно положить в гроб и закопать все виды образования. Просто поразительно, как это можно сказать про сегодняшнюю власть, что она бессильна? Она весьма сильно и методично закапывает...
 
To кимыч
   
Цитата
Образование должно быть массовым, а не элитарным. Оно должно быть бесплатным, доступным, высоко квалифицированным в теперешнем 21 веке.
Понимаешь, Кимыч, для этого нужны деньги в бюджете. Чтобы в бюджете были деньги, власть должна уметь руководить. Наша власть не умеет. У неё деньги меж пальцев утекают, как песок. Не умеет, не знает, не думает, не делает.
Эта власть потерпела оглушительное ФИАСКО.  impotentia.
 
To кимыч
  Она (власть) не только наверху такая пофигистская, у нас в городе то же самое и далеко ходить не надо. О чём не спроси, ответ один - денег в бюджете нет. У такой власти их никогда и не будет. Не умеют они руководить так, чтобы деньги в бюджете были и на образование, и на здравоохранение, и на системы жизнеобеспечения и т.д.
 
To кимыч
Понимаете ли, Кимыч, оне - это те кто стремится во власть, завсегда так - сначала пяткой в грудь себя бьют, дескать, мы чистые, мы не такие, мы воспитаны на кодексе строителя коммунизьма, уж мы-то не будем так, как они, уж мы-то знаем и умеем руководить и деньгами распоряжаться... А как туда попадают, так сразу... опаньки! И прямо не узнать... а был ли мальчик?  
 
To Щелканова мне кажется вы забыли как при советской власти люди жили. К примеру близкие вашему сердцу треклятые дороги- вот у меня под домом была огромная лужа лет 5 Потом привезли доломит и засыпали. Года за три его укатали-затоптали, а уже потом появился новый асфальт. А госприемка домов как работала? Банкет-фуршет и деньги в конверт, а потом у меня отец кувалдой окно пробивал в квартире Кстати он тоже ездил к хохлам на госприемку- рассказывал потом от каких он подарков отказался т.к. ничего не работало. Я думаю Вы понимаете, что все эти начальники были коммунистами (по другому и быть не могло)
 
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
 
Цитата
кувалдой окно пробивал в квартире
Делал проем в несущей стене?
 
To Bercem
 нет - рама окна была заложена наполовину кирпичем- каменщик увлекся
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
 Да понятно.Это была "шутка юмора"
 
To Bercem в счастливое советское время даже дрель была не у всех, а уж о шурупах я молчу. Вот бы кто провел исследование на эту тему- почему шурупы в нашей стране с мягкими шлицами делали? Что они срывались? Какой гений-технолог это придумал? Какая там производительность труда и догоним-перегоним. На одной нравственности и мате держались, ну и на гвоздях конечно
 
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
М.Зощенко. Жертва революции.
 
Ефим Григорьевич снял сапог и показал мне свою ногу. На первый взгляд ничего в ней особенного не было. И только при внимательном осмотре можно бы¬ло увидеть на ступне какие-то зажившие ссадины и царапины.
 
— Заживают,— с сокрушением сказал Ефим Григорьевич.— Ничего не поделаешь — седьмой год все-таки пошел.
 
— А что это?— спросил я.
 
— Это?— сказал Ефим Григорьевич.— Это, уважаемый товарищ, я пострадал в Октябрьскую революцию. Нынче, когда шесть лет прошло, каждый, конечно, пытается примазаться: и я, дескать, участвовал в революции, и я, мол, кровь проливал и собой жертвовал. Ну, а у меня все-таки явные признаки. Признаки не соврут... Я, уважаемый товарищ, хотя на заводах и не работал и по происхождению я бывший мещанин города Кронштадта, но в свое время был отмечен судьбой— я был жертвой революции. Я, уважаемый товарищ, был задавлен революционным мотором.
 
Тут Ефим Григорьевич торжественно посмотрел на меня и, заворачивая ногу в портянку, продолжал: — Да-с, был задавлен мотором, грузовиком. И не так, чтобы как прохожий или там какая-нибудь мелкая пешка, по своей невнимательности или слабости зрения, напротив — я пострадал при обстоятельствах и в самую революцию. Вы бывшего графа Орешина не знали? — Нет.
 
— Ну, так вот... У этого графа я и служил. В полотерах... Хочешь — не хочешь, а два раза натри им пол. А один раз, конечно, с воском. Очень графы обожали, чтобы с воском. А по мне, так наплевать — только расход лишний. Хотя, конечно, блеск получается. А графы были очень богатые и в этом смысле себя не урезывали.
 
Так вот такой был, знаете ли, случай: натер я над полы, скажем, в понедельник, а в субботу революция произошла. В понедельник я им натер, в субботу революция, а во вторник, за четыре дня до революции, бежит ко мне ихний швейцар и зовет: — Иди,— говорит,— кличут. У графа,— говорит,— кража и пропажа, а на тебя подозрение. Живо! А не то тебе голову отвернут.
 
Я пиджачишко накинул, похряпал на дорогу — и к ним.
 
Прибегаю. Вваливаюсь, натурально, в комнаты. Гляжу — сама бывшая графиня бьется в истерике и по ковру пятками бьет.
 
Увидела она меня и говорит сквозь слезы: — Ах,— говорит,— Ефим, комси-комса, не вы ли сперли мои дамские часики, девяносто шестой пробы, обсыпанные брильянтами? — Что вы,— говорю,— что вы, бывшая графиня! На что,— говорю,— мне дамские часики, если я мужчина? Смешно,— говорю.— Извините за выражение.
 
А она рыдает.
 
— Нет,— говорит,— не иначе, как вы сперли, комси-комса.
 
И вдруг входит сам бывший граф и всем присутствующим возражает: — Я,— говорят,— чересчур богатый человек, и мне раз плюнуть и растереть ваши бывшие часики, но,— говорит,— это дело я так не оставлю. Руки,— говорит,— свои я не хочу пачкать о ваше хайло, но подам ко взысканию, комси-комса. Ступай,— говорит,— отселена.
 
Я, конечно, посмотрел в окно и вышел.
 
Пришел я домой, лег и лежу. И ужасно скучаю от огорчения. Потому что не брал я ихние часики.
 
И лежу я день и два — пищу перестал вкушать и все думаю, где могли быть эти обсыпанные часики, И вдруг — на пятый день — как ударит меня что-то в голову.
 
«Батюшки, думаю, да ихние часишки я же сам в кувшинчик с пудрой пихнул. Нашел на ковре, думал, медальон, и пихнул».
 
Накинул я сию минуту на себя пиджачок и, не покушав даже, побежал на улицу. А жил бывший граф на Офицерской улице.
 
И вот бегу я по улице, и берет меня какая-то неясная тревога. Что это, думаю, народ как странно ходит боком и вроде как пугается ружейных выстрелов и артиллерии? С чего бы зато, думаю.
 
Спрашиваю у прохожих. Отвечают: — Вчера произошла Октябрьская революция. Поднажал я — и на Офицерскую.
 
Прибегаю к дому. Толпа. И тут же мотор стоит. И сразу меня как-то осенило: не попасть бы, думаю, под мотор. А мотор стоит... Ну, ладно. Подошел я ближе, спрашиваю: — Чего тут происходит? — А это,— говорят,— мы которых аристократов в грузовик сажаем и арестовываем. Ликвидируем этот класс.
 
И вдруг вижу я— ведут. Бывшего графа ведут в мотор. Растолкал я народ, кричу: — В кувшинчике,— кричу,— часики ваши, будь они прокляты! В кувшинчике с пудрой.
 
А граф, стерва, нуль на меня внимания и садится.
 
Бросился я ближе к мотору, а мотор, будь он проклят, как зашуршит в тую минуту, как пихнет меня полесьями в сторону.
 
«Ну, думаю, есть одна жертва».
 
Тут Ефим Григорьевич опять снял сапог и стал с досадой осматривать зажившие метки на ступне. По¬том снова надел сапог и сказал: — Вот-с, уважаемый товарищ, как видите, и я по¬страдал в свое время и являюсь, так сказать, жертвой революции. Конечно, я не то чтобы этим задаюсь, но я не позволю никому над собой издеваться. А между прочим, председатель жилтоварищества обмеривает мою комнату в квадратных метрах, да еще тое место, где комод стоит — тоже. Да еще издевается: под комодом, говорит, у вас расположено около полметра пола. А какие же это полметра, ежели это место комодом занято? А комод — хозяйский.
 
1923
 
 
 
Текст, слова песни Земфира - Деньги
 
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Уже который день я болею от обиды на людей,
А на улице прекрасная весна!
Деньги, а что такое деньги?!
Отброшенная тень, говорят что с ними тупо веселей,
И за что тогда меня лишили сна?
 
Будь всегда счастлив, сыт и спокоен — на!
Гордая птица, маленький воин — на!
Всё, что осталось от последней продажи,
Мои песни однажды покинут меня.
 
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Умноженная лень на желание по крупному сыграть,
Только всё равно найдутся покрупней.
Деньги, а что такое деньги?!
Уже который день я пытаюсь разобраться и понять,
Отчего же мне не стало веселей?!
 
Будь всегда счастлив, сыт и спокоен — на!
Гордая птица, маленький воин — на!
Всё, что осталось — пустоту и усталость,
Бесконечную жалость в придачу возьми
 
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Всем нужны деньги, кому нужны деньги?
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Деньги деньги, что такое деньги?!
Кому нужны деньги? Всем нужны деньги,
Деньги, деньги, деньги, деньги...
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Всем нужны деньги, а что такое деньги?!
Всем нужны деньги!
Кому нужны деньги? Всем нужны деньги,
Деньги, деньги, деньги, деньги...
 
А на улице прекрасная весна...
 
 
По версии Sentido.Ru: http://www.sentido.ru/songs.php?id_song=2722#ixzz2LT1qG5Bo  
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
Сергей Сергеевич Прокофьев умер в один день со Сталиным: 5 марта 1953 года. Кончина «вождя народов» затмила уход музыканта. Все, кто хотел с ним проститься, шли в Дом композиторов, где проходила гражданская панихида, с комнатными цветами в горшках: других просто не было - все «достались» Сталину. Рядом с гробом стояла печальная и смиренная Мира Мендельсон - вдова.  
 
В то же самое время другая вдова Прокофьева – зэчка Лина Любера - привычно толкала бочку с помоями в женском лагере в поселке Абезь. И знать ничего не знала о том, что умер человек, которого она любила больше всех на свете…  
Забытое имя  
 
Долгое время этого имени - Каролина Кодина-Любера - не было ни в одной биографии Прокофьева. Еще бы - не пристало одному из самых прославленных советских композиторов, шестикратному обладателю Сталинской премии иметь жену-иностранку. А между тем именно с этой хрупкой испанкой, в которой бродило много «вражеской» крови - польской, французской и каталонской, - Сергей Прокофьев прожил долгих 20 счастливых лет. Но ее безжалостно вычеркнули сначала из жизни композитора, а потом - даже из воспоминаний о нем. Оставили место лишь для «образцовой» Миры Мендельсон: выпускницы литературного института, комсомолки, дочери «старого большевика» Абрама Мендельсона и - по слухам - племянницы Лазаря Кагановича…  
Гвоздь сезона  
 
Каролина росла в музыкальной семье: отец - испанец Хуан Кодина и мать - полька Ольга Немысская - были певцами. И потому следили за музыкальными событиями Нью-Йорка, куда они перебрались из Испании. А в 1918 году гвоздем музыкальной программы «Большого Яблока» был как раз Прокофьев. Он выступал в знаменитом Карнеги-Холле. Манера его исполнения, собственные авторские вещи привели в восторг Ольгу Немысскую, и та буквально заставила свою дочь - начинающую певицу - познакомиться с Прокофьевым после концерта. Лина не слишком хотела идти за кулисы: да, ей понравилась его музыка, но сам долговязый 27-летний русский не слишком заинтересовал ее.  
 
Лине едва минул 21 год, но она прекрасно знала себе цену: ей, как две капли воды похожей на звезду немого кино Терезу Брукс, мужчины, проходящие мимо, подолгу смотрели вслед. Она знала пять языков, прекрасно пела… Понятно, почему ей не хотелось являться к Прокофьеву в качестве одной из восторженных поклонниц. Но ей пришлось капитулировать под материнским натиском. Лина хотела остаться незамеченной в толпе других барышень, замерла на пороге. Однако Прокофьев сразу выделил темноволосую девушку и пригласил войти. С этого все и началось. Как он потом написал в своем дневнике, Лина «поразила меня живостью и блеском своих черных глаз и какой-то юной трепетностью. Одним словом, она представляла собой тот тип средиземноморской красоты, которая всегда меня привлекала».  
Пташка  
 
Очень скоро они уже дня не проводили друг без друга. Специально для своей Пташки - как Прокофьев прозвал Лину - он написал цикл из пяти песен. Потом были другие произведения. И они концертировали вместе - русский пианист и композитор Прокофьев и испанская меццо-сопрано Любера (в качестве творческого псевдонима она взяла фамилию бабушки по материнской линии): Франция, США, СССР, Германия... Между турне Каролина играючи выучила русский язык. И также между гастролями они умудрились обвенчаться - 20 сентября 1923 года в баварском городке Этталь. В феврале 1924-го в их семье появился маленький Святослав. А спустя 4 года - второй сын - Олег.  
 
Хрупкую Пташку по-прежнему провожали взглядами мужчины. С годами она лишь похорошела, приобрела лоск. За образец элегантности ее держали в музыкальных кругах Парижа и Лондона, Нью-Йорка и Милана. Бальмонт посвящал ей стихи, Пикассо, Дягилев и Матисс высоко ценили ее стиль, Стравинский и Рахманинов, несмотря на музыкальное соперничество с Прокофьевым, отдавали должное ее голосу и, главное, - таланту совмещать три должности разом: певицы, светской дамы и композиторской жены. В качестве последней она не только заботилась о быте Прокофьева, но и занималась организацией гастролей и связанных с ними частых переездов, вела переговоры, переводила… Она успевала все играючи, элегантно и красиво. По воспоминаниям сыновей Прокофьева, «мамино слово было решающим». Когда композитор надумал после затянувшихся на долгие 18 лет гастролей вернуться в СССР, именно Пташка поставила точку во всех этих сомнениях и метаниях. На Родине Прокофьеву обещали дать возможность писать музыку. На Западе же он, как и Рахманинов, и Стравинский, вынужден был откладывать сочинительство ради исполнительской деятельности: только так он мог зарабатывать. Лина, обожавшая мужа, прекрасно понимала: творчество для него -- на первом месте. Значит, надо переезжать.  
Начало конца  
 
В 1936 году семья Прокофьева вернулась в СССР. Дети пошли в англо-американскую школу. Лина заблистала на приемах в многочисленных посольствах - она всегда была в центре внимания. А Прокофьеву действительно позволили творить. Правда, недолго: очень скоро ему объяснили, в чем состоит задача советского композитора. И вот чуть ли не параллельно с «Ромео и Джульеттой» он пишет «Ленинскую кантату», сочиняет оперу об украинском колхозе - «Семен Котко»… И видит, как редеет круг его друзей - тот арестован, этот пропал без вести, этот расстрелян, объявлен шпионом и т. д. и т. п. Видит все это и Лина. Но даже не думает меняться: почему она должна перестать общаться со своими иностранными друзьями, посещать посольства, писать матери во Францию? Что это за глупости?  
Правильная жена  
 
В 1938-м Прокофьев уехал в Кисловодск - отдыхать. И едва ли не в первом письме отчитался: «Здесь за мной увивается очаровательная иудейка, но ты не подумай ничего плохого…» Лина и не подумала. А зря. Прокофьев не устоял перед преследованиями Миры Мендельсон. Их курортный роман перерос в роман постоянный. И в 1941 году композитор ушел из семьи. Возможно, урони Пташка хоть одну слезу, он бы остановился… Но та «держала марку». Она не любила жаловаться. И терпеть не могла нытиков. Глядя на Лину, никто и подумать не мог, какие демоны разрывают ее душу. Потому что с уходом Прокофьева она не смирилась ни на секунду, и ни на секунду не перестала его любить. Любила композитора и Мира - правильная девушка из правильной семьи.  
 
Долгое время Лина была уверена, что их разрыв - лишь временный. Не устраивала скандалов, не обременяла просьбами. Но через несколько лет Прокофьев заговорил о разводе. Тут уж она встала на дыбы. Чего здесь было больше - любви, уязвленной гордости или простого опасения за участь свою и детей? Она въезжала в СССР женой советского композитора. А кем она будет после развода с ним? Иностранной шпионкой? Врагом народа?  
Две вдовы  
 
В конце концов, умные люди объяснили Прокофьеву: брак с испанкой, зарегистрированный в Баварии, в СССР - недействителен. Так что он спокойно может жениться. Что композитор и сделал 15 января 1948 года. Через месяц после этой свадьбы Лину Кодину арестовали как иностранную шпионку и приговорили к 20 годам лагерей…  
 
Там она узнала о смерти своего мужа - случайно: одна из таких же заключенных услышала по радио, что звучит концерт, посвященный памяти Прокофьева. Сказала Лине. И тогда эта гордая женщина заплакала так, что охранники вынуждены были отпустить ее с работы в барак. Она горько оплакивала человека, который оставил ее одну с сыновьями в самый тяжелый момент, который бросил ее на произвол судьбы, и по вине которого она оказалась в лагерях…  
 
С Колымы Лина вернулась через три года после смерти Сталина и Прокофьева. И, по воспоминаниям современников, уже через два дня вновь являла собой образец элегантности. Заявила о своих правах на наследие композитора, тут-то и всплыло пикантное обстоятельство, получившее в юридической практике название «казус Прокофьева»: гений оставил после себя сразу двух вдов.  
 
Теперь, когда Сталина не стало, брак Прокофьева с Линой вновь стал законным. Лине и сыновьям досталось почти все имущество.  
 
Каролина Кодина-Любера прожила долгую жизнь. В 1974-м ей, наконец, разрешили покинуть СССР. И в 77 лет она начала жизнь сначала. Много путешествовала, растила внуков. Но главное - она занималась переизданием музыкального наследия Прокофьева, делала все, чтобы имя ее великого мужа не было забыто на Западе. И его действительно там знают, помнят и любят.  
 
Борис ЗАПЛАВНЫЙ  
 
Ступени №14 (июль)/2012
 
Цитата
На самом деле не так уж давно все это было, и прокофьевская дача на Николиной Горе, где он прожил последние годы, уйдя от Лины, только сейчас выставлена на продажу — на заборе объявление висит.  
 
Валентина Чемберджи. XX век Лины Прокофьевой. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008
 
 
Цитата
  Маму арестовали 20 февраля, под вечер. Нам позвонили по телефону и сказали, что какие-то знакомые просили что-то ей передать. Соседи по дому видели, как она подошла к стоявшей у ворот дома машине, и ее буквально туда затолкали. К нам сразу же поднялись с обыском. Трясли всю ночь — и всю ночь писали, писали.
 На следующий день мы с братом поехали к отцу на дачу. Поскольку была зима, было морозно, автобусы не ходили, и мы шли 13 километров от Перхушково пешком. Приходим, стучим. Нам открыла Мендельсон, глаза ее расширились и, ни слова не говоря, она захлопнула дверь. Через некоторое время вышел отец. Мы сразу же сказали ему, что случилось. «Подождите», — и он пошел одеваться. Мы ходили втроем по дороге, рассказывали ему об аресте и обыске, он скупо расспрашивал. Видно было, что известие, которое мы привезли с собой, его потрясло. Он был какой-то подавленный и очень молчаливый. Конечно, он, вероятно, чувствовал, что какая-то часть вины лежит и на нем: если бы они не разошлись, может быть, этого и не случилось бы. Потом, когда мы вернулись, нас все-таки пригласили в дом.
        Позже я узнал, что незадолго до того, 16 февраля отец написал письмо собранию московских композиторов и музыковедов, которые несколько дней заседали в Союзе композиторов и обсуждали ждановское постановление.
        Не зная, что предпринять, мы обратились к Шостаковичу. Он встретил нас очень радушно, хотел, конечно, помочь, но что он мог сделать! К нему, наверное, многие шли за помощью. Я сейчас думаю: бедный Дмитрий Дмитриевич! Сколько же людей, зная его мягкий характер и доброжелательность, обращались к нему за всю его жизнь! Помочь в такой ситуации, как наша, он, естественно, не мог. Потом мы нашли какого-то адвоката, составляли с его помощью всякие прошения, заявления — это, конечно, все было пустое.
        После ареста мы искали маму прямо по-ахматовски — в справочном на Кузнецком мосту. Долгое время ничего не могли узнать. Пытались что-то передать, когда узнали, что она в Лефортово, но до суда у нас ничего не брали. Потом был суд — не суд, а так называемая тройка: сидят три человека, перед ними проходят по очереди десятки людей, и они в считанные минуты решают судьбу каждого. Маму признали виновной в шпионаже и измене Родине и вынесли приговор — двадцать лет строгих лагерей. Позже она не рассказывала о тюрьме, но из отдельных очень коротких упоминаний я знаю, что она прошла карцер, были и ночные допросы с ярким светом в лицо и многое другое.
  ...Через некоторое время после того, как мы начали наши бесплодные поиски мамы в справочных МГБ, нам, наконец, сообщили о приговоре и разрешили писать в Абезь. В этом лагере недалеко от Воркуты мама провела лет шесть.
        Бывая в те годы на симфонических концертах в Большом зале консерватории, я часто встречал там Б. Л. Пастернака. Не было случая, чтобы при этих встречах он не поинтересовался — как мама, какие новости о маме? Новости были старые; он сокрушался и пытался ободрить...
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
Что же такое коммунизм? И что такое «счастливое будущее человечества»?  
Нет я не хочу сказать, что это формация …. Или ступень развития … Или - "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям". Я хочу сказать, что это Жизнь с большой буквы. Это жизнь, полная свободы и радости дышать, творить без страха сегодня и завтра, отдавать, не требуя ничего взамен. Это то, о чём сказал Юлиус Фучик - много работать, много любить, много петь и  бродить  по  свету. Но вот парадокс: понимаешь это не в праздности, не в сытости, не в довольстве. Нет! Понимаешь это в страданиях, в тяжких испытаниях, «с петлёй на шее».  
… И ещё, вера в счастливое будущее человечества – скорее торжество молодости, свободы, силы духа, чем удел зрелости, тем паче старости, и редко у кого сохраняется после половины прожитой жизни.
 
Юлиус Фучик. Репортаж с петлей на шее
http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/FUCHIK/fuchik.txt  
 
… Часы на тюремной башне бьют  три.  Впервые  я  ясно  слышу  бой  часов.
Впервые после ареста я в полном сознании. Я  чувствую,  как  через  открытое
окно проникает свежий воздух, как он обдувает мой тюфяк на полу, как  стебли
соломы колют мне грудь и живот. Каждая клетка моего  тела  болит  на  тысячу
разных ладов. Мне трудно дышать. Внезапно, как будто свет из распахнувшегося
окна, меня озаряет мысль: это конец, я умираю.
     Долгонько же ты не приходила, смерть! И все же, признаться, я надеялся,
что мы встретимся с тобой через  много  лет,  что  я  еще  поживу  свободной
жизнью, буду много работать, много любить, много петь и  бродить  по  свету.
Ведь я только сейчас достиг зрелости, у меня было еще много, много  сил.  Их
больше нет. Конец.
     Я любил жизнь и за ее красоту вступил в бой. Я любил вас, люди,  и  был
счастлив, когда вы отвечали  мне  тем  же,  и  страдал,  когда  вы  меня  не
понимали. Кого я обидел - простите, кого порадовал -  не  печальтесь.  Пусть
мое имя ни в ком не вызывает печали. Это мой завет вам, отец, мать и сестры,
тебе, моя Густина, вам, товарищи, всем, кто любил меня так же горячо, как  и
я их. Если слезы помогут вам смыть с глаз пелену  тоски,  поплачьте.  Но  не
жалейте. Жил я для радости, умираю за нее, и было бы несправедливо поставить
на моей могиле ангела скорби.
…. Утром пришел врач (об этом я узнал много позже).  Он  осмотрел  меня  и
покачал головой. Потом вернулся к себе  в  лазарет,  разорвал  рапортичку  о
смерти, которую заполнил еще накануне, и сказал с уважением специалиста:
     - Лошадиный организм!
 
 
И ещё оттуда:
 
"Папаша" - это...
     Но как написать о нем? Трудное это дело! Два человека,  одна  камера  и
год жизни. За этот год отпали кавычки у слова  "папаша",  за  этот  год  два
арестанта разного возраста стали действительно отцом и сыном, за этот год мы
усвоили  привычки  друг  друга,  излюбленные  словечки  и  даже   интонации.
Различи-ка сейчас, что мое и что его, "папашино", с чем он пришел в камеру и
с чем я...
     Ночами он бодрствовал надо мной и белыми холодными компрессами  отгонял
приближавшуюся смерть. Он самоотверженно удалял гной из моих ран и  ни  разу
не подал виду, что слышит гнилостный запах, исходивший от тюфяка. Он  стирал
и чинил жалкие лохмотья, оставшиеся от моей рубашки, которая  стала  жертвой
первого допроса, а когда она окончательно развалилась, натянул на меня свою.
Рискуя получить взыскание, он принес мне маргаритку и стебелек травы, сорвав
их на тюремном дворе во время  получасовой  утренней  прогулки.  Когда  меня
уводили на новые допросы, он провожал меня  ласковым  взглядом,  а  когда  я
возвращался, прикладывал новые компрессы к моим новым ранам.
     Он ждал моего возвращения с ночных допросов и не ложился спать, пока не
укладывал меня, заботливо укрыв одеялом.
     С этого началась наша дружба. Она не изменилась и потом, когда  я  смог
держаться на ногах и платить сыновний долг.
 
 
И ещё:
 
Только моя жена не знала обо мне ничего. В одиночке, всего одним этажом
ниже и на три-четыре камеры дальше, она жила в тревоге  и  надежде  до  того
дня, когда соседка шепнула ей на утренней прогулке, что, избитый на допросе,
я умер в камере. Густа шла по двору, все кружись у нее перед глазами, она не
чувствовала, как "утешала" ее надзирательница, тыча кулаком в лицо и загоняя в
шеренгу, чтобы поддержать тюремную дисциплину. Что  видела  она,  глядя  без
слез на белые стены меры своими большими добрыми глазами?
     А на другой день новая весть - я не забит до смерти, но не вынес  пыток
и повесился в камере.
     В это время я валялся на тощем тюфяке и  каждый  вечер  и  каждое  утро
упорно поворачивался на бок, чтобы пропеть  Густе  песни,  которые  она  так
любила. Как она могла их не слышать, ведь я вкладывал в них столько чувства!
     Теперь она уже знает обо мне, теперь она уже слышит мои песни, хотя  мы
сейчас дальше друг от друга, чем тогда. Теперь уже  и  тюремные  надзиратели
знают и свыклись с тем, что в камере э 267 поют.
     Надзиратели уже не стучат в дверь, требуя тишины.
     Камера э 267 поет. Всю свою жизнь я пел песни и не знаю, с какой  стати
расставаться мне с песней сейчас, перед самым концом, когда жизнь  ощущается
особенно остро.
     А папаша Пешек? Ну, это особый случай: он тоже очень любит петь. У него
ни слуха, ни голоса, никакой музыкальной памяти, но  он  любит  песню  такой
хорошей и верной любовью и находит в ней столько  радости,  что  я  даже  не
замечаю, как он перескакивает с одной тональности на другую и  упорно  берет
"соль" там, где прямо просится "ля".
     И мы поем. Поем, когда нам взгрустнется, поем, когда  выдается  веселый
день, песней провожаем товарища, с которым, наверное, никогда  не  увидимся,
песней приветствуем добрые вести о боях на востоке, поем для утешения и поем
от радости, как люди поют испокон веков и будут петь, пока останутся людьми.
     Без песни нет жизни, как нет ее без солнца. А нам песня нужна  вдвойне,
ибо солнце к нам не показывается - камера э 267  выходит  на  север.  Только
летом на восточную стену камеры ненадолго ложится  солнечный  луч  вместе  с
тенью решетки.
Солнце! Так щедро светит этот круглый волшебник, столько  чудес  творит
на глазах у людей! Но так мало людей живет в солнечном свете...
     Солнце будет, да, будет светить, и люди будут жить в его лучах.
     Как чудесно  сознавать  это!  И  все  же  хочется  знать  еще  кое-что,
неизмеримо менее важное: будет ли оно светить и для нас?
     Наша камера выходит на север. Лишь изредка, летом, в ясный день,  видим
мы заходящее солнце. Эх, папаша, хотелось бы все-таки  когда-нибудь  увидеть
восход солнца!
   
 
 
To Щелканова
 
Цитата
И ещё, вера в счастливое будущее человечества – скорее торжество молодости, свободы, силы духа, чем удел зрелости, тем паче старости, и редко у кого сохраняется после половины прожитой жизни.
Это так. Не многие могут наплевать на то, что мы называем "жизненным опытом" и не стать из юноши "бледного со взором горящим"  скептиком и циником.  
 
 
Цитата
Не многие могут наплевать на то, что мы называем "жизненным опытом" и не стать из юноши "бледного со взором горящим" скептиком и циником.
To Tork Наплевать .... стать скептиком и циником ... - как раз труда не составляет.
Да и "юноша бледный со взором горящим" - это из какого-то триллера, не согласны?
 
 
To Щелканова
Не согласен. Это не триллер, а В. Брюсов.
 
Цитата
Юноша бледный со взором горящим,  
Ныне даю я тебе три завета:  
Первый прими: не живи настоящим,  
Только грядущее — область поэта
.
 
Помни второй: никому не сочувствуй,  
Сам же себя полюби беспредельно.  
Третий храни: поклоняйся искусству,  
Только ему, безраздумно, бесцельно,
 
Юноша бледный со взором смущенным!  
Если ты примешь моих три завета,  
Молча паду я бойцом побежденным,  
Зная, что в мире оставлю поэта.
 
 
To Tork
 Так я и думала. Образ. Видите ли, этот образ "Юноша бледный со взором горящим" не имеет ничего общего с тем образом Жизни, который оставил нам Юлиус Фучик в своём "Репортаже". И даже противоположен, потому что в строках Фучика Жизнь торжествует несмотря и вопреки.  
Да что говорить, Вы бы прочитали произведение.  
Впрочем, как хотите. Не важно.  
 
Борис Полевой в Предисловии к книге:
 
....Эта книга, некогда изданная в Греции подпольно, стала одной из  любимых
книг солдат свободы, сражавшихся на горе  Грамос.  Политруки  читали  ее  по
вечерам у костров, и пламенные  слова  чешского  коммуниста  Юлиуса  Фучика,
погибшего в гитлеровском застенке, поднимали боевой дух смертельно  усталых,
голодных, иззябших греческих партизан. Когда реакция пришла к власти, бывший
политрук был схвачен греческой  полицией  вместе  с  сотнями  других  героев
Сопротивления, не пожелавших склонить голову перед реакцией. Его  бросили  в
тюрьму, но ему удалось пронести с собой эту книгу. Там ее вложили в переплет
от  казенного  тюремного  Евангелия,  а  потом  читали  вслух  и  под  видом
молитвенной книги передавали из  камеры  в  камеру.  Евангелие?  Ну  что  ж,
Евангелие читать не возбраняется и рекомендуется даже тем, кто приговорен  к
смерти. Малограмотные стражники иногда сами переносили эту книгу из камеры в камеру.
     Герои Сопротивления, превращенные в арестантов, все эти пахари, рыбаки,
пастухи,  докеры,  интеллигенты,  лишенные  солнца,  света,  воздуха,   всех
радостей жизни, черпали  в  ней,  в  этой  книге,  мужество,  веру,  высокую
всемогущую  человеческую  веру  в  окончательную  победу  всего  лучшего  на
земле...
Сбив листы в плотную пачку, заключив пачку в черный, закапанный  воском
переплет с крестом, он сказал, как бы поправляя себя:
     - Впрочем, нет, она принадлежит всем. Всем людям. Человечеству...
     Да, она принадлежит человечеству - эта небольшая и так много вместившая
в себя книга, одинаково дорогая, нужная и юношам, обдумывающим свое будущее, и старцам, подводящим итог жизни.
Юлиус Фучик был настоящий  коммунист,  коммунист  не  только  по  своей
партийной принадлежности, но каждой клеткой своего существа. Он любил жизнь, любил людей. Он верил в Человека с большой буквы и верил в то,  что  человек должен жить счастливо.  
 
 
 
Цитата
Отчего они все так грубы? А? И грубы-то ведь, подчеркнуто грубы в те самые мгновения, когда нельзя быть грубым, когда у человека с похмелья все нервы навыпуск, когда он малодушен и тих! Почему так?! о, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих и боязлив и был бы также ни в чем не уверен: ни в себе, ни в серьезности своего места под небом - как хорошо было бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости! - всеобщее малодушие. Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигам. "Всеобщее малодушие" - да ведь где это спасение ото всех бед, эта панацея, этот предикат величайшего совершенства! А что касается деятельного склада натуры...
 
To Щелканова
 
Цитата
Видите ли, этот образ "Юноша бледный со взором горящим" не имеет ничего общего с тем образом Жизни, который оставил нам Юлиус Фучик в своём "Репортаже".
 
Несчастный декадент  не имеет, конечно, ничего общего с коммунистом-оптимистом и его   боевым духом.
 
 
Цитата
Он верил в Человека с большой буквы
 
Но вот что-то общее с ницшеанцем Сатиным, проповедовавшим ночлежникам, явно имеет. Не находите?  
 
 
To Tork
 
Цитата
отправлено: 20-03-2013 23:28:51
 
"О, шельма!" - сказал я, путаясь в восторгах".  
 
 
Цитата
Но вот что-то общее с ницшеанцем Сатиным, проповедовавшим ночлежникам, явно имеет. Не находите?
To Mysth Ещё не анализировала пока. Вижу, что Вы такой анализ уже провели. Очень интересно Вас послушать, расскажите что общего, плз.
 
 
To Mysth
 
Цитата
"О, шельма!" - сказал я, путаясь в восторгах".
Гениально!!!
 
 
To Щелканова
 
Цитата
Вижу, что Вы такой анализ уже провели
 
Да какой там анализ-то - все на поверхности.  Гимн человеку, который "звучит гордо", - вот то общее, что роднит персонажей Горького и Фучика. Только вот Горький не так прост. Его сверхбосяк и сверхбродяга Сатин, проповедующий окончательно опустившимся ночлежникам о человеческой достоинстве, - фигура на грани фола.  
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 ... 25 След.