Я тоже иногда удивляюсь. Хоть ему однажды и отвесили комплимент, что уж лучше иметь дело с такими атеистами, чем с теми же астрологами. Но, наверное, это таки был комплимент...
(И все по Ивану Павлову: появилась тема (определённая), т.е. прозвенел звонок и фистула начала наполняться обычной субстанцией... Не имеющей к теме никакого отношения. Не зря ему Нобелевку дали)
chita закрыл тему "Православие", поэтому поневоле вопрос здесь. Да, впрочем, он и по сути, похоже, тут должен быть. Итак, вопрос: "Игнатей бывшей братью-де дразнит нароком и по печати говорит: «преславенная денеси». Ох! ох! не глаголю беснуется, но помрачение ума".
Гинзбург жжот. Мне дали нобелевку, ща я научу вас жить.
ты просто не в теме, Gringoire Гинзбург всегда был таким, неужели ты думаешь, что получение Нобелевской премии является поводом для пересмотра жизненной позиции?
Это Вы о многих наших сетевиках. Не думаю, что все из них - академики, но в остальном несомненно. О Православии не рассказывают, его показывают. Да и то многие не видят, им кажется. А тут , как говаривали наши предки - креститься надобно. Креститься истово и благоговейно.
To lb Православие есть концепт -смысловое значение имени, объём которого есть денотат (предмет) этого имени. Вот почему представление о нём нельзя свести к дефинициям, сложенным путем логической цепочки из других представлений. Помните как у профессора Полежаева из Тренёвской "Любови Яровой": нельзя сложить из тысячи крыс одного слона. Вот почему концепт диктуется только логикой жизни. он зрим из самого себя, его показывывают , а не доказывают рассуждалками.
вот такой еще взгляд на одно из положений нашей религии
Умер человек и попал на Великий суд. Долго смотрел на него Творец с недоумением и задумчиво молчал. Не выдержал человек и спросил: - Господи, что с долей моей? Почему ты молчишь? Я ведь заслужил царствие небесное. Я страдал! - с достоинством заявил человек. - А с каких это пор, - удивился Творец, - страдания стали считаться заслугой? - Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял свое тело постом и молитвами... - Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал? - Во славу твою, - не раздумывая, ответил человек. - Хорошенькая же у меня получается слава! - усмехнулся грустно Творец. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви? Вокруг повисло молчание... Творец все так же задумчиво взирал на человека. - Так что с моей долей? - напомнил о себе человек. - Страдал, говоришь, - тихо произнес Творец. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он все-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам. Творец на мгновение замолчал... - А где же дом? ДОМ ГДЕ, Я СПРАШИВАЮ ?
Пока православные думают над ребусом Аввакума (подсказка: который ближе всего для разгадки обозначившемуся уже уважаемому участнику Gringoire), расскажу про неизвестную религию православие, невзирая на предостережение Флоренского и иже с ним.
Речь пойдет о Типиконе. Никто не задавался вопросом, почему Толковый Типикон, наиболее популярное в последние годы издание, принадлежит перу М.Скабаллановича? Думается, это нынешние отголоски всё того же раскола, когда «справу» церковных богослужебных книг делали не по древнерусским текстам, а современным Никону греческим. Вот с тех пор и верховодят греки и греческий обряд в русской церкви. Но, может быть, ничего плохого в этом не было? Каждый может рассудить сам, познакомившись с текстами до и после правки и почитав виднейших толкователей. Остановимся пока на Типиконе.
Типиконом был заменен Большой Устав, который бытовал на Руси с XIV до середины XVII века, именуемый также «Око Церковное». Составлен он был в 1401 г. в результате 20-летних изысканий в Константинополе, в монастыре Перивлепто преп. Афанасием Высоцким. Каким же изменением подвергся сей Устав, созданный по благословению преп. Сергия? – Все русские святые были понижены в чине. Где было «всенощное бдение» (далее Бд.), там стал «полиелей» (Пл.), где был «полиелей» - там стало «славословие» (Сл.) или «шестеричная служба» (Ш.). Вот лишь некоторые примеры:
В то же время некоторые нерусские святые были в чине повышены. Одновременно из церковного искусства стала уходить историческая тема: уменьшилось количество служб русским святым, были изъяты песнопения повествовательного характера. Церковное искусство перестает отражать историческую память русской земли. Потеряв праздничный статус, службы русским святым с того времени больше не размножались и не переписывались. Синодальная типография с XVIII по ХХ вв. неоднократно переиздавала корпус богослужебного пения (Обиход, Ирмологий, Октоих, Праздники и Триоди), но свод русских праздников так и не был издан. На Всероссийском Поместном Соборе 1917/18 гг. было предложено восстановить прежнее положение служб русским святым в Месяцеслове, но это не сделано до сих пор.
Известен «синодик опальных» царя Ивана Грозного. Гораздо меньше известен, так сказать, «способ его применения». Ведь о том, как и когда поминать, никаких общих указаний ни царских, ни церковных не было. Князь Курбский называл убиенных «святыми мучениками», на что царь отвечал: «Како же не стыдишися злодеев мученики нарицати, не разсуждая, за что кто страждет? <…> мучимы бо суть татие и разбойницы, и злодеи, и прелюбодеи: такови убо не блажени, понеже грех ради своих мучими бысть, а не Бога ради» (первое послание к Курбскому). Совершенно поэтому непонятно, кого поминать – мучеников либо злодеев? Ведь злодеев в церкви не поминают!
Однако, именно таким образом – как злодеев – поминали избиенных в опричнину в Троице-Сергиевой обители. Отказавшись поминать опальных на литиях и обеднях, власти монастыря повелели петь по ним единственную за весь год панихиду на Семик – «на 7 недели в четверг по Пасце», что означает причисление казненных к нечистым «заложным» покойникам. Устраивая поминки погибшим без христианского напутствия и погребения, троицкие настоятель и братия явно стемились подчеркнуть неизменность их статуса государственных преступников.
А вот в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре опальных христиан поминали трижды, причем по личному указанию царя Ивана. Предположительно поминальные дни были связаны с датами смерти конкретных людей.
В вологодском Спасо-Прилуцком монастыре казненных поминали в полном соответствии с традицией празднования памяти местночтимых подвижников благочестия. Таким же способом их поминали в московском Богоявленском монастыре.
Наконец, в большинстве монастырей поминки жертв массовых репрессий «тирана Васильевича» проходили без какой-либо эмоциональной или оценочной окраски – «на литиях и на литоргиях, и на понахидах по вся дни в церкви Божии», то есть также как после обычного ктиторского вклада на «вечный помин души».
Это общая картина. Частная показывает еще большую степень неразберихи. Во-первых, в синодике масса загубленных вписана под мирскими прозвищами: Первой, Третьяк, Неудача, Дружина, Суета, Нечай, Плохой и т.п. – что совершенно непригодно для молитвенного поминания. Во-вторых, в этот список включены иноверцы и «ведуньи-бабы», обвиненные в волхвовании. А ведь Стоглав категорически изверг уличенных в волхвовании из Церкви.
Постижение Православия как явления сталкивается, даже переплетается двумя проблемами: -как формализовать священное; -как в святом и праведном разглядеть формальное, не задавит ли форма содержание, ни скукожит ли его. Формалисты и прозападные рационалисты остаются в своих построениях в готовых уже формообразованиях мыслях. Как однажды выразился Щедровицкий и вот уже мысль оседлала меня. Не я руковожу ею, а она мной. А между тем логическая цепочка построит ангела, у которого окажутся, по мысли кн. Е.Н. Трубецкого, петушиные ноги.