Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 9 След.
RSS
Благодатная поэзия
 
Страничка для православных поэтов, и для поэтов, не называющих себя православными, но своим творчеством умягчающих, укрепляющих и окрыляющих человеческую душу.
 
В лесу и в поле боголюбец свой:
Всё знает Бога, всё Ему внимает.
И свет играет, как водой, листвой,
И та святою ласкою зеркалит.
 
Природа – наш нерукотворный Храм,  
Мир первозданный не таил угрозы…
Зелёный свет струится по ветвям,
Светоликуют майские берёзы!
 
ДобрО в потоках света предстоять,
Что на творенье милостиво льются.
И деревА вбирают благодать,
Чтоб радостью делиться с боголюбцем.
2оо6
(Стр. 35.)
 
Ты убеждён, что человек ужасен.
Тебе ль не ведать – годы в лагерях!
И всё-таки, с тобою не согласен:
По пропастям не судят о горах.
 
Я знаю, знаю, сказано от боли,
Грех уподоблен язве моровой.
Но приходилось быть в местах неволи
И там молиться с бывшею братвой.
 
Не сокрушало душу злодеянье,
О чём-то каждый Господа молил.
И я, монах, учился покаянью
У тех, кто сам себя приговорил.
 
Ни вОра, ни убийцы – были дети.
И я познал – у Бога все живЫ…
Нет ничего прекраснее на свете
Склонённой перед Господом главы!
2оо6
(Стр. 74.)
 
Сказать и не солгать: Прости мя, Боже!
И на иные просьбы не дерзать.
И суетные словеса не множа,
Перед Простившим радостно стоять.
2оо6
(Стр. 97.)
 
Из книги иеромонаха Романа «Одинокий путь».
 
 
To Божий одуванчик
Без его голоса и гитары не то. Может, из сети выловите?
 
To meybe 07
Подойдёт?  
 
 
О, этой странички не хватало!  
 
Не могу не поделиться с теми, кто еще, возможно, не читал стихи Александра Солодовникова...
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
Ночью в сад за преданным Христом
С поцелуем подошел Иуда.
Господи, мы тоже предаем
Поцелуями Тебя повсюду.
 
Причащаться к чаше подходя,
Сбросив с сердца ледяную груду,
Тайный голос слышу я всегда:
"Ни лобзания Ти дам, яко Иуда".
 
Ставлю ли я к образу свечу,
Деньги ли передаю на блюдо,
Постоянно с робостью шепчу:
"Ни лобзания Ти дам, яко Иуда".
 
Если я живу как фарисей,
И по мне судить о вере будут,
Не услышу ль в совести своей:
"Ни лобзания Ти дам, яко Иуда".
 
Ближнего ль придирчиво сужу,
За собой не замечая худа.
Каждый раз испуганно твержу:
"Ни лобзания Ти дам, яко Иуда".
 
Все, чем Ты не славишься во мне,
Осуждает горько мой рассудок,
И звучит в сердечной глубине:
"Ни лобзания Ти дам, яко Иуда".
 
Не могу исправить сам себя,
Жду спасенья своего, как чуда.
Да смиренно веря и любя
"Ни лобзания Ти дам, яко Иуда".
 
Александр Солодовников, "Ни лобзания Ти дам, яко Иуда", 1957—1958
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Жан-Поль Диполь
Мне, честно говоря, как-то не очень. Незачем рифмовать то, о чем без ущерба для смысла можно сказать прозой. Благодатная поэзия не "тематикой" благодатна, а качеством голоса.
 
To Божий одуванчик
Не разберусь, как запустить видеоклип - слишком много промежуточных операций.
 
Бегство в Египет
 
В пещере (какой ни на есть, а кров!
Надежней суммы прямых углов!),
В пещере им было тепло втроем:
пахло соломою и тряпьем.
 
Соломенною была постель.
Снаружи молола песок метель.
И, вспоминая ее помол,
спросонья ворочались мул и вол.
 
Мария молилась; костер гудел.
Иосиф, насупясь, в окно глядел.
Младенец, будучи слишком мал
Чтоб делать что-то еще, дремал.
 
Еще один день позади - с его
тревогами, страхами; с "о-го-го"
Ирода, выславшего войска;
и ближе еще на один - века.
 
Спокойно им было в ту ночь втроем.
Дым устремлялся в дверной проем,
чтоб не тревожить их. Только мул
во сне (или вол) вздохнул.
 
Звезда глядела через порог.
Единственным среди них, кто мог
знать, что взгляд ее означал,
был младенец; но он молчал.
 
Бродский
 
To meybe 07
И я не разобралась.  
 
Садом шел Христос с учениками...  
Меж кустов, на солнечном песке,  
вытканном павлиньими глазками,  
песий труп лежал невдалеке.  
 
И резцы белели из-под черной  
складки, и зловонным торжеством  
смерти заглушен был ладан сладкий  
теплых миртов, млеющих кругом.  
 
Труп гниющий, трескаясь, раздулся,  
полный склизких, слипшихся червей.  
Иоанн, как дева, отвернулся,  
сгорбленный поморщился Матфей...  
 
Говорил апостолу апостол:  
«Злой был пес, и смерть его нага,  
мерзостна...»  
. . . . . . . Христос же молвил просто:  
«Зубы у него — как жемчуга...»  
 
(В.Набоков)
 
To lb
 Интересно, Вы осознанно или неосознанно глумитесь над темой "Благодатная поэзия"? Могу допустить, что неосознанно. Например, я недавно читала "Приглашение на казнь" Набокова. Так вот, ещё год назад я бы просто пищала от восторга, читая это произведение. А сейчас для меня - ничего, кроме скуки, пустоты и изолированности в себе.
 
 
 
To Божий одуванчик
 
Да где ж глумление-то? Стихотворение Набокова прекрасно! И абсолютно евангельское по духу! И роман "Приглашение на казнь", повествующий о спасении от власти мертвящих иллюзий , тоже не противоречит христианству нисколько.
 
To Mysth
Да, пафос у стихов евангельский. Но прекрасными их не нахожу - очень уж умозрительные.
 
To Mysth
 
Цитата
... и зловонным торжеством  
  смерти заглушен был ладан сладкий  
  теплых миртов, млеющих кругом.
Вы это называете евангельским духом?  
Или то, что Христу больше нечего было сравнить с жемчугом.    
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Вы это называете евангельским духом?  
Или то, что Христу больше нечего было сравнить с жемчугом
 
И это тоже, разумеется. Христос знал то, что его ученикам еще не было ведомо, - то, что "зловонному торжеству смерти" приходит конец. Язва, которая точит мир, вскоре будет уничтожена. И мир уже несет в себе это семя будущего преображения. Красота не в смерти - а жизни, которая жительствует, преодолевая смерть. Ибо так возлюбил Господь мир...
 
 
На мой взгляд,  практически любой гениальный поэт или писатель - христианин (пусть даже неосознанный).  
А вот у людей духовных с поэзией, как правило, не выходит. По-моему, нет ничего более безблагодатного, чем так называемая поэзия иеромонаха Романа или вирши святителя Игнатия Брянчанинова. Видимо, весь их талант уходит в молитву, в какие-то иные области. Но явно не в поэтическую.  
 
To meybe 07
 
Цитата
Да, пафос у стихов евангельский. Но прекрасными их не нахожу - очень уж умозрительные.
 
Вы имеете в виду выпирающую очевидность подтекста?
 
To Mysth
Цитата
Христос знал то, что его ученикам еще не было ведомо, - то, что "зловонному торжеству смерти" приходит конец. Язва, которая точит мир, вскоре будет уничтожена. И мир уже несет в себе это семя будущего преображения. Красота не в смерти - а жизни, которая жительствует, преодолевая смерть. Ибо так возлюбил Господь мир...
И это передаётся словами от лица Христа:
Цитата
«Зубы у него — как жемчуга...»
 
 
To Mysth
Цитата
По-моему, нет ничего более безблагодатного, чем так называемая поэзия иеромонаха Романа
Очень жаль.  
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
И это передаётся словами от лица Христа:
 
Да, такова поэзия. Она, видите ли, богословским трактатом не является - не ее это задача. В одной лаконичной фразе может быть выражена Любовь Божия ко всей твари, которая, по словам апостола Павла, мятется и стенает.
 
 
Цитата
Очень жаль.
 
И мне очень жаль, что праведность и святость не подразумевают эстетического вкуса и меры. Но, видимо, это не так важно для нашего спасения.
 
Замечательный Тимур Кибиров:
 
Как же было нам не обозлиться?!
Рядом с Ним расселись беспардонно
Мотя из налоговой полиции,
Магда из массажного салона!
 
Как же нам не предпочесть Денницу
Плотницкой компании хваленой —
Мотьке из налоговой полиции,
Машке из массажного салона?!
 
Ведь и в этой чертовой провинции
Мог бы выбрать Флавия, Филона,
Хоть Варраву — все ж не из полиции
И не из массажного салона!..
 
Я воображаю наши лица
В Судный день, когда, поправ законы,
Рыболов, и мытарь, и блудница
Воссияют у Господня трона.
 
 
 
To Mysth
 
Цитата
По-моему, нет ничего более безблагодатного, чем так называемая поэзия иеромонаха Романа ... . Видимо, весь их талант уходит в молитву, в какие-то иные области. Но явно не в поэтическую.
Ну, про Св. Игнатия не скажу, не читал, а про Романа зря так. М.б. стихи и не супер, я не разбираюсь, но некоторые за душу берут.
 
 
        Я нарисую старый дом...
 
    Я нарисую старый дом,
    Березки, палисадник ветхий,
    Огромный вяз (его уж нет),
    Отца, глядяшего мне вслед,
    Окно лобзающие ветки.
 
    Я нарисую старый дом,
    Певцов пернатых на скворечне,
    Две тонких яблони в саду,
    Кусты черемухи в цвету,
    Храм белокаменный, конечно.
 
    Я нарисую старый дом,
    Поля с картофельной ботвою,
    А вдалеке - холмы и рвы,
    Деревья в зелени листвы,
    Все позабытое, живое.
 
    Я нарисую старый дом,
    Десну и лес, простор обжитый.
    Большеголовое дитя
    Сидит на лавочке, свистя
    В свою свистульку из ракиты.
 
    ... Но время не вернуть назад.
    И не бежать босым по лужам.
    Отец, глядящий мне вослед,
    Недавно мною был отпет,
    А храм отхожим местом служит!
 
    ... Споткнулся, замер карандаш,
    Не по своей, наверно, воле.
    Гляжу в окно на белый свет -
    И дома нет, и храма нет.
    Бумага, чистая до боли.
 
    22 апреля 1989 п. Кярово  
 
 
 
To BBC
 
Цитата
М.б. стихи и не супер, я не разбираюсь, но некоторые за душу берут.
 
Да, согласна. Проникновенный стих. Но иногда иеромонаху Роману явно отказывает чувство меры. Те стихи, что я слышала в его исполнении, далеко не такие удачные. Там есть такие, к примеру, перлы: "Но золотые кресты православные, Радость моя, нас к спасенью зовут" и проч. "вперед, к победе коммунизма", несколько пафосно и надрывно.
 
А этот очень хороший...
 
To Mysth
 Ну, как бы и на старуху. Тем более, что есть "периоды творчества" и т.д.
Я такие люблю...
 
To Mysth
 
Цитата
Вы имеете в виду выпирающую очевидность подтекста?
Ну, если она выпирающая, так и подтекста нет.  
Нет, речь у меня о заданности мысли прежде выражения оной.  Поэзия так не рождается. В.В. тут явно сплоховал, хотя вообще поэт он, на мой вкус, более даже интересный, чем прозаик.
 
To Mysth
Так получилось, что "А первый снег...потает" сперва я увидел напечатанным в сборнике, и только потом услышал в исполнении самого о.Романа. Посему определенно могу сказать: поэзия это безо всяких скидок! Она ведь и узнается по наличию у нее собственного (а не авторского) голоса, каковой даже на бумаге слышен. К сожалению, сборника этого у меня нет, потому не могу выложить. Согласен, вкус о.Роману подчас отказывает - как, впрочем, и корифеям (будь то Блок или даже Пушкин). Но что есть у него поэтическое призвание - это несомненно!    
 
To Mysth
 
Цитата
И мне очень жаль, что праведность и святость не подразумевают эстетического вкуса и меры.
Ваш тезис заслуживает обсуждения в "эстетической" теме. Туда его и переношу.  
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Например, я недавно читала "Приглашение на казнь" Набокова. Так вот, ещё год назад я бы просто пищала от восторга, читая это произведение. А сейчас для меня - ничего, кроме скуки, пустоты и изолированности в себе.
А не может так случиться, что еще через год вы придете к третьему мнению, отличному от столь крайних оценок? Я надеюсь, что так и будет.
Точно то же самое (надеюсь) произойдет и с данным стихотворением.  
Когда я его прочитал впервые - мороз по коже! Отнюдь не из-за какой-либо непристойности, грубости, поругания святого. От благоговения. Я, наверное, поневоле повторю то, что вам писала Mysth, но я должен это высказать.
 
В этом, отнюдь не умозрительном, а предельно конкретном изображении смерти и жизни, человека и бога, как почти нигде сильно противопоставлен образ явленного и истинного.  
Обратите внимание, сколько раз на слова Иисуса возникала такая реакция – «Услышав это, ученики Его весьма изумились». Ибо пока Иисус был при них, глаза их еще не открылись, и они видели лишь поверхность вещей. И они всё еще не понимали, что в словах сих: «Многие же будут первые последними, и последние первыми».
 
А истина в том, что «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих». Фактически, в стихотворении нам явлена почти евангельская притча, повествующая о необходимости глядеть глубже шкуры (а в какой шкуре предстоит каждому принять смерть?) и о тщете смерти, которая не властна над душой. После смерти жемчужницы остается вечный жемчуг, после смерти тела – вечная душа.
 
Желаю, чтобы на вашу душу снизошла та же благодать, что и на учеников Христа. Хотя и понимаю, что ваш путь к Истине не может быть короче.  
 
 
 
Цитата
Я нарисую старый дом...
А это прекрасно.
И так хорошо, что прекрасное столь различно.  
И почти всегда соединено со слезами...
 
В прошлом году выкладывала в Поэтической угадайке стихи иеромонаха Алексия (Терентьева), которые мне показались необычными для "монашеской лиры", то есть выше того уровня, который мне попадался прежде в этом жанре.
Продублирую их тут.
 
***
Я камушек нашел нагой и чистый.  
Откуда ты - неужто с высоты?  
Что вечность - уж не камень ли и ты?  
И в трещинке - пятно вселенной мшистой...
 
 
***
Как потеряться мне среди такого дня?  
Когда над головой кричат берёзы,  
Где облака и солнечны, и слезны,  
И небо опрокинуто до дна.
 
 
***
Не я ли словно дерево с землёй  
И ветром и тоскою переполнен,  
Вершины стебелёк живой разломлен,  
Душа его упала в мир иной...
 
 
***
Мой дом невидимый - у смерти на лугу  
Я перед ним как отрок перед птицей,  
Хочу вспугнуть и вслед ей устремиться,  
Святую явь переживая на бегу!  
 
Мой дом распахнут - и не найдены ключи,  
Легко найти счастливыми глазами,  
Как будто вновь родиться со слезами,  
Целуя солнце в светлые лучи.
 
 
***
 
В тех беспокойных, неизысканных словах,  
Словах, которыми готов ты плакать,  
Осенних строчек пустота и слякоть,  
Сырые звуки - листья на руках.  
 
Они как души обреченныя ветвей,  
Как будто памяти желтеющие всходы,  
Ослепший ветер с облачных полей  
Срывает дни - мгновенные, как годы.
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 9 След.