Страничка для православных поэтов, и для поэтов, не называющих себя православными, но своим творчеством умягчающих, укрепляющих и окрыляющих человеческую душу.
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)
Благодатная поэзия
Ответы
11.03.2011 11:57:00
To lb
|
|||
|
|
11.03.2011 12:43:00
To lb
Конечно, можно подменить понятия, как это описывается у Льюиса в "Письмах Баламута" (что ТАМ этим занимается целый отдел), и связать радость со смехом, но Николай Сербский в общем-то прав, если прочитать его полностью: Более того, Божий Одуванчик напрасно оборвала цитату, концовка поясняет многое: Современные атеисты, как, впрочем, и безбожники всех времен, совершенно исключили само понятие радости из своего языка, проповедуя лишь близкую и окончательную смерть для всех и вся. |
|||
|
|
11.03.2011 12:55:00
To Хэнк
Как приятно, когда тебя понимают! Вторую цитату я оборвала ещё нещаднее, поскольку продолжение - не для слабонервных. (Стр. 464) |
|
|
|
11.03.2011 12:59:00
Э, дорогой, а мы уже приехали.
Стеною снег, дороги замело. Спешили лишь отмерянными вехами, Надеялись, а всех не пронесло. Недаром отговаривал с поклонами Хозяин постоялого двора. Лежали бы на лавках под иконами, Иль самовар меняли, как вчера. Ну ничего, авось к утру уляжется. Хотя нам до утра не дотянуть. В такую пору вряд ли кто отважится, Разыскивая нас, пуститься в путь. Родные есть, вдова, детишки малые. Вдова, конечно, горюшка хлебнёт. Я, Слава Богу, ни на что не жалуюсь, Меня давно никто уже не ждет. Не пропивать меня друзьям-товарищам, Не выть жене, глаза понаслюняв. И детям у последнего пристанища Гурьбою не оплакивать меня. Оно конечно, кто там виноватее, Но просто так, судача не во зло, Жену любую не поставлю с матерью. Прости, коль и тебе не повезло. Ты не гляди, я завистью не маялся, Обижен не был Богом и людьми. Жил, как умел. А ежели не справился, Продашь коней, а деньги на помин. Лошадушки самой судьбой подарены. Не подводили — только и всего. Я ладил и с евреем и с татарином, И не стыдился Бога своего. На жён чужих с гармоникой не зарился, У шинкаря рубахи не пропил. Чтил седину и первым в пояс кланялся. Социалистов, правда, не любил. Эх завертелась юность вверхтормашняя Как этот снег, аж душу леденит. Прости, Господь, за всё мое вчерашнее. Прости и ты, и Бог тебя простит. Ну и погодка — светопредставление. Так отродясь в России не мело. Лошадки загрустили без движения. Стоят и только дышат тяжело. Возьми тулуп, устройся поудобнее. Молись, родимый, чтоб буран затих. А если ждёт кого-то место лобное, Уж лучше мне, покаявшись, взойти. Э, дорогой, а мы уже приехали, Стеною снег, дороги замело. Спешили лишь отмерянными вехами, Надеялись, а всех не пронесло. о. Роман |
|
|
|
11.03.2011 13:02:00
To Mysth
Тем более, что в Евангелиях слова Христа о разлагающихся телах в гробах вполне определенно свидетельствуют об отношении к ним, как "некрасивому" |
|||||
|
|
11.03.2011 13:14:00
To Хэнк
Нет, я как раз этого не вижу в стихотворении (и не только я, судя по всему). Стихотворение символично. В тлеющей сейчас плоти можно прозреть "жемчуг" (ключевое здесь слово) новой жизни, грядущее преображение мира. Христос говорит, что смерть не вечна, она не обладает миром. И закономерно то, что Его ученики еще не видят того, что изначала ведомо их учителю. Для них пока "Смерть и Время царят на земле". |
|||
|
|
11.03.2011 13:23:00
To Mysth
Вообще этот стих Набокова посвящен годовщине смерти Достоевского и, судя по всему, написан при воспоминании о князе Мышкине, который мог видеть красоту во всех бедах окружающей жизни, так, по крайней мере комментируют литературоведы. Тут только это "видение красоты" доведено Набоковым до абсурда. Первоначально опубликовано как "Сказание (из апокрифа)", и апокрифические сюжеты у него встречаются в других стихах на евангельские сюжеты. Христос Нового Завета Набокова мало вдохновляет. |
|||||||
|
|
11.03.2011 13:29:00
To Хэнк
Набоков, конечно же, прежде всего художник - и поэтому домысел в его творчестве закономерен, даже когда оно касается развития библейских мотивов. Стихотворение поражает неожиданным поворотом знакомого образа, некоторым остранением (если пользоваться терминологией Шкловского). Однако и этот прием, если можно так выразиться, вполне евангельский. Многое из того, что говорил Христос, казалось его ученикам странным и даже абсурным. И до сих пор далеко не все могут вместить эти кажущиеся противоречия. |
|
|
|
11.03.2011 13:35:00
To Mysth
Стих Набокова - другая система. То есть это говорит кто-то другой, не Христос. |
|||
|
|
11.03.2011 13:42:00
To Хэнк
Почему? И Мэйби тоже. И в тех статьях, которые я читала, это стихотворение рассматривается в евангельском (никак не анти!) контексте. Это часто встречающаяся трактовка. У Набокова не было кощунственных стихов: в его лирике, в отличие от прозы, меньше поверхностного эстетства.
Я думаю, что новая жизнь не в трупе. Разумеется, Набоков этого не имел в виду (это же Набоков, а не Бодлер ) Здесь очень глубокая мысль о том, что наши тела, пока еще тленные, несут в себе зародыш нетления, семя грядущего преображения. Его еще нет пока - мы видим ужасный разлагающийся труп. Но в нем, в этом теле тления, есть "жемчуг" грядущей жизни. Сеется тленное - восстает нетленное. Именно поэтому пренебрежение к телу является в христианстве грехом. "Помните, что тела ваши сосуды живущего в них Духа".
И это правильно. Князь Мышкин - самый христоликий герой нашей литературы - воспел гимн красоте. Ведь "Красотою мир спасается" - это, по сути, "Чаю Воскресения мертвых и Жизни Будущаго Века". Здесь именно евангельское, а не эстетское понимание Красоты. Тема очень интересная.
Тоже соглашусь. Именно поэтому это стихотворение по духу евангельское, ибо и Евангелие абсурдно, антиномично. Credo quia absurdum est. |
|||||||||
|
|
11.03.2011 13:50:00
To Хэнк
Тут с трудом поспоришь. Христос ведь действительно не говорил ничего подобного, и вопрос в том, имеет ли право художник говорить от лица Христа. Достоевский гениально решил эту проблему: у него в "Легенде о великом Инквизиторе" Христос молчит - а говорит лишь Его оппонент. Набоков пошел на дерзость. Простительно ли это художнику? На мой взгляд, простительно. Я просто знаю людей, которые пришли в Церковь благодаря стихам Бродского, Пастернака, Наболкова, В.Соловьева и проч. Эта лирика далеко не всегда соответствует благочестивым настроениям и представлениям воцерковленного христианина. Но художнику трудно поставить заслон. И если эти стихи кому-то помогают - то Слава Богу. |
|||
|
|
11.03.2011 13:56:00
To Mysth
Прийти благодаря стихам этих авторов... Хм... Наверное, им не понравится в церкви далее... |
|||
|
|
11.03.2011 14:00:00
To Божий одуванчик
Вы все очень хорошо написали. Но вот вопрос: беседа "в мирном ключе" подразумевает ли во всем согласие с собеседником? Ведь еще апостол говрил, что по второстепенным вопросам может быть разномыслие, если единомыслие есть в одном - в принятии Христа. Мне кажется, творчество, поэзия - это как раз те вопросы, где могут быть и должны быть разные трактовки. Так ведь интереснее, не правда ли? |
|||
|
|
11.03.2011 14:12:00
To Mysth
Мэйби назвал евангельским только пафос стихов.
Относительно тела - есть тело живое и есть тело мертвое. Вот по Евангелию, да по всей Библии точнее, тление - это наказание всей природе за грехопадение человека. И мертвое тело отвратительно - не даром не только "не оставишь души моей во аде", но и не дашь "увидеть тление".
|
|||||||
|
|
11.03.2011 14:14:00
To Хэнк
Мне нравится эта песня тоже... Вопрос различения духов, конечно, сложный - но на данный момент я не чувствую противоречия этой творческой трактовки с Евангелием. Мне удается увидеть христианский подтекст и смыслы. Возможно, будет время - и меня резанет. Тут трудно сказать. Святитель Игнатий Брянчанинов предостерегал своих духовных чад от чтения Гоголя, говорил, что у этого писателя свет перемешан с тьмой. Более того, святитель восставал против оды Державина "Бог" (чего я совсем уж постичь не могу). Видимо, с высоты святителя Игнатия больше видно. Но мы на таких высоких горах не обитаем, не превитаем яко птицы. А потому мне ближе те пастыри, которые призывают христиан усваивать то доброе, что есть в окружающем внерелигиозном мире.
Ну, почему? Если они возведут апокрифы в разряд канонических текстов - тогда, вероятно, да. Если же обожествления кумиров не произойдет - тогда все нормально. Я до сих пор люблю поэзию Бродского и Пастернака, и у меня не возникает никаких проблем с принятием ближневосточной поэтики Псалтири. Или византийского плетения словес в гимнографии. |
|||||
|
|
11.03.2011 14:21:00
To Хэнк
Так и я о том же. Смысл в том, что пока мы видим, что любое тело истлевает, всего в мире касается порча. И это не может не вызвать естественного содрогания. Но в будущем все восстанет в нетлении - отсюда образ "жемчуга" как символа нетления. По крайней мере, такая трактовка может иметь место, она закономерна. |
|||
|
|
11.03.2011 14:28:00
To Хэнк
Некоторые апокрифы, несмотря на формальные отличия от Евангелия, не несут в себе враждебного Евангелию духа. БО увидела в стихе кощунство - а мне кажется, здесь есть просто "остраненная" трактовка тех же библейских тем. И мне нравится еще в этом стихе то, что его можно воспринять словесным аналогом экранизации. Предельно детально, четко вырисовывается картина. Драматизм буквально апокрифический. |
|||
|
|
11.03.2011 14:35:00
To Mysth
Вы всё очень хорошо написали. Вопрос я вижу только в одном: к Христу или от Христа. Мы можем ошибаться в понимании - это совершенно естественно, главное - хотеть понять. Но насмехаться в областях, которые в принципе выше нашего понимания - это неестественно.
Во-первых, Евангелие и не абсурдно, и не противоречиво. Просто для разных ситуаций благом являются разные вещи. Например, в зависимости от характера и состояния ребёнка для получения одного и того же результата, одному ребёнку надо строго пригрозить наказанием, а другого - приласкать, похвалить. Где же тут противоречие? Я тут вижу только подтверждение истины: узки ворота в рай. Во-вторых, даже если считать Евангелие абсурдным, это не значит, что всё абсурдное является по духу евангельским. |
|||
|
|
11.03.2011 14:37:00
To Хэнк
Тем не менее кто-то из сербских святых называл князя Мышкина лучшим воплощением христоликого героя в литературе. То есть апокрифичность вовсе не есть противоположность Евангелию. Далеко не всегда. К сожалению, запамятовала, кто именно об этом писал. Может, Вы помните? |
|||
|
|
11.03.2011 14:40:00
To Божий одуванчик
А кто-то насмехался? Вы заметили у кого-то подобную интенцию?
Ну, с Вами не согласятся некоторые святые и учителя Церкви. Антиномичность Евангелия как раз свидетельствует об его истинности. Об этом довольно много написано - поищите в инете. Просто современному человеку кажется, что противоречия - это что-то неправильное. Специфика мышления сейчас такая. Плоская. |
|||||
|
|
11.03.2011 14:56:00
To Mysth
|
|||||||
|
|
11.03.2011 15:00:00
To Божий одуванчик
Мне все-таки кажется, на этот раз Вы ошиблись. Я думаю, Лб искренен. Я это стихотворение сама выложить хотела, признаюсь (оно одно из моих любимых). И в гимназиях с гуманитарным уклоном его изучают в рамках темы "Христианская поэзия". Самого Набокова едва ли кто рискнет обвинить в кощунстве.Максимум - в вольной апокрифической трактовке. |
|||
|
|
11.03.2011 15:12:00
To Mysth
Я тоже со временем подумала, что Лб искренен. И по мировоззрению похож на Набокова. Но я подозреваю в цинизме и Лб и Набокова в тех немногих, самых сложных вопросах, которые не поддаются их пониманию. Но надо же понимать, что нам не может быть всё открыто. Может быть это понимание и есть вера. И этим отличается верующий от неверующего!? Извините за искренность. |
|
|
|
11.03.2011 15:20:00
To Божий одуванчик
Полагаю, сравнение с Набоковым Лб примет за комплимент. Но вот цинизма в самых сложных вопросах не вижу. По-моему, Вы слишком строги. Вообще, как правило, в экзистенциальных вопросах человек серьезен. Даже самый отъявленный циник. Может, Вы поиск принимаете за цинизм? |
|||
|
|
11.03.2011 15:26:00
To Mysth
Одни люди ищут истину спокойно, с терпением. Каким определением мжно назвать человека, ищущего истину путём провокаций? |
|
|
|
11.03.2011 15:31:00
Вовсе не все ищут истину спокойно и терпеливо. Кто-то и так.
Очень советую почитать биографию Серафима Роуза. Путь через отчаяние, а вовсе не благожелательное корпение над умными книжками. |
|
|
|
11.03.2011 15:41:00
To Божий одуванчик
Простите за непонятливость? Но что за "гонения верующих"?! Или это вы о криуте, ДеБур, Профете и Хэнке, которые считают себя изгнанными из КиН? (Если вопрос серьезный - надо открыть новую тему, так и назвать: "Гонения верующих", чтобы здесь не было оффтопа) |
|
|
|
11.03.2011 15:43:00
To Атех
|
|||||
|
|
||||