Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Христианское кино
 
Мы живем в обществе во многом визуальном. Большинство наших современников, в особенности молодых людей, формируется в парадигме массовой культуры, причем читают они мало, в основном, смотрят те или иные фильмы, среди которых не так уж много подлинных шедевров киноискусства. Тем не менее хотелось бы поговорить именно о них - но в той их части, которая может нести современному обществу достаточно трудные для восприятия христианские ценности.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 10 След.
Ответы
 
Латинская Америка: Народы в поисках Православия
  Православие.Ru, 24 февраля 2011 г., Василий Томачинский  
 
За прошедшее десятилетие православная вера широко распространилась в Мексике, Колумбии, Коста-Рике и других сопредельных странах.  
 
Латинская  Америка переживает свою Пятидесятницу сейчас, в эти дни и годы. Для абсолютного большинства жителей этих стран, за исключением нескольких греческих православных общин, Православие только недавно пришло на континент.  
Как в эпоху гонений, когда христиане вынуждены были скрываться в катакомбах в ожидании дня, когда они могли бы свободно поклоняться Триединому Богу, так и сейчас во всех странах Центральной и Южной Америки на протяжении десятилетий бесчисленные группы людей, отвергнутые Римско-Католической Церковью, ожидают возможности присоединиться к Православию. Одна из таких групп в Гватемале обратилась в минувшем году к руководству Мексиканской митрополии с просьбой принять их в общение с истинной Церковью. Митрополит Афинагор даже не знал, кто они такие, он и не ведал об их существовании. Да и невозможно в такой обширной епархии, включающей 20 стран, всех знать.  
 
Оказывается 20 лет назад, эти гватемальцы основали свою собственную Православную Церковь, естественно антиканоничную, так как они не знали, какой Церковь должна быть и как ее правильно устроить. Они просто предприняли попытку духовно выжить. Они вели не вполне правильную, на свой манер, некую «православную» богослужебную жизнь. Но они знали, что хотят быть православными! Они поняли, что только Православная Церковь сохраняет истинную веру и что они тоже имеют полное право на то, чтобы следовать православному вероучению и вести православный образ жизни. Они веровали, что только так они смогут найти Спасителя и Искупителя Христа. За 20 лет они прошли свой путь с надеждой, что когда-нибудь достигнут истины. Зная, что на каждом богослужении необходимо поминать правящего епископа, последние 10 лет они молились за патриарха Варфоломея.  
 
И вот через 20 лет настала «полнота времен». После долгих поисков эти «самовоправославившиеся» гватемальцы обнаружили, что в Мехико есть канонический православный архиерей и митрополия Константинопольского патриархата. Они нашли владыку Афинагора и постучались в его дверь, прося принять их в общение.  
 
Митрополит послал двух священников встретиться с ними и разобраться, кто же они такие и насколько их просьба серьезна и реальна. И был поражен! Священники встретились с «группой», состоящей из более чем полумиллиона людей, имеющих 388 церквей и часовен; большинство из них были уроженцами Гватемалы, принадлежащие в древнему народу майя, живущему в горах, и на обширных равнинах, и даже в южных городах Мексики.  
 
 
 
 
 
Цитата
Это огромные и удивительные цивилизации.
 
Пиетет православного епископа перед  погаными более чем удивителен. Видимо, прав был докладчик Византийского клуба -  
 
 
Цитата
многие воспроизводят штампы общетрадиционалистского восхищения перед любой архаической культурой, какой бы бесчеловечной и бессмысленной она ни была, и автоматически ругают западнохристианских миссионеров, изменивших эти культуры. Эта позиция и выявляет как раз ту самую изоляционистскую установку, господствующую в современной православной среде.
 
Очень удивительна языческая мерзость, действительно:
 
 
"Индейцы считали также,что Солнцу нелегко изо дня в день двигаться по небу. Для поддержания его сил непременно требуется человеческая кровь. И бог щедро получал эту кровь, регулярно проливаемую людьми на жертвенных алтарях.
Жречество майя, называемое ах-кин («слуги солнца»), делилось на несколько групп, имевших свои обязанности. Во главе всех жрецов стоял ах-кин-маи — верховный священнослужитель города-государства.
Ритуальные действия сопровождались человеческими жертвоприношениями. Существовала особая категория жрецов — накомы, которые умерщвляли людей, приносимых в жертву богам.
Способы жертвоприношений были самыми разными. Например, в Чичен-Ице был построен специальный колодец — сенот, куда сбрасывались девушки, которым было предназначено стать невестами бога плодородия Юм-Каша. В этот же колодец бросали и другие дары — золото, драгоценности, нефрит. Был распространен и другой обряд принесения в жертву. Человека привязывали к столбу, после чего жрец взрезал несчастному живот и кровью обмазывал статуи божеств. Затем все тело человека окрашивали в синий цвет, только в области сердца наносили белую краску. В получившуюся живую мишень индейцы, исполняя ритуальный танец, выпускали стрелы излука. Иногда человека клали на жертвенный алтарь и на-ком, разрезав ему грудь, вырывал сердце. Безжизненное тело он сбрасывал с алтаря, а другие жрецы, подхватив его, сдирали кожу и надевали ее на себя.
Одним из основных божеств в мифологии индейцев Центральной Америки считался Кецалькоатль, создавший, по их мнению, человека и культуру, управляющий стихиями, покровительствующий науке. Слово «ке-цалькоатль» буквально означает «змея, покрытая зелеными перьями»".
 
 
http://religmir.narod.ru/indeic.htm  
 
To Атех
 
То, что эти народы принимают православие, прекрасно. Работники 11 часа! Но это не повод восхищаться их мерзостями в прошлом  и обвинять католических монахов.
 
To Mysth
Побольше уважения. "Мерзостями" никто тут не восхищался. Скажи человеку, увлекающемуся русской культурой, что на самом деле он восхищается зверствами Ивана Грозного да языческими игрищами "неблагочестивых предков".  
 
To Атех
     
Цитата
"Мерзостями" никто тут не восхищался.
 
Я имела в виду определенную цитату епископа. Традиционная культура майя и ацтеков - это как раз языческие игрища, к сожалению, а вовсе не удивительная цивилизация. Любая древняя цивилизация строится на религиозном культе. Поименование языческой культуры "мерзкой" и "поганой" ни в коей мере не говорит о неуважении, а является типичным элементом  христианской полемической культуры.
Говоря о поганых и языческой мерзости, я имею в виду любую дохристианскую цивилизацию и использую традиционно святоотеческое ее наименование.
 
     
Цитата
Скажи человеку, увлекающемуся русской культурой
 
В данном контексте уместнее будет - не русской, а традиционно  славянской, чтобы не подменять понятия. Да, это то же самое. Фильм прекрасно показал любителям архаических культур, что они на самом деле в мир приносили и от чего реально избавил наш мир Христос! Оправдывать это и восхищаться этим нельзя никак - и правильно наш патриарх назвал языческих славян дикими варварами, такими они и были (что подтверждают и сохранившиеся свидетельства, кстати).
Зайди на сайт наших неоязычников - через несколько минут почувствуешь себя отравленной. То же самое и с культурами майя и атцеков. Мне, честно говоря, непонятно, как можно одновременно восхищаться православием и древней языческой культурой, которая притом существовала в наиболее извращенных формах. Все равно что сидеть на двух стульях. Многие пытались соединить "Афины и Иерусалим" - но, по-моему, это никому не удавалось. Нельзя служить двум господам.
Епископ, православный монах, не будет ведь восхищаться цивилизацией Ханаана? То же самое и с культурами майя. Здесь вопрос веры и доверия- чему мы более склонны доверять: Ветхому Завету или исследованиям института антропологии?
 
"Несомненно, фильм этот сделан верующим человеком, католиком, и в нем, безусловно, есть прямой христианский посыл. Одной из центральных сцен картины становится речь жреца, обращенная им к народу с вершины жертвенной пирамиды, где у живых людей вырезают сердца:  
– Нам говорят, что мы уже не те. Что мы гнием изнутри, и что наше время прошло. Неправда! Просто боги отвернулись от нас, потому, что мы приносим им мало жертв.  
Эти слова – не просто призыв к насилию. Это попытка превратить свои отношения с высшими силами в торг. Между обреченным народом и его богами нет никакой связи, кроме “коммерческой”. Их религия учит этих людей не жить, а только договариваться с тем, кто сильнее.  
В “Апокалипто” Гибсон на примере от противного пытается объяснить, почему христианство предлагает нам совершенно иной подход, когда одного только исполнения законов и установок – недостаточно для христианина. Ничто не заменит живой связи с Богом, ведь сами по себе наши жертвы Ему не нужны, Ему нужна наша любовь.  
Такой путь сложнее, но именно он ведет к Богу. Все остальные – в духовный тупик".
 
http://www.foma.ru/article/index.php?news=2112  
 
 
Критика
Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое[2][3][4]. Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме.
 
Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате[5].
 
2↑ Is «Apocalypto» Pornography?, Archaeology Magazine, 5 декабря 2006  
3↑ Gibson film angers Mayan groups, BBC, 8 декабря 2006  
4↑ McGuire, Mark. «Apocalypto» a pack of inaccuracies, San Diego Union Tribune (12 декабря 2006). Проверено 12 декабря 2006.  
5↑ Щирова В. Мел Гибсон обидел индейцев майя // Новые известия, 23 января 2007  
 
(Википедия)
 
To lb
 
Цитата
Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя».
 
 
Ну, разумеется. Эти христиане вообще такие нетолерантные. Я удивляюсь, как наши неоязычники еще на патриарха в какой-нибудь европейский суд по правам человека не подали. Или на  Отцов Церкви, которые даже писания языческих философов "эллинским бл...словием" называли. Тоже ведь не иначе как клевета.  
 
 
Цитата
древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии
 
 
Математика и астрономия - это, конечно, самое главное. А вспарывание животов при жертвах бесам - это уже мелочи, не стоящие внимания. Разумеется.  
 
 
Цитата
Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате[5].
 
А вот это искренне радует. Европа постепенно уже начинает понимать, что ей не хватает нового культурного крестового похода и пытается осмыслить собственные христианские корни, невзирая на недоброжелателей.  
 
To Mysth
А я не понимаю восхищения колонизаторами и грабителями.  
Не читала про колонизацию Западной Африки, например? Как  там европейцы обращали языческих недочеловеков в рабов, как их убивали просто так. Например, скатывая с горы в бочке с гвоздями. Это же должно было приобщить дикарей к великой христианской цивилизации.  
 
To Атех
 
Цитата
А я не понимаю восхищения колонизаторами и грабителями.
 
Ну, так фильм же ничего не говорит про колонизацию. На самом деле, это фильм о том (по большому счету), от чего ушла сама Европа, от чего всех нас спас Христос. Многие ведь забывают об этом аспекте, когда начинают огульно хаять христианскую Европу и с головой окунаясь в восточные культы и какой угодно шаманизм.
Грабители были, конечно - но это уже отдельные грехи отдельных людей или даже корпораций, за которые они и ответят.  
 
To Mysth
Точно так же и коренное население в фильме представлено мирным лесным племнем, а не только жуткими обитателями местного "райцентра".
 
To Атех
   
Цитата
Точно так же и коренное население в фильме представлено мирным лесным племнем
 
 
Это да (думаю, такие племена и сейчас принимают православие) - но мы не их имеем в виду, когда говорим об устрашающих и грандиозных достижениях цивилизации майя. Любую языческую цивилизацию поднимают жрецы понятно каких духов... И православному епископу негоже делать какие-либо реверансы в сторону языческих цивилизаций, построенных, по сути, космократорами, мироправителями тьмы.
 
Древние Святые Отцы это хорошо понимали.
 
To Mysth
 
Цитата
Любую языческую цивилизацию поднимают жрецы понятно каких духов... И православному епископу негоже делать какие-либо реверансы в сторону языческих цивилизаций, построенных, по сути...
Одним словом, если бы в середине 20-го века в страну СССР высадился десант неохристиан из каких-нибудь неведомых нео-Испаний, вырезали бы всё население СССР за милую душу. Ибо совершенно жуткая страна с диким народом и совсем дикими жрецами.  
 
Вот бы радости было у некоторых!
 
Вообще же, христиане с мечом и огнем, нападающие на кого угодно и за что угодно, - это чистые и стопроцентные антихристы. Ибо главное, что их отличает, - это неверие в Бога, в действенность молитвы, в благодать Промысла. Это те самые "сверхчеловеки", но главное, лицемеры, умело прикрывающие свою хищную и хищническую природу крестом и библией.
 
А по поводу христианского кино... Моему товарищу более всего нравится христианский фильм "Сталкер". А мне - христианский фильм "Кин-дза-дза". Великие ленты!
 
To lb
 
Цитата
Одним словом, если бы в середине 20-го века в страну СССР высадился десант неохристиан из каких-нибудь неведомых нео-Испаний, вырезали бы всё население СССР за милую душу. Ибо совершенно жуткая страна с диким народом и совсем дикими жрецами.
 
 
Ну, не передергивайте! Я ж не о резне говорила.
 
 
Цитата
Вообще же, христиане с мечом и огнем, нападающие на кого угодно и за что угодно, - это чистые и стопроцентные антихристы
 
Честертон так не считал.
 
 
 
"Нет никаких сомнений, что современный ренессанс нацизма в европейских странах в т.ч. и появление его в России – есть вполне здоровая, хотя ничем неоправданная реакция жителей этих стран на плоды т.н. толерантности и политкорректности…
Диалог цивилизаций Запад-Восток, с «восточной», преимущественно мусульманской стороны практически всегда начинается фразеологизмами на тему «кровожадных» Крестовых походов, инквизиции, насильственной христианизации, взятия Казани… а заканчивается тем, что христианские народы объявляются «террористами №1 в мире».
История переписывается, причем предки европейцев становятся в новой трактовке исключительно рецидивистами и насильниками, одним словом как бы во все времена христиане были – «террористами №1 в мире».
В школах Саудовской Аравии, например, сегодня уже с детства учат молодых граждан о том, что все христиане – свиньи, а иудеи – обезьяны…
http://www.religare.ru/article29821.htm  
 
Современные мусульмане, шагая в ногу со временем и с удовольствием воспринимая все прелести политкорректности, активно наклеивают ярлыки (исламофоб, ксенофоб, шовинист, империалист и пр.) на всякого, кто делает хотя бы попытку критически взглянуть на ислам или защитить свою собственную традицию.
 
Мы должны только каяться… каяться… каяться…
Мы должны убрать со своих гербов головы мавров-завоевателей или вовсе отказаться от христианской символики в своей стране или флага с крестом, т.к. это обижает чувства мусульман…"
 
 
 
To Mysth
Всякая попытка разжечь религиозную рознь ударит рикошетом по разжигающему.
 
To lb
 
Что значит "разжечь религиозную рознь"? Пытаться вспомнить свою христианскую идентичность? Отказаться от либерально-толерантного принятия секулярных ценностей? От религиозной всеядности? Провести черту между христианством и язчеством?
 
"Если Европа утратит свою Христианскую идентичность (а как раз это сейчас происходит), то она будет безсильна противостоять любым вызовам, в том числе вызову ислама. Секулярная идеология не дает народам Европы той духовной основы, которая позволяла бы им, во-первых, сплотиться между собой, а во-вторых, противостоять внешним вызовам. Неверие окажется безсильно против натиска ислама, который уже начался. Нужно учитывать опыт нашей страны, где на протяжении столетий Христиане жили бок о бок с мусульманами, и это не было конфликтным соседством. Противостояния религий у нас не было. Но этот потенциал добрососедства окажется невостребованным, если религиозным людям будет искусственно навязан один и тот же атеистический стандарт. А именно такой стандарт пытаются навязать сегодня людям на Западе. Если Христиане будут серьезно относиться к своей вере, им ничего не грозит. А если вера будет размываться и европейцы станут формально относиться к своей вере,  тогда они не выстоят против мусульманского натиска".
(митрополит Иларион Алфеев)
 
To lb
 
Цитата
христианский фильм "Кин-дза-дза". Великие ленты!
 
Можно поподробнее?
 
To Жан-Поль Диполь
 
Цитата
Вся цена пересказываемых событий в фильме -- в воскресении, которому Гибсон уделил около тридцати секунд перед титрами. Это истинная кульминация, но, к сожалению, кульминация фильма на практике видится в смерти Христа на кресте. И это ужасно, ибо это восхищение смертью, а не жизнью, это извращение.
 
 
Может быть, все не совсем так - и целью Гибсона было встряхнуть  современное консьюмеристское общество, забывшее, что такое страдание? Хотя вопросы к режиссеру, конечно, есть...
 
Мне понравилась рецензия Кураева на фильм:
 
Андрей Кураев: Евангелие на экране
Фильм мне не глянулся. Во-первых, было ощущение, что на меня давят, хотят из меня вытянуть «слёзку».
 
Во-вторых, порой бывает невыносимо слушать любимое стихотворение даже в исполнении великого декламатора – не потому, что декламатор плох, а потому, что стихотворение слишком «своё», слишком интимно-дорогое.
 
В-третьих, не обошлось без авторской корректуры Евангелия. Самая резкая из них – это начало фильма. Гефсиманское борение Христа. Согласно Лк 22,43, в эту минуту «явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Но в фильме Гибсона приходит сатана, и приходит, конечно, не для укрепления, а для искушения Иисуса.
 
Если же фильм оценивать как фильм, а не как богословское произведение, то самым живым в нём выглядит Понтий Пилат. Каждому из остальных персонажей подарено только по одному выражению лица, которое они послушно проносят через всё пространство фильма.
 
Хуже всех получилась Мать. О Матери у Креста всё, что можно сказать, сказала Анна Ахматова: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел». Гибсон посмел. Но в его обойме актёрских кандидатур не было нашей Екатерины Васильевой. В итоге эта линия в фильме оказалась провальной.
 
Актёрской и режиссёрской удачей можно посчитать подбор архиереев, судящих Христа. Очень узнаваемо.
 
Гениальный кадр – слеза Бога Отца, падающая с неба на Голгофу.
 
Что меня удивило в этом фильме – так это то, что последним полностью проигнорировано существование синдологии – научной программы исследования Туринской Плащаницы (от слова sindone – плащаница). Именно синдология допустила соприкосновение христологии и патологоанатомии (пресловутый «натурализм»). На Туринской Плащанице отпечаталось тело распятого человека, а потому научное исследование этого отпечатка дало представление о том, что происходит с человеческим телом на Кресте. Сегодня известно, каким именно бичом били Распятого. Известно, какого роста были палачи. Известно, что гвозди вбивались в запястье, а не в ладони (если гвозди вбиваются в ладони, то они разрывают кисть, и тело падает с креста). Известно и то, что при распятии смерть наступает от удушья, а Человек с Плащаницы умер от разрыва сердца (простите за ненаучный термин).
 
Но фильм я бы советовал посмотреть – особенно читателям «Литературной газеты». Фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы потом не допускать легковесной игры словами «всякий художник распят»; «я на кресте творчества», «критики распяли великого поэта»...  
 
Теперь о теме, которая отчего-то оказалась в центре дискуссий по поводу «Страстей Христовых». В США многие критики охарактеризовали картину тремя словами: «Натурализм, фашизм, антисемитизм». При этом очевидно, что слово, стоящее в приговоре последним, на самом деле является первым и определяющим всё остальное.
 
Речь идёт об очень серьёзном праве человека. Есть ли у нас право цитировать классические произведения литературы, если эти произведения не соответствуют нынешним стандартам «политкорректности»? Имеют ли эти самые политкорректные законы и стандарты обратный ход?
 
Гомер и все греко-римские авторы невысокого мнения о «варварах» (само это слово по своей оценочной насыщенности не менее смачно, чем старославянское «немец» или английское «негр»). Будем править? Издавать с купюрами? Переписывать по рецептам оруэлловского «Министерства правды»?
 
А в классических текстах еврейской культуры (то есть в Библии) немало весьма решительных и крайне негативных оценок соседних народов как таковых. В прокуратуру Республики Коми ещё два года назад поступило исковое заявление по этому поводу. Некий гражданин обвинял Сыктывкарскую епархию Русской православной церкви в том, что она распространяет Библию. И приводил те места Ветхого Завета, которые казались ему разжигающими межнациональную рознь…
 
От себя Гибсон ничего не добавил. Он ставил фильм по Евангелию. А в Евангелии ясно говорится, что иудейские первосвященники (а не Понтий Пилат) настаивали на казни Христа и что толпа коренных жителей Иерусалима (а не сходка римских легионеров) кричала «Распни Его!». Если бы Гибсон ставил учебный фильм по материалам конференции «Богословие после холокоста», то акценты и сюжеты могли бы быть совсем другими. Получился бы ремейк в стиле «Иисус Христос суперзвезда»: апостолы в джинсах, легионеры на танках…
 
Но Гибсон подчёркнуто буквален. Даже персонажи его фильма говорят не по-английски, а на забытом арамейском языке. Так что все претензии к его фильму сильно смахивают на попытку инициировать изгнание Евангелия из современной культуры. И, честно говоря, видя, с какой страстью, какими средствами и кем поносится гибсоновский фильм, начинаешь доверять и самому фильму: да, именно так и именно те требовали Распятия Христа.
 
 В последнее десятилетие сформировалась уже традиция в мировой прессе: накануне христианской Пасхи новостные ленты начинают пестреть сообщениями о том, что некий учёный уже окончательно доказал, что Христа распяли римляне, а еврейская власть и толпа пытались его защитить… Ссылки идут на некие «древние источники и Талмуд». Но древнейший не-христианский источник о событиях на Голгофе – письмо сирийца Мары бар Серапиона к сыну, датируемое концом I века, говорит: «Что доброго стяжали афиняне, убив Сократа, или иудеи, казнив мудрого Царя своего?». И собственно талмудические тексты вполне однозначно инициативу гонений на Христа приписывают именно еврейским старейшинам (см. Толедот Иешу, 9).
 
Так что не только литературных, но и исторических оснований для корректировки евангельского сценария у Гибсона не было. И критика в его адрес – это очередная гримаса госпожи цензуры.
 
Но я и сам готов сказать слово предостережения тем, кто собирается просмотреть «Страсти Христовы». Просто кино – это очень агрессивное искусство. Так когда-то отец Павел Флоренский делил искусства по степени их агрессивности, не-диалогичности. Самое диалогичное искусство – музыка. Музыка даёт некую общую тему, а чем ты наполнишь предлагаемую тебе грусть или мечту – зависит от тебя. Самое жёсткое, навязчивое, не поддающееся зрительской интерпретации искусство – это скульптура. В этой шкале книга ближе к полюсу свободы, чем кино. Слишком много подробностей кино навязывает, впечатывает в сознание зрителя. Поэтому кино «про Христа» мне вообще не нравится. Лицо актёра подменяет собою Лик. До сих пор мы говорим Тихонов – подразумеваем Штирлиц, говорим Штирлиц – подразумеваем Тихонов. Так что перед началом киносеанса на евангельскую тематику уместно напомнить: Христос нашей молитвы и Христос фильма – не одно и то же. Икона своим нарочито искусственным языком помогает избежать этой ловушки. И потому возможна безобразная молитва перед образами. От киновпечатления защититься и избавиться будет сложнее.
 
Но одно из средств защиты могу предложить прямо сейчас: выходя из кинозала, посмотрите в лица другим людям, улыбнитесь и скажите им два слова: «Христос воскресе!»
 
 
 
To Mysth
На христианском портале "Евнгелие" ему посвящена отдельная тема. Вот как там о фильме пишут:
 
Сегодня снова (в который раз) посмотрел один из моих любимых фильмов – «Кин-Дза-Дза» Данелии. И понял, что этот старый фильм – пророческий. Плюк – это сегодняшняя Россия с цветовой дифференциацией штанов, стремительным подорожанием луца и даже своим Луцпромом, ПЖ, эцилопами и помещением в эцих до выкупа… И жрем мы подобие пластиковой каши из модифицированных продуктов. А фильм-то! Шедевр! Любую, абсолютно любую ситуацию можно прокомментировать фразой их фильма. Вот и выполняем приказ господина ПЖ : «Всем одеть намордники и радоваться!» И масса, практически в каждом сюжете, параллелей из нашей жизни.
Эх, кью сплошное… Если не согласны со мной, принесите, родные, песочку. Эку-эку-эку…ыыыыыыы!
 
Но все же вижу я его иначе, чем Вы.  
Этот фильм - не прямая аналогия. Можно, конечно, увидеть луц-топливо, можно эциллопа-гаишника... Все же главное в ином - дух фильма. Это фильм о будущем, о возможном будущем, где выродились обычные человеческие понятия. А вместо них остались в голом виде корысть и безудержное стремление к власти и возвышению одного над другим. и как проявление этой власти - унижение своего соседа. "Одеть намордники и радоваться!", "Пойте и пляшите!", "А здесь только на коленях!"
 
Причем сама власть эта может быть мизерной в абсолютном, материальном выражении. Ну что такое - желтые штаны или даже предел мечтаний - бассейн ПЖ? Мы уже проходили такое - во времена социализма дерьмово и скудно жили все, хотя относительная разница между рядовым инженером, всю жизнь копящим на квартиру в хрущобе или "запорожец" и секретарем райкома в "райкомовском" доме с персональной "волгой" была огромной. В этом смысле "Кин-дза-дза" чуть-чуть перекликается с "1984".
Как фантастика фильм нестандартен. Сейчас много, очень много похожих фильмов... Один и тот же сюжет, чуть модернизированный...
Забадывает...
А вот "Кин-дза-дза" - оригинален.  
"Кин-дза-дза" - фильм-гипербола, метафора, гротеск... Это фильм-мысль, фильм-предостережение.
Но при всем при этом "Кин-дза-дза" - фильм с потрясающим юмором. Фильм позитивный, радостный. Мгновенно расхватанный на цитаты...
 
Фильм-обличение!
Например ценности - полкц (полспички ) стоит космический корабль.
Сегодня спички подорожали, но истина уже не стоит и полспички, она никому не нужна...
 
 
А есть даже огромный форум "Кин-дза-дза" - http://kin-dza-dza.flyboard.ru/  
 
 
Ну, а предъявлять конкретные "христианские перлы" из хрустальной шкатулки, думаю, не стоит - как не очень корректно агитировать за Евангелие какими-то их него цитатами. Надо читать/смотреть целиком. И вот оно - явленное христианство.
 
Христианский православный форум для молодежи:
 
Кто смотрел фильм "Кин-дза-дза"?.. С моей точки зрения, в этом фильме как раз и рассмотрен сюжет христианской проповеди внеземным цивилизациям. Конечно, главные герои ничего не говорят о догматах типа искупительной жертвы Христа и т.п., но они делают гораздо большее - красноречиво демонстрируют инопланетянам свою нравственную концепцию, которая у них именно христианская. Эта концпеция инопланетянам с одной стороны кажется совершенно чуждой, а с другой - в конце концов находит восхищение и понимание.  
На Планете Плюк хищнический утилитаризм и радикальный индивидуализм давно победил всякую духовность. На Альфе Центавре - напротив, сформировалась жесткая тоталитарная мораль рационально-языческого типа. И вот этим двум крайностям главные герои как раз противостоят своими христианско-гуманистическими убеждениями.  
 
 
Удивительно, что Яндекс вместе с  "Кин-дза-дзой" неожиданно выдал и "Сталкера" уже на 4-й странице результатов - статью в Википедии. Вот оттуда:
Христианская символика и духовные мотивы, к которым неоднократно прибегал Тарковский, отчётливо проявляются и в сюжете «Сталкера». В сцене, происходящей после преодоления героями водопада, киноведы Джонсон и Петрие усмотрели явную отсылку к Евангелию от Луки, событиям в Эммаусе, где два апостола не узнали Иисуса, встретив его. Неоднократно герои или голос за кадром цитируют библейские тексты. В сцене длинного пролёта камеры над стоячей водой зритель может увидеть фрагмент Гентского алтаря Ван Эйка.  
 
Христианских мотивов много, тем более христианского духа.
 
Наконец-то мы вспомнили Тарковского)
 
В "Андрее Рублеве" больше всего меня восхищает сцена шествия Христа на Голгофу -- по снегу и в окружении Богоматери, Магдалины, учеников и ангелов. И особенно то, что ангелов почти не видно на снегу. Это гениальнешая сцена. Это даже прекраснее, чем эфиопские иконы чернокожего Иисуса.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To lb
Недавно сын меня спрашивал: о чем "Сталкер"? Вот что первым пришло на ум:  
зона - это символ мира иного. От "здешнего" он отличается отсутствием чисто объективных реалий - потому как является "объективацией" душевных состояний: что у тебя на душе - то и вокруг. Персонажи фильма пошли в зону за райским блаженством. И не обрели его просто из-за того, что внутренний их настрой тому противился.  
 
To meybe 07
 ЗдОрово!
 
Самое интересное то, что Тарковский, по собственному утверждению, был агностиком. Единственный советский режиссер, снимавший подлинно христианское кино, даже не был  христианином - по крайней мере, себя таковым не позиционировал.  
 
To meybe 07
Да, стоящая мысль. Особенно учитывая, в каких муках рождался этот Сталкер, переделываясь и как бы возгоняясь к чистому духу, удаляя все трюки, фантастические эффекты, всё земное.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 10 След.