Мы живем в обществе во многом визуальном. Большинство наших современников, в особенности молодых людей, формируется в парадигме массовой культуры, причем читают они мало, в основном, смотрят те или иные фильмы, среди которых не так уж много подлинных шедевров киноискусства. Тем не менее хотелось бы поговорить именно о них - но в той их части, которая может нести современному обществу достаточно трудные для восприятия христианские ценности.
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)
Христианское кино
Ответы
16.05.2011 01:12:00
Пиетет православного епископа перед погаными более чем удивителен. Видимо, прав был докладчик Византийского клуба -
Очень удивительна языческая мерзость, действительно: "Индейцы считали также,что Солнцу нелегко изо дня в день двигаться по небу. Для поддержания его сил непременно требуется человеческая кровь. И бог щедро получал эту кровь, регулярно проливаемую людьми на жертвенных алтарях. Жречество майя, называемое ах-кин («слуги солнца»), делилось на несколько групп, имевших свои обязанности. Во главе всех жрецов стоял ах-кин-маи — верховный священнослужитель города-государства. Ритуальные действия сопровождались человеческими жертвоприношениями. Существовала особая категория жрецов — накомы, которые умерщвляли людей, приносимых в жертву богам. Способы жертвоприношений были самыми разными. Например, в Чичен-Ице был построен специальный колодец — сенот, куда сбрасывались девушки, которым было предназначено стать невестами бога плодородия Юм-Каша. В этот же колодец бросали и другие дары — золото, драгоценности, нефрит. Был распространен и другой обряд принесения в жертву. Человека привязывали к столбу, после чего жрец взрезал несчастному живот и кровью обмазывал статуи божеств. Затем все тело человека окрашивали в синий цвет, только в области сердца наносили белую краску. В получившуюся живую мишень индейцы, исполняя ритуальный танец, выпускали стрелы излука. Иногда человека клали на жертвенный алтарь и на-ком, разрезав ему грудь, вырывал сердце. Безжизненное тело он сбрасывал с алтаря, а другие жрецы, подхватив его, сдирали кожу и надевали ее на себя. Одним из основных божеств в мифологии индейцев Центральной Америки считался Кецалькоатль, создавший, по их мнению, человека и культуру, управляющий стихиями, покровительствующий науке. Слово «ке-цалькоатль» буквально означает «змея, покрытая зелеными перьями»". |
|||||
|
|
16.05.2011 01:14:00
To Атех
То, что эти народы принимают православие, прекрасно. Работники 11 часа! Но это не повод восхищаться их мерзостями в прошлом и обвинять католических монахов. |
|
|
|
16.05.2011 02:00:00
"Несомненно, фильм этот сделан верующим человеком, католиком, и в нем, безусловно, есть прямой христианский посыл. Одной из центральных сцен картины становится речь жреца, обращенная им к народу с вершины жертвенной пирамиды, где у живых людей вырезают сердца:
– Нам говорят, что мы уже не те. Что мы гнием изнутри, и что наше время прошло. Неправда! Просто боги отвернулись от нас, потому, что мы приносим им мало жертв. Эти слова – не просто призыв к насилию. Это попытка превратить свои отношения с высшими силами в торг. Между обреченным народом и его богами нет никакой связи, кроме “коммерческой”. Их религия учит этих людей не жить, а только договариваться с тем, кто сильнее. В “Апокалипто” Гибсон на примере от противного пытается объяснить, почему христианство предлагает нам совершенно иной подход, когда одного только исполнения законов и установок – недостаточно для христианина. Ничто не заменит живой связи с Богом, ведь сами по себе наши жертвы Ему не нужны, Ему нужна наша любовь. Такой путь сложнее, но именно он ведет к Богу. Все остальные – в духовный тупик". |
|
|
|
16.05.2011 09:21:00
Критика
Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое[2][3][4]. Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме. Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате[5]. 2↑ Is «Apocalypto» Pornography?, Archaeology Magazine, 5 декабря 2006 3↑ Gibson film angers Mayan groups, BBC, 8 декабря 2006 4↑ McGuire, Mark. «Apocalypto» a pack of inaccuracies, San Diego Union Tribune (12 декабря 2006). Проверено 12 декабря 2006. 5↑ Щирова В. Мел Гибсон обидел индейцев майя // Новые известия, 23 января 2007 (Википедия) |
|
|
|
16.05.2011 11:46:00
To lb
Ну, разумеется. Эти христиане вообще такие нетолерантные. Я удивляюсь, как наши неоязычники еще на патриарха в какой-нибудь европейский суд по правам человека не подали. Или на Отцов Церкви, которые даже писания языческих философов "эллинским бл...словием" называли. Тоже ведь не иначе как клевета.
Математика и астрономия - это, конечно, самое главное. А вспарывание животов при жертвах бесам - это уже мелочи, не стоящие внимания. Разумеется.
А вот это искренне радует. Европа постепенно уже начинает понимать, что ей не хватает нового культурного крестового похода и пытается осмыслить собственные христианские корни, невзирая на недоброжелателей. |
|||||||
|
|
16.05.2011 12:05:00
To Mysth
А я не понимаю восхищения колонизаторами и грабителями. Не читала про колонизацию Западной Африки, например? Как там европейцы обращали языческих недочеловеков в рабов, как их убивали просто так. Например, скатывая с горы в бочке с гвоздями. Это же должно было приобщить дикарей к великой христианской цивилизации. |
|
|
|
16.05.2011 12:15:00
To Атех
Ну, так фильм же ничего не говорит про колонизацию. На самом деле, это фильм о том (по большому счету), от чего ушла сама Европа, от чего всех нас спас Христос. Многие ведь забывают об этом аспекте, когда начинают огульно хаять христианскую Европу и с головой окунаясь в восточные культы и какой угодно шаманизм. Грабители были, конечно - но это уже отдельные грехи отдельных людей или даже корпораций, за которые они и ответят. |
|||
|
|
16.05.2011 12:23:00
To Mysth
Точно так же и коренное население в фильме представлено мирным лесным племнем, а не только жуткими обитателями местного "райцентра". |
|
|
|
16.05.2011 12:35:00
To Атех
Это да (думаю, такие племена и сейчас принимают православие) - но мы не их имеем в виду, когда говорим об устрашающих и грандиозных достижениях цивилизации майя. Любую языческую цивилизацию поднимают жрецы понятно каких духов... И православному епископу негоже делать какие-либо реверансы в сторону языческих цивилизаций, построенных, по сути, космократорами, мироправителями тьмы. Древние Святые Отцы это хорошо понимали. |
|||
|
|
16.05.2011 13:42:00
To Mysth
Вот бы радости было у некоторых! |
|||
|
|
16.05.2011 13:46:00
Вообще же, христиане с мечом и огнем, нападающие на кого угодно и за что угодно, - это чистые и стопроцентные антихристы. Ибо главное, что их отличает, - это неверие в Бога, в действенность молитвы, в благодать Промысла. Это те самые "сверхчеловеки", но главное, лицемеры, умело прикрывающие свою хищную и хищническую природу крестом и библией.
|
|
|
|
16.05.2011 13:49:00
А по поводу христианского кино... Моему товарищу более всего нравится христианский фильм "Сталкер". А мне - христианский фильм "Кин-дза-дза". Великие ленты!
|
|
|
|
16.05.2011 13:50:00
To lb
Ну, не передергивайте! Я ж не о резне говорила.
Честертон так не считал. |
|||||
|
|
16.05.2011 13:52:00
"Нет никаких сомнений, что современный ренессанс нацизма в европейских странах в т.ч. и появление его в России – есть вполне здоровая, хотя ничем неоправданная реакция жителей этих стран на плоды т.н. толерантности и политкорректности…
Диалог цивилизаций Запад-Восток, с «восточной», преимущественно мусульманской стороны практически всегда начинается фразеологизмами на тему «кровожадных» Крестовых походов, инквизиции, насильственной христианизации, взятия Казани… а заканчивается тем, что христианские народы объявляются «террористами №1 в мире». История переписывается, причем предки европейцев становятся в новой трактовке исключительно рецидивистами и насильниками, одним словом как бы во все времена христиане были – «террористами №1 в мире». В школах Саудовской Аравии, например, сегодня уже с детства учат молодых граждан о том, что все христиане – свиньи, а иудеи – обезьяны… Современные мусульмане, шагая в ногу со временем и с удовольствием воспринимая все прелести политкорректности, активно наклеивают ярлыки (исламофоб, ксенофоб, шовинист, империалист и пр.) на всякого, кто делает хотя бы попытку критически взглянуть на ислам или защитить свою собственную традицию. Мы должны только каяться… каяться… каяться… Мы должны убрать со своих гербов головы мавров-завоевателей или вовсе отказаться от христианской символики в своей стране или флага с крестом, т.к. это обижает чувства мусульман…" |
|
|
|
16.05.2011 14:06:00
To Mysth
Всякая попытка разжечь религиозную рознь ударит рикошетом по разжигающему. |
|
|
|
16.05.2011 14:07:00
To lb
Что значит "разжечь религиозную рознь"? Пытаться вспомнить свою христианскую идентичность? Отказаться от либерально-толерантного принятия секулярных ценностей? От религиозной всеядности? Провести черту между христианством и язчеством? |
|
|
|
16.05.2011 14:14:00
"Если Европа утратит свою Христианскую идентичность (а как раз это сейчас происходит), то она будет безсильна противостоять любым вызовам, в том числе вызову ислама. Секулярная идеология не дает народам Европы той духовной основы, которая позволяла бы им, во-первых, сплотиться между собой, а во-вторых, противостоять внешним вызовам. Неверие окажется безсильно против натиска ислама, который уже начался. Нужно учитывать опыт нашей страны, где на протяжении столетий Христиане жили бок о бок с мусульманами, и это не было конфликтным соседством. Противостояния религий у нас не было. Но этот потенциал добрососедства окажется невостребованным, если религиозным людям будет искусственно навязан один и тот же атеистический стандарт. А именно такой стандарт пытаются навязать сегодня людям на Западе. Если Христиане будут серьезно относиться к своей вере, им ничего не грозит. А если вера будет размываться и европейцы станут формально относиться к своей вере, тогда они не выстоят против мусульманского натиска".
(митрополит Иларион Алфеев) |
|
|
|
16.05.2011 14:46:00
To lb
Можно поподробнее? |
|||
|
|
16.05.2011 15:15:00
To Жан-Поль Диполь
Может быть, все не совсем так - и целью Гибсона было встряхнуть современное консьюмеристское общество, забывшее, что такое страдание? Хотя вопросы к режиссеру, конечно, есть... Мне понравилась рецензия Кураева на фильм: Андрей Кураев: Евангелие на экране Фильм мне не глянулся. Во-первых, было ощущение, что на меня давят, хотят из меня вытянуть «слёзку». Во-вторых, порой бывает невыносимо слушать любимое стихотворение даже в исполнении великого декламатора – не потому, что декламатор плох, а потому, что стихотворение слишком «своё», слишком интимно-дорогое. В-третьих, не обошлось без авторской корректуры Евангелия. Самая резкая из них – это начало фильма. Гефсиманское борение Христа. Согласно Лк 22,43, в эту минуту «явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Но в фильме Гибсона приходит сатана, и приходит, конечно, не для укрепления, а для искушения Иисуса. Если же фильм оценивать как фильм, а не как богословское произведение, то самым живым в нём выглядит Понтий Пилат. Каждому из остальных персонажей подарено только по одному выражению лица, которое они послушно проносят через всё пространство фильма. Хуже всех получилась Мать. О Матери у Креста всё, что можно сказать, сказала Анна Ахматова: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел». Гибсон посмел. Но в его обойме актёрских кандидатур не было нашей Екатерины Васильевой. В итоге эта линия в фильме оказалась провальной. Актёрской и режиссёрской удачей можно посчитать подбор архиереев, судящих Христа. Очень узнаваемо. Гениальный кадр – слеза Бога Отца, падающая с неба на Голгофу. Что меня удивило в этом фильме – так это то, что последним полностью проигнорировано существование синдологии – научной программы исследования Туринской Плащаницы (от слова sindone – плащаница). Именно синдология допустила соприкосновение христологии и патологоанатомии (пресловутый «натурализм»). На Туринской Плащанице отпечаталось тело распятого человека, а потому научное исследование этого отпечатка дало представление о том, что происходит с человеческим телом на Кресте. Сегодня известно, каким именно бичом били Распятого. Известно, какого роста были палачи. Известно, что гвозди вбивались в запястье, а не в ладони (если гвозди вбиваются в ладони, то они разрывают кисть, и тело падает с креста). Известно и то, что при распятии смерть наступает от удушья, а Человек с Плащаницы умер от разрыва сердца (простите за ненаучный термин). Но фильм я бы советовал посмотреть – особенно читателям «Литературной газеты». Фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы потом не допускать легковесной игры словами «всякий художник распят»; «я на кресте творчества», «критики распяли великого поэта»... Теперь о теме, которая отчего-то оказалась в центре дискуссий по поводу «Страстей Христовых». В США многие критики охарактеризовали картину тремя словами: «Натурализм, фашизм, антисемитизм». При этом очевидно, что слово, стоящее в приговоре последним, на самом деле является первым и определяющим всё остальное. Речь идёт об очень серьёзном праве человека. Есть ли у нас право цитировать классические произведения литературы, если эти произведения не соответствуют нынешним стандартам «политкорректности»? Имеют ли эти самые политкорректные законы и стандарты обратный ход? Гомер и все греко-римские авторы невысокого мнения о «варварах» (само это слово по своей оценочной насыщенности не менее смачно, чем старославянское «немец» или английское «негр»). Будем править? Издавать с купюрами? Переписывать по рецептам оруэлловского «Министерства правды»? А в классических текстах еврейской культуры (то есть в Библии) немало весьма решительных и крайне негативных оценок соседних народов как таковых. В прокуратуру Республики Коми ещё два года назад поступило исковое заявление по этому поводу. Некий гражданин обвинял Сыктывкарскую епархию Русской православной церкви в том, что она распространяет Библию. И приводил те места Ветхого Завета, которые казались ему разжигающими межнациональную рознь… От себя Гибсон ничего не добавил. Он ставил фильм по Евангелию. А в Евангелии ясно говорится, что иудейские первосвященники (а не Понтий Пилат) настаивали на казни Христа и что толпа коренных жителей Иерусалима (а не сходка римских легионеров) кричала «Распни Его!». Если бы Гибсон ставил учебный фильм по материалам конференции «Богословие после холокоста», то акценты и сюжеты могли бы быть совсем другими. Получился бы ремейк в стиле «Иисус Христос суперзвезда»: апостолы в джинсах, легионеры на танках… Но Гибсон подчёркнуто буквален. Даже персонажи его фильма говорят не по-английски, а на забытом арамейском языке. Так что все претензии к его фильму сильно смахивают на попытку инициировать изгнание Евангелия из современной культуры. И, честно говоря, видя, с какой страстью, какими средствами и кем поносится гибсоновский фильм, начинаешь доверять и самому фильму: да, именно так и именно те требовали Распятия Христа. В последнее десятилетие сформировалась уже традиция в мировой прессе: накануне христианской Пасхи новостные ленты начинают пестреть сообщениями о том, что некий учёный уже окончательно доказал, что Христа распяли римляне, а еврейская власть и толпа пытались его защитить… Ссылки идут на некие «древние источники и Талмуд». Но древнейший не-христианский источник о событиях на Голгофе – письмо сирийца Мары бар Серапиона к сыну, датируемое концом I века, говорит: «Что доброго стяжали афиняне, убив Сократа, или иудеи, казнив мудрого Царя своего?». И собственно талмудические тексты вполне однозначно инициативу гонений на Христа приписывают именно еврейским старейшинам (см. Толедот Иешу, 9). Так что не только литературных, но и исторических оснований для корректировки евангельского сценария у Гибсона не было. И критика в его адрес – это очередная гримаса госпожи цензуры. Но я и сам готов сказать слово предостережения тем, кто собирается просмотреть «Страсти Христовы». Просто кино – это очень агрессивное искусство. Так когда-то отец Павел Флоренский делил искусства по степени их агрессивности, не-диалогичности. Самое диалогичное искусство – музыка. Музыка даёт некую общую тему, а чем ты наполнишь предлагаемую тебе грусть или мечту – зависит от тебя. Самое жёсткое, навязчивое, не поддающееся зрительской интерпретации искусство – это скульптура. В этой шкале книга ближе к полюсу свободы, чем кино. Слишком много подробностей кино навязывает, впечатывает в сознание зрителя. Поэтому кино «про Христа» мне вообще не нравится. Лицо актёра подменяет собою Лик. До сих пор мы говорим Тихонов – подразумеваем Штирлиц, говорим Штирлиц – подразумеваем Тихонов. Так что перед началом киносеанса на евангельскую тематику уместно напомнить: Христос нашей молитвы и Христос фильма – не одно и то же. Икона своим нарочито искусственным языком помогает избежать этой ловушки. И потому возможна безобразная молитва перед образами. От киновпечатления защититься и избавиться будет сложнее. Но одно из средств защиты могу предложить прямо сейчас: выходя из кинозала, посмотрите в лица другим людям, улыбнитесь и скажите им два слова: «Христос воскресе!» |
|||
|
|
16.05.2011 15:34:00
To Mysth
На христианском портале "Евнгелие" ему посвящена отдельная тема. Вот как там о фильме пишут: Сегодня снова (в который раз) посмотрел один из моих любимых фильмов – «Кин-Дза-Дза» Данелии. И понял, что этот старый фильм – пророческий. Плюк – это сегодняшняя Россия с цветовой дифференциацией штанов, стремительным подорожанием луца и даже своим Луцпромом, ПЖ, эцилопами и помещением в эцих до выкупа… И жрем мы подобие пластиковой каши из модифицированных продуктов. А фильм-то! Шедевр! Любую, абсолютно любую ситуацию можно прокомментировать фразой их фильма. Вот и выполняем приказ господина ПЖ : «Всем одеть намордники и радоваться!» И масса, практически в каждом сюжете, параллелей из нашей жизни. Эх, кью сплошное… Если не согласны со мной, принесите, родные, песочку. Эку-эку-эку…ыыыыыыы! Но все же вижу я его иначе, чем Вы. Этот фильм - не прямая аналогия. Можно, конечно, увидеть луц-топливо, можно эциллопа-гаишника... Все же главное в ином - дух фильма. Это фильм о будущем, о возможном будущем, где выродились обычные человеческие понятия. А вместо них остались в голом виде корысть и безудержное стремление к власти и возвышению одного над другим. и как проявление этой власти - унижение своего соседа. "Одеть намордники и радоваться!", "Пойте и пляшите!", "А здесь только на коленях!" Причем сама власть эта может быть мизерной в абсолютном, материальном выражении. Ну что такое - желтые штаны или даже предел мечтаний - бассейн ПЖ? Мы уже проходили такое - во времена социализма дерьмово и скудно жили все, хотя относительная разница между рядовым инженером, всю жизнь копящим на квартиру в хрущобе или "запорожец" и секретарем райкома в "райкомовском" доме с персональной "волгой" была огромной. В этом смысле "Кин-дза-дза" чуть-чуть перекликается с "1984". Как фантастика фильм нестандартен. Сейчас много, очень много похожих фильмов... Один и тот же сюжет, чуть модернизированный... Забадывает... А вот "Кин-дза-дза" - оригинален. "Кин-дза-дза" - фильм-гипербола, метафора, гротеск... Это фильм-мысль, фильм-предостережение. Но при всем при этом "Кин-дза-дза" - фильм с потрясающим юмором. Фильм позитивный, радостный. Мгновенно расхватанный на цитаты... Фильм-обличение! Например ценности - полкц (полспички ) стоит космический корабль. Сегодня спички подорожали, но истина уже не стоит и полспички, она никому не нужна... А есть даже огромный форум "Кин-дза-дза" - Ну, а предъявлять конкретные "христианские перлы" из хрустальной шкатулки, думаю, не стоит - как не очень корректно агитировать за Евангелие какими-то их него цитатами. Надо читать/смотреть целиком. И вот оно - явленное христианство. |
|
|
|
16.05.2011 16:08:00
Кто смотрел фильм "Кин-дза-дза"?.. С моей точки зрения, в этом фильме как раз и рассмотрен сюжет христианской проповеди внеземным цивилизациям. Конечно, главные герои ничего не говорят о догматах типа искупительной жертвы Христа и т.п., но они делают гораздо большее - красноречиво демонстрируют инопланетянам свою нравственную концепцию, которая у них именно христианская. Эта концпеция инопланетянам с одной стороны кажется совершенно чуждой, а с другой - в конце концов находит восхищение и понимание. На Планете Плюк хищнический утилитаризм и радикальный индивидуализм давно победил всякую духовность. На Альфе Центавре - напротив, сформировалась жесткая тоталитарная мораль рационально-языческого типа. И вот этим двум крайностям главные герои как раз противостоят своими христианско-гуманистическими убеждениями. |
|
|
|
16.05.2011 16:22:00
Удивительно, что Яндекс вместе с "Кин-дза-дзой" неожиданно выдал и "Сталкера" уже на 4-й странице результатов - статью в Википедии. Вот оттуда:
Христианская символика и духовные мотивы, к которым неоднократно прибегал Тарковский, отчётливо проявляются и в сюжете «Сталкера». В сцене, происходящей после преодоления героями водопада, киноведы Джонсон и Петрие усмотрели явную отсылку к Евангелию от Луки, событиям в Эммаусе, где два апостола не узнали Иисуса, встретив его. Неоднократно герои или голос за кадром цитируют библейские тексты. В сцене длинного пролёта камеры над стоячей водой зритель может увидеть фрагмент Гентского алтаря Ван Эйка. Христианских мотивов много, тем более христианского духа. |
|
|
|
16.05.2011 16:28:00
Наконец-то мы вспомнили Тарковского)
В "Андрее Рублеве" больше всего меня восхищает сцена шествия Христа на Голгофу -- по снегу и в окружении Богоматери, Магдалины, учеников и ангелов. И особенно то, что ангелов почти не видно на снегу. Это гениальнешая сцена. Это даже прекраснее, чем эфиопские иконы чернокожего Иисуса.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
|
|
|
|
16.05.2011 21:28:00
To lb
Недавно сын меня спрашивал: о чем "Сталкер"? Вот что первым пришло на ум: зона - это символ мира иного. От "здешнего" он отличается отсутствием чисто объективных реалий - потому как является "объективацией" душевных состояний: что у тебя на душе - то и вокруг. Персонажи фильма пошли в зону за райским блаженством. И не обрели его просто из-за того, что внутренний их настрой тому противился. |
|
|
|
16.05.2011 21:55:00
To meybe 07
ЗдОрово! |
|
|
|
17.05.2011 00:17:00
Самое интересное то, что Тарковский, по собственному утверждению, был агностиком. Единственный советский режиссер, снимавший подлинно христианское кино, даже не был христианином - по крайней мере, себя таковым не позиционировал.
|
|
|
|
17.05.2011 08:33:00
To meybe 07
Да, стоящая мысль. Особенно учитывая, в каких муках рождался этот Сталкер, переделываясь и как бы возгоняясь к чистому духу, удаляя все трюки, фантастические эффекты, всё земное. |
||||
|
|
|||