Что может быть лучше, чем уменьшить конфликтогенность форумных диалогов, отделив постные атеистические глупости от скоромных упований в Промысел Божий, Силу и Славу Его?
Редакция июля 2012 года:
Тако Илюха с ангаром остались в "атеисте", а Мист с Атех будут окормляться в "теисте". И наступит благорастворение воздухов. ВВСу писать надлежит в ПиО, дабы не засорять раздел Религия бессмысленными вопросами и хамскими замечаниями.
To Mysth Откуда знать, "единоверцы" они или иначе, если нет возможности их понять? Наверное не случайно Русская Православная Церковь сберегает церковнословянский, как бесценное общее достояние?
а) Значение события Воскресения в деле Искупления.
С древнейших времен именно Воскресение Христово переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем Искуплением. Ап. Павел Говорит: "а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша". "А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших" (1 Кор. 15, 14, 17). Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этом начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Ап. Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: "Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших" (1 Кор. 15, 20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа, по ап. Павлу, является залогом нашего Воскресения: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его" (1 Кор. 15, 22-23). После всеобщего воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: "Последний же враг истребится — смерть" (1 Кор. 15, 26).
Событие Воскресения Христова имеет непосредственное отношение к нашей судьбе, к образу бытия нашей природы. Во дни Своей земной жизни Господь совершал воскресения умерших — Евангелие повествует о трех случаях воскресения умерших Господом Иисусом Христом. Но воскресения умерших, которые совершал Господь, принципиально отличаются от Его собственного Воскресения. Тела воскрешенных Господом людей после воскресения все равно остаются смертными и тленными, никто из них не избежал телесной смерти, так как над ними все равно тяготели последствия грехопадения. Чудеса воскресения, совершенные Спасителем, являются доказательством Его Божественного всемогущества, но это всемогущество, хотя и способно преодолеть законы природы, тем не менее не может изменить образ ее бытия, освободить от власти природной необходимости, от власти законов падшего естества. Такое изменение вообще нельзя навязать силой, извне, потому что оно может быть только результатом свободного выбора. И этот "выбор" был осуществлен в земной жизни Христа, Который всецело преобразовал Свое естественное бытие по человечеству в сопричастность Божественной любви и абсолютное свободное подчинение Божественной воле. Эти причастность и послушание были запечатлены крестной смертью и явлены в Воскресении. Это объясняет, почему так важно было отстоять в период христологических споров V-VII веков наличие во Христе человеческой воли и человеческой энергии. Соединение Божества и человечества во Христе есть прообраз, архетип соединения с Богом каждого из нас, и если бы Господь воспринял человечество без свойственной человеку воли и энергии, в таком случае спасение, обожение носило бы механический, внешний принудительный характер, т. е. не имело бы нравственной ценности, фактически лишало бы человека достоинства богообразного существа.
X. Яннарас пишет: "Не будь Воскресения и победы над смертью, было бы не полным и Воплощение Бога, то были бы теофании (т. е. Богоявления. — О.Олег), не затрагивающие человека, не имеющие никакой связи с экзистенциальной судьбой каждого человеческого существа, его жизнью и смертью". Именно поэтому Воскресение Христово Церковью переживается как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению. И только поврежденностью церковного сознания, искажением всего строя духовной жизни можно объяснить тот факт, что в западном христианстве уже давно праздник Воскресения Христова отошел на второй план, а главным религиозным праздником и центром церковного года стало празднование Рождества. Несомненно, это свидетельство непонимания самой сущности христианской веры.
После Воскресения Христова изменяется самый способ существования человеческого естества. Господь после Воскресения сохраняет тварную человеческую природу, в том числе и человеческое тело, но эта природа отличается от нашего человечества по способу своего существования. Человечество Христово после Воскресения в значительной степени (мы не имеем основания утверждать, что полностью) свободно от подчинения естественной необходимости, которой подчинено наше тленное естество. С одной стороны, это действительно человечество, Сам Господь говорит, что Он не дух и не призрак, поскольку "дух плоти и костей не имеет" (Лк. 24, 39). Апостолы видят гвоздинные язвы на руках и ногах Спасителя, ап. Фоме предлагается вложить перст в эти раны. В присутствии учеников Господь поглощает пищу (Лк. 24, 42-43). С другой стороны, это человечество, это тело проявляет удивительные свойства: Господь проходит сквозь запертые двери (Ин. 20, 19), внезапно исчезает, как это произошло в случае с Клеопой и его спутником на пути в Эммаус (Лк. 24, 31), свободно изменяет Свою внешность; ев. Марк замечает, что двоим ученикам Господь явился "в ином образе" (Мк. 16, 12), во время явления Воскресшего ученикам на Тивериадском озере ученики Его не узнали (Ин. 21, 4).
Изменения, которые происходят по Воскресении в человеческом облике Христа, имеют не только отрицательное измерение, т. е. это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и восстановление нашего естества в его первозданном достоинстве. Основанием этого восстановления является теснейшее единение человека с Богом и совершенное послушание Божественной воле. В. Н. Лосский ("Догматическое богословие", стр. 285) заканчивает изложение учения о Воскресении словами: "Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить".
СЛОВО СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО (по-русски)(читается в конце Заутрени)
Если кто благочестив и Боголюбив, насладись сим добрым и светлым торжеством! Если кто раб благоразумный, с радостию вниди в радость Господа своего! Если кто потрудился среди поста, приими и динарий! Если кто поработал с перваго часа, получи сегодня должную плату! Если кто пришел после третьяго часа, с благодарением торжествуй. Если кто успел прийти после шестого часа, не смущайся! Ибо ничего не лишится Если кто замедлил и до девятого часа, приступи, не сомневаясь ни в чем! Если кто даже успел придти только в одиннадцатый час, не бойся замедления!
Домовладыка любочестив, приемлет последняго, как перваго, успокоивает и пришедшаго в одиннадцатый час так же как потрудившагося с перваго часа; и последняго милует, и первому служит, и тому дает, и этому дарует; и дела приемлет, и намерение целует; дело почитает, и доброе расположение хвалит.
Итак все войдите в радость Господа нашего! первые и вторые получите награду! Богатые и бедные, друг с другом ликуйте! Воздержные и ленивые, почтите день! Постившиеся и непостившиеся возвеселитесь днесь! Трапеза наполнена, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным. Все насладитесь пиром веры! Все восприимите от богатства благости!
Никто не жалуйся на бедность, ибо настало общее царство. Никто не плачь о грехах, ибо из гроба всем возсиаяло прощение. Никто не страшись смерти, ибо смерть Спасителя освободила нас.
Укротил смерть объятый смертию! Пленил ад Сошедший в ад; огорчил того который коснулся Его плоти! Предузнав сие, Исаия воскликнул: «ад огорчился, сретив Тебя в преисподних» своих. Огорчился он, ибо упразднен. Огорчился, ибо умерщвлен. Огорчился, ибо сокрушен. Огорчился, ибо связан.
Взял плоть, а приразился к Богу! Взял землю, а встретился с небом! Взял то, что видел, а впал в то, чего не видел!
«Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Воскрес Христос, и жизнь водворяется! Воскрес Христос, и мертваго ни одного во гробе! Ибо Христос, воскресший из мертвых, «начаток умерших бысть» Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Разве не приветствие Патриарха "на разных языках" стран СНГ, во время последней пасхальной службы, Mysth имела ввиду?
Нет. Во время божественной литургии читается Евангелие на разных языках.
Цитата
О Пасхальных часах и Литургии Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме - всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, - на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Вам уже ответила Божий Одуванчик о чтении Евангелия от Иоанна на разных языках. Вообще-то, каждый христианин православный о Пасхальной службе знает. Азы, так сказать.
Может кто-нибудь разъяснить, насколько в Русской Православной Церкви канон церковнославянского обязателен?
В РПЦ обязателен (хотя уже можно читать Евангелие и Апостол на русском). Только вот РПЦ необязательна и не единственна. На ней свет клином не сошелся. Я Вас удивлю, наверное, но наши православные братья-арабы служат Литургию на арабском. Представляете?
Разумеется. Я исповедую Вселенское Православие - другого просто нет. Христос приходил ко всем народам. Христианство интернационально - национализм обличен как ересь в нашей Церкви.