Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Православное чтение
 
"Книга человеку, что кораблю - гвоздь"
Задача данного форума: обсуждать, рекомендовать, искать Истину. С Божьей помощью!
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 8 След.
Ответы
 
To BBC
 
Цитата
Есть вариант, что был в курсе, а потом пошел в отказ.
 
Согласна - чисто гипотетически можно предположить и такой вариант. Но вероятнее сценарий ОБС по-пастырски: из лучших побуждений батюшка рассказывает душеспасительную историю из жизни прихожан (от себя слегка приукрасив), по испорченному телефону эта история другим батюшкой расцвечивается всеми красками легендарных биографий. В итоге мы получаем любимые православным народом жития и поучения.  
В данном случае мы хотя бы современники Андрея Битова. А вот что там было с княгиней Евфросиньей Полоцкой на самом деле - пойди проверь.  
 
Дочитываю книгу Христоса Яннараса "Вера Церкви. Введение в православное богословие":
 
"...С утверждением христианства в качестве «официальной религии» Римской империи (religio imperii) Церковь воспринимает и «плоть» массовой религиозности, то преображая ее, то подчиняясь ей. Преображение или подчинение суть фазы в диалектике человеческой свободы — гибели и спасения , греха и святости человека. По мере осуществления церковной истины, жизненный центр которой - в евхаристическом преображении твари, в истории появляются высочайшие образцы богословского и литургического творчества, святоотеческой мудрости, святости; непревзойденные шедевры иконописи и храмового зодчества; происходит подъем монашеского движения с его бескомпромиссностью по отношению к существующим структурам власти. По мере же того, как мы, люди (клирики и миряне), ставим церковную истину в зависимость от естественной потребности в «религии» и метафизически утверждаемся в своем индивидуализме, в истории происходит подчинение Церкви целесообразности религиозного «установления» и «авторитета», стремлению к «эффективности», близоруким устремлениям общественной морали или политической конъюнктуры.
 
С утверждением христианства в качестве «официальной религии» вместо титулов епископов и пресвитеров начинают применяться религиозные священнические наименования «архиереев» и «иереев»; складывается сложная административная иерархическая структура; вводятся должности и титулы, никак не связанные с евхаристическим происхождением церковных служений, такие, как «архиепископ», «экзарх», «архимандрит», «протосингел», «архидиакон». Клирики подражают императорским чиновникам в помпезности официальных обращений; в простодушной тяге к преувеличениям устанавливаются торжественные величания в соответствии с градацией священного достоинства: «Ваше Преосвященство», «Ваше Святейшество», «Ваше Преподобие», Великий Эконом и множество подобных громких титулований.
 
...На протяжении последних двух столетий идея religio imperii вновь обретает историческую плоть в образе государственных национализмов, подчиняющих поместные Церкви критериям этнического сознания, а также интересам существующих политических режимов и правительств.
 
...
Люди, судящие о христианстве по его моральной «отдаче» и исторической полезности, не знают ни того, что есть Церковь, ни ее истины. Они рассматривают Церковь как «религию», как институт, призванный удовлетворять «метафизическим потребностям народа», и потому подходят к ней с меркой «улучшения» нравов и условий нашего смертного бытия. Они и не подозревают, что дело не в эфемерных «улучшениях» и неудачах, а в другом: в каждом Евхаристическом собрании смертная человеческая жизнь преображается в жизнь бессмертную и нетленную. И.возможность этого преображения не может быть упразднена ни недостоинством Отдельных лиц, ни грехами мирян и клириков, ни интригами высоких церковных чинов: достаточно хотя бы малой закваски — членов Церкви, сознательно участвующих в Евхаристии".
 
 
 
 
Оффтоп и неуважение к священническому сану.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
Майя Кучерская написала новый роман "Тётя Мотя".
Книга скоро выйдет, а первая часть романа напечатана в июльском "Знамени"  
http://magazines.russ.ru/znamia/2012/7/ku2.html  
 
а вот уже и окончание романа:
http://magazines.russ.ru/znamia/2012/8/k4.html  
 
Довольно интересная статья Быкова:  
 
"Как замечал Честертон, люди предпочитают разговаривать о футболе, хотя по-настоящему интересно — только о Боге. Допускаю, что некоторым футбол действительно интереснее, — какой роман можно было бы написать, если не халтурить! — но без Бога и этот роман оказался бы безнадежно плоским. Религиозная (для атеистов скажем: метафизическая) тематика придает литературе объем и многоцветность, уводит повествование за границы грубой и скучной реальности — и с этим в России наблюдается какой-то убийственный, многолетний швах, хотя именно Россия подарила миру трех величайших религиозных прозаиков: Толстого, Достоевского и Чехова..."
 
целиком выложила тут - http://web.fryazino.net/forum?action=post&fid=15&tid=91809&pfid=8231507#pd8231507  
 
To Атех
 
Статья блестящая - впрочем, у Быкова к этому блеску уже привыкаешь. Привычно вкусная публицистика!  
 
Мне очень понравился его диагноз современной литературе -  
 
"Есть ли у нас религиозная литература? Есть замечательный «Современный патерик» Майи Кучерской — но это все-таки не роман; есть «Несвятые святые» архимандрита Тихона Шевкунова, и они даже выдвинуты на «Большую книгу», — но какая же это, товарищи, предсказуемая литература! Разумеется, она лучше современных апокрифов или статей в журнале «Фома», рассказывающих о том, как автору/герою плохо было без Бога, а с Богом стало хорошо; но история о том, как Сергею Бондарчуку резко полегчало после удаления из его комнаты портрета Льва Толстого, — это, как хотите, писательская ревность. Истории о чудесах вроде уцелевшего во время пожара престола, на котором лежали Святые дары, жизнеописания кротких незлобивцев, чудаковатых, но просветленных старцев, легкие попинывания интеллигенции — вот, Андрей Битов так и не собрался съездить к святому старцу, о чем его просила во сне покойная матушка… (Да в любом тексте Битова, простите тысячу раз, больше благодати, чем во всем томе Шевкунова!) Архимандрит Тихон Шевкунов умеет писать — чего и ждать от выпускника сценарного факультета ВГИКа, ученика великого Евгения Григорьева; чего он не умеет, так это сделать написанное литературой, — но что для этого надо, так просто не сформулируешь.  
 
 
+ 1000000  
 
To Mysth
 
 
Цитата
это, как хотите, писательская ревность
 
вот и Быков приревновал к Шевкунову))
 
на мой взгляд, у разной литературы разные ниши: скажем так, ниша о. Тихона - ниша просто рассказчика - а вовсе не эстета, каким позиционирует себя Быков, зачем же возмущаться, что Шевкунов не ровня Толстому? а разве сам Быков - ровня?
 
 
 
To Yulisska
 Разве вопрос только в эстетизме?  
Вообще - религиозная литература тема та ещё. Порой прочитаешь рассказик на правмире том же - набор штампов, какая-то бесконечная перетасовка то ли "Флавиана", то ли чего-то подобного.  
 
To Yulisska
 
Цитата
скажем так, ниша о. Тихона - ниша просто рассказчика - а вовсе не эстета, каким позиционирует себя Быков, зачем же возмущаться, что Шевкунов не ровня Толстому? а разве сам Быков - ровня?
 
Я думаю, здесь дело не в эстетизме вообще, а в этическом и религиозном пафосе, выраженном с необыкновенной художественной силой в литературе 19 века и отсутствующем сейчас. Если  ты прочитала статью целиком, то ты должна заметить, что Быков тоскует об утрате смыслов, ценностей. О.Тихон  и  Кучерская - проходные фигуры. Быков вовсе не стремится их пнуть и выразить свое эстетское "фи". Он и сам не Толстой, безусловно.  
Но в публицистике он выступает просто как думающий человек, посторонний наблюдатель, критик. И замечает очень печальную вещь - то, что у нас называется православной литературой, таковой не является. Литературой  прежде всего не является.  
Мы можем читать сейчас романы атеиста Тургенева или отлученного от Церкви Толстого как откровение. Мучительные экзистенциальные вопросы ставились в советской литературе. Что сейчас? Либо nihil постмодерна, либо елейные рассказы о старцах и чудесах. Другого просто нет. Или  нам не видно - не доходит до читателя христианская литература.
 
To Атех
To Mysth
 
Вот - теперь прочла статью полностью - и, в целом, она мне понравилась - есть интересные мысли - к примеру - о том, что авторы боятся заглянуть внутрь себя и не работают с человеком. Но, может, он не всё читал? У той же Кучерской, кроме "Совр. патерика" есть два романа как раз - и там всё очень нештамповано.
 
To Атех
 
Цитата
Вообще - религиозная литература тема та ещё. Порой прочитаешь рассказик на правмире том же - набор штампов, какая-то бесконечная перетасовка то ли "Флавиана", то ли чего-то подобного.
 
Согласна - "Флавиан" и всё, что в подобном духе - это ужасающе!!!
 
To Mysth
 
Цитата
Мы можем читать сейчас романы атеиста Тургенева или отлученного от Церкви Толстого как откровение.
 
Так, наверное, вопрос в масштабе личности всё-таки. Просто обмельчали люди, писатели.  
А вообще - всё-таки насмешило, что Быков так охает, что никто ничего хорошего не напишет - сам же писатель - вот возьми и напиши. А если слабо - скромно бы приписал: "от них же первый есмь аз".  
 
"Лоскутки" – это личные дневниковые записи отца Всеволода. Их объединяет одно – сердце автора...
 
+++  
 
Не понимаю, почему некоторые журналисты продолжают называть приходящих в храм политиков "подсвечниками". Время таковых давно прошло – еще в середине девяностых. Сейчас среди политиков и чиновников немало серьезно верующих людей – они исповедуются, причащаются, читают духовную литературу, совершают паломничества по монастырям. Иногда даже становятся богословами-любителями, впрочем, не всегда здравомыслящими. Но следующий шаг, многими из них пока не сделанный, – стать не просто добрыми христианами, но именно христианскими политиками. Разучиться разделять храм и свою "мирскую" деятельность. Начать поступать в политике по заповедям Христовым. А значит – научиться даже терпеть неудачи и поражения, но только не отступать от Божией правды, пусть вопреки собственным интересам и "правде" сиюминутной, житейской.
 
+++  
 
Апостол говорит: "Женщина – сосуд немощнейший" (Первое послание апостола Петра, глава 3, стих 7). И не только в физическом смысле. Ее призвание быть хранительницей очага и воспитательницей детей, с одной стороны, жизненно важно для семьи и общества, но с другой – может быть сильнейшей сдерживающей силой любых высоких порывов. Посмотрите, как именно матери и жены удерживают многих от достойных, но рискованных поступков. И настаивают на том, что нужно прежде позаботиться о себе и о "близких". Причем в ход идет весь арсенал тяжелой психологической артиллерии. На Западе, где во многих христианских общинах был фактически отвергнут и осужден апостольский принцип "жены в церкви да молчат" (1 Кор. 14. 34), восторжествовали культ гуманности и пацифизм, делающие христиан вечно аморфным, обреченным на поражение сообществом.  
 
Конечно, есть и женщины-подвижницы. Немало их шло на страдания за Христа, вдохновляя мужчин. Наши монахини, презрев все, полагают жизнь ради Господа и ради людей в каждодневном труде. Вы спросите: а феминистки? Наверное, их отличие в том, что они бегут наперегонки с мужчинами к славе, влиянию и власти. При этом все больше изменяя свою женскую природу – но не в сторону ангельского образа, а в сторону мужского. Феминистическая политика – не женская. Политика вообще вряд ли может быть женской, даже если ее осуществляет женщина (пример – Маргарет Тэтчер, дама с типично мужской волей). Кто-то сказал, что, если бы матриархат действительно существовал, человечество до сих пор бы ничего не достигло и только бы размножалось под пальмами. Но, с другой стороны, оно погибло бы в бесконечных войнах и авантюрах, если бы право голоса имел только "сильный пол". Бесспорно, у мужчины и у женщины – равное богоподобное достоинство, и статус в обществе у них должен быть равный. Но никогда не надо забывать о различии их природ и общественных призваний, игнорировать и "переписывать" которые – значит заставлять страдать себя и других.  
 
И опять-таки, с другой стороны – "побеждаются естества уставы" там, где это делается ради Господа и ради служения Ему и ближним, а не себе. Человек, изменяющий свою природу ради такого служения, никогда не несчастен и не одинок.
 
+++  
 
Стараюсь следить за самыми разными направлениями и стилями творчества. Но самым, пожалуй, любимым для меня видом исполнительского искусства всегда была инструментальная и хоровая музыка. Наверное, я несовершенный человек, но мне кажется, что драматический театр, кино, балет, вокальное искусство, а тем более шоу-бизнес сегодня слишком замешаны на человеческой гордыне, на самовыражении артистов и режиссеров. Там слишком активно транслируется самость человека, как правило, ослепленного грехом и даже не догадывающегося, что ему по-настоящему нужно. Конечно, есть приятные исключения. Но все-таки "обезличенная", поднимающаяся над сиюминутными эмоциями музыка оставляет гораздо больше простора для понимания слушателя, для его собственных размышлений и чувств, нежели восприятие чужого самовыражения, даже самого оригинального и интересного.
 
+++  
 
При всех известных достижениях советской средней школы в ней была одна особенность, которая меня как ученика совершенно не устраивала. Это навязывание очень "продвинутого" уровня предметов, которые, как я был уже тогда уверен, мне не пригодятся – физики, химии, сложнейшей математики. Я их, собственно, почти и не учил, зная, что удовлетворительную оценку мне все равно поставят, чтобы не портить отчетность. Но ведь школа, по советскому плану, должна была подготовить массу будущих специалистов для военной индустрии...  
 
Наверное, нужно доверять ученикам выбор предметов – по крайней мере, с 15-летнего возраста, когда человек уже достаточно сформирован. Естественно, при сохранении базового минимума универсального образования. Я бы, например, вполне был бы рад вместо зубрежки сотен формул получить в школе развернутое представление о теориях естествознания. Хорошо, что нынешняя российская школа идет к большей свободе выбора. Придет ли?
 
pravaya.ru
 
To Yulisska
 
Дождались -  бестселлероносный о. Тихон снизошел до рекомендаций читать классику. Ну, и заодно снисходительно-любовно попенял Толстому за его  поздний декаданс (все-таки не равнодушен архимандрит к бородатому яснополянскому гению - ох, не равнодушен; скоро  тиражи "Несвятых святых" с "Анной Карениной будет сравнивать" )
 
http://www.pravmir.ru/arximandrit-tixon-shevkunov-chto-chitat-video/  
 
To Mysth
Да пусть рекомендует, на то он и пастырь)) может - кто-то ещё не решил проблему Евангелия и Пушкина на одной полке. (большинство статей на правмире так делаются)
 
Положительная рецензия в "Знамени" на "Небесный огонь" и др. рассказы" О. Николаевой
http://magazines.russ.ru/znamia/2012/9/v23.html  
 
Читай или не читай, слушай или не слушай.
 
Однажды в Буразери пришел некий человек по имени Йоргос, из Тибета. Йоргоса взяли на Тибет маленьким ребенком, и он жил там до 18-летнего возраста. Он прошел все степени посвящения, которые даются на Тибете, кроме последней (ее получают те, кто старше 20 лет). И вот Йоргос отправился путешествовать в Англию. Там в одном доме он встретил православного священника и спросил его, во что тот верит и какую силу имеет его вера.
 
Йоргос предложил ему: «Сейчас я покажу тебе мою силу. Что ты хочешь?» «Апельсиновый сок», – ответил священник. Йоргос хлопнул в ладони, произнес заклинание, призвал злого духа. И вдруг батюшка видит: открывается холодильник, из него выплывает стакан с фантой, становится на поднос и затем перемещается на стол. «Вот это да!» – удивился батюшка. Тогда Йоргос говорит: «Теперь ты покажи мне свою силу». Батюшка снял свой крест и положил его на стол со словами: «Подними мой крест».
 
Йоргос кричал, хлопал в ладони – тщетно! Он понял, что священник имеет большую силу и попросил рассказать о христианской вере. Священник же посоветовал: «Поезжай-ка ты на Святую Гору Афон». Йоргос отправился на Афон. Пришел он к Геронде в Буразери. Старец топором рубил дрова. Завидев его, Йоргос сказал: «Сейчас я покажу тебе, как я рублю дрова». Он поставил 6–7 полешек одно на другое и расколол их на щепки ладонью. «Слушай, в тебе сидит бес», – определил Геронда. Йоргос исповедался старцу, и тот дал ему четки, чтобы он вечером молился по ним. Лишь только Йоргос вечером взял в руки четки, бесы стали избивать его. Долго он не выдержал и ушел.
 
Геронда говорил: когда молишься о таких людях, на тебя обрушиваются бесы. Как-то раз один брат пошел помолиться о человеке, в котором сидел бес, и бес дал ему пощечину. Брат испугался и упал. Кельи Геронды и этого монаха находились рядом. Геронда, услышав звук пощечины, шум, открыл дверь, чтобы посмотреть, что происходит. «Что стряслось?», – спросил он. «Я молился по четкам, и меня ударил бес». Старец сказал: «В следующий раз не делай этого! Лучше я помолюсь за того человека». Когда Геронда стал о нем молиться, он видел перед собой и псов, и петухов (такие обличья принимали бесы!), но его молитва была сильной, и они не могли приблизиться к нему.
 
– Но современный, «просвещенный», мир не верит в существование бесов!
 
– Если он не верит, то пускай не слушает это.
 
To Yulisska
 
Я наконец-то прочитала роман Николаевой "Мене, тэкел, фарес" и, честно говоря, осталось неприятное послевкусие. Писатель она очень талантливый, но тем неприятнее в одаренном человеке видеть эту злобу и язвительность, и не по отношению к абстрактным обновленцам и экуменистам - а   к своему  собственному духовнику, подозреваемому в различных модернистских симпатиях.  
 
To Mysth
Да - я тоже, когда начинала читать этот роман, очень сильно возмущалась именно этой мелочностью - меня это поначалу очень шокировало - но к финалу я как бы уже привыкла к такому стилю и моё возмущение слегка стёрлось - просто человек - видно - такой - а в прозе всё как на ладони проявляется.
 
В. Духанин "О выпадах против книги "Несвятые святые"
 
http://www.blagogon.ru/digest/327/  
 
To Mysth
Критика на "Мене, тэкел, фарес":
 
http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/pav20.html  
 
http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/nov19.html  
 
To Yulisska
 
Цитата
В. Духанин "О выпадах против книги "Несвятые святые"
 
Все-таки любят на благогоне ежовскую терминологию - "о выпадах..." И ярлыки как-то по-сталински навешивают- модернисты, экуменисты. И все из-за того, что не всем христианам понравилась книга. Казалось бы, нормальная ситуация, обмен мнениями. Вовсе не обязаны все как один в дружном одобрямсе что-то читать и хвалить - но привычка к советскому стандартизированному мышлению неискоренима. Всем нашим нравится - а раз вы критикуете, значит, враги. Кочетковцы-троцкисты.  
 
Почитала немного "Небесный огонь". Не понравилось, если честно. Больше всего язык. Псевдо-фольклорные прибаутки, "поклончики" все эти да "искушеньица"... Очень уж много у нас в православии этой "вечной женственности". Шевкунов написал, ИМХО, лучше...  
Прошу не записывать меня в агенты госдепа.  
 
To Yulisska
 
Автор статьи еще сдерживается как-то в своей братской любви к христианам, имеющим смелость "свое суждение иметь" (хотя конспирологическая риторика  проскальзывает и у него). Но комментарии к статье - это полный кошмар.
 
священник Андрей Хвыля-Олинтер 23/06/2012 в 21:38:02
 
"Свидетельствую, что все знакомые мне верные христиане в трезвенном восторге об этой книге.  
Свидетельствую, что ее автор весьма умеренно, талантливо и аккуратно приоткрывает весть о нынешних православных чудесах и Божьем Откровении, о многом умалчивая. Все верные и в наши времена прекрасно ведают на практике великую меру Святой благодати.  
Свидетельствую, что всяческим обновленцам, модернистам и предателям Иисуса Христа (с которыми мне приходиться постоянно сталкиваться на миссионерском поприще) благодать Божия и люди, стяжавшие Ее, ненавистны.  
Книга сия замечательная и очень актуальная".
 
 
Жуть! Все его знакомые верные - как один благодатные, испытывающие трезвенные восторги. А модернисты и экуменисты - предатели Христа (не больше не меньше). Поделил дядя мир на овец и козлищ - и при этом еще не стесняется об этом "свидетельствовать".  
 
To Yulisska
 
Обязательно почитаю на досуге критический отзыв на роман Николаевой. Судя по всему, он интересный (если честно, до сих пор несколько в шоке пребываю от этой  прозаикини )
 
To Атех
 
Цитата
Почитала немного "Небесный огонь". Не понравилось, если честно.
 
Ты еще с шедевральным "Мене, тэкел, фарес" ознакомься. Не пожалеешь - оно того стоит.  
 
To Mysth
   
Цитата
Свидетельствую
 
да уж)))) коммент выдающийся - такой трезвенно-восторженный)))
 
насчёт Духанина совершенно с тобой согласна - я и поместила его прикола ради - чтобы была видна картина современности и с этой стороны.
 
да - отзывы на Николаеву интересные - их авторы тоже - мягко скажем - удивлены её позицией.  
 
To Атех
из книги "Небесный огонь" читала только одноименный рассказ - и совершенно не впечатлило - так что думаю, что ты права в своей оценке.
да -"Мене, тэкел, фарес" тоже советую - интересно, что там некоторые эпизоды дублируют ситуации, приведённые в "Несвятых святых" - тем ярче видна разница между стилями Николаевой и о. Тихона - и вообще, между ними как людьми.  
 
To Атех
Мене, текел, фарес
http://www.blagogon.ru/biblio/96/  
 
В восторге от замечательной повести Николая Лескова "Гора"! Свои глубочайшие размышления о вере, сильной и слабой, истинной и фарисейской, гениальный Лесков стилизует под древнюю повесть о жизни первых египетских христиан. Цензура долго не пропускала повесть в печать, усмотрев в ней сатиру на тогдашнюю русскую церковную жизнь. Повесть совершенно актуальна и в наши дни.  
Текст повести:  
http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0250.shtml  
Комментарий о цензурных проблемах: www.rvb.ru/leskov/02comm/064.htm  
 
 http://www.newsru.com/cinema/27nov2012/bigbook.html  
 
 
"Несвятые святые" архимандрита Тихона - одна из самых продаваемых книг. Сборник рассказов написан просто о важном: большая часть посвящена Псково-Печерскому монастырю. Однако, как отметил изданию литературный критик Николай Александров, автор скорее записал, чем написал эти очерки и не все рассказы были предназначены для него.  
 
Так, один из очерков посвящен писателю Андрею Битову. "Андрей Георгиевич рассказывает о том, как ему во сне привиделась мать и попросила его отправиться на исповедь и причаститься, он давно не был у причастия, и даже назвала имя священника. Андрей Георгиевич прособирался какое-то время, и когда уже собрался, соответственно, этого священника уже не стало. А сама по себе эта история удивительная, но другое дело, что она не была рассказана отцу Шевкунову и не для него предназначалась. И здесь уже, в отличие от записей, которые говорят о подвижниках Псково-Печерской лавры, возникает совершенно другая проблема человеческого такта. Битов сам бы наверняка мог рассказать эту историю, если б счел нужным. А так получается, что это подслушанный разговор", - отметил Александров.  
 
 
 
To Mysth
 Ну - вот тебе еще от Быкова поддержка: "... книга «Несвятые святые» была явным читательским фаворитом. ...книга эта становилась бестселлером во многих книжных магазинах, выдержала переиздания, и спрос на нее понятен. Она о чудесах, а тоска по чудесам сильна. Вопрос, конечно, в том, какое отношение эти чудеса имеют к вере, которая должна быть свободной и независимой от всякого рода мистики, но втолковать это неофитам невозможно, так что Шевкунова они читали и будут читать. Его книга льстит такому неофиту — он чувствует, что без особенных усилий приобщается к чему-то безоговорочно прекрасному".
 
To Атех
 
Да, я тоже чувствую что успех подобных книг - это практически катастрофа, и национальная, и внутрицерковная. Уже не симптом, а диагноз. Люди привыкают к отравленной еде, безвкусной одежде, убогой архитектуре.  А вот вам еще и бестселлеры - православие-лайт, прости Господи, архимандрит Тихон. Приобщайтесь, братья и сестры. В церковных лавках не то чтобы серьезных научных современных исследований  по библеистике не купишь - элементарно обучающих пособий нет. Никаких объяснений служб, даже самих текстов!  
Зато рассказы о чудесах - пожалуйста. Мне иногда кажется, что это сознательная политика оболванивания верующих. Вредительство.  
 
Вот еще из Быкова - "Между тем его книга не ужасна, она просто знакова. Знакова и ориентацией на уже упомянутых неофитов, и любовью к сверхъестественному, и глубокой подспудной уверенностью в том, что нет другого пути к духовной и совестливой жизни, кроме как через веру и соответственно через церковь".
 
 
Да простят нас модераторы за тему, которую в пору переименовать в "Школу православного злословия", но трудно обойтись без критицизма, когда бешеный успех сваливается на автора вполне посредственного и сугубо клерикального.
 
To Атех
   
Я тут наткнулась на  одно признание Олеси Николаевой - попытка объясниться. Но я этой православной мадам не верю, если честно:
 
"...в книге у архимандрита Тихона есть коротенькая история (на одну страничку) о том, как моему мужу – протоиерею Владимиру Вигилянскому – в присутствии архиепископа Павла Рязанского и самого отца Тихона позвонил писатель Андрей Битов и поведал, что ему явилась во сне его покойная мать.  
 
Она сказала, что ему надо поисповедоваться у некоего старца Авеля. Андрей как человек с «мистическим измерением», пребывал в трепете и недоумении и поначалу – несколько раз в течение нескольких месяцев! – все спрашивал у меня про этого старца. Я хорошо знала его мать – Ольгу Алексеевну – удивительно красивую, изящную женщину, рафинированную, интеллигентную – подлинную дворянку. За несколько лет до ее смерти мы с ней и с Андреем ездили на беседу в Даниловский монастырь к архимандриту Зинону, а почти накануне смерти я привозила к ней в Переделкино, где она в ту пору жила, иеромонаха Агафангела: она хотела поисповедоваться и причаститься, что ей и удалось.  
 
Словом, Андрей, потрясенный сном, все будоражил нас своими рассказами о явившейся ему во сне Ольге Алексеевне и вопросами о старце Авеле, который – увы! – был нам неизвестен и о котором никогда не слышали дружественные нам священники и монахи.  
 
И вот когда Битов в очередной раз обратился ко мне, не отыскала ли я этого чудного старца, я и предложила ему позвонить моему мужу – ведь он тогда работал в пресс-службе Московской Патриархии и мог там на месте хоть что-то разузнать о загадочном отце Авеле.  
 
Итак, Битов звонит, у моего мужа – повторяю – сидят владыка Павел и архимандрит Тихон. Отстраняясь от трубки, отец Владимир переадресовывает вопрос Андрея к ним. На что владыка отвечает, что старец Авель очень даже ему хорошо знаком, поскольку подвизается в монастыре как раз в его Рязанской епархии. Только он очень стар и немощен и почти никого уже не принимает. Но в то же время владыка тут же выказывает готовность лично попросить старца принять писателя Битова. Мало того, он великодушно приглашает Андрея Георгиевича остановиться там же в монастыре, как только тот найдет возможность туда приехать. А архимандрит Тихон, который как раз накануне вечером навещал отца Авеля, принимает в этом деятельное участие, обещает дать сопровождающего и помочь с машиной. Это – первая часть его истории.  
 
А вторая часть – о том, что Андрей Георгиевич такой возможности не нашел, и через весьма малое время (немногим больше полугода) старец отошел к Господу.  
 
Такая простая история о невстрече. Отец Тихон даже не написал, ибо не знал об этом, что покойная мать, посылая сына на исповедь к старцу, словно предупреждала о грядущих страданиях, которые неожиданно через несколько месяцев обрушились на него: смерть жены, совсем еще не старой и крепкой женщины, трудный подростковый возраст младшего сына, поджог прекрасной дачи под Питером…  
 
И что? Захотелось недружественному антицерковному порталу, уязвленному триумфальным успехом «Несвятых святых», «поддеть», а то и вовсе скомпрометировать архимандрита Тихона, уличив его в обмане. Приехал корреспондент этого раскольничьего портала к Андрею Георгиевичу и спрашивает: а что, являлась ли ему во сне покойная мать и посылала ли она его к старцу Авелю?  
 
А он – забыл! Пять лет прошло! Пять лет тяжких испытаний, болезней и скорбей! Напрочь забыл, хотя несколько месяцев до того, как мы все-таки отыскали местонахождение старца, он при каждой встрече все допытывался о нем, искал!..  
 
Итак, Андрей Георгиевич отвечает корреспонденту, что нет, покойная мать ему не являлась и о старце Авеле он, якобы, слышит впервые. Тот, конечно, поднимается шум, что отец Тихон-де «все о Битове напридумывал» и «как ему можно после этого верить».  
 
Ну ладно. Звонит Андрею Георгиевичу мой муж, с которыми они не только друзья, но и, можно сказать, духовные родственники, и ему все это напоминает – как он весьма настойчиво все спрашивал о старце, как старец неожиданно отыскался, как Битову об этом сообщили по телефону, как самого Битова ждали в Рязанском монастыре… И тут Андрей Георгиевич признается, что он что-то стал все забывать. И что совсем недавно он видел сон, в котором мать его, стоя между корней со свечкой, сообщила ему час его рождения. И что он проснулся и кому-то это сказал. А сам – забыл. И час своего рожденья, и кому он это сообщил.  
 
– А ведь, – добавил он, – это очень важно для гороскопа!"
(ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА)
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 8 След.