...после такой истории, как русская, особенно в XX веке, вопрос о том, каким образом Господь все это попускает, нуждается в серьезнейшем переосмыслении. Нужен глобальный мировоззренческий скачок, чтобы сказать: он ничего этого не попускает, и для борьбы со «всем этим» мы и созданы. Мы участники, а не зрители исторического процесса. Но как раз после XX века в России начисто утрачен навык этого участия: оно слишком дорого обходится. Вера без дел мертва, но чем они кончаются, нам отлично показала сначала советская власть, а потом постсоветский хаос. Действенная и умная вера в сегодняшней России ― удел единиц, которым либо повезло, и реальность их не так сильно коснулась, либо они обладают в самом деле железными нервами. Деградация российских мужчин в целом привела к тому, что они стали слишком многое терпеть. Политическая и бытовая их пассивность беспрецедентны, презрение ко всему благородному и недоверие ко всему чистому ― исключительны даже на фоне нынешней Европы. Чтобы верить, надо видеть в себе орудие и подобие Божье, а с этим у россиян, и прежде всего у мужской части, серьезные проблемы.
и ещё...
Создал женщину
Россиянки страдали достаточно, но шанс выжить в революциях и войнах у них был выше, чем у мужчин. И потому уже 70-е годы в нашей стране стали женскими: образ деловой женщины ― «Москва слезам не верит», «Старые стены» ― возобладал не только в кино, но и в реальности. Добавьте постсоветскую эмансипацию, освобождение от табу, бешеный рост феминистского движения, и вы поймете, почему религиозность в России, подлинная, а не напускная, стала в основном женской. Дело не в том, что на волне борьбы за свои права человек умнеет. А еще и в том, что у женщин в России было больше времени задумываться, в то время как мужчины занимались выживанием. А может, пассионарность перераспределилась ― должен же кто-то верить и искать ответы на вопросы, когда мужчины деградируют. Именно женщины в России сегодня лучшие религиозные поэты, как Олеся Николаева и Ольга Седакова; лучшие религиозные публицисты и мыслители, как Марина Журинская и Ирина Сурат. Женщине присуще сегодня бунтарское начало, и потому группа Pussy Riot, как к ним ни относись, спровоцировала первую серьезную дискуссию о вере за все послесоветское время. Мужчин ни на что подобное не хватает: в лучшем случае они повторяют, что кощунствовать, конечно, не надо, но девушек стоит пожалеть. А те сами кого хочешь пожалеют, потому что махнули рукой на свою жизнь. Мужчины предпочитают не задумываться о том, есть кто-то на небесах или там пусто. Духовные вопросы вообще мало заботят мужчину, занятого потреблением или карьерой. Женщина не так труслива, и она чувствует подъем, поскольку наступает ее время. Весь мир становится более женским ― на смену силе приходит тактика, хитрость, плетение сетей. Немудрено, что и главные вопросы сегодня перед собой ставит именно женщина. Мужчина, кажется, отчаялся получить на них ответы. Радуюсь ли я, наблюдая соотношение мужских и женских лиц во время богослужения, мужских и женских текстов в религиозной периодике? Пожалуй, радуюсь. Не будем забывать, что весть о Воскресении Христовом первыми услышали именно женщины. Может, у них есть силы не только для того, чтобы задать последние вопросы, но и для того, чтобы услышать последние ответы: мужчина от такой правды с ума сойдет, а женщина с ней рождается.
(Дмитрий Быков)