Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Православные и католики
 
Хотелось бы услышать от знатоков религии ответы на насколько вопросов:
1. О великом расколе. Когда и почему он произошел?
2. Каковы основные расхождения у православных, католиков, протестантов?
3. Дать грубую оценку, сколько в мире православных, католиков, протестантов.
4. О догме непорочного зачатия. Имеется в виду непорочного зачатия не Христа, а Марии. Как и когда догма появилась у католиков? Почему не принята у православных?
Если нет принципиальных возражений против обсуждения этих (и возможно, близких) вопросов. Если есть, попрошу у модераторов тему закрыть.
Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 ... 54 След.
Ответы
 
To BBC  
Мог бы привести слушанную мною пародию Александра Иванова, читанную без выражения и эмоций, однообразным и занудным голосом:  
"Люблю детей, люблю мужчин и женщин,
Детей и стариков и даже тещ.
Ах, если б я любил людей поменьше,
Я не был бы так бледен, зол и тощ..." и т.д.
- так эта монотонность закончилась таким гомерическим хохотом...
 
Нда. С этого конца тоже не получается. Или уже получилось, а я не проник.
 
Почему обскурантизм, а не ретроградство, скажем, для смягчения? Потому как ретроградство или консерватизм отсылают к поддержке старого. А там, в стародавнем, царство высших достижений культуры - в Храме. А далее - разбег и отставание сакральных смыслов как в зеркале отставания сакральных вершин песнопения. Но вот скажите: разве я призывал Гречанинова в храмы? Нет, восторженность свою так и отнес только к себе. Ибо - слишком неканонично. Остерегся. Более был опечален за Рахманинова.
 
Всё ж Вы тоже вдумайтесь в свою фразу:
Прекрасная музыка хороша в консерватории, но не очень уместна в Храме...
 
To lb Я поддерживаю. А как ребята? Вроде праздника в пятницу нет. А к Вам я постараюсь зайти до 10-30.
 
Скрепя сердце выслушал я в прошлое воскресенье… то странное, мазуркообразное, до тошноты манерное тройное «Господи, помилуй», которое хор Братского монастыря пел во время сугубой ектении… Но когда закрылись царские врата и певчие…. стали… исполнять бездарно-пошло сочиненный, преисполненный неприличных для храма вокальных фокусов, построенный на чужой лад, длинный, бессмысленный, безобразный концерт, я чувствовал прилив негодования, которое, чем дальше пели, тем больше росло  
Как Вы думаете, что делал в церкви Чайковский? Думал ли он о Боге? Молился ли он? И является ли испытанное им негодование в церкви свидетельством того, что он совершенно далек от истинного понимания назначения церкви?
Его эстетизм для него закрыл собой Бога.
 
To lb  
Всё ж Вы тоже вдумайтесь в свою фразу:  
Прекрасная музыка хороша в консерватории, но не очень уместна в Храме...
 
Ну, вдумался, вдумался...
не очень удачно звучит, особенно без контекста.
У Хэнка выше есть объяснения различия той музыки о которой говорите Вы и обихода или знаменного (хорошего) распева.
 
Рахманинов прекрасен, но именно своей прекрасностью он мешает молиться.
Чтец читает монотонно без внесения своих эмоций опять же что бы не мешать молиться.
Один пришел в храм с радостью, другой с горем, третий согрешил и глубоко раскаивается. У всех абсолютно разное настроение и давить на него эмоциональным выразительным чтением чтеца или авторской музыкой абсолютно ни к чему.
Музыка должна помогать, но она не главное в храме, иконы должны помогать, но и они не главные в храме и архитектура и одежды священника и освещение и запах ладана, всё это должно помогать встрече человека с Богом, ведь именно за этим мы идем в Храм.
А музыку можно послушать в Консерватории или на СД.
(Кстати, пение Валаамских монахов, особенно в начале возрождения монастыря, монотонное и в унисон, очень помогало стоять шести-восьми часовые службы. Они пролетали, как миг...)
 
Послушайте греческое церковное пение (я вначале подумал восточная свадьба), послушайте византийские распевы, послушайте грузинское церковное пение. Это тоже прекрасная музыка, но она другая чем у Чайковского , она церковная.
Я не умоляю религиозных чувств этих композиторов, но присутствие автора очень сильно заметно...

Сообщение изменено BBC от Mon Oct 17 23:14:21 2005
 
To lb  
Про Рахманинова врать не буду. Очень дано слышал....
 
To Хэнк  
Да, Вы во всем правы. И в крайней редкости этих исполнений (в частности и именно Рахманинова), и в восторженных откликах современников. Я прочитал сегодня по этому поводу немало страниц, частично воспроизведенных выше.  
 
Обратите внимание, как уродлив в Кремле Дворец съездов по сравнению с храмовым обрамлением Соборной площади! Фактически, в архитектуре церковное зодчество так и не было превзойдено. Живопись не превзошла иконопись (но здесь уже важен отточенный угол зрения, для восприятия этого осознания мало знать живопись и иконопись, мало быть просто верующим человеком. Тем не менее трудно не поддаться хотя бы страстным гимнам, написанным во имя Троицы Рублева). Ну, а музыкальная культура смогла таки оторваться в вершинах своих от церковной традиции. Но и возвышаясь к ней, уже церковные каноны и ортодоксальная осторожность воздвигали немалые барьеры. И если барьеры становятся ниже - это на пользу в первую очередь православию.
 
To lb  
Ну, а музыкальная культура смогла таки оторваться в вершинах своих от церковной традиции.  
Мне кажется, это дело вкуса: кто-то считает, что и Троица Рублева хуже Ван Дейка или Матисса.
Для меня, к примеру, афонское пение выше классической музыки, как та же выше грузинская песня (недавно натаскал их себе с чьего-то ФТП, где они как этно были).
И если барьеры становятся ниже - это на пользу в первую очередь православию.  
Я основаваюсь на текстах храма Татианы - сложное исполнение требует широкого распространения музыкально талантливых людей, а вот откуда их взять, я, к примеру, тоже хочу исполнить ту же хоровую грузинскую песню, но что будет, если я окажусь в их хоре - слушатель скажет, что его тошнило, и росло негодование, и вообще эти песни - полная дрянь, как в анекдоте - "Слышал я эти Битлз - что в них такого - фальшивят, картавят! - А где ты их слышал? - Да мне Мойша напел"
 
To BBC To Хэнк To lb На обложку своей первой брошюры о Гребневском храме я поместил слова Владыки Сергия Соколова: "Храм даёт людям радость, и каждый человек должен нести эту радость всем ближним, всем, с кем он встретится". Наверно поэтому я с Вами, дорогой ВВС, и согласен и не согласен, как писал о. Павел Флоренский, зараз и одновременно.  Согласен, ибо наверное нельзя уподобляться, кажется, французской королеве. Она спросила придвоного, почему бунтуют. Он ответил, что у них нет хлеба. Так пусть едят пироженное.  
Не согласен, потомучто по праздникам, особенно по двунадесятым и престольным всё должно рождать в душе радость.

Сообщение изменено Мардай от Mon Oct 17 23:39:57 2005
 
To Мардай
 Не согласен, потомучто по праздникам, особенно по двунадесятым и престольным всё должно рождать в душе радость.  
Я сейчас сильно занят работой и до этого просто не дошел.
Конечно Пасхальный канон будет радостным всегда...
 
А что "обычная" всеношная или Воскресная Литургия разве не радостные?
 
To BBC  
А музыку можно послушать в Консерватории или на СД.  
А иконы посмотреть в Третьяковке.
 
Обратите внимание - у нас не идет спор! Мы рассуждаем о мере. Каждый волен отчеркнуть ее своим резцом. Но есть и судия.
 
Итак, Рахманинов своей прекрасностью мешает молиться. Это тезис. Антитезис (точнее, конечно, Ваш тезис, доведенный до предельного совершенства): любая красота молитве в помеху. (Кстати, Вы в своем мнение расходитесь с мнением ЖМП, а там ведь все искренне верующие, надо полагать). Синтез: молитва вовсе превыше отношения прекрасное-безобразное, так как исходит из соприкосновения духа молящегося с Духом святым, прекраснейшим и совершенным. И в искреннем молении душа верующего восходит к духовным вершинам, к отрешению, к отвержению материального и греховного. Причем, животрепещущая насущность молимого, часто случающаяся, в экстатические моменты полностью утрачивается.
 
Зачем же в таком случае всякое прельщение красотою? Зачем вселение во некоторые души греховных мыслей об излишней храмовой роскоши? Не больший ли это грех, чем скудные безликовые стены? Не лучше ли протестантская неприхотливость? Где она, мера? Так ли точен Ваш резец, мой ли?
 
Я отталкиваюсь вовсе от другого подхода, и нет у меня резца. Если человек силен духом, он может и на столб взобравшись познать истину и вершины святости. Но не так крепок духом человек. Вы считаете Евангелие боговдохновенным. Не считаете ли Вы оное и в отношение наших храмов? Ибо воплощение всего самого совершенного - одним искусным рукотворством ли было устроено? Нет, Вы же знаете, сколько "нерукотворных" образов вело русский народ свозь тяготы их борений.  
 
Весь образ храма - нерукотворен. Он, всё содержание его и все творимое в нем явилось совершенным воплощением божественного замысла, творимое чрез человека и в человека погруженного. Эта бого-человеко-творимость не имеет право пресекаться случайной косностью и одогмачиванием. Это своеобразное единство традиции и ее развития и проявление в высотах духа творящего собственно и есть заповедь сохранения церкви. Церкви, коия живое тело Христово, а не стены застывшие.
 
To lb  
Ну, а музыкальная культура смогла таки оторваться в вершинах своих от церковной традиции. Но и возвышаясь к ней, уже церковные каноны и ортодоксальная осторожность воздвигали немалые барьеры. И если барьеры становятся ниже - это на пользу в первую очередь православию.  
Ну, конечно...
Я теперь понимаю некую часть Вашей мысли.
Даже при наличии "барьеров" в русское православие внесено немало влияний извне. Даже перечислять устанешь сколько.
И не знаю даже на пользу или нет.
Многое "прожевано" и стало "своим" (колокольный звон).
А многое не становится привычным (многие живописные иконы, барокко, и т.д.).
Неизвестно, что бло бы, если бы не было этих самх "барьеров".
 
Но не думаю, что церковному искусству нужно оторваться в вершинах своих от церковной традиции .
Зачем? Что это даст?
Что нет уже достигнутых вершин, которых достаточно для спасения?
Что, кто-то сможет взлететь выше византийского церковного искусства? Вряд ли.  
Воприятие канонов, как неких рамок совершенно верно.
Но именно в жестких берегах река развивает мощнейший напор, а без них она становится лужей (с) Норштейн (автор ёжика в тумане)
 
To lb  
Цитата: "А Вы считаете убранство современного православного храма эстетически совершенным?  
Связь религиозного чувства с эстетическим сложна и заслуживает отдельного разговора. Но все же напомню, что Е.Трубецкой, знаток и горячий пропагандист древнерусской иконописи, видел в святыне нынешнего московского православия — храме Спасителя — верх эстетической нелепицы."
ШВВ, тема "Рамки дозволенного..."
 
To lb  
Итак, Рахманинов своей прекрасностью мешает молиться. Это тезис. Антитезис (точнее, конечно, Ваш тезис, доведенный до предельного совершенства): любая красота молитве в помеху  
 
Ну, тут я Васне очень понял. Но с последними 4 словами не согласен.
 
To Хэнк  
По поводу нелепости храма Христа Спасителя не только Трубецкой, но и без меры искусствоведов с обеих сторон религиозного барьера понавысказывалось. И восстанавливали его не за цельность и совершенство. Хотя по отдельности - взять одни фрески Нестерова - далее перечень велик, но я уж не помню, детали и живопись его составляли набор разноплановых сокровищ.
 
Итак, попытка прослушать Гречанинова состоится в пятницу, в 19.10.
 
С обсуждением дальнейшей программы, если получится.
 
To Мардай  
Вы хорошо закрылись богом, назвав православную церковь "полной".  
Только не Иисус Христос придумал все чины и обряды, которые мы используем. Так почему же именно они истинны?
 
To lb  
И восстанавливали его не за цельность и совершенство.  
Потому что это храм, а не памятник.
 
To Хэнк  
Потому что это храм, а не памятник.  
А что такое памятник? Это хорошо сохранившаяся нелепица? Такие случаи в истории были, но не так часто (в каком-то смысле Пизанская башня).
PS. Фотографии не смотрели?
 
To Gierus  
А что такое памятник? Это хорошо сохранившаяся нелепица?
Памятник - нечто, не имеющее практической пользы, и построенное ради того, чтобы на него смотреть.  
 
Храм построен для другого.
 
А где фоты? Вы бы ссылку дали.
 
To Хэнк  
Дык, давал.  
ftp://homer.fryazino.net/music/upload/ папка "Церкви и монастыри Греции".
 
To StalkТолько не Иисус Христос придумал все чины и обряды, которые мы используем. Так почему же именно они истинны?  Истинны не чины и обряды, а Христос; и полнота Церкви (плерома) не в том, что в ней самые полные чины и обряды, а в том, что они обеспечивают наиболее полное для "человеков" общение с Богом. Да, проститься мне вольность, обеспечивают короткую дорогу для общения с Богом. И в этом соборный опыт поколений, единение Церкви земной и Небесной. Именно это даёт нам основание утверждать, что для Бога все живы. Вот почему мы и молимся за усопших, а они (особенно святые и Божие угодники) за нас. Поймите, богослужение - это мистерия, в нем есть обязательно элемент сакрального, таинство. Таинство же не поддаётся ни рациональному прочтению, ни моделированию. Таинство состоится, если его точно исполнять. Вспомните, хотябы, сошествие Благодатного огня в Храме Воскресенья Господне в Иерусалиме в Великую Субботу, Крещенскую воду и т.п.
 
To Gierus  
Спасибо, очень здорово!
Как принято говорить, Метеоры рулят!
 
To lb и живопись его составляли набор разноплановых сокровищ. Я далёк от профессионального эстетизма в оценке живописи. Знаю только, что в новоделе храма Христа Спасителя живописью командовал Церетели, а председателем комиссии по её оценке был сначала Владыка Ювеналий. Но он, к большому неудовольствию Патриарха, подал прошение об отставке, мотивировал тем, что занят очень. А это ещё практически совпало с отказом подтвердить Екатеринбургские поддельные останки. Наш архипастырь - человек очень твёрдых убеждений. Года три между Патриархом и его фактически первым заместителем отношения были не шибко теплые, а тут ещё о Фрязинском больничном храме пришлось вести разговоры. Но, Бог миловал, сейчас  вроде как всё в порядке.
 
Потому что это храм, а не памятник.  
Мнение о том, что храм Христа Спасителя восстановлен как храм, а не как памятник - это, по моему разумению, мнение истинно "кверх тормашками". Во-первых, это памятник победе в Отечественной войне 1812 года. Во-вторых, это пресловутый "памятник архитектуры". Как храм могли бы восстановить массу, массу снесенных церквей. Хоть ту же Св. Владимира и напротив нее Гребневской Богоматери на Лубянке. И не надо было бы ломать фактически единственный общедоступный открытый бассейн.
 
Так что восстанавливали его как храм, естественно, не музей же, - но в первую очередь, как памятник и как СИМВОЛ. Всё-таки самое грандиозное культовое сооружение, почти Дворец Советов, так и не построенный на этом месте.
 
"Заколдованное" (а многие говорят, проклятое) место это - место "выстраивания" идеи. Но в советское время выстраданная почти что идея сверхмонумента Ленину с залами заседаний под ним так и не реализовалась. И время это рухнуло. А пришедшее новое время новой идеи не предложило, вернулось к старой идее православия. Но сделало лишь ее реанимацию, новодел, искусственность. Так вот каждая из последних эпох расписывается в этом Черторые под своим бессилием.
 
To lb
 Мнение о том, что храм Христа Спасителя восстановлен как храм, а не как памятник - это, по моему разумению, мнение истинно "кверх тормашками".  
По моему - нет.
Во-первых, это памятник победе в Отечественной войне 1812 года.  
Такой же, как Храм Покрова на Нерли - памятник погибшему княжичу Изяславу. А Собор Василия Блаженного - памятник взятия Казани. Но это храмы, посвященные Богу, созданные для того, чтобы там молиться об усопшем, благодарить за победу.
Во-вторых, это пресловутый "памятник архитектуры".  
Какой архитекуры, если он "уродлив"? Сами же приводили ссылки.
Как храм могли бы восстановить массу, массу снесенных церквей.  
Это самый большой храм, и самый главный в Москве.
И не надо было бы ломать фактически единственный общедоступный открытый бассейн.  
А не надо его было там строить. Там - место храма.
в первую очередь, как памятник и как СИМВОЛ.  
Символ - согласен, памятник - нет.
"Заколдованное" (а многие говорят, проклятое) место это - место "выстраивания" идеи. Но в советское время выстраданная почти что идея сверхмонумента Ленину с залами заседаний под ним так и не реализовалась. И время это рухнуло. А пришедшее новое время новой идеи не предложило, вернулось к старой идее православия.  
Естественно, на месте храма не могло быть колосса большевизма. Там мог быть только храм.  
вернулось к старой идее православия. Но сделало лишь ее реанимацию, новодел, искусственность  
Сделало храм, это же как книги - переиздание того же Пушкина - суть одна, слова одни, а прижизненное издание тоже ценится знатоками, как памятник. И что, не переиздавать новодел на компьютерном наборе?
Так вот каждая из последних эпох расписывается в этом Черторые под своим бессилием.  
А что, Храма Христа Спасителя там уже нет?
 
To Хэнк  
 "Но сделало лишь ее реанимацию, новодел, искусственность" -
Сделало храм, это же как книги - переиздание того же Пушкина - суть одна, слова одни, а прижизненное издание тоже ценится знатоками, как памятник. И что, не переиздавать новодел на компьютерном наборе?  
Храм - не книга. Храм - это цельное, целостное и уникальное произведение искусства (оставляя пока сакральную сторону). Копировать храм - это то же, что и делать репродукцию Тициана или Рублева. Оригинал всё равно один. Очень тщательная копия имеет особый статус, одним из вариантов которого является подделка. Некоторые ценятся высоко, особенно созданные самим автором. Такое бывало (например, у Леонардо).  
 
Так что, в целом, переиздание невосстановимого произведения искусства - нонсенс. Такой же, как и предпринимавшаяся попытка включить его в список памятников ЮНЕСКО. То, что произошло на Волхонке, тем не менее, имеет-таки большой смысл. Он, на мой взгляд, был и остается политическим - продемонстировать наглядно и монументально, что мы порвали с отрицанием и разрушением культуры эпохи строительства социализма, что мы пытаемся ее восстанавливать. Методы выбраны самые общедоступные - постараться вернуть, "как было". Не самое духовное, но душевное решение.
 
To Хэнк  
Метеоры рулят!  С точки зрения сложности съемки первые 2 кадра - монастыри Афона, более интересны. Съемка велась с палубы катера с работающим двигателем с расстояния более 500 м (ближе к Афону приближаться нельзя). Батюшка (о. Иероним) говорит, что такого качества снимков он не видел и на множестве открыток, сделанных профессионалами. Добавил еще три, на мой взгляд, интересных снимка - восход в д. Мецово, коринфский канал (превративший п-ов Пелопонес в остров) и закат в Сунио сквозь храм Посейдона. Если кого интересует Греция, у меня масса снимков (не только храмов и монастырей) почти по всей стране.
 
To Gierus  
DSCN1925.JPG - Боже! Боже! Разрезали Землю! Хорошо не пополам...
Что за аппаратура? - Качество, вводящее в транс!.
 
To lb  
Никон 8800
Качество, вводящее в транс! В хорошем смысле?
 
To Gierus  
1) в хорошем смысле
2) почти в буквальном смысле
Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 ... 54 След.