To Gierus
Все-же немного поясню свою позицию. Не претендую на полноту, ни даже, на концептуальность.
Латиняне изначально уклонились в юридический подход к богословию, это привело, к излишнему усложнению и конкретизации богословия, как такового. Эта "игра в биссер" произвела с одной стороны к ряду негативных последствий:
1. Догмат о непогрешимости Папы. Кто-то должен был поставить свою подпись на законе, чтобы призвать его к жизни. Если этот закон конкретен, то необходимо и конкретное лицо которое его утверждает.
2. Инквизиция - результат именно юридического подхода. Если есть закон - то он должен работать, и этот подход должен быть доведен до своей логической полноты.
3. Индульгенции - при юридическом подходе все должно быть конкретно, в частности и цены.
4. Политизация церкви - церковь становится активным участником политической жизни - она претендует, что закон ею выведенный должен охватывать всю мирскую жизнь во всех европейских странах.
Очевидно, что этот подход в значительной мере противоречит тому, чему учил Христос в своей земной жизни, это в общем и целом фарисейство - комара отцеживаем, а верблюда глотаем. Но этот подход имел аспект, который очень ценят люди Западной культуры: именно эта "игра в биссер" (т.е. абстрактная логическая игра, под названием латинское богословие) и сформировала в недрах католических монастырей тот самый пресловутый "научный подход", и подготовила большое количество владеющих предметом ученых-богословов, которые стали выходить за рамки чистого богословия. Так родилась наука, - вообщем то больше нигде на земле таких условий не было.
Этому же мы обязаны и сладкой сказке под названием "правовое государство". И, очевидно, что такой жесткий догмат церкви обязан был породить протест из-за своей бесчеловечной природы - и это желание приблизить Бога к человеку и породило образование протестантских церквей.
Православная Церковь, сохранившая изначальный, отртодоксальный мировоззренческий подход, сумела избежать этих болезней в такой тяжелой форме. Однако, это удалось не в полной мере, и эти болезни заносились к нам с запада, - именно как усиление политической составляющей, и неизменно приводило к кризисным явлениям в жизни нашей Церкви - одним из них является раскол.
Резюмируя. Атеизм - кровь от крови, плоть от плоти западной культуры. Западная культура - лживая в своей основе - выросла в недрах католических монастырей, на основе фарисейского правового (юридического) подхода к богословию. Вот почему я против слияния западной и восточной христианских церквей.