Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
[ Закрыто ] Классификация верующих
 
Даниил Сысоев, столь блистательно изложивший своё кредо в своих работах, сподвигнул меня на размышления о типажах людей, верящих в бога. И получается не так уж много градаций. Возможно, я недоучел что-то еще, но к нынешнему времени (именно к нынешнему, а не к эпохе каппадокийцев или Паламы) получается всего три их разновидности:
 
1) верующие шизофренического типа,
2) верующие паранойяльного типа,
3) верующие даунического типа.
 
Столь простая классификация отталкивается от их отношения к науке и ее результатам. Первая - это те, кто принимает одновременно и науку и Бога. Их сознание расщеплено, это типичная шизофрения в различной степени обострения. Вторые игнорируют любые результаты научных исследований, обвиняя ее в подложности, в дьявольской напасти. в подлоге, ошибках и т.д. В общем, это как раз наш Данила Сысоев. Это натуральные параноики. Ну, а третьим нет никакого дела до науки, они ее знать не знают и знать не хотят. Одним словом, это те, которые "будьте как дети" - так они детьми (даунами) и остались, несмотря на свой возраст. Наверное, возможны и смешанные типы.
 
(Припишу еще, что данная классификация не имеет под собой никаких специфически негативных коннотаций. Практически все люди относится то к шизоидам, то к слабо выраженным паранойяльным характерам. А уж гении почти все такие. Дауны - это самые чистые и непорочные личности. Для более подробного рассмотрения этих типажей можно почитать книгу А.Бурно, "О характерах", а также книги В.Руднева)
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 След.
Ответы
 
Только добавлю, что вообще о.Даниил очень хорошо знает труды Отцов Церкви, и по житейским вопросам, бытовым, его сентенции обычно непогрешимы по убедительности.
 
To lb
 
Цитата
Каким образом из того, что Бог устанавливает законы, он ограничен знанием законов?
Вы пропустили слово предшествующие.  
 
"Что значит "День" (йом) и  "Ночь" (лайла)? "День" связан на  иврите  со
словами "встать", "подняться"; это  пора  действия  жизни. Ночь,  "лайла" --
время,  когда все сворачивается  ("луль"), уходит в себя как "лула" (петля).
Причем  сама  длительность "дня"  или  "ночи", конечно,  не  имеет значения.
"День" и "Ночь" -- разные стадии, стадия Света и стадия Тьмы, стадии прилива
и  отлива   Света,   подъема  и  спада  жизни,   активности  и  пассивности,
разворачивания и сворачивания  работы духа. Смена Дня на Ночь и Ночи на День
всегда и везде есть в Творении. Мир в целом и по частям -- приливно-отливный
процесс. Эта волна создана и задействована сразу  же, в Первом Дне Творения.
Тьма -- приготовление к утру.
     "И был вечер (эрев) и было Утро (бокер); День один"(Б.1:5)
     "Эрев"  от  корня  "арав"  --  это тогда,  когда все вещи  смешиваются,
сливаются в одно.  "Бокер" -- когда вещи  вырываются на свет, обретают  свое
лицо. Первое предшествует  второму. Вечер  и ночь --  время  темноты -- есть
преддверие  к выходу на Свет,  и, глобально,  и каждодневно. Движение же  от
вечера к утру ведет ко Дню".  
 
http://thelib.ru/books/berman_b/bibleyskie_smisli_glavi_13-read.html  
 
To Mysth
Благодарствую!
 
To Хэнк
Благодарствую!
 
To Хэнк
 
Цитата
Там такого не написано. Земля - не планета, с маленькой буквы.
Если смотреть на величину буквы "З," то Бог ( по Моисею ) планету на которой мы живем не сотворял вовсе. Скорее всё-таки земля это тут.
 
Цитата
Или Луна не светило уже?
 51
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй:
месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц — ночью.
52
Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц
только светит, и то лишь в лунную ночь!  
Ссылка Ваша мне понравилась. Оказалось, что и Земля тоже светило. Любопытно.
 
Цитата
Ну если вы сами не поняли, о чем тут может идти речь, так что же говорить о противоречии науке?
Про противоречие науке пока не говорю . Про небо просто непонятно. В первый день создал небо и во второй день  создал То , что тоже назвал небом . Может во второй день доделывал ?  
 
To zoron
 
Цитата
В первый день создал небо и во второй день создал То , что тоже назвал небом
Cтихи о первом дне своего рода аннотация - краткое описание того, о чем рассказывается дальше. Неслучайно день этот, в отличие от следующих, не нумеруется: йом ъэхад (день один), а не йом риъшон (день первый).
 
Вот думаю - а не перепутал ли я причины со следствиями? Ведь это характер человека определяет, верить ли ему в Писание буквально или аллегорически. Не классифицировать верующих надо, а по готовому сложившемуся типу характера верующего предсказывать отношение с Даниилу Сысоеву и теории эволюции!
 
To zoron
 
Цитата
Если смотреть на величину буквы "З," то Бог ( по Моисею ) планету на которой мы живем не сотворял вовсе. Скорее всё-таки земля это тут.
Ну если и с небом не разобраться, то с землей и подавно, учитывая многообразие значений этого слова.
51 и 52 смысла цитирования не понял. Земля, если светило, то исключительно для тех, кого мечтает услышать Ридер.
 
To meybe 07
 
Цитата
Cтихи о первом дне своего рода аннотация - краткое описание того, о чем рассказывается дальше. Неслучайно день этот, в отличие от следующих, не нумеруется: йом ъэхад (день один), а не йом риъшон (день первый).
 
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.  
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.  
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.  
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.  
 
 С Вашим комментарием можно согласиться, что небо было создано один раз и не в первый день, но тогда обидно за слова "В начале", поскольку в первый день всё-таки что-то было создано и трудно признать , что Начало это второй день.
To Хэнк
   
Цитата
Земля, если светило, то исключительно для тех, кого мечтает услышать Ридер.
Когда на небе месяц и видна тускло светящаяся оставшаяся часть Луны - это Земля освещает Луну.  
 
 
Цитата
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один
Вот как это можно понимать аллегорически? Не по Сысоеву и святым отцам? Никак нельзя! Ведь перечислено: день, ночь, вечер, утро. Всё есть.
 
To zoron
 
Цитата
но тогда обидно за слова "В начале", поскольку в первый день всё-таки что-то было создано и трудно признать , что Начало это второй день.
Да что же тут странного? Когда Вы, допустим, говорите: перво-наперво сделаю то-то и то-то, тем самым указываете только на очередность Ваших действий. А на сколько дней каждое из них растянется - это уж отдельный разговор.    
 
To meybe 07
Да неправда ваша! Господь в первый день сделал день. Вместе со всеми его атрибутами.
 
To lb
 
Цитата
Вот как это можно понимать аллегорически? Не по Сысоеву и святым отцам? Никак нельзя! Ведь перечислено: день, ночь, вечер, утро. Всё есть.
 
Как же всё, когда ночи между вечером и утром нет? Ночью называется тьма, но не место между вечером и утром!  

 
 
Цитата
Господь в первый день сделал день. Вместе со всеми его атрибутами.
Нельзя сделать то, что уже было сделано. В день нельзя сделать день.
 
To Хэнк
День и ночь определены. А утро и вечер только названы, поэтому их вообще еще нет?
 
Блаженный Августин Иппонский.  
 
"И быть вечер, и быть утро, день един. — В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: и нарече Бог свет день , а так, как, например, мы говорим: "30 дней составляет месяц"; в этом случае в число дней мы включаем и ночи. Итак, после того, как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, т. е. один день; так как один день считается от начала дня до начала другого дня, т. е. от утра до утра, каковые дни, как я сказал, мы называем с включением ночи".[159]
 
[159] Блаж. Августин Иппонский. О книге Бытия. М. «Паломник». 1998. С.115.
 
 
Св. Ефрем Сирин.  
 
"Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное ".[146]
 
Более того, преп. Ефрем указывает и месяц, когда был сотворен мир: "Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и производивших тьму. Тогда начинался первый месяц Низан, в котором дни и ночи имеют равное число часов".[147]
 
Подобным образом на точное время года, в которое был сотворен мир, указывает свят. Кирилл Иерусалимский:
 
"Земля не полна ли теперь цветов, и не обрезывают ли виноградные лозы? Видишь, упомянул и о том, что зима уже прошла, потому что с наступлением сего месяца Ксанфика начинается уже весна. А время сие есть первый у евреев месяц, в котором праздник Пасхи, прежней прообразовательной, и нынешней истинной. Это есть время — сотворения мира. Ибо Бог сказал тогда: та прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и подобию (Быт. 1, 11). И теперь, как видишь всякое былие осеменяется. И как тогда Бог, сотворив солнце и луну, даровал им равноденственные течения; так за несколько пред сим дней было время равноденствия. Тогда сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). И сие: по образу человек удержал, а оное: по подобию помрачил в себе непослушанием. Посему в тоже время. В какое погубил сие, совершенно и исправление. Когда новосозданный человек, преслушав. Изгнан был из рая, тогда же уверовавший человек, став послушным введен в рай. Поэтому тогда же совершилось спасение, когда произошло и отпадение. Егда цвети явишася, и обрезание приспе (Песнь. 2, 11–12)".[148]
 
[146] Преп. Ефрем Сирин. Творения Т.б. М.1995. С. 210–211
[147] Преп. Ефрем Сирин. Творения Т.б. М.1995. С.214.
[148] Слова огласительные святаго Кирилла архиепископа Иерусалимского. М. 1855. С. 230–231.
 
 
 
Свят. Ириней Лионский.  
 
"Восстановляя в Себе этот день Господь пришел на страдание в день накануне субботы — т. е. в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т. е. (освобождение) от смерти".[141]
 
[141] Св. Ириней Лионский. Творения. М.1996. С.495
 
 
 
Цитата
необходимость для современного богослова иметь светское образование, особенно философское, как о. Андрей Кураев
о. Андрей Кураев и о. Даниил Сысоев
Д.Сысоев критикует А.Кураева:
 
"Все (до греха человека) происходило по воле Творца. А состояла ли эта воля в том, чтобы создать мир мгновенно, или в шесть дней, или в шесть тысяч лет, или в мириады веков — мы не знаем. Ибо "дни вечности кто исчислит?[35]" (Сир. 1, 2)"[36] — пишет о. Андрей Кураев и пытается найти цитаты Отцов подтверждающие его индеферентность к этому важнейшему догматическому вопросу. Сперва он цитирует предположение блаж. Августина о причине того, почему введен распорядок дней, которое он понимает как свидетельство того, что этот Отец считал мир сотворенным мгновенно. "Быть может, распорядок тех дней введен применительно к человеческой слабости, по закону повествования, чтобы дать людям понятие о возвышенных предметах, потому что и самая речь повествователя невозможна без чего-либо первого, среднего и последнего?".[37] Но мы видим, что здесь блаженный высказывает лишь свое предположение, а уже спустя несколько страниц той же книги он пишет как о Церковном учении о буквальном понимании Шестоднева. (Цитата будет приведена ниже, среди других свидетельств Отцов). К слову надо сказать, что в данном месте св. Августин рассматривает вовсе не длительность дней творение, (и тем более не утверждает его мгновенности), а взаимоотношение ангелов с нашим временем и уже в связи с этим выдвигает данную гипотезу. Но в любом случае учение блаж. Августина ничем не может помочь сторонникам эволюции. Дальше о. Андрей приводит слова преп. Ефрема, выражающие православный взгляд на длительность дней творения. А затем приводит две цитаты, в которых он усматривает указание на то, что можно понимать под днем творение тысячу лет. (Для того, чтобы они были понятны, мы приведем их в контексте, отсутствующем у о. Андрея. То место, которое он приводит, нами подчеркнуто). Первая цитата принадлежит свят. Киприану Карфагенскому: "В мучении семь братьев были соединены так, как в Божественном домостроительстве семь первых дней, содержащих семь тысяч лет".[38] Вторая же схожая цитата принадлежит свят. Иринею Лионскому. Он пишет: "Во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. Ибо книга Бытия говорит: "и совершилось небо и земля, все украшение их. И совершил Бог в шестый день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмый почил от всех дел Своих, которые создал". А это есть и сказание о преждебывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господень как тысяча лет, а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год".[39] Очень печально, что о. диакон так испортил цитаты из святых Отцов, придав им тот смысл, которого они никогда не имели. Если бы они были приведены полностью, то любому человеку, знакомому с патристикой стало бы ясно, что и первом, и во втором случае идет речь об свойственным некоторым древним Отцам идее, что мир будет существовать до 6000 (или как писали позже 7000) года от своего сотворения. (Подобные взгляды, также со ссылкой на авторитет святых распространялся в православной России пред наступлением 7500 года от сотворения мира (1992)). Эти идеи отразились, например, в синаксаре недели сыропустной, но Церковь признала их лишь частным (и ошибочным) взглядом этих святых мужей, т. к. они противоречили ясным словам Спасителя: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян.1,7).
 
Логика этих взглядов понятна. Из слов 89 псалма они выводили, что существуют определенные "дни Господни", которых должно было быть столько же, сколько было дней (человеческих) в Шестодневе. Это различение реально совершившегося шестидневного творения, и содержащегося в нем пророчества есть в обоих приводимых цитатах. Свят. Ириней Лионский говорит: "это есть и сказание преждебывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем".  А свят. Киприан объясняет что семь первых дней и семь тысячелетий, в них содержащиеся соединены так, в Божественном домостроительстве . — Т. е. в деле спасения человека, начавшегося после грехопадения. Поэтому не удивительно, что свят. Ириней в той же 5 книге пишет и о том, что день создания Адама, день грехопадения, день его смерти и день его Искупления — один и тот же в круге седмицы — пятница, а это было бы невозможно, если б он считал шестой день творения равным тысячелетию. (Цитату мы приведем ниже в череде свидетельства Отцов в пользу буквального понимания Шестоднева).
 
Таким образом нет никаких мест из святых Отцов, которые подтверждали бы возможность небуквального толкования 1 главы Бытия. Тем более нет свидетельств в пользу того, что можно под днем творения понимать неопределенно долгий, миллионолетний период времени. Даже у о. Андрей в его словах возможность понимания длительности творения в мириады веков никак не обоснованна и при чтении возникает ощущение, что автор хотел протащить эту идею за счет напористости.
 
В других своих произведениях о. Андрей приводит слова, призванные доказать, что не необходимо следовать буквально хронологии Шестоднева. И для этого он цитирует поэму свят. Григория Богослова: "Было некогда, что все покрывала черная ночь, не просиявал еще любезный свет зари, солнце не пролагало с востока огненной стези, но все, одно с другим смешанное, и связанное мрачными узами первобытного хаоса, блуждало без цели. Ты, блаженный Христе, прекрасно распределил каждой вещи свое место в мире и прежде всего указал быть свету; а потом округлил величайшее из чудес — звездное небо, проникнутое светом солнца и луны. В подножие же неба положил мою землю; потом горстями земли связал море, а морем землю, так что все это (небо, море, земля) составило мир".[40] Из этих слов о. Андрей делает странный вывод: "этот текст можно понять так, что свет был оформлен в светила прежде создания моей земли".[41] Сложно не назвать такой подход насилием над текстом. Ведь тот же Григорий Богослов в 44 слове понимает Шестоднев буквально! Да и приведенные слова никак не содержат (при непредвзятом чтении) данного смысла. Когда мы прочитали их, нам показалось все вполне логичным и укладывающимся в рамки хронологии Шестоднева. Сперва святитель описывает порядок создания неба, а потом его взгляд опускается на землю. Стоит ли приписывать святому Отцы те мысли, которые не выражены им прямо и которые выводятся из поэтического текста при помощи хитроумной интерпретации?
 
[35] Стоит заметить, что Сын Сирахов говорит не о днях сотворения, а о днях вечности, неподвластной потоку времен.
[36] Той повеле, и создашася. Клин. 1999. С.108.
 [37] Блаженный Августин. О Книге Бытия, буквально (книга неоконченная). 3. //Августин, епископ Иппонийский. Творения. 4.7. Киев. 1912. С. 100.
 [38] Отцы и учителя Церкви III века. Антология. Т.2. М. 1996.C.341.
 [39] Св. Ириней Лионский. Творения. М.1996. С. 507–508.
 [40] Свят. Григорий Богослов. Творения, Т.2. Троице-Сергиева Лавра, 1994.С. 134.
 [41] Диак. Андрей Кураев. Пономарские сплетни.//О нашем поражении. СПб. 1999. С. 414.
 
(цитаты, которые у Д.Сысоева приведены ниже, в главе 5. СОГЛАСИЕ ОТЦОВ части второй СВИДЕТЕЛЬСТВО ЗАЩИТЫ, у нас приведены в несколько постов, выше)
 
 
Особенно впечатляющее место у Д.Сысоева - это гл.4:
 
ГЛАВА 4. ДОЛЖНО ЛИ СЛЕДОВАТЬ МНЕНИЯМ БЕЗБОЖНОЙ НАУКИ?
 
Главным аргументом противников православного вероучения является утверждение, что раз наука доказала, что Вселенной уже 15 (или 20, или 30) миллиардов лет, а наша Земля и Солнце существует уже 4,5 миллиарда лет, то Церковь должна быть "честной" и пересмотреть Свою изначальную веру в свете научных открытий.  
В основе этого аргумента лежат несколько неявных посылок, которые мы и рассмотрим.  
 
Посылка первая гласит, что научный метод имеет объективную ценность для познания сущности мира и его истории.  
Посылка вторая гласит, что Церковь не имеет права иметь собственные источники информации об истории Вселенной и о сущности материи.  
Посылка третья утверждает, что учение Церкви настолько гибко, что его можно приспособить к любой философии.  
Посылка четвертая гласит, что сферы религии и науки не должны пересекаться, а если это происходит, то отступать должна религия, а не наука, которая единственно компетентна в своих вопросах.  
Посылка пятая гласит, что то, что сейчас выдается за голос науки, таковым и является, что в науке нет места мифологии и выдумкам, а только чистая математически точная истина.  
И наконец посылка шестая утверждает, что все объективные факты обнаруженные истинными учеными не могут быть объяснены с позиции 7500-летней Вселенной, и тем более нет фактов прямо опровергающих эволюционную датировку нашего мира.  
 
Все эти посылки в корне ошибочны и основываются на неправославной (а потому и лживой) гносеологии.  
 
(Далее о.Даниил убедительно опровергает все эти посылки)
 
To lb
Интересно, как он опровергает 4-ю посылку. Нельзя ли выложить?
 
Четвертая посылка гласит, что сферы религии и науки не должны пересекаться, а если это происходит, то отступать должна религия, а не наука, которая единственно компетентна в своих вопросах.  
Итак, возможно ли отделить область науки от сферы действия богословия?  
 
Современные богословы, втянувшиеся отчасти в процесс отступничества, часто отмахиваются от существующей проблемы взаимоотношения науки и Церкви. Они говорят, что наука и религия "могут свободно развиваться, не препятствуя друг другу".. "Наука изучает видимый мир. Объектом ее исследования является материальная Вселенная. Религия же есть духовное устремление к миру сверхчувственному, который не может быть постигнут чисто научными методами" . - Эти слова неправомыслящего богослова, к сожалению, стали образцом для подражания для многих православных. Так издатели сборника "Той повеле и создашася", утверждают, что им "приходиться защищать религию от науки, и науку от религии".  
 
Подобные попытки разорвать область применения науки и религии как показывает практика порабощает первую оккультизму, вторую же загоняет на задворки жизни и делает ее "культурным пережитком Святой Руси", которая может быть выброшена на свалку истории.  
 
Однако практические результаты этого страшного разрыва меркнут пред ее богословскими последствиями, ведущими к вечной гибели ее последователей.  
 
Если мы не можем оценивать видимый мир мыслью Церкви; если Невеста Христова не учит Своих чад, как жить на этой Земле, цивилизация которой пропитана наукой, то зачем Она и нужна? Ведь мы не бесплотные ангелы и нуждаемся в руководстве нашей телесною жизнью, а она находится в сфере деятельности науки.  
 
Перечислим ереси с необходимостью вырастающие из этого мировоззрения (или его порождающие, - что здесь первично, вопрос нуждающийся в дальнейших исследованиях):  
 
Манихейство - Ибо если Церковь отворачивается от видимого мира, то очевидно потому, что он зол по своей природе и значит - творение злого бога. Практическим следствием этого является богоборчество и стремление уничтожить свое тело как сосуд греха. (Не поэтому ли подобные тенденции сейчас получили распространение среди неофитов, и именно эти идеи питают секты, типа "Богородичного центра"?)  
Докетизм - Если мир сей не достоин познания его Церковью, то не могло состояться и Воплощение, ибо именно Христос является главной тайной христиан, если же верно современное мнение разделяющее сферы науки и веры, то Иисус был призраком. Тогда спасение наше - галлюцинация! Крест и Воскресение - миф и сказка!  
 
Если же мы попробуем применить этот подход к Священному Писанию, то у нас не останется целым и одного стиха. (В этом уже имели возможность убедиться радикальные протестанты и та же участь ожидает "православных богословов" - наукозащитников. Приметы приближения этой капитуляции уже пред нашими глазами. Посмотрим например, как толкует Писание о. Александр Мень, о. А. Князев, о. Г. Кочетков или А. Карташев, которые договорились до того, что отвергли большинство библейских чудес как мифы и легенды).  
 
Церковь говорит нам не об непостижимой Сущности Божией и не об взаимоотношениях между бесплотными чинами, а о нашем спасении от смерти (которая ждет нас на Земле, а не в духовных мирах) и о воскресении во плоти, дарованное нам Вочеловечившимся Богом.  
 
Очевидно, что подобное разделение есть плод сатанинского гуманизма живущего в сознании даже некоторых православных, для которых Церковь заканчивается за порогом храма. Они часто говорят, что Церковь не имеет права вмешиваться в среду наук, ибо Библия учит якобы лишь о духовном, а все относящееся к материальному в ней не богодухновенно. Представим себе на минуту что это так. Тогда какой у нас будет повод верить Священному Писанию в тех вещах, которые непостижимы, если в доступных постижению фактах оно лжет? "Если Я сказал вам о земном, а вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? " (Ин.3,12) - Сказал Сам Христос.  
 
Очевидно, желая отвергнуть часть Писания, мы отвергаем ВСЕ! Отказываясь от Творца мы отлучаем себя от Троицы! Безусловно куда правее была русская цензура, запрещая публикацию бредней Дарвина, нежели А. Толстой пытавшийся в известном стихотворение выдать эволюцию за способ сотворения мира.  
 
Конечно, Писание не учебник по астрономии и геологии, но без него все науки становятся ложью, разрушающей душу. Более того, если мы верим в его богодухновенность, то все данные его посвященные видимому миру абсолютно точны и могут вполне быть проверенны. Поэтому мы и утверждаем, что православное христианство полностью логично и, если угодно, "опровержимо" - т.е. его можно проверить и убедиться в его истинности. Мы не боимся проверок и даем доказательства для своей веры, которая вовсе не слепа, но имеет достаточно свидетельств своей разумности (ср. Ис.41, 21-29; 44, 8). По верному замечанию Г. Честертона, Церковь висит достаточно низко для того, чтобы желающий попытался добросить до нее камнем, пусть он будет последним кирпичом его дома. И вот уже 2000 лет Ее пытаются закидать и аргументами, и бомбами. Но Она все еще стоит и не зачем бояться того, что это удастся в наше время. Поэтому незачем пытаться сделать учение Ее неопровержимым и тем самым и неподтверждаемым, как делают это лживые идеологии, "объясняющие" все, а значит ничего (например, эволюционизм).  
 
Но как должно согласовывать науку и веру? Ответ прост. Откровение должно не подменять исследования ученых (в той области исследования, которая для них доступна - т.е. в исследовании и практическом применении случайных и поверхностных свойств творения), а служить для них мировоззренческим фундаментом. Насколько лучше развивалась бы медицина, не верь ученые в эволюционную байку о рудиментальных органах! Насколько было бы меньше страданий в мире не поверь в эволюцию фашисты и коммунисты!  
 
Наука должна вернуться к своей Госпоже, от Которой она бежала во время Ренессанса, если человечество хочет выжить на этой падшей планете. Верно слово Премудрого, что земля трясется, когда "служанка занимает место госпожи своей" (Притчи 30,21.23). Наука - эта "служанка богословия", возомнила себя богом, и не дело нам преклонять колени пред этим "голым королем". По верному слову святителя Феофана, "мы все одинаково знаем, что необузданная свобода науки есть плен истины. Свяжем науку, да свободной навсегда пребудет едина истина Божия".  
 
И в любом случае нельзя пытаться христианину "тайком сплетать - по слову св. Феофана Затворника - свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ БРЕДНИ с Божественным Откровением" Иначе на его головы обрушаться грозные анафемы собора на Иоанна Итала: "Тем, которые выдают себя за православных, а между тем бесстыдно, или паче, нечестиво, привносят в учение православной кафолической Церкви нечестивые мнения языческих философов о душах человеческих, о небе, о земле и прочих тварях, анафема.  
Тем, которые умствуют, что материя безначальна, равно как и идеи, или собезначальна Творцу всего Богу, вопреки рекшему: "небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут", полагают, что небо и земля, и прочие творения вечны и безначальны, и останутся неизменными, тем, говорим, сами наводят на головы свои проклятие Божие, анафема.  
Тем, которые вместо того, чтобы с чистою верой, в простоте сердца и от всей души признавать за несомненные события великие чудеса, совершенные Спасителем нашим и Богом, нетленно родившей Его Владычицей нашей Богородицей и прочими святыми, силятся посредством мудрований софизмов выставлять оные невозможными или перетолковывать так, как им кажется, и упорствуют в своем мнении, анафема" .  
 
Еще отточеннее аргументация по п.6. Вот лишь маленький фрагмент безукоризненного объяснения, даваемого Д.Сысоевым (вслед за св.отцами и Писанием, конечно):
 
Но вернемся к тому анализу научных данных, к которому призывает нас свят. Григорий Палама. Сперва покажем, что является реальным фактом, а что - идеологической спекуляцией, построенной на его фундаменте. Эти факты мы распределим по тем же 4 группам, по которым выше мы распределили аргументы в пользу древности мира.  
 
1. Фактом является наблюдаемое красное смещение в спектре некоторых звезд (квазаров) и дальних галактик; им же является наличие "реликтового излучения" с температурой в 3°К (кстати в 50 раз меньшей, чем предсказывала теория); фактом является наличие в космосе звезд с различными характеристиками, которые выстраиваются по известной диаграмме Герцшпрунга - Рессела со всеми возможными состояниями от красных гигантов до белых карликов. Все же остальное - это философские спекуляция на данную тему. С православной точки зрения все эти факты объясняются куда лучше, чем с эволюционистской. Согласно учению святых Отцов (свят. Афанасия, преп. Ефрема, свят. Василия, блаж. Августина) мир сотворен уже "старым" - Адам в возрасте 33 лет, деревья - с плодами и цветами, Солнце и Луна - как в день равноденствия и полнолунья, звезды - уже светящими на землю (где бы они не находились) и т.п. Поэтому для нас естественно ожидать, что все это разнообразие существует изначально и в дальнейшей только деградирует "благодаря" проклятию, наложенному Богом на землю за человека. И только наблюдателю кажется, что эта диаграмма - эволюция одной звезды. Нет, это дано сразу. Весь звёздный цикл появился мгновенно. Также появился и звёздный цикл, сразу, и не было никакого развёртывания во времени. Это как механизм часов - его сконструировали, завели пружинку, и он пошёл. Никак это не эволюционировало. Поэтому мы можем предсказать, что во Вселенной мы будем наблюдать только процессы стабилизации или распада. Мы вправе ожидать, что не будет обнаружено ни одной новообразовавшейся звезды (сверхновые - результат смерти, а не рождения светила). Подобным образом и наличие красного смещения может объясниться или иными причинами отличающимися от мнимого расширения Вселенной (например, уменьшением скорости света), или результатом изначального мгновенного распростертия небес, о котором упоминает Писание (Пс. 103, 4). Реликтовое излучение так же может быть объяснено как след изначального первозданного света. А учитывая то, что его температура значительно отличаются от предсказанной теорией, можно считать его ее опровержением. В любом случае все эти процессы не дают объективных свидетельств о своей длительности (например, пресловутое расширение Вселенной могло начаться хоть вчера. Ведь мы не знаем первоначальный ее диаметр, а протояйцо (сингулярность) - только гипотеза, не поддающаяся даже математическому описанию. Также нет у нас никаких объективных данных о изначальной температуре реликтового излучения, и скорости его остывания, так что в смысле датировки Вселенной оно совершенно бесполезно).  
 
 
(позволил себе исправить многочисленные орфографические ошибки; исходный текст можно взять здесь)
 
 
Цитата
Если мы не можем оценивать видимый мир мыслью Церкви; если Невеста Христова не учит Своих чад, как жить на этой Земле, цивилизация которой пропитана наукой, то зачем Она и нужна? Ведь мы не бесплотные ангелы и нуждаемся в руководстве нашей телесною жизнью, а она находится в сфере деятельности науки.
Всюду подмена понятий.  
1.Наука не тождественна видимому миру. Научная картина мира, слава Богу, целиком его не покрывает.  Научная методология "легитимна" в пределах исключительно научной деятельности. За пределами же  ее сами ученые живут и мыслят далеко не "по науке", а на умонастроении обывателя она если и сказывается, то посредством околонаучных мифов, так что последними о.Даниил опять-таки подменяет собственно науку.  
2. Современная цивилизация наукой действительно сделана. Но из того не следует, что вместе с продуктами научной деятельности в наш быт вошла и она сама. Другое дело, что продукты эти не только материальные - широко в ходу также и ментальные, к каковым относятся опять же околонаучные мифы. Что до первых, то нам, конечно, важно техническими изделиями пользоваться так, чтобы душа не была ими порабощена. Однако важно это было во все времена: и в те, когда людской обиход составляли изделия кустарные, и нынче, когда их заместили сработанные по высоким технологиям. К примеру, христианское отношение к деньгам не меняется от того, что монеты и ассигнации вытесняются платежными карточками. А вот ментальные продукты - точнее, отходы - научной деятельности вымывать из людских голов очень желательно, и дело это как раз для Церкви!  
3. Наша телесная жизнь если и "находится в сфере деятельности науки", то ею все же целиком не руководствуется. Просто потому, что человек не робот, да и сама наука не ставит себе целью заместить его душу искусственным приемником внешних сигналов.
 
 
Цитата
Но как должно согласовывать науку и веру? Ответ прост. Откровение должно не подменять исследования ученых (в той области исследования, которая для них доступна - т.е. в исследовании и практическом применении случайных и поверхностных свойств творения), а служить для них мировоззренческим фундаментом.
В принципе такое возможно. Не исключаю даже, что человечеству это было бы во благо. Другое дело, что Откровение если и станет "мировоззренческим фундаментом", то уж не для нынешней науки, а для какой-то грядущей, нам не ведомой даже в общих очертаниях. Да и как можно фундамент заменить под уже  возведенным строением?! На этот счет я, как видите, даже радикальнее о.Даниила.  
 
 
Цитата
Посылка четвертая гласит, что сферы религии и науки не должны пересекаться, а если это происходит, то отступать должна религия, а не наука, которая единственно компетентна в своих вопросах.
До чего же смешно, ИМХО.
Предлагаю атеизму проверку своих теорий. Доказательство от обратного: принимаем за аксиому, что Бог есть. Он, который бесконечно могущественнее человека, сотворил вселенную с физическими и духовными законами. Бог вечен, человек по масштабам вселенной живёт меньше комара. Бог - создал. Человек исследует. Уже на донышке тазика исследовал. Бог дал нам откровение, подстраиваясь под наше куцее умишко, узконаправленные чувства и птичий язык.  
Кто под кого должен подстраиваться?
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Всё-таки должен человек прикладывать какие-то усилия к уважению других людей. В монастырь не приходят со своим уставом
ну тут пока еще не монастырь, а общегородской форум. И если бы вы сами воспользовались советом "прикладывать какие-то усилия к уважению других" (а уважение в данном случае - это всего лишь необходимость качественно проделать свою работу - попытка понять, что тебе говорят ), то, возможно, вам стало бы заметно, что топикстартер использует слова "шизофренического типа...паранойяльного типа...даунического типа. " не в их бытовом значении, где они имеют оскорбительный и уничижительный смысл, а в научном, где такого смысла у них нет.  
Однако все обиделись. И вы уже говорите нам "В монастырь не приходят со своим уставом". Вот когда я вижу такое "огораживание", то мне, человеку хоть и неверующему, но спокойному, хочется рубить иконы топором в эфире центральных каналов. Чтоб не забывали, что кроме божьего закона для верующих, есть еще закон основной, для всех.
 
 
 
 
To Виртуальный
Цитата
И вы уже говорите нам "В монастырь не приходят со своим уставом".
Я только хотела сказать, что раздел "Религия" всё-таки должен отличаться от других разделов? Вы же не пойдёте в тему "Кошки", чтобы обругать кошек?
Цитата
Вот когда я вижу такое "огораживание", то мне,
...
Я не обиделась... Мне ничего не хочется рубить...  
 
 
Цитата
Посылка четвертая гласит, что сферы религии и науки не должны пересекаться, а если это происходит, то отступать должна религия, а не наука, которая единственно компетентна в своих вопросах.
Согласен с 1-й частью посылки: не должны пересекаться, а если это происходит, то из-за ложного представления либо о религии, либо о науке, либо о той и другой вместе. Противопоставлять их так же нелепо, как шахматным фигурам сражаться супротив шашек.
 
To meybe 07
Выступлю снова адвокатом о.Даниила по вашему тезису  
Цитата
Всюду подмена понятий
Начну с того, что заметил оную (подмену) именно у вас. Вы пишете в п.3 про телесную жизнь, но к концу предложения она у вас трансформируется в душевную. А это ведь уже немного другое, правда? Поэтому ваше "целиком" и не есть целиком, так как вы вводите дополнительную составляющую к телу. Вот она и не подлежит в должной мере науке. Посему п.3 у вас явно рушится. Да и частично п.2, где у вас опять идет речь о душе.
 
Но ведь аналогично рушится и всё остальное, если внимательно прочитать тезис Сысоева: "мы нуждаемся в руководстве нашей телесною жизнью, а она находится в сфере деятельности науки". Суть моих возражений проста - телесная жизнь, материя действительно находятся в сфере деятельности науки. Как с эти можно спорить? Наука изучает материальный мир? - Изучает. А вот ваш тезис: "Наука не тождественна видимому миру", при всей его правомерности, не релевантен исходной посылке о.Даниила. Он такого не утверждал вовсе.
 
To meybe 07
 
Цитата
Противопоставлять их так же нелепо, как шахматным фигурам сражаться супротив шашек
И снова совершенно страусиная позиция: зарыть голову глубоко в песок и не обращать внимания на то, что творение по Бытию заняло 6 дней, а по науке 13 млрд.лет.
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 След.