В теме про ислам возникла дисскуссия о соотношении атеизма и религии, о религиозном способе познания действительности, о том, чем таковой способ отличается от других и какими факторами он определяется.
За несколько реплик этой дискуссии оказалось, что участники даже не могут договориться о терминах. С них и начнём.
kriut пишет: Наука, религия и искусство - равноправные взаимодополняющие друг друга способы познания, отчасти взаимопроникающие
я наверно еще раз тут проясню свою позицию. точнее, поясню, на чем она основана. когда лет 20 назад я учился в универе, тем появились разные люди (иногда даже мои знакомые) с брошюрами и приглашениями на "собрания" (в аудиториях, в общагах). они уверяли, что вероисповедание вовсе не так уж несовместимо с занятиями наукой. насколько я сейчас знаю, это были предствители так называемой "саентистской церкви христа" (как-то так...). я знал людей, которые поддались на это ; они потом даже не закончили универ, куда-то пропали из жизни. уже недавно, когда появились всякие соцсети, я пробовал кого-нить из них найти - и не нашел, куда-то они все подевались...
kriut пишет: Йога, наряду с искусством, наукой и религией, является четвёртым способом познания. Вы вашпе йога-сутру-то читали хоть раз?
йога (как "способ познания"(с) а не просто сидение в какой-то позе) - одна из 6 ортодоксальных школ в индуизме. один из основных ее приемов - та же медитация ; поэтому йогу часто относят и к буддистским практикам....
Black&High пишет: я наверно еще раз тут проясню свою позицию. точнее, поясню, на чем она основана.
Ваш рассказ о неудачных поисках знакомых по учёбе никак не проясняют и не обосновывают никаких серьёзных позиций. )) Я уже много лет знаю и вместе работаю с активным приверженцем хабардизма. Он периодически пытается заинтересовать своих коллег, в том числе и меня, ну и что? Что это может прояснить? Рон Хаббарт - нормальный писатель фантаст, и лишь этим для меня интересен. ))
Цитата
Black&High пишет: йога (как "способ познания"(с) а не просто сидение в какой-то позе) - одна из 6 ортодоксальных школ в индуизме
Эту пыльную и избитую фразу про 6 ортодоксальных школ я читал в энциклопедиях и словарях при совке ещё лет 35 назад. Что-то вы так на индуизме-то застряли? При чём здесь индуизм? Он начинался в ведической цивилизации - т.е. индоарийской, сформировавшейся под влиянием мигрировавших в Индию арийских племён, которые на тот момент являлись хранителями природной йоги. Да и сами дравиды - это мигрировавшие из урало-алтайского региона уральцы. Но ведь йогой жили последние 200 тыс. лет, начиная с Арктиды. Атлантам, воевавшим с арктидцами, удалось получить от них лишь 47% знаний. Атлантида погибла примерно 12-13 тыс. лет назад, и именно с этого времени о йоге встречаются те упоминания, которые дошли до нас. Йога, как сверхчувственный способ познания всегда находилась на очень тонкой грани между самим йоговским образом жизни и другим способом познания - религией. Всё зависело от человека - если он не подтверждал полученные природные знания собственным опытом, не проникал в их суть, йога для такого становилось лишь верой, внешней опорой, религиозным сводом догм и предписаний. Если человек переводил на свой понятийный язык полученное при йоговском познании, делал это неотъемлемой частью жизни, то йога давала ему внутреннюю опору - веру в самого себя, делала его независимым и внутренне свободным.
Когда человек хочет понять и услышать природу - он её слышит и понимает, но каждый потом распоряжается услышанным по-своему. Кто-то делает из этого культ (правда при этом знание утрачивает свою силу и суть, т.к. находится всегда в развитии), кто-то увековечивает в красивых картинах, скульптурах и ритмичных фразах, кто-то облекает в формулы и гипотезы, а кто-то делает знания своим образом жизни. И знания сливаются с таким человеком, наделяя его особой внутренней силой, не понятной другим. Одним из ошибочных целей йоги считалось достижение нирваны - т.е. нужно было умереть, прекратив колесо перерождений, отдав душу богам, сурам или асурам. Подобное толкование высших изменённых состояний сознания человека звучит сегодня не иначе как призыв к суициду. Именно этот суицид, политкоректно называемый сейчас эсхатологией, в различных национальных формах впоследствии подхватывали практически все религии. Такое облачение принципов йоги и жизни в гармонии со своей внешней и внутренней природой в религиозные догмы свойственно всем существовавшим религиозным традициям.
kriut пишет: Ваш рассказ о неудачных поисках знакомых по учёбе...
извиняюсь но дальше читать неинтересно. я их не искал, это они меня "искали". может они и нашли теперь то что искали, я не знаю где, в монастырях или в дурдомах гденить... не надо с больной головы на здоровую
Т.е. может вам казалось, что вы пробовали их найти, или пробовали, и вам показалось, что вот... прямо уже нашли? А потом очередное состояние, за которое, как вы признаётесь, вам справку дали, и вы уже отрицаете ,что вообще кого-то искали? Мдя... Black&High, печалька, однако. Раздел превратился в поминальный, где то и дело беспокоят покойников или демонстрируют свои справки. Наука, как вы её понимаете - является точно таким же опиумом, как и религия, если вы ещё не знали это. )) И надо было уже по каждому способу познания создать 4 раздела: Наука, Религия, Искусство и Йога. Только вот, думаю, кто же будет раздел Йога модерировать-то.)) Эх..
kriut пишет: может вам казалось, что вы пробовали их найти, или пробовали, и вам показалось, что вот... прямо уже нашли? А потом очередное состояние, за которое, как вы признаётесь, вам справку дали, и вы уже отрицаете ,что вообще кого-то искали?
не стоит делать какие-либо выводы о моем психическом здоровье на основании мышкинской фразы из даун-хауса. йога - это еще не вся жизнь, и уж точно не вся литература...
kriut пишет: Наука, как вы её понимаете - является точно таким же опиумом, как и религия, если вы ещё не знали
я уже писал несколькими постами выше, что "саентизм" т.е. религия, пытавшаяся выдать себя за науку, мне никак с этого не стал симпатичнее. наука (настоящая) имеет защиту от религиозности любого толка, хотя бы через "принцип поппера", т.е. она не отказывается наотрез рассматривать вариант того, что такая-то теория или книжка неверна...
Black&High пишет: наука (настоящая) имеет защиту от религиозности любого толка, хотя бы через "принцип поппера", т.е. она не отказывается наотрез рассматривать вариант того, что такая-то теория или книжка неверна...
Саентизм я и не затрагивал, лишь написал о литературных достоинствах Хаббарда, как писателя-фантаста, читали его? )) Я вот точно никаких даун-хаусов не читал и не смотрел.... и не собираюсь. Я привёл вам пример, который вам безынтересно стало читать (почему?)), в котором один вид познания с лёгкостью превращался для конкретного человека в другой вид (Йога в Религию). Точно также Наука у кого-то незаметно превращается в Религию. Особенно сегодняшняя бездуховная наука, которую никак нельзя назвать настоящей. В сегодняшней бездуховной науке существует даже аналог церковной инквизиции - комиссия по борьбе с лженаукой, под эгидой этого злобного органа как раз и отказываются наотрез и не хотят ничего признавать, что не входит в ороговевшие догмы современной бездуховной науки. Поэтому - современная бездуховная наука - точно такой же опиум для мозгов, для развития, для понимания природы. Есть и другие примеры - как живьём закопали многолетние эксперименты немецкого физика (если надо, фамилию вспомню), только за тем, чтобы математическая теория относительности Эйнштейна проникла подальше и поглубже в научную общественность, сыграв роль всё того же наркотика.))
kriut пишет: Наука у кого-то незаметно превращается в Религию. Особенно сегодняшняя бездуховная наука, которую никак нельзя назвать настоящей.
в данном случае написан абсурд - наука "становится бездуховной" и одновременно "превращается в религию"... впрочем, что-то подобное верно для технической науки, которую корректнее даже называть не наукой а инженирингом. там всякие "госты" и "снипы", конечно, на заповеди не тянут, но надо извернуться и придумать что-то свое так, чтобы при этом их не нарушить. собственно, поэтому среди представителеи технических наук можно встре тить и верующих (не знаю насчет йогов, но православные точно есть...), что для естественных наук я бы не сказал что характерно...
kriut пишет: другие примеры - как живьём закопали многолетние эксперименты немецкого физика (если надо, фамилию вспомню), только за тем, чтобы математическая теория относительности Эйнштейна проникла подальше и поглубже в научную общественность, сыграв роль всё того же наркотика.))
тут я скажу уже как эксперт. все альтернативные теории, выдвинутые до где-то 1980х, не подтвердились в эксперименте (в отличие от ото). теории, выдвинутые позже - они, как правило, содержат различные "свободные члены", по типу аналогичные космологической "лямбде", т.е. содержащие новые константы, достоверных оценок которых пока еще не ясно как делать. везде они содержат ото как частный случай...
Сорри, национальностью ошибся... )) Я понимаю, что вы прекрасно знали, о ком я написал, но среагировали на немецкого физика, когда он американский. По этой ссылке свежий взгляд от 2002 г. на более значимую и детальную, нежели у Альберта Майкельсона и Эдварда Морли, работа Дейтона Миллера. В спойлер вставил наиболее существенные для темы опиума и криминала в научной среде, на мой взгляд, отрывки перевода этой статьи:
Скрытый текст
История науки хранит эксперимент по эфирному ветру Альберта Майкельсона и Эдварда Морли как основной поворотный пункт, на котором энергетический эфир пространства был отброшен традиционной физикой. После этого был принят постулат о «пустом пространстве» а также связанные с ними концепции, которые требовали постоянства скорости света, такие как теория относительности Альберта Эйнштейна. Теперь знаменитый эксперимент Майкельсона--Морли упоминается почти в каждом учебнике по физике для заявления об их «нулевом» или «отрицательном» результате. Менее известной, однако, является гораздо более значимая и детальная работа Дейтона Миллера. Статья Дейтона Миллера 1933 г. в журнале Reviews of Modern Physics подробно описала положительные результаты за более чем 20 лет экспериментальных исследований эфирного ветра, которые остаются наиболее авторитетной частью работ в области интерферометрии световых лучей. Другие эксперименты с положительным результатом обнаружения эфира были проведены Саньяком (1913) и Майкельсоном и Гейлом (1925); они задокументировали существование вариации в скорости света (c + v > c – v), но они не были должным образом построены для обнаружения большего космологического эфирного ветра при движении Земли и Солнечной системы через фоновое пространство. Работа Дейтона Миллера по обнаружению эфирного ветра была построена, однако, с учетом этого обстоятельства, и дала последовательные положительные результаты. Работы Миллера, которые продолжались с 1906 до середины 1930-х годов, наиболее сильно поддерживают идею эфирного ветра, то есть, движения Земли через космологическую среду, с расчетами фактических направления и величины этого дрейфа. К 1933 году Миллер сделал вывод о том, что Земля движется со скоростью 208 км/с в направлении апекса в южной небесной полусфере, [который расположен] в созвездии Золотая Рыба (лат. Dorado), с прямым восхождением 4 часа 54 мин. и склонением –70° 33', в середине Большого Магелланова Облака и на угловом расстоянии 7° от южного полюса эклиптики. (Миллер 1933, с.234). Этот вывод основан на измеренном при помощи интерферометра смещении около 10 км/с, и предположении, что Земля проходит через неподвижный, но захваченный Землей эфир в этом определенном направлении, что снизило скорость эфира с 200 до 10 км/с на поверхности Земли. Но в настоящее время работы Миллера вряд ли хорошо известны или часто упоминаются, как и в случае почти со всеми экспериментами, которые показали положительные результаты наличия эфира в пространстве. Современная физика сегодня основывается, вместо этого, на гораздо более ранней и менее значимой работе 1887 года Майкельсона–Морли, которая «доказала, что эфир не существует». В то время как Миллеру было трудно убедить некоторых из его современников в реальности его измерений эфира, он, несомненно, не мог быть проигнорирован в этом отношении. Как выпускник физики в Принстонском университете, президент Американского физического общества и Американского акустического общества, председатель Отделения физических наук Национального исследовательского совета, декан физического факультета Кейсовской школы прикладных наук (сегодня — университет Кейс Вестерн Резерв), и член Национальной академии наук, хорошо известный по своей работе в акустике, Миллер не был «неспециалистом» или «сторонним наблюдателем». При своей жизни он выполнил серию работ, представляющих достоверные данные о существовании измеримого эфирного ветра, и он успешно защитил свои выводы от немалого числа критиков, включая Эйнштейна. В его работе были использованы интерферометры на световых лучах такого же типа, как и у Майкельсона–Морли, но более чувствительной конструкции, со значительно увеличенным путем светового луча. Он периодически поднимал устройство на вершину горы Маунт Вилсон (на высоту более 6000 футов или около 1800 м), где теория увлекаемого Землей эфира предсказывала, что эфир будет двигаться с более высокой скоростью, чем на уровне моря. Пока Миллер был жив, его работа не могла быть на корню пресечена критиками. Тем не менее, ближе к концу своей жизни, он был подвержен изоляции, как и его эфирные измерения, которые просто игнорировались в «большом мире физики», тогда очарованном теорией относительности Эйнштейна. После смерти Миллера в 1941 году, его работа была окончательно «отправлена на покой»...
(Роберт С. Шенкленд, бывший студент Дейтона Миллера и декан физического факультета в университете Кейс Вестерн Резерв. Академическая карьера Шенкленда пошла вверх после того, как он организовал «препарирование» работы Миллера, объявив ее ничего не стоящей, и после того как Энштейн дал ему ряд широко опубликованных интервью. Далее Шенкленд стал бюрократом в зарождающейся инфраструктуре атомной энергетики. Состоя в близких отношениях с Эйнштейном, в интервью 1981 года Шенкленд утверждал, что работа Миллера по эфирному ветру, возможно, стоила Эйнштейну Нобелевской премии за теорию относительности. Незадолго до смерти в 1941 году, Миллер вручил Шенкленду свой обширный архив данных по экспериментам по эфирному ветру, проведенных с начала 1900-х годов, которые включали более 300 листов с данными из его обширных экспериментов на Маунт Вилсон, а также множество журналов экспериментов. Все эти материалы, попав в руки Шенкленда, исчезли. PostScript, сентябрь 2002 г.: После публикации этой статьи в Pulse of the Planet № 5 и в Интернете с предположением, что данные Миллера были уничтожены Р.С. Шенклендом, и после оказания давления автором данной статьи на различных профессоров и чиновников университета Кейс Вестерн Резерв, чтобы они провели более интенсивно поиски оригиналов данных Миллера, в конце концов, данные обнаружились на Физическом факультете университета, и далее были переданы в отдел архивов этого университета). ... ... Выводы: Работа Миллера по эфирному ветру с очевидностью была проделана с большей точностью, вниманием и усердием, чем работа любого другого исследователя, занимавшегося этим вопросом, включая Майкельсона — и, несмотря на это, его работа была, по сути, вычеркнута из истории науки. Пока он был жив, Миллер сжато отвечал своим критикам и демонстрировал феномен эфирного ветра с годами со все большей точностью. Он постоянно указывал своим критикам конкретные причины, почему он получал все возрастающие положительные результаты, тогда как другие видели лишь меньшие значения или нулевой результат. Майкельсон и некоторые другие [исследователи] того времени относились к работе Миллера серьезно, но Эйнштейн с последователями, похоже, рассматривали Миллера лишь как угрозу и что-то, от чего надо было отделаться как можно скорее. Эйнштейн приобрел всеобщую популярность на самом деле лишь после окончания Второй Мировой войны. В это время ядерная физика рассматривалась как героическая наука, и Эйнштейн очень быстро стал культурной иконой, чьи работы не могли подвергаться критике. Группа Шенкленда появилась в такой ситуации с очевидной миссией вбить последний гвоздь в крышку гроба Миллера.
В.В.Демьянов в 1969-1973 гг. производил опыты Майкельсона, варьируя светонос. В 1974 г. он был уволен из ФНИФХИ в Обнинске за нарушение тематической дисциплины 9 сектора, а его работы были изъяты и засекречены. В настоящее время работает в Гос.Морской академии им. Ушакова в Новороссийске, считает что срок подписки о неразглашении уже истек и публикует статьи и книги про эфир. Он пишет, что для сложения скорости света и эфира нужно использовать не простую формулу сложения скоростей по Майкельсону, а зависимости Френеля и Максвелла от структуры проницаемости светоносителя. Воздух является не лучшим светоносом для опыта Майкельсона, как выяснил Демьянов. В воде чувствительность увеличивается 1000-кратно, сероуглерод и другие среды также кратно увеличивают чувствительность, а вакуумирование, наоборот, ее уменьшает до нуля. Западные деятели сейчас производят опыты наматыванием световолокна по световым путям Майкельсона. Демьянов, как он пишет, выводил полосы интерференции на экран кинескопа и получал смещения полос и космические кривые, аналогичные Миллеровским. При варьировании светоносителя у него получались космические скорости Земли, которые наблюдают астрономы. Результаты Миллера он считает многократно заниженными из-за использования невыгодного светоносителя, но при этом правильными и положительными. [взято из http://romix1c.livejournal.com/tag/Демьянов]
Black&High пишет: наука "становится бездуховной" и одновременно "превращается в религию"
Я не связывал два этих совершенно разных и независимых процесса в единые временные рамки. ) И "госты" "снипы" ни при чём, как и количество верующих учёных, т.к. учёный, занимающийся бездуховной наукой всё равно верующий.)) Он или верит во Христа (Яхвэ, Аллаха и т.д.), или верит в отсутствие чего-то, что выше материи или его самого, как носителя разума. Духовный подход не состоит в отсутствии рутины и снипов. Вот японские учёные, как и остальные японцы на любом производстве, делают ритуал перед началом своей деятельности утром, перд началом эксперимента. Т.е. они пытаются как-то управлять своим сверхсознательным мышлением, воздействием этого мышления, усиленного в зависимости от количества участников, проводящих эксперимент, на результат эксперимента.
Хотел бы дополнить картину цитатами самого А.Эйнштейна о Миллере - учёном, из-за результатов экспериментов которого ему, собственно, и не присудили нобелевку за СТО и ОТО:
«Я считаю, что я действительно нашел связь между гравитацией и электричеством, предполагая, что эксперименты Миллера основаны на фундаментальной ошибке. В противном случае, вся теория относительности рушится, как карточный домик». [А.Эйнштейн в письме к Роберту Милликену, июнь 1921 г]
«Вы представляете себе, что я оглядываюсь на труд моей жизни со спокойным удовлетворением. Но при ближайшем рассмотрении это выглядит совсем не так. Не существует ни одна концепция, в твердой устойчивости которой я убежден, и я не чувствую уверенности в том, что я вообще на правильном пути» [Эйнштейн, на праздновании 70-летия, в письме к Морису Соловину от 28 марта 1949 г.]
Здесь, под созданной научными пиарщиками маской проглядывает некое подобие человеческого отношения к той шумихе, в центре которой его поставили в качестве нового Моисея, правда не в религии, а в науке. ))
Неужели Вы экспертнее Chaynic-а в этой теме? )) Вот уже с трудом верю. Тогда не соблаговолите ли выдать ваще экспертное мнение по результатам экспериментов Миллера?
kriut пишет: не соблаговолите ли выдать ваще экспертное мнение по результатам экспериментов Миллера?
опыты миллера, как мне кажется, уже давно закрытая тема. я не знаю, кто в 21м веке вдруг решил "взять ее в оборот". последние якобы сенсационные публикации про них - здесь http://www.orgonelab.org/miller.htm (тут может ввести в заблуждение игра слов; на самом деле этот "orgone lab" не имеет никакого отношения к argonne national labs, весьма уважаемой конторе. "не обманывайтесь, да не будете обмануты..." ну, это я уже вспомнил что тема тут ваще-то про религию и атеизм...)
Black&High пишет: опыты миллера, как мне кажется, уже давно закрытая тема. я не знаю...
Мдя... кажется, это не экспертное мнение, а галиматья какая-то. И зачем ту же ссылку, что и в моём посте дали? )) Действительно, вы не читаете моих постов, а там проученика Миллера - именно он пытался "закрыть" эту тему. Вот именно, тема про религию - про веру в Эйнштейна. Но с вами обсуждать не имеет смысла, вы какой-то невнимательный, рассеянный, странный...))) мягко говоря.
kriut пишет: тема про религию - про веру в Эйнштейна. Но с вами обсуждать не имеет смысла,
с какого бока я "верю в эйнштейна"? я, в каком-то смысле, верю в то что он существовал - т.к. я лично его не видел. но этого и никто не отрицает, независимо от их религии. я не считаю его научные труды "истиной в последней инстанции", не встаю и не засыпаю с его книгами в руках (я даже не уверен, что у меня есть написанные им книги, хотя вообще литературы по физике у меня много...). я не вешаю дома его портреты и не ставлю перед ними свечки. я не сижу часми в какой-то "позе эйнштейна" чтобы на меня снизошли такие же гениальные идеи. и вообще не стремлюсь делать все так, "как завещал великий эйнштейн, как учит релятивистская теория..." не надо тут на все фрязино делать из меня "сайентолога" или верующего в каком-то ином смысле человека...
Black&High пишет: не надо тут на все фрязино делать из меня "сайентолога" или верующего в каком-то ином смысле человека...
Никто и не делает из вас "сайентолога". И чего их так все бояЦЦо? ) Я не в курсе, почему саентологи стали преподносить себя как церковь - религии там почти нет. Я полагаю, да что там, просто уверен, что мы (всё человечество) знаем о природе 5-6% истинной информации. Т.е. примерно столько же, на сколько % задействован мозг среднестатистического человека. Такому плачевному положению дел способствует сегодня не только религия, но и наука, и искусство. Вы перечислили внешние атрибуты религиозности. Но у религии есть внутренний атрибут - потолок в виде персонифицируемого или нет божества или какой-то идеи. Да, может быть вы не стремитесь всё делать так, как завещал Эйнштейн, но вы всё равно себя ограничиваете, заведомо ставите рамки своему познанию, хотя бы упомянув Поппера. Тем более, на сколько знаю, вы также являетесь жертвой ещё одной философской иллюзии - разделяете мир на материю и идеальное, и думаете, вернее сказать верите где-то в глубине себя, что материя первична. Не так ли?))
kriut пишет: вы не стремитесь всё делать так, как завещал Эйнштейн, но вы всё равно себя ограничиваете, заведомо ставите рамки своему познанию, хотя бы упомянув Поппера.
критерий поппера касается не собственно познания (личного) а взаимоотношения людей в процессе познания. по отношению к личности такой критерий был бы чем-то вроде фрейдовского "супер-эго" и тут можно спорить, помогает оно познанию, или наоборот ограничивает. я думаю что у людей, добившихся чего-то в познании и творчестве - им помогает...
Цитата
kriut пишет: вы также являетесь жертвой ещё одной философской иллюзии - разделяете мир на материю и идеальное, и думаете, вернее сказать верите где-то в глубине себя, что материя первична.
если взять идеалистов и материалистов - я бы сказал что первые более склонны к иллюзиям, в том числе и философским...
Black&High пишет: я думаю что у людей, добившихся чего-то в познании и творчестве - им помогает...
Неужели вы про эту философическую заумь пишите серьёзно, что она кому-то помогает познавать и творить? Удивительно... Вот Дмитрий Иванович Менделеев-то и не знал наверное, когда составлял свои знаменитые таблицы удельных весов водных спиртовых растворов при различных температурах, что ему через лет 40-50 поможет некий товарищ Поппер. ))
Цитата
Black&High пишет: если взять идеалистов и материалистов
Ну абсолютно ничем не отличаются иллюзии у первой и второй группы. И зачем вам - представителю одной из относительных групп, брать другую в пример? Зачем нам тут рассуждения продавца мяса о вреде вегетарианства? Окромя этих двух групп вы кого-нибудь ещё в иллюзиях уличите?
kriut пишет: Дмитрий Иванович Менделеев-то и не знал наверное, когда составлял свои знаменитые таблицы удельных весов водных спиртовых растворов при различных температурах, что ему через лет 40-50 поможет некий товарищ Поппер. ))
ну и что ? астероиды и кометы тоже не знают законов физики - однако они по ним движутся...
Цитата
kriut пишет: Ну абсолютно ничем не отличаются иллюзии у первой и второй группы.
я говорил о степени склонности к иллюзиям, а не по их содержанию... хотя на мой взгляд они и по содержанию сурово различаются...
Black&High пишет: астероиды и кометы тоже не знают законов физики - однако они по ним движутся...
Ну и что?) Научные гипотезы и теории, научные работники и инженеры никогда не применяют критерий Поппера в познании. В эволюционных, природных, естественных терминах эта философическая попперовская заумь означает лишь то, что нельзя ни с того ни с сего вдруг что-то предоставить научной общественности - всё должно вытекать из предыдущего, и только естественная изменчивость на результаты экспериментов и отбор новых полученных основных сжатых положений приводят к нормальным научным изменениям в парадигме. А теперь вспомните ситуацию с ОТО Эйнштейна, в которого вы якобы не верите.)) Она прямо вот так вот вытекла из экспериментов? Прямо вот так вот напросилась? Нет, эксперименты были липовые (с часами и двумя самолётами), а опровергающие ОТО эксперименты Миллера не признавались. Т.е. ОТО никак нельзя было опровергнуть по Попперу. Поэтому она просто ненаучна. )) Наконец-то мы с вами пришли к консенсусу.
kriut пишет: научные работники и инженеры никогда не применяют критерий Поппера в познании.
на самом деле в научной работе приходится попеременно включать то креатив, то критику своего креатива (реализация того же принципа поппера). в ней всегда присутствуют рефери и оппоненты; инчае бы каждый ученый каждый день открывал бы "новый закон природы". вы имеете очень отдаленное понятие о научной работе; сомневаюсь, что вы ей хоть 1 день занимались...
Black&High пишет: на самом деле в научной работе приходится попеременно включать то креатив, то критику своего креатива (реализация того же принципа поппера)
Оказывается, вы также не в курсе, что такое критерий Поппера, раз такую его даже не примитивную, а ниже примитивной, реализацию усмотрели, которая не есть его реализация. Ну совсем не интересно стало. Почитали бы хоть книжек про этот критерий чтоль... который выдуман философом и лишь для философов. В той работе Поппера речь идёт об индукции, о логике, мелькает даже фамилия Тарского. Вы когда наконец креатив-то свой включите? )) Товарищ Поппер предлагает понимать под познанием всего лишь эмпирический метод — т.е. то, что на его взгляд обычно называется "опытом". Но опытом обычно называют приобретении информации о структуре и свойствах явления. Но когда есть методология, т.е. знание того, какой примерно опыт и зачем я собираюсь приобрести - это называют не опытом, но экспериментом. Чувствуете разницу? ))