Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Реформа образования, гибель российского образования
 
В продолжение темы, оставшейся в архиве старого форума: http://archive.fryazino.net/forum?action=post&fid=15&tid=182201

«На Московской химической олимпиаде 2003 года мы предложили девятиклассникам сравнить противогололедные реагенты, применявшиеся и применяемые в Москве, с точки зрения их физико-химической эффективности для плавления льда. Среди немалого числа правильных ответов (лучший реагент - ныне запрещенная поваренная соль) удивили повторяющиеся рассуждения вроде такого: "Поскольку везде сообщалось, что наиболее лучшим является хлористый кальций ("ХКМ"), то он и является самым эффективным, а поваренная соль - самая плохая, потому что ее запретили". Вместо расчетов и сравнений - цитирование рекламы. И так рассуждали школьники, прошедшие отбор на окружных олимпиадах по химии, то есть - не с самыми плохими знаниями. Это и есть идеальный PR - зачем думать, если везде сообщают...» (Вячеслав Загорский, «Свет пиара в сумерках просвещенья» («Русский Журнал», 11 июня 2004)


Взято отсюда: http://rksmb.org/print.php?5920 - где далее идет о модульном принципе в образовании. А вот еще несколько размышлений на тему нового стандарта:

"Сравнение действительных чисел" есть, а вот "арифметические действия над ними" уже не включаются в требования к минимальному уровню выпускников, слишком сложно, видимо. Исключены "степенные функции с натуральным показателем, их графики", что автоматом приводит к непониманию того, что такое логарифм, который, мягко выражаясь, важен для моделирования естественных процессов. Требуется знать "примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост", но при этом не обязательно знать "числовые функции, описывающие эти процессы". То есть понимание de facto сводится к "вот эта закорючка каким-то образом отражает такой-то процесс".

Не требуется знать такую сложнейшую вещь, как "параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей"; что означает непонимание соответствующих функций как таковых - закорючка должна быть не только определенной формы, но и стоять в определенном месте системы координат.

Исключена сложнейшая формула расстояния между точками координатной прямой. В минимальные требования входит "взаимное расположение прямой и окружности", но "двух окружностей" - нет, это слишком сложно, видимо. При этом исключены "метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд". Пасторальная картинка: "Прямая может не пересекать окружность, может пересекать. И еще может ее слегка касаться, на децил так.". Но действительно, какие еще хорды, когда из требований исключена даже площадь четырехугольника?

Из, так сказать, общеметодологического подхода: оставлены "определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия". Рано радуетесь - при этом не обязательно знать про необходимые и достаточные условия. Вот скажите мне, как можно что-то понимать в методологии доказательства, не имея представления о необходимых и достаточных условиях?! Ответ прост: никак. Это и ставят своей целью реформаторы: формирование фрагментарного мышления, представляющего особой эклектичный набор несвязанных между собой данных. В эту же копилку: в минимальные требования к уровню знаний не входит и "понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии". Ну как, как можно изучать геометрию без аксиоматики?! Впрочем, вопрос риторический. И уже не удивляешься, читая, что надо знать, что такое обратная функция, а также ее график, но при этом не надо знать про область определения и область значений этой самой обратной функции.

В стандарте среднего образования есть "длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей", но признано излишним "понятие о пределе последовательности" и "существование предела монотонной ограниченной последовательности". Требуется знать "формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра", но при этом само понятие об объеме тела - признано лишним. Надо уметь "описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве", однако "аргументировать свои суждения об этом расположении" вовсе не обязательно... "Учител, мамой клянус!"

Вы не верите, что так все и есть? Я вас понимаю - сам бы не поверил. Вот ссылка, читайте сами



Я чуть было не пришел в уныние, пока не заметил, что всё это действовало до 2010 года, после чего был введен ФГОС. Ну, а там все частные и нелепые формулировки исчезли. Стало вроде как просторнее и лучше. Но если кто знает и там свои невзгоды, делитесь.
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 11 След.
Ответы
 
Цитата
Chaynic написал:
Зачем цитировать банальности?
Если вы мне напишете, что 2х2=4,11 - а я вам в ответ процитирую таблицу умножения, у вас сохранится возможность обвинить меня в банальности.

Кстати, а почему вы решили прокомментировать банальность, а не то множество оригинальностей, которые время от времени здесь появляются?
 
Александр Ильич,  меня смутило вот это:
Цитата
Александр Ильич написал:
Вакуум - означает . что нет влияния окружающей среды
а всякие электромагнитные или гравитационные поля?
 
Цитата
Брут написал:
а всякие электромагнитные или гравитационные поля
могут существовать в вакууме. Они вакуум не разрушают.
 
Но, возможно, А.И. прав - если нет влияния окружающей среды, то нет и окружающей среды?
Может ли существовать такая коллизия, что окружающая среда есть, но (хоть на что-то) не влияет?
И насколько абсолютно слово "влияние"?
Если под "влиянием" понимать любое влияние (что кажется естественным), то есть электрическое, магнитное, гравитационное (какое еще есть? забыл), то во вселенной не найдется места, которое можно было бы назвать вакуумом.

Однако физический вакуум гораздо проще - это просто отсутствие вещества в некотором не микроскопическом объеме.
 
Цитата
Брут написал:
а всякие электромагнитные или гравитационные поля?
Цитата
Брут написал:
а всякие электромагнитные или гравитационные поля?
В физике всегда рассматривается модель. А модель пренебрегает малыми воздействиями. ( если они действительно малые.) То , что гравитационным полем двух зарядов можно пренебречь  - это каждый может убедиться, сравнив  силы взаимодействия .Для элементарных частиц это  отличие примерно на сорок порядков. В сильных электромагнитных полях закон ,конечно  , будет нарушен , но у нас рассматривается замкнутая система двух зарядов. Да и во время опытов Кулона , откуда было взяться сильным электромагнитным полям? Если же не вакуум ,а какая- то среда , то нужно учитывать поляризацию. Посмотрите программу , которую привел кто-то , эти разделы идут позднее. В школьной программе далее будут рассмотрены диэлектрик и проводник в электростатическом поле. Я ведь почему предложил рассмотреть эту тему , в формулировке закона Кулона многие называют формулу , но забывают про "точечные " , "неподвижные" , "в вакууме" , и уж тем более про "инерциальную систему."
Извиняюсь , была накладка , пришлось исправить.
Изменено: Александр Ильич - 05.07.2018 15:51:45
 
Цитата
Александр Ильич написал:
,а какая- "инерциальную систему"то среда ,
Цитата
Александр Ильич написал:
и уж тем более про "инерциальную систему."
Расскажите, как она влияет?
(с учетом уже заданной неподвижности)
 
Цитата
кто-то написал:
Александр Ильич  написал:
,а какая- "инерциальную систему"то среда ,
Я уже исправил. При печатании слово не туда влезло.
Цитата
кто-то написал:
Александр Ильич  написал:
и уж тем более про "инерциальную систему."Расскажите, как она влияет?
(с учетом уже заданной неподвижности)
Все физические законы рассматриваются в инерциальных системах отсчета. Как вы помните ,именно то , что уравнения Максвелла были неинвариантны относительно преобразования Галилея , привело к созданию СТО. Принцип относительности Галилея гласил - все законы механики одинаково выполняются во всех инерциальных системах отсчета , пункт первый в постулатах СТО - все законы физики одинаково выполняются во всех инерциальных системах отсчета , но добавлен второй постулат. А как быть с неинерциальными системами отсчета? (Это мы даем только в физматах в 10 кл  ,и непонятно, как будем укладываться в условиях пятидневки с урезанными часами). Есть способ перехода в неинерциальную систему отсчета для второго закона Ньютона , Это бывает удобно для расчетов , но при этом нужно добавлять силы инерции. Третий же закон Ньютона вообще не выполняется в неинерциальных системах отсчета. А насчет заданной неподвижности - заряды ведь неподвижны только в инерциальной системе , в неинерциальной они движутся с ускорением.
 
Цитата
Александр Ильич написал:
А насчет заданной неподвижности - заряды ведь неподвижны только в инерциальной системе , в неинерциальной они движутся с ускорением.
Так я об этом и спрашиваю! Если вы задали, что заряды неподвижны, то что добавляет дополнительное требование  инерциальной системы?
 
Александр Ильич, спасибо, я теперь понял, в каком смысле использовано слово вакуум.
 
Цитата
кто-то написал:
Так я об этом и спрашиваю! Если вы задали, что заряды неподвижны, то что добавляет дополнительное требование  инерциальной системы?
Заряды неподвижны , относительно чего? Относительно выбранной инерциальной системы отсчета.  Относительно неинерциальной системы они неподвижными не будут. Они не будут неподвижными и в другой инерциальной системе отсчета. Представьте себе , что эти заряды закреплены на пороге Кладезя , а вы мчитесь в своей иномарке мимо с постоянной скоростью. Относительно инерциальной системы Земли заряды покоятся , а автомобиль движется  Относительно вас ( а вы тоже инерциальная система ) машина покоится , а заряды движутся в противоположную сторону.
 
Цитата
Александр Ильич написал:
Как вы помните
Ничего не помню.


Если заряды неподвижны относительно выбранной инерциальной системы отсчета, но относительно неинерциальной системы они неподвижными не будут, то из того, что заряды неподвижны, следует, что выбрана инерциальная система отсчета. Так или не так?
 
Цитата
кто-то написал:
Если заряды неподвижны относительно выбранной инерциальной системы отсчета, но относительно неинерциальной системы они неподвижными не будут, то из того, что заряды неподвижны, следует, что выбрана инерциальная система отсчета. Так или не так?
Извиняюсь за вмешательство. Чего-то ты запутался.

1. Первый выделенный фрагмент. Вовсе не обязательно, что относительно неинерциальной системы они неподвижными не будут. Представь, что система отсчета колеблется относительно исходной,  то есть, является неинерциальной. В определенные моменты времени ее скорость относительно исходной системы будет равна 0. Значит и заряды относительно этой неинерциальной системы будут неподвижны.

2. Второй. Представь, что тебе на уже упоминаемый автомобиль прилепили два разных заряда. И ты на нем движешься с ускорением относительно инерциальной системы - Кладезя, то бишь, твой автомобиль - неинерциальная система по определению. Но в ней эти заряды неподвижны. То есть, неподвижность чего-то (в данном случае зарядов) никаким боком не говорит об инерциальности самой системы отсчета.
Изменено: Gierus - 05.07.2018 17:49:36
 
Цитата
кто-то написал:
Цитата Александр Ильич  написал:
Как вы помните
Ничего не помню.
Неправда , не притворяйтесь. Вы же свободно рассуждали о специальной теории относительности. Проблема  протеста против уравнений Максвелла в основном была именно в том , что они были неинвариантны относительно преобразования Галилея. Группа ученых во главе с Герцем посчитали , что уравнения не очень точны и их нужно дополнить так ,  чтобы они стали инвариантны относительно него.У них это получилось , но следствие из этой теории такое - свет увлекается движущейся средой , а это не наблюдалось. Другая группа во главе с Лоренцом  считала , что для механических явлений не существует избранной системы отсчета , а для электромагнитных - существует особая абсолютная система отсчета , связанная с неподвижным эфиром. Когда же экспериментально было доказано , что эфира не существует , Энштейн предложил другое решение , но оно потребовало введения второго постулата о постоянстве скорости света и независимости этой скорости от скоростей источника и приемника света. А преобразование Лоренца сделало  и механические и электромагнитные явления инвариантными . Это в ответ на ваше "не помню".
Цитата
кто-то написал:
Если заряды неподвижны относительно выбранной инерциальной системы отсчета, но относительно неинерциальной системы они неподвижными не будут, то из того, что заряды неподвижны, следует, что выбрана инерциальная система отсчета. Так или не так?
С трудом продираюсь сквозь слова этого предложения. Вначале мы говорим о системе отсчета , она обязательно должна быть инерциальной. Упоминание о системе отсчета - это первично. Но теперь мы должны закрепить заряды , потому ,что не в любой инерциальной системе они будут неподвижны, пример с автомобилем я уже приводил. Вы спрашиваете , можно ли обойтись без слов об инерциальности системы? Нельзя , т.к. они могут быть точечными , неподвижными , в вакууме , но в неинерциальной системе отсчета , а на неинерциальные системы закон не распространяется.
 
Gierus, я не запутался, я гораздо хуже! Я всего лишь повторил слова Ильича. Вот они пишет:
Цитата
Александр Ильич написал:
Относительно неинерциальной системы они неподвижными не будут.
Я не исключаю, что они "неподвижными не будут" не всегда. Но не всегда может быть всё, что угодно. Вот в твоем первом примере заряды относительно неинерциальной колебательной системы будут неподвижны лишь в некоторых точках, в некоторые мгновения времени, длительность которых равна нулю. Но в некоторые мгновения, длительность которых равна нулю, заряды будут неподвижными вообще в любой системе.

Ты человек ученый, вот и объясни мне, будет ли действовать закон кулона при всех необходимых условиях, кроме подвижности и системы отсчета, если заряды неподвижны относительно автомобиля, движущегося с ускорением? И если не будут, то какой смысл называть их неподвижными? Это чистое лукавство.

Заодно объясни, почему во всех доступных определениях закона Кулона ничего не говорится о системе отсчета?
 
Цитата
Александр Ильич написал:
но в неинерциальной системе отсчета , а на неинерциальные системы закон не распространяется.

Тогда

Цитата
кто-то написал:
почему во всех доступных определениях закона Кулона ничего не говорится о системе отсчета?
 
Аналогично про вакуум. Писать, что "Вакуум - означает . что нет влияния окружающей среды" неправильно. Не тем определяется вакуум. Не отсюда пошло это слово.
 
Цитата
кто-то написал:
Заодно объясни, почему во всех доступных определениях закона Кулона ничего не говорится о системе отсчета?
Потому , что при 2 часах в неделю  уже нет времени не только на это , но и на вакуум , неподвижность, точечность. Что сейчас и происходит.
Цитата
кто-то написал:
Аналогично про вакуум. Писать, что "Вакуум - означает . что нет влияния окружающей среды" неправильно. Не тем определяется вакуум. Не отсюда пошло это слово.
Я не давал определение вакуума , не передергивайте . Я давал толкование этого слова в законе Кулона.  А оно употреблено для краткой констатации того факта , что поляризации окружающей среды ожидать не стоит.
 
Александр Ильич, вашего последнего поста я совсем уж не понял. При чем тут 2 часа и запись закона Кулона в Википедии или на физических сайтах? Они там что, узнав про 2 часа в неделю, сразу везде систему отсчета повыкидывали?

Аналогично про вакуум. Вот про вакуум в законе Кулона точно есть. И вы что, хотите сказать, что в этом определении понимается не обычный вакуум, а какой-то специальный, определенный, как его вы определили? Да ничего подобного! Ваше определение - это просто следствие. Следствие того, что вокруг вакуум.
 
кто-то,
Извини, я во всю дискуссию не вчитывался. Просто попала на глаза твоя фраза сразу с двумя ошибочными утверждениями. Я не вникал - ты автор ее или нет. Просто разобрал эту ошибочность.
Цитата
кто-то написал:
будет ли действовать закон кулона при всех необходимых условиях, кроме подвижности и системы отсчета
Я эту фразу вообще не понимаю. Если бы ты спросил, в каких условиях справедлив закон Кулона, я бы тебе мог ответить. А так - не знаю, что тебе писать.
Цитата
кто-то написал:
Заодно объясни, почему во всех доступных определениях закона Кулона ничего не говорится о системе отсчета?
Просто потому, что априори во всех темах, где специально иное не оговаривается, рассмотрение законов, явлений происходит в инерциальных системах отсчета. Было бы глупо каждый раз подчеркивать то, что системы отсчета инерциальные.
 
Цитата
кто-то написал:
вашего последнего поста я совсем уж не понял. При чем тут 2 часа и запись закона Кулона в Википедии или на физических сайтах? Они там что, узнав про 2 часа в неделю, сразу везде систему отсчета повыкидывали?
Два часа , это накипело. Извиняюсь , это не ваши, а мои проблемы. А вас не удивляет ,  что во многих школах вообще приводят только запись формулы? И не только в школах. Но нас учили , что при решении любой задачи нужно сначала убедиться в применимости наших формул. Посмотрите сборники вступительных задач на физфак МГУ и вы увидите, что там этот вопрос обсуждается в самом начале решения . Почему этого нет в Википедии или на физических сайтах? А вы им и задайте этот вопрос. А потом расскажете здесь всем.
 
Цитата
Gierus написал:
Просто потому, что априори во всех темах, где специально иное не оговаривается, рассмотрение законов, явлений происходит в инерциальных системах отсчета. Было бы глупо каждый раз подчеркивать то, что системы отсчета инерциальные.
Оказывается , совсем не глупо. Этот пункт вызвал массу вопросов. А это означает , что очень многие просто этого не знают.
 
Александр Ильич,
А система уравнений Максвелла справедлива для каких систем отсчета? Вы где-то встречали специальное упоминание о системах отсчета? А какие законы справедливы для неинерциальных систем отсчета?

Я что-то таких законов не встречал. Можно переложить известные законы для неинерциальных систем отсчета. Но при этом их вид кардинально изменится. В таких системах отсчета мало какие задачи имеет смысл решать.
Изменено: Gierus - 05.07.2018 19:42:21
 
Цитата
Александр Ильич написал:
Заряды  являются покоящимися.

Взаимодействие происходит в вакууме.
Если уж на то пошло, то суть описания сильно упрощена. Как можно понять эти два условия? Имеется вакуум и в нем имеются два (для простоты) неподвижных заряда. И все. Понятно, что закон Кулона работает, строго говоря, в стационарных условиях. Когда расположение зарядов от времени не зависит. Но если там нет других сил, то возникшая электрическая сила приведет к тому, что заряды начнут двигаться с ускорением. Значит эти условия противоречат друг другу. Значит, либо надо рассматривать движущиеся заряды с учетом их массы, либо в вакуум добавлять какие-то сторонние силы или предметы, удерживающие заряды на месте. То есть, вакуум перестает быть таковым. Так что Ваше описание явления у дотошного ученика должно вызвать вопросы.
 
Цитата
Gierus написал:
Вы где-то встречали специальное упоминание о системах отсчета?
Если что-то принимается по умолчанию , то надо хотя бы знать , о чем умалчивается. В  дальнейшей деятельности можно и не упоминать об этом каждый раз , но при изучении закона знать это надо обязательно. Физики должны знать , в каких системах отсчета что происходит. Вот видите , даже у самого кто-то есть такой пробел.
Цитата
Gierus написал:
Так что Ваше описание явления у дотошного ученика должно вызвать вопросы.
А мы таких и ищем. И для этого и нужен учитель. И на такого ученика и обратим особое внимание.
 
Цитата
Александр Ильич написал:
Если что-то принимается по умолчанию , то надо хотя бы знать , о чем умалчивается. В  дальнейшей деятельности можно и не упоминать об этом каждый раз
Ежели бы я был учителем физики, то  о существовании инерциальных и неинерциальных систем говорил при изложении законов Ньютона. А после этого сказал бы, что при рассмотрении всех законов и явлений, которые мы будем рассматривать в курсе физики, будут предполагаться инерциальные системы отсчета. В случае необходимости (это обычно происходит в институтах, а не в школах) рассмотрения явлений в неинерциальных, например, во вращающихся системах отсчета, уравнения, описывающие те или иные законы следует переделать так, чтоб они были справедливы в таких системах отсчета. Это - отдельная тема.

Закон Кулона раньше в школах, да и в ВУЗах, проходили заметно позже законов Ньютона. Поэтому я не вижу смысла лишний раз повторять то, что однажды уже было сказано и предполагалось при рассмотрении всех без исключения уже изученных явлений. Закон Кулона в этом смысле ничем не отличается от закона Бойля-Мариота, например.
 
На самом деле замечание Геруса о зарядах, покоящихся в крайних позициях неинерциальной колебательной системы мне видится принципиальным. В этом случае вовсе и не важно, что система была неинерциальная. А важнейшим остаётся, что заряды покоились.

(Если заряды "покоятся", но одновременно движутся в какой бы то ни было системе, то нечего и называть их покоящимися)
 
Естественно , начинают об этом говорить после изучения первого закона Ньютона. Но напоминать об этом нужно все время , что заметно после этого обсуждения. Повторюсь, в  сборниках поступающих в МГУ об инерциальной системе отсчета упоминается в начале решения каждой задачи. Вы наверняка это видели , когда Полина поступала на физфак.
По замечаниям насчет неподвижности и вакуума - мы всегда рассматриваем физическую модель. А в этой модели заряды точечные . неподвижные и в вакууме. Что и отражено практически во всех учебниках.
 
Цитата
кто-то написал:
На самом деле замечание Геруса о зарядах, покоящихся в крайних позициях неинерциальной колебательной системы мне видится принципиальным. В этом случае вовсе и не важно, что система была неинерциальная. А важнейшим остаётся, что заряды покоились.

(Если заряды "покоятся", но одновременно движутся в какой бы то ни было системе, то нечего и называть их покоящимися)
У вас, как всегда, свежий взгляд. Остается напомнить , что в крайних точках колебательной системы ускорения максимальны, как будете выходить из положения? Даже в цитируемой вами Википедии заряды называются не покоящимися , а неподвижными. Разницу чувствуете?
 
Цитата
кто-то написал:
(Если заряды "покоятся", но одновременно движутся в какой бы то ни было системе, то нечего и называть их покоящимися)
Эта ваша фраза очень напоминает случай на одном из моих уроков , когда я объяснял относительность длин отрезков в СТО. Я сказал , что линейка длиной 1 метр в направлении полета со скоростью близкой к скорости света в системе отсчета , связанной с кораблем , имеет длину 1 метр , а в системе отсчета , связанной с  Землей , может иметь длину , например , полметра. А мальчик спрашивал - а на самом деле какая длина?
 
Цитата
Александр Ильич написал:
как будете выходить из положения?
Я не знаю. Если из-за этого возникнут электромагнитные поля жуткой силы, то моё предположение пошло прахом.
А что будет-то? Это же очевидная задачка для 1-го класса.
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 11 След.