Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Православие — неизвестная религия
 
Диакон Андрей Кураев - видеолекции
 
смотреть -  
Часть 1:  http://video.yandex.ru/users/liblion/view/121/  
Часть 2: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/58/?cauthor=liblion&cid=1  
Часть 3: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/55/?cauthor=liblion&cid=1  
Часть 4: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/56/?cauthor=liblion&cid=1  
Часть 5: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/57/?cauthor=liblion&cid=1  
 
скачать и пр. -
http://files.predanie.ru/video/Kuraev-Video/Kuraev_Pravoslavie_neizvestnaja_religija_lek_1.wmv  
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 10 След.
Ответы
 
Или еще один отрывок с толкованием:
 
Из книги Языковой И.К. "Богословие иконы" (тут предложен несколько иной вариант прочтения):
На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца, знак жертвы. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен - в недрах св. Троицы идет совет об искуплении человечества. Совершенно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Самым распространенным толкованием и ответом на возникающий вопрос является вариант, который подсказывает одеяние среднего ангела, который облачен в одежды Христа - вишневый хитон и голубой гиматий. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. Троицы в центре, следовательно, Отец, Тот, кто изображен слева от зрителя, и напротив Него - Дух Святой. Такую версию можно встретить в литературе об иконописи, так порой толковали и сами иконописцы, обозначая у среднего ангела крестчатый нимб и даже подписывая инициалы Христа. Однако Стоглавый собор строго запретил изображать в Троице крестчатые нимбы и надписи IС ХС, объясняя это прежде всего тем, что образ Троицы не есть ипостасный образ Отца и Сына и Св. Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия. В равной степени каждый из ангелов нам может показаться той или иной ипостасью, ибо, по словам св. Василия Великого, "Сын есть Образ Отца, а Дух - образ Сына". И тем не менее человеческая мысль пытается проникнуть в эту непостижимую тайну, стараясь хотя бы отчасти различить в нераздельности неслиянность. Этому способствуют и символические знаки иконы. Попробуем прочесть богословский текст иконы, сопоставляя все знаки и символы, включенные Рублевым в ее контекст. Итак, средний ангел изображен выше двух других, естественно предположить, что он символизирует Отца, как источник бытия, на что указывает и древо, расположенное за спиной среднего ангела. Это и дуб Мамврийский, под которым Авраам приготовил трапезу путникам (Быт. 18.1), и древо жизни, которое насадил Бог посреди рая (Быт. 2.9). Но средний ангел в одеждах красно-синего цвета, т.е. в одеянии Христа, что и наводит всех исследователей на мысль, что в среднем ангеле следует видеть Бога-Слово, вторую ипостась Св. Троицы. Обратимся к тексту Библии: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1.18). Увидеть Бога Отца невозможно, "потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33.20). Эта возможность открывается только через Сына: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14.6). Христос также говорит: "Я и Отец одно" (Ин. 10.15), "видевший Меня, видел Отца" (Ин. 14.9).  
 
Таким образом, здесь мы имеем изображение совсем не однозначное - если можно так сказать, мы на Отца смотрим через Сына. Но все-таки благословляющий "отеческий" жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца ("Сын есть Образ Отца").
 
Одесную Бога Отца сидит Сын. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, "сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня" (Пс. 109.1), или: "вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы" (Мк. 14.62), или: "Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8.34) и т.д. Одежды второго ангела
подтверждают такое толкование: телесного цвета гиматий прикрывает небесного цвета хитон, так как плотью человеческой Христос, сошед на землю, прикрыл свое Божество. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца ("быв послушен, даже до смерти, и смерти крестной". Фил. 2.8). За его спиной возвышаются палаты - это символическое изображение жилища Авраама, но также, и в большей степени, это символ божественного домостроительства. Христос - краеугольный камень (Пс. 117.22; Мф. 21.42). Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. 1.23).
 
Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Это третье лицо св. Троицы - Святой Дух. Зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Дух вторит Отцу, ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Жест его руки словно способствует скорейшему принятию решения, Дух вдохновляет, освящает и утешает. Дух Святой в Писании назван Утешителем и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. 14.26; 16.7). За спиной третьего ангела изображена гора - это не просто элемент иконописного пейзажа, а гора духовного восхождения (Пс. 120.1), о которой Давид в Псалмах восклицает: "возведи меня на гору, для меня недосягаемую" (Пс. 60.3).
 
Как мы уже говорили, композиция рублевской иконы строится на принципе круга, и мысль созерцающего этот образ также движется по кругу, вернее, не в силах выйти за пределы круга. И мы вновь приходим от постижения слиянности - к нераздельности Ипостасей Св. Троицы, к тайне их единосущности. Вот как об этом пишет св. Григорий Богослов: "Оно (исповедание Троицы -И. Я.) есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый умосозерцаемый сам по себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в каждом личного свойства, и Три, умоопределяемые вместе, - также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю сие целым. Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора, не могу объяснить его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света".
 
Таким образом, "сквозь тусклое стекло" (1 Кор. 13,12) пробивается к нам свет Троицы "единосущней и нераздельней". Конечно, иконописный язык условен и содержание образа нельзя передать на словах. Предложенный вариант прочтения всего лишь одна версия из многих возможных. И только молитвенное предстояние может приблизить нас к той бесконечной и непроницаемой в глубине своей тайне, которая есть откровение о Божественной Троице.
 
Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые "в готовность благовествовать мир" (Еф. 6.15), образуют линии, точка схода которых расположена вне пределов плоскости иконы, перед ней, там, где расположен зритель. Точнее - в его сердце, ибо сердце, а не разум источник созерцания Бога, инструмент Его познания и главный орган общения с Ним. Именно этому учит любая икона, а тем более рублевская Троица. Образ св.Троицы есть прежде всего образ единства - образ, данный для нас, чтобы нас исцелять ("исцелять" - от слова "цельный"). Спаситель молился накануне Своих страстей: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они, да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин. 17.21). Не случайно образ св. Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь, и этот образ дан для России на все времена для ее преображения и духовного возрождения, уча: "воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего".
 
И даже самого Кураева:
 
А. Кураев. "Школьное богословие".
   Этот образ являет некое действо, совершающееся в самой Троице. Во всей Библии не так уж много мест, в которых мы можем узнать Тройческий Совет: при изгнании из рая (Быт. 3, 22); при смешении языков (Быт. 11,7); при избрании пророка о падении народа избранного и о Мессии(Ис.6,8), но прежде всего - уже знакомый стих из первой главы Бытия.
 Отсюда понятна символика в рублёвской иконе. Ангелы, несомненно сидят вокруг литургического престола (в нём видна даже выемка, использовавшаяся в старогреческих алтарях для помещения внутрь престола частицы мощей). В чаше, что стоит на престоле. видна голова тельца. Телец - символ жертвы ( не случайно символом Евангелия от Луки , где более всего подчёркивается жертвенность служения Христа, станет телец).
Средний Ангел разрывает круг совета, Его рука вырывается из него и благословляет Чашу. Этот Ангел облачён в сине-красные одежды, в иконографии традиционно усвояемые Христу. " Кого Мне послать и кто пойдёт для Нас?"(Ис 6,8).
  Решени принято. Сын Божий Сам пойдёт к людям, убивающим Его пророков. Чаша страдания и жертвы благословляется сейчас, перед созданием человека. И новый Адам будет молиться об этой чаше в Гефсиманском саду. И примет её - потому что принял её Он уже в Вечности, на изначальном Тройческом Совете.
   Но если внимательно вглядеться в рублёвскую икону, то на ней можно заметить и ещё одну Чашу. Её образуют силуэты двух крайних Ангелов. В эту чашу помещён средний Ангел. Ему не просто предстоит благословить жертву и благословить жертвенную чашу. Ему Самому предстоит принести Себя в эту жертву...
   Такова цена решения: "Сотворим по образу...".
 
Это всё следовало вслед за текстом, выложенным здесь Сундуком. Который кураевские форумчане дружно не поняли и осудили.  
 
 
Мне же показалось, что ключом к разгадке формулы Флоренского служит его увлечение имяславием. Этим же вопросом увлекся в то же время молодой А.Ф.Лосев. Вот что он рассказывал в 1987 году:
 
"Но вот Флоренский резко встал на точку зрения имяславцев. И я, несчастный, тоже разыскивал более точных формулировок этого православия и христианства, я тоже ухватился за имяславие и в те времена много писал, но не печатал, потому что ведь революция тогда была. Много писал, много думал, и, собственно, два человека продумали это очень глубоко - это Флоренский и я. Это нужно  совершенно открыто сказать, без похвальбы.
 
Отец Павел это действительно очень глубоко продумал. И он вычислил формулу, что Имя Божие есть Бог, но сам Бог не есть ни имя Божие, ни имя вообще. Думаю, что эта формула совершенно правильная. Только под именем надо понимать не буквы и не звуки, которые мы произносим. Буквы и звуки - это есть икона. Икона, конечно, не Бог, но на иконе изображено Божественное. Вот что надо понимать.
 
Поэтому и в Имени Божием Бога, его субстанции, нету, но в его энергии, в его смысловом истечении есть сам Бог; в Бога Имени, произносимом со звуками и с буквами, существует сам Бог. Но не в субстанции, а в своей акциденции, в своей энергии».
(П.А.Флоренский: pro et contra. – СПб.: РХГИ, 1996, с.187-188)
 
Кажется, отсюда оставался один шаг сделать Лосеву, чтобы из имяславской формулы вывести формулу доказательства Бога из существования Троицы Рублева, подтвердить еще одно прозрение Флоренского. Он этого шага не сделал. Но, думаю, простым совмещение выделенного выше фрагмента с рассматриваемым нами исходным убеждением о.Павла Флоренского задача доказательства решается.
 
 
И моментально сюда встраивается еще одна, третья уже по счету формула о сути православия от С.Хоружего. Напомню:
1. Дефиниция первая: Бесконечная патристика.  
2. Дефиниция вторая: Синтез патристики и аскетики.  
3. Дефиниция третья: Дискурс энергии.
4. Встающая перспектива: Исихазм как миропонимание.  
 
Таково понимание иконы, в частности и в особенности рублевской "Троицы",  через умное делание - не только являющее собой умную молитву, сердечную молитву и сокровенную молитву - но через их результат, через одухотворение ниспосланной божественной энергией иконописного образа, в котором раскрывается сам Бог.
 
To lb
   
Цитата
И моментально сюда встраивается еще одна, третья уже по счету формула о сути православия от С.Хоружего. Напомню:
1. Дефиниция первая: Бесконечная патристика.
2. Дефиниция вторая: Синтез патристики и аскетики.
3. Дефиниция третья: Дискурс энергии.
4. Встающая перспектива: Исихазм как миропонимание.
Я очень люблю С Хорунжего <...>. Разделяю в данном случае Ваши воззрения. Только вот исихазм не миропонимание - а миропостижение. <...>
 
Истинно неизвестная религия...  
 
1 декабря 2010, 16:31 [ «Аргументы.ру» ]  
 
 Глава Роскосмоса Анатолий Перминов рассказал, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил желание отправиться в космос.  
Во время чаепития с космонавтами, которые в декабре текущего года отправятся на МКС, Перминов отметил, что в прошлом глава РПЦ  выполнил 19 тренировок на самолете "МиГ" и осуществлял все фигуры высшего пилотажа.
 
Ранее  патриарх Кирилл отмечал, что церковь одобряет все мероприятия, проводимые на околоземной орбите, передает Лента.ру. Глава РПЦ интересуется работой центра подготовки космонавтов, а  все ракеты и космические корабли в настоящее время перед отправкой на орбиту освящаются православным священником. Космонавт Максим Сураев в своем блоге  размещал фотографии находящихся на МКС икон и креста.
 
To lb
 
Цитата
А если кто серьезный порочит Флоренского, вы не сдерживайтесь, смело пишите имена.
 
 
Цитата
Перечитал в связи с поднятым сюжетом надлежащее место в "Богословии иконы православной церкви" Л.А.Успенского, не нашел порочащих икону и П.Флоренского моментов:
 
Ну вот уж не сдержусь - смело напишу имя Ирины Горбуновой-Ломакс, которая написала книгу "Икона: правда и вымыслы", где подвергла критическому разбору суждения об иконописи как Флоренского, так и Успенского.
Книга полностью есть в библиотеке Кротова
http://krotov.info/library/04_g/or/bunova_0.htm  
 
Пока не буду что-либо цитировать оттуда - чтобы разобраться в вопросе - лучше читать последние главы книжки целиком (там как раз о Флоренском и Успенском).
 
 
Цитата
вижу, что ваши пророки в нашем отечестве пишут то ли глупость, то ли специально передергивают.
 
   
To lb
 Это я написал на Кураевском форуме  
 За базар ответте, в чём глупость.
 
To Михаил Л
Ваш "подзащитный" это данный текст: "Тайна" Рублёвской Троицы сродни "загадке" Джаконды - секрет в том, что никакого секрета нет?
 
   
Цитата
Тайна" Рублёвской Троицы сродни "загадке" Джаконды - секрет в том, что никакого секрета нет?
  Да, это мой текст. Дак в чём конкретно глупость?
 
To Михаил Л
 Дай человеку Успенского с Флоренским полистать...
 
To BBC
Как точно и изысканно подмечено!
Другими словами, вопрос о "Троице" Рублева вообще заслуживает отдельной темы, поскольку громаден со всех точек зрения - религиозной, богословской, художественной, искусствоведческой, символической... Ответить эмоционально было бы недостаточно.  
Но можно и по частям.
 
To Михаил Л
В отсутствии сейчас оригинала текста буду опираться на цитату Сундука. Из которой следует, что вы "разоблачили" тайну Троицы и глупость (прямо-таки заглавное слово!) Флоренского. Если что напишу неправильно, вы поправляйте.
Разоблачение ваше заключалось в том, что а) Рублевская Троица списана (грубо говоря, передрана) с византийских прообразов, б) что Рублев при этом ничего не переосмыслил, не добавил, не привнес, в) что, собственно, Рублева на том изображении и нет практически, а пририсовано реставраторами.
Посему нет тайны, нет совершенства и чуда.
 
Собственно, на это я сразу же и возразил, следующим постом.  
Тайна существует в любом творчестве, тем более в творчестве гения. Никаким исследованием генезиса тайну эту до конца не раскрыть.
Тайна присутствует в иконе самой по себе, таким образом, гениально написанная икона - это тайна тайн.
Тайна Троицы - одна из самых неисповедимых. Ее никак не объяснить наличием каких-то аналогов и предшественников в ее объяснении или изображении. Она сама в себе. Таким образом, тайна становится возведенной как бы в куб.
Созданная Рублевым Троица перешла из разряда "просто-икон" в разряд символов русского православия, она занимает одно из ближних по значимости мест после Креста. Что превращает просто-икону в один из духовных символов Святой Руси.  
 
Не учитывать всего этого и есть позиция вульгарного атеизма, замешанного на отсутствии художественного вкуса. И если ее высказывает православный человек – какой тут можно было применить эпитет еще? Право, не знаю.
 
 
To Ярмарка погремушек
Завтра займусь вашей ссылкой, спасибо!
 
To lb
 да. уж....
 
«Санкирь лиц рублевской иконе светлый, оливковый в зелень; опись глаз темная, твердая, а нос и уста кармином с чернелью, уста сильно подрумянены киноварью, вохрение плавное и плотное, несколько вразбел, на щеках видна подрумянка киноварью, на сильных бликовых частях отметки более твердые, но от времени постерты, но все же хорошо заметны. Вохрение у среднего ангела освещено, по выражению иконописцев, с тайной стороны… Волосы темные, движки у кудреватых волос двойные, светлые, в две черты и в середине протушевка» - это В.П.Гурьянов, первый реставратор «Троицы», 1906 г.
 
«Впервые представшая во всей своей изначальной красоте, ибо по счастью утрат немного, "Троица" подлинно сверкает высшим, неземным светом, тем самым, который излучают только создания гениев искусства. Вся ее цветовая гамма, этот непередаваемо прекрасный, небывалый по силе голубой тон одежд среднего и правого ангелов, живопись голов, и жизненных, и отвлеченных в одно и то же время, ритмическое волшебство линий, не застывших, не жестких, а одухотворенно трепетных, заставляют признать рублевскую "Троицу" совершеннейшим из всех произведений древнерусской живописи, доселе нам известных. Стоя перед нею в благоговейном оцепенении, ясно понимаешь, что такая красота подлинно чудотворна, ибо действенна» - это И.Э.Грабарь.
 
Почему-то кажется, что и рукой Гурьянова также водил Дух Святой.
 
 
Три ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
от них исходит! Как, озарена,
сияет глубь иконы! Сердцу любы
 
они давно. Печалью мягкой светят
глаза у одного, и нежный лик
его задумчив, он главой поник;
в другом – величие; строг и светел третий!
 
Пред ними чаша. Посохи свои
они поставили. Пред вещей тайной
дух замирает. Тихи, не случайны
сейчас их речи, полные любви.
 
Они здесь близко. В мир сошли печали,
чтоб осенить покровом и спасти, –
три странника из озаренной дали,
вкушающие хлеб и соль в пути.
 
(В.М.Василенко, 1947)
 
To Ярмарка погремушек
Замечательно остроумная книжка! Очень ехидная, часто чрезмерно. Пока в процессе чтения, но уже получаю большое эстетическое и антирелигиозное наслаждение. Советский художник-искусствовед  (в том числе иконописец) задает жару завиральным идеям князя Трубецкого, отца Павла Флоренского и ученого Л. Успенского с истинно атеистической последовательностью и журналистским задором. Обязательно поделюсь окончательным мнением по завершению изучения монографии.
 
To lb
Автор изучаемой Вами книги - иконописец, человек верующий и церковный.
Зачем обвинять её в атеизме?
Почему Вы взялись учить православных, как им веровать?
Я вот, к примеру, почему-то бы не взялась идти к мусульманам и учить их азам ислама.
Можете ли Вы просто допустить, что проблемы, к которым Вы приступили с внешней стороны - могут быть глубже, и не все тут такие глупенькие (в вопросах веры, искусства), как Вам кажется?
 
 
To Ярмарка погремушек
Почему вы думаете, что я не прочитал введение?! Уж начальные строки, посвященные жизненному пути автора, я успел полностью прочитать. Поэтому вижу, что Ирина Горбунова-Ломакс замужем за англичанином, иподиаконом Русской Православной Церкви, что с 2005 года преподаёт в Академии иконописи. Возможно даже, что она церковный человек, что совершенно не мешает ее атеистической последовательности в части спора с богословами. Того, что она законченный (или начинающий) атеист, я еще не утверждал, ибо рано еще.
 
Также я не учил здесь вас и ваших единоверцев как веровать. Но и безверию в данной теме не учу. Но, не исключено, что ошибаюсь. То есть учил. Простите, если так, не принимайте на свой счет.
 
To lb
 
Цитата
Возможно даже, что она церковный человек, что совершенно не мешает ее атеистической последовательности в части спора с богословами.
 
Ну вот, а я просто пытаюсь донести мысль, что книжка Ломакс возникла не на пустом месте - да, эта книжка и в церковной среде вызывает споры - но это как раз и показывает то, что проблемы, поднятые Ломакс назрели изнутри. И их совершенно нельзя свести к борьбе вольнодумки-художницы с маститыми непререкаемыми богословами. Богословы - это всего лишь богословы - мыслители, люди со своим мнением - никакое мнение не может возводиться в авторитет автоматически. Ломакс пытается разобраться в проблеме - т.к. для неё это проблема не умозрительная, а жизненная. Поэтому не стоит её последовательность называть атеистической.
 
To Ярмарка погремушек
Я вас уверяю, что это я нечаянно! Я перенял ее полемический тон. Виноват-с.
 
To lb
да, тон - полемический, зато не заскучаешь))
 
To Ярмарка погремушек
 Товарищ не понимает простой вещи, что авторитет имени не может сделать авторитетным высказывание о любой области человеческой деятельности авторитетным.
Например, Кураев - профессор богословия и хороший миссионер, но в вопросах иконописи он дилетант и поэтому его мнение не может быть таким же авторитетным, как в вопросах богословия.
Успенский, Трубецкой, Флоренский.
 
 
 
 
Цитата
авторитет имени не может сделать авторитетным высказывание о любой области человеческой деятельности авторитетным
Фантастически бесспорное утверждение о бесспорности.
 
To Ярмарка погремушек
В каком смысле она употребляет слово партизаны? По смыслу похоже на "поклонники" - но почему партизаны?!
 
To Ярмарка погремушек
(Заметки на полях: чудесная книга!)
 
Вот немного о тайне иконы из Горбуновой-Ломакс:
 
Таинственно и чудесно внешнее, «свыше» прикосновение Духа к тому или иному материальному объекту. Но не менее таинственно и чудесно порождение Духом, обитающим в Церкви - через посредство художника - вполне материального объекта, явственно и непреложно свидетельствующего о Духе. И здесь нам хочется рассказать историю, превосходно выражающую различение Церковью мистического и эстетического в иконе, различение незримо сходящего, снисходящего к нашей немощи Духа – от Духа воплощенного в формах священного искусства.  
 
В конце 90-х годов нам представился случай присутствовать на экзаменационной выставке одной из петербургских иконописных школ. Это была воскресная школа, учились в ней люди разного возраста и разной степени художественной подготовки. Они теперь, вслед за группой своих преподавателей и приглашенных на обсуждение иконописцев, обходили выполненные ими в течение семестра упражнения, этюды, копии и выслушивали замечания и оценки старших по цеху. Работы одного из учеников, человека лет пятидесяти, выделялись на общем фоне особенной чистотой исполнения, точностью рисунка, глубиной понимания традиции. Экзаменационная комиссия высоко оценила их, и кто-то из гостей задал розовому от удовольствия автору вопрос, есть ли у того какое-либо художественное образование. Первый ученик оказался дипломированным художником-оформителем, много лет проработавшим по своей специальности. Комиссия поинтересовалась, не приходилось ли ему прежде, до начала регулярного обучения, писать иконы. С некоторой заминкой первый ученик ответил положительно. – И для Церкви? – продолжали интересоваться экзаменаторы. – И для Церкви, - подтвердил уже без малейшего энтузиазма допрашиваемый. – И в каких же храмах можно увидеть Ваши работы? – безжалостно задали ему последний вопрос, как бы не замечая, что он предпочёл бы скорее провалиться сквозь землю, чем отвечать.
 
И первый ученик назвал известный всем присутствующим храм на соседней улице. Эта изящная церковь XVIII в. лет десять тому назад была совершенно обезображена огромными безвкусными образами, написанными весьма бойко и в известной степени профессионально в том советском пропагандистском стиле, который, наверное, до смерти будет вызывать тошноту у людей моего поколения. Все эти увенчанные нимбами мускулистые спортсмены и дебелые колхозницы вдруг явственно вспомнились каждому из присутствующих - и все мы как один тихо охнули – и замолчали. Это единодушное молчание полусотни человек было поистине уничтожающим; никакие критические замечания, никакие выражения досады или упрёка не могли бы сильнее передать того чувства почти ужаса, сменившегося брезгливой жалостью, которым было полно это молчание... Никто не почёл нужным разрядить атмосферу, сказать что-нибудь вроде: «ничего, теперь Вы пишете уже намного лучше», или «хорошо, что хотя бы сейчас Вы стали серьёзно учиться». Всем было ясно, что сегодняшний первый ученик уже не таков, каким был десять лет назад, что он духовно и творчески возрос, и что именно поэтому он не гордится своими иконами, а стыдится их. Всем было по-человечески жаль художника – и всё-таки всем было трудно простить безобразие написанных им икон, по-прежнему остававшихся на своих местах в храме. И как знаменательна, как точна была прервавшая наконец всеобшее молчание реплика священника, окормлявшего школу. Вот что сказал он, подводя итог молчанию: - И ничего не поделаешь – мироточит!..  
 
 
To Ярмарка погремушек
Что ж, дочитал я предложенную книгу. Получил огромное удовольствие (и изрядно дискомфорта от ее постоянных разоблачений). Теперь готов выслушать ваши аргументы противу "Троицы" Рублева, в чем вы поддержали, как я понял, Михаила Л. Жду ссылок на страницы труда Горбуновой-Ломакс.
 
Старец Андрей написал множество икон и все чудотворные. Ясно, что в этих последних словах звучит не обычная религиозная традиция, а особая оценка всего творчества Рублева: из-под его кисти выходили чары национальной религии, его иконы особенно легко переносили в другой мир, облегчали страдания этого.
 
...Наклоны голов и выражения ликов невыразимо просто объясняют отношение трех лиц Троицы. Говорить об этом словами почти невозможно, они сразу выводят тайну из сферы непосредственного созерцания. Поэтичная дума о догмате разлита в иконе повсюду. Зритель не испытывает ни одной из приманок западной живописи: ни силы, ни остроты, ни сладости, ни упоения, ни экстаза, ни грации, ни вкрадчивого аромата, словом - ни одного из тех волнений, какими владеют порознь старые западные мастера. Перед иконой Рублева мы вскоре чувствуем, что все прекрасное, испытанное нами в жизни, несется к нам назад каким-то цельным дуновением.  
 
Глубина, тонкость и поэзия религиозной мысли, достигнутые Рублевым в иконе Троицы, никогда более не повторяются, хотя не перестают появляться иконы, говорящие о искренности и деликатности религиозного чувства.  
 
Вячеслав Николаевич Щепкин (1863 -1920).
 
Композиционный смысл Троицы не в состоянии, а в течении, и в этом еще раз ее отличие от византийской и, может быть, даже от античной композиции. Горка и здание - две византийские гирьки, брошенные на весы рублевской композиции,- держат этот мир ритма в границах иконной доски. В ритмической композиции заключена вся невесомость, вся отвлеченность, все чудо Троицы, в ритме лежит и женственное ее начало. Женственность...- в смысле ласки, кротости и светлости переживания, в смысле недейственного, бескорыстного, созерцательного отношения к миру, в смысле души, радостно созерцающей себя в зеркале мира, в смысле души, любовно открывающей свое лоно "Солнцу мира", в смысле души, украшающей себя лилиями, чтобы достойно встретить обетованного и долго, долго жданного жениха.  
 
Предполагая, что в художественном творчестве господствуют два начала - иллюзионистическое и противоположное ему отвлеченное, внутренне-созерцательное,- мы на пересечении этих двух линий встретим искусство итальянского Возрождения. Рублев же в своем творчестве примыкает ясно к началу отвлеченному. В сущности, пытаясь на словах уловить тайну творчества Рублева, мы наталкиваемся на непреодолимые трудности: нет слов, чтобы выразить путь, запечатленный в Троице, от внутреннего видения к его отображению на поверхности иконной доски и от трех ангелов обратно в душу человека - в нашу душу. Все словесные формулы, легко определяющие и описывающие иллюзионистические изображения, здесь неуместны. Войдя в душу созерцателя, ангелы Троицы не будят в ней добродетели, как не пробуждают и зла, они волнуют ее необычайным, "бездеятельным" волнением, похожим на томление ожидающего. Таково было томление Марии в момент Благовещения. Ожидание чего-то исключительно важного... есть одна из самых драгоценных особенностей искусства. "Ведь то, что мы называем земной жизнью или просто жизнью, всегда поражало или поражает роковым отсутствием в ней кого-то, постоянной разлукой с кем-то. Все художественное творчество, например, вытекает из факта этой разлуки, так как стремится внести в наш мир что как бы из него выпало. И подлинный образ не тот, который дает нам сходство с какой-нибудь частью мира, но тот, который входит в мир - будь то звездное небо или чья-нибудь душа- как дополнение его до некоторого гармонического целого".  
 
Безусловно, богатство цвета составляет достояние древнерусской живописи, которым она одарена в значительно большей степени, чем искусство раннего итальянского Возрождения. Богатство это заключается, с одной стороны, в силе цвета, а с другой стороны, в мудром цветовом сочетании. Силой цвета русская живопись превзошла свой исход - Византию...
 
Николай Михайлович Щекотов  
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 10 След.