To свящ. Антоний Цитата |
---|
Так. Но вопрос не ко мне. См. название темы. |
Я считаю, что уместнее все-таки задать вопрос священнику, а не покойному. Тот еще при жизни сделал свой выбор, который надо уважать, коли мы постоянно говорим о свободе воли.
А по существу церковная жизнь опять предлагает нам узаконенное лицемерие. И с кого как не со священника мы должны спрашивать, если именно христианский пастырь читает над человеком, которого в первый раз видит, молитвы, как над своим духовным чадом? Разрешает покойного от грехов, которые ему не исповеданы и которых он не знает? И вообще провожает как члена христианской общины человека постороннего, язычника, связанного с христианством лишь формальным фактом крещения в детстве (может быть, просто равнодушного, а может - и откровенного богоборца).
Почему даже перед лицом вечности продолжается эта "игра в Церковь" - пустая, невнятная, двусмысленная барочная опереточность, которую многие православные называют "церковной жизнью"? Разве священник не знает, что за каждое свое слово он, как и мы все, будет держать ответ на Страшном Суде?
Или слова молитв уже стали восприниматься условно-заклинательной тарабарщиной и можно лукавить языком и сердцем, оправдывая себя тем, что таков традиционный молитвенный текст?
Поймите меня правильно - я в данном случае задаю вопрос не столько лично Вам (возможно, Вы отпеваете только тех, кого знали при жизни и исповедовали), сколько вообще выражаю недоумение по поводу этой странной практики. Поставлено на поток и рождение человека в вечность (крещение), и уход к Богу. Мне кажется, это все неизбежно ведет либо к эмоциональному выгоранию священника, либо к цинизму.