Мы живем в обществе во многом визуальном. Большинство наших современников, в особенности молодых людей, формируется в парадигме массовой культуры, причем читают они мало, в основном, смотрят те или иные фильмы, среди которых не так уж много подлинных шедевров киноискусства. Тем не менее хотелось бы поговорить именно о них - но в той их части, которая может нести современному обществу достаточно трудные для восприятия христианские ценности.
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)
Христианское кино
Ответы
17.01.2014 13:06:54
|
|||
|
|
17.01.2014 13:32:05
На самом деле, устаревают декорации для мистерии - но не сама мистерия. В психоделическом русском романе "Обломов" видим Российскую империю, у Ерофеева - СССР времен полураспада, в фильме перед нами современность (в чем отличие от книги, кстати, - там показаны 90-е, а это уже нечто другое). И везде одна коллизия - активно-пассивное неприятие лжеактивности и суеты, будь то первоначальное накопление капитала, чиновничья хватка или неподдельный энтузиазм строителей светлого будущего. "Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости!" - всеобщее малодушие. Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигу!"
В принципе, это цитатность внешнего плана, сразу же бросающаяся в глаза. Однако, если вдуматься, аллюзии не такие очевидные. Все-таки (и мне именно этим понравился фильм), Служкин традиционный код взламывает. Если смотреть фильм внимательно, можно заметить, что пассивность героя мнимая. На самом деле, его позиция очень активная - именно поэтому здесь не постмодернистское юродствование, а реальный подвиг юродства. Понимаю, что это весьма спорно - но я это именно так увидела. И потом с удивлением узнала из интервью, что режиссер - тоже.))) |
|
|
|
17.01.2014 16:05:07
Для меня практически настольная книга. Могу её читать с любого места и в любое время. Захватывает мгновенно. |
|||||
|
|
17.01.2014 16:58:01
|
|||
|
|
17.01.2014 18:30:04
Понимаю, некоторым нравится рыбка "с душком", ну что-же, о вкусах не спорят...
|
|
|
|
17.01.2014 18:47:11
|
|||
|
|
17.01.2014 21:38:22
Mysth беспросветный мрак, это Ваше кино...
|
|
|
|
17.01.2014 23:22:28
Хотя я как раз Вас понимаю: если бы я увидела этот фильм именно так, как Вы, а именно как очередную художественную вариацию русской болезни - обломовщины (ответ на русский вопрос "Что делать" - "А нечего" ), пожалуй, я бы тоже возмутилась этой банальщиной. Ну, сколько же можно, господа писать и снимать это "и немедленно выпил" и оправдывать болезнь отсутствием мотивации, диагнозом обществу и прочая, прочая, прочая... Но я увидела ДРУГОЕ - а потому... |
|||
|
|
17.01.2014 23:30:40
|
|||
|
|
18.01.2014 00:51:33
Но было бы упрощением сводить юродское обличение к человеческим грехам и забвению заповедей. Смысл месседжа любого юродивого - взорвать мир, потому что тот тепл, а не холоден или горяч. Послание юродивого принципиально эсхатологично. И что мы видим в фильме? За последние 20 лет общество стало особенно злым, циничным и тухлым. Эту биомассу ничем не проймешь. Слова обличения (а Служкин, если Вы помните, пробует этот метод) не пронимают толпу подростков, кеносис главного героя, его самоумаление - уже едва ли действенны. Но, чтобы пробиться к последней правде, можно на любое пойти. И Служкин, как и любой юродивый, идет на это жертвенное служение, которое, разумеется, парадоксально (и для поверхностного взгляда выглядит не жертвой, а разболтанностью, безответственностью вечно пьяного учителя - но это, повторяю, внешний план). На самом деле, Служкин избирает единственно верный выход: поставить в исключительную, экзистенциальную ситуацию тех, на кого в России еще есть надежда, - юных, молодое поколение. Им задаются последние вопросы: Способны ли вы сами взять на себя ответственность? Можете ли вы сами пройти тот страшный порог, который ожидает Россию (а может, и весь мир) в будущем? Сейчас вы все живете в страшном, апостасийном мире, живете так, как будто в этот мир никогда не приходил Спаситель, и вы не заметили Воскресения - так сможете ли вы измениться сами и преобразить лицо этого мира? Так вот - в чем вся радость-то! И вот почему фильм дает надежду: они ПРОШЛИ порог! На фоне всего происходящего сейчас в России иногда и остается цепляться как за соломинку за такие фильмы - не окажется ли интуиция режиссера провидческой? Может, и мы пройдем-таки этот порог... |
|||
|
|
18.01.2014 00:53:09
О! Написала практически рецензию. Вот когда заказывают писать что-то, к чему душа не лежит, - и не получается. А тут - прям вдохновение.
ВВС, а Вас лично что зацепило в фильме? |
|
|
|
18.01.2014 07:15:12
|
|||
|
|
18.01.2014 07:25:53
Ну, я конечно не могу красиво говорить, тем более иностранными словами.
Меня зацепил момент, когда двоешник Хабенскому варган подарил... |
|
|
|
18.01.2014 08:46:42
Как-то перевели сразу на юродивого. Я в юродивых не разбираюсь.
Что мы видим? Это скорее всего 90-е, когда действительно была каша полная и в школах тоже. (нюхать клей это явно 90-е). И тут Хабенский. Типичный совок. Гуманитарий, аспирант как минимум, а мб и защитился. Биология, кому она нужна была. Жена - полный ахтунг, но её тоже можно понять. Очень любит дочку. Дочке повезло. И вот он в школе. Единственное, что "настоящего" было в школе, это поход с учителем-мужчиной (вообще дефицит). Ща умное слово скажу: это инициация - превращение из детей в юношей. И если раньше все это было сильно милитаризировано и просто, то в 90-ееее. Что умел делать Хабенский по настоящему это сплавляться по речке. Он,видимо, там не первый раз. Он сделал, то что умел и при этом проявил себя человеком. Результат на лицо: варган в кармане... А в юродивых я не разбираюсь... |
|
|
|
18.01.2014 18:07:05
Да, наверное, Вы запали на сплав. Я к этому равнодушен, поэтому не оценил...
|
|
|
|
21.01.2014 13:25:58
в соседнем разделе выложили фильм, там нет христа, распятий и монашек, нет даже престарелых ангелов в очках, есть кровь и поедаемая плоть, попытка страдать как страдал твой кумир, знатоки говорят, что весь голливуд пронизан библейскими притчами, я не нашел - только потребление объектов поклонения. Да и режиссер сын своего отца - любитель снимать патологии. Мне показалось оно христианское, или антихристианское, по крайней мере посмотреть можно
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
|
|||
|
|
24.01.2014 16:20:54
Мне тоже понравился фильм про географа, и в его оценке я, в целом, согласна с Муsth. Мне тоже герой Хабенского симпатичен (как симпатичен и герой Вен. Ерофеева, который тут уже упоминался). Меня неприятно поразил и оставил тяжёлый осадок показанный в фильме мир взрослых. С одной стороны, Служкин - всё же часть этого мира (и в этом я, возможно, разойдусь в оценке с Mysth), с другой стороны, он, конечно же, стоит от него особняком - по своему желанию и исканию правды, добра, человеческой теплоты. Мир же детей вселил в меня надежду - т.к. в них есть только подростковый цинизм, но нет ещё цинизма взрослого, и они действительно прошли со Служкиным порог - дети потянулись душой к хорошему, правильному по своему внутреннему стержню человеку - так что добро, в итоге, победило.
Изменено: |
|
|
|
25.01.2014 13:00:47
|
|||
|
|
26.01.2014 01:51:09
|
|||
|
|
26.01.2014 21:46:14
Отвёл себе делянку. Обвёл её забором.
Развёл на ней тюльпаны. Довёл до совершенства. Хорошие стихи. Оптимистические! |
|
|
|
27.01.2014 19:33:27
|
|||||||
|
|
27.01.2014 20:33:09
|
|||
|
|
27.01.2014 21:17:29
|
|||||
|
|
28.01.2014 11:31:03
А вот вспомнила ещё песню Щербакова, которая, мне кажется, очень подходит в чём-то герою Хабенского. Болеро 1 Не зря ли я взывал до хрипоты, племена миря? Вражды не одолел, не смял границ, не сломал плотин. Ведь если б даже люди всей Земли одного меня избрали и вручили мне весь мир, то что б я смог — один? А я был не один и всё равно ничего не смог. И сроки на исходе, и вот-вот повлекут к суду. Вот-вот уже появятся лучи, задрожит Восток, и вспомнится моё любое слово, и спросится за каждое движенье, и знаю я, что не смогу ответить, и всё равно — иду. И пусть, когда настанет расчёт, Господь мне не простит, но зачтёт. Но ты во имя царствия любви меня простишь за то, что я столь близкий для себя начертал предел. В то время, как другие брали власть, ордена, престиж, я слишком много думал о тебе — и ничего не успел. И то, что я растратился вотще, племена миря, стараюсь не вменять себе в вину, но иметь в виду. Оно, быть может, правда, ни к чему, а всё равно — не зря. Поскольку порождается надеждой На призрачное радужное завтра, До коего дойти не уповаю. И всё равно — иду. И пусть, когда настанет расчёт, Господь мне не простит, но зачтёт. 1985 |
|||
|
|
28.01.2014 11:33:22
|
|||
|
|
28.01.2014 12:55:10
|
|||
|
|
28.01.2014 14:02:10
|
|||
|
|
28.01.2014 16:42:11
|
|||
|
|
28.01.2014 17:07:00
Yulisska
BBC ну хоть один пример поступка этого "героя" приведите! Даже в этот злополучный поход его детки заставили пойти! И насчет доброты: "Я добрый, но добра не сделал никому."(с) - самая точная характеристика этого тюфяка. |
||||
|
|
|||