Но при всем этом система теологического образования остается незавершенной до тех пор, пока не будет введена возможность защиты диссертаций и присуждения ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Именно это, а вовсе не то, что можно «защищать диссертации по теологии в духовных учебных заведениях, но, как правило, этого не происходит», как говорится в справке В.В. Миронова, обуславливает необходимость скорейшего положительного решения обсуждаемого вопроса.
Текст В.В. Миронова: «Неслучайно многие религиозные структуры, например, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, открывают у себя специальность «Религиоведение». Таким образом, введение такой степени может повредить и самой теологии как специфической области знания (думаем, что здравомыслящие духовные лица это понимают), так как породит теологические диссертации, которые не получат апробации у конфессиональных богословов, поскольку, критерии научности в светской науке и конфессиональном богословии могут быть весьма отличны» – содержит множество ошибочных утверждений и заблуждений.
Беспочвенным является утверждение о том, что будто бы «религиозные структуры», например, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отрывают у себя специальность «религиоведение» из-за некой «мировой тенденции» (которая выдумана В.В. Мироновым и не имеет никакого отношения к действительности) и якобы вытекающей из нее несостоятельности теологии. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по своим учредительным и регистрационным документам, по своей организационно-правовой форме не является «религиозной структурой», это светское негосударственное образовательное учреждение.
Религиоведение введено и развивается в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете как светская специальность в противовес идеологизированному (воинствующе атеистическому) «религиоведению» (Р.А. Лопаткин, Ю.П. Зуев, З.А. Тажуризина и др.), равно как и идеологизированному религиозным объединением мормонов «религиоведению» (В.В. Кравчук и др.).
В любом случае, существование религиоведения в ПСТГУ не имеет отношения к обсуждаемому вопросу. Кроме того, ни одно из существующих на сегодняшний день духовных учебных заведений Русской Православной Церкви не аккредитовано по религиоведению.
Утверждение о том, что будто бы введение ученых степеней кандидата и доктора теологии может повредить самой теологии как специфической области знания – это ложная забота, поскольку В.В. Миронов не является специалистом в области теологии, явно проявляет к ней негативное отношение и выступает против развития теологического образования. Кроме того, нет никаких оснований для утверждения о том, что введение ученых степеней по теологии могло бы повредить теологии. Не повредило же ей введение государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности и направлениям подготовки по теологии! На протяжении многих веков и по настоящее время совершенно никак не вредит теологии существование возможности защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора теологии в государственных и негосударственных университетах, институтах, автономных факультетах, образовательных центрах европейских стран (выше перечислена лишь часть теологических факультетов только европейских государственных университетов).
Поэтому в отсутствие значимых, убедительных аргументов по существу вопроса В.В. Миронову остается лишь прибегать к манипуляции, заявляя: «Думаем, что здравомыслящие духовные лица это понимают». Здравомыслящими здесь В.В. Миронов называет тех, кто разделяет его идеологическое неприятие теологического образования в государственных вузах, при этом отказывает в здравомыслии тем, кто придерживается иной точки зрения. Такой подход никак нельзя назвать корректным приемом научной полемики. Это из области самоименования себя ненавистниками христианства и религии в целом в периоды французской и российской революций «свободомыслящими». Как будто бы верующие люди выступают против свободы или не в состоянии ее осознать.
Обоснование В.В. Мироновым невозможности введения ученых степеней кандидата и доктора теологии тем, что будто бы защищенные при этом диссертации «не получат апробации у конфессиональных богословов, поскольку, критерии научности в светской науке и конфессиональном богословии могут быть весьма отличны» – так же безосновательно и неубедительно. Во-первых, не существует абстрактных теологических факультетов, не привязанных к определенной религиозной традиции, конкретной конфессии. А эта связь обеспечивается прямым взаимодействием с религиозной организацией в процессе функционирования теологического факультета и, в случае создания, соответствующего диссертационного совета по теологии. Поэтому апробация у конфессиональных богословов будет осуществляться автоматически.
Что касается различий критериев научности в философии и теологии, то и здесь В.В. Миронов вводит читателя своей справки в заблуждение. Философия не является точной наукой, имеющиеся в ней доминирующие идеи, концепции, понятийно-категориальный аппарат и мн. др. не могут быть достоверно подтверждены научными инструментами или методами. Это такая же область гуманитарного знания, но никак не точная наука. И в этом отношении философия нисколько не более научна, чем теология.
Ссылки В.В. Миронова в обоснование своих выводов о, якобы, невозможности введения возможности защиты диссертаций и присуждения ВАКом ученых степеней кандидата и доктора теологии на «существующие у нас в стране нормы государственно-конфессиональных отношений, в том числе и в области науки и образования, которые определяются положениями Конституции Российской Федерации (ст. 14, 28), Законами РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), «Об образовании» (10.07.1992, № 3266-1), определяющими нормы государственно-конфессиональных отношений, в том числе в области науки и образовании» выдают незнание и непонимание В.В. Мироновым содержания указанных норм законодательства Российской Федерации, которые, в действительности, никак не препятствуют существованию и развитию теологического образования в России, ни прямо, ни косвенно не запрещают введения ученых степеней кандидата и доктора теологии.
Международные акты о правах человека, на которые ссылается В.В. Миронов (не уточняя, на какие конкретно и на какие из их положений), так же не содержат никаких правовых оснований, которые корреспондировали бы некомпетентной и предвзятой позиции В.В. Миронова, в обоснование которой он стремится подверстать все что угодно, только не аргументы по существу вопроса.
Указываемый В.В. Мироновым «целый ряд организационных и содержательных трудностей», в действительности, так бы и являлся просто набором трудностей, которые следует рассматривать как сложные, но преодолимые, но не как основания, делающие невозможным введение ученых степеней по теологии, если бы многие из этих «трудностей» так же не были бы надуманными.
Создание поликонфессионального (а не «надконфессионального») паспорта специальности никак не противоречит законодательству Российской Федерации. В течение многих лет успешно применяются государственные поликонфессиональные стандарты по специальности и направлениям подготовки «теология». И никаких проблем или противоречий это не создает.
Что понимается под высказыванием В.В. Миронова: «С этим противоречием уже столкнулся образовательный Госстандарт, который, декларируя надконфессиональность, реально во многих регионах носит конфессиональный характер», понятно, наверно, только ему самому. Что за «образовательный госстандарт», который именно в регионах стал конфессиональным, не ясно. Незнание и непонимание обсуждаемой проблемы приводит к тому, что В.В. Миронов даже в официальном документе, направляемом председателю Высшей аттестационной комиссии, использует непрофессиональную, некорректную лексику, выдающую его некомпетентность.
Неубедительны ссылки В.В. Миронова при обсуждении правовых вопросов на философские воззрения Тертуллиана, да еще вырванные из контекста: «вера не требует дополнительного обоснования, в отличие от науки. «Верю, потому что абсурдно» – так формулировал эту проблему богослов II-III веков Тертуллиан. Соответственно, схожие трудности возникнут при создании экспертного Совета по теологии». Смешение религиозной веры и теологии некорректно. И сложно представить, чтобы сам В.В. Миронов этого не понимал. Если имеются опасения, что такое смешение возможно в процессе деятельности диссоветов по теологии, то решается эта проблема просто – более детальной проработкой документов, регламентирующих эти вопросы. Удалось же как-то обеспечить различение веры и теологии при реализации государственных стандартов высшего профессионального образования по теологии.
Высказывание В.В. Миронова: «Схожие трудности возникнут при создании экспертного Совета по теологии, который, в случае необходимого соблюдения условия надконфессиональности, должен будет в себя включать представителей разных конфессий, в том числе, возможно, и учёных иных специальностей, которые по своим личным убеждениям могут быть и атеистами» – является откровенной глупостью. Никакого применительно к обсуждаемой проблеме «условия надконфессиональности» нет, нигде такое условие не закреплено и ни из каких норм законодательства Российской Федерации такое условие не следует, ни прямо, ни косвенно.
Диссовет по теологии, отнюдь, не должен включать представителей разных конфессий. Это должны быть диссоветы именно конкретной конфессиональной теологии. Фраза о том, что представители конфессий могут оказаться тайными атеистами, некорректна и неуместна.
Собственно, практически все «трудности», указываемые В.В. Мироновым, являются надуманными, не имеющими отношения к действительности, ложными.
Равенство религиозных объединений перед законом В.В. Миронов понимает неверно.
Нет никакой необходимости и обязательства навязывать буддистам разработку для них какой-то теологии. Такое придуманное В.В. Мироновым обязательство ниоткуда не следует.
Научная новизна диссертации вовсе не обязательно должна оцениваться на основе критерия степени опровержения вероучения. Это ведь не диссертация по т.н. «научному атеизму».
Идея «табели о рангах» в таком ее изложении неубедительна и имеет мало смысла.
Переживание по поводу того, что не смогут защищаться мусульмане-шииты, является надуманным.
Что касается католиков, то, в принципе, вполне возможны отдельные дисссоветы по католической теологии, если будут соблюдены все необходимые требования. Существуют же в европейских странах государственные университеты, где по два теологических факультета (один факультет католической теологии, второй – теологии протестантской). Никаких проблем это не создает. Более того, эти факультеты активно сотрудничают между собой.
Более нецелесообразно давать подробный разбор всех заблуждений, ложных утверждений и некомпетентных высказываний В.В. Миронова. На наш взгляд, сказанного выше вполне достаточно. Все эти утверждения В.В. Миронова неубедительны, выдают его идеологическую предвзятость и стремление любой ценой не допустить каких-либо возможностей дальнейшего развития теологического образования в России.
Выводы.
Содержание и выводы справки В.В. Миронова основаны на идеологически предвзятой позиции. Выводы В.В. Миронова о том, что введение «Теологии» в номенклатуру научных специальностей ВАК недопустимо, (как сказано в справке, «представляется излишним») не имеют никаких юридических и фактических оснований, основаны на ложной и некомпетентной аргументации.
Доктор юридических наук,
член Экспертно-консультативного совета
по вопросам свободы совести и
государственно-церковных отношений
при Комитете Государственной Думы
по делам общественных объединений и
религиозных организаций
И.В. Понкин
 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520200 – Теология. Утвержден заместителем председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриковым 30.12.1993.
 2. Утратил силу – Постановление Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст. Дата введения – 01.07.1994. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования Госкомвуза России и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству Госстандарта России. Представлен Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Внесен Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России.
 3. В соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам от 23.02.1994.
 4. Утратил силу – Приказ Минобразования России от 02.03.2000 № 686.
 5. Был введен с 1994 / 1995 учебного года
 6. Во исполнение решения коллегии Министерства от 01.06.1999 № 12/1 «Об основных направлениях проектирования Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» и Приказа Минобразования России от 28.06.1999 № 49 «Об основных направлениях проектирования Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования». Утвердило на период формирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения примерный Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части образовательных областей и специальностей университетского образования.
 7. Собственно, закрепленный в Приложении к Приказу Минобразования России от 02.03.2000 № 686 Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования утратил силу в соответствии с Приказом Минобразования России от 08.11.2000 № 3200. Однако теология как специальность и как направление подготовки в результате этого не была отменена, получив закрепление и дальнейшее развитие в целом ряде последующих актов.
Например, теология как направление подготовки и специальность указана в Приложении 2 к письму Минобразования России от 29.01.2004 № 19-52-104ин/19-28 «Перечень направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) с указанием уровней образования (высшее профессиональное образование (ВПО), среднее профессиональное образование (СПО) по каждому направлению и специальности и кодов специальностей среднего профессионального образования по классификатору специальностей среднего профессионального образования Минобразования России».
 8. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.06.2001 № 2496 было переименовано в Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию.
 9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2000 № 3200 «О частичном изменении Приказа Минобразования России от 02.03.2000 № 686 “Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования”», в ред. Приказов Минобразования РФ от 25.07.2001 № 2795, от 31.07.2001 № 2845, от 23.08.2001 № 3003, от 24.01.2002 № 181, от 25.07.2001 № 2795, от 08.10.2002 № 3521, от 08.10.2002 № 3522, от 15.04.2003 № 1611, от 28.04.2003 № 1882, от 25.09.2003 № 3676.
 10. Дата введения – 1 января 2004 г.
 11. Приложение № 2 к Приказу Минобразования России от 04.12.2003 г. № 4482 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию».
 12. В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571 (зарегистрир. в Минюсте России 24.10.2000 за № 2424).