Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Является ли теология наукой?
 
Для тех кто имеет возможность ЧИТАТЬ и ПОНИМАТЬ тексты.
Является ли теология наукой?
Исходные тексты:
1. Письмо академиков: http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=1434  
2. Ответ с сайта атеизм.ру : http://www.atheism.ru/library/kuraev_2.phtml  
 
Если возникнет необходимость, то могу тексты выложить.
 
 
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 12 След.
Ответы
 
To 19 лет
 
Цитата
Рад, что наш спор исчерпан.
Это не спор, а разговор.
И не совсем он уж "исчерпан" (просто у меня форум глючит)
 
Цитата
По крайней мере, органической на углеродной основе.
Вот именно!
Хорошая оговорка.
 
To chita
 
Цитата
Богослов скажет что его уверенность держится на вере и личном, внутреннем, невозможном к передаче опыте,
Опыт не "невозможен" к передаче.
Богопознание возможно любому.
Другое дело, что "технология" не проста...
 
To BBC
В ответе To chita отсутствуют предпосылки к научности методов, правда?
Всё же, хоть с Вами, мы договорились, что теология вне науки. Это хорошо. (За релиоведение молчу, молчу...)
 
предел, его же не прейдеши
 
To 19 лет
Тут таки надо различать две вещи.
Богопознание, как таковое, которое тоже называется богсловием.
И богословие-теология, в определении данном выше.
Я не пойму, почему Вы считаете теологию "вне науки".
Если есть метод, то есть наука.
 
 To 19 лет
 
Цитата
Если что-то сказано в БСЭ - это вроде индульгенции на право мочить? Вряд ли это исторично. Да и вдумайтесь сами в этимологию слова. А то, ссылаясь на нынешнее определение, вы становитесь более догматиком, нежели советские энциклопедисты.
 Кого мочить? БСЭ писали те, кто не знает, что такое богословие. У нас не издавались книги по богословию, книги богословов и т.д. Ничего удивительного, что такое определение могло проходить.
В этимологию вдумался - "Бого знание". И что?
И не уловил, к чему я становлюсь догматиком? Где я вообще писал об современном определении? Я приводил только возражения из статьи о том, что старое определение не соответствует действительности. Вы читали книги богословов, чтобы судить об этом?
 
 To 19 лет
 
Цитата
Рад, что наш спор исчерпан.
 
Цитата
Всё же, хоть с Вами, мы договорились, что теология вне науки. Это хорошо.
 
ВВС Вам не мешает самому с собой спорить?
 
Теология в той степени вне науки, как философия или там, этика. Научность теологии можно отрицать только вкупе с философией. Вы отрицаете то, что философия - наука?
 
To 19 лет
 
Цитата
Вы отрицаете то, что философия - наука?
Отрицайте смело, за научность философии цепляются только сами философы.
 
To Ilyxa
 Вы бы со своим определением науки молчали бы, а не подзуживали...
 
Насколько помню в России сейчас несколько академий-Российская академия наук, Российская академия естественных наук, академия художеств ну и т.п. Лучше бы, если б теологией занялась РАЕН. К ней что только не причисляют, да и назвать её было бы правильней Российская академия неестественных наук.
P.S. Может с РАНН я и погорячился.
 
To BBC
Для науки о чем-то мало одного метода. Нужен еще и собственно объект изучения.
 
To Хэнк
Каких богословов порекоментдуете почитать, чтобы я научился судить об определениях богословия?
предел, его же не прейдеши
 
To zoron
 
Цитата
Насколько помню в России сейчас несколько академий-Российская академия наук, Российская академия естественных наук, академия художеств ну и т.п. Лучше бы, если б теологией занялась РАЕН
Вообще-то и без всяких академий теологией есть кому заниматься, и занимаются. Речь идет об уравнении дипломов по этой специальности, различных степеней, с остальными.
 
To 19 лет
 
Цитата
Каких богословов порекоментдуете почитать, чтобы я научился судить об определениях богословия?
Чтобы судить о богословии, обычно рекомендуют Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.
Также можете Тертуллиана и Оригена, хотя их выводы оспаривают, но тем не менее, понятие можно составить.
А ещё легче, скорее всего, найти Августина Блаженного.
И Вы не ответила на мой вопрос, наука ли философия.
 
Из Брокгауза и Эфрона:
Система богословия
 
— совокупность богословских наук; теоретическою основою ее является догматика (см.), введением к которой служит основное богословие (см.) и из которой на Западе в эпоху Реформации выделилось нравственное богословие (см.). Характер дисциплин чисто практических имеют пастырское богословие (см.), литургика (см.), гомилетика (см.), обличительное богословие (см.). Науками вспомогательными являются герменевтика (см.), библейская археология (см.) и история (см.), патристика (см.), патрология (см.), церковная история (см.). В круг богословских наук обыкновенно вводят и церковное право (см.).
 
Теология не наука хотя бы потому, что последняя имеет дело с объектами. Tочнее сказать, все, на что наука направляет внимание, она ставит в позицию объекта - безответного феномена, заведомо не способного общаться с исследователем "на равных". Ученые, правда, любят говорить, что, дескать, в эксперименте природа им на заданный ей вопрос отвечает . Но это не более, чем метафора - природа (если это она, что тоже небесспорно) на воздействие реагирует, а нe отвечает. Всякому верующему ясно, что Богy вышеозначенная позиция никак не подобает - посему намерение научно Его познать было бы жутким кощунством.  
Но ведь не все, что не наука, заведомо ложно. Научный способ познания появился сравнительно недавно, а прежде люди находили другие способы,  гносеологически не менее эффективные. "Теология" в буквальном переводе  - это слово в отношении к Богу. А по существу - слово человеческое, призванное пояснить (интерпретировать, комментировать) Божье Слово.
 
To Хэнк
 
Цитата
Речь идет об уравнении дипломов по этой специальности, различных степеней, с остальными.
Если теология рассматривает тексты и т.п. не вижу препятствий присвоения степени филолога-теолога , искуствоведа-теолога или чего-то аналогичного  с присвоением соответствующих прав, но если вполне серьезно обсуждается хождение по воде ( не по луже ,естественно),вознесения живых или мертвых, то все-таки правильнее дипломы получать в другой академии. Можно  организовать Российскую Религиозную Академию , дать ей кучу полномочий и даже их дипломы считать гораздо круче, чем у остальных, но  Не можно коня и трепетную лань куда-то там запрячь, а главное -не нужно.
Кесарю-кесарево...
 
To zoron
 
Цитата
обсуждается хождение по воде ( не по луже ,естественно),вознесения живых или мертвых, то все-таки правильнее дипломы получать в другой академии.
Разве дипломы о высшем образовании выдает РАН? О чем Вы? Это делают учебные заведения, или там, диссоветы.
 
Цитата
филолога-теолога , искуствоведа-теолога
А почему не просто теолога? К примеру, разве есть дипломы искусствоведа-философа?  
А где обсуждается хождение по воде? Как раз, думаю, не теология этим занимается, потому как это является для неё чудом, а разные светские люди пытаются что-то такое научно обосновать.
 
Цитата
вознесения живых или мертвых
Вполне реально можно обсудить, птому как для обоснования этого привлекаются тексты ВЗ и НЗ, а также других богословов.
 
Цитата
главное -не нужно.
И всё же, при чем тут академии?
 
To Ilyxa
 
Цитата
Отрицайте смело, за научность философии цепляются только сами философы.
Помилуйте, после Гуссерля давно уж не цепляются! Бытие, Истина, Благо, Дух, даже Культура не могут быть без ущерба для их сути поставленными в позицию объектов - потому уж научное познание к ним неприложимо (см. мой предыдущий пост).  
 
To 19 лет
 
Цитата
Для науки о чем-то мало одного метода. Нужен еще и собственно объект изучения.
У историков каков объект изучения?
 
To Хэнк
 
Цитата
Разве дипломы о высшем образовании выдает РАН? О чем Вы? Это делают учебные заведения, или там, диссоветы.
Я имел ввиду дипломы кандидатов и докторов теологии.
 
Цитата
Вполне реально можно обсудить, потому как для обоснования этого привлекаются тексты ВЗ и НЗ, а также других богословов.
Ну не принимает французская академия диссертаций по вечным двигателям, даже со ссылкой на других богословов.
 
Цитата
А почему не просто теолога? К
Потому что не хочет РАН терять свою репутацию и "освящать " своим авторитетом веру во всякие с её точки зрения невозможные чудеса.А, если филолог- теолог, то это как табличка- Проверено РАН (или диссоветом)-мин нет!.
 
To meybe 07
 
Цитата
Теология не наука хотя бы потому, что последняя имеет дело с объектами. Tочнее сказать, все, на что наука направляет внимание, она ставит в позицию объекта - безответного феномена, заведомо не способного общаться с исследователем "на равных".
То есть психология, социология - однозначно не науки?
ИМХО, труды отцов Церкви и сама Библия куда как к этому подходят, к определению научного объекта.
 
Цитата
"Теология" в буквальном переводе  - это слово в отношении к Богу.
Буквальный перевод слово "логос" куда как неоднозначнее.  
Цитата
А по существу - слово человеческое, призванное пояснить (интерпретировать, комментировать) Божье Слово.
А в каком значени Божье Слово у Вас? Как, положим, обращение, Библия, или как Сам Бог-Слово?
 
To zoron
 
Цитата
Я имел ввиду дипломы кандидатов и докторов теологии.
 Их тоже выдают не академии, а ВАК, общий для всей страны. Естественно, можно стать кандидатом и в обычном ВУЗе.
 
Цитата
Ну не принимает французская академия диссертаций по вечным двигателям, даже со ссылкой на других богословов.
При чем тут вечные двигатели? Это задачи физики, а не теологии. Теология тоже не занимается этой проблемой, отсюда вывод - что теология- наука?
Французская академия без всяких проблем избрала своим членом доктора теологии Альберта Швейцера.
И я точно знаю, что в некоторых госуниверах сверхсветской Франции есть теологические факультеты, и там получают дипломы теологов.
 
Цитата
Потому что не хочет РАН терять свою репутацию и "освящать " своим авторитетом веру во всякие с её точки зрения невозможные чудеса
Да что такое! ПРИ ЧЕМ ТУТ РАН?
 
Цитата
и "освящать " своим авторитетом веру во всякие с её точки зрения невозможные чудеса.
Чудесами РАН не занимается, теолгия чудо не исследует, и вообще не надо говорить за РАН. 10 полуобразованных полных членов - это куда как малое кол-во всех академиков.
 
To Хэнк
 
Цитата
То есть психология, социология - однозначно не науки?
Социология - наука хотя бы по замыслу (об исполнении судить не берусь): социум она рассматривает как механизм, в лучшем варианте - как организм.  
А психологии как единой дисциплины просто нет. Та, что игнорирует в человеке субъектное "измерение", а рассматривает его как субстрат поведенческих реакций - та, пожалуй, наука. А вот Фрейдова школа в этом отношении едва ли научная.  
 
 To meybe 07
 
Цитата
Социология - наука хотя бы по замыслу (об исполнении судить не берусь): социум она рассматривает как механизм, в лучшем варианте - как организм.
То есть общество у Вас тогда безответной феномен, заведомо не способный общаться с исследователем "на равных" ? Так?
 
Цитата
А психологии как единой дисциплины просто нет.
Вообще-то есть, как и социологические факультеты, так и психологические, и множество наук, та же история, просто сама по себе является комплексом наук, как и социология.
 
Цитата
А вот Фрейдова школа в этом отношении едва ли научная.
Это отдельная школа в рамках отдельной науки. Если, к примеру, Фоменко будет развивать свою школу, это не будет означать, что у него отдельная наука, и истории, науки как таковой нет.
 
To Хэнк
 
Цитата
ИМХО, труды отцов Церкви и сама Библия куда как к этому подходят, к определению научного объекта.
Этой фразы, простите, не понял. Нельзя ли пояснить?
 
Цитата
А в каком значени Божье Слово у Вас? Как, положим, обращение, Библия, или как Сам Бог-Слово?
Пожалуй, в первом.    
 
To meybe 07
 
Цитата
Этой фразы, простите, не понял. Нельзя ли пояснить?
Богослов берет Библию, изучает, цитирует в подверждении своей позиции и в подтверждение своей критики оппонентов или противостоящих теорий. Потом берет труды богословов и тоже цитирует их в подтверждение или опровержение. На этом основании строит диссертацию, к примеру "Воскресение мертвых в ветхозаветной и новозаветной традиции". Получает степень.
Так вот для него объект - это книги и содержащиеся в них идеи, мнения, на них основана работа.
 
 
 
To Хэнк
 
Цитата
То есть общество у Вас тогда безответной феномен, заведомо не способный общаться с исследователем "на равных" ? Так?
Так не у меня, а у социологов.  
 
Нашел тут, многовато, но в тему:
Заключение д.ю.н. И.В. Понкина от 10.01.2007 по содерж. и выводам справки предс. Эксп. совета ВАК по философии, социологии и культурологии В.В. Миронова по вопросу о возм. введения специальности «Теология» в номенклатуру науч. спец-тей ВАК  
 
 
   Анализ содержания справки председателя Экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии В.В. Миронова (направлена председателю Высшей аттестационной комиссии академику М.П. Кирпичникову. Дата не указана. Сопровождена в Администрацию Президента Российской Федерации письмом статс-секретаря – заместителя министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова № МОН-П-2678 от 15.12.2006) по вопросу о возможности введения специальности «Теология» в номенклатуру научных специальностей ВАК (далее – справка В.В. Миронова) позволяет сделать следующие выводы.  
   Справка В.В. Миронова сразу же начинается с ее главного вывода: «Введение «Теологии» в номенклатуру научных специальностей ВАК представляется излишним». И далее приводится аргументация, обосновывающая, по мнению В.В. Миронова, этот вывод. Этим оценочным словом – «излишним» – сразу же задается тон и направленность справки, где фактическая и юридическая аргументация подменяется на субъективные идеологические оценки.  
    Приводимый в обоснование этой позиции аргумент о том, что «ныне действующие нормативные документы аттестации научных работников позволяют дипломированным теологам, которые подготовили научные работы по философии религии, религиозной философии, по библеистике и коранистике, по истории религии (в том, числе, по истории вероучений и церкви, институционных форм религиозной жизни, археологии памятников истории религии и др.), по культурологии (в том числе по проблемам религиозной культуры, религиозного искусства, религиозного образования и др.), по филологии (в том числе по исследованию памятников религиозной письменности и др.), юриспруденции (в том числе по религиозному праву и др.) представлять свои работы в соответствующие диссертационные советы» – является неубедительным и безосновательным. Отказ в праве защищать диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора теологии под предлогом того, что соискатель может защитить диссертацию по культурологии, философии или филологии, равносилен закрытию диссоветов по философии под предлогом того, что соискатели-философы могут защищать диссертации в диссертационных советах по истории и культурологии.  
   Отметим также, что по смыслу приведенной цитаты следует, что будто бы существуют «соответствующие диссертационные советы» по библеистике и коранистике, что, очевидно, не соответствует действительности. Адекватность, аутентичность подходов к изучению Библии и Корана с подчеркнуто нерелигиозных философско-религиоведческих позиций неоднократно подвергалась обоснованным сомнениям представителями христианства и ислама.  
   Приводимые далее в справке В.В. Миронова утверждения: «В этом смысле, советы по присвоению богословских учёных степеней в религиозных учебных заведениях (например, православных духовных академиях) являются гораздо более закрытыми, носят сугубо конфессиональный характер и присуждение степени (магистра, кандидата и доктора богословия в случае с православием) требует окончания соответствующего духовного учреждения» – так же неубедительны.  
   Аргументация по существу вопроса здесь подменяется абстрактными и неуместными рассуждениями относительно большей «закрытости» «религиозных учебных заведений». Вопрос большей или меньшей степени закрытости или, наоборот, открытости образовательных учреждений религиозных организаций не имеет никакого отношения к обсуждаемой проблеме и сделанным в справке В.В. Миронова выводам.  
   Некорректна сама формулировка – «религиозные учебные заведения». Если имеется в виду образовательное учреждение, созданное или признанное религиозной организацией (образовательное учреждение может быть создано верующими мирянами, не имеющими прямого отношения к структурам религиозной организации, а затем признано религиозной организацией как относящееся к системе ее образовательных учреждений), то таковое вовсе не обязательно может быть исключительно религиозным. Религиозные организации могут учредить и вполне нерелигиозное по организационно-правовой форме и по содержанию образования образовательное учреждение. С другой стороны, учреждения профессионального религиозного образования (духовные семинарии, академии и институты) вполне вправе реализовать и государственные стандарты высшего профессионального образования.  
   Что касается «сугубо конфессионального характера» духовных академий, то таковая претензия в контексте обсуждаемых проблем выглядит странно. Любое духовное учебное заведение (как в России, так и за рубежом) является сугубо и узкоконфессиональным. Странно, что В.В. Миронов, берущийся судить столь специфические вопросы, не понимает столь очевидных вещей, имеющих отношение не столько к юридическим вопросам, сколько к религиоведческим, учитывая, что в его подчинении в МГУ им. М.В. Ломоносова действует религиоведческая кафедра.  
   Более того, сугубо конфессиональный характер носят теологические факультеты государственных университетов в странах Европы и других регионов мира (развернутое описание, сделанное на основе анализа многих десятков нормативных правовых документов, см. в работе автора настоящего заключения «Теологический факультет государственного университета: европейский опыт правового регулирования» (М., 2006, 212 с.)), что не мешает им присуждать ученые степени доктора теологии на равных со всеми другими учеными степенями основаниях и с выдачей дипломов (сертификатов) того же образца, что выдаются этими университетами при присуждении ученых степеней по другим специальностям.  
   Формами прямого участия церковных структур или их уполномоченных в различных аспектах деятельности теологического факультета государственного университета являются следующие:  
   • двойная подчиненность факультета теологии – Университету и церковной организации;  
   • назначение профессорско-преподавательского состава на основе консультаций с церковью и при непосредственном участии церковных представителей;  
   • прямое участие церковных структур и представителей в процедуре разрешения образовательных споров;  
   • участие церковных представителей в организации и осуществлении образовательного процесса на теологическом факультете;  
   • обязательность утверждения церковными инстанциями учебных программ и учебных пособий на теологическом факультете;  
   • участие церковных представителей в принятии решения о приеме на учебу на теологический факультет;  
   • участие церковных представителей в принятии решения о выдаче диплома теологического факультета;  
   • обязательность утверждения (или согласования) регламентов теологического факультета церковными инстанциями;  
   • установление в качестве условия для допуска к процедуре соискания степени доктора теологии принадлежности к определенной церкви.  
   В различной мере вышеописанное реализовано в следующих теологических факультетах государственных университетов Европы: факультет католической теологии в государственном Университете Страсбурга, католический Автономный образовательный центр религиозной педагогики в Меце (Франция), факультет протестантской теологии Университета Страсбурга Марк Блок (Франция), теологический факультет Университета Лозанны (кантон Ваадт, Швейцария), теологический факультет Университета Люцерна (кантон Люцерн, Швейцария), теологический факультет Университета Невшателя (кантон Невшатель, Швейцария), Брюссельский университетский факультет протестантской теологии (Бельгия), теологические факультеты (евангелической теологии и католической теологии) Университета Берна (кантон Берн, Швейцария), теологический факультет Университета кантона Базеля-города (кантон Базель-город, Швейцария), теологический факультет Софийского государственного университета (Болгария), Автономный факультет протестантской теологии Университета Женевы (кантон Женева, Швейцария), теологический факультет Университета Фрибура (кантон Фрибур, Швейцария), теологический факультет Университета Цюриха (кантон Цюрих, Швейцария), теологический факультет Тартуского университета (Эстония), теологические факультеты (евангелической и католической теологии) Боннского университета (Германия), Теологический факультет Университета Гейдельберга (федеральная земля Баден-Вюртемберг, Германия), теологический факультет Университета Лейпцига (Германия), теологические факультеты (евангелической и католической теологии) Университета Карла Эберхарда (Тюбинген, Германия), теологический факультет Венского Университета (Австрия), теологический факультет Университета Гумбольдта (Берлин, Германия), факультет евангелической теологии Университета Филиппа (Марбург, федеральная земля Гессен, Германия), факультет теологии Хельсинкского университета (Финляндия), теологический факультет Копенгагенского университета (Дания), теологический факультет Орхусского университета (Дания).  
   Учитывая множество обусловленных конфессиональной принадлежностью указанных теологических факультетов специфических требований и ограничений, регулирующих образовательный процесс, все эти факультеты можно было бы оценить как закрытые. С другой стороны, эта закрытость не абсолютна. И на многие факультеты принимаются на учебу верующие других религий, хотя и на особых условиях допуска к учебе.  
   Следовательно, нет никаких оснований для того, чтобы оценивать действующие в России теологические факультеты государственных вузов как некие беспрецедентные явления, никак не укладывающиеся в картину содержания и развития светского образования в России.  
   В свете сказанного выше очевидно несоответствие действительности содержащегося в справке В.В. Миронова утверждения: «Следует сказать, что это противоречит нынешним мировым тенденциям теологического образования, в котором всё чаще дипломированные теологи стремятся получить степень по одной из научных специальностей (философии, культурологии, истории и т.д.)». Это утверждение В.В. Миронова вызвано незнанием им обсуждаемой темы. Человек просто не ориентируется в вопросах правового регулирования и деятельности зарубежных теологических факультетов, которые, на самом деле, вполне самодостаточны в вопросах присуждения ученых степеней. Никакой подобной мировой тенденции не существует. Разве что под высказыванием «все чаще стремятся» В.В. Миронов подразумевает, например, увеличение с 2–3 до 7–8 таких ученых, кто, будучи теологом, отказывается от защиты диссертации на соискание ученой степени доктора теологии, а защищается по культурологии или истории. Но это не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу. Каждый самостоятельно для себя, в зависимости от темы и специфики научных исследований, определяет, по какой специальности и в каком совете ему защищаться. Можно привести ряд примеров, когда историки предпочитали защищаться на соискание ученой степени доктора теологии в том или ином европейском университете. Это, однако же, не может служить основанием для закрытия диссертационных советов по истории.  
   А кроме того, если даже какой-то доктор теологии дополнительно к имеющейся степени стремится защититься еще и по истории, праву, культурологии и т.д., то это – его личное дело, не имеющее никакого отношения к обсуждаемому вопросу.  
   Не выдерживает никакой критики связывание В.В. Мироновым требований предоставления возможности защищать диссертации по теологии с тем, что «введение теологии в качестве учебной дисциплины в вузе формально позволяет защищать диссертации по теологии в духовных учебных заведениях, но, как правило, этого не происходит».  
   В действительности, требование предоставления возможности защищать диссертации по теологии на соискание ученых степеней кандидата и доктора теологии с подтверждением (присуждением) ВАК соответствующих ученых степеней основано на необходимости завершения построения системы теологического образования в России.  
   Первый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 520200 «теология» (бакалавриат) был утвержден еще 30.12.1993 Госкомитетом России по высшему образованию [1]. Тогда же Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 296 [2], закрепил теологию в качестве направления подготовки в высшем образовании (код – 5202 00 2).
   Теология как направление высшего профессионального образования (код – 520200) была закреплена в утвержденном [3] Приказом Госкомитета России по высшему образованию от 05.03.1994 № 180 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования» [4] классификаторе «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» (Приложение к указанному приказу) [5].
   Теология была подтверждена как одно из направлений подготовки (код – 520200; в образовательной области 520000 – Гуманитарные и социально-экономические направления) Распоряжением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23.07.1999 № 893-14 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части перечня направлений подготовки и специальностей университетского образования» [6].
   Специальность «теология» была утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» [7].
   Приказ Министерства образования Российской Федерации №1230 от 26.04.2000 г. «О закреплении направления 520200 Теология и специальности 020500 Теология за Учебно-методическим объединением университетов России» закрепил за Учебно-методическим объединением университетов России [8] (отделение истории и искусствоведения) указанные направление и специальность и назначил председателем отделения УМО профессора С.П. Карпова.
   Теология как специальность и направления подготовки высшего профессионального образования вошла в утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2000 [9] Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
   В 2001 г. государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 520200 «теология» (квалификация выпускника – бакалавр теологии) и по направлению 520200 «теология» (квалификация выпускника – магистр теологии) были утверждены Министерством образования Российской Федерации (регистр. № 511гум./бак. и № 512гум./маг. соответственно от 12.03.2001).  
   28.01.2002 Министерством образования Российской Федерации был утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020500 «теология» (квалификация выпускника – теолог, преподаватель; регистр. № 531гум./сп).  
   Теология включена в Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 г. № 276-ст. [10], и в Указатель соответствия между перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003 [11].
   09.04.2002 г. Министерством образования Российской Федерации были утверждены Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Эксперт в области теологии». А Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1136 «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций» [12] утвердил государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций, в том числе к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Эксперт в области теологии».
   Достаточно большое количество российских вузов уже получило государственную аккредитацию в части реализации государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности и направлениям подготовки «теология».  
   Таким образом, возможность реализации теологического образования в государственных российских вузах надлежащим образом закреплена юридически, теологическое образование встроено в систему образования России. Если бы государство в лице федерального органа управления образованием не сочло теологию наукой (разумеется, не точной наукой, а гуманитарной наукой), то не были бы приняты все вышеуказанные правовые документы, юридически закрепившие те или иные аспекты теологического образования.  
   
Продолжение ниже
 
Но при всем этом система теологического образования остается незавершенной до тех пор, пока не будет введена возможность защиты диссертаций и присуждения ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Именно это, а вовсе не то, что можно «защищать диссертации по теологии в духовных учебных заведениях, но, как правило, этого не происходит», как говорится в справке В.В. Миронова, обуславливает необходимость скорейшего положительного решения обсуждаемого вопроса.  
   Текст В.В. Миронова: «Неслучайно многие религиозные структуры, например, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, открывают у себя специальность «Религиоведение». Таким образом, введение такой степени может повредить и самой теологии как специфической области знания (думаем, что здравомыслящие духовные лица это понимают), так как породит теологические диссертации, которые не получат апробации у конфессиональных богословов, поскольку, критерии научности в светской науке и конфессиональном богословии могут быть весьма отличны» – содержит множество ошибочных утверждений и заблуждений.  
   Беспочвенным является утверждение о том, что будто бы «религиозные структуры», например, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отрывают у себя специальность «религиоведение» из-за некой «мировой тенденции» (которая выдумана В.В. Мироновым и не имеет никакого отношения к действительности) и якобы вытекающей из нее несостоятельности теологии. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по своим учредительным и регистрационным документам, по своей организационно-правовой форме не является «религиозной структурой», это светское негосударственное образовательное учреждение.  
   Религиоведение введено и развивается в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете как светская специальность в противовес идеологизированному (воинствующе атеистическому) «религиоведению» (Р.А. Лопаткин, Ю.П. Зуев, З.А. Тажуризина и др.), равно как и идеологизированному религиозным объединением мормонов «религиоведению» (В.В. Кравчук и др.).  
   В любом случае, существование религиоведения в ПСТГУ не имеет отношения к обсуждаемому вопросу. Кроме того, ни одно из существующих на сегодняшний день духовных учебных заведений Русской Православной Церкви не аккредитовано по религиоведению.  
   Утверждение о том, что будто бы введение ученых степеней кандидата и доктора теологии может повредить самой теологии как специфической области знания – это ложная забота, поскольку В.В. Миронов не является специалистом в области теологии, явно проявляет к ней негативное отношение и выступает против развития теологического образования. Кроме того, нет никаких оснований для утверждения о том, что введение ученых степеней по теологии могло бы повредить теологии. Не повредило же ей введение государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности и направлениям подготовки по теологии! На протяжении многих веков и по настоящее время совершенно никак не вредит теологии существование возможности защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора теологии в государственных и негосударственных университетах, институтах, автономных факультетах, образовательных центрах европейских стран (выше перечислена лишь часть теологических факультетов только европейских государственных университетов).  
   Поэтому в отсутствие значимых, убедительных аргументов по существу вопроса В.В. Миронову остается лишь прибегать к манипуляции, заявляя: «Думаем, что здравомыслящие духовные лица это понимают». Здравомыслящими здесь В.В. Миронов называет тех, кто разделяет его идеологическое неприятие теологического образования в государственных вузах, при этом отказывает в здравомыслии тем, кто придерживается иной точки зрения. Такой подход никак нельзя назвать корректным приемом научной полемики. Это из области самоименования себя ненавистниками христианства и религии в целом в периоды французской и российской революций «свободомыслящими». Как будто бы верующие люди выступают против свободы или не в состоянии ее осознать.  
   Обоснование В.В. Мироновым невозможности введения ученых степеней кандидата и доктора теологии тем, что будто бы защищенные при этом диссертации «не получат апробации у конфессиональных богословов, поскольку, критерии научности в светской науке и конфессиональном богословии могут быть весьма отличны» – так же безосновательно и неубедительно. Во-первых, не существует абстрактных теологических факультетов, не привязанных к определенной религиозной традиции, конкретной конфессии. А эта связь обеспечивается прямым взаимодействием с религиозной организацией в процессе функционирования теологического факультета и, в случае создания, соответствующего диссертационного совета по теологии. Поэтому апробация у конфессиональных богословов будет осуществляться автоматически.  
   Что касается различий критериев научности в философии и теологии, то и здесь В.В. Миронов вводит читателя своей справки в заблуждение. Философия не является точной наукой, имеющиеся в ней доминирующие идеи, концепции, понятийно-категориальный аппарат и мн. др. не могут быть достоверно подтверждены научными инструментами или методами. Это такая же область гуманитарного знания, но никак не точная наука. И в этом отношении философия нисколько не более научна, чем теология.  
   Ссылки В.В. Миронова в обоснование своих выводов о, якобы, невозможности введения возможности защиты диссертаций и присуждения ВАКом ученых степеней кандидата и доктора теологии на «существующие у нас в стране нормы государственно-конфессиональных отношений, в том числе и в области науки и образования, которые определяются положениями Конституции Российской Федерации (ст. 14, 28), Законами РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), «Об образовании» (10.07.1992, № 3266-1), определяющими нормы государственно-конфессиональных отношений, в том числе в области науки и образовании» выдают незнание и непонимание В.В. Мироновым содержания указанных норм законодательства Российской Федерации, которые, в действительности, никак не препятствуют существованию и развитию теологического образования в России, ни прямо, ни косвенно не запрещают введения ученых степеней кандидата и доктора теологии.  
   Международные акты о правах человека, на которые ссылается В.В. Миронов (не уточняя, на какие конкретно и на какие из их положений), так же не содержат никаких правовых оснований, которые корреспондировали бы некомпетентной и предвзятой позиции В.В. Миронова, в обоснование которой он стремится подверстать все что угодно, только не аргументы по существу вопроса.  
   Указываемый В.В. Мироновым «целый ряд организационных и содержательных трудностей», в действительности, так бы и являлся просто набором трудностей, которые следует рассматривать как сложные, но преодолимые, но не как основания, делающие невозможным введение ученых степеней по теологии, если бы многие из этих «трудностей» так же не были бы надуманными.  
   Создание поликонфессионального (а не «надконфессионального») паспорта специальности никак не противоречит законодательству Российской Федерации. В течение многих лет успешно применяются государственные поликонфессиональные стандарты по специальности и направлениям подготовки «теология». И никаких проблем или противоречий это не создает.  
   Что понимается под высказыванием В.В. Миронова: «С этим противоречием уже столкнулся образовательный Госстандарт, который, декларируя надконфессиональность, реально во многих регионах носит конфессиональный характер», понятно, наверно, только ему самому. Что за «образовательный госстандарт», который именно в регионах стал конфессиональным, не ясно. Незнание и непонимание обсуждаемой проблемы приводит к тому, что В.В. Миронов даже в официальном документе, направляемом председателю Высшей аттестационной комиссии, использует непрофессиональную, некорректную лексику, выдающую его некомпетентность.  
   Неубедительны ссылки В.В. Миронова при обсуждении правовых вопросов на философские воззрения Тертуллиана, да еще вырванные из контекста: «вера не требует дополнительного обоснования, в отличие от науки. «Верю, потому что абсурдно» – так формулировал эту проблему богослов II-III веков Тертуллиан. Соответственно, схожие трудности возникнут при создании экспертного Совета по теологии». Смешение религиозной веры и теологии некорректно. И сложно представить, чтобы сам В.В. Миронов этого не понимал. Если имеются опасения, что такое смешение возможно в процессе деятельности диссоветов по теологии, то решается эта проблема просто – более детальной проработкой документов, регламентирующих эти вопросы. Удалось же как-то обеспечить различение веры и теологии при реализации государственных стандартов высшего профессионального образования по теологии.  
   Высказывание В.В. Миронова: «Схожие трудности возникнут при создании экспертного Совета по теологии, который, в случае необходимого соблюдения условия надконфессиональности, должен будет в себя включать представителей разных конфессий, в том числе, возможно, и учёных иных специальностей, которые по своим личным убеждениям могут быть и атеистами» – является откровенной глупостью. Никакого применительно к обсуждаемой проблеме «условия надконфессиональности» нет, нигде такое условие не закреплено и ни из каких норм законодательства Российской Федерации такое условие не следует, ни прямо, ни косвенно.  
   Диссовет по теологии, отнюдь, не должен включать представителей разных конфессий. Это должны быть диссоветы именно конкретной конфессиональной теологии. Фраза о том, что представители конфессий могут оказаться тайными атеистами, некорректна и неуместна.  
   Собственно, практически все «трудности», указываемые В.В. Мироновым, являются надуманными, не имеющими отношения к действительности, ложными.  
   Равенство религиозных объединений перед законом В.В. Миронов понимает неверно.  
   Нет никакой необходимости и обязательства навязывать буддистам разработку для них какой-то теологии. Такое придуманное В.В. Мироновым обязательство ниоткуда не следует.  
   Научная новизна диссертации вовсе не обязательно должна оцениваться на основе критерия степени опровержения вероучения. Это ведь не диссертация по т.н. «научному атеизму».  
   Идея «табели о рангах» в таком ее изложении неубедительна и имеет мало смысла.  
   Переживание по поводу того, что не смогут защищаться мусульмане-шииты, является надуманным.  
   Что касается католиков, то, в принципе, вполне возможны отдельные дисссоветы по католической теологии, если будут соблюдены все необходимые требования. Существуют же в европейских странах государственные университеты, где по два теологических факультета (один факультет католической теологии, второй – теологии протестантской). Никаких проблем это не создает. Более того, эти факультеты активно сотрудничают между собой.  
   Более нецелесообразно давать подробный разбор всех заблуждений, ложных утверждений и некомпетентных высказываний В.В. Миронова. На наш взгляд, сказанного выше вполне достаточно. Все эти утверждения В.В. Миронова неубедительны, выдают его идеологическую предвзятость и стремление любой ценой не допустить каких-либо возможностей дальнейшего развития теологического образования в России.  
     
   Выводы.  
   Содержание и выводы справки В.В. Миронова основаны на идеологически предвзятой позиции. Выводы В.В. Миронова о том, что введение «Теологии» в номенклатуру научных специальностей ВАК недопустимо, (как сказано в справке, «представляется излишним») не имеют никаких юридических и фактических оснований, основаны на ложной и некомпетентной аргументации.  
     
   Доктор юридических наук,  
   член Экспертно-консультативного совета  
   по вопросам свободы совести и  
   государственно-церковных отношений  
   при Комитете Государственной Думы  
   по делам общественных объединений и  
   религиозных организаций  
    И.В. Понкин  
     
   1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520200 – Теология. Утвержден заместителем председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриковым 30.12.1993.  
   2. Утратил силу – Постановление Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст. Дата введения – 01.07.1994. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования Госкомвуза России и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству Госстандарта России. Представлен Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Внесен Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России.  
   3. В соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам от 23.02.1994.  
   4. Утратил силу – Приказ Минобразования России от 02.03.2000 № 686.  
   5. Был введен с 1994 / 1995 учебного года  
   6. Во исполнение решения коллегии Министерства от 01.06.1999 № 12/1 «Об основных направлениях проектирования Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» и Приказа Минобразования России от 28.06.1999 № 49 «Об основных направлениях проектирования Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования». Утвердило на период формирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения примерный Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части образовательных областей и специальностей университетского образования.  
   7. Собственно, закрепленный в Приложении к Приказу Минобразования России от 02.03.2000 № 686 Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования утратил силу в соответствии с Приказом Минобразования России от 08.11.2000 № 3200. Однако теология как специальность и как направление подготовки в результате этого не была отменена, получив закрепление и дальнейшее развитие в целом ряде последующих актов.  
   Например, теология как направление подготовки и специальность указана в Приложении 2 к письму Минобразования России от 29.01.2004 № 19-52-104ин/19-28 «Перечень направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) с указанием уровней образования (высшее профессиональное образование (ВПО), среднее профессиональное образование (СПО) по каждому направлению и специальности и кодов специальностей среднего профессионального образования по классификатору специальностей среднего профессионального образования Минобразования России».  
   8. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.06.2001 № 2496 было переименовано в Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию.  
   9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2000 № 3200 «О частичном изменении Приказа Минобразования России от 02.03.2000 № 686 “Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования”», в ред. Приказов Минобразования РФ от 25.07.2001 № 2795, от 31.07.2001 № 2845, от 23.08.2001 № 3003, от 24.01.2002 № 181, от 25.07.2001 № 2795, от 08.10.2002 № 3521, от 08.10.2002 № 3522, от 15.04.2003 № 1611, от 28.04.2003 № 1882, от 25.09.2003 № 3676.  
   10. Дата введения – 1 января 2004 г.  
   11. Приложение № 2 к Приказу Минобразования России от 04.12.2003 г. № 4482 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию».  
   12. В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571 (зарегистрир. в Минюсте России 24.10.2000 за № 2424).
 
To meybe 07
 
Цитата
Так не у меня, а у социологов.
Социологи так не считают.
 
 
Интересно было бы сравнить диссертации теолога и какого-нибудь естественника на одинаковую тему типа: "Мироточение икон и божественный необжигающий огонь - явление и сущность" - с использованием современных достижений науки, - по определению к таинствам не подпустили бы естественнонаучника. Наука должна входить в состав теологии некоторой малой частью и поражает стремление иных теологов к достижению мирской славы.
 
   Да ладно, тоже мне, наука теология. На уровне астрологии и алхимии. От алхимии хоть польза была - из нее химия образовалась, а от теологии какая польза? А все это перечисленные выше - реверансы перед Западом. Как же, у них есть, пусть и у нас будет. Всем покажем, какое у нас свободомыслие и демократия.  
============================
Нам чужого не нужно! Мы заберем своё, чье бы оно ни было!)))
--------------------------------------------
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 12 След.