To lb
"Замечательно, что в Книге Иова, как и в Книге Бытия, появляется сатана — персонаж весьма редкий в Библии. Там змей искушал человека, чтобы тот сорвал плод с древа познания; здесь сатана искушает Бога, чтобы Он испытал, как добро отзовется на зло, как праведник отзовется на незаслуженную кару. В первом случае змей возбуждает человека против Бога, во втором — Бога против человека. Змей клевещет на Бога и на человека, чтобы поссорить их. В первом случае ему удается отторгнуть человека от Бога, в результате чего человек изгоняется из Эдема. Но и за пределами Эдема человек может достичь праведности, победа сатаны не окончательна, хотя бы потому, что есть такие богобоязненные, как Иов, вокруг которых — благополучие и достаток, заслуженный ими, как бы малый Эдем. И вот сатана во второй раз появляется в Ветхом Завете, чтобы уже Бога восстановить против человека: не за мзду ли боголюбив Иов? Отними у него достаток и здоровье, не проклянет ли он Тебя? Эта искусительная речь сатаны совершено симметрична его первой искусительной речи, только та была обращена к человеку, чтобы он нарушил завет с Богом, а эта обращена к Богу, чтобы Он нарушил завет с человеком.
Вслушаемся в эти речи:
(1) “И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”.
(2) “Отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?”
Змей-сатана в обоих случаях действует одинаково — вызывает подозрение у человека к Богу, а у Бога к человеку:
(1) Бог милостив, любвеобилен, благословляет человека — но разве вполне искренен Он в своей любви, разве не скрывает Он от человека некую тайну, познанием которой человек может сделаться так же всемогущ, как Бог?
(2) Иов послушен, богобоязнен, праведен, но разве вполне искренен он в своей любви к Богу, разве не за мзду любит он Его, и стоит отнять эти дары, как Иов проклянет и осудит Бога?
В чистой правде сатана заставляет подозревать ложь, и в этом — его собственная ложь, извращающая пути правды. Бог любит Адама, а Иов любит Бога, и эта правда в конце концов явлена, к посрамлению сатаны. Иов говорит: “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (2:10), и тем самым добро и зло как бы вновь срастаются в древо жизни, поскольку они равно принимаются как исходящие от могущества Божия, от жизненной силы, которая в Нем. Когда же Иов все-таки ропщет против Бога, вызывая Его на суд, то Бог развертывает пред ним все ветви на древе жизни, как бы призывая вкушать с них и отвернуться от древа добра-зла, с которого вкусил Адам. Иов — это Адам, которого Бог заклинает свершить обратный путь: от древа познания добра и зла к древу жизни".
(МИХАИЛ ЭПШТЕЙН "Теология Книги Иова")