Сегодня была интересная лекция Константина Корепанова про грех и судьбу царя Давида. Мне кажется, я многое поняла применительно к нашей жизни. Попробую пересказать.
В квадратных скобках – мои попытки дополнительного осмысления.
В предыдущих лекциях Корепанов рассказывал про грехи САула. Перед войной с фимистимлянами Саул должен был дождаться пророка Самуила, чтобы он принёс жертвоприношения Богу. Ждут неделю. Народ возмущается: воевать надо, а не ждать. Саул сам делает жертвоприношения, хотя не имеет право на это. Это большой грех. Саул не прошёл испытание: для него мнение народа о нём оказалось дороже, чем доверие Богу. Пророк Самуил говорит ему, что он не будет царём, царство у него отнимется. Саул не признаёт своего греха, не сокрушается, ну, мол, плохой я, плохой, ну и что, ну и ладно. Саул теряет спокойствие души, мучается, совершает ещё череду грехов и заканчивает жизнь самоубийством. Его потомки истреблены.
У Давида было 10 жён (дети), наложницы. Он влюбляется в Вирсавию, жену Урия – преданнейшего своего воина. Совершает грех с чужой женой. Когда Давид понимает, что Урия всё знает, то Давид устраивает так, что Урию убивают на войне. Давид совершает два смертных греха: прелюбодеяние и убийство. Когда пророк Нафан рассказывает ему историю про единственную овечку бедняка, которую богатый у него забрал, чтобы накормить гостей, а бедняка убил, Давид восклицает: смерть такому человеку! Нафан говорит: этот человек – ты. Давид осознаёт всю глубину своего греха. Но он не отворачивается от Бога, как Саул. Давид кидается к Богу, просит у него прощения как у любящего отца. 50-ый псалом Давида – это плач о грехе, прошение прощения, прошение неотнятия Святого Духа, потому что без присутствия Святого Духа не будет радости в жизни.
Если бы Давид был простым смертным, Бог бы его простил - и всё. Но Бог, простив Давида, наказывает его «по-царски»: все жёны Давида будут обесчещены во время войны на виду у всех (закончат жизнь во вдовьем доме, Давид больше не будет с ними общаться); Давида будет сопровождать кровь: две гражданские войны и т.д.
Первый ребёнок Давида и Вирсавии, зачатый в грехе, умирает. Второй ребёнок – уже в законном браке (после этого они не расставались всю жизнь) – это Соломон. Тут происходит непостижимое человеческой логике. Откровение Бога Давиду: Соломона Я сделаю царём, царями будут твои потомки; престол Давидов устоит во веки веков (Давид понимает, что в его роду родится мессия!). Давид восклицает: это уже слишком по-человечески, Господи! Мы иногда боимся Бога попросить о маленьких радостях, которые шелестят глубоко в душе, как муравей по травке (ах, хорошо сказал Корепанов). Не надо судить себя и других по-фарисейски. Не надо быть чёрствыми. Даже Бог радуется нашим радостям, как отец за сына. Но Бог смотрит не столько на нашу праведность, сколько на нашу веру, чтобы мы любили и слушались Отца своего. Праведность без веры – ложь. Иисус Христос – потомок Давида и Вирсавии. Вот как Бог благословил их любовь. Иисус Христос на смертном кресте читает псалмы Давида.
[Если у человека в жизни произошло что-то страшное, то человек не должен отчаиваться и ставить на себе крест. Он должен понять, принять, кротко переносить неприятности. И он имеет право мечтать о счастье.]
Давид решил перенести ковчег завета на гору Сион. Поместили ковчег на повозку с волами. Во время движения повозка наклонилась, левит Оза хотел поддержать ковчег – и умер. Давид засомневался угоден ли Богу перенос ковчега. Он остановился в каком-то доме, чтобы подумать. В этот дом пришло изобилие. И Давид в этом увидел знак, что он правильно поступает. А Оза погиб из-за того, что еврейский народ забыл свою веру: на волах ковчег не переносится. Ковчег должны нести левиты на шестах, для этого у ковчега есть специальные кольца. Тогда сделали как надо. Причём несли ковчег с остановками для жертвоприношений и молитв. Т.е. не с пустым сердцем, а с любящим сердцем.
Когда вошли на Сион, Давид снял с себя царские облачения, оставшись в простом одеянии, и, ликуя, танцевал впереди ковчега – порыв радости, что Бог пришёл в его город. Первая жена Давида Мелхола осуждает его: что ты как простолюдин, над тобой даже служанки будут смеяться. Бог наказал её: она стала бездетной. А Давид сказал, что когда приходит Бог, я буду танцевать и, даже, буду рад, что надо мной смеются служанки.
[Иногда думаю: даа, вот пророкам хорошо, к ним приходит Бог и говорит человеческим голосом: то-то и то-то, так-то и так-то. А как быть нам, простым смертным, как узнать правильно ли мы поступаем, как узнать что хорошо, а что плохо. Может быть, надо прислушиваться к состоянию своей души? Иногда думаешь: дура, чё ты делаешь, зачем? но при этом на душе – радость и лёгкость! А иногда ломаешь голову и так, и этак, и наперекосяк, рассчитываешь, предугадываешь – а на душе тяжесть. Может быть, по этому ощущению и надо определять правильность своих действий. Только не путать с поверхностным подленьким ощущением какой-нибудь выгоды – а внутри всё равно червячок сидит. Если злишься, раздражаешься – значит неправильно поступаешь. Если внутри ощущение полёта – значит всё правильно. А если сомневаешься – значит надо остановиться, не дёргаться, подождать знаков судьбы. Как Давид.]
Сегодня в 20 часов будет повторение этой лекции. А в следующий понедельник будет лекция про царя Соломона.