Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Скоромная страничка теиста
 
Что может быть лучше, чем уменьшить конфликтогенность форумных диалогов, отделив постные атеистические глупости от скоромных упований в Промысел Божий, Силу и Славу Его?  
 
Редакция июля 2012 года:
 
Тако Илюха с ангаром остались в "атеисте", а Мист с Атех будут окормляться в "теисте". И наступит благорастворение воздухов. ВВСу писать надлежит в ПиО, дабы не засорять раздел Религия бессмысленными вопросами и хамскими замечаниями.
 
Флудить запрещается.
Страницы: Пред. 1 ... 13 14 15 16 17 ... 171 След.
Ответы
 
To Атех
Цитата
"Замуж!!! Срочно замуж!!!"
 
 
To Daff
Дык ужо давно...
 
Товарищи теисты, будьте серьезнее! Он смотрит сверху же.
 
To Mysth
 
Цитата
Я писала про то, что надо отпор давать хамам и мракобесам
Цитата
Матф 21 / Мк 11 / Ин 2
Кстати, я привел как бы типичный пример "отпора" со стороны Иисуса. Но этот пример, на самом деле, таковым не является. Я уже писал об этом, со мною спорили, но не убедились.
Повторю еще раз: "изгнание из храма" - это инцидент, который совершенно не тривиален. Даже более того - его смысл полностью оказался скрыт для наших современников.  
 
Совершенно ясно, что исторически меновщики и продающие в храме были необходимы. Ведь приходили туда из других городов - гораздо легче принести монету, чем жертвенного животного! Ну и т.д.  
 
Ближе всего к верному изображению событий, как всегда, Марк:  
"Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул". Это совсем не то же самое, что у Иоанна: "выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул". Справиться со всеми на территории 25 футбольных полей и не быть тут же задержанным стражей - это нереально. В противном случае, это бы и изображалось как чудо.
 
Но что же это было и зачем? Наиболее правдоподобная версия, возможно, такая: это был символический акт, инсценировка притчи. И символизировал он предсказание о разрушении храма, пораженного скверной. Не менялы есть скверна, а скверна есть в самом храме. В том числе в его властителях.
 
Но скорее всего, истинный смысл еще глубже. И пока нам не дается.
 
 
To lb
 
Цитата
Но что же это было и зачем? Наиболее правдоподобная версия, возможно, такая: это был символический акт, инсценировка притчи. И символизировал он предсказание о разрушении храма, пораженного скверной. Не менялы есть скверна, а скверна есть в самом храме. В том числе в его властителях.
 
Возможно, что и так...
 
To Атех
 
Цитата
Это шовинистический анекдот!
Возмутило использование термина не по назначению! Но это такой интересный термин, оказывается...
 
 
Словари и энциклопедии сообщают нам также, что слово шовинизм, впервые прозвучавшее в начале 1840-х годов в водевилях, а затем перешедшее с театральной сцены в статьи литературных критиков (Теофиля Готье, а затем Сент-Бёва), произошло от фамилии французского солдата Никола Шовена, родившегося в Рошфоре (департамент Приморская Шаранта). Героический волонтер, сражавшийся в республиканской и наполеоновской армии, израненный в боях, награжденный крестом Почетного легиона, Шовен отличался от своих товарищей по оружию силою патриотического чувства и любви к императору, благодаря чему в конце концов стал героем пьесы 1821 года «Солдат-землепашец» (нередко—без всяких на то оснований—приписываемой Скрибу), водевиля 1831 года «Трехцветная кокарда» и гравюр рисовальщика Шарле. Весьма любопытный случай антономазии*! В мировой истории вообще немного людей, чье имя из собственного сделалось нарицательным и стало обозначать экстремистскую—и притом массовую—установку; особы же столь скромного происхождения среди этой горстки людей вообще практически не встречаются. Поэтому Никола Шовен, столь удивительным образом выделившийся из толпы прочих наполеоновских солдат и сменивший полную безвестность на ни с чем не сравнимую славу, бесспорно достоин самого пристального внимания. Ведь имя этого простого солдата превратилось в расхожий термин, широко употребительный не только во французском, но и в английском, немецком, испанском, итальянском, польском, чешском, русском языках... Причем термин этот оказался настолько выразительным и жизнеспособным, что в наши дни им стали обозначать явление, не имеющее отношения к национализму: англосаксонские феминистки ведут борьбу за освобождение женщин от Маlе Сhauvinist Pig (свинского мужского шовинизма.—англ.)!
 
Шовинизм, не сводимый ни к национализму, ни к патриотизму, ни к ксенофобии и расизму, хотя и весьма близкий к ним, не принадлежит к числу концептов с четко очерченными научными границами. Однако мы вправе говорить в этом случае о понятии, за которым стоит особое, поддающееся распознаванию и уникальное в своем роде содержание, соответствующее определенному периоду в истории французских коллективных представлений. Кстати, именно самобытность шовинизма обеспечила столь долгую и успешную жизнь самому этому термину, обозначавшему новую и поразительную психологическую установку—результат симбиоза крестьянства и армии, подчинения властям, милитаризма, привязанности к земле и простонародного желания славы, приводящего к инстинктивному и грубому национализму. Именно в силу самобытности шовинизма название его непереводимо и вошло в словарный состав европейских языков, ни в одном из которых не нашлось другого слова для характеристики чувства, прежде неизвестного и предвещающего националистические страсти конца XIX века. Сходным образом ни в одном из европейских языков нет точного эквивалента для выражения «Солдат-землепашец». Да и во французском языке у слова «шовинизм» по сей день нет синонимов.
 
 
(Отсюда, где весьма подробно исследовано происхождение термина:
http://www.ec-dejavu.net/c/Chauvinism.html  )
 
 
---------
*АНТОНОМАЗИЯ, и, мн. нет, ж. [греч. antonomasia]. 1. лингв. Обозначение лица словом, называющим какое-н. свойство данного лица: напр., «нечистый» вместо «черт». 2. лингв. Употребление собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами известного (из истории, литературы) носителя этого имени: напр., «донжуан» в значении «искатель любовных приключений», «Обломов» вместо «лентяй», «лежебока» и т. п.
 
 
 
 
To lb
 
Цитата
Справиться со всеми на территории 25 футбольных полей и не быть тут же задержанным стражей - это нереально.
Какие 25! Получаса мне хватило, чтобы все обойти вдоль и поперек.  
 
To lb
Цитата
Совершенно ясно, что исторически меновщики и продающие в храме были необходимы. Ведь приходили туда из других городов - гораздо легче принести монету, чем жертвенного животного! Ну и т.д.
Константин Корепанов касался этого вопроса в своих лекциях. За грехи человеку положена смерть. Бог заменил смерть человека смертью животного. Но нужно, чтобы смерть жертвенного животного человек ощутил как можно глубже. Поэтому жертвенное животное должно быть выращено самим человеком, в его доме, выкормлено его руками. При заклании человек держит руки на голове близкого существа (как бы передаёт ему свои грехи), видит родные глаза, окрапляется кровью жившего в его доме существа. Сердце человека очищается, оно наполняется раскаянием, пониманием, благодарностью, любовью. И к животному, отдавшему жизнь за его грехи. И к Богу - и за урок, и за сохранение жизни.
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Поэтому жертвенное животное должно быть выращено самим человеком
В Ветхом Завете (в этой языческой книге - ведь, правда, не по многобожию следует отделять язычество от истинной религии? ведь по приношению кровавых жертв надо разделять их?) слова про жертву, жертвенники и жертвоприношения встречаются 807 раз. Главные требования к жертве это:
 
Лев.22:21 И если кто приносит мирную  
жертву Господу, исполняя обет, или по  
усердию, из крупного скота или из мелкого, то  
[жертва должна быть] без порока, чтоб быть
угодною [Богу]: никакого порока не должно
быть на ней;
 
275. Лев.22:22 [животного] слепого, или
поврежденного, или уродливого, или  
больного, или коростового, или паршивого,  
таких не приносите Господу и в жертву не  
давайте их на жертвенник Господень

 
Пока у меня хватило сил просмотреть 400 упоминаний про жертвоприношение - нигде нет ни намека на самостоятельное выращивание жертвенных животных. Скорее, наоборот, так как встречается такое:
 
Лев.1:14 Если же из птиц приносит он  
Господу всесожжение, пусть принесет жертву  
свою из горлиц, или из молодых голубей;
 
Лев.5:11 Если же он не в состоянии  
принести двух горлиц или двух молодых  
голубей, пусть принесет за то, что согрешил,  
десятую часть ефы пшеничной муки в жертву  
за грех; пусть не льет на нее елея, и ливана  
пусть не кладет на нее, ибо это жертва за грех

 
Думаю. поймать голубя - это не значит вырастить его самому.
Ясно и зачем нужны эти жертвы. Чтобы кормились священники:
 
Лев.6:26 священник, совершающий жертву  
за грех, должен есть ее; она должна быть  
съедаема на святом месте, на дворе скинии  
собрания;
 
Лев. 7:6 Весь мужеский пол священнического  
рода может есть ее; на святом месте должно  
есть ее: это великая святыня.

 
Но самое главное, что собственников стад было не так много в древнем мире. Кроме того, уже тогда было достаточно и ремесленников, которые не касались скотоводства. Явно. что часть людей, которая в принципе не могла вырастить козу для жертвы, была больше имущей ее.
 
Поэтому ваш Константин Корепанов лукавит, а то и врёт. Вырастите у себя собаку, которая вам будет преданно смотреть в глаза, и зарежьте ее. А потом подите к своему Корепанову и скажите в глаза всё, что о нем думаете.
 
To lb
Цитата
никакого порока не должно  
быть на ней;
Когда любишь, отдаёшь самое лучшее, что есть, а не то, что тебе не нужно.
Цитата
Если же он не в состоянии  
принести двух горлиц или двух молодых  
голубей, пусть принесет
Кто бедный, тот приносит то, что сможет принести.
Цитата
Вырастите у себя собаку, которая вам будет преданно смотреть в глаза, и зарежьте ее.
Когда речь идёт о жизни или человека, или собаки - выбор очевиден.
 
Почитайте статью А.Кураева - не пожалеете!
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1993/6/akuraev.html  
Написано давно, а проблемы все те же.
 
Родина — это ценность. Россия — это несомненная ценность. И православие — это ценность. Но в сознании думающего человека разные признаваемые и исповедуемые им ценности находятся в иерархическом устроении, менее значимая подчиняется более значимой. Это подчинение, в частности, говорит, что в случае их столкновения меньшая ценность должна уступить той, которая почитается как большая. Меньшим надлежит жертвовать ради большего. Так вот, я предлагаю такой вопрос решить для себя: какую Россию я, как православный, уже не могу защищать?
Но в общественной проповеди Церкви сегодня нет этого свидетельства о том, что в конце концов выше России, ее истории и культуры. Такое ощущение, что само православие ценится лишь потому, что служило собиранию России. Замечательно, что националистическое понимание православия смыкается с экуменическим. И в том и в другом случае православие ценится только как “русская религия”...  
И Христос -- все-таки Истина или национальная традиция? Совместными усилиями патриотов и экуменистов в конце концов Церковь станет выглядеть как ритуально-этнографический заповедник, хранящий добрые старые русские традиции. Но ведь в заповедник не обращаются за советом по решению сегодняшних жгучих вопросов и в музей истории медицины не приходят за излечением.
 
О говорении "на языках":
 
4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян. 2)
 
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.  (1 Кор. 12)
 
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом (1 Кор 14)
 
 
Где сохранилась эта традиция ныне, кто ее воспреемник?
 
To meybe 07
Посмотрел. Наиболее спорная фраза:
 
Цитата
Для православного немыслимо представление о том, что опыт откровения и богообщения, который был у апостолов, затем стал вдруг недоступен. Нам кажется странным это новое учение о том, что Христос на полтора тысячелетия забыл своих учеников и оставил их заблуждаться в вопросах, имеющих значимость для спасения (ибо это уже противоречит догмату о человеколюбии Творца).
Лучше бы не начинал он о человеколюбии... А то православным богословам Творец человеколюбствует, а детей малых убивает миллионами.
 
Далее:  
Цитата
Это и м нужен такой Бог, который позволял бы дешевыми средствами получить спасение. Это и м нужно такое понимание Креста Господня, которое избавляло бы их от несения еще и собственного, человеческого креста. Гедонистическая Европа новейшего времени сделала из религии Распятия повод для “чувства глубокого удовлетворения”
Не знаю, возможно, есть и такие течения в христианстве. Но именно протестантские поиски истины во Христе приводят к прямо противоположному выводу. Иисус жестко и однозначно требовал исполнения Закона. И это суть истина. А спасение всех смертью на кресте - последующее заблуждение. Так что вывод очень неутешительный для Кураева: не к гедонизму следуют протестанты, а поневоле к жизни суровой и взысканной Богом и его Законом. Если, конечно, следовать вероучению.
 
Следующее показалось заслуживащим внимания:  
Цитата
И даже употребление одних и тех же евангельских слов передает очень разные смыслы в протестантизме и в православии. “Грех” и “спасение” — две фундаментальные категории библейского богословия. Но западное христианство склонно описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство — в терминах органических. Для православия грех не столько вина, сколько болезнь. “Грех делает нас более несчастными, чем виновными”,— говорил преп. Иоанн Кассиан, а преп. Петр Дамаскин сравнивал грешника с псом, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови... И в чине исповеди священническая молитва увещевает: “Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши”... В наше время среди православных мыслителей С. Л. Франк подчеркивал, что о “первородном грехе” правильнее говорить как о “первородном бедствии”.
Мысль Кураева, следуя данной канве, оправдывает человека, перекладывая его вину на Бога. Ибо грех - человеческое качество, а бедствие - внешнее к человеку, природное. Или, в данном случае, "промысел Божий". Господь нам мыслил грех и дал свершиться.
 
Цитата
Если бы не годы отсечения народа и даже самой Церкви от высокой богословской и философской мысли, мы бы помнили и слова князя Е. Н. Трубецкого о том, что, по ощущению нашей совести, “человеческая природа, поврежденная изнутри, в самом своем корне и источнике, может быть и спасена только изнутри, а не внешним актом купли или колдовства, который оставляет нетронутым ее греховный корень. А значит, неприемлема банковская процедура перевода “заслуг” Христа на спасаемых Им людей” (Т р у б е ц к о й Е. Н. Смысл жизни. Берлин. 1922, стр. 198).
Получается, "спасение", "Спаситель" - всё термины не о том. Никакого спасения не было. Была метафора. Тогда бы и говорили Георгии Богословы и Трубецкие не о спасении, а о примере, не о Спасителе, а о ...
 
Показалось мне, что главная идея Кураева следующая: исторический Иисус, преподносимый протестантами, нам не нужен. У нас есть оформившийся православный миф.
 
 
Наконец, эту выдержку из текста можно рассматривать как приговор православию:
 
Цитата
Если и этих примеров не хватит для того, чтобы показать, как далеко могут расходиться прочтения одного текста в Церкви и вне ее, обращу внимание на еще один стих Писания. Апостол Павел пишет: “Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся” (1 Кор. 7, 20—21). Лютер этот текст переводит как призыв к обретению свободы: лучше воспользуйся этой возможностью избавиться от рабства. Церковнославянский перевод предлагает противоположную трактовку: “Но аще и можеши свободен быти, больше поработи себе”. Греческий текст говорит нейтрально — “избери лучшее”, не поясняя явным образом, что же для человека лучше в этой ситуации.
Не зря далее идет рассуждение о пользе ГУЛАГА.
 
 
В данном архиве на фрязинском аплоуде -
http://upload.fryazino.net/view/3836/iov.rar  
содержатся следующие 5 работ по Книге Иова, ссылки на которые были великодушно предоставлены meybe 07:
 
 
1) Искушение и победа Святого Иова  
Козырев Федор Николаевич  
21.06.2004  
Научный рецензент книги: академик РАН В.Н. Топоров.  
 
2) Александр СОПРОВСКИЙ  
ПРАВОТА ПОЭТА  
О КНИГЕ ИОВА  
 
3) Очерки истории зарубежной литературы. Литература Древнего Востока.  
Распопин В.Н.  
Ветхий Завет. Книга Иова.  
28.01.2004  
 
4) МИХАИЛ ЭПШТЕЙН  
Теология Книги Иова  
 
5) Зиждительное слово  
Б.М.Цейтлин  
 
 
КАНУНЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
 
Вся в метели прошла преподобная Евфимия Великая — государыня масленица будет метельной! Прошел апостол Тимофей полузимник; за ним три вселенских святителя; Св. Никита епископ новгородский — избавитель от пожара и всякого запаления; догорели восковые свечи Сретения Господня — были лютые сретенские морозы; прошли Симеон Богоприимец и Анна Пророчица.  
 
Снег продолжает заметать окна до самого навершия, морозы стоят словно медные, по ночам метель воет, но на душе любо — прошла половина зимы. Дни светлеют! Во сне уж видишь траву и березовые сережки. Сердце похоже на птицу, готовую к полету.
 
В лютый мороз я объявил Гришке:
 
—Весна наступает!
 
А он мне ответил:
 
— Дать бы тебе по затылку за такие слова! Кака тут весна, ежели птица налету мерзнет!
 
— Это последние морозы, — уверял я, дуя на окоченевшие пальцы, — уже ветер веселее дует, да и лед на реке по ночам воет... Это к весне!
 
Гришка не хочет верить, но по глазам вижу, что ему тоже любо от весенних слов.
 
Нищий Яков Гриб пил у нас чай. Подув на блюдечко, он сказал поникшим голосом:
 
— Бежит время... бежит... Завтра наступает неделя о мытаре и фарисее. Готовьтесь к Великому посту — редька и хрен, да книга Ефрем.
 
Все вздохнули, а я обрадовался. Великий пост — это весна, ручьи, петушиные вскрики, желтое солнце на белых церквах и ледоход на реке. За всенощной, после выноса Евангелия на середину церкви, впервые запели покаянную молитву:
 
Покаяния отверзи ми двери.
Жизнодавче,
Утреннеет бо дух мой ко храму  
Святому Твоему.
 
С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому посту. Перед иконами затопляли лампаду, и она уже становилась неугасимой. По средам и пятницам ничего не ели мясного. Перед обедом и ужином молились "в землю". Мать становилась строже и как бы уходящей от земли. До прихода Великого поста я спешил взять от зимы все ее благодатности, катался на санях, валялся в сугробах, сбивал палкой ледяные сосульки, становился на запятки извозчичьих санок, сосал льдинки, спускался в овраги и слушал снег.
 
Наступила другая седьмица. Она называлась по церковному — неделя о Блудном сыне. За всенощной пели еще более горькую песню, чем "Покаяние", — "На реках Вавилонских".
 
В воскресенье пришел к нам погреться Яков Гриб. Присев к печке, он запел старинный стих "Плач Адама":
 
Раю мой раю,
Пресветлый мой раю,
Ради мене сотворенный,
Ради Евы затворенный.
 
Стих этот заставил отца разговориться. Он стал вспоминать большие русские дороги, по которым ходили старцы-слепцы с поводырями. Прозывались они Божьими певунами. На посохе у них изображались голубь, шестиконечный крест, а у иных змея. Остановятся, бывало, перед окнами избы и запоют о смертном часе, о последней трубе Архангела, об Иосафе — царевиче, о вселении в пустыню. Мать свою бабушку вспомнила:
 
— Мастерица была петь духовные стихи! До того было усладно, что, слушая ее, душа лечилась от греха и помрачения!..
 
— Когда-то и я на ярмарках пел! — отозвался Яков, — пока голоса своего не пропил. Дело это выгодное и утешительное. Народ-то русский за благоглаголивость слов крестильный крест с себя сымет! Все дело забудет. Опустит, бывало, голову и слушает, а слезы-то по лицу так и катятся!.. Да, без Бога мы не можем, будь ты хоть самый что ни на есть чистокровный жулик и арестант!
 
— Теперь не те времена, — вздохнула мать, — старинный стих повыветрился! Все больше фабричное да граммофонное поют!
 
— Так-то оно так, — возразил Яков, — это верно, что старину редко поют, но попробуй запой вот теперь твоя бабушка про Алексия человека Божия или там про антихриста, так расплачутся разбойники и востоскуют! Потому что это... русскую в этом стихе услышат... Прадеды да деды перед глазами встанут... Вся история из гробов восстанет!.. Да... От крови да от земли своей не убежишь. Она свое возьмет... кровь-то!
 
Вечером увидел я нежный бирюзовый лоскуток неба, и он показался мне знамением весны — она всегда, ранняя весна-то, бирюзовой бывает! Я сказал про это Гришке, и он опять выругался.
 
— Дам я тебе по затылку, курносая пятница! Надоел ты мне со своей весной хуже горькой редьки!
 
Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен — в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех "от Адама до днесь усопших в благочестии и вере" и особенное моление воссылала за тех, "коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших..." И за тех "яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления..."
 
В воскресенье читали за литургией Евангелие о Страшном суде. Дни были страшными, похожими на ночные молнии или отдаленные раскаты грома.
 
Во мне боролись два чувства: страх перед грозным судом Божьим, и радость от близкого наступления масленицы. Последнее чувство было так сильно и буйно, что я перекрестился и сказал: — Прости, Господи, великие мои согрешения! Масленица пришла в легкой метелице. На телеграфных столбах висели длинные багровые афиши. Почти целый час мы читали с Гришкой мудреные, но завлекательные слова:
 
"Кинематограф "Люмьер". Живые движущиеся фотографии и кроме того блистательное представление малобариста геркулесного жонглера эквилибриста "Бруно фон Солерно", престидижитатора Мюльберга и магико спиритическ. вечер престидижитатора, эффектиста, фантастического вечера эскамотажа, прозванного королем ловкости Мартина Лемберга".
 
От людей пахло блинами. Богатые пекли блины с понедельника, а бедные с четверга. Мать пекла блины с молитвою. Первый испеченный блин она положила на слуховое окно в память умерших родителей. Мать много рассказывала о деревенской масленице, и я очень жалел, почему родителям вздумалось перебраться в город. Там все было по-другому. В деревне масленичный понедельник назывался — встреча; вторник — заигрыши; среда — лакомка; четверг — перелом; пятница — тещины вечерки; суббота — золовкины посиделки; воскресенье — проводы и прощеный день. Масленицу называли также Боярыней, Царицей, Осударыней, Матушкой, Гуленой, Красавой. Пели песни, вытканные из звезд, солнечных лучей, месяца-золотые рожки, из снега, из ржаных колосков.
 
В эти дни все веселились, и только одна церковь скорбела в своих вечерних молитвах. Священник читал уже великопостную молитву Ефрема Сирина "Господи и Владыке живота моего". Наступило прощеное воскресенье. Днем ходили на кладбище прощаться с усопшими сродниками. В церкви, после вечерни, священник поклонился всему народу в ноги и попросил прощения. Перед отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили: "Простите, Христа ради", и на это отвечали: "Бог простит". В этот день в деревне зорнили пряжу, т. е. выставляли моток пряхи на утреннюю зарю, чтобы вся пряха была чиста.
 
Снился мне грядущий Великий пост, почему-то в образе преподобного Сергия Радонежского, идущего по снегу и опирающегося на черный игуменский посох.  
 
В. Никифоров-Волгин
 
To Атех
 
Цитата
С Мытаревой недели в доме начиналась подготовка к Великому посту.
Цитата
Наступила неделя о Страшном суде.
А не подскажете, когда эти недели бывают?
 
To lb
Неделя о мытаре и фарисее - Мытарева неделя - первая неделя, подготовительная к Великому посту. На литургии читается Евангелие о мытаре и фарисее.
Следующее воскресение - Неделя о блудном сыне.
Потом - Неделя о Страшнем суде.
И последняя - Воспоминание Адамова изгнания. В это воскресение и будет.
 
To Атех
То есть 4 недели подряд, из которых последняя - Воспоминание Адамова изгнания - называется также масленничной? Или это всё только речь о воскресных днях?
 
To lb
О воскресных.
Неделя  
 - древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день.
 
ВЕЛИКИЙ ПОСТ  
 
Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам.  
Чистый Понедельник. Мать послала меня в церковь «к часам» и сказала с тихой строгостью:  
 
— Пост да молитва небо отворяют!  
 
Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снитки, постный сахар... Из деревень привезли много веников (в Чистый Понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и деликатно:  
 
— Грибки монастырские!  
 
— Венечки для очищения!  
 
— Огурчики печорские!  
 
— Сниточки причудские!  
 
От мороза голубой дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки прутик вербы, и сердце охватила знобкая радость: скоро весна, скоро Пасха и от мороза только ручейки останутся!  
 
В церкви прохладно и голубовато, как в снежном утреннем лесу. Из алтаря вышел священник в черной епитрахили и произнес никогда не слыханные слова:  
 
«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся...»  
 
Все опустились на колени, и лица молящихся, как у предстоящих перед Господом на картине «Страшный суд». И даже у купца Бабкина, который побоями вогнал жену в гроб и никому не отпускает товар в долг, губы дрожат от молитвы и на выпуклых глазах слезы. Около распятия стоит чиновник Остряков и тоже крестится, а на масленице похвалялся моему отцу, что он, как образованный, не имеет права верить в Бога. Все молятся, и только церковный староста звенит медяками у свечного ящика.  
 
За окнами снежной пылью осыпались деревья, розовые от солнца.  
 
После долгой службы идешь домой и слушаешь внутри себя шепот: «Обнови нас, молящих Ти ся... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего...»  
 
А кругом солнце. Оно уже сожгло утренние морозы. Улица звенит от ледяных сосулек, падающих с крыш.  
 
Обед в этот день был необычайный: редька, грибная похлебка, гречневая каша без масла и чай яблочный. Перед тем как сесть за стол, долго крестились перед иконами. Обедал у нас нищий старичок Яков, и он сказывал:  
 
— В монастырях по правилам святых отцов на Великий пост положено сухоястие, хлеб да вода... А святой Ерм со своими учениками вкушали пищу единожды в день и только вечером...  
 
Я задумался над словами Якова и перестал есть.  
 
— Ты что не ешь? — спросила мать.  
 
Я нахмурился и ответил басом, исподлобья:  
 
— Хочу быть святым Ермом! Все улыбнулись, а дедушка Яков погладил меня по голове и сказал:  
 
— Ишь ты, какой восприемный!  
 
Постная похлебка так хорошо пахла, что я не сдержался и стал есть; дохлебал ее до конца и попросил еще тарелку, да погуще.  
 
Наступил вечер. Сумерки колыхнулись от звона к великому повечерию. Всей семьей мы пошли к чтению канона Андрея Критского. В храме полумрак. На середине стоит аналой в черной ризе, и на нем большая старая книга. Много богомольцев, но их почти не слышно, и все похожи на тихие деревца в вечернем саду. От скудного освещения лики святых стали глубже и строже.  
 
Полумрак вздрогнул от возгласа священника, тоже какого-то далекого, окутанного глубиной. На клиросе запели тихо-тихо и до того печально, что защемило в сердце:  
 
«Помощник и Покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися...»  
 
К аналою подошел священник, зажег свечу и начал читать великий канон Андрея Критского:  
 
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление».  
 
После каждого прочитанного стиха хор вторит батюшке: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».  
 
Долгая-долгая, монастырски строгая служба. За погасшими окнами ходит темный вечер, осыпанный звездами. Подошла ко мне мать и шепнула на ухо:  
 
— Сядь на скамейку и отдохни малость...  
 
Я сел, и охватила меня от усталости сладкая дрема, но на клиросе запели: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?»  
 
Я смахнул дрему, встал со скамейки и стал креститься.  
 
Батюшка читает: «Согреших, беззаконновах, и отвергох заповедь Твою...»  
 
Эти слова заставляют меня задуматься. Я начинаю думать о своих грехах. На масленице стянул у отца из кармана гривенник и купил себе пряников; недавно запустил комом снега в спину извозчика; приятеля своего Гришку обозвал «рыжим бесом», хотя он совсем не рыжий; тетку Федосью прозвал «грызлой»; утаил от матери сдачу, когда покупал керосин в лавке, и при встрече с батюшкой не снял шапку.  
 
Я становлюсь на колени и с сокрушением повторяю за хором: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя...»  
 
Когда шли из церкви домой, дорогою я сказал отцу, понурив голову:  
 
— Папка! Прости меня, я у тебя стянул гривенник!  
 
Отец ответил:  
 
— Бог простит, сынок.  
 
После некоторого молчания обратился я и к матери:  
 
— Мама, и ты прости меня. Я сдачу за керосин на пряниках проел. И мать тоже ответила:  
 
— Бог простит.  
 
Засыпая в постели, я подумал:  
 
— Как хорошо быть безгрешным!  
 
В. Никифоров-Волгин
 
 
 
Преждеосвященная  
 
После долгого чтения часов с коленопреклоненными молитвами на клиросе горько-горько запели: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем»…
 
Литургия с таким величавым и таинственным наименованием «преждеосвященная» началась не так, как всегда… Алтарь и амвон в ярком сиянии мартовского солнца. По календарю завтра наступает весна, и я, как молитву, тихо шепчу раздельно и радостно: ве-с-н-а! Подошел к амвону. Опустил руки в солнечные лучи и, склонив набок голову, смотрел, как по руке бегали «зайчики». Я старался покрыть их шапкой, чтобы поймать, а они не давались. Проходивший церковный сторож ударил меня по руке и сказал: «Не балуй». Я сконфузился и стал креститься.
 
После чтения первой паремии открылись Царские врата. Все встали на колени, и лица богомольцев наклонились к самому полу. В неслышную тишину вошел священник с зажженной свечой и кадилом. Он крестообразно осенил коленопреклоненных святым огнем и сказал:
— «Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех»…  
 
Ко мне подошел приятель Витька и тихо шепнул:
— Сейчас Колька петь будет… Слушай, вот где здорово!
 
Колька живет на нашем дворе. Ему только девять лет, и он уже поет в хоре. Все его хвалят, и мы, ребятишки, хоть и завидуем ему, но относимся с почтением.
 
И вот вышли на амвон три мальчика, и среди них Колька. Все они в голубых ризах с золотыми крестами и так напомнили трех отроков-мучеников, идущих в печь огненную на страдание во имя Господа.
 
В церкви стало тихо-тихо, и только в алтаре серебристо колебалось кадило в руке батюшки.
 
Три мальчика чистыми, хрустально-ломкими голосами запели:
— «Да исправится молитва моя… Яко кадило пред Тобою… Вонми гласу моления моего»…
 
Колькин голос, как птица, взлетает все выше и выше и вот-вот упадет, как талая льдинка с высоты, и разобьется на мелкие хрусталинки.
 
Я слушаю его и думаю:
«Хорошо бы и мне поступить в певчие! Наденут на меня тоже нарядную ризу и заставят петь… Я выйду на середину церкви, и батюшка будет кадить мне, и все будут смотреть на меня и думать: «Ай да Вася! Ай да молодец!» И отцу с матерью будет приятно, что у них такой умный сын…
 
Они поют, а батюшка звенит кадилом сперва у престола, а потом у жертвенника, и вся церковь от кадильного дыма словно в облаках.
 
Витька — первый баловник у нас на дворе, и тот присмирел. С разинутым ртом он смотрит на голубых мальчиков, и в волосах его шевелится солнечный луч. Я обратил на это внимание и сказал ему:
— У тебя золотой волос!
 
Витька не расслышал и ответил:
— Да, у меня не плохой голос, но только сиплый маленько, а то я бы спел!
 
К нам подошла старушка и сказала:
— Тише вы, баловники!
 
Во время «великого входа» вместо всегдашней «Херувимской» пели:
«Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится». Тихо-тихо, при самой беззвучной тишине батюшка перенес Святые Дары с жертвенника на престол, и при этом шествии все стояли на коленях лицом вниз, даже и певчие.
 
А когда Святые Дары были перенесены, то запели хорошо и трогательно: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». По закрытии Царских врат задернули алтарную завесу только до середины, и нам с Витькой это показалось особенно необычным.
 
Витька мне шепнул:
— Иди, скажи сторожу, что занавеска не задернулась!..
 
Я послушался Витьку и подошел к сторожу, снимавшему огарки с подсвечника.
— Дядя Максим, гляди, занавеска-то не так…
 
Сторож посмотрел на меня из-под косматых бровей и сердито буркнул:
— Тебя забыли спросить! Так полагается…
 
По окончании литургии Витька уговорил меня пойти в рощу:
— Подснежников там страсть! — взвизгнул он.
 
Роща была за городом, около реки. Мы пошли по душистому предвесеннему ветру, по сверкающим лужам и золотой от солнца грязи, и громко, вразлад пели только что отзвучавшую в церкви молитву: «Да исправится молитва моя»… и чуть не переругались из-за того, чей голос лучше.
 
А когда в роще, которая гудела по-особенному, по-весеннему, напали на тихие голубинки подснежников, то почему-то обнялись друг с другом и стали смеяться и кричать на всю рощу… А что кричали, для чего кричали — мы не знали.
 
Затем шли домой с букетиком подснежников и мечтали о том, как хорошо поступить в церковный хор, надеть на себя голубую ризу и петь:
«Да исправится молитва моя».
 
В. Никифоров-Волгин  
 
To lb
 По-моему еще более 2000лет назад буддисты говорили, что "религия - для рабов, женщин и детей".  И что изменилось?
 
To KCA
Религия - это константа культуры.
 
To lb
Т.е. не поменялся способ порабощения и закабаления?
 
 
To KCA
Русский народ практически не имеет внерелигиозной истории.
Слабо отрефлексированное язычество сменилось веками христианства - как неистового, так и государственного. И всё это НЕ МЕНЯЛОСЬ веками. В 20 веке секулярную идею опять возвели на религиозный пьедестал, чем дожали человека почти до импотенции в части свободного мышления. Атеизма не стало. Новые иконы, ритуалы, клир, вечерни и заутрени завершили формирование "нового человека" на старый лад, чем полностью и предопределили фиаско выхода на виток очередной попытки. Необходимость поклоняться довлела и довлеет доднесь. И вряд ли хватит 40 лет водить народ по пустыням духа, чтобы изжить генетические уже тяги о молении.
 
Не только религия для рабов. И пострелигиозное бытие рабологично.
 
To lb
 
Цитата
Русский народ практически не имеет внерелигиозной истории.
С приходом христианства всё что было уничтожилось как язычество.
Потому и нет той истории. А то что не смогли уничтожить, подогнали под церковные праздники.
 
 
To lb
И в церковь ходить не надо - только послушать lb. Мало что понял в хитросплетениях поданой мысли - может время позднее? Может как-то по частям?
Христианству, например, у нас только 10 веков, а язычеству куда как поболее. И чем плохи были наши пращуры , ну не довелось им увидеть Христа в гробу - ну и что?
Правильно ли я понял, что  
Цитата
дожали человека почти до импотенции
 относится к мужскому населению? Ведь вот на украинском женщина не является человеком (только жинкой)?
 
To KCA
Вот соотнесите ваше древнее язычество и хаосово уничтоженное язычество!
Разве это возможно совместить?
 
To lb
А что разве язычество не уничтожалось?
По сей день церковь его искоренить пытается.
 
 
To lb
Господи, ну что тут сложного - придумают новую религию и насадят праздники новой религии на христианские - так же всегда делается. Правда вот строители коммунизма не довели это дело до конца. И не вознесли мумию из гроба на небеса.
 Убегаете от вопросов?  
 
Страницы: Пред. 1 ... 13 14 15 16 17 ... 171 След.