Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Жив ли интерес к поэзии в наши дни?
 
Известно, что сейчас очень мало осталось людей, которые читают Пушкина для себя, а будучи поэтом прославиться очень трудно, видимо потому, что большинство современных людей не чувствует музыку стихов, а интересуется больше содержанием, следовательно большинству людей интереснее читать прозу, чем стихи. Наша современница поэтесса Вера Павлова получила премию, как мне кажется, тоже за содержание своих стихов.
Пишите те, кто со мной не согласен, и ещё мне хотелось бы узнать - есть ли у нас в сети люди, которые читают стихи известных поэтов просто для себя, и если да, то что понравилось и почему?
Страницы: Пред. 1 ... 69 70 71 72 73 ... 177 След.
Ответы
 
Мой тихий сон, мой сон ежеминутный —
Невидимый, завороженный лес,
Где носится какой-то шорох смутный,
Как дивный шелест шелковых завес.
 
В безумных встречах и туманных спорах,
На перекрестке удивленных глаз
Невидимый и непонятный шорох,
Под пеплом вспыхнул и уже погас.
 
И как туманом одевает лица,
И слово замирает на устах,
И кажется — испуганная птица
Метнулась в вечереющих кустах.
 
(О. Мандельштам)
 
 
Нет ничего родоначальней
и поврежденней для ума,
моя вчерашняя тюрьма,
чем взгляд в моей избе-читальне,
объемный, словно полутьма,
и пристальный, как снег печальный,
когда рождается зима.
 
И ничего, что было в снах,
над явью не возобладало,
моя грядущая Валгалла,
как будто я бессонья знак,  
струя нетвердого металла
в протоках, где текла весна,
пока засушливой не стала.
 
 
Начало сентября
 
Кошка взобралась на плечи.  
Лето - октябрьский вечер.  
Несочетание длин  
сплина и дальней свободы.  
Я привыкаю пить воду.  
Я потихоньку один.  
 
Перебеситься. Снять лапоть.  
Выжить. Подтаять. Прокапать
не пересохшим устам,  
а начинающим плакать.  
Быть потихоньку седым  
и понемногу сутулым.  
Полю мерещится дым  
майского горького гула.  
 
* * *  
Я не то что схожу с ума, но устал за лето.
За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
Поскорей бы, что ли, пришла зима и занесла всё это —
города, человеков, но для начала зелень.
Стану спать не раздевшись или читать с любого
места чужую книгу, покамест остатки года,
как собака, сбежавшая от слепого,
переходят в положенном месте асфальт.
                                 Свобода —
это когда забываешь отчество у тирана,
а слюна во рту слаще халвы Шираза,
и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
ничего не каплет из голубого глаза.
 
(И. Бродский)
 
Неимоверны прихоти ума,
в еловой ветке видящего небо,
в сучке отсохшем – хитрый мякиш хлеба
и в хвойной прели завтрашний туман.
Я Перельман, затейник и капризник,
просочетавший скуку и игру,
я переиздан, значит, не умру,
и стал дороже, словно повод к жизни.
 
Я был на тризне светлого вчера,
его вчера похоронили в школе,
в которой завтра праздником неволи
войдет иная скука и игра,
что во сто крат став изощренней сна,
в факультативах самых славных знаний
вас переманит в прелести скитаний
в еловой хвое, длинной как сосна.
 
И вот весна, прощенная заочно,
нетривиально физику сочтёт,
и в небесах патриархальный ход
пройдет по звездам также непорочно.
И будут точны прихоти ума,
в еловом небе наблюдая Бога,
и мякиш хлеба, сочный как дорога,
причтет вас утром в выпревший туман.
 
 
* * *  
Вполголоса - конечно, не во весь -
прощаюсь навсегда с твоим порогом.
Не шелохнется град, не встрепенется весь
от голоса приглушенного.
С Богом!
По лестнице, на улицу, во тьму...
Перед тобой - окраины в дыму,
простор болот, вечерняя прохлада.
Я не преграда взору твоему,
словам твоим печальным - не преграда.
И что оно - отсюда не видать.
Пучки травы... и лиственниц убранство...
Тебе не в радость, мне не в благодать
безлюдное, доступное пространство.
 
(И. Бродский)
 
ОТРЫВОК  
Из слез, дистиллированных зрачком,
гортань мне омывающих, наружу
не пущенных и там, под мозжечком,
образовавших ледяную лужу,
из ночи, перепачканной трубой,
превосходящей мужеский капризнак,
из крови, столь испорченной тобой,
- и тем верней - я создаю твой призрак,
и мне, как псу, не оторвать глаза
от перекрестка, где многоголосо
остервенело лают тормоза,
когда в толпу сбиваются колеса
троллейбусов, когда на красный свет
бежит твой призрак, страх перед которым
присущ скорее глохнущим моторам,
чем шоферам. И если это бред,
ночной мой бред, тогда - сожми виски.
Но тяжкий бред ночной непрерываем
будильником, грохочущим трамваем,
огромный город рвущим на куски,
как белый лист, где сказано "прощай".
Но уничтожив адрес на конверте,
ты входишь в дом, чьи комнаты лишай
забвения стрижет, и мысль о смерти
приюта ищет в меркнущем уме
на ощупь, как случайный обитатель
чужой квартиры пальцами во тьме
по стенам шарит в страхе выключатель.
 
(И. Бродский)
 
 
ПОСЕЩЕНИЕ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА
 
"Малыш, я хочу еще послушать,  
как ты смеешься..."  
Антуан де Сент Экзюпери  
 
Был поздний вечер, дождь. И вдруг,  
я слышу в двери легкий стук...  
В такое время уж пусты дороги,  
и путники уже не те...  
Я отворил и в темноте  
стоял мальчишка светлый на пороге.  
 
Мне нужен друг - сказал он мне.  
Ты видел звезды в вышине?  
Они огромные для тех, кто с ними рядом!  
А я один, и там вдали,  
в дорогах - годы от Земли,  
мне для кого-то быть огромным тоже надо.  
 
Я ждал тебя давно, малыш,  
входи, ну что же ты стоишь?  
Через порог привычек и сомнений  
я сам к тебе боюсь шагнуть,  
я не решаюсь, дальний путь  
вначале легок, дальше не по мне он.  
 
Мы сами мир свой создадим,  
представим солнце, звездный дым,  
любовь себе придумаем вполмира,  
м журавлями в облака  
надежды пустим, а пока  
входи, мы потолкуем, друг мой милый.  
 
- Но ты качаешь головой,  
ты недоволен, мальчик мой,  
что неделимое хочу делить на части.  
Зачем придумывать другой,  
когда под радугой - дугой  
прекрасный мир дождей и слез, и счастья!?  
 
И лучше пусть измена вновь,  
чем вечная полулюбовь,  
и лучше уж ползком, чем без движенья...  
Пусть я весь мир не облечу -  
летать и падать я хочу,  
и вновь летать сквозь силы притяженья!  
 
А. Дольский
   
 
 
ДРУГОЕ  
 
Что сделалось? Зачем я не могу,
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжелую в моих губах имею?
 
Вы скажете - но вот уже строфа,
четыре строчки в ней, она готова.
Я не о том. Во мне уже стара
привычка ставить слово после слова.
 
Порядок этот ведает рука.
Я не о том. Как это прежде было?
Когда происходило - не строка -
другое что-то. Только что?- забыла.
 
Да, то, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?
 
(Б. Ахмадулина)
 
 
Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья,
Чрез бездну двух или трех дней?
 
(Ф. И. Тютчев)
 
Скотина я, и потому не страшен.
Любим слепнями и кнутом Авара,
и сам люблю аварские поля.
Я выпасен, как выспасен не для
крылатого подобия Икара –
в Паннонии еще летать нельзя –
а для надежной поступи по пашне.
 
А страшен вам – упавший небосвод
на скотскую мою планету,
где ночь идет,
которая не ведает рассвета.
 
To ili...ili
 
Цитата
Скотина я, и потому не страшен.
К чему такое самобичеванье?
И шкуры траченной слепнями содроганье?...
Когда вокруг средь райских кущь
Наяды и дриады водят хороводы
Вздымаются и опадают бурны воды,
И сонм невиданных существ  
Мирские судьбы изменяет...
Какая радуга играет
На небосводе горемычном
И в различении отличном
Различия отличий не сыскать.
 
* * *  
Твоя слеза меня смутила...
Но я, клянусь, не виноват!
Страшна условий жизни сила,
Стеной обычаи стоят.
 
Совсем не в силу убежденья,
А в силу нравов, иногда
Всплывают грустные явленья,
И люди гибнут без следа,
 
И ужасающая драма
Родится в треске фраз и слов
Несуществующего срама
И намалеванных оков.
 
(К. Случевский)
 
Разрешите представить стихотворение из нашей новой книги "Фотиандр метаноик".
 
Мера возраста
 
Букет сережек Вербныя недели,
 Прищурясь, вновь глядит в зерцало льда…
А дни бегут. Мы скучно поседели
 И не спеша уходим в никуда.
А наши думы, дни и капли крови
 О камни разбивают тщетный пыл,
Звеня и прыгая (как Григорович
 У мэтра Достоевского учил-
ся). Злая невостребованность духа
 Раблезианский затмевает смех.
История, как бабка-повитуха,
 Одним узлом повязывает всех.
Любови искупительная пытка
  В тени креста, пожалуй, стоит свеч,
А время выползает, как улитка,
 И рожками ощупывает веч-
ность. Ной из клетки своего ковчега
 Пускал, как голубятник, голубей,
А ворон улетел, как alter ego
 Или кормилец Илии. Убей
Не понимаю, почему так долго
 Пасхальная творится ектенья.
А в стареньком платочке богомолка
 К похмельному синдрому бытия
Относится спокойственно, как кролик
 К четырехместной клетке и сенцу.
Мы все прошли. Нам розданы все роли –
 Но ни одна нам что-то не к лицу.
И, не вместясь в извилинах и чашах,
 На эту явь глядит с убруса Спас,
Веля простить врагов Его и наших,
 Как Сам Он днесь прощает их и нас.
 
 
и еще:
 
   Чем тоньше фарфор – тем ближе к тебе его
внутренняя пустынственность, наполненная забытым
аскетическим смыслом. Тщетное торжество
мазков и штриховки над незатейливым бытом
может быть долгим, но не бывает веч-
ным, то есть, попросту, чаши и вазы – бьются.
Но фарфоровый искус стоит свеч,
особенно – сандаловых, капающих на блюдце,
словно свершая обряд гаданья по трем
из девяти капель, принявших форму дракона
или феникса, загораживающего крылом,
словно ширмами, пять шестых небосклона,
оставляя шестую для солнца, что в фарфор
упирает лучи, полутона и тени
и всё, что на свитке вод и гор
ветер выспрашивает у бабочек и растений,
прежде чем ринуться в зеленорисовый дол
и, опускаясь пониже, взобраться повыше,
с целомудренным любопытством приподнимая подол
императорской или храмовой крыши,
под коей творится такой сакральный содом,
что время, нарезанное стрелками ручной работы,
становится жидким камнем или фарфоровым льдом,
оставляя в нем мистические пустоты –
вроде тех, что вмещают в себя и обрыв,
и кувшин, и дворец, и пару в порыве желанном,
словно каверны в вулканическом пепле, укрыв-
шем Помпеи и Геркуланум.
 
 
Облака
 
Не состоять в особых отношеньях
С мистерией материи, то бишь
Не путаться в благих хитросплетеньях
Кудрявых облаков и хрупких крыш
По манию Хатея или Феба
И трудников сакральной пустоты,
Решивших вытряхнуть святое небо,
Как покрывала, взявшись за четы-
ре уголка, набитых парусами,
Драконами и чем-то там под стать
Теням, чье бытие глаза и сами
Не смеют и не в силах распознать.
Пока твои бессонные ресницы
Разведены крутой распоркой дня
И все, что подсознанью будет сниться,
Почти по-аскетически звеня
Бубенчиками дзена. Горним нотам
Достаточно величья своего.
Но дело в том, что небо - ровным счетом
Лишь небо, и не более того.
А облака, кивнув идее Бога
Соборной жертвенностью завитков,  
Толпятся, как ягнята у порога
И - чуть стесняются твоих зрачков.
 
             Метафраст
 
     Все то, что недописано судьбой,
Молитвой, плотью, творчеством, дорогой,
Однажды посмеется над тобой
И подведет итог настолько строгий,
     Что дрогнет закосневшая душа,
Не в силах с обреченностью смириться,
И – взмолится Христу, едва дыша:
- Чувств просвети простую пятерицу!
     И мнози позовут твой дух во тьму,
И неции укажут тропку к свету –  
А ты замрешь, не в силах ни тому,
Ни этому последовать завету.
     И на краю никчемности чудес
Узреешь в страхе, вставши на котурны:
Господень ангел и невемый бес
Твой путь и жребий достают из урны.
     И высока и осияна высь,
И все земное тщетно и ничтожно,
И ты взыскуешь верить и спастись –  
Но человеку это невозможно.
 
 
Бессонница
 
Снотворное, стирающее сны
С мистической кассеты подсознанья,
Дух уязвляет, как стрела с войны
Эпохи Троецарствия. Мерцанье
Бесцветной пелены небытия,
Вдруг упраздняя образы и краски,  
Течет, как неизбывная струя,
По валунам забвенья. Строить глазки,
Косить под имена и времена,
По Фрейду или Юнгу вожделея,
Бессмысленно-мучительно. Стена
Неодолима даже для Морфея.
И тщетно воскуряют лунный прах
Доханьские питомцы суесловья,  
И явь часы считает впопыхах,
И топчется, как слон, у изголовья.
Покуда голова твоя всё так
Же возлежит, как римская трирема,
На дне Босфора. И клубится мрак,
И бдит звезда у яслей Вифлеема,  
И в Силоаме по-на камыши
Тень голубиных крыл летит незримо.
И Гость стоит у врат твоей души,
И ждёт лампады, и проходит мимо.
 
 
To А.М.Голов
 
Потрясающе!!!  
 
To А.М.Голов
 
как вифлеемская звезда
встает кудрявая зарница
и громы рыщут по полям
уподобляя чистым ситцам
поверхность каждого листа
в которых свет твой отразится
о вифлеемская страница
непредсказуемого сна
 
Летучий голландец
 
     Жизнь – это то, от чего устаешь быстрей,
Чем осознаешь разнство стихов и прозы.
С этим едва ли станет спорить Борей,
Тем паче – Барух Спиноза.
 
     Ибо душа – если забыть Декалог
И пчелу, в чей-то нимб вплавленную в полете –  
В сущности, лишь предлог или сверхсхемный слог
В гесиодовом гекзаметре плоти,
 
     Жаждущей броситься в веру, в бред, в бой,
Слезами и кровью упраздняя формулу бденья,
И за миг до ухода почувствовать над собой
Бога – или знак ударенья,
 
     Пока Летучий голландец, тенью своих парусов
Слегка поправляя знак надмирного алфавита,
Еще не запер пространство на обомшелый засов
Тире – или раззолоченного бушприта,
 
     На кончике которого устало мерцает звезда,
Не уместившаяся в фабулы, формы, числа:
И кроткий призрак «нет», уступая призраку «да»,
Явь исцеляет от смысла.
 
 
 
            КАМЕРА ОБСКУРА
 
       Вермеер, усадите ваших дев
Перед окном, перед свинцовой рамой,
Приподнятой навстречу всем ветрам.
Подрамник, холст грунтованный воздев,
Вздохнет и кончит кальвинистской драмой
И не собьется на житейский срам.
       Тяжеловесным баржам ни к чему
Блеск алебарды в зеркале канала:
Таможня только портит весь гефешт.
А догмы, надоевшие уму,
Не вредно взбрызнуть солью для начала,
Как учит нас античный терапевт.
       От мистики нордических ночей
Ценителю мазка немного проку
Пред рамой аскетической слюды.
Но в том-то и беда, что от лучей,
Фокально веерящихся к востоку,
На глаз и холст расходятся следы.
       Художник, оботри о колорит
Ехидную метафору насмешки
И форму в богоборческой грязи.
Пространство вылезает из орбит
И двигает статистов, словно пешки,
Не слишком-то спешащие в ферзи.
       Искусство, изумленья затая,
Свои возделывает винограды
И скурпулезность не вменяет в грех.
А в крохотную прорезь бытия
Глядят гортензии, гардины, грады
И брызжет свет, что просвещает всех.
 
 
 
 
 
ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕФЕРТИТИ
 
Есть совершенная печаль
в двух сокровенных поцелуях,
когда две истины прильнули
к непредназначенным устам,
запечатляя  навсегда
одна – святое совершенство,
вторая – вечное блаженство
и оба таинства – не нам,
но будто строчкою в Катулле
к чужим ссылают временам…
 
Передо мной встает Восток,
начало мира, центр народов,
и восхищенная природа
глядится на ее лицо,
которое обращено
к счастливым жителям Амарна –
о жизнь моя, как ты коварна,
что вновь увидено оно
так живо, мило, лучезарно
и бесконечно далеко!..
 
 
Двенадцать без двенадцати
 
Двенадцать без двенадцати. Пора,
И порадеть втеканью духа в действо.
Пусть дуализм бороздчатый пера
Являет метатезу манихейства,
Вернее – тень тайваньского РС –  
Банально-интернетовская сводня –  
Скользит по сумеркам святой Руси
И выдвигает завтра из сегодня,
Как ящик из стола, как шпагу из
Мхом метафизики покрытых ножен,
Как смысл телеклипа, чей девиз,
Вдавившись в подсознание, изношен,
А потому аттракционно-свеж
Для хрупких стрелок, сидней и скитальцев.
Итак – двенадцать. – Рифмы стоят свеч,
А ветхий логаэд – напряга пальцев.
Но дело в том, что на ломтях времен
И челн Петров, И «Наутилус» Немо
Сочатся знаньем судеб и имен,
Не воплотимых в знаковых системах,
И даже в слове, ибо и оно,
Наращивая буквиц сталагмиты,
На ложь невольную обречено.
Прав Лао-цзы и старцы-паламиты.
 
 
СИМУРГ
 
Об экзегезе первохристиан
И в рыбьем чреве обретенной драхме;
Об истине, с какой Тертуллиан
Возвышенствует о душе. Об акме
Истории, в Никео-Цареград-
Ском Credo воплощенном без огрешин.
О том, как Иов зрит на водопад
Скорбей, шумерской древностью утешен
В переложенье на иврит. О днях
И строгих интегралах «Шестоднева».
О письменах, смахнувших дольний прах
С окрестья гамматического, влево
Простершего излом своих лучей.
Спеша за солнцем над Господним гробом.
А путь земной, и Божий, и ничей –  
Суть лишь паломничество по хворобам,
Теодицеям, кодексам, морям
И мерам времени. Апрельским вайям
Не надобны ни Типикон, ни храм,
Зане их пухом сам Живый сретаем.
И бытие, пролистанное вспять,
Втекает в финикийские графемы,
Даря харизму, сиречь – благодать
Славянским атрибутам горней темы.
И бьет крылом Симург, во все концы
Роняя пыл мистического долга –  
И плачут мудрецы, аки птенцы,
Самих себя искавшие так долго.
 
 
ИЗ
 
Из теневой реальности, из бреда,
Из отчадивших седмисвещниц; из
Стиллебенов, которыми Класс Хеда
Цитирует Экклезиаста, вниз
Краями опрокинув звон фужера
На аугсбургский кованый поднос;
Из тех краев, куда уходит эра,
Которую когда-то в мир принес
Небезызвестный Моисей, рогами
Буанаротти наделенный; из
Уменья мистагогов кушать пламя,
Ступая на невидимый карниз
Между двумя столпами мнимой веры
И несомненной ереси; из рам,
Набросивших парчовые портьеры,
Чтобы не видеть пышный папский храм
На расстоянье тени, коей кирха
Бодается с пространством; из томов
Меморий незабвенного Селькирка,
Воздвигшего колониальный кров
Над экзегезой каменного века –  
До выделенья личности из ро-
дового тела этноса; из смеха,
Поддевшего афинян под ребро
Мистерией проказ Аристофана –  
Я вижу: всё и вправду суета,
За исключеньем светлых крыл Креста
Да стона мученицы: - Christiana
Sum…
 
 
ПОТОМУ ЧТО…  
   
…потому что врачи привыкают вскрывать  
Трупы и то, что Ной напрасно искал в Хаме  
И старательно покрывают за тетрадью тетрадь  
Эзотерическими стихами;  
Потому, что поэзия - каторга и весы,  
Не связанные никакой шкалой и целью,  
А вовсе не повод закрутить пейсы или усы  
И приударить за свежей мадмуазелью;  
Потому, что из формулы "не пойман - не вор"  
Вытекает ущербность всякой - особенно рыбной - ловли,  
А руссоистский общественный договор  
Вымирает от дефицита: все равно - слов ли,  
Дел ли; потому что растоптанные слова  
Обрастают своей теневой энергетикой, дабы  
Из них сложились новые уставы естества  
И цивилизационные ухабы;  
Сиречь реформы; потому что сдвиг, перенос  
Третьего арсиса в гомеровском логаэде  
Есть не вопрос формы, а чистый щелчок в нос  
Дурочке Славе и потаскушке Победе;  
Потому что у дат - неустойчивый целибат,  
А византийская редьколемаргствующая аскеза  
Лишь с девяностой попытки выплавляет булат  
Из послушнического железа;  
Потому, что Елена, коей репутация не дорога,  
Слиняла из дворца с любовником, а муж-то  
Поплыл о стены Трои обламывать рога,  
Потому, что поэзия; потому что…    
 
ФЕЛИЦЫНЫ СКАЗКИ
 
Фелица, возжелай родить внучку
Вполне эзотерическую сказку,
Чтоб он на подступающем веку
Познал и бесшиповной розы ласку,
И вкрадчивые бёдра рококо,
Объявшие античну тайну йони,
И славу, что развеять так легко
При Меттернихе, при Наполеоне.
О царски сказки! Глюконосный глюк,
Апофеоз компьютерной модели
Державных мифов. Вспорх немецких рук
Взбивает пух российския постели
И стелет шведам фински валуны,
А дерзким туркам – Влахию с Тавридой.
О, Матушка великия страны,
Минерва, сопряженная с Кипридой!
Колико дерзостно твое перо
Над сводами законов воспаряет,
Архиереев колет под ребро
И милые пороки укоряет,
А не любезны лица. Сей любим
Был полторы седмицы, но – сломался:
Всё трактовал про Питер и про Рим,
А так в дербень-Калуге и остался,
Зане – не смыслил в сказках. Карусель
Посредь дворца – вот преобразованье
Случайных кадров вечности. В постель,
В министры, в Марсы, в мнишеско гобзанье
Летите, яже сказка повелит,
На лядвиях парнасска иноходца,
Пока над слизью равелинных плит
Хозяйка «Всякой всячины» смеется.
О, скоро ей прискучит улыбать
Залеп вощеных мягкий фасоны,
И сядут в крепость мифы сочинять
Панове просвещенцы и масоны.
А днесь царевич Хлор лелеет честь  
Тщась волей сокрушать врагов, как Навин,
И на вершину славы мнит возвесть
Капрала по фамилии Державин.
 
 
To А.М.Голов
       
 
Когда весна включает программу блаженной боли –
все равно: в сердце или левом глазу –
все прочие образы и роли
остаются невостребованными и неразу-
ченными, ибо опять церемонные желтофиоли
заученно распускаются в скучном Булонском лесу
и принимают стихи, как вкрадчивые пароли,
которые я вам, может быть, принесу,
а может, пришлю по почте. Пыльный сюртук конверта
в сущности, к лицу предложению быть на «ты»,
особенно если пахнет войной и летом.
А значит, самое время убедить франтоватого ферта
недельку побыть кавалером калужской фиты.
Но я – совсем не об этом.
 
Страницы: Пред. 1 ... 69 70 71 72 73 ... 177 След.