Интерес к поэзии Часть 4
Итак, сверкнув звездою, появился и исчез новый жанр стиха –
Илики. Их было по порядку нумерации ровно 10, часть из них в этом разделе, а часть в другом. Могильных крестов на месте , правда, оказалось 12… Как говорить о том, что оказалось уничтожено? Спаслось лишь одно стихотворение, процитированное другим участником:
Цитата |
---|
или я не этого или кто-то гений.. иллюмо сияюще в илле поколений.. или откопающе или не простише.. иллианно стелюще иллеально пиша.. иль уподобляху я илькиной письмише?.. |
Все илики были построены по одинаковому правилу:
или ******** или ********..
илл………*** илл……. ***..
или ******** или ********..
илл………*** илл……. ***..
ил(и)……………….. ил(и)…………… ..
где «или» перед ******* - это просто или, а «илл………» - слово, начинающееся с илл, а может, и с или. Пятая строчка, стоящая особняком, по идее, должна итожить, морализировать или противостоять основному четверостишию. По крайней мере, в приведенном стихе одна из функций выполняется.
Жанр этот, безусловно, по названию носит отголоски губермановских гариков, однако стилистика их иная. Во-первых, накладывает отпечаток строгая форма, а во вторых, отсутствие достаточного лексического материала приводит к невозможности оставаться в рамках нормативно-словарного русской речи. Форма, в свою очередь, определена ником (псевдонимом) автора: ili…ili. И вот это «или-или» придает главное направление содержанию – момент размышления, философствования, незавершенности. Илики – жанр выбора, то есть распутья, почти распутицы, и неизбежно следующей распущенности. Эта трижды повторенная развилка дает в результате 6 путей, что безусловно притягивает сюда еще один персонаж – ivi06, имя которого построено почти так же и почти туда же, в 6 сторон – вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз. Галочка средней буквы расщепилась посредине и породила почкованием новое раздвоившееся имя. Эта безусловная генетическая связь не может не вызывать обоснованных подозрений в участие ivi06 в формировании анализируемого нами образа.
Более-менее определившись с авторством и с интеллектуалисткой, почти интеллигибельной направленностью стиха в этом жанре, перейдем ко второму моменту, связанному со словообразованием. Цитировавший стихотворение высказывал резонные опасения в неоднозначности новых илло-слов, в «истощении» их смысла, предлагается даже провести экспертный совет:
Что ж, наиболее адекватным методом проверки истощения смысла мне кажется следующий: некоторое количество людей независимо друг от друга присылают нам сообщения (лучше всего по личке, аське, e-mail), в которых пишут, какое, на их взгляд, значение здесь имеют, например, те слова, которые я выделил курсивом:
Возможно нам удастся узнать его результаты. Но пока попробуем разобраться, так ли уж то ли истощены, то ли замутнены эти самые смыслы? По порядку: иллюмо – с учетом следующего слова «сияющее» не может быть ничем иным, как усеченным illuminate (лат.) ярко или illumino (лат.) освещать. В слове илле на мой взгляд, использован другой прием – дублирования буквы «л» для создания ритмического рисунка или-или…илли-илли. «Ил поколений», конечно, метафора более яркая, чем «ярко сияюще», - это и культурный, плодородный слой, и слой наносов, в котором можно легко увязнуть.
Точно так же понимается и иллианно с последующим стелюще. Кроме удвоения «л» удваивается и «и». Остается несколько более трудное слово иллеальн, где можно предположить замены на зеркальную морфему «р» - ирреально (отбрасывание удвоений ничего здесь не дает). Наиболее «сильный» вариант метаморфозы в последнем слове - илькиной, где опять просматривается вариант усечения – от филькиной.
Таким образом, можно даже «перевести» илику на удобопонятный язык:
или я не этого или кто-то гений,
ярко сияющий в иле поколений…
или откопающе или не простише,
лианно стелюще ирреально пиша…
иль уподобляху я филькиной письмише?..
Впрочем, и здесь остался простор для варьирования «истощенного» смысла по ряду оставшихся, невыделенных курсивом слов. Например, ясно, что «откопающе» относится именно к гению, сияющему в иле – как же его не откопать оттуда?! Как бы там ни было, в целом ощущение поэтичности наличествует.
Конечно, более интересно было бы провести сравнение иликов между собой, развитие их во времени, но… Первые 5-стишия вообще затерялись на пространствах далекого межтемья, вряд ли кто вспомнит, чему они были посвящены. По крайней мере, ни комментарий, ни оценок их не было.