Наш репортаж... Цитата |
---|
Литературный праздник "ОТКРОВЕНИЕ АЛФАВИТА" - 22, 24, 27, 30 мая 2013 года 22 МАЯ, Малый зал ДК "Исток", начало в 18 часов "Равноапостольные Кирилл и Мефодий" - вечер с "Православными беседами" В программе: 1. "Откровение алфавита" - сообщение Натальи Попелышевой 2. Выступления литераторов города 3. Концертная часть (список номеров уточняется) 24 мая, зал №230 ДК "Исток", начало в 16 часов "Школа Гостиной" В программе: 1. Слово учителей об алфавите 2. Формирование книжных страниц детских произведений - выступления детей и взрослых. 3. Концертная часть |
Сообщаем вдумчивым и внимательным читателям темы, что
22 мая первая часть Праздника "Откровение Алфавита" состоялась, как было запланировано в Малом зале ДК "Исток".
1.
Наталья Попелышева сказала свое вступительное слово о Кирилле и Мефодии, используя следующий материал:
Николай Васильевич Потапов: КО ДНЮ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (20 МАЯ 2009 ГОДА).
ВЕЧЕР ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ По историческим меркам совсем недавно Оптинский старец преподобный Варсонофий поучал: «Нет в жизни случайных событий, всё промыслительно». И следуя сказанному, как к промыслительным нам следует отнестись к двум, почти одновременным, но, казалось бы ну ни как несвязанным, событиям давней истории.
В 862 году Рюрик пришёл в Новгород (теперь с этого момента мы отсчитываем историю России), а в 863 году моравский князь Ростислав пригласил братьев Константина и Мефодия, дабы перевести богослужебные книги на славянский язык.
И пусть потомки (мы то есть) в своём усердном толковании сегодня воспринимают оба события неоднозначно, печалиться недосуг. На то и потомки, чтобы разыскать в деяниях предков нечто сокровенные и хотя бы этим показать свою значимость. Слов нет, оценки ни могут ни быть непредвзятыми. Но есть факты, и принято следовать им :
- равноапостольные Кирилл и Мефодий со своими учениками создали не только начертания букв, но и литературу (грамматику, правила орфографии, образцы текста);.
- Новгородская, а во след ей Киевская Русь ни как дулебы или там обры, не канула в мутные воды Леты, а породила, в конечном итоге, великую страну с горделивым именем Россия.
Конечно под натиском обыденности, под гнётом порою очень значимых, но в чём-то сиюминутных проблем мы уж очень как-то легко (помните как у Чехова, смеясь) прощаемся с прошлым, упуская то, что в каждом моменте такого прощания теряем частицу себя. Иногда очень значимую.
Скажу о себе лично. Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде я увидел в 1975 году. Вопреки тому, что удавалось ранее о нём прочесть, памятник мне понравился. Но не это главное, о чём я хочу рассказать вам. Меня шокировал в нижнем ярусе горельефа памятника раздел «Просветители». Из жизни 31-ой фигуры, представленной в этом разделе горельефа, я толком не знал практически ни о ком. Важнейший пласт истории культуры моей страны для меня, в ту пору38-летнего начальника лаборатории одного из крупнейших НИИ страны оставался «под спудом».Я узнал среди фигур , запечатлённых на этом фрагменте равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но даже тогда мне показалось, что мирно беседуя, они неким взглядом с укоризною смотрят на меня. Дескать, откуда ты взялся эдакий недоросль. Ведь мало того, что ты удивился, увидев нас среди просветителей. Как оказалось, что и о самих просветителях ты имеешь смутное представление.
Мне было стыдно. К счастью стыд этот оказался действенным: я постарался как можно больше узнать о просветителях. И это было уже потом. Потом, Г.В. Ровенский уговорил Инну Салабаеву, зав. отдела политпросвета ДК "Исток", я - протоиерея Сергия Киселёва, иерея Аркадия Шапова представить равноапостольных. Всё это состоялось ровно двадцать лет тому - в 1989 году.
Потом были мои статьи в "Ключе" о книжности, статьи Белякова о книжной грамотности. Тогда ещё только порастали растлители русской культуры дамы - прозападные -лизоблюдки. А ЛБ был уверен в своей праведности. Как бы то ни было , тогда ещё тянулись к культуре. а не к обществу потребления нынешних псевдо-интеллектуальных дам. Вот так вот!
«Кирилл и Мефодий». Валерий Михайлович Воскобойников:
Создание славянской письменности. Глаголица и кириллица
До середины IX века, у славян была какая-то письменность, но несистематизированная, неустроенная. И только солунские братья придумали два оригинальных алфавита - две системы письменных знаков, которые передают звуковой облик слов языка, посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. Они разработали глаголицу и кириллицу, что призваны были служить одной общей цели - "прославлять величие Божие", - а потому имели духовный имяслов (названия букв): Аз, Глаголь, Наш, Рцы, Твердо, Червь...
Большинство современных исследователей считают, что глаголица была введена в культурно-языковой обиход раньше кириллицы, ибо первая половина представляет сходные у славян и греков звукотипы по чинопоследованию греческого алфавита, вторая - а это почти половина азбуки - отражает специфические славянские звуки, для которых были созданы особые буквы. Кириллица же, в основе которой лежит греческий устав, возникла после кончины Мефодия и постепенно в силу графической простоты вытеснила витиеватые глаголические буквы, начиная свое многовековое и поистине триумфальное шествие по славянским землям.
На основе кириллицы возникают русская, болгарская, сербская и некоторые другие системы письма. Кирилл перевел с греческого на славянский христианские богослужебные книги. Славяне приняли христианство из Византии, которая не препятствовала богослужению на родном языке. На Руси кириллица начала применяться в X–XI веках в связи с распространением христианства. Свет христианства был и светом грамоты.
Кирилл создал первую азбучную молитву, дав названия буквам. В сакральных текстах много непонятного. Раздаются голоса, что надо вновь дать язык, доступный большинству верующих. Но, может быть, надо просто взять труд подняться к церковно-славянскому языку?
Значим труд изучения языка. Ибо что такое писатель или поэт? Это - прежде всего язык. Мы все говорим по-русски. Велика роль русской литературы в формировании современной личности. Наряду с новыми формами информации, Интернет-источниками, линейными файлами, возможностями виртуального взаимодействия, новой онлайновой культуры по-прежнему значима роль русской грамоты.
Праздник Кирилла и Мефодия – веский повод задуматься о судьбе общеславянского единства и драматических судьбах славянских народов в сегодняшней Европе. А задуматься есть о чем – в сферу католицизма и НАТО пытаются перетянуть Киевскую Русь, налицо раздоры с Русью Литовской, отдаляется Русь Белая, под угрозой потери – Малороссия. В иные пределы смотрят, на иных кумиров молятся болгары, поляки и чехи. Впору вспомнить о былом единстве.
Житие святых просветителей Кирилла и Мефодия В начале отпадения западной Церкви от Православной Вселенской Церкви наблюдается особенное стремление славян к принятию христианской веры. Господь, видимо, призвал их в восполнение Своей Церкви и воздвиг для них великих проповедников веры в лице равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Кирилл (в миру Константин) и Мефодий родились в начале IX века в Македонии, в городе Солуни. Мефодий после окончания образования поступил на военную службу и был правителем одной славянской области. Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование при царском дворе. Некоторое время он преподавал в главном константинопольском училище любимую свою науку - философию, но вскоре оставил Константинополь и поселился в монастыре с братом своим Мефодием. Здесь они вместе подвизались в посте и молитве, пока Промысл Божий не вызвал их на дело проповеди славянским племенам.
Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.
И вот, в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: "Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей". Император и Патриарх призвав святых солунских братьев, предложили им идти к моравам.
Прежде всего, нужно было изобрести славянские буквы и составить славянскую азбуку. К этим великим трудам святой Кирилл, по примеру апостолов, готовился молитвой и сорокадневным постом. Как только азбука была готова, святой Кирилл перевел на славянский язык избранные места из Евангелия и Апостола. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, писанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: "Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово".
В 863-ом году святые братья отправились в Моравию со своими учениками. Совершение богослужения и чтение Евангелия на славянском языке скоро привлекли к ним сердца моравов. После смерти Кирилла в 869 году, святой Мефодий, уже в сане архиепископа, трудился в Моравии еще 15 лет. Святитель скончался в 885 году в возрасте около 60 лет. Он был погребен в соборной церкви Велеграда, столицы Моравии.
В конце IX века христианство проникло в Богемию. В середине X-го века Польша приняла христианскую веру. Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой Церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар.
Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Для православной России празднование святым первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».
Величание Величаем вас, / святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, /вся словенския страны ученьми своими просветившия /и ко Христу приведшия.
Тропарь Кириллу и Мефодию, учителем Словенским Яко апостолом единонравнии /и словенских стран учителие, /Кирилле и Мефодие богомудрии, /Владыку всех молите /вся языки словенския утвердити /в православии и единомыслии, /умирити мир и спасти души наша.
Тропарь Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру
Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, /Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою /и Горазда со Ангеларием, /яко светила возсиявшия /и Триединаго Бога нам благовестившия, /столпы незыблемыя Церкве Болгарския /и богодухновенныя поборники слова нашего, /бесовское идолом поклонение упразднившия /и Христу Богу молящияся, /Церковь нашу утвердити /и душам нашим даровати /мир и велию милость.
Мы прерываем наш репортаж и приглашаем читателей на вторую часть
Праздника "Откровение Алфавита":
Цитата |
---|
24 мая, Малый зал ДК "Исток", начало в 16-00 часов "Школа Гостиной" В программе: 1. Слово учителей об алфавите 2. Формирование книжных страниц детских произведений - выступления детей и взрослых. 3. Концертная часть |
Ждём Вас, вход свободный!