Как то мы с lb обсуждали аналогии и адекватность ее применения для изложения научных результатов в теме "Опиум для народа (религия и атеизм)". В конечной точке этой ветки lb возопил:
на что я ответил, что проблема понимания не так проста, как кажется на первый взгляд. Мне бы хотелось продолжить эту тему, оборванную на самом интересном месте.
Попробую объяснить свою точку зрения. Мы часто в беседах задаем вопросы на которые в принципе, строго научно, нельзя ответить. Один из таких вопросов я вынес в заголовок темы. С другой стороны мы как-то представляем электрон себе. Лично для меня это серебристое вытянутое осциллирующее облачко вращающееся вокруг своей оси. ))) Работая с теми или иными объектами, мы их как-то себе представляем. Так вот эти модели, аналогии они эквивалентны пониманию или понимание что-то большее, чем эти упрощенные модели, которые невольно возникают у нас в голове? А как соотносится теория и понимание? Кто кого включает в себя?
Для того, чтобы рассуждать дальше, давайте сменим предмет. Существует проблема машинного перевода. Еще недавно казалось, что вот - есть полные словари, есть полная грамматика, есть словари идиом, есть словари фразеологизмов в конце-концов. Берем - и переводим! Ан, нет. Не выходит. Качество машинного перевода даже в объеме запаса слов среднего обывателя выглядит как какое-то издевательство над языком. Отчего так? Да просто машина не понимает! Для адекватного перевода, необходимо чтобы машина понимала то, что переводит! И вот в этой точке осознания проблемы мы и приходим к невероятно сложному вопросу: " А что же такое понимание?" Как человек понимает? Является ли понимание просто совокупностью всех его знаний? Интуитивно кажется - что нет, просто знаний недостаточно... Я что еще? Не знаю.
Но рассмотрев этот вопрос с такого ракурса, становится понятно, что понимание - нечто большее, чем мы можем вербализовать, как словами, так и формулами. Т.е. это объект более сложный, чем любая теория или модель. Это что-то большее в процессе вербализации теряет какие-то свои части, которые мы умеем достраивать в процессе коммуникации.
Как вам? )))
Цитата |
---|
lb пишет: Но вы мне поясните, которые из теоретических методов познания пригодны для понимания нового (а не для получения нового) столь же естественно и непосредственно лучше аналогии? ... И вам как-то недосуг встать на мою точку зрения, обратить внимание на проблемы понимания. |
Попробую объяснить свою точку зрения. Мы часто в беседах задаем вопросы на которые в принципе, строго научно, нельзя ответить. Один из таких вопросов я вынес в заголовок темы. С другой стороны мы как-то представляем электрон себе. Лично для меня это серебристое вытянутое осциллирующее облачко вращающееся вокруг своей оси. ))) Работая с теми или иными объектами, мы их как-то себе представляем. Так вот эти модели, аналогии они эквивалентны пониманию или понимание что-то большее, чем эти упрощенные модели, которые невольно возникают у нас в голове? А как соотносится теория и понимание? Кто кого включает в себя?
Для того, чтобы рассуждать дальше, давайте сменим предмет. Существует проблема машинного перевода. Еще недавно казалось, что вот - есть полные словари, есть полная грамматика, есть словари идиом, есть словари фразеологизмов в конце-концов. Берем - и переводим! Ан, нет. Не выходит. Качество машинного перевода даже в объеме запаса слов среднего обывателя выглядит как какое-то издевательство над языком. Отчего так? Да просто машина не понимает! Для адекватного перевода, необходимо чтобы машина понимала то, что переводит! И вот в этой точке осознания проблемы мы и приходим к невероятно сложному вопросу: " А что же такое понимание?" Как человек понимает? Является ли понимание просто совокупностью всех его знаний? Интуитивно кажется - что нет, просто знаний недостаточно... Я что еще? Не знаю.
Но рассмотрев этот вопрос с такого ракурса, становится понятно, что понимание - нечто большее, чем мы можем вербализовать, как словами, так и формулами. Т.е. это объект более сложный, чем любая теория или модель. Это что-то большее в процессе вербализации теряет какие-то свои части, которые мы умеем достраивать в процессе коммуникации.
Как вам? )))