Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Психология и всё что с ней связано
 
Давайте обсудим психологию это что наука медицины или оружие вроди нейро-лингвистики  против человека?
Кто какие книги читал о психологии и что можите посаветовать?
Психологические вопросы можно тоже задавать здесь попробуем их дружно обсудить и решить данную проблему.
Тему создал такую просто мне стало интересно узнать побольше об этом может кому тоже будет интересно.

Сообщение изменено thunder от Mon Aug  1 14:56:26 2005
Страницы: Пред. 1 ... 92 93 94 95 96 ... 101 След.
Ответы
 
Запостим отдельные куски для безинетных и тех, кому влом лезть по ссылке.
 
Источник, приведен Исидором: http://www.psyinst.ru/  
 
СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ,  
        или КАКИЕ ИЗ СЕМИНАРОВ ВЫБРАТЬ?
 
 
Первый вариант выбора:  
     Если Вы врач, и только соприкоснулись с психотерапией или только окончили психологический факультет и не знаете, какое направление психотерапии или коррекции Вам выбрать, то сначала определитесь, какие техники Вам по душе: "вербальные" (НЛП, гипноз, гештальттерапия, экзистенциальная терапия, терапия нового решения…) или "невербальные" (арттерапия, телесно-ориентированная, трансперсональная терапия, символдрама, психосинтез …). Если вдруг Вы не знакомы с направлениями психотерапии и психокоррекции, то мы советуем вам начать с декадника, где на льготных условиях (как минимум 50% от стоимости любого семинара), вы сможете посмотреть, попробовать на вкус, примерить на себя и выбрать из 30 направлений те, которые Вам ближе.  
 
Второй вариант выбора:
     Вы работаете в госучреждении или ведете частный прием. В госучреждении у Вас мало времени на индивидуальный прием, следовательно, следует выбрать групповую терапию, которая, как оказалась не только из книг, но и по многочисленному опыту, намного эффективнее индивидуальной. Для этого подходят следующие направления: (групповая психотерапия, включая тренинговые группы, трансперсональная психотерапия, психосинтез, арттерапия, телесно-ориентированная, гештальттерапия, психодрама…).  
    Если у Вас частный прием или есть возможность в госучреждении тратить на 1 пациента 1 - 1,5 часа времени 1 - 2 раза в неделю, то рекомендуем НЛП, гипноз, терапию нового решения Р. и М. Гулдинг, краткосрочную стратегическую психотерапию, гештальттерапию, арттерапию, телесно-ориентированную, экзистенциальную психотерапию, психосинтез, символдраму, микропсиходраму.  
    Как Вы заметили, есть направления, которые включают и индивидуальную и групповую терапию.  
 
 
Третий вариант выбора:  
    Если у Вас уже определилась специфика работы, и Вы знаете с каким контингентом Вам придется работать, то Вам предложены следующие программы:  
• Работа с постстрессовыми и кризисными состояниями.  
• Работа с зависимостями.  
• Работа с психосоматическими расстройствами.  
• Перинатальная психология - подготовка к беременности, родам и последующее сопровождение.  
• Работа в сфере психиатрии предполагает широкий выбор - трансперсональная, телесно-ориентированная, арт-, гештальттерапия, символдрама…  
• Работа в семейной сфере предложена в блоке программ по семейной, супружеской психотерапии и проблемам сексологии.  
Ресурсы:
     Как у начинающего, так и у опытного психотерапевта может возникнуть вопрос, как помочь клиенту в выборе ресурсов и контакте с ними. Ответить на него можно, участвуя в семинарах "Внутренний мир, мифы и ресурсы клиента", Эриксоновский гипноз и эриксоновская терапия, Арттерапия, Трансперсональная терапия, Медитация в психотерапии.  
 
Самое главное:  
    Для того чтобы стать хорошим и успешным психотерапевтом или психологом, в первую очередь необходимо разобраться с собственными проблемами, что можно сделать на психотерапевтических группах (а, заодно, узнать, как работают различные направления психотерапии в клиентской работе). Можно на глубинном уровне отработать собственные проблемы участвуя в Психодинамической группе.

Сообщение изменено Nickel от Thu Jan 12 14:42:23 2006
 
НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ  
Расписание семинаров по НЛП на 2005 - 2006 уч. год в календарном порядке нал/р.
в руб безн./р.
в руб
12 - 16.09.05 НЛП - практик (цикл 1-й)  
4000 4800
инт. 31.10 - 3.11 НЛП - практик (цикл 1-й)
4000 4800
инт. 5 - 8.11.05 НЛП - практик (цикл 2-й)
4500 5400
инт.10 -13.11.05 НЛП - практик (цикл 3-й)
5000 6000
веч. с 10.11.05 НЛП - практик (цикл 1-й)
4000 4800
10 - 12.12.05 Моделирование с НЛП
3000 3600
13 - 15.12.05 Искусство системного мышления в НЛП  
3000 3600
17 - 26.12.05 Бизнес с НЛП  
10000 12000
инт. 6 - 9.02.06 НЛП - практик (цикл 1-й)

инт.11-14.02.06 НЛП - практик (цикл 2-й)

инт.16-19.02.06 НЛП - практик (цикл 3-й)

25.03 - 05.04.06 НЛП - мастер

инт.19-22.06.06 НЛП - практик (цикл 1-й)

инт. 24-27.06.06 НЛП - практик (цикл 2-й)  

инт. 29.06 - 2.07.06 НЛП - практик (цикл 3-й)

04 - 06.07.06 НЛП и эриксоновская терапия в работе с избыточным весом  

08 - 12.07.06 НЛП в терапии алкоголизма, табакокурения

Руководитель программы Гордеев М. Н.  
Ведущие программы: Гордеев М. Н., Пахтусова Е. Е., Кунгурцев В. В.
НЛП помогает ставить цели и их достигать, являясь универсальным инструментом коммуникации с собой и окружающими. В нашей программе есть и классика, соответствующая международным базовым стандартам НЛП, и новые направления, пропущенные через призму опыта преподавателей. Семинар идет по нескольким направлениям: получение знаний, тренинг, формирование навыков работы с собой и другими, доступ к ресурсным состояниям и возможностям - и все в легкой, дружественной обстановке.
 
После прохождения курсов НЛП-практик и НЛП-мастер выдаются международные сертификаты Neuro-Linguistic Programming-practitioner и Master Practitioner in the Art and Science of NLP.
Врачам и психологам также выдается государственное свидетельство об усовершенствовании при наборе 120 час. и более.
 
НЛП-ПРАКТИК - цикл 1:  
 
• Фундаментальные правила НЛП. Репрезентативные системы, бессознательные стратегии памяти  
• Способы создания и сохранения доверия. Вербальное и невербальное присоединение и ведение. Определение состояния клиента по мельчайшим признакам - калибровка.  
• Уровни ведения беседы – метамодель, милтон-модель.  
• Якорение. Коллапс якорей. Доступ к ресурсным состояниям.  
• Формирование цели и плана достижения. Субмодальности и техники их изменения. Визуально-кинестетическая диссоциация и способы выхода из травмирующих воспоминаний.  
 
 
НЛП-ПРАКТИК - цикл 2:  
 
• Нейрологические уровни восприятия. Способ классификации запроса клиента. Принципы подбора техники под запрос.  
• Вербальный рефрейминг.  
• Техники трасформации способностей и возможностей. Шестишаговый рефрейминг. Паттерн взмаха. Изменение убеждения. «Быстрое лечение фобий». Техника лечения аллергий.  
• Генератор успешного поведения.  
• Глубинная интеграция личности.
 
 
НЛП-ПРАКТИК - цикл 3:  
• Выявление линии времени человека и возможности трансформации.  
• Линия жизни и техники работы с её использованием. Доступ к проблемным и ресурсным состояниям. Модель SCORE.  
• Техники разрешения конфликтов - трехпозиционное описание, мета-зеркало.  
• Работа с повторяющимися психотравмами, психосоматикой. Реимпринтинг формата.  
• Интеграция конфликтных частей.  
• Линейное программирование.  
• Модель TOTE. Моделирование успеха.
 
 
НЛП-МАСТЕР - цикл 4:  
• Метапрограммы, как способ типологии человека, способы их изменения.  
• Выявление личностных ценностей. Иерархия ценностей. Изменение иерархии. Техники работы с конфликтующими ценностями. Модель ценностей Грейвза.  
• Убеждения. Интеграция конфликтующих систем убеждения. “Музей старых убеждений”.  
• Процесс личностного своеобразия. Реимпринтинг родительских линий жизни.  
• Созависимость. Техника разрыва созависимости.  
• Картография и интеграция частей личности.  
• Фокусы языка как способ вербальной трансформации негативного опыта.  
• Техники: "Шоколад леди Годивы". "Наркотик выбора". "Внесение изменений в прошлое". "Придание значимости". Цепочка “взмаха”. "Неистовый генератор”. “Выдувание” зависимости.  
• Прощение.  
• Работа с горем.  
• Работа с чувством вины.  
• Формирование рационального питания.  
• Буквальный рефрейминг. "Взгляд любящими глазами". "Побуждающее будущее".  
• Стратегия реагирования на критику. "Покатиться со смеху". Отделение себя от негативного окружения.  
• Исцеление психических травм.  
• Модель самоисцеления организма.
 
 
НЛП И ЭРИКСОНОВСКАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ  
4 – 6 июля 2006 г.
Семинар проводит Пахтусова Е. Е.  
 
• Особенности первичного приема пациентов с избыточным весом (предыдущие неудачные попытки, ответственность пациента за результат терапии).  
• Стратегия психотерапии избыточного веса. Хорошо сформированный результат (построение индивидуальной программы по снижению веса).  
• Разработка программы питания без использования диет. Работа с деструктивными стратегиями пищевого поведения. Обучение пациента приемам самоконтроля. Индивидуальная метафора изменений. Психотерапия глубинных личностных проблем, приведших к зависимому поведению.  
• Особенности групповой психотерапии нарушений пищевого поведения.
 
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЛП В ТЕРАПИИ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИЙ, ТАБАКОКУРЕНИЯ  
8 – 12 июля 2006 г.
Семинар проводят Пахтусова Е. Е., Кунгурцев В. В.  
 
• Стратегия психотерапии в работе с зависимостями. Первичный прием (традиционные и провокационные методы). Использование ресурсных техник в работе с зависимыми. Способы работы с иррациональными убеждениями. Работа с ценностями как основной и эффективный способ повышения мотивации. Диссоциированная личность. Процесс личностного своеобразия. Глубинная работа с интеграцией частей личности. Сущностная трансформация. Методы профилактики срывов.  
• Созависимость - стратегии психотерапии. Особенности групповой работы с алкоголиками и членами их семьи. Техники НЛП в терапии табакокурения.  
 
 
ИСКУССТВО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ В НЛП  
13 – 15 декабря 2005 г.
Семинар проводит Кунгурцев В. В.  
Семинар рассчитан на слушателей владеющих и не владеющих НЛП  
Каждый из нас представляет собой систему, живущую в мире систем. Каждая система обладает свойствами, которыми не обладают её элементы.  
На этом курсе вы научитесь понимать свойства систем, изучая взаимодействия между элементами. Анализ позволит вам определить точку приложения своих усилий, чтобы изменить работу системы, которая была до этого проблематичной. Синтез даст возможность прогнозировать будущее.  
 
Здоровье, семья, бизнес, карьерный рост и финансы, – далеко не полный перечень систем, на которые вы научитесь оказывать влияние.  
• Системные свойства. Простые и сложные системы. Устойчивость системы и принцип рычага. Обратная связь – стержень системы. Мысленные модели и система убеждений. Регрессия и влияние времени. Двустороннее восприятие событий. Причина и следствие. Закономерности, создающие систему. Логика и её ограничения. Система ограничивающих убеждений и язык.  
• Простое и генеративное обучение. Точность и аккуратность.  
• Мышление параллельное, горизонтальное, вертикальное и многомерное.  
• Построение схемы системы. Storytime – сюжетное время. Структура и поведение системы. Внутренние и внешние ограничения ресурсов.
 
Бизнес с НЛП  
17 – 26 декабря 2005 г.
Семинар проводит Кунгурцев В. В.  
 
Семинар рассчитан на специалистов, как владеющих, так и не владеющих НЛП  
У Вас появилась идея открыть своё дело? Замечательно! Только некоторые люди утверждают, что от идеи до её реализации – огромная пропасть. Пусть утверждают. Для них, наверное, это так. Но не для Вас! Этот тренинг поможет Вам, буквально, построить мост через эту пропасть. Ведь Вы будете корректировать свою внутреннюю реальность, следовательно, будет меняться внешняя действительность. В нужном Вам направлении! Течение денег в нашей жизни точно отражает течение мыслей в нашей голове. Так что, если хотите изменить свой банковский счёт, измените своё мышление. НЛП помогает изменить мышление и обрести конструктивную и целенаправленную программу своих действий. Наука и искусство НЛП начало свою жизнь с моделирования успешной деятельности многих выдающихся людей. Сейчас нет необходимости «изобретать велосипед». Вы можете использовать те алгоритмы успеха, которые были выявлены в результате этих уникальных исследований. В серьёзных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать. Благоприятные возможности существуют тогда, когда их узнают. Мы научимся программировать свой мозг, чтобы замечать их. Так что, в путь!  
Данный тренинг поможет Вам:
• Выработать уверенность в собственных возможностях и значимости  
• Устранить негативный фактор ограничивающих убеждений  
• Чётко выстроить свои цели и конкретизировать результат  
• Обрести конструктивную и целенаправленную программу своих действий  
• Развить навык результативной коммуникации  
• Изучить основы разработки имиджа и рекламы  
• Ознакомиться со структурой бизнес-планирования  
• Научиться развивать в себе лидерские качества  
• Использовать системный подход в развитии свого дела и…  
• много другого необходимого и полезного.
 
 
Итог нашего сотрудничества:  
реально разработанные личные бизнес-проекты.  
Здесь Вы можете записаться на участие в семинаре  
Наверх
 
Моделирование с НЛП  
10 – 12 декабря 2005 г.
Семинар проводит Кунгурцев В. В.  
 
Этот тренинг – для тех, кто хочет совершенствовать свои знания и навыки в НЛП; для НЛП-Практиков и Мастеров
 
•  Несмотря на то, что в НЛП много внимания уделяется определению и признанию индивидуальных различий и индивидуальных стилей мышления, мы также можем учиться на опыте других людей. Ведь между нашими нервными системами существует сходство по многим параметрам. Кроме того, для нас могут оказаться полезными стратегии других людей. Так что «расширяем карту», господа!
• Структурализм как позиция мировоззрения
• Основные принципы и методология моделирования.  
• Пошаговая процедура моделирования. Поиск значимых паттернов.  
• Модели: BAGEL, ROLE, SKORE, SOAR. Программа моделирования.
• Стратегии моделирования. Микро, макро и прикладное моделирование.  
• Моделирование навыков решения проблем.
 
КАК ПОПАСТЬ НА ОБУЧЕНИЕ  
ЗАПИСЬ НА ОБУЧЕНИЕ
• Вы должны обязательно записаться на семинар (включая продвинутые курсы в длительных программах), позвонив по телефону или прислав письмо по электронной почте, и оставить свой контактный телефон.  
• Запись необходима, чтобы заказать пропуск на Ваше имя или предупредить Вас об изменениях в случае форс-мажорных обстоятельств.  
 
ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ
• Чтобы оплатить обучение по безналичному расчету необходимо по телефону или электронной почте заранее (по возможности, за месяц) заказать счет на оплату. Копию счета мы вышлем факсом, а оригинал вы получите письмом или лично в Институте.
• Оплатить обучение за наличный расчет можно в кассе Института непосредственно перед началом обучения.  
 
ЛЬГОТЫ ПРИ ОПЛАТЕ ОБУЧЕНИЯ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ
• Студентам дневных отделений - скидка 30% (с собой иметь продленный студенческий билет или зачетную книжку).
• Слушателям нашей программы профессиональной переподготовки по клинической психологии в период обучения на ряд дополнительных семинаров - скидка 40%, в течение года после окончания обучения - скидка 20%.
• Вы можете получить 10% суммы, заплаченной каждым присланным Вами слушателем или клиентом, если его не было в нашей базе данных.  
 
РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРОВ И ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
• Регистрация с 9-15 до 10-00. Занятия дневной формы обучения с 10 до 17-30.
• При интенсивах - по 10 акад. часов в день, занятия с 10 до 19-15
• Перерывы: в середине дня 1 час. на обед и два (три) 15-мин. перерыва.  
• Вечерние занятия с 18-00 до 21-15 с одним 15-минутным перерывом.  
 
УДОСТОВЕРЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВА, ДИПЛОМЫ, СЕРТИФИКАТЫ
• Документы государственного образца выдаются в случае ПОЛНОЙ ОПЛАТЫ СЕМИНАРОВ. Льготные категории получают свидетельство об участии.
• Государственное удостоверение об усовершенствовании выдается врачам или психологам после единовременного прохождения более 72 час. обучения.
• Государственное свидетельство об усовершенствовании выдается при прохождении свыше 120 час. обучения в течение одного учебного года (это не распространяется на свидетельства по итогам длительных программ, которые выдаются после прохождений всей программы, независимо от количества лет). При прохождении дополнительных (вновь появившихся) семинаров в длительных программах выдается новый документ государственного образца по набору часов.  
• Для получения документа государственного образца с собой необходимо иметь копию диплома. Внешний вид и формы документов Вы можете посмотреть на нашем сайте или в Институте.
• Свидетельство об участии в семинаре получают абсолютно все слушатели.  
 
ПРОЖИВАНИЕ И ПИТАНИЕ
• Участники семинаров за дополнительную плату обеспечиваются проживанием и питанием в санатории "Светлана", на базе которого расположен Институт.
• О стоимости проживания и питания, о заказе номера, покупке путевки Вы можете узнать в регистратуре санатория по тел. (095) 474-25-35 круглосуточно.  
 
ОТДЫХ СОВМЕСТНО С ОБУЧЕНИЕМ
• В стоимость проживания в санатории всегда включены консультация врача и назначение физиопроцедур, массажа, фитококтейлей и минеральной воды, источник которой расположен на территории санатория. Санаторий находится в Москве, стоит в сосновом лесу, где чистый воздух, есть возможность для прогулок. У Вас есть возможность совместить приятное с полезным! Те, кто побывал у нас один раз, всегда к нам возвращаются!

Сообщение изменено Nickel от Thu Jan 12 14:50:02 2006
 
всем привет!
помните долгую дискуссию о духовнике и психологе?
нашла хорошую статью как раз на эту тему,
полностью:
http://www.fapsyrou.ru/a_lorgus_2.php  
 
здесь выложу в сокращении:
это статья священника и психолога, декана факульета психологии Российского Православного Университета им. св. апостола Иоанна Богослова о. Андрея Лоргуса:
 
Психологическая практика и пастырское служение:  
сравнительный психологический анализ
 
Иерей Андрей Лоргус
 
<...>
Исключая совершение богослужений и таинства, остальные аспекты пастырской работы можно сравнивать с работой психолога. Однако это сравнивание имеет ряд ограничений. Во-первых, мы предпринимаем их только в данном контексте, для понимания различия этих призваний; во-вторых, мы сравниваем только пастырскую работу с работой психотерапевта консультанта, оставляя в неприкосновенности само священнослужение, которое несравнимо ни с чем на земле; в третьих, мы сравниваем то, что должно быть, а не то, что имеет место быть, чтобы анализом недостатков не закрыть нужной нам правды.
 
Что требуется для успешной работы пастыря? Достаточно ли только благодати Святого Духа, то есть рукоположение в сан? Очевидно, что нет. Для того чтобы пастырское служение было успешным, необходимо образование, воспитание и многое другое. Безусловно, пастырство требует серьезной подготовки.
 
Не менее важны и собственно божественные дарования, таланты и призвания. Церковь всегда учитывала харизму священника, направляя его на соответствующее служение.
 
Как методологически можно сопоставить психотерапевтическую практику с пастырским служением. Что в них сравнимого? Наверное, сравнимо именно то, что вызывает как с одной, так и с другой стороны, взаимное недоверие и ревность. Ведь не секрет, что с той поры, как в жизнь христианского общества стали входить психоанализ и психотерапия, стало, принято указывать, что эта практика стала подменять для христиан исповедь. Реальна ли подмена или нет, но факт указанного беспокойства бесспорен. Что же вызывает ревность? Как минимум три явления: влияние на душу, харизматичность терапевта, исключительность практики, которая должна соперничать с таинством. Потому нужно сделать ряд оговорок.
 
Как в духовном руководстве, так и в психологической практике не следует брать крайних, жестко детерминированных практик, тоталитарных школ. Мы исходим из того христианского положения, что человеческая личность обладает даром свободы, как богоподобная, и потому манипуляция душой невозможно, без свободного выбора самого человека. Кроме того, мы можем сравнивать пастырство и психотерапию в применении к христианину, а не вообще, тогда и исключительность практики не будет иметь место. И последняя оговорка. Наверное, есть смысл говорить не о психотерапевтической практике в узком смысле, а о деятельности практического психолога вообще. Это может быть и консультант, и психотерапевт, и социальный работник.
 
Что же мы можем сравнить? Во-первых, видимую часть практики. То есть основные пути и виды работы.
 
Беседа – это один из элементов их работы психотерапевта. Это тоже общение с человеком, у которого есть проблемы, у которого есть вопросы. Человек просит помощи, и психолог призван оказать такую помощь – в этом, может, и заключается его главное служение. Как в беседе, так и в широком использовании разговора, беседы, общения, в широком смысле слова, пастырство и практическая психология сходны.
 
В работу психолога входят и элементы учительства – он несет людям просвещение антропологическое и психологическое, если не сказать – духовное. Само по себе консультирования, в широком смысле слова, есть просвещение и учительство. Так в консультации, которая работает при нашем факультете, и мне доводится вести прием желающих получить ответы и разрешить свои сомнения. Такие консультации отличаются от пастырских бесед, как групповых, так и индивидуальных, которые так часто приходится вести в храме. Но они также отличаются и от психотерапевтического консультирования. Смысл этих консультаций не сводится к религиозным вопросам: обретения веры, разрешения сомнений в правилах Церкви и научения вероучения, но включает широкий спектр вопросов личной, профессиональной и семейной жизни. Таким образом и это, учительство в некоторой степени роднит сравниваемые служения.
 
Между прочим, многие православные психологи часто говорят, что они должны вести человека к вере, Богу. По мнению И.Н. Мошковой, практического христианского психолога, одна из важнейших задач христианского психолога – приводить человека в храм, к Богу. Должен ли православный психолог вести человека к храму, или по-другому, какое место может занимать в его деятельности, в его консультировании такая позиция? Если деятельность практического психолога будет иметь целью катехизацию, то педагог, учитель, может выполнить её лучше психолога. Тогда и психолог не нужен. Как говорит Ф.Е. Василюк, известный христианский психотерапевт, декан факультета Психологического консультирования МГППУ, христианство должно быть той точкой опоры, на которой стоит психолог (психотерапевт), но сама позиция может присутствовать не явно, как наставление учителя, а в подтексте.  
 
Явно или не явно, и, но может ли присутствовать проповедь в деятельности христианского психолога – это, конечно, его решение, его выбор. Представляется, однако, что проповедь это призвание священнослужителя, и он может лучше это совершить.
 
По моему мнению, если для практического психолога важна его собственная христианская позиция, он ее скрывать не должен. Что касается работы психотерапевта, то она в меньшей степени, чем работа практического психолога, сравнима с пастырской деятельностью, потому что достаточно специфична и. Ее можно было назвать некой технологией, если бы личность психотерапевта не была бы его главным инструментом. Консультант ближе к пастырской деятельности, чем психотерапевт, в силу многих обстоятельств. Например, как можно сравнить общение священника со своей паствой, когда обсуждаются какие-то частные проблемы, какие-то религиозные вопросы – работу психотерапевта с группой. В первом случае – реальная жизнь, во втором – искусственно заданная ситуация. Несовпадение очевидно. В чем же совпадение? Беседа, индивидуальный подход, элементы учительства. Очевидно, что пастырство и практическая психология – это далеко не одно и то же.  
 
Далее, практический психолог, также как и пастырь озабочен широким социальным контекстом своих подопечных, и не может не быть служителем для других. Здесь также мы видим родственность пастырского служения и практического психолога. Да и на деле, они часто сотрудничают в диаконии Церкви.
 
Воторй угол зрения, который, на наш взгляд, подается сравнению, это личностные характеристики пастыря и психолога, ожидаемые в служении людям.
 
С точки зрения требований, которые предъявляются к личности пастыря и психолога, то здесь сходства много. Архимандрит Киприан Керн в своей книге “Приходское пастырское служение” часто пишет о сострадании как о важнейшей части служения. Причем он понимает сострадание как проявление подлинной христианской любви, которая дается христианину в качестве главной добродетели через крещение, его молитву и благодать Святого Духа. Когда он говорит о сострадании как о духовной функции пастыря, то ссылается на митрополита Антония (Храповицкого), который занимался психологией. То же самое в полной степени относится и к психологу (консультанту или психотерапевту). Без сострадания едва ли психолог сможет результативно работать. В современной психологии принято говорить о принятии, о соответствии, о сострадании горю и проблемам клиента.
 
Как для пастыря, так и для психолога очень важны такие качества, как некое соответствие самому себе, естественность, гармоничное сочетание своих чувств и профессиональных качеств. Это то, что можно назвать зрелостью личности. Как в Церкви, Которая устанавливает возрастной ценз для кандидатов в священнослужители, так и в психологии, где личностный опыт, зрелость, является необходимым условием возможности работать.
 
Можно еще сказать и о целомудрии, (в данном контексте не как христианской добродетели), как подлинности и целостности мышления, мировоззрения и жизни; о соответствии веры и служения, образа жизни и мышления.  
 
Внимание к человеку (то, что так недостает современным священникам), также нужно психологу и психотерапевту – внимание как настроенность на другого человека, как обращенность к нему, как способность слышать. Традиционное для психологии принятие другого таким, какой он есть, есть и в пастырстве. Но в современном пастырстве с этим дело обстоит довольно трудно, потому что значительная доля молодых христиан, как священников, так и пасомых, – неофиты, которым свойственны крайность и категоричность суждений. Принятие другого, терпеливое и лояльное отношение к опыту, пусть и ложному, понимание сложности пути воцерковления, свойственное личностно зрелым, чаще всего многоопытным священникам, одинаково важно, как для пастыря, так и для психолога.
 
Личностная зрелость одинаково необходима как для психолога, так и для пастыря. Если священник приходит в служение, не прояснив для себя, зачем он туда приходит, то беда от такого пастыря. Он будет реализовывать какие-то свои честолюбивые или сребролюбивые замыслы, либо пытаться властвовать над людьми, т.е. решать какие-то свои задачи, а не служить людям. И психологу нельзя начинать практическую деятельность, пока он сам не проработает свои проблемы. Этот список профессионально важных личностных качеств, общих для священника-пастыря и для психолога, объединяет эти два служения и показывает, насколько они близки.  
 
Еще одно важное личное требование, относящееся и к пастырю и психологу: духовное руководство (для каждого пастыря) и супервизия, индивидуальная терапия (для психолога). Эта ученическая позиция, внимание к себе как специалисту в чем-то сближает пастыря и психолога.  
 
Однако, есть качества, которые необходимы священнику, но которых никто не будет ожидать от психолога. Во-первых, это – крепкая вера в Бога: вера учительная, выдержанная с точки зрения догматики и пр. Для священника это – основа, без которой не может быть никакого служения. Если речь идет о православном психологе, то никто не будет устраивать ему экзамена, хотя наличие веры для психолога христианина не только подразумевается, но ожидается, что психолог, претендующий на звание христианского психолога должен иметь специальную богословскую подготовку. Для этого, на нашем факультете, открыты курсы повышения квалификации для психологов, социальных работников, учителей и медиков, включающие как психологическую, так и богословскую подготовку.
 
Во-вторых, – священник не может не быть включен в собственную духовную покаянную практику. Несомненно, человек не может быть священником, если сам не знает своих пороков, страстей и не борется с ними. Путь покаяния, путь к чистоте – обязательное требование к священнику. Важно ли это для психолога? Да, наверное, важно, но предъявить это как профессиональное требование в том же объеме, как к священнику, наверное, неуместно. Нет для психологов и канонических ограничений, напрмер касающихся брака. Для психолога, конечно, важно знание своих проблем для того, чтобы они не накладывались на рабочее состояние, не резонировали в работе с клиентом, и это выполняется в супервизии, обязательной, для профессионалов.  
 
Наверное, самое главное для священнослужителя – его определенный нравственный и социальный статус, канонические требования, образ жизни, образ поведению и т.д. К психологу эти требования, если он христианин, тоже применимы, но не в столь строгой степени.
 
Итак, мы видим не только различия, но и сходства.  
 
Возникает вопрос: где проходит черта, разделяющая представления о двух служениях? В чем их самобытность и необходимость для современной церковной жизни? Кто может сказать: “Вот эта линия! Здесь, пожалуйста, работайте психологи, а здесь – место пастыря”. Для меня этот вопрос остается безответным пока.
 
Прежде всего, следует обратить внимание на разность цели. Верно, что священник и психолог, также как и педагог и медик, работают и служат человеку. Но у них различные онтологические цели. Психолог, учитель, медик помогают человеку жить, понять себя, помогают в душевных проблемах. Священник служит исцелению душ и спасению их. У священника запредельные цели, и это не его цели, но смысл церковного бытия. Эти цели перед священником ставит Сам Господь, ставит Церковь. Если попытаться еще более лаконично, но и грубее, оценить различия целей служения, то можно сказать, что священник служит спасению и исцелению души, а психолог помогает “строительству” личности человека.
 
Предельность цели открывает перед священником человеческую душу так глубоко, что дерзновенность вхождения во внутреннюю жизнь человека приводит священника в трепет и благоговейный ужас. Психолог не только не может вторгнуться так дерзко, но процессуально огражден рядом правил и норм его профессиональной работы. Потому священник в нашем обществе и пользуется громадным авторитетом и уважением, не сравнимым с психологом, что имеет гораздо большее интимное доверие людей.
 
Священник, конечно, более на виду. Он виден не только в церкви, в общине, но и в обществе. Психолог, как правило, скрыт дверями своего кабинета. Оттого и общественный статус психолога скромнее.
 
Служение священника имеет неоспоримый статус божественного призвания и божественного благодатного достоинства. Психолог – харизматическое служение, лежащее в плоскости земли, человеческой духовно-душевной-телесной жизни.
 
Таковы, на мой взгляд, важнейшие черты сравниваемых служений, как сходства, так и различий, которые на наш взгляд могут помочь нам ответить на поставленный вопрос: является ли психолог конкурентом священника? Не вторгается ли психолог в пастырское служение? Может ли священник быть одновременно и пастырем и психологом?
 
Вот несколько выводов, которые мы можем сделать на основе нашего краткого анализа.
 
Пастырское и психологическое служения действительно во многом сходны. И это сходство определяет перспективы их сотрудничества в широком церковном служении. Верно, однако, и то, что в не малой степени они и различны.  
Главное и принципиальное отличие этих служений в их предельных целях. В этом смысле говорить о конкуренции или притязаниях никак нельзя. Эти служение совершаются в различных онтологических горизонтах.  
Несравним мистический и харизматический статус пастырства и психологической практики. Священный сан не сравним с профессиональным статусом психолога.  
Пастырство имеет духовную власть и большую интимность, чем психология, и потому не могут конкурировать между собою.
Нам представляется достаточным сделанных наблюдений, что ответить на главный вопрос: пастырство не то же самое, что практическая психология. Психологическая практика никак подменить собою духовное руководство, пастырское окормление не может. Опасения этого могут иметь место только тогда, когда психологическая практика построена на ложных и не профессиональных основаниях, и не имеет отношения к христианству. Христианская психология, которая формируется на наших глазах, исключает возможность такой подмены. Однако подмена может быть и с другой стороны, со стороны пастырства, а вернее, со стороны крайних, младостарческих форм пастырства, уже осужденных известными суждениями Церкви.
 
Остался еще вопрос о священнике-психологе. Можно ли совмещать эти два призвания в одном служения? Здесь я могу говорить о собственном опыте.
 
Ведь есть два фундаментальных факта в том и другом служении: я служу человеку и сам являюсь человеком; служу спасению души и сам нуждаюсь в спасительной силе Церкви; служу строительству богоподобной личности и сам строю свою; наконец, учительствую и сам являюсь учеником. В этой экзистенциальной двойственности, мне видится только один путь цельности и целомудрия. Единственность и богоподобие личности человека Личности Христа, Который и есть Глава Церкви.
 
Личность не может раздвоиться, личность не может стать специалистом, личность всегда есть тождество с самим собой. Личность остается самой собой. Специалист это образованный человек, гражданин. Я, как священник и я, как психолог, – это не два разных человека. Это трагическое разделение заканчивается в сфере интеллекта. Когда я на исповеди понимаю, что проблема у человека не духовная, а психологическая, что мне делать? Сказать: “Вы хотите поговорить об этом?” Да, я иногда так делаю, но это меня самого больно ранит. А иногда я говорю: “Сейчас исповедь. Покайтесь, а потом поговорим”. Я не знаю, как выйти из этого положения. Но мне кажется, что очень важно для человека сохранить целостность своей личностной позиции, а не некую нормативную правильность. Если я священник, то я должен оставаться в рамках Церкви.  
 
Психологам известно, какие ограничения накладывают на психолога психотерапевтические и консультационные требования. Однако в практике психологу часто приходится переступать эти грани, чтобы оставаться человеком. Мне кажется, что это очень важно – драгоценные крупицы реальной жизни. Основным инструментом, как в пастырской практике, так и в психотерапевтической, является личность человека. Если личность раздвоена, если личность бьется в тисках формальных требований, то проку и радости от общения с таким человеком, с таким священником будет немного. Я бы сказал, что и в том, и в другом случае это – служение, а служение – личностная позиция. Потому что работник, отбывающий некое послушание, – это раб, наемник, а служитель – это личность, берущая на себя ответственность за то, что он делает. А личностная позиция не может быть замкнута в каких-то рамках.  
 
Следует помнить о том, что подлинное служение, служение Богу и служение человеку, основано на Евангельском призвании, основанном на заповеди любви к Богу и человеку (например, в Евангелии от Матфея: “Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” гл.22, ст. 37-39.) Единство заповеди, делает два служения единством моего личного призвания.  
 
Я намеренно не написал здесь о мистической стороне служения священника и мистической стороне служения психолога, подразумевая, что это отдельная и очень тонкая тема. Я писал о внешней, процессуальной стороне служения того и другого, и о том, какой след это оставляет в душе человека. Я писал в значительной степени, от себя: о своем опыте, недоумениях и проблемах.  
 
 
 
To Yulisska
не упомянуто о важнейшем отличии : священник "преподает" догматическую веру, и не вправе отойти от догмата или подталкивать паству к тому чтобы усомниться ; психолог же обладает инструментарием различных психологических теорий, и хороший психолог выберет из этого арсенала именно то что поможет конкретному клиенту, а если одно не помогло - сменит тактику...
 
To Black&High
дело в том, что речь в статье шла именно о православном психологе (а не о психологе вообще), который, конечно, ни в коем случае не станет выбирать из арсенала что-либо, противоречащее духу веры, т.к. он, по идее, раз уж он православный психолог, уверен в том, что православный взгляд на человека верен и именно он (этот взгляд) способен помочь человеку.
 
я позже выложу ещё статью Лоргуса о том, чем христианская психология принципиально отличается от классической научной.
 
 
To Black&High
 
Слово "догмат" привыкли воспринимать, как ругательное, что-то закостенелое.
 
А это всего лишь фундамент на котором строится Живая Радостная Вера...
 
To Yulisska
1) Если не перетолковывать по христианской традиции по нескольку раз обычные слова, то в сострадании заключается различие между священником и психологом, а не сходство. Сострадание=со страдание=страдание вместе с другим. Тот, кто сострадает, берёт частичку страдания страдальца и вместе с ним начинает страдать, тем самым проявляя своё сострадание. Для христианства это обычное дело, т.к. чужие грехи, снимаемые священниками (теми, кто их действительно может снимать), отправляются прямяком в христианский эгрегор (им больше некуда деться), с последующим перераспределением на всех тех, кто в этом эгрегоре состоит, т.е. на всю паству и пастырей. Это не больно и практически незаметно, т.к. индивидуальный грех распределяется на множество судеб, прибавка из-за малой концентрации незаметна. Сходная картина в смысле перераспределения болячек происходила и на сеансах таких психотерапевтов как Кашпировский и т.д. Только в уменьшенном масштабе зала кинотеатра, или всех тех, для кого телевизионные сеансы были ЗНАЧИМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО.  
 
Цитата
Без сострадания едва ли психолог сможет результативно работать.
Если психолог буде проявлять сострадание, то первые несколько пациентов может быть он примет, и может быть будет положительный результат. Но всему есть предел, в том числе и прочности личности психолога. Набор на себя в результате сострадания частичек проблем пациентов вскоре даст о себе знать. Психологу некуда сбрасывать чужие проблемы, кроме как на приходящих к нему пациентов. Поэтому, если психолог будет сострадать, то, или сам перестанет адекватно воспринимать пациентов, или пациенты будут уходить от него с "ПОДАРКАМИ" - сброшенными на них чужими частичками или целиком проблемами. Поэтому, одно из профессиональных требований к настоящему психологу - это отсутствие жалости и сострадания, как это не странно, к пациенту. Подлинный психотерапевт или психолог имеют право проявлять лишь МИЛОСЕРДИЕ - своевременную деловую квалифицированную помощь, адекватную ситуации или проблеме пациента.
2) Не верно также утверждать, что священник служит спасению и исцелению души, а психолог помогает “строительству” личности человека. Про спасение я промолчу, а то, что оба работают с психикой - не вызывает сомнений. А психика - это совокупность проявления души через физические тела.
То что пастырское окормление имеет духовную власть - это чрезвычайно отрицательная черта. Потому что современная биоэтическая и медицинская практика не допускают такого обращения с пациентами, если только они психически невменяемы, да и то, только с разрешения родственников. Даже при сеансах гипнотерапии не затрагиваются духовные слои психики.
3) Не совсем корректно сравнивать степени доверия к священнику и психологу, говоря абстрактно и сразу обо всём обществе. Обсуждать здесь имеет смысл доверие только ВО ВРЕМЯ сеанса психотерапии, или психокоррекции, или исповеди, или покаяния и т.д.
4) Неоспоримый статус божественного призвания и божественного благодатного достоинства служения священника и харизматического служения психолога, лежащего в плоскости земли - это субъективный критерий с позиции христианской веры. Поэтому не может использоваться для объективного сравнения.
5) Харизматический статус отдельного священника вполне сравним с харизматическим статусом отдельно взятого психолога. Но вот с профессиональной точки зрения, как раз психолог может дать большое фору священнику.
 
 
 
 
 
To kriut
отправляются прямяком в христианский эгрегор"
Куда, извините?
 
 
 
To BBC
В теме "Политическое православие на 3 страничке в посте Мардаю я приводил слова Трубецкого о том, что в область сознания эзотерического (откровение в собственном смысле слова) проникает лишь тот, кто обладает реальным духовным опытом божественного, т. е. кто пребывает с Божеством в существенном жизненном общении и единении. Предлагал выпить по-поводу того, что мы, оказывается коллеги по эзотеризьму. Сходите в Google? На слово "эгрегор" выпадает примерно 112 000 ссылок и всего лишь за 0,16 секунд.  
 
To kriut
А своми словами ответить не судьба?
Меня именно "христианский эгрегор" интересует.
 
 
 
To BBC
Ощущения человека, его эмоции, человеческие чувства, его мысли - всё это материальные явления - результат контакта индивидуальной души с окружающим миром посредством своего интсрументария, 4-х физических тел: традиционно называемых физическим, эфирным, астральным и ментальным. Мысли или состояния могут рождаться у человека, или он может сам являться приёмником мыслей или состояний других людей. Любые системы излучают из себя информацию. Когда мы говорим, что все шофёры чем-то друг на друга похожи, мы имеем дело с общим для всех шофёров, живущих, и когда-либо живших на земле профессиональным скоплением их мыслей, эмоций и различных состояний. Если мы способны отдавать себе отчёт в такой общности всех шофёров, но не как абстрактного понятия, а как набора черт характера, общих речевых "шофёрских" построений, общего взгляда на мир, повадок, и иногда бывает, что и походки, то значит мы при этом имеем дело с неким образованием, состоящим из отделившихся от шофёров мыслей и эмоций, некоторых состояний людей, когда они выполняют шофёрские функции. Всё это можно назвать словосочетанием профессиональный эгрегор шофёров. Можно научиться подключать своё сознание к данному образованию, наработанному в результате деятельности всех шофёров, даже не будучи шофёром, но получить все необходимые профессиональные секреты вождения. Само по себе такое образование будет заинтересовано в своём развитии и эволюции, будет поддерживать и защищать шофёров от каких-либо претензий в их адрес.  
Религиозные эгрегоры на 2 уровня выше, чем профессиональные. Но суть примерно такая же. Эгрегоры можно создавать намеренно. Так должно происходить, например, при правильно сделанном ритуале венчания - создаётся эгрегор новой семьи, куда воспрещён доступ остальным родственникам (мамам и папам). Любой эгрегор должен иметь своё проявление в каких-либо социальных или природных явлениях. Социальная (к примеру, ваша "оградка") или природная обособленность явления имеет соответствующую обособленность и в информационных слоях нашей планеты, т.е. имеет свой эгрегор. На Солнце свои информационные слои и свои эгрегоры.
 
To BBC
Прочьтите уж Д.Андреева, уж пора. В "Розе мира", в книге 7 "К метаистории царства Московского" глава 2 "Эгрегор православия и инфрафизический страх". Вам будет значительно легче общаться не только с криутом.
 
To BBC
Прочитал Вашего оппонента, опередившего мой совет на 70 секунд, уточню: надо прочесть книгу ЦЕЛИКОМ. Просто так эгрегор нельзя усвоить.
 
To lb
   
Цитата
уж пора
Давно читал эту книгу, но я был уже тогда матёрым и "испорченным" оккультистом. Но, всё же, данная книга очень незаметно, но верно сносит крышу, к сожалению.  Вам не жалко потерять нашего ВВС?
Что-то вы несколько категоричны, может быть лучше прочитать "Левая рука тьмы" (кажется так) негритянской писательницы-фантаста Урсулы Ле Гуин? Очень интересно и, главное, безопасно для здоровья.
 
To kriut
Вы недооцениваете (хоть и в шутку) "заповеданность" впавших в окончательную веру. Ничто им крышу не восстановит. Она полностью демонтирована для прямого общения с Господом. Да и нам бы не мешало от этого дурацкого набалдашика над головой избавиться. (Нам - это не нам с Вами, а нам - неприкаянным и зашоренным душам).
 
To kriut
Урсула ле Гуин читается на одном дыхании, как она успеет зацепить? А основательный первоисточник, со своим терминологическим аппаратом - это настоящее чтение для пытливого ума.
 
To lb
Очень оригинальная версия демонтажа и открытости "крыши" приведена Барбарой  O'Брайен в Необыкновенном путешествии в безумие и обратно: Операторы и Вещи. Я этот рассказ прямо сейчас выкладываю на ftp.
 
 
"pick-up" - пикап
как Вы думаете господа ,  в своей основе является псилохогией?
 
To Моник
Если вы считаете психологию наукой, то вот примеры нескольких вполне научных пикаповских прогнозов:
 
"Умный мужчина + умная женщина = легкий флирт.
Умный мужчина + тупая женщина = мать-одиночка.
Тупой мужчина + умная женщина = нормальная семья.
Тупой мужчина + тупая женщина = мать-героиня."
 
Стало быть для успешного пикапа надо знать не только психологию взаимоотношений полов, но и возрастную психологию, психологию социальных групп, ну и не мешало бы психологию семейных отношений (на всякий случай).
 
To Yulisska
 
Цитата
речь в статье шла именно о православном психологе (а не о психологе вообще), который, конечно, ни в коем случае не станет выбирать из арсенала что-либо, противоречащее духу веры, т.к. он, по идее, раз уж он православный психолог, уверен в том, что православный взгляд на человека верен и именно он (этот взгляд) способен помочь человеку.
а вот допустим что он встретил того, в отношении кого он неверен и не может помочь - что он сделает ? откажется ?..
 
To BBC
 
Цитата
А это всего лишь фундамент на котором строится Живая Радостная Вера...
но сам догмат выглядит мертворожденным...
 
To kriut
Про шоферов мне понравилось.
 
Ощущения человека, его эмоции, человеческие чувства, его мысли - всё это материальные явления " это не логично. не согласен с этим. Какие же они материальные...
 
Но что такое христианский эгрегор, я так и не понял...
 
To kriut
не волнуйтесь книга Андреева в планах не стоит...
 
To Black&High
я, конечно, не могу ответить точно с позиций православного психолога, т.к. сама только начинаю изучать эту область, но мне думается, что, безусловно, психологу придётся иметь дело далеко не только с верующими пациентами, но поскольку предлагаемая христианской психологией модель человека универсальна (если хотите оговорюсь, с точки зрения христианской парадигмы (но лично для меня эта оговорка необязательна), то православный психолог должен увидеть, в чём корень проблем человека и предложить решение.
 
подождите ещё немного - и я всё-таки расскажу о православном понимании психологии (сегодня не успею)
 
 
To kriut
я на собственной шкуре убедилась, что оккультный подход крайне неполезен лично для моей психики, так что я даже не хочу в это вникать.
 
так что лучше я уж сегодня начну выкладывать ещё статьи Лоргуса:
 
Проблема понимания души в психологии
 
Иерей Андрей Лоргус
 
Очень сложно открывать дискуссию в таком достославном месте, каким является Свято Тихоновский университет. Более того, мы находимся на территории Николо-Кузнецкого храма, в котором я служил и очень люблю его.  
 
Итак, я представляю факультет психологии (который существует уже 3 года) Российского Православного Университета святого Иоанна Богослова. На факультет реализует оригинальную учебную образовательную программе по христианской психологии. Она основана на программе общей и специальных психологических дисциплин факультета психологии МГУ, как “классической” школьной психологии для нашего отечества. Во-вторых, наша программа основана на программе православной антропологии, которая была разработана Российским Православным Университетом в предыдущие годы (имеется ввиду 1996-2004 годы).  
 
Настоящим докладом нам хотелось бы привлечь внимание специалистов к проблеме базовых категорий христианской психологии. Представляется, что для христианской психологии базовыми, ключевыми, понятиями для должны быть понятия “личность” и “душа”. Разработку этих понятий мы ставили себе в первую очередь.  
 
О понятии “личность” должен заметить, что сейчас трудно себе представить, как оно развивается в наше время. Оно развивалось и развивается очень бурно. Кто только не занимается этой категорией: и богословы, и антропологи, и философы, и психологи, и даже нейрофизиологи, ну и, наверное, еще многие смежные специальности. Поэтому естественно, что и здесь могут быть представлены совершенно разные точки зрения, как они и в литературе представлены, в современной дискуссии всех богословских и светских наук. Собственно говоря, то, чем мы занимались в большей степени посвящено этому.  
 
Однако, когда сравниваешь богословские усилия по освоению этой категории современной антропологией и психологией, то, равно, как и в психологии научной, возникает ощущение, что акценты наших интересов смещаются к проблемам формирования личности человека. Большее внимание уделяется механизмам формирования, патологии личности.  
 
Практических психологов больше интересует, что происходит с личностью в религиозной жизни, что происходит с личностью в болезни, в нормальном становлении личности, в воспитании, в раннем детстве, в позднем детстве. Так или иначе, мы все, как правило, в основном говорим о путях становления личности. А не о том из чего личность “рождается”.
 
Это понятно, религиозно- философская парадигма, в которой мы воспитаны, т.е. та христианская православная направленность, которая задана нам была в основном парижской школой богословия архм. Киприаном Керном, В.Н. Лосским, прот. проф. В. Зеньковским, в том числе и религиозной философией Бердяева. Эта традиция ставит двуединую проблему: личность дана, но личность и задана. И в этом видимом противоречии мы оказываемся на перепутье между данностью и заданностью.  
 
И если охарактеризовать общий путь традиционного научного движения, то оно скорее относится ко второму понятию – заданности. По большей части все мы обращаемся вниманием на то, что личность задана. О том, как она задана – большинство современных исследований.  
 
В наших работах, на нашем факультете, касающихся, прежде всего, психотерапии, консультирования выяснилась одна немаловажная деталь: значительное количество неврозов, патологий, депрессий, личностных кризисов, то есть проблем, с которыми к нам обращаются, как верующие, так и не верующие, связанно с глубинными явлениями душевной человеческой жизни, которые очень часто не ухватываются и не объясняются понятиями сознания и личности. Эти явления, по-видимому, относятся к тому до личностному, как, казалось бы, опыту, который очень мало поддается рефлексии, который очень мало поддается и психоаналитическому и психотерапевтическому воздействию. И это поставило перед нами задачу, которая отвлекла нас от главной темы – темы личности.  
 
Оказалось очень важным найти, нащупать, понять, что же в глубинах психики, в глубинах досознательного опыта личности является основой пренатального и раннего постнатального, раннего младенческого, детского опыта, который так серьезно определяет всю будущую жизнь человека. Причем определяет настолько жестко, что даже в зрелом возрасте с трудом поддается коррекции. Оказалось, что ранний опыт имеет столь глобальное, определяющее влияние на личность человека, что терапевтическое воздействие по сути дела может означать слом человеческой личности, на который конечно едва ли имеет право психолог, а тем более священник. Ломать человеческую личность - никому не дано. Перелом человеческой личности – не дело человеческое, но Божие. Оно совершается в неведомой глубине души, в глубине открытой Создателю, и о которой мы, лишь отчасти можем свидетельствовать. Как в пастырской практике, так и психотерапевтической практике мы можем свидетельствовать как о благодатных исцелениях, так и о гибельных искажениях человеческой природы. Такие искажения открываются в психотерапевтической практике как неврозы, депрессии или фобии, а пастырской практике как неисправимые самим человеком пороки, грехи, греховные наклонности, малодушие или безволие.
 
В основе многих из наблюдаемых явлений лежат, как мы думаем, искажение базовых личностных свойство человека (согласно некоторым зарубежным психотерапевтическим теориям – Боулби. Хеллингер, Сатир, и др.) или душевных энергий (свят Григорий Богослов, свят. Григорий Палама и др.). На уровне описания состояний мы можем только предполагать глубинные причины, не имея возможности объяснять их этиологию.
 
Но если мы будем отталкиваться от учения отцов о душе, то сможем увидеть иную картину, картину душевной жизни человека. Именно понимание жизни, как жизни души, открывает нам возможность понять какие именно изменения ведут к возникновению симптомов неврозов и к греховным порочным наклонностям  
 
Мы исследовали несколько аспектов этих проблем. Прежде всего, мы поставили вопрос о происхождении психопатологического симптома. Как симптом образуется с точки зрения христианской антропологии и, как мы его можем описать терминами психологии, его образование. Его схожесть со страстью.  
 
Мы понимаем страсть как устойчивое христианско-антропологическое понятие, в котором раскрываются причины пороков, грехов, страхов и различных состояний, в том числе стремлений, целей и задач человека.
 
Современные психотерапевтические теории, как психодинамические, так и гуманистические, такие, как например, теории Джона Боулби, Верджинии Сатир или Берта Хелингера, имеют схожие методологические характеристики.. В них отсутствует одно очень важное звено – первопричинный исток личной жизни человека, начальный толчок психики, первичную интенцию психического развития, который в психологии не называется психикой, который чаще относится к чему-то на грани психофизического и психофизиологического. Психологи биологизаторского направления, часто называют это биологическими потребностями, или врожденными потребностями. Психоаналитики это могут называть архитипом.  
 
В научной психологии этому вообще нет никакого базового определения. В современных психологических школах нет места этому вопросу. Естественно никто из психологов не дерзает вернуться к термину, давшему название самой науке – ДУША.  
 
Кризис, который переживает современная психология, выливается в научная психология, видится нам в двух аспектах. Во-первых, он предстает как феномен пустого места, некое пустое пространство психологической теории и психологических практик, которые неименуемо именуют человека, обходя вопрос средоточии, или месте, или субъекте психической жизни. Это можно именовать деонтологизацией психологии. Другой вариант – мистико-оккультное понимание человеческой жизни. Так трансперсональная психология, имеющая сейчас чрезвычайно широкое хождение, удивительное развитие, и, надо сказать, не малые достижения в области психотерапии, вводит новые понятия – “сновидящее тело” или “духовное тело”. Например такое направление трансперсональной психологии, как Арнольд Минделл, Станислав Гроф, Кен Уилбер. Современная трансперсональная психология основана на трех видах мистического опыта: это, прежде всего, даосские практики, во-вторых – это шаманизм во всех многонациональных видах, в-третьих – это такие теоретики такие, как Кастанеда и т.п.
 
Возвращаясь к нашей теме, мы должны подчеркнуть, что в современной психологии тому глубинному понимаю жизни человека, которому богословии соответствует понимание человека как “души живой” (Быт.2,7), в психоогических теориях места нет. В психологии научной эту глубину никто не называет как мы, христианские психологи, – ДУША.  
 
Но очень важно, на мой взгляд, понять и другое: христианское богословие, христианская антропология, не имеет сформированную категорию души, применимую в сфере психологии. Та святоотеческая категория души, которую мы можем взять из ранних отцов, из поздних отцов и даже из наших относительно современников 19-20 века, характеризует богословский школьный взгляд, в котором душа имеет определения только а уровне философско-догматического понятие. Для психологии, а по большей части и для антропологии христианской этого не достаточно.  
 
Мы можем говорить, что личность понятие не святоотеческое, это само собой, но и с категорией души не менее сложно, потому что, как известно, тон святоотеческих концепций души, которыми пользуются на уроках догматики, или антропологии построен на основе аристотелевской философии, на понимании души, как самостоятельной сущности или субстанции. В наше время это нас удовлетворить не может, это, на мой взгляд, достаточно убедительно показано, по крайней мере, таким всем известным вам автором, как Сергей Сергеевич Хоружий. Хоружий предлагает не эсенциальный, но энергийный подход в антропологии, основанный на опыте исихазма.
 
Суть кризиса, как нам представляется состоит в следующем: душа может восприниматься либо как описание сущностныйх свойств, что на уровне психологии значит описание функций, который кстати поддается исследованию. Не на этом ли была построена психология XIX-XX века, мышление, воля, внимание и т.д,? Либо надо понимать душу сугубо религиозно, то есть по сути дела мы бы сказали антропологически: душа как сущность сотворенная Богом. Но тогда как это сопоставимо с научной психологией?
 
Он в известной работе Л. С. Выготского достаточно хорошо описан. Но кризис до сих пор не уврачеван, и психология, теоретическая психология не нашла ни в отечестве нашем, ни за рубежом, до сих пор выхода. Это святое место, действительно святое, поскольку это душа, до сих пор остается пустым и на его место может быть поставлено все что угодно. Ну, вот теперь, когда у меня осталось 5 минут для доклада я попытаюсь сформулировать то ради чего, собственно говоря, мне было предоставлено слово.  
 
Что же в святоотеческом богословии есть понятие души? Это определение души, как “жизни” и как “энергии жизни”. В антропологическом виде это разделение проводится свят. Григория Паламой: “Душа каждого человека является и жизнью одушевленного его тела и, как относящаяся к другому, имеет возможность оживотворять другого, то есть именно оживотворяемое его тело. Но она имеет жизнь не только как энергию, но и как сущность, ибо живет сама по себе. Видно, что она имеет разумную и духовную жизнь, ясно отличную от жизни тела”. [1, с 361]. При этом святитель видит душу как бытие, жизнь, свободной, имеющей свободу. Наоборот то, что оживляется душой свободы не имеет, является неподвижным: "Ибо в естестве души нашей есть начало, господствующее и начальствующее, а вместе с тем совершенно естественно есть и служебное, подчиненное начало, то есть желание, расположение, чувство, и одним словом, все, что ниже ума, сотворенного Богом вместе с умом " [1, с 363]
 
Итак душа и сама есть сущность живая, и сущность оживотворяющая другие сущности, тело. Святитель вполне традиционен в этом. И у других отцов встречается подобное, в следующей таблице показаны для сравнения определения души:
 
Преп. Максим Исповедник
 Сила разумная
 Сила жизненная
     
Немесий Емесский
     Самоцельная
 бестелесная
 
Свят. Григорий Палама
 Жизнь как сущность
 Жизнь как энергия  
     
Свят. Григорий Нисский
 Сущность живая
 Посылающая через себя жизнь
     
Свят. Василий Великий
 разумная
 Жизненная сила
     
Свят. Григорий Палама
     господствующее
 служебное
 
Свят. Феофан Затворник
 Умная, сознающая
 Действительная живая сила
     
 
В связи с этим нам представляется возможным рассматривать категорию души по-разному для христианской антропологии и христианской психологии, хотя, по-видимому, это разные задачи.  
 
Следует подчеркнуть, мы не можем не критично перенести категорию души из богословской антропологии в христианскую психологию. Те определения души, о которых мы говорили выше, как нам представляется, неуместны в психологии. В психологии человек уже живет, то есть имеет душу. Бытие души, жизнь, как таковая, сама душа есть предмет антропологии, но не психологии. Психология по-видимому должна имеет дело с душевной жизнью, с бытием души, как это бытие воплощается в жизни человека. Переводя это на язык антропологии, можно сказать, психология имеет дело с душой как с энергией жизни, но не как с сущностью. Не это ли утверждает энергийная антропология С.С. Хоружего?
 
Если в богословии можно удовлетвориться определением: душа, есть сущность простая, неделимая бессмертная, невещественная и т.д., то для психологии такое определение останется внешним, и собственно не психологическим, так как для построения предмета, нам по-видимому нужны ответы на вопросы как?, какими путями?, каковы механизмы?, каковы движущие силы? А это как раз и значит, рассматривать душу как силу животворящую, как энергию жизни.
 
Итак, мы склонны рассматривать душу, как базовую психологическую категорию, как энергию, как силу и силы, как явления сущностного, лежащего в ином онтологическом уровне, но не данного в психологии порядка. Душа как сущность, остается предметом антропологии, которая выступает по отношению к психологии, как метадисциплинарный уровень.
 
В психологии категория души, как базовая, системообразующая, должна по нашему предположению, удовлетворять следующим требованиям. Категория “душа” должна иметь объяснительные и описательные возможности (не всегда рациональные, не всегда логические) для удержания бессознательного и сверхсознательного, чувственного и мистического, функционального и непосредственного опыта человека.
 
В контексте психотерапевтического опыта, о котором здесь говорилось, категория души должна иметь потенциальные объяснительные возможности в трех горизонтах, или уровнях, психической жизни:
 
на уровне глубинного опыта, не имеющего функционального развития, условно называемый нами – допсихический уровень душевной жизни;  
на уровне формирования основных базовых стремлений (общения, защиты, активности, из которых развиваются первичные формы поведение и психической жизни, жизне-функциональный уровень душевной жизни;  
и на уровне формирования базовых личностных структур (самоотношения, доверия, страхов, потребностей и стремлений), личностный, или духовный, уровень душевной жизни.  
Итак, душа – это:  
 
Первый уровень понимания - жизнь, как таковая, самобытие и бытие, как самоощущение, как здоровье, дыхание как “я”, как желание жить, как представление о будущем, как бессмертие, как творчество, как будущее; таково раскрытие понимания души в позитивном направлении развития. Наоборот, страх жизни, нежелание жить, отказ от жизни (например – аутизм), отсутствие “базового доверия”, - негативное , патологическое направление развития. Это один комплекс.  
Второй – душа есть сыновство, отношение к Отцу, на чем формируется отношение к отцу к матери, Отцу-творцу в смысле, стремление принадлежности, отношения, идентификации, достоинства, бытия с Богом и быть любимым; позитивный путь. Страх и ревность к другому, одиночество, вражда, агрессия, гордость; негативный путь.  
Третий - душа есть креативность, движение, действование, энергия, познание, творчество, исходная подвижность, поток, огонь, неутомимость, воля, сила и свобода; позитивный. Пассивность, привязанность, зависимость, слабость, ленивость, страх нового, страх неудачь, страх движения; негативный, соответственно.  
Четвертый – душа есть любовь, блаженство, радость, ликование и счастье; - позитивный. Страх и ненависть, неумение любить, чувство вины, чувство лишнего на свете, неумение радоваться, стремление к смерти, уныние, отчаяние, суицидальные стремления; негативный путь развития.
Таково наше видение души, как описание того, что можно назвать проявлением души на психологическом уровне. Но не как сущность, а как свойства души, которые могли бы быть даны этой категории и, которые могли бы дать основания к пониманию многих психологических реальностей и разнообразного психологического опыта. Эти описание, которые здесь даны, на наш взгляд, позволяют увидеть то, как душа позволяет человеку жить, строить себя (то есть личность), ставить себе цели, двигаться вперед, достигать, устанавливать отношения с Богом и с людьми и с самим собой.  
 
Такое описание личности, категории личности не может объяснить, не должно нам объяснять ее происхождение, потому, что происхождение души не может быть вообще отнесено к области христианской психологии. В психологии душа может быть описана, она там является, как уже существующая, но в психологическом опыте возникновение души не раскрывается, но лишь предшествует. В душевном опыте нам не дана, и не может быть дана реальность возникновения (творения или рождения) души. Само происхождение души является предметом богословия. Но и в богословии она описывается как тайна, и это справедливо. Поэтому для христианской психологии вопрос о происхождении душ людей –не является ее собственным предметом. Это предмет богословский, а именно антропологический. Поэтому, когда мы говорим о понимании души в антропологии и психологии, надо разуметь, какие разные вопросы мы можем поставить здесь.  
 
Итак, если вопрос о происхождении душ людей в антропологической методологии для нас является обязательным, то в психологической как раз напротив – нет. Думается, что в этом должна быть одна из важнейших особенностей христианской психологии. В христианской психологии мы имеет дело явлением (проявлениями) души, в вышеозначенном смысле. В то же время психология должна отчетливо отдавать себе отчет в том, что душа, как сущность, как исток, как жизнь остается для психологического предмета тайной. Если мы, психологи-антропологи и практические психологи (психологи-консультанты), а также пастыри, то мы должны понимать, что человек есть, согласно Откровению, душа живая! Но это тайна, которая до конца рационально понята нами, вероятно, быть не может.
 
 
 
 
To Yulisska
Знаете, у философов, есть просто проблема понимания. Если пока отвлечься от просто проблемы понимания, то в чём, собственно, проблема понимания души в психологии в понимании вашего иерея Андрея? Из приведённой вами статьи, а также из других статей христианствующих психологов становиться понятным одно: новоявленные православные психологи поступают точно также, как сегодня  поступают православные политики. Православные психологи влезли на гребень волны возвращения понятия души в психологию! (опять мессионерско-спасительная миссия, нет, чтоб только за себя отвечать, куда там... неприменно надо спасти всю психологию). Они со страниц психологических журналов не стесняясь пишут, что изымание души из психологии и ее возврат ими – это фундаментальное событие. Возьмём, к примеру, "Вопросы психологии", 1997, #5, статья Б.С.Братусь (христианин-психолог)
К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ. Начинается она строчкой: "Современная российская психология в отличие от современной российской экономики или политики находится отнюдь не в упадке и разложении." И далее:
"Нетрудно увидеть, что в истории психологии свершается как бы некий круг и мы возвращаемся (на новом уже, конечно, уровне – измененные и обогащенные опытом, пусть во многом и горьким) к месту, откуда когда-то вышли. Психология начала разрывом с философией, этикой, теологией, с потери понятия души, с постулата естественнонаучного подхода к человеку как к объекту, вещи среди вещей, с деградации, редукции духа к материи, сугубой объектности, телесности. Душа и дух надолго исчезли из поля внимания, вернее, стали рассматриваться производными, вторичными от материального (телесного, вещественного) мира."
Спаситель – фокус, спасение, оправдание и упование нашей культуры, олицетворение истинного образа, сущности человека, тот пункт, цель, точка устремления, выше которой нельзя поставить, но и ниже не должно опускаться.  Поэтому психология, назвавшая себя нравственной, вправе сделать еще один, вполне естественный в нашей культуре шаг и определить себя как психологию христиански ориентированную, или христианскую психологию. Если первая полагает нравственное развитие как норму, как путеводную нить, главное условие здоровья личности, если она видит другого человека как самоценность, то вторая добавляет к этому представление о конечных, абсолютных основаниях такого выбора, придавая другому не только общечеловеческую, но сакральную ценность, рассматривая его как образ и подобие Божие, а нормальное развитие как реальный (со всеми возможными отступлениями и трудностями) опыт подражания Христу."
Короче говоря, ситуация в точности такая же, как и с политическим православием. Теперь зарождается ещё и православная психология, или психологическое православие. Причём зарождается и действует, видимо, так же нагло и нахраписто, как и в вопросах политики, в вопросах юридического права, в национальном вопросе. Ну вот никто кроме православия не рассматривал душу в психологии. Ладно бы говорили, что христианская психология рассматривает душу, но нет, она, оказывается спасает всю ПСИХОЛОГИЮ. Это именно она, христианская психология возвращает это понятие. (А то ведь некому было жо неё это сделать.) И теперь, видимо, те психологи, которые не используют понятие души, не будут причисляться к психологам, потому что психология теперь у нас может быть только одна - с душой, и это именно христианская психология, третьего не дано.  
Мдя... Теперь понятно стало, почему вы свой предыдущий пост начали с мнения, что оккультный подход крайне вам не полезен. Ну ещё бы, кто бы говорил! Вот, что-то Антоний никак не ответит на вопрос о правилах святого собора, по которому целители, психотерапевты, гипнологи, экстрасенсы якобы относяться к НЕВЕРНЫМ, к колдунам, облакогонителям, гадальщикам, делателям талисманов и тем, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище. Интересно, видимо, пора придумывать правило и для психолагафф.
 
 
 
 
To Yulisska
 
Цитата
предлагаемая христианской психологией модель человека универсальна (если хотите оговорюсь, с точки зрения христианской парадигмы (но лично для меня эта оговорка необязательна)
а по другой парадигме "учение маркса-энгельса бессмертно, потому что оно верно..." (с)
 
Цитата
православный психолог должен увидеть, в чём корень проблем человека и предложить решение
хм... пусть корень проблемы лежит, например, в том что ребенка родители навязчиво толкают в православие, в то время как он хочет исповедовать другую религию (или не исповедывать никакой) - интересно, чем тут поможет православный психолог ?..
 
Уважаемые психологи и иже с ними психологически грамотные!
Расскажите о или подскажите, где лучше всего почитать о -
характерах:  
- шизоидах, -- циклоидах,
- ананкастах, -- истериках,
- психастениках, -- эпилептоидах.
 
 
Почему такая классификация практически не встречается в литературе?
Покрывает ли она все возможные типы характеров?
По какому принципу классификация осуществлена?
Коррелируется ли она (и как) с другими классификациями (меланхолики-сангвиники... или др.)?
 
Из приведенных левые регулируются рациональностью, правые - влечениями. По строкам сочетаются определенные противопоставления. Какие? Почему?
Страницы: Пред. 1 ... 92 93 94 95 96 ... 101 След.