To BBC
Душа человеческая нетелесна и прекрасно живет после смерти тела. Независимо от памяти потомков...
А как сие Вы можете доказать? Я же предлагаю такое разумение души, какое можно проверить.
To and
Какая разница человеку, которому сейчас глубоко наплевать на людей, и который для достижения своих целей не останавливается ни перед чем, как его потом будут вспоминать? Ему сейчас хорошо
А откуда Вы это знаете? Все, что выведано о «преступлении и наказании» душеведами всех времен и народов, говорит об обратном. Скверно на душе человеку, который сам ее оскверняет. И чтобы это видеть, достаточно лишь отбросить линейное, механическое представление о времени.
Если все для человека кончается с его смертью, то вся жизнь представляется абсолютно бессмысленной.
Возможна и прямо обратная точка зрения. Именно смертность тутошней жизни наполняет ее смыслом. Сделайте человека телесно бессмертным, и он умрет от тоски.
У Ольги Седаковой есть строчка: «…И я, которая буду землей, на землю смотрю в изумленье…». Вот это ИЗ-УМ-ление, по-моему, есть высшее, что нам дано в расчетах с тутошним миром.
Человека интересует не бессмертие вообще, а бессмертие его личности, сохранение его индивидуальности.
Разумеется. Но только не индивидуальности, а личности. Но разве личность Пушкина, раз мы уж взяли его примером, «растворяется» в нас, когда мы читаем его стихи? Нет, она в нас впечатывается. Пострадает ли Ваша личность, если мысль, выстраданная лично Вами, вдруг западет кому-то другому (совсем чужому) в душу?
Трудность в другом. Да, мы можем почти «вживую» общаться с умершим поэтом. Но это общение — в линейной концепции времени — выглядит вроде односторонним и потому ущербным. Мы можем его, к примеру, спрашивать, а он нас — уже нет.
Но ведь поэтом человека и делает эта способность — «знаться с будущим в быту». Общаться с целокупностью времени. Если мы можем его спрашивать, а он отвечать, значит, неким образом он нас — и тогда — слышал.
Именно потому человек так остро переживает одиночество, особенно если это одиночество в толпе.
Когда Генри Торо, проверявшего свою философию экспериментально (в лесу), спрашивали, а не томится ли он одиночеством, он указывал в небо: «Как вы думаете, могут ли чувствовать себя одинокими двое самых отдаленных обитателей вон той звезды?».
Лирические аргументы есть и в физике.