Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Православие — неизвестная религия
 
Диакон Андрей Кураев - видеолекции
 
смотреть -  
Часть 1:  http://video.yandex.ru/users/liblion/view/121/  
Часть 2: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/58/?cauthor=liblion&cid=1  
Часть 3: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/55/?cauthor=liblion&cid=1  
Часть 4: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/56/?cauthor=liblion&cid=1  
Часть 5: http://video.yandex.ru/users/liblion/view/57/?cauthor=liblion&cid=1  
 
скачать и пр. -
http://files.predanie.ru/video/Kuraev-Video/Kuraev_Pravoslavie_neizvestnaja_religija_lek_1.wmv  
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 10 След.
Ответы
 
To lb
 
Цитата
Что ж, дочитал я предложенную книгу. Получил огромное удовольствие (и изрядно дискомфорта от ее постоянных разоблачений). Теперь готов выслушать ваши аргументы противу "Троицы" Рублева, в чем вы поддержали, как я понял, Михаила Л. Жду ссылок на страницы труда Горбуновой-Ломакс.
 
Очень рада, что Вы прочли книжку Горбуновой-Ломакс - она и, правда, интересная.
 
А по вопросу "Троицы" Вы меня не поняли. Да, я действительно поддержала высказывание Михаила Л - но НЕ потому, что у меня есть какие-то аргументы против Рублёва. У меня как раз таких аргументов нет - т.к. я не специалист в области иконописи, я просто интересуюсь этой областью - и мне симпатично, что Михаил Л сказал что-то конкретное, по существу дела - а не ограничился поэтической фантазией на тему, собственно - как я поняла, он и ждал от других предметного разговора - а не "эмоций", богословско-философской лирики.
Вообще-то, я думаю, что Господь устроил наш мир так премудро - что любой предмет творения может вызвать у нас - людей - являющихся поэтами в душе - поэтическое переживание.  
Но для изучения иконописи, и вообще искусства более предметного - одних поэтических переживаний недостаточно.
Вот и Горбунова-Ломакс выступила, главным образом, против этой "лирической  
воды" у Трубецкого, Флоренского, Успенского. Поэтому мне было оч. интересно её читать.
Вот как бы и всё, что могу сказать по данному вопросу.
 
 
 
 
To Ярмарка погремушек
А, понял! Вы поддерживаете Михаила Л не потому, что он почти охаял рублевскую Троицу, а потому поддерживаете Троицу, что Михаил Л сказал что-то конкретное, неважно как касаясь существа дела. Ну, и хорошо. Мир, дружба, жувачка!
 
 
Цитата
он почти охаял рублевскую Троицу,
Суслов курит...
 
(ясно... слово "почти" будем считать написанным по ошибке, из глупой тактичности, спасибо ВВСу за замечание)
 
  Лень было отвечать ЛБ (ибо он очевидно показал, что  
относятся к разряду людей, с которыми не спорят), но, пожалуй,  
чтобы кто из читающих форум не воспринял всерьёз  
приписываемых мне глупостей, напишу немного.
 
 Мне приписано что я
 
 " "разоблачил" тайну Троицы и глупость  Флоренского".  
 
На самом деле просто привёл элементарные сведения об этой  
иконе, известные профессионалам и серьёзным иконоведам. Не  
только "Троица", но и другие иконы Рублёва восходят к  
устоявшимся византийским изводам.  Не знают этого только  
полные дилетанты в иконописи. Так же, что авторского  
красочного слоя на этой иконе чрезвычайно осталось мало -  
общеизвестный теперь факт. Сами по себе замечательные  
люди и художники Грабарь и Гурьянов, видимо, приняли за  
авторский слой поздние записи, что им вполне простительно -  
научного иконознания тогда ещё просто не существовало.
  Так же я прекрасно отношусь к о. Павлу Флоренскому, не  
разделяя , конечно, многих его иконоведческих идей, точнее, заблуждений, как, впрочем, все современные серьёзные исследователи иконы. И об  
этой моей позиции тоже волне можно было прочитать на  
Кураевском форуме.
 
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=33831.m  
sg4565703#msg4565703
 
"Сразу оговорюсь - лично я очень люблю о.Павла, некоторые его  
сочинения мне очень нравятся (а кое-что, напр. главу "дружба"  
из "Столпа" считаю просто шедеврами мысли и языка), но всё  
настоящее рождается только в потоке традиции. В его время  
икону в России только что открыли, никакого опыта иконознания  
ещё не существовало, научных знаний о средневековье было  
чрезвычайно мало.
  И каждый? кто пытался писать об иконе, начинал с чистого  
листа излагать свои личные, чисто субъективные идеи.  
Флоренский, как личность очень яркая и романтичная, пытался  
применить к Исследованию об иконе тот "математический"  
метод, который был ему хорошо знаком. Получилось интересное  
с точки зрения развития философской мысли сочинение, но о  
самом предмете исследования говорящее  совсем не в том  
ключе. К тому же он совсем не художник. Я давно заметил - если  
исследователь какого бы то ни было вида искусства не  
профессионал в этой области - его исследования всегда будут  
крайне ограничены."
 
Но ЛБ , не желая "сдать назад", теперь  утверждает, что я охаял  
"Троицу".  Тем самым нанося не только личное оскорбление (на  
что мне, в общем-то, наплевать), но совершает нечто гораздо  
худшее.
  Я понимаю, что это устоявшаяся в форумном общении  
традиция труса, спрятавшегося за монитором. Но тем более  
стоит эту порочную традицию разрушить. <удалено>
 
To Михаил Л
Ну, слава богу, вы изложили свою позицию более ясно.
Итак, ваш первоначальный текст (с предваряющим вопросом, выделенным курсивом):  
Цитата
Чувствуется бесконечная сокровенная глубина, величайшая Тайна, сокрытая в этом образе.  
Образ притягивает и влечёт к себе; он завораживает и умиротворяет, наделяет тихой радостью, сулит надежду...  
Кто-то знает, какие существуют толкования этого образа и Изображенных на нем, есть ли какие-то варианты разгадки этой Тайны?
 
 
"Тайна" Рублёвской Троицы сродни "загадке" Джаконды - секрет в том, что никакого секрета нет.  
В Византии существовал устоявшийся иконографический извод - Филоксения ту Аврааму (гостеприимство Авраама), причём очень устоявшися и пластически.Этому сидетельство - многочисленные сохранишиеся иконы поствизантийского времени, зачастую очень похожих друг на друга. Например- "Троица" из Афинского музея (Если нужно, могу выложить фото).  
При сравнении Рублёвской иконы с афинской видно, что почти все детали Рублёв повторил один в один.Особенно правый Ангел- просто под копирку.Так что никакой особой заслуги русскаго мастера тут нет.Говорят, что он переосмыслил сюжет гостеприимства Авраама в Предвечный совет. А на чём, позвольте спросить, основано такое утверждение? И насколько правомочно такое переосмысление? Другое дело, что в советское время Рублёвская "Троица" была почти единственным разрешенным к так сказать восхищению памятником Той, досоветской,Святой,Руси.И была как бы неким Градом Китежем, легендой, воспоминанием о так трагически и безвозвратно ушедшем.И ...объектом всевозможных домыслов искусствоведов (все, наверное помнят такое-Троица!?!-это же васильки во ржи!!) и подобных. В церковной среде - тоже она стала почвой для многочисленных измышлений, может с виду и "благочестивых", но ни на чём реальном не основанных.Кто хочет спорить - пожалуйста, разубедите меня, но только реальными фактами, а не эмоциями.  
Вот автор темы пишет-  
В удивительном спокойном величии, в тройственной непостижимой гармонии предстаёт перед нами Сам Бог. Чувствуется бесконечная сокровенная глубина, величайшая Тайна, сокрытая в этом образе.  
Скажите честно,откуда Вы это взяли?
 
А знаете,например , что древней живописи на этой иконе процентов 5, а остальное - дописано реставраторами(где-то около 1905 г.), а рисунок, как я уже говорил, почти полностью греческий?
Собственно, спорить-то и не о чем. Вы восприняли заданный вам вопрос в упрощенно-ученическом, «катехизаторском» духе. И разъяснили «тайну», соответственно, в менторско-наставительном тоне. Ничуть не углубившись в собственно тайну иконы как боговидения и тайну картины как искусства. Хотя речь, безусловно, шла лишь только об этом. Неужели ваши собеседники по кураевскому форуму такие дилетанты в истории иконописи, что не знают о долгом пути формирования образа ветхозаветной Троицы? Да даже если и не знают, не стоило бы унижать их таким наставлением.
 
Я не буду ничего говорить про себя (чувствовались в вашем последнем посте те же инвективы и в мой адрес) – передо мной лежат (20 и 15 лет, соответственно) два прекрасных издания: «Троица Андрея Рублева. Антология. – М. Искусство, 1989» и «В.Г.Брюсова, Андрей Рублев. – М. Изобразительное искусство, 1995», где прекрасно рассказывается и о древних прообразах Троицы, начиная с 4 века, и о ходе реставрации рассматриваемой иконы. Например, со ссылкой на детальное исследование Н.А.Никифораки («Искусство», 1976, №3, с57-61).
 
Но кроме технологического разоблачения в процитированном отрывке присутствует принижение (доходящее до унижения) и самого гениального произведения иконописи. «Никакого секрета нет», «никакой особой заслуги русскаго мастера тут нет», Тайна – «откуда Вы это взяли?». Вот о чем речь, вот с чем я не могу согласиться. Пришедшая к вам на помощь Юлисска неплохо справилась с посрамлением «столпов истины» Флоренского и Успенского, но ничуть не задела авторитет Рублева. Ибо Горбунова-Ломакс, разделавшись с византийским стилем (в его воспроизведениях!), не вытирает ноги об «отсутствие тайны» в «Троице» Рублева, а пишет с высочайшим пиететом:
 
Именно в этот период, в первые послереволюционные годы, были обнаружены и расчищены главнейшие жемчужины древнерусской живописи, среди них – «Богоматерь Владимирская» и «Троица» Рублёва. Значительная часть этих сокровищ была прежде вообще неизвестна, никогда не описана, а в отдельных случаях и вовсе скрыта под левкасом и записями или под позднейшей кирпичной кладкой. И. Э. Грабарь восклицал, что теперь он должен заново переписывать свою «Историю русского искусства». В. Т. Георгиевский в письме к видному учёному-византинисту Н. П. Кондакову резюмировал: «Слава Рублёва - этого мифического до сих пор художника – теперь факт исторический».
 
Даже утверждение о 5%-ной степени авторства (безусловно, неверное) ничуть не принижает ни шедевр, ни его тайну. Ибо тайна не в объяснении генеалогии или технологии данной иконы, а в том умонепостигаемом чуде, которое она являет каждому приобщающемуся к «Троице» человеку.
 
 
To Михаил Л
В дополнение могу отметить, что если бы ваш текст был для меня не "кураевский" (кураевско-форумный), а здешний, я, конечно, не применял бы обличения в том резком тоне, что использовал после цитирования его Сундуком. Поэтому прошу не применять то определение к себе лично.
 
Учитываю ту пропасть, что разделяет человека верующего от неверующего, необходимо разъяснять порой каждое слово, которое воспринимается ими в разных смыслах. Таковые, наверное, почти все абстрактные понятия, относящиеся к этической области. Поэтому уточняю. Говоря, что Михаил Л "охаял Троицу", я совершенно четко писал, что он охаял рублевскую Троицу, то есть картину, как произведение искусства и икону. А не Бога в Его трех ипостасях, конечно. Хотя это и совершенно ясно из контекста...
 
Вот еще один вопрос, который задает Михаил Л:    
Цитата
Говорят, что он (Андрей Рублев) переосмыслил сюжет гостеприимства Авраама в Предвечный совет. А на чём, позвольте спросить, основано такое утверждение? И насколько правомочно такое переосмысление?
Возможно, на данный вопрос дает ответ статья А.Никитина ЗАГАДКА «ТРОИЦЫ РУБЛЕВА» (в книге Никитин А.Л.  
Основания русской истории; Мифологемы и факты.-М., "АГРАФ", 2001):
 
В отличие от большинства своих предшественников, ее автор отказался от жанровой трактовки сюжета, исключил из композиции Авраама и Сарру и оставил за столом только трех ангелов, сконцентрировав, таким образом, на них всё внимание зрителя. Собственно говоря, это был уже новый сюжет, полный символики и глубины толкования, изображающий триединое совершенство божества, а не традиционное «гостеприимство Авраама». (О богословском аспекте изображений Троицы см.: КлибановА.И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева. // Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей. М., 1971, с. 62-102; Салтыков А.А. Иконография «Троицы» Андрея Рублева. // Древнерусское искусство XIV-XV веков. М., 1984, с. 77-85).  Подобный иконографический тип «Троицы» был знаком историкам искусства, однако все остальные иконы этого типа оказывались написаны несколько позже, чем эта. Возникало естественное предположение, что прославленный мастер первым ввел этот тип в русскую иконографию, заслужив признательность и восхищение современников, которые и стали копировать образец. Оставалось только увидеть саму икону.  
 
Когда В.П.Гурьянов, сняв три слоя напластований, открыл авторский слой (как выяснилось при повторной реставрации в 1919 г., в некоторых местах он до него не дошел), и сам реставратор, и очевидцы его открытия испытали настоящее потрясение. Вместо темных, «дымных» тонов темнооливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности - первой половины XV века. «Троица Рублева», как оказалось, не имела ничего общего с привычным византийским каноном, воспринятым и переработанным к этому времени московскими мастерами. Среди темных одежд и строгих ликов прочих икон первой половины XV в., «Троица» представала подлинным «светом Фаворским», вполне достойным и сюжета, поскольку он должен был изображать триединство «неизреченного и неописуемого» божества, и художника, прославленного преданием.  
 
(Далее автор статьи приходит к выводу, что "Троица" не принадлежит А.Рублеву. Что, в данном случае, не имеет отношения к делу, то есть к чуду и тайне самой картины)
 
To Ярмарка погремушек
 
Цитата
я думаю, что Господь устроил наш мир так премудро - что любой предмет творения может вызвать у нас - людей - являющихся поэтами в душе - поэтическое переживание
Трудно, трудно не согласиться! Самое наглядное свидетельство тому следующая цитата из новостей итогов 2004 года:  Самым выдающимся произведением искусства XX в. было названо произведение французского художника-концептуалиста Марселя Дюшана – "Фонтан" - http://www.utro.ru/articles/2004/12/02/381861.shtml  
 
Но я бы хотел вернуться к предложенной вами книге. Расскажите, есть ли, на ваш взгляд, в размышлениях Ломакс такие положения, которые вы не принимаете? Душевно, так сказать, если не хотите углубляться в теоретические споры?
 
To lb
Извините, отвечать не буду. Потеряла интерес к данному разговору.
 
Читая книгу Кристофера Хитченса, встретил (видимо в завершение данной темы) про почитание "Святой Троицы" в штате Мэрилэнд, США: богохульные речи о Святой Троице наказуемы пытками, клеймением, а на третий раз - "смерью без исповеди". Лихо приходится в Мэрилэнде...
 
To BBC
Вы не могли бы личные вопросы решать в ЛС?
 
 
Цитата
"Тайна" Рублёвской Троицы сродни "загадке" Джаконды - секрет в том, что никакого секрета нет.
Странно как книги вьются вокруг данной темы... Вот в субботу привез с нон-фикшн книгу-альбом Д.Сассун «Леонардо и история "Моны Лизы"». Из предисловия:
«"Джоконда", или "Мона Лиза" - самая знаменитая картина в мире... Ни одно произведение искусства не оказывало столь долговременного влияния на мир вокруг нас... Никто не может с точностью утверждать, кто эта женщина, когда был написан портрет и почему она смотрит на нас с такой загадочной полуулыбкой. Она знакома каждому - и навеки непостижима».
 
 
Цитата
Ни одно произведение искусства не оказывало столь долговременного влияния на мир вокруг нас...
Разрешите вопрос? Какое именно влияние Мона Лиза оказала на мир вокруг нас?
 
To Gringoire
Вот дочитаю книгу и честно, как и на вопрос Юлисски, отвечу.
 
To lb
 Хорошо.
 
Предисловие больно уж какое-то исчерпывающее. Ни одно, никто и навеки не. И эта "загадочная полуулыбка".. Все равно что "ёшкин кот", ничего не означающее, но интригующее словосочетание.
 
To Gringoire
Предисловие побольше, на страничку. В моей цитате дважды присутствуют многоточия.
 
To lb
 
Цитата
Вы не могли бы личные вопросы решать в ЛС?
Почему "личные". Это вполне публичный вопрос. Вы обзывали человека публично? Публично. А за базар публично же ответить не хотите.
Хотя бы извиниться.
Это выше Вашего атеистического достоинства?
А посты тереть дело не хитрое. Особенно если кнопка есть.
 
 
Цитата
это устоявшаяся в форумном общении
традиция труса, спрятавшегося за монитором. Но тем более
стоит эту порочную традицию разрушить
Хорошее было предложение. Но Вы его не приняли.
Вы признали, что Вы струсили?
Ведь ничего не требуется сверхестественного.
Просто извиниться.
Вот и всё...
 
To BBC
   
Цитата
ваши пророки в нашем отечестве пишут то ли глупость, то ли специально передергивают
Вот и вы непрерывно передергиваете.
И несмотря на мои просьбы продолжаете.
 
------------------------------------------
Хочу добавить для правдоискателя ВВС, что я перед вашим коллегой по кураевскому форуму повинился - здесь и здесь. Однако он, в свою очередь, за свой тон и грубость ("базар", "трус" и т.д.) извинения не принес и от высокомерного тона общения ("лень отвечать") не отказался.
Несмотря на это, еще раз прошу его не держать на меня обиды, особенно учитывая анонимность моего обвинения в передергивании (надеюсь, оно первично) и тот факт, что мы говорим на разных языках.
 
Скрытые посты. Диалог через закрытую дверь с берушами в ушах..
 
To Gringoire
Никакая смысловая информация в разделе не скрывается. Если есть хотя бы зачатки смысла, скорее, оскорбления в постах будут удалены. В частности, ВВС вам писал. что начал понимать, что такое "словоблудие"...
Так что ведите с ним такой диалог не в КиН, пожалуйста. Есть масса способов.
 
To lb
ВВС пытается понять вашу религию, как вы пытаетесь понять его.
 
To Gringoire
Возможно, где-то он и пытается, но не здесь.
И я здесь не интересуюсь странной религией ВВС - возможно, ее я касаюсь на страничке атеиста. Здесь я интересуюсь православием.
 
To Gringoire
Ваше желание удовлетворено.
 
Как и обещал, краткая выдежка из книги о Леонардо и Моне Лизе - что же эта картина привнесла в мир и мировое искуство:
 
 
1. Обладает ли Мона Лиза какими-то особыми качествами как произведение искусства? Во времена Леонардо картину считали шедевром из-за уникальной техники, оригинальной позы натурщицы и, по словам Вазари, «правдивости».
2. На традиционных картинах эпохи Возрождения люди изображались в профиль или анфас. Здесь тело нарисовано в три четверти, а лицо обращено напрямую к зрителю. Она смотрит не вниз, как обычно, а прямо на зрителя. Верхняя часть тела показана в движении, что достигается приемом контрапост.
3. Для достижения объемности Леонардо использовал много слоев краски и впервые применил технику сфумато. Сфумато потрясло современников Леонардо.  
4. В середине19 века Леонардо да Винчи был объявлен художником Вечной Женственности. «Только волшебник мог нарисовать волшебную улыбку волшебной женщины. Только вселенский гений мог создать Женщину Вселенной».
5. Появление роковой женщины. В особенности из-под пера Теофиля Готье: «Прекрасный сфинкс, который улыбается столь таинственно с картины Леонардо да Винчи и представляет неразрешенную загадку для многих поколений почитателей. Кто не созерцал часами ее голову, окутанную прозрачной тканью, купающуюся в полутонах?.. Ее божественный взгляд обещает неведомые наслаждения. Ореол властности смущает нас в ее присутствии».
6. Похищение картины в 1911 г. и возвращение в Лувр в 1914 г. превратило Мону Лизу в китч. Впервые издевательство над высоким искусством вошло в моду. Она стала почти живым существом, наделенным страстями и эмоциями. Она стала объектом авангардистских пародий, комиксов, киберпанковской фантастики.
7. Уже поминавшийся в этой теме Марсель Дюшан предпринял попытку развенчать славу Моны Лизы. Он утверждал, что в искусство можно превратить что угодно, даже ночной горшок (что и смог убийственно доказать). В 1919 г. Дюшан подрисовал Джоконде усы и козлиную бородку, завершая акт святотатства подпись L.H.O.O.Q. (что звучит по-французски “elle a chaud au cul” – перевод с французского пусть будет факультативным).
8. После путешествия по миру через два десятилетия после второй мировой войны картина стала иконой всего мира. Ее популярность превышает все остальные картины. Как в первые века было создано более сотни ее копий, так до сих пор ее изображают в самых разных видах, очевидно, ежедневно создавая по новой картине.
 
 
Цитата
улыбается столь таинственно с картины Леонардо да Винчи и представляет неразрешенную загадку для многих поколений почитателей...
 
Из окончания статьи А.Никитина ЗАГАДКА «ТРОИЦЫ РУБЛЕВА»
 
 
В сущности, нет даже и прямых доказательств того, что икона "Троица" из иконостаса Троицкого собора Сергиевой лавры написана именно Рублевым, а не другим художником.  
Теперь пришло время всерьез заняться и ее изучением. Мы, действительно, ничего о ней не знаем. А вопросов много. Например, кто ответит с достоверностью, какими красками она написана и когда эти красители появились на Руси? Откуда они к нам пришли — с Востока, из Византии или из Западной Европы? Где впервые были использованы — в Новгороде или в Москве? Как, в каких составах использовались, откуда заимствована их технология? Как она соотносится с другими памятнй ками и другими школами?  
Наконец, мы должны возможно точнее выяснить, когда именно была написана «Троица».  
 
 
To lb
 
Цитата
Вот дочитаю книгу и честно, как и на вопрос Юлисски, отвечу.
 
Вот всё думаю, какой же я вопрос успела задать?
Может быть, речь идёт о моём стишке n-летней давности?
Здесь - от 21.05.2006
http://www.fryazino.net/forum?action=post&fid=15&tid=90535&pfid=5347983#pd5347983  
 
(для тех, кто зайдёт по ссылке - поясню - "финские чудища", упомянутые в стихо - это победители Евровиденья-2006)))))))))))
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 10 След.