Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Беседы со священником. Беседы о священстве
 
 
Цитата
Предлагаю создать 2 темы - "Похвала батюшке" и "Дискредитация Церкви".
Здесь - свободное общение с о.Антонием и другими священниками. Здесь же - обсуждение вопросов о служении как приходских священников, так и высших церковных священнослужителей.
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 12 След.
Ответы
 
To LPO
 
Цитата
Может быть потому, что сама церковь изначально делит людей на клир и мирян? Обособляясь от людей, церковь ставит священников в особое положение, и люди верующие начинают видеть в них нечно большее, чем просто человека (что, собственно, и используется для влияния на сознание)?
"Церковь обособляется от людей."!? Откуда это? Обособляется фанатизм - вера без разума, без рассуждения. Церковь руководствуется словами Христа:"итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам;". Другое дело, что за 2000 лет  в разное время, в разных странах и народах, Церковь обрастала разными традициями, иногда весьма спорными.
 
В христианском понимании, священник может быть отцом, родившим человека для вечности, показавшим красоту веры своей жизнью; свидетелем покаяния и исправления, помощником. Ап. Павел так обращается к священнику:"Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою". Т.е. для верующих священник должен быть примером. Сегодняшнее состояние Церкви и самосознание церковных людей далеки от идеала. Отсюда в священнике хотят видеть командира, человека-всезнайку, земного бога. Это перекос, но не церковного происхождения.  
 
To свящ. Антоний
 
Цитата
13.00 - 16.00.(Строго) Освящение куличей.
 
А разве по Уставу пища благословляется не после Пасхальной Литургии, когда время разговляться? Знаю, что во многих монастырях с этим очень строго.  К чему отвлекать людей в  Великую Субботу на эту праздную суету? Как говорят американские православные, "мы верим в Христа, а не в пироги". Русские "православные", вспоминающие о Боге раз в год в связи с дорогой их сердцу снедью, похоже,   об этом уже совсем забыли. Так, может быть,  есть смысл им об этом напомнить нормальной пасторской строгостью?

Это сообщение перемещено из темы "Храм преподобного Сергия Радонежского в Трубино"
 
To Mysth
Каждый год задаю себе вопрос - надо ли? В Белоруссии освящают после Пасхальной литургии. У нас сложилась другая традиция. Мне она тоже не нравится. Единственное исключение могло бы быть для людей не могущих быть на ночной службе. Но к таковым, расталкивая локтями друг друга, тут же пристраиваются разного рода "болящие" и "немощные".
 
Прихожане, те кто приобщаются ночью, знают о правильной традиции. Так и делают.  
 
 
 
To свящ. Антоний
 
Цитата
Но к таковым, расталкивая локтями друг друга, тут же пристраиваются разного рода "болящие" и "немощные".
 
Меня это каждый год так печалит. Службы Великой Субботы непередаваемы по глубине. А выходишь из храма - и видишь, что людей за оградой гораздо больше, чем внутри. Все стоят со снедью и терпеливо ждут, когда кончится служба. Иногда ждут не очень терпеливо, дергают за рукав и спрашивают, когда выйдет наконец батюшка. Гляжу на все это - и чувствую внутри тоже какое-то разорение, опустошение. А сделать ничего не могу.  
 
 
Цитата
У нас сложилась другая традиция.
 
Мне кажется, традиции православные изначально  общие для всех стран. Может быть, просто у нас повредилось что-то в Синодальный период или в советский. Мне трудно судить, не знаю истории вопроса.  Но думаю, от пастырей зависит все-таки много в ломке устойчивых народных стереотипов.  
 
To Mysth
Мне совсем не хочется что-то ломать, т. к.  я только этим занимаюсь последнее время . Лучше, как с Литургией на Рождество. Пока не было 2-го священника, служили не ночью, а утром, чтобы собрать у Чаши всех от мала до велика. Поддержали такую практику большинство прихожан.  
 
 Повредилась у нас литургическая наполненность церковной жизни. Когда Таинства Крещения и Венчания выделились из Литургии. Когда стали приобщаться 1-4 раза в год. Вот что гораздо важнее вернуть в церковную жизнь - литургическую полноту. Тогда отшелушится многое из околоцерковного наследия. Только быстро не получится. Последнее время часто вспоминается исход Израиля из Египта и 40-летний путь в землю обетованную. Сколько же нам понадобится времени, что бы переварить наследие разных периодов? Бог весть.
 
 http://finam.fm/archive-view/5877/  
распечатка беседы с пт-иер.Вс.Чаплиным
 
Мне он очень не симпатичен, и на форуме недавно я о нем высказался, не стесняясь в выражениях. Но тут, признаюсь, не нашел, к чему придраться.
 
To свящ. Антоний
 
Цитата
Церковь обособляется от людей."!? Откуда это?
 
От опыта присутствия на 90% наших Литургий.  
 
 
Цитата
Церковь руководствуется словами Христа:"итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам;".
 
 
Господь не повелевал скрываться от народа за закрытыми Царскими Вратами. Патриарх этого не делает. Митрополит Илларион Алфеев этого не делает тоже:
 
"Что касается меня, то так сложилась моя священническая судьба, что я всегда служил с открытыми царскими вратами. Это происходило потому, что начинал я свое служение в Виленском Свято-духовом монастыре, где в храме было принято служить с открытыми царскими вратами. Потом то же самое было в Каунасе, где я был настоятелем собора.
 
Тот же самый обычай существовал в тех епархиях на Западе, где мне пришлось служить. И в храме св. Екатерины, где я служил в Москве. А потом я стал архиереем, а архиереи все служат с открытыми царскими вратами. Поэтому я почти не помню случая, чтобы я служил с закрытыми царскими вратами. И я думаю, что в служении литургии с закрытыми царскими вратами есть что-то противоестественное, потому что литургия совершается всей церковной общиной. Она совершается священником и всеми, кто присутствует в храме.
 
Совершенно непонятно, почему в самых главных моментах литургии, в частности при совершении Евхаристии, царские врата должны быть закрытыми и люди должны слышать только голос священника, доносящийся из-за глухой стены иконостаса".
 
 
 
To свящ. Антоний
Батюшка, к недоумениям Mysth осмелюсь добавить свое.  
В каких только храмах РПЦ я ни был, всюду Евангелие священник читает, лицом обратясь к алтарю. Оттого непонятно: кому, собственно, он читает? Никаких вразумительных объяснений ни от кого из единоверцев, даже очень в литургии сведущих, я не получил.  
Не знаю, как в других православных церквах, а в Иерусалимской, где я окормляюсь, священник, когда читает Евангелие, лицом обращен к пастве. Из того можно, вроде бы, заключить, что чтение к ней спиной ни с каким общецерковным правилом не связано. Коль я прав, то откуда такая традиция взялась?  
Заранее благодарю за ответ.  
 
To meybe 07
 
Где-то я читала объяснения этой порочной практики. Вроде бы до 17 века на Руси читали Евангелие лицом к народу. Но люди все меньше понимали богослужебный язык, смысл Благой Вести от них ускользал все больше и больше. Традиции читать проповеди как таковой не было. Просвещением никто не занимался. В итоге общий Литургический упадок и увенчался окончательным пренебрежением к народу Божьему, когда священник развернулся к нему спиной.
 
To meybe 07
 
И, кстати, что еще интересно: утрата подлинно евангельских смыслов и эпифанического символизма привела к символизму грубому и даже своеобразной магизации священных предметов. Евангелие необязательно было читать - но прикладываться к нему было необходимо (так, в 19 веке один благочестивый, часто посещавший храм преступник оправдывал совершенное им зверское убийство тем, что заповедей не знает, ибо  никогда Писание не читал - только оклад целовал ).
Как-то католики обвинили православных, что они не признают догмат непорочного зачатия Пресвятой Богородицы. Один из наших старцев ответил: "Богородица не нуждается в ложных прославлениях".
Возможно чтение Евангелия лицом к алтарю тоже проистекает  от чрезмерно большого прославления Евангелия, Которое в нем не нуждается.
 
Но такие перекосы типичны для русского благочестия.
 
 
 
Цитата
Не знаю, как в других православных церквах, а в Иерусалимской
 
В Греции тоже читают лицом к Народу Божьему.
 
To meybe 07
 
В Сергиевском храме с. Трубино и в храме пос. Литвиново Евангелие читается лицом к народу. После чтения Евангелия обычно произносится проповедь.
 
За всю Церковь не скажу, не занимался исследованием разных традиций. Недосуг.
 
To Mysth
 
Цитата
Господь не повелевал скрываться от народа за закрытыми Царскими Вратами. Патриарх этого не делает. Митрополит Илларион Алфеев этого не делает тоже
Ваше недоумение может разрешить митрополит Ювеналий. Управляющий делами Московской епархии. Канонически он обязан решать подобные вопросы.
 
To свящ. Антоний
 
Цитата
митрополит Ювеналий. Управляющий делами Московской епархии. Канонически он обязан решать подобные вопросы.
 
Конечно же, он должен знать, почему Великое и Вселенское Православие столь канонически монолитно, что в Вене, Варшаве и Каунасе  можно служить открыто, для людей, на национальных языках (и даже - страшно сказать - ставить много лавок, чтобы пожилым было удобно выстаивать длинные службы), а у нас - Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент... и отмененное всего лишь 150 лет назад крепостное рабство.  
А посему даже блестящий патролог и канонист митрополит Илларион не может разрешить этой дилеммы. И ему многое
 
 
Цитата
Совершенно непонятно
 
   
 
To свящ. Антоний
 
Отче, обратила внимание на давно мучащее меня несоответствие Из вашего объявления в теме  о расписании богослужений:
 
Воскресение 3 июня - 8.30. Часы. Литургия. День Святой Троицы.  
_______________ после Литургии - вечерня с коленопреклоненными молитвами.  
 
 
А вот что нам говорят правила:
 
 
20 правило I Вселенского собора запрещает коленопреклонение в воскресные дни и во дни св. Пятидесятницы; то же запрещение повторяет и VI Вселенский собор; многие отцы и писатели первых 5 веков (Иустин мучен., Тертуллиан, Петр Александрийский, Василий Великий, блаж. Иероним, Амвросий Медиоланский, Епифаний Кипрский, блаж. Августин) ссылаются на эти именно постановления соборов, причем Василий Великий говорит, что стояния во время молитвы в эти дни означает наше «совоскресение Христу», и что воскресный день есть образ будущего века. В Русской Церкви эти правила подтверждены на Большом Московском Соборе. Не отменены они и в настоящее время.
 
 
Дело не только в формальном соблюдении правил (это не обязательно) - а в евхаристической культуре, соборном чувстве Церкви.  Неужели оно настолько утрачено, что после Литургии (!!!!!!), да еще на Троицу, у нас стало принято  служить  вечернюю службу, причем специфическую, с коленопреклоненными молитвами и покаянием (и это после Причастия)?    
 
 
 
To Mysth
 Тут немного из истории богослужения на Троицу - http://troitsa.paskha.ru/history/Istoriya_Bogosluzheniya/  
 
А тут более  подробно -  
 
"Праздничное богослужение Пятидесятницы состояло из ночного бдения, литургии и дневного собрания, которые происходили в храме Воскресения, у Креста, в Мартириуме, на Сионской горе, где читались Деяния апостолов и звучала проповедь, в которой обязательно говорилось о том, что Сионская церковь построена на месте дома, где жили апостолы, а также в церкви на Елеоне (там была расположена пещера, в которой Господь учил ближайших последователей). См. одно из свидетельств А.А. Дмитриевского: «Всенощная совершается под дубом Мамврийским по чину троицкой службы с выходом на литию для благословения хлебов, с величанием, с чтением акафиста Святой Троице по 6-й песни канона и с помазанием елеем. Рано утром, около 5 часов, здесь же, под дубом, на каменном престоле с переносным антиминсом совершается собором во главе с отцом архимандритом торжественная литургия, причем невдалеке от этого места поставленный стол служит жертвенником. Во время малого выхода с Евангелием и во время великого выхода со святыми дарами обходят священный дуб кругом. За литургией многие из паломников приобщаются святых таин. По окончании литургии служится молебен Святой Троице и совершается крестный ход по всему миссийскому владению с осенением крестом и окроплением святой водой на всех четырех сторонах его».  
 
 Иначе говоря, дневной богослужебный круг отличался такой насыщенностью, что замыкался только после полуночи.
http://www.pravoslavie.ru/put/30666.htm  
 
 
 
To Атех
 
Ну, в принципе, в этих статьях написано, что в древнем уставе коленопреклоненных молитв нет (что, в общем-то, гораздо более логично) -  
 
"Отсутствуют в анализируемом уставе и коленопреклонные молитвы на вечерне Пятидесятницы".
 
А сейчас, согласись, очень убого выглядит смещение таинственного евхаристического центра христианской жизни на все что угодно. После Литургии у нас и молебны служатся, и требы совершаются. А тут - Вечерня с покаянием. И это после Чаши, после празднования восстановления падшего человека в Теле Христовом! Все с ног на голову.  
 
Иногда можно и с позиции силы учение доносить,точнее грамотного обличения зачем они вообще в церковь приходят.про прайс лист вообще угнетает фраза.  
"Сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул ..." "До ревности любит Дух"
По-моему потакать отношению прихожан,приходящим не к Богу,а за обрядами,благословениями и типо отпущением грехов это не есть гуд...по строже надо с такими персонажами,мимо ведь идут.


Это сообщение перемещено из темы "Вопросы батюшке о.Антонию"
 
To SaVoK
 Собственно, а в чем вопрос? Вы были в Сергиевском храме с. Трубино? Что-то Вас смутило? Или просто эмоции?

Это сообщение перемещено из темы "Вопросы батюшке о.Антонию"
 
Эта песня называется: вот поэтому я и не хожу в эту церковь...
Особенно меня радует досканальное знание того, зачем прихожане приходят в церковь.
Экзитпол что ли проводят?
 
To свящ. Антоний Меня угнетает даже потенциальная возможность прайс листа.а так все здраво.
 
 
 
Из вопросов Mysth в теме Вопросы к о.Антонию.
1:  
Цитата
А по существу церковная жизнь опять предлагает нам узаконенное лицемерие. И с кого как не со священника мы должны спрашивать, если именно христианский пастырь читает  над человеком, которого в первый раз видит, молитвы, как над своим духовным чадом? Разрешает покойного от грехов, которые ему не исповеданы и которых он не знает? И вообще провожает как члена христианской  общины человека постороннего, язычника, связанного с христианством лишь формальным фактом крещения в детстве (может быть, просто равнодушного, а может - и откровенного богоборца).  Почему даже перед лицом вечности продолжается эта "игра в Церковь" -   пустая, невнятная, двусмысленная барочная опереточность, которую многие православные называют  "церковной жизнью"? Разве священник не знает, что за каждое  свое слово он, как и мы все, будет держать ответ на Страшном Суде?   Или слова молитв уже  стали восприниматься условно-заклинательной тарабарщиной и можно лукавить языком и сердцем, оправдывая себя тем, что таков традиционный молитвенный текст?
2:
 
Цитата
Как Вы расцениваете с христианской точки зрения зацикленность вроде бы церковных людей на своем здоровье, вегетарианство, сыроядение, голодание?     И как Вы полагаете, не будет ли соблазном для верующих, если, к примеру, некий пастырь увлечется  такими методиками, в духе восточной, йогической изуверской аскетики?
To Mysth
 1. Жесткие вопросы, особенно "Разве священник не знает, что за каждое  свое слово он, как и мы все, будет держать ответ на Страшном Суде?". Мне кажется, означенная практика лишний раз подтверждает тезис утраты веры, в том числе (или в первую очередь) и у священников. Это как политики лучше нас, болезных, знают, насколько безнравственны их дела, так и священники лучше нас знают, как всё не по-божески. Единственные божеские, христианские дела, которые совершают священники, - это те, которые не связаны с церковью - помощь страждущим, слова утешения, поспешание на требы.
 
2. Аскеза всегда была одной из важнейших духовных практик. Задавать подобные вопросы - это решительно отмежеваться от первых веков христианства. А что касается "йогического изуверства", то для таких реплик следовало бы хоть чуточку ориентировать в предмете.
 
To lb
 
Цитата
Аскеза всегда была одной из важнейших духовных практик. Задавать подобные вопросы - это решительно отмежеваться от первых веков христианства
 
Я, по-моему, уточнила, что не спрашивала о христианской аскезе. Речь именно о восточных нехристианских практиках.  
Первые века - это попытка гностических сект растворить в себе христианство. Именно тогда  было проповедано самоуморение в духе  восточного неприятия телесности. Тело  - темница души.  
Темный призрак этой сомнительной духовности всегда тревожил  и  до сих пор до конца не оставляет  христианскую Церковь. Потому я и писала о "изуверстве". Как раз вопрос мной вполне изучен, и уже довольно давно.
 
To Mysth
 Напиши про нашу посконную капитоновщину))
 
To Mysth
 
Цитата
вопрос мной вполне изучен, и уже довольно давно
Тьфу, как глупо и самонадеянно!
 
To lb
 
 
Да, кстати, ознакомьтесь с историей ереси Капитона.  
 
 
Цитата
Жесткие вопросы
 
Я не хотела никого задеть, просто такие вопросы, мне кажется, пришло время поставить со всей остротой. Индифферентность, теплохладное  потакание магизму, язычеству, человекоугождение - все это идет именно от священства.  
На Правмире недавно встретила реплику по поводу крещенских купаний.  Человек выразил недоумение по поводу официальной церковной позиции - и нашим и вашим. Вроде как и языческий пережиток, а вроде и ничего так, благочестивая народная традиция.  На самом деле, давно пора объявить мораторий на эти купания (слово "мораторий" в том контексте я запомнила))))), четко объяснить людям их внеположность христианству.  
 
Хотите оздоравливаться таким образом  - оздоравливайтесь. Но не выдавайте за христианство оздоровительные практики в духе Порфирия Иванова.  
 
To lb
   
Цитата
Тьфу, как глупо и самонадеянно!
 
Почему? Вас так удивляет, что человека могли интересовать гностические секты и их современные клоны? Или Вы не верите, что я способна прочитать и понять богословские труды на эту тему?  
 
Да и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы почувствовать несоответствие восточных практик христианству.
 
Другими словами, объявить целебные методики - вегетарианство, сыроядение, голодание - а даже и само здоровье самоуморением и изуверством - это такой бред, всем бредам бред. Йога, которая в 2 раза старше христианства и возвышает дух и тело не хуже оного. Здоровье, без которого даже Евангелие читается мрачно. Голодание, которое может излечить почти всё. Вот, оно всё изучено и осмеяно. Трепещите, Амосовы и Брегги, Кришнамурти и Патанджали!
 
Но всё. Это не тема. Тема про священство. А священники йогой не злоупотребляют. А голодают по нужде, ибо некогда даже и перекусить порой.
 
To Mysth
 Мне кажется - усиленная аскеза, порой и не по разуму и всякие модные сейчас системы оздоровления, это далеко не одно и то же. Разные принципы, разные цели. В самом по себе здоровом образе жизни, сбалансированном питании или спорте нет ничего отрицательного, наоборот. Но беда в том, что часто люди сейчас увлекаются какими-то антинаучными и полуоккультными системами. Типа изгнания грехов глистогонными препаратами или чтением псталтыри по усопшим, с целью отмолить их грехи и тем самым оздоровить организм, подтачиваемый грехами предков. Смещаются акценты и в результате и в духовной жизни какая-то прельщенность и здоровью это не на пользу явно... Но - аргументы тут бессильны, ибо какие-то новые исследования официальной науки в части биохимии, диетологии или кардионагрузок - от лукавого, а книги "по благословению старцев" грех не принять на веру. И человек чувствует некое освящение своего быта, заваривая травку по завету старца или делая йодовую сеточку по совету его псевдопоследовательницы...
 
To Mysth
 
Цитата
Индифферентность, теплохладное  потакание магизму, язычеству, человекоугождение - все это идет именно от священства.
Не совсем так.
Здесь в одну кучу свалено всё подряд. Что-то "идет именно от" человека как такового - с его неизбывными инстинктами и неизбежными требованиями выживания. Что-то "идет именно от"  религии как таковой - с непременными мистическими практиками, магическими обрядами и ритуальным гипнотизмом. Погрузи вменяемого хорошего человека во власть - она его изуродует. Погрузи во священство - омагичит и оязычит. Звучит нелепо, да? Но это если не задумываться о самых основах веры.
 
А уж если погрузить человека одновременно и в священство и во власть - двойное уродство выйдет. Что мы и наблюдаем с прискорбием.
 
To Атех
 Вы, в основном, все резкости смягчаете, понижая градус дискуссии
Я же говорю: несть ни еллина, ни... Нет, что-то не то... А, да! Несть ни язычества, ни ведичества; ни христианства, ни мусульманства. Есть одни лишь секты, "от мала до велика". Большие секты помыкают маньшими, гнобят их. Это я к тому, что православие ничуть не лучше всех остальных погрязло в гордыне своей истинности. В эпозу СССР такое поведение называлось "комчванством". Вот обратите внимание на главнейший тезис, обращаемый к "сторонним": о Церкви может здраво рассуждать лишь человек церковный, верующий, воцерковленный. Ну так вступите в ругаемую вами секту - да по вере! - и уж потом, разочаровавшись, хайте ее.
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 12 След.