Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Христианство как оно есть - За и Против
 
Эта тема создана специально для того что бы предотвратить глубокий оффтоп в темах остальных, на который, постоянно скатывается обсуждения чего-бы то ни было, если там вдруг каким-то боком упоминается христианство.  
Предупреждаю, что отныне этот оффтоп будет удаляться, и все написаное может оказаться пустой тратой времени и сил.
Надеюсь что эта тема будет достаточно содержательной, что бы в других можно было бы ограничится ссылкой на нее.
 
И так у меня первый вопрос.
 
Что на ваш взгляд подразумевал Христос под словами - "Не нарушить я пришел закон, но исполнить"
Это означало то что его Новое Слово и является настоящим законом,в пику старому, Моисеевому, либо они все-же означали лояльность к ветхозаветным правилам?
У кого какое мнение на этот счет и почему?
 
p.s. (название темы переименовано)

Сообщение изменено chita от Fri Jun  3 02:56:22 2005
Страницы: Пред. 1 ... 101 102 103 104 105 След.
Ответы
 
To VasilisK
 
Цитата
Вот именно мнимое благочестие, так распространенное в Российской Империи, о том и речь.
 
Абсолютно здесь с Вами согласна. На все сто! Только с одной поправкой - обличал все это Щедрин не потому, что ему перед Велесом и Мокошью за державу стало обидно.  
 
To VasilisK
 
Цитата
Оно бы и не сошло, благо несмотря на ненависть священнослужителей и в частности Никона, просуществовало вплоть до 18 века
 
Вы опять мешаете все в одну кучу. Одно дело - средневековое карнавальное мироощущение, совсем другое - 17 век. И Алексей Михайлович, и Никон к подобным светским увеселениям относились плохо. И это опять-таки вполне типично для парадигмы "бунташного века".  
Дело не в христианском вероучении как таковом - а в его преломлении в той или иной культуре.
 
To Mysth
 
Цитата
что люди верующие прекрасно видят эту раздвоенность русской души. С одной стороны, неприятие официальной церковности, попов, но, с другой стороны - чаяние горнего Иерусалима.
Ну нельзя же быть настолько беспросветно христанутой...ну ё-моё...Какой Иерусалим?? Вам хочется так думать, потому что иначе все зазря.  
Хватит додумывать за других, не переношу эту привычку, человек давно в  могиле -а за него домысливают, переиначивают "что он на самом деле хотел сказать" лишь бы собственный микромирок оставить в целости и сохранности, а то что же это, Пушкин, такая фигура  и вдруг против христианства.
 
Цитата
малоизвестное стихотворение "Сон"
И что? В этом стихотворении говорится о тихой красоте природы, об отдыхе,о бегстве от шумной житейской суеты.  
Это хорошая, приятная лирика. Бог тут ни причем. Точно также в прозе или стихами мог бы рассуждать любой человек, разделяющий эту мысль поэта.
Не говоря уже о том, что если какие-то боги и мелькают в этом стихотворении метафорически - так это Морфей и Вакх.
 
Цитата
Вы берете одну цитату и из нее выводите почему-то отношение всего народа и всей интеллигенции к Церкви на всем протяжении русской истории.
Я беру  ряд имен, ярких представителей своего времени, тех, кто задавал тон в обществе, людей неординарных.
 
Цитата
Что из этого следует-то?
Из этого следует ясное отношение художника к  религии. Благо его орудием  была кисть,  а не слово, поэтому он выразил ее предельно сжато, ясно.
А вот картины более развернуто показывают его отношение:
"Крестный ход в Курской губернии", "Протодиакон", "Отказ от исповеди".
PS:  
Цитата
однако же в ряды родноверов люди как-то не бегут, задрав штаны
я и не призываю и даже против того чтобы туда ломились все  скопом, чтобы быдло из одной религии бездумно метнулось в другую, нет уж, благодарю покорно. Если человеку это близко, он и так к этой религии придет.
Насильно под крест тащить - это прерогатива вашей веры.
Знаю много людей, кто разочаровавшись в христианстве, отказавшись от него предпочли стать агностиками. Что тоже весьма показательно.
 
To VasilisK
 
Цитата
ам хочется так думать, потому что иначе все зазря.
Хватит додумывать за других, не переношу эту привычку
 
Хватит додумывать? Ну, ладно, сами напросились. Предупреждала же - не выставляйте так явно свое невежество. Придется приводить цитаты.
 
 
Цитата
Герцен - это дополнение, еще один исторический персонаж, еще одна иллюстрация того, что чем дальше тем большее отторжение вызывало христианство.
Надеюсь, вы обратите внимание, что он был далеко не одинок и до него подобные настроения вызревали в умах мягко говоря, неординарных, выдающихся людей. Чьи фамилии я называл выше.
 
Герцен о свое чтении Евангелия:
 
 
Не помню, чтобы когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством; во всяком возрасте, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его содержание низводило мир и кротость в мою душу.
 
 
 
To VasilisK
 
 
 
Цитата
человек давно в могиле -а за него домысливают, переиначивают "что он на самом деле хотел сказать" лишь бы собственный микромирок оставить в целости и сохранности, а то что же это, Пушкин, такая фигура и вдруг против христианства.
 
 
Пушкин против христианства? Опять напросился Василиск. Прекрасно! И кто ж вам всем так мозги прошивает, что Вы полноты картины не видите и даже отказываетесь видеть? Неужто лень поисковиком воспользоваться? И вроде даже в библиотеку идти не надо?  
 
 
Пушкин о Евангелии:
 
Есть Книга, коей каждое слово истолковано, объяснено проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению.
 
 
Цитата
Только с одной поправкой - обличал все это Щедрин не потому, что ему перед Велесом и Мокошью за державу стало обидно.
Я разве об этом говорил?  
 
Цитата
Дело не в христианском вероучении как таковом - а в его преломлении в той или иной культуре.
Ну как же, забыли про плачь и рыдания, которые священники просили послать им за место смеха? Библии между нами, на самом деле очень депрессивная книга, именно поэтому церковники и злобствовали в отношении людей, предпочитающих радоваться жизни, освобождаться от рутинной суеты и идущих на празднование, вместо храма.
Конкуренция в чистом виде.
Здоровая человеческая психика восставала против "убиения плоти, смирения себя постом и молитвой". Благо сейчас уже четко осознаваема простая вещь,что только дефектная, неполноценная душа, способна согласиться с догмой о  своей врожденной греховности. О том, что появившийся на свет, младенец уже виноват.
Этот догмат - атавизм, уродство считать себя в долгу, вымаливать прощение за якобы грехи предков.
 
To VasilisK
 
 
Цитата
И что? В этом стихотворении говорится о тихой красоте природы
 
В лицейском, раннем, всем известном. Я писала о позднем, малоизвестном. Его даже не включают в сборники. Я в  свое время читала о нем статью какого-то пушкиниста с цитатами. Найду - приведу.  
 
Но вот - специально для дремучих невежественных неоязычников, которые не знают классики - переложение Пушкиным молитвы Ефрема Сирина (надеюсь, Вы меня в подлоге не уличите здесь - я так не напишу при всем желании):
 
 Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.  
 
To VasilisK
 
Цитата
Я разве об этом говорил?
 
Вы Салтыкова-Щедрина вместе с Пушкиным и другими товарищами записали в ненавистники христианства. Пушкина цитат было достаточно? Мне продолжать о Щедрине или Вы сами начнете мир воспринимать более сложно и неоднозначно?  
 
To VasilisK
 
Цитата
Я беру ряд имен, ярких представителей своего времени, тех, кто задавал тон в обществе, людей неординарных.
 
Что ж, насчет некоторых неординарных я Вам уже написала. И даже цитаты привела для любителей додумывать.  
 
Перейдем к Репину. Предупреждала же вас - не торопитесь с оценками.
 
 
Цитата
Из этого следует ясное отношение художника к религии. Благо его орудием была кисть, а не слово, поэтому он выразил ее предельно сжато, ясно.
 
Следует ли? И прям вот так ясно-ясно-ясно, что Вы и самому Репину готовы рот заткнуть и отказать в возможности духовных поисков? Написал один раз что-то о христианстве - и на всю жизнь?  
 
Ну, тогда держитесь. Репин о своем приходе в Церковь:
 
В письме к В.Анофриеву он так разъясняет свое приобщение к христианству:  
 
«Когда наша церковь отлучала Льва Толстого, я дал слово не преступать порога церкви. Но когда чернь грабительски встала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, осквернять церкви, я пошел в церковь… и теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа и никто никогда не соберет так народ как церковь. Наши отъявленные воры, грабители уже торжественно с кафедры заявляют, что Бога нет».  
 
To Mysth
 
Цитата
Герцен о свое чтении Евангелия
Не надо лукавить,  
Цитата
Mysth
не хорошо это для верующего человека, Герцен был верующим только в юности, впоследствии стал сторонником атеизма.
Вот зачем Вы мне врете?
Пушкин...Пушкин...как и Герцен в молодости он и мог быть верующим, но позднее встал на стезю атеизма.
" «Неточность показаний свидетельствует только об одном — христианскому обряду они не придавали того значения, которое вложил в него Щеголев. В пушкинскую пору исповедь и причащение умирающего так же обязательны, как крещение или венчание, и, независимо от религиозных чувств Пушкина, он должен был обряд исполнить...».(с)Я. Л. Левкович"
"Пример - когда через девять лет в Москве умирал закоренелый вольтерьянец И. А. Яковлев, отец Герцена, ни в грош не ставивший православную обрядность, он все же допустил к себе священника, хотя и не преминул предварить «церемонию» капризными, неблагочестивыми речами. И похороны этого вольнодумца были торжественными, с участием архимандритов и архиерея, словно праведник упокоился."
Вспомним и о других произведениях, в которых Пушкин с иронией, без всякого пиетета говорит о христианских обычаях в народе, он выступает ка к наблюдающий созерцатель и данные формальные обычаи вызвают у него лишь ироничную улыбку:
-"Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на маслянице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели...
В день Троицын, когда народ
Зевая слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три..."(с)
 
Пушкину были чужды христианские пристрастия, о своих же он рассказывал описывая  самого Онегина:
" Его вседневные занятья
Я вам подробно опишу.
Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражая,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался...
Прогулки, чтенье, сон глубокой,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина;
Вот жизнь Онегина святая...(с)"
 
To Mysth
 
Цитата
Написал один раз что-то о христианстве - и на всю жизнь?
Написал, а о картинах мы забыли?
 
 
To VasilisK
 
Цитата
Герцен был верующим только в юности, впоследствии стал сторонником атеизма.
 
Герцен о себе писал, что в юности был лишь формально верующим. Потом всегда сказывался атеистом. Но о чтении Евангелия  - его собственные слова. Евангелие всегда трогало душу Герцена. Образ Христа всегда его пленял. Так что ненавистником христианства не делайте Герцена - его же слова тому противоречат.
 
 
Цитата
Пушкин...как и Герцен в молодости он и мог быть верующим, но позднее встал на стезю атеизма.
 
Пушкин именно в молодости был неверующим, вольтерьянцем. Позже - агностиком. В зрелости - православным христианином. Его хулиганские стихи  в отношении церкви - дань вольтерьянской моде, но это именно ранние стихи. Цитату об его отношении к Евангелию я привела Вам.
 
Переложение молитвы Ефрема Сирина - это поздний Пушкин. По-Вашему, атеист мог бы так пламеннно молиться в покаянные дни Велкого Поста? К чему передергивать?
 
 
 
 
To VasilisK
 
Цитата
Вспомним и о других произведениях, в которых Пушкин с иронией, без всякого пиетета говорит о христианских обычаях в народе, он выступает ка к наблюдающий созерцатель и данные формальные обычаи вызвают у него лишь ироничную улыбку
 
Разумеется. У любого человека такая мешанина христианства, язычества и формальной обрядовости вызвала бы лишь улыбку. Пушкин замечательно описывает этот отход дворянства от Церкви.  
 
 
Цитата
Написал, а о картинах мы забыли?
 
Вот уж не думала, что вы так нелепо будете изворачиваться. В картинах он замечательно отразил реалии 19 века. Полагаю, вполне реалистично. Его тогдашнее отношение к Церкви тоже вполне понятно - он сам писал, что ушел из нее после отлучения Толстого.  
Факт остается фактом: Репин вернулся в Церковь - и написал почему.
 
Вы выдергиваете цитаты из контекста и делаете на основании этого выводы. Человек может за два дня кардинально поменяться. Он не равен себе.  Что говорить о десятилетиях?  
 
Но самое смешно, что вы делаете, - это на основании одной цитаты, сказанной во вполне определенных обстоятельствах, делаете вывод  о ВСЕМ народе и ВСЕЙ  интеллигенции.
Мешаете в кучу Церковь, христианство, обряды, таинства. Это не дело. Неужели самому не интересно разобраться в более сложной картине?
 
 
 
To VasilisK
 
На самом деле, если говорить о предмете серьезно, не горячась - то вы найдете и "за", и "против". А цитатный пинг-понг только мешает анализу - благо цитат на просторах инета кучу найти можно. Картина очень пестрая и неоднозначная.  
 
To Mysth
 Трогать может литературная составляющая,художественная, что отнюдь не заставляет человека уверовать.
Цитата
молитвы Ефрема Сирина
это переложение молитвы, перенос в иную форму.
В зрелости - православным христианином...*эпический фейспалм шаолиня*
Вот стихотворение  написанное в ноябре 1823 г  -это зрелый Пушкин

«Свободы сеятель пустынный»
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
 
 
Благие мысли и труды...
 
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

 
сам Пушкин назвал его «по­дражанием басне умеренного демократа Иисуса Хри­ста». В нем ярко выражена несостоятельность религиоз­ных нравственных поучений, не способных принести освобождение угнетенным народам. Тот, кто глубже за­думается над этим стихотворением, поймет, что как раз евангельская проповедь и превращает людей в бессло­весное стадо, которое «должно резать или стричь».(с)
 
 
2)Пушкина ссылают в Михайловское, причем в допол­нение к обычному полицейскому надзору был установ­лен еще и надзор по духовному ведомству. Эта ссылка- не только два года напряженных творческих трудов, но и дальнейшие раздумья над проблемами религии, беседы с духовными лицами, внимательное чтение религиозной литературы. Об этом с особым умилением рассказывают те, кто поверил усиленно насаждавшейся церковниками легенде, будто грешивший в юности богохульством Пуш­кин в зрелых годах обрел веру в бога. По этой легенде, сосланный в Михайловское Пушкин, потрясенный печаль­ным примером декабристов, наконец раскаялся в своих заблуждениях, возлюбил царя небесного (а заодно и земного, нового самодержца - Николая II и стал право­верным христианином, даже воспел свою веру в бога во многих стихах.
 
На самом же деле Пушкин, читая в Михайловском «священные» книги, все больше утверждался в мысли, что они всего лишь поэтические памятники. Он ходил в церкви, в монастыри, на ярмарки и проникался народ­ным, стихийно-атеистическим духом, так замечательно переданным впоследствии в «Сказке о попе и о работнике его Балде». Пушкин здесь убедился, как глубоко коре­нится «в нашем народе презрение к попам и равноду­шие к отечественной религии; ибо напрасно почитают русских суеверными: может быть, нигде более, как меж­ду нашим простым народом, не слышно насмешек на счет всего церковного», и пришел к выводу, которого не изменил до конца жизни: «Религия чужда нашим мыс­лям и нашим привычкам, к счастью…»(с)
 
В Михайловском ( 1827 год)
В бумагах, писанных в Михайловском, сохранился интересный отрывок, который пушкинисты условно на­звали «Создание мира». Это - материалистическое по своей сущности, поэтическое переложение библейской легенды о сотворении мира, причем из этой легенды исключен… бог. Такая «безбожная», откровенно анти­религиозная полемика со «священным писанием» харак­терна для Пушкина, для которого в материальном мире не было места для бога.(с)
 
В последние годы жизни Пушкин много раздумывал и над нравственной стороной религии. В «священной истории», в «житиях святых» он искал сюжеты и образы для своих произведений. Об этих раздумьях и поисках свидетельствуют и лирические стихотворные циклы 30-х годов, и публицистические, критические статьи, и на­броски незаконченных произведений, и многочисленные письма, и дневниковые записи, и журнал «Современник», который Пушкин издавал в течение последнего года сво­ей жизни, и обширная подборка специальной литературы в его библиотеке.
 
Интерес Пушкина к религии несомненен. Но за этим интересом мы не находим того, что делает человека верующим, - веры в бога. Это интерес поэта, интерес историка, социолога, этнографа, лингвиста, и нет ни од­ного стихотворения, ни одного прозаического произведе­ния, ни одной статьи, ни одного даже частного письма, где Пушкин представал бы перед нами как человек, верящий в бога. Да, он умел - и гениально умел - проникать в душевный мир верующего, передавать его мысли и чувства. Передавать, но не сливаться с изобра­жаемым - в этом все дело.(с)
 
To VasilisK
 
 
Цитата
Да, он умел - и гениально умел - проникать в душевный мир верующего, передавать его мысли и чувства. Передавать, но не сливаться с изобра­жаемым - в этом все дело.
 
И Вы предлагаете мне, наплевав на все факты, поверить этой интерпретации Васи Пупкина и Вашей собственной?  
То есть Пушкин пишет о гениальной силе молитвы Ефрема Сирина - а сам при этом атеистически зевает и поплевывает в сторону христианства? Пишет о духовной глубине Евангелия - но при этом внутренне глумится над ним? Вы в своем уме такую шизофрению в нашем гениальном поэте подозревать?  
 
А на свидетельства его близкого друга вам тоже наплевать?
 
Князь Вяземский писал: "В последние годы жизни своей он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их"
 
 
Вы меня простите, но убежденный атеист в последние годы жизни не будет постоянно читать Евангелие и заучивать наизусть молитвы. Это нонсенс.
 
To VasilisK
 
Цитата
написанное в ноябре 1823 г -это зрелый Пушкин
 
Нет, это 23 года, простите. Я писала о последних годах жизни, зрелости. И доверяю своим глазам - а не домыслам советских литературоведов и родных родноверов.  
 
Князь Вяземский - один из самых близких друзей Пушкина. Его свидетельство несомненно. И я вам его привела вкупе с пушкинской цитатой о Евангелии.  
 
To Mysth
 
Цитата
То есть Пушкин пишет о гениальной силе молитвы Ефрема Сирина - а сам при этом атеистически зевает и поплевывает
Вовсе нет, он изучает, как актер, вживаясь, если нужно, в роль.
Вам не приходила в голову мысль, что священные тексты  читаются не только ради того, чтобы уверовать, принять ту или иную религию.
Но и в плане изучения.
А то, что вас зацепили его слова  о Евангелие, так то означает именно умение проникать в душевный мир верующего, передавать его мысли и чувства.
Я вот Библию и Коран читал, как, в свое время литературу по японской, кельтской, скандинавской,русской мифологии. Мне это интересно, как образчик мифотворчества и культуры.
Но с религиозной точки зрения меня это не трогает, не задевает.
Их можно выучить наизусть ,парадокс,но иные атеисты, исследователи Библии молитв знают больше, чем христасующийся на Пасху верующий, который от силы "Отче наш" да “Богородице Дево, радуйся” может произнести.
Да и умение заучить наизусть - еще не показатель веры.
 
To VasilisK
 
Цитата
он изучает, как актер, вживаясь, если нужно, в роль.
 
Но это ведь Ваша интерпретация.  А есть свидетельство друга. На мой взгляд, все интерпретации (они как дышло - всяк норовит в свою сторону повернуть) так или иначе субъективны. А вот свидетельство человека, который был рядом с поэтом в последние годы, многого стоит. И Вяземский пишет именно о "сильном религиозном чувстве" Пушкина - а вовсе не о вживании в роль верующего, лицедействе.
 
Ладно, готов согласиться, что с Пушкиным в этом в опрсе все непросто.
 
Салтыков-Щедрин:
"...Предстояло жить, как живут все,
дышать, как все дышат, идти по той же стезе, по какой все идут. Только
внезапное появление сильного и горячего луча может при подобных условиях
разбудить человеческую совесть и разорвать цепи той вековечной неволи, в
которой обязательно вращалась целая масса людей, начиная с всевластных
господ и кончая каким-нибудь постылым Кирюшкой, которого не нынче-завтра
ожидала "красная шапка".
Таким животворным лучом было для меня Евангелие...".
 
"...Выказывал ли я до тех пор задатки религиозности - это вопрос, на
который я могу ответить скорее отрицательно, нежели утвердительно...
Я знал
очень много молитв, отчетливо произносил их в урочные часы, молился и стоя,
и на коленях, но не чувствовал себя ни умиленным, ни умиротворенным. Я
поступал в этом случае, как поступали все в нашем доме, то есть совершал
известный обряд. Все в доме усердно молились, но главное значение молитвы
полагалось не в сердечном просветлении, а в тех вещественных результатах,
которые она, по общему корыстному убеждению, приносила за собою. Говорили:
будешь молиться - и дастся тебе все, о чем просишь; не будешь молиться -
насидишься безо всего. Самое Евангелие вовсе не считалось краеугольным
камнем, на котором создался храм, в котором крестились и клали земные
поклоны, - а немногим чем выше всякой другой книги церковно-служебного
круга. Большинство даже разумело под этим словом известный
церковно-служебный момент. Говорилось: "Мы пришли к обедне, когда еще
Евангелие не отошло"; или: "Это случилось, когда звонили ко второму
Евангелию", и т. д. Внутреннее содержание книги оставалось закрытым и для
наиболее культурных людей. И не потому, чтобы это содержание представляло
собой обличение, а просто вследствие общей низменности жизненного строя,
который весь сосредоточивался около запросов утробы...
Когда я в первый раз познакомился с Евангелием, это чтение пробудило
во мне тревожное чувство. Мне было не по себе. Прежде всего меня поразили
не столько новые мысли, сколько новые слова, которых я никогда ни от кого
не слыхал. И только повторительное, все более и более страстное чтение
объяснило мне действительный смысл этих новых слов и сняло темную завесу с
того мира, который скрывался за ними.
Все это очень кстати случилось как раз во время великого поста...
 
Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот. Я не говорю ни о
той восторженности, которая переполнила мое сердце, ни о тех совсем новых
образах, которые вереницами проходили перед моим умственным взором, - все
это было в порядке вещей, но в то же время играло второстепенную роль.
Главное, что я почерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно
посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр
моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий
жизненный уклад уже не так легко порабощал меня".
 
ibid
 
"Какой это душный, безрадостный мир – Церковь, сведенная к "церковности" и клерикализму" (Шмеман, из дневников)
 
К выложенному фото - более развернутый вид Шерегешского креста: http://www.photosight.ru/photos/4906310/  
 
Бэрроуз Данэм в 1964 г. выпустил книгу "Герои и еретики", переведенную в 1967 г. на русский в изд. "Прогресс". Охарактеризованный в предисловии (И.Панцхава, конечно, со ссылками на Ленина и Маркса-Энгельса) как "видный прогрессивный философ современной Америки", Данэм тем самым извергнут из ныне читаемой литературы... Клеймо! Но я почитал, и кое-что кажется мне удивительно, удивительно точным в устах этого обреченного материалиста. То есть он несколько своих разделов посвящает истории христианства, и именно поэтому попадает сюда.
 
В главе 3 "Царство Божие" он аргументированно доказывает, что Иисус Христос был "пламенным революционером". Ну, мы помним эту историю, я в три захода публиковал интерпретации Иисусовых притч в данном ключе и кое-какие исторические подтверждения. Это, конечно, прахом пошло. Но вот не совсем, продолжают, даже из небытия, появляться сторонники. Но это не интересно, потому как возражения уже все приведены. Интереснее другое.
 
В главе 4 "Как создавалась ортодоксальность" автор выводит источник жизненной силы христианского учения. Этот вывод исходит из диалектических предпосылок и он чрезвычайно убедителен. Источник жизненной силы христианства заключается в противоречивости учения, в наличии практически по всем позициям противоположных взглядов. Эти взгляды в основном можно подразделить на взгляды Христа и Павла, хотя, на моей памяти, и собственно Иисусовых высказываний порой достаточно, чтобы противопоставить его самому себе. Примеров несть числа, и не стоит их даже приводить. Достаточно вспомнить хотя бы важнейшие столпы организации общества – власть и богатство – то богатому не войти в Царство Небесное, то «каждый оставайся в том звании, в котором призван», то «власть от Бога», то «я  царь Иудейский».
 
Это на меня подействовало, как прозрение, как ушат горячей воды, как откровение. Мои постоянные поиски ответа на вопрос, как может сохраняться и длиться это «безумие», когда наука не оставляет камня на камне от физических, биологических и даже этических основ учения, закончились. Ответ есть – учение самоотрицающее, самодополняющее, имеющее положительный ответ на любой противоположный вопрос и тем самым не «влезающее в душу», а позволяющее под эгидой власти сплочению самых противоположных слоев общества и носителей идей. О противоречивости учения было, конечно, ясно, но что это главная суть христианства – как-то не приходило в голову. Но вот Данэм объяснил, и стало хорошо.
 
 
И если кто сомневается во взглядах Христа-Евангелия-христианства на богатство, на власть и на революционную роль Иисуса, пусть читает Благовествование от Луки, Гимн Марии:
 
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
(Лук.1:46-53)
 
Митр. Антоний Храповицкий Христос Спаситель и еврейская революция.
 
Лев Клейн в "Расшифрованной Илиаде" пишет, что в тексте эпоса огромное количество вставок с использованием "аппарата богов", deus ex machina - с целью связать неожиданные, нелогичные повороты сюжета. Бог появляется и поворачивает действие по своему усмотрению. Клейн пишет: "применение таких приемов предполагает в певцах гомеровского эпоса известную долю цинического отношения к богам, граничащую с атеизмом. По крайней мере чуждую и непонятную людям, воспитанным в почитании единого Бога".

Мне кажется, Клейн ошибается, ведь если подумать, создававшийся в те же времена Ветхий Завет наполнен такими же примерами появления Яхве "по случаю". Господь Бог является где угодно, проводя избранное племя по земле в его скитаниях, насылая бедствия на народ Египта и т.д. и т.п. Мне кажется, между ними нет никакой принципиальной разницы, кроме того, что Яхве оказывается один, а олимпийцев много. Да и то лишь потому, что "священное писание" греков сохранило своё предание в цельности, а еврейское писание оказалось зачищено от посторонних богов.

Таким образом, "циничным", "потребительским" отношением к богам страдали все древние народы.
 
Цитата
кто-то пишет:
Таким образом, "циничным", "потребительским" отношением к богам страдали все древние народы.
С циничных, потребительских потребностей начинается любая Вера. В этом нет греха. Нет греха и в том, если человек остановится на этом. Не все могут вместить большего...
 
Цитата
Charly пишет:
С циничных, потребительских потребностей начинается любая Вера.
Сумнительно сие! Может начаться и благоговения, и со страху.
С циничного отношения она начинается у циников.
Страницы: Пред. 1 ... 101 102 103 104 105 След.