"Человек может бить себя в грудь и твердить, что он – православный, и при этом о православии не иметь ни малейшего представления. И таких «православных» очень много. Если обратиться к нашим святым, то, например, святой Тихон Воронежский говорил в XVIII веке: «Православие незаметно удаляется от людей, остается одна внешность, одно лицемерие».
Так что о православном большинстве я бы помолчал. Об этом любят говорить популисты: «Мы, православные, всех шапками забросаем». Нет, ситуация совсем не проста. С духами злобы борются не кулаками, а внутренним невидимым подвигом правильной христианской жизни, только так православие может утверждаться в человеческой душе.
Для православных верующих людей нет внешних врагов, а есть только внутренние. И этими внутренними врагами являются наши страсти.
Мы ходим в Церковь, присутствуем за богослужением, бываем на исповеди и даем отчет о грехах (насчет искреннего покаяния – очень сомнительно). А где христианская жизнь? Где борьба со своими дурными желаниями, мыслями, с осуждением, завистью? Где понуждение себя к доброму отношению к тем, кого терпеть не могу? Здесь-то, в этой борьбе только и начинается доброе дело.
Основная проблема, перед которой сейчас мы все стоим и от которой никуда не уйдем, - это вопрос о направлении развития современного христианства. Всю историю в нем борются две тенденции. Одна - освящающая мир, другая - обмiрщающая Церковь. Эта борьба идет с переменным успехом и если исходить из откровения Божия, из слов самого Спасителя, то, как это ни печально, следует ожидать победы второй из них. Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Правда, мы часто повторяем другое: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". Но не будем забывать, что не о внешней структуре Церкви (собор-синод-патриарх-епископы-священники-диаконы и так далее) здесь идет речь. Церковь - не просто общество верующих. Она есть единство в Духе Святом тех христиан, которые стремятся жить по заповедям Христовым. Именно в этом смысле она есть Тело Христово, живой организм Христов, который неодолим. А структуры, управление, учреждения и т.д. являются лишь необходимой в определенных исторических условиях формой существования Церкви в этом мире. Форма, естественно, может в чем-то меняться. Так вот, верующих-то, которые средоточием своей жизни видят Евангелие, становится, как показывает история, все меньше.
Понятие “обмiрщение” (в дореволюционной орфографии это слово писалось через i) приобретает сейчас необычайную по своей значимости актуальность: оно очень точно характеризует состояние и главнейшую тенденцию развития современного христианства. Смысл этого понятия раскрывается словами апостола Иоанна Богослова: "Все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего" (1 Ин.2,16). Обмiрщение захватило все конфессии без исключения. Особенно сильно оно проявляет себя в западном христианстве, опередившем в этом отношении нас, православных. Но мы усердно и небезуспешно догоняем его.
Сейчас открылся еще один и, возможно, последний период в жизни нашей Церкви. Ее судьба будет зависеть от того, по какому пути пойдет то ее возрождение, о котором теперь так много говорится. Что победит и станет первичным в нем: внешнее благолепие, количество монастырей, храмов, епископов, священников, духовных школ и т.д., - или устроение правильной духовной жизни и, прежде всего, в монастырях, среди монашества и духовенства.
Фанатизм - это одна из самых ярких характеристик языческого состояния духа. Фанатизм, в отличие от убежденности, дышит ненавистью, презрением к инакомыслящим. В нем нет любви к человеку. А что может быть хуже этого?
Нельзя забывать, что Христа приговорили к самой жуткой казни скрупулезные исполнители церковных установлений, дающие десятину от своих доходов - “праведники”, а не грешники, видящие свою греховность и кающиеся в ней. Вот повествование о Лазаре. Господь воскресил его, умерший вышел обвязанный по рукам и ногам. И многие уверовали во Христа, а некоторые пошли и доложили первосвященникам. И с этого дня положили убить и Христа, и Лазаря. С этого дня! Вот до чего, до каких жутких вещей может довести внешняя “праведность”. Вот откуда рождаются фанатизм и гордыня - столпы язычества".
(А. И. Осипов)