Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Работают люди!
 
Тема для складывания всяческих новостей об успехах (без кавычек) российской высокотехнологичной (в т.ч. оборонной) промышленности.
В противовес теме "Удары по имиджу...".
 
---------------------------------------------
 
"Суперджет-100" уже выполнил 21 полет
 
В ноябре текущего года начнется второй этап летных испытаний двигателя SaM146 на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Испытания пройдут во французском городе Истр. Об этом сообщил директор программы SaM146 в НПО "Сатурн", вице-президент совместной компании "ПауэрДжет" Юрий Басюк.  
 
По его словам, целью второго этапа испытаний является отработка сертификационной версии программного обеспечения для системы автоматического управления двигателем FADEC.  
 
На первом этапе, сообщил Басюк, двигатель SaM146 успешно наработал в воздухе более 52 часов в составе летающей лаборатории. Еще более 60 часов двигатели наработали в составе самолета "Суперджет-100", который уже выполнил 21 полет. Общая наработка двигателей SaM146 как в летных, так и в наземных испытаниях составила по состоянию на 20 сентября 1617 часов.  
 
Испытания силовой установки проводятся в обеспечение подготовки и проведения сертификации по российским, европейским и американским требованиям норм летной годности.  
 
Как отметил Басюк, "производство и поставка двигателей осуществляется в соответствии с графиком, согласованным с компанией "Гражданские самолеты Сухого".  
 
"Суперджет-100", оснащенный двигателями SaM146, совершил свой первый успешный полет в Комсомольске-на-Амуре 19 мая 2008 года. С этого момента началась программа летных испытаний самолета, которая, как планируется, завершится его сертификацией в первой половине 2009 года.  
 
http://armstass.su/?page=article&aid=60347&cid=25  
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 33 След.
Ответы
 
To Брут
   
Цитата
Нет в р-л тематике плоскостей местного горизонта и не ведется от них отсчет. Говоря об углах, там называют угол обзора (отсчитывается в точке нахождения аппарата от местной вертикали, в направлении линии визирования)
Хорошо, поясняю подробно.. - только для Вас..
 
Говоря об углах, там называют угол обзора (отсчитывается в точке нахождения аппарата от местной вертикали, в направлении линии визирования) - это когда интересуются возможностями обзора, с точки зрения аппарата, так сказать..
 
Если же интерес представляет угол падения луча на объект - например, в том случае, когда желают знать будет ли защищён объект от луча каким-либо препятствием - нужно рассматривать угол, образованный лучом локации и горизонтальной плоскостью, на которой объект находится..
 
А так как Земля имеет форму шара, то на каждой точке её поверхности горизонтальная плоскость этой точки, перпендикулярная к радиусу Земли, будет иметь свой наклон. Отсюда и выражение "к плоскости местного горизонта"..  
 
 
 
 http://www.vesti.ru/videos?vid=257275  
 
 
Цитата

nemetc  
Личные впечатления
 
Взлет показался весьма резким.
У су-27 максимально допустимый угол атаки при взлете 24 градуса, но так резко они не взлетают. 27-й взлетел в 11-10, затем 50-й укатился на северный конец полосы, мы все торчали на южном. Ждали взлета. Он и правда невидимка. Силуэт низкий, сливается с землей, в конце полосы, пока фарой не развернулся, вообще не видно. Думали будет взлетать поближе к нам, он даже не с полполосы, а где-то с 2/5 резко вверх. И тут же 27-й на проходе, был бы фотоаппарат - был бы кадр, но фото в заводе только у специально аккредитованных фотографов. Но может будет. Если они этот момент упустили - уволить..
 
Шасси сразу не убрал. Пока делали разворот была возможность визуально оценить силуты. В профиль 50-й смотрится едва ли не на треть меньше 27-го. Это в оптическом диапазоне, как будет в РЛ - покажут испытания. Крутанулись над Амуром и ушли в дымку. В зону полетели отрабатывать.
 
В 11-55 (замерзли все уже) на севере появились два огня. Как шли парой, так и идут.
Над аэродромом пролетели не на самом минимале, по крайней мере 27-й может медленнее лететь. Тангаж на минимале у 50-го примерно такой-же как и у 27-го. Ну может чуть больше, на глаз трудно оценить. Обратил внимание, что движки 27-го видимо коптят, а 50-го выхлоп практически незаметен.
 
Сделали круг и заход на посадку, 50-й правильно, по глиссаде. Только коснулся полосы, сразу парашюты и пробег совсем короткий. Визуально длину оценить сложно.
Пока катился по полосе тут и 27-й пролет сделал, на народом газанул, крутанулся и без глиссады с разворота шикарно сел.
Возникло странное чуство - есть конечно уже игрушка новая, но и старая еще очень играбельная (и любимая), к тому же отработанная. Надо их строить серийно. Тем более с новыми движками - доработать типа как американцы с F-15 поступили. В лице СМ3. Дешево (относительно, кончно) и очень сердито.
 
50-й подкатился, заглушил движки. Пилота качали все, кто пробился, а не экипаж, как положено. Всеобщий эмоциональный подьем наблюдается. Отметили, конечно практически сразу.
Приятно. Почаще бы таких дней.
economics is not objective science but a political art
 
To 999
Так что же вы бегемота валяете?
 
Цитата
Для аппарата, находящегося над поверхностью земли, линия земного горизонта принимает вид дуги.. отсюда следует, что выражение "плоскость местного горизонта",
Цитата
А так как Земля имеет форму шара, то на каждой точке её поверхности горизонтальная плоскость этой точки, перпендикулярная к радиусу Земли, будет иметь свой наклон. Отсюда и выражение "к плоскости местного горизонта"..
 
To Dobry
Меня в принципе интересуют перспективы и интересные разработки. Но по опыту работы со светодиодами могу сказать следующее:  
1 чтобы получить освещенность на уровне лампы ДРЛ (это которые улицу освещают), при использовании светодиодов надо затратить мощность весьма сравнимую, в практическом применении процентов на 10-15 меньше.
2 светильник будет стоить в разы (3-5 раз)  дороже
3 срок эксплуатации данного девайса будет определяться не только сроком работы светодиодов (который по паспарту немыслимо больше чем у любой лампы), но еще и электроникой которая заключена в эти светильники, а срок ее службы в разы меньше, а при неграмотной схемотехнике...  
4 вытекающее из первых 3-х, сдох фонарь на улице, меняем лампу или дроссель (цена 400-500р), сдох светодиодный фонарик, покупаем новый (цена 4-7 тыс)
Вот такие соображения.
 
To Messir
 
Цитата
2 светильник будет стоить в разы (3-5 раз)  дороже
если лампа аналогичная по светоотдаче лампочки в 60 вт стоит примерно 500р- то это не в 3-5 раз В 3- 5 раз дороже будет года через 3-5
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
To Messir, соображения Ваши всенепременно имеют основания, но решаются - массовостью производства и потребления продукта, надеюсь, примеры не нужны..
 
economics is not objective science but a political art
 
 
Цитата
если лампа аналогичная по светоотдаче лампочки в 60 вт стоит примерно 500р- то это не в 3-5 раз В 3- 5 раз дороже будет года через 3-5
 
Светодиодная лампа Kreonix, CORN E27 72LED (Белый)
Цена: 1 900 рублей
 
Характеристики:
Стандартный цоколь Е27
220 вольт
11.0 вт
72 светодиода
Цвет - Белый
Световой поток 850 лм
Угол излучения 120о  
Срок службы 50.000 часов
Заменяет лампу накаливания 60W
 
 
Цитата
Цена: 1 900 рублей
Афигеть!!!!
Лучше обычные по 20 рэ, на дольше хватит....
 
отправлено: 01-02-2010 22:15:49
 
приведённый пример показателен -
"братское сердце" сравнивает лампу с цоколем Е27 (преимущественно - внутреннее использование),
пускай так, посмотрим:
обычная лампа накаливания
Характеристики:  
Стандартный цоколь Е27  
220 вольт  
60.0 вт  
Световой поток 655-730 лм  
Срок службы 1000 часов
цена - от 5руб
 
сравним с предлагаемым образцом:
 
- сравнимое по сроку энергопотребление и неизменная цена кВт/ч за более чем 5 лет:
(60Вт*1000ч*50шт*2,56руб.кВт/ч)+250руб= от 7930руб
(11Вт*50000ч*2,56руб.кВт/ч)+1900руб= от 3308руб
 
напомню: сравнивались серийный продукт с немассовым малоупотребляемым в быту практически импортным..
 
 
 
economics is not objective science but a political art
 
Я приказываю тебе носить крутые розовые стринги в обтяжку. Это красиво, в ногу со временем и поддерживает тонус ягодиц. А что дороже и выглядит странно, так это проблема массового потребления, будут носить все - все будет хорошо.
 
керосинка что-то сильно коптит - фитилёк прикрути и бычий пузырь с окошка на пару минут сними..
economics is not objective science but a political art
 
To I7pOfeT
 
Цитата
если лампа аналогичная по светоотдаче лампочки в 60 вт стоит примерно 500р- то это не в 3-5 раз В 3- 5 раз дороже будет года через 3-5
 
Я привел в пример совершенно конкретную продукцию, а не домашние лампы.
 
 
To Dobry
 
Цитата
To Messir, соображения Ваши всенепременно имеют основания, но решаются - массовостью производства и потребления продукта, надеюсь, примеры не нужны..
Нет, примеры не нужны, таковых масса, ОСАГО например.  
 
To Dobry
То есть тебя задело что:
а) я тебе приказал
б) носить стринги
в) носить розовые
г) все перечисленное
 
Не видишь некоторых параллелей с законодательным введением нанолампочек?
 
To Messir,
а что собственно имеете против ОСАГО по факту: не нравится сам танец или танцоры? думаю, ответ очевиден..
 
To Evgeniy,
нет, не вижу - хозяйствующие субъекты не связаны в примере со штанами,  
но со своей стороны предлагаю - не делать культа из еды,
также хотелось бы избегать не месту приставок n..
economics is not objective science but a political art
 
"В системе ГЛОНАСС заработал третий из трех космических аппаратов "Глонасс-М", запущенных в декабре 2009 г.
По состоянию на 1 февраля в составе группировки числится 22 космических аппарата, из которых 18 используются по целевому назначению, два временно выведены на техобслуживание, еще два находятся на этапе вывода из системы.
..
генеральный конструктор ОАО "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем"  Юрий Урличич:
Группировка российских навигационный спутников системы ГЛОНАСС  
в 2010 году пополнится девятью новыми аппаратами."
 
upd:
Цитата
Группировка НАВСТАР по возрасту:
1990 -1
1991 -1
1992 -1
1993 -2
1994 - 2
Итого: очень старые 7 шт
 
1996 - 3
1997 - 2
1999 - 1
2000 -2
2001 - 1
старые - 9 шт ( заявленный срок  эксплуатации этих спутников - 10 лет)
 
2003 -3  
2004 -3  
2005 - 1
2006 - 2
среднего возраста - 9 шт
 
2007 -2
2008 -1
2009 -2
новые - 5 шт
economics is not objective science but a political art
 
На Воронежском механическом заводе создан уникальный комплекс для выпуска деталей ракетных двигателей
В результате проведенной модернизации на Воронежском механическом заводе (ВМЗ) втрое возросла производительность труда. На этом предприятии, производящем ракетные двигатели, введен в строй новый производственный комплекс, состоящий из 19 современных центров для обработки деталей, сообщил гендиректор завода Александр Бондарь.
 
По его словам, новый комплекс расположен на площади 1000 кв.м. Здесь будут выпускать высокоточные детали жидкостных ракетных двигателей для носителей "Протон", "Союз", а также разгонного блока "Энергия".  
 
Средства на техническое перевооружение ВМЗ выделены из федерального бюджета в соответствии с программами модернизации производства, разработанными Роскосмосом и Минобороны РФ. Срок окупаемости проекта - 5 лет. На эти цели в минувшем году было потрачено свыше 500 млн руб. В 2010 г. на модернизацию производства специальной техники будет потрачено еще 200 млн руб.
Цитата
Признаться про новый комплекс для меня новость! Если интересно, после праздников скажу точно. В целом ВМЗ мощный и оснащеный завод. один штришок - они нам делали заказ. КД наша, изготовление их. Не самые простые агрегаты. На партию (.. оценит)-одна (!!!!) карточка разрешения. Правда, цена возросла вдвое....
Сложно говорить об увеличении производительности труда втрое, но, не открывая особенных секретов, скажу, что в прошлом году ВМЗ по Протону (объемы продукции) превзошел самые тучные советские годы. Т.е поставили двигателей столько, сколько никогда не поставляли за всю историю. Имеется ввиду годовая программа..
economics is not objective science but a political art
 
 
Цитата
если у евро будет курс хотя бы 1.1 к $ ну а при паритете тем более, надо смотреть не на евро экономику
а на Российскую. 60 % внешнеторгового оборота у России с Европой и будет сумасшедшее давление на производителя.

..
Дык как сказать. Еще в 2008 закупали узлов и электроники до 40% от готового станка. А в течении 2009 обнаружили, что в России начали производить тоже самое, но подешевле. Раза в 2.  
Сами на производстве выпускаем те узлы, что раньше заказывали у немцев. Оказалось, что хорошо экономим.
Насчет электроники (сервотехника) похожая картина. Силовая полупроводниковая часть - российская, а где берут контроллерную, не признаются, но есть подозрения, что Китай. На испытаниях пока проблем не было, хотя терзаем жестоко).
В общем, все по  Мильтону - что нас не убивает, то делает сильнее.
Паритет бакса к евро (в нашем случае) приведет к увеличению закупок комплектующих из Европы. Из которых мы будем создавать оборудование. Просто снова заменим китайский ИЭК на европейский Schneider и ABB, заодно долбанув клещей, присосавшихся к китайским поставкам.
economics is not objective science but a political art
 
КБ13: Блог-акын – о чем работаем, о том и пишем.
Но, вообще, по долгу службы занимаемся разработкой компьютерных систем управления для военных от электроенергетики до суперсовременных кораблей. Начинается наша работа с мутного и непонятного ТЗ, в котором военные дубовым языком излагают свои примерные желания, а заканчивается парой ящиков электроники. Для каждого ящика пишется уникальное ПО, пишется стопка документаций и руководств высотой в метр, а в конечном итоге все это упаковывается в герметичный железный контейнер вместе с парой дизелей, системой пожаротушения и прочими финтифлюшками. Контейнер уезжает куда-нибудь в Сибирь, закапывается глубоко в землю и двадцать пять лет стоит на боевом дежурстве. Через двадцать пять лет его с дежурства снимают и… Впрочем, до «и» еще не дошло, да и не касается это нас. Наше дело – чтобы управляющая система не зависла ни разу за эти двадцать пять лет…
 
На сайте будут освещаться следующие темы (для тех, кто словно поисковые системы, любит ключевые фразы):
Проектирование систем управления
Программирование напроектированного
Жизнь маленькой конторки
Тягости судеб офисного планктона
economics is not objective science but a political art
 
Высокий спрос на продукцию российского ВПК
Российский ВПК работает на пределе своих возможностей, пишет сегодня Die Presse. Растущий спрос из-за рубежа и потребности собственных вооруженных сил все больше вступают друг с другом в конфликт.
 
Россия накопила иностранных заказов на 34 млрд долларов, рассказывает автор публикации Эдуард Штайнер. Только в прошлом году было заключено контрактов более чем на 15 млрд долларов: Вьетнам заказал подводные лодки, Мьянма - истребители МиГ, Венесуэла - танки. Наибольшим спросом пользуются самолеты и системы противовоздушной обороны, работа некоторых предприятий расписана до 2017 года, заказчики же настаивают на сокращении сроков поставки.
Крупнейшим покупателем российского вооружения является Индия, за нею следуют Алжир и Китай. В целом Москва снабжает оружием 85 государств, в том числе страны НАТО, Грецию и Турцию.
При этом Россия рвется на латиноамериканский рынок, сказал на прошлой неделе министр иностранных дел Сергей Лавров, добавив, что это стремление обосновано не идеологическими или политическими, а исключительно экономическими интересами его страны.
В самой России осуществляются планы по оснащению армии современной техникой. Работая над зарубежными заказами, ВПК все меньше уделяет внимания внутренним потребностям, сообщает издание. Это впрямую касается систем противовоздушной обороны и нового истребителя Су-35, поэтому сейчас обсуждается вопрос строительства новых заводов и расширения существующих производственных мощностей..
economics is not objective science but a political art
 
Нам тоже сказали убыстряться... а ведь лето, отпуска...
Водила не MG Rover
 
Маслянинский район Новосибирской области за несколько лет превратился из обычного муниципального образования в островок экономического, социального и душевного благополучия. И созидательным планам маслянинцев не видно конца..
economics is not objective science but a political art
 
Россия 2009
несколько новостей о событиях в России в минувшем году..
economics is not objective science but a political art
 
Вчера играли в Солнечногорске в страйкбол. Там в администрации города отдел по спорту,  кажется, вышел на страйкеров, предоставил полигон и помог провести бесплатную игру (согласование, скорая, милиция). Вот как люди умеют работать...
 
..сегодня в Ханты-Мансийске президентская комиссия по модернизации собирается одобрить идею грядущей замены ламп накаливания на светодиоды, а не на люминесцентные энергосберегающие, как предполагалось ранее. В проекте решения комиссии министерствам экономического развития, промышленности и торговли и министерству финансов поручено до 1 июня 2010 г. представить предложения «по развитию производств и ускоренного распространения светодиодных источников освещения», рассказали «Ведомостям» член президентской комиссии и сотрудник Минпромторга..
economics is not objective science but a political art
 
Аплодисментами зрителей завершился первый демонстрационный полет российского самолета-амфибия Бе-200 на международном авиакосмическом салоне ФИДАЕ-2010.
Во время демонстрационного полета, который длился несколько минут, Бе-200 совершил три круга над аэродромом Бенитеса, показав свои летные возможности. Во время одного из кругов самолет сбросил семь тонн воды, продемонстрировав свои технические возможности при тушении пожаров.
Вода была подкрашена, и во время сброса зрители, наблюдавшие за полетом, увидели огромное водяное облако, которое переливалось цветами российского и чилийского флагов.  
 
Как рассказал РИА Новости шеф-пилот Бе-200 Владимир Евстафьев, самолет во время этого длительного перелета показал себя с самой лучшей стороны.
"Во время перелета, который начался в Таганроге, до Сантьяго мы совершили 18 промежуточных посадок. В Анадыре мы совершили посадку в сложнейших метеоусловиях, во время которых самолеты подобного класса не летают", - сказал Евстафьев.
По его словам, затем самолет пролетал над территориями Канады и США. "На Бе-200 установлен локатор, который здорово нам помог, особенно при пролете тропической зоны в районе Эквадора, где все было закрыто грозовой облачностью", - сказал пилот.
Он отметил, что, пролетев это огромное расстояние, испытываешь огромную гордость "за машину, экипаж и за то, что мы сделали".
economics is not objective science but a political art
 
   
Цитата
с 2010 года на некий — видимо, достаточно продолжительный отрезок времени — Россия получает монополию в области пилотируемой космонавтики. Исключением является КНР, которая, несмотря на многообещающие заявления Йин Лимина, тем не менее, пока не является серьёзным конкурентом для нас. Не говоря уже про "объединённую Европу".
   
Цитата
Кроме того, работоспособная ГЛОНАСС, вкупе с технологиями истребителя пятого поколения и наметившимся прорывом в развитии отечественной микроэлектроники, открывает для России новые перспективы в области обеспечения безопасности страны. Речь идёт об открывшейся возможности провести в ближайшие 5-10 лет перевооружение, прежде всего — ВВС, на основе интегральных систем управления боем, новых поколений высокоточного оружия и прочих "постъядерных" технологий ведения боевых действий. Подобное перевооружение одним своим фактом снимет большинство назревающих геополитических проблем — поскольку, за исключением США, никто из основных игроков на мировой сцене, включая Китай и страны ЕС, в ближайшие лет 20 не сможет иметь ничего подобного.
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/856/32.html  
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K
ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат»
Контейнерный комплекс ракетного оружия «Club-K» предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ.
Комплексом «Club-K» могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы.
Комплекс «Club-K» размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере.
Функционально комплекс «Club-K» состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ).
 
В Универсальном стартовом модуле размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты. УСМ предназначен для подготовки и старта ракет из транспортно-пусковых контейнеров.
 
МоБУ обеспечивает:
- повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет;
- прием ЦУ и команд на выполнение стрельбы;
- расчет исходных данных стрельбы;
- проведение предстартовой подготовки;
- выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.
 
МоБУ и МЭЖ могут быть конструктивно оформлены и изготовлены в виде отдельных стандартных морских контейнеров.
 
ОСОБЕННОСТИ:
- Возможность применения с любых наземных и морских платформ
- Оперативность доставки и установки на носитель или береговую позицию
- Поражение надводных и наземных целей
- Возможность наращивания боекомплекта
Цитата
Дейли Телеграф кошмарит обывателя новой русской угрозой - экспортным вариантом системы оружия "Калибр-К", т.е. "Калибр-КЭ" или "Клаб-К".
Размещаемым в морских контейнерах,  на любой базе - судне-контейнеровозе, фуре с полуприцепом, ж.д. платформе (такой мини-БЖРК).  
И необнаруживаемом никак. Правда, они ошибочно зовут эту систему "баллистической"  
Есть от чего расстроиться разносчикам вируса демократии...  
 
Но главного, что есть у неэкспортной версии, они не поняли - пусковые устройства под "Калибры" наверняка подходят и для "Гранатов" . Впрочем, никто не будет афишировать это, пока существует Договор РСМД.
 
PS - Я так понимаю из статьи, мальчиков из ДТ "накрыл" ролик. И вправду классный. Два государства, один мирный курорт с пляжами, другое злобное "синее" гособразование с исключительно западным вооружением, музыка тоже ничего.. и графика тоже. Система-то появилась довольно-таки давно, а экспортный вариант - больше года тому назад..
economics is not objective science but a political art
 
Как победить в ракетной гонке
 интервью с Гендиректором КТРВ Борисом Обносовым
 
— В начале февраля фирма Сухого приступила к летным испытаниям перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), известного широкой публике как истребитель пятого поколения. Какие вооружения для этого самолета делает КТРВ?
 
— Система вооружений ПАК ФА будет включать в себя только новые образцы авиационных управляемых средств поражения. Это ракеты класса «воздух—воздух», тактические и оперативно-тактические ракеты класса «воздух—поверхность» общего назначения, специализированные противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, а также управляемые авиабомбы.
 
Главное требование, которое предъявляется к этому оружию, — внутрифюзеляжное размещение. Ну и конечно, повышенная дальность, помехозащищенность, точность. То есть те характеристики, которые позволяют успешно решать самые разные боевые задачи. Например, уничтожение радиолокационных станций без входа в зону ПВО противника.
 
— Премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что первые серийные истребители пятого поколения поступят на вооружение в Липецкий центр ВВС уже в 2013 году. Вы к этому сроку успеете все сделать?
 
— Мы сейчас завершаем целую серию опытно-конструкторских работ и в течение ближайших двух лет вый дем на заключительные государственные испытания четырнадцати типов новых ракет и корректируемых авиационных бомб (КАБ). Они охватывают практически всю гамму авиационных средств поражения, вплоть до ракет «воздух—воздух» большой дальности. Некоторые появятся уже в следующем году, некоторые через год. Причем новые ракеты для истребителя пятого поколения будут унифицированы и с другими носителями — Су-34, Су-35 и МиГ-35. Надо сказать, что это довольно внушительный перечень оружия. Тем не менее, я думаю, мы успешно справимся с задачей.
 
— Чем новые ракеты будут отличаться от своих предшественников?
 
— Да почти всем. Это принципиально новые образцы высокоточного оружия. Несмотря на то что многие из них сохранили внешние формы своих предшественников, внутри они имеют гораздо более совершенные системы, чем те, что установлены на истребителях четвертого поколения. Это и новые головки самонаведения, обладающие повышенной чувствительностью к обнаружению целей и лучшей помехозащищенностью, и новые комбинированные ракетно-прямоточные двигатели с регулируемыми параметрами (для сверхзвуковых ракет «воздух—поверхность»), новые боевые части, взрыватели, системы интеллектуальной поддержки и многое другое. Благодаря всем этим системам тактико-технические характеристики нового оружия значительно возрастут. Впервые за всю историю развития авиационного управляемого оружия новая ракета в момент старта не видит цель и должна найти ее в процессе автономного полета.
 
Если взять такой критерий, как дальность, то по этому показателю новые ракеты в два раза превзойдут те, что стоят сейчас на вооружении. У нас все оружие класса «воздух—воздух» подразделяется на три типа — малой, средней и большой дальности. Сейчас малая дальность — это 40 километров, а, например, средняя — до 100 километров. Так вот, утрируя, можно сказать, что цели, которые сейчас поражаются ракетами средней дальности, у нас будут поражаться оружием малой дальности.
 
— А каков же будет радиус действия новых ракет «воздух—воздух» большой дальности?
 
— Цифры называть не буду. Могу сказать только, что очень большой. На текущий момент такой дальности нет ни у одной авиационной ракеты этого класса.
 
— Давайте ваши новые ракеты противопоставим американским аналогам, которые стоят на вооружении истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35. В чью пользу будет это сравнение?
 
— В целом с США у нас сохраняется паритет. Американские самолеты F-22 и F-35 вооружаются ракетами класса «воздух—воздух» AIM-9X Sidewinder малой дальности и различными модификациями ракет AMRAAM AIM-120 средней дальности. Наши новые ракеты РВВ-МД и РВВ-СД (соответственно малой и средней дальности) практически ни в чем им не уступают, а по некоторым характеристикам даже превосходят. Например, дальность стрельбы РВВ-МД почти вдвое больше, чем у AIM-9X. Российская ракета оснащается усовершенствованной тепловой головкой самонаведения. По чувствительности она идентична американской, по помехозащищенности они соизмеримы. Эта ракета предназначена не только для истребителей и штурмовиков, но и для боевых вертолетов. Что касается оружия средней дальности, то у наших ракет дальность стрельбы примерно на 10 процентов больше. В остальном российские ракеты этого типа имеют практически те же характеристики, что и американские. Поэтому у меня есть полная уверенность, что здесь мы не проиграем.
 
— А в классе «воздух—поверхность»?
 
— Здесь у американцев основная противорадиолокационная ракета — AGM-88 HARM, которая способна поражать цели на расстоянии до 80 километров, развивая при этом скорость почти 3 Маха (три скорости звука. — «Эксперт»). Если сравнивать с ней нашу новую противорадиолокационную ракету Х-31ПД, то при прочих равных боевых возможностях российская ракета превосходит американский аналог по дальности применения в три раза. Этого удалось достичь благодаря новому прямоточному воздушно-реактивному двигателю. По энергопотреблению он где-то в два с половиной раза экономичнее своего предшественника. Это позволяет не только увеличить дальность стрельбы, но и реализовать более сложные схемы полета. В частности, Х-31ПД должна успешно выдерживать дуэльные бои с системами ПВО Patriot.
 
Кроме того, в классе «воздух—поверхность» у нас есть еще две новые ракеты — Х-38МЭ и Х-58УШКЭ. Первая из них модульного типа. Я считаю, что это уникальная многоцелевая ракета. Она может оснащаться комбинированными системами наведения — лазерного, тепловизионного, радиолокационного типа или спутниковой навигации. А вторая ракета — Х-58УШКЭ — оснащается (как и Х-31ПД) широкодиапазонными пассивными головками самонаведения, которые обеспечивают захват всех радиолокационных целей, что тоже очень важно. До сих пор на наших ракетах стояли так называемые селективные головки, каждая из которых захватывала только один тип цели (по частотному спектру), что создавало определенные неудобства, так как под крылом приходилось вешать три-четыре однотипные ракеты, если предполагалось действовать по нескольким типам целей.
 
— Этими ракетами будут вооружаться новые истребители, предназначенные для ВВС. А как обстоят дела с противокорабельными ракетами для самолетов морской авиации?
 
— Здесь мы находимся на завершающей стадии создания сразу двух новых типов ракет — тактической сверхзвуковой Х-31АД и дозвуковой Х-35УЭ. Это будут полностью цифровые ракеты, что обеспечит им лучшую взаимосвязь с бортом самолета и расширит спектр решаемых задач. В отличие от предшественников дальность применения новых ракет возрастет как минимум вдвое. При этом масса боевой части Х-31АД увеличится на 15 процентов.
 
Ну и нельзя не сказать про КАБы. Здесь мы многое можем противопоставить нашим потенциальным конкурентам. Сейчас мы завершаем создание целой серии новых управляемых авиабомб весом 1500 и 500 килограммов, а также меньшего калибра, с увеличенной дальностью действия и новыми системами спутникового и лазерного наведения. Они предназначены для уничтожения различных наземных и надводных целей, включая мосты, корабли, транспортные суда, объекты инфраструктуры и прочее.
 
Я считаю, что КАБы — очень важное оружие, которое должно быть установлено на все версии истребителей пятого поколения. Прежде всего потому, что после уничтожения системы ПВО врага на его территории добивают именно с помощью КАБов. Например, американцы за последние десять лет для своих операций в Ираке и Афганистане закупили свыше ста тысяч корректируемых авиабомб.
 
— Какое направление развития авиационного ракетостроения вы считаете наиболее перспективным?
 
— Все последние войны с участием США показали, что главная ставка делается на применение высокоточного оружия. Если в 1991 году в ходе операции «Буря в пустыне» в Ираке доля высокоточного оружия составляла семь процентов, то восемь лет спустя в Югославии она уже достигала 70 процентов. Думаю, что эта тенденция будет развиваться и дальше. И нам надо быть к этому готовыми. Что ни говори, но наша страна уже не такая большая, как раньше, причем ее население стремительно уменьшается. И если нам, не дай бог, придется с кем-то серьезно воевать, то лучше всего, чтобы это было без «горячего» контакта.
 
— Такое впечатление, что руководство Пентагона буквально помешалось на концепции так называемых умных войн. Американцы уже несколько раз проводили испытания гиперзвуковых летательных аппаратов. Это и есть будущее авиационного ракетостроения?
 
— Безусловно. Я считаю, что разработка таких ракет, способных летать со скоростью в 10–12 раз выше скорости звука, — самое перспективное направление развития авиационного вооружения. Без сомнения, это прорывной проект — квинт эссенция всего развития ракетных технологий. Здесь будут применяться новые двигатели, новые материалы, новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Такой проект по своей значимости сопоставим с запуском первого спутника или с освоением околоземного пространства в пятидесятых-шестидесятых годах. Ради решения этой задачи должны быть сконцентрированы все ресурсы государства, в том числе интеллектуальные.
 
— А в чем, собственно, заключается технологический прорыв?
 
— На самом деле автономный полет на гиперзвуковой скорости — очень сложная задача. Гиперзвук — это минимум 5 Махов. Наша ракета Х-31 в ряде случаев достигала скорости 4 Маха, но не больше. А чтобы развить минимальную гиперзвуковую скорость, нужна новая комбинированная двигательная установка, способная работать как на дозвуковых, так и на больших сверхзвуковых скоростях. Сейчас у нас есть прямоточный воздушный реактивный двигатель, который прекрасно работает на сверхзвуковых скоростях. Здесь мы идем наравне с передовыми странами. Но чтобы вырваться вперед и достичь боМЃльших скоростей, требуется обеспечить сверхзвуковое горение топлива в подобном прямоточном двигателе. Ну или создать еще один новый двигатель. Вот эту задачу и должны решить конструкторы. Но это еще не все. На скорости свыше 7 Махов резко увеличивается воздействие на бортовое радиоэлектронное оборудование, образуется плазма, происходит ионизация, обтекатель разогревается до немыслимых температур. А ведь он должен обеспечить радиолокационную прозрачность для головки самонаведения. Соответственно, нужны новые материалы, нестандартные конструкторские решения. То есть необходимо задействовать весь комплекс новых разработок, которые сегодня есть в аэрокосмической отрасли. Однако я уверен, что эта задача рано или поздно будет решена.
 
— Насколько я знаю, разработки гиперзвуковых авиационных вооружений в нашей стране, да и в США ведутся уже давно, но, по большому счету, похвастаться пока нечем…
 
— В США серьезные работы начались в восьмидесятых годах. Если я не ошибаюсь, в 1982 году у них в рамках NASA стартовала программа National Aero-Space Plane (NASP) по созданию гиперзвуковой техники. Она объединяла свыше 60 подпрограмм, которые охватывали все ключевые направления — аэродинамику, двигатели, бортовое радиоэлектронное оборудование, топливо и так далее. Кстати, именно в рамках NASP широко применяются нанотехнологии. И в результате американцы уже перешли к стадии испытаний.
 
— А мы?
 
— У нас такие работы велись в начале семидесятых и даже были созданы свои прототипы. Но потом, в девяностых годах, как вы знаете, все это дело похоронили. Прежде всего потому, что продолжение работ требовало очень больших капиталовложений. Но сейчас многое изменилось, есть позитивные сдвиги. Эта тема предметно обсуждалась на Военно-промышленной комиссии. Мы выиграли соответствующий тендер и сейчас активно занимаемся изготовлением прототипа. Надеюсь, что в ближайшие два года уже будут первые результаты. Больше ничего не скажу, боюсь проболтаться.
 
— Помимо ракет и авиабомб ваша корпорация разрабатывает и выпускает довольно широкий спектр морских средств поражения. Как развивается сотрудничество КТРВ с нашим ВМФ?
 
— Мы предложили главкому ВМФ Владимиру Высоцкому разработать и принять комплексную целевую программу создания морских средств поражения. В ней четко должны быть увязаны сроки производства новых кораблей и средств поражения к ним. А то у нас часто бывает так, что есть новые торпеды, а подлодка, на которой надо их испытывать, все еще стоит в доке. Свои наработки мы представили, думаю, этот вопрос удастся решить в рабочем порядке в ближайшее время.
 
— Какие новые вооружения для ВМФ сейчас разрабатывает КТРВ?
 
— Прежде всего это торпеды, в том числе большого диаметра (свыше 500 миллиметров). Их делает московское предприятие «Регион», входящее в состав нашей корпорации. Это головной исполнитель по морскому подводному оружию. На него приходится примерно 60 процентов всех опытно-конструкторских работ, выполняемых по этой тематике по линии ВМФ, и около 48 процентов серийного производства. Мы сейчас завершаем испытания системы противолодочного комплекса «Пакет»-Э/НК, которая включает в себя новые торпеды и противоторпеды для защиты корабля от подводных лодок. Эта система позволяет, с одной стороны, парировать атаку противника и обезопасить корабль, а с другой — нанести эффективный ответный удар. Кроме того, мы продолжаем работы по торпедам «Шквал», которые способны под водой двигаться со скоростью 100 метров в секунду. Это самое грозное морское оружие, которое было создано в СССР. И я рад, что нам эту тематику удалось сейчас возродить.

— В прошлом году, в разгар кризиса, КТРВ смогла нарастить продажи и увеличить выручку до 31,3 миллиарда рублей. За счет чего это произошло?
 
— Да просто повезло! Но если говорить серьезно, то, конечно, нам очень сильно помог госзаказ (на авиационные средства поражения для Су-34 и Су-35 общей стоимостью 6 млрд рублей. — «Эксперт»). Его рентабельность по сравнению с экспортными контрактами невелика, всего несколько процентов. Поэтому при росте выручки чистая прибыль у нас упала в полтора раза. Тем не менее именно госзаказ в сочетании с экспортными контрактами позволяет обеспечить поступательное развитие нашей корпорации. Потенциал внутреннего рынка огромен. Я с удовольствием продавал бы намного больше оружия внутри страны. Но, к сожалению, спрос со стороны Вооруженных сил на нашу продукцию до последнего времени был незначительным. За предыдущее десятилетие у нас новых ракет было закуплено столько, что в реальных боевых действиях это количество было бы израсходовано за один день. Между тем августовские события на Кавказе показали, что без хорошего оружия невозможно защитить собственные интересы. И нынешнее руководство ВВС это отлично понимает. Поэтому я надеюсь, что теперь ситуация в корне изменится. Могу сказать, что уже в нынешнем году мы планируем увеличить выручку примерно до 40 миллиардов рублей.
 
— До недавнего времени КТРВ почти три четверти своей продукции поставляла на экспорт. Какую долю экспорта в общем объеме продаж вы считаете оптимальной?
 
— В этом году у нас экспорт и гособоронзаказ сравняются. Я считаю, что это хорошее соотношение для живучести нашей корпорации. Потому что без экспортных контрактов при сегодняшней рентабельности госзаказа мы не выживем.
 
Нам нужно проводить масштабную модернизацию производственных мощностей, закупать новые станки, привлекать новые высококвалифицированные кадры. Все это требует очень больших инвестиций.
 
— Каких?
 
— Сейчас только в рамках корпорации мы реализуем 17 проектов технического перевооружения производственных мощностей и реконструкции. На основной площадке строим несколько новых зданий, новый лабораторно-конструкторский корпус. Он очень важен для нас, так как там будет создана современная безэховая камера для моделирования различных условий при испытании нового оружия. Это позволит существенно сократить расходы на натурные летные испытания. Так вот только этот проект потребует нескольких сотен миллионов рублей, а вся программа модернизации — нескольких миллиардов.
 
— Эти средства предоставит государство или вам надо будет изыскать их самостоятельно?
 
— Государственное финансирование, конечно, предусмотрено, но его недостаточно. Сейчас действует ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса до 2015 года. Она предусматривает долевое финансирование таких проектов. То есть, грубо говоря, если государство вкладывает сто рублей, то предприятие должно вложить примерно пятьдесят рублей своих средств. Пока мы это требование выполняем. Но когда счет инвестиций пойдет на миллиарды, нам без дополнительной помощи государства уже не обойтись. Потому что если бы мы имели в загашнике миллиарды, то уже давно все сделали бы сами.
 
— Что еще, кроме денег, вам нужно от властей?
 
— На самом деле главная проблема в ритмичности выделения средств. Да, нам субсидируют процентную ставку по кредитам. Но средства приходят с большим опозданием. У нас производственный цикл ракет составляет от девяти до одиннадцати месяцев. И если мы сами не начнем вкладывать свои средства, то попросту прошляпим заказ. Поэтому часть работ по гособоронзаказу и по экспортным контрактам мы вынуждены авансировать за счет собственных средств или брать кредиты в банках. Только в прошлом году на обслуживание нашего кредитного портфеля мы потратили почти полтора миллиарда рублей, а ведь могли бы вложить эти деньги в производство.
 
— Как эту ситуацию можно изменить?
 
— Сегодня в Минобороны уже принято решение, что авансирование должно составлять не менее 80 процентов от суммы заказа, а не 15 процентов, как раньше. И они стараются выйти на эту цифру. Так что определенные сдвиги есть.
 
— Вернемся к экспорту. Рынки традиционных покупателей нашего оружия, Индии и Китая, судя по всему, близки к насыщению. Кто может их заменить?
 
— Такие растущие партнеры, как Вьетнам, Алжир и Венесуэла. Мы продолжаем активно развивать наши связи и с Индией. Там наблюдается ужесточение конкуренции, но этот рынок я считаю по-прежнему перспективным. А вот Китай действительно сократил закупки у нас. Но он уже давно не является для нас партнером номер один. Китайцы, как говорится, уже наелись импортным оружием и теперь хотят попробовать производить все собственными силами.
 
— Насколько я знаю, они даже клонировали вашу ракету Х-31 и теперь принялись за другие. Это представляет для вас угрозу?
 
— Ну, положим, Х-31 они еще очень долго не смогут сделать. Ее даже американцы не могут воспроизвести. Но то, что в перспективе Китай — это страна номер один, по-моему, понятно всем. И те, кто раньше говорил, что китайцы не сделают, грубо говоря, «мерседес», теперь видят, что ошибались. Китай способен на многое.
 
— Это же только внешний вид, а начинка там ужасающая.
 
— Вы правы, но за внешним видом последует и все остальное. Мы вот тоже начинали в шестидесятых годах с «Жигулей», но дальше у нас никакого прогресса не последовало. А у китайцев прогресс виден. Они уже делают свои автомобили, другую сложную технику, даже станки делают. А мы за все эти годы практически лишились перспективного станкостроения и теперь вынуждены закупать станки в Японии, Корее, на Тайване, в том же Китае. А ведь собственное станкостроение — это основа всего машиностроения.
 
— Честно говоря, не верится, что китайцы делают действительно хорошие станки.
 
— Конечно, если брать металлообрабатывающие станки, то Китай верха еще не достиг.
 
Но, например, стендовое оборудование, вибростенды или, скажем, климатические камеры — все это у них очень достойного качества. Это очень сложные инженерные сооружения, и тот факт, что эту продукцию у Китая закупают западные компании, говорит о многом. Это значит, что они освоили передовые технологии. Да, конечно, не без помощи западных компаний. Например, в том же станкостроении у них СП с японцами. Но это лишь первый шаг. Сейчас они, как вы говорите, клонируют, но потом уже все будут делать сами. Я уж не говорю о том, что они умеют хорошо продавать. Все рынки забиты китайскими металлорежущими станками. Другое дело, что они проигрывают западным по надежности, долговечности и некоторым другим критериям. Но факт налицо, все эти уроки истории китайцы очень быстро выучили.
 
— Вы действительно думаете, что китайцы смогут составить серьезную конкуренцию России на рынке авиационных средств поражения?
 
— Конечно. Если бы я так не считал, то не старался бы всеми силами ускорить создание новых вооружений. Да, я вижу, что Китай — это конкурент, может быть, не завтра, не послезавтра, но через пять лет точно. И занижать его роль ни в коем случае нельзя. Это было бы ошибкой.
 
— Тем не менее серьезного боевого самолета они создать так и не смогли, хотя уже лет двадцать над ним работают…
 
— Это пока не смогли. Время пройдет очень быстро.
economics is not objective science but a political art
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 33 След.