Принципиальное изменение жизни? истории?
Не придумал окончания в названии темы. Может быть, общими усилиями допишем.
Речь о том, что в жизни человека на земле происходят постоянные изменения. Жизнь становится «всё лучше, всё веселее». Но лишь небольшая часть меняет жизнь человека (а точнее, человечества) принципиально. Хочется вычленить именно такие изменения.
До недавнего времени я полагал, что такое кардинальное изменение лишь одно:
1. Человек теперь может себя уничтожить.
(более точно: один человек может уничтожить всех остальных на земле)
Никогда раньше, до конца середины примерно 20-го века речь не шла о тотальном уничтожении жизни, теперь это стало печальной реальностью. И это накладывает на Имеющего-Власть огромную ответственность, а на всех прочих – не менее огромную обреченность. Таким образом, само существование человечества стало так же ненадежно, как и существование отдельного индивидуума.
Недавно обнаружилась вторая проблема, вроде бы совершенно очевидная, но осознанная как принципиальная по своим последствиям лишь вчера:
2. Темп изменений жизни человека отменил приоритет традиции.
То, что темп жизни нарастает, очевидно. Количество информации, технических новинок, уровней коммуникации удваивается за обозримое число лет. Ну, казалось бы, нарастает и нарастает, это ничего, раз возможности человеческого мозга пока достаточны. Но оказывается, что эти изменения затрагивают не только какие-то технические знания, но меняют всю жизнь – и образование, и медицину, и законодательство, и моду, и вообще все социальные сферы. И получается, что для уверенной жизни в такой среде необходимо постоянно усваивать массу новой информации. И если в давние века достаточно было опереться на авторитет дедов, на вековой уклад, на «так принято» - теперь всё это почти ничего не значит. Все эти «уклады» лучше всего чувствуют себя в музее.
И это приводит к необычным результатам – рушатся не просто традиции, рушится уважение к их носителям – родителям, старшему поколению. Даже к книге, как слишком традиционному и «медленному» носителю знаний.
Есть ли еще подобные изменения? Такие явные новшества, как мгновенная связь человека с человеком независимо от его местоположения, как выход человека в ближний космос, как осознание потрясающей сложности устройства мира (вселенной) в целом – не кажутся мне столь принципиальными, как пп.1 и 2. Может быть, может быть к такому кардинальному новшеству стоит отнести создание глобальной интернет-сети, но здесь надо суметь сформулировать то самое «принципиальное следствие». Пока затрудняюсь. Возможно, даже опоздаю, когда окажется, что эта сеть вышла из-под контроля человека.
Не придумал окончания в названии темы. Может быть, общими усилиями допишем.
Речь о том, что в жизни человека на земле происходят постоянные изменения. Жизнь становится «всё лучше, всё веселее». Но лишь небольшая часть меняет жизнь человека (а точнее, человечества) принципиально. Хочется вычленить именно такие изменения.
До недавнего времени я полагал, что такое кардинальное изменение лишь одно:
1. Человек теперь может себя уничтожить.
(более точно: один человек может уничтожить всех остальных на земле)
Никогда раньше, до конца середины примерно 20-го века речь не шла о тотальном уничтожении жизни, теперь это стало печальной реальностью. И это накладывает на Имеющего-Власть огромную ответственность, а на всех прочих – не менее огромную обреченность. Таким образом, само существование человечества стало так же ненадежно, как и существование отдельного индивидуума.
Недавно обнаружилась вторая проблема, вроде бы совершенно очевидная, но осознанная как принципиальная по своим последствиям лишь вчера:
2. Темп изменений жизни человека отменил приоритет традиции.
То, что темп жизни нарастает, очевидно. Количество информации, технических новинок, уровней коммуникации удваивается за обозримое число лет. Ну, казалось бы, нарастает и нарастает, это ничего, раз возможности человеческого мозга пока достаточны. Но оказывается, что эти изменения затрагивают не только какие-то технические знания, но меняют всю жизнь – и образование, и медицину, и законодательство, и моду, и вообще все социальные сферы. И получается, что для уверенной жизни в такой среде необходимо постоянно усваивать массу новой информации. И если в давние века достаточно было опереться на авторитет дедов, на вековой уклад, на «так принято» - теперь всё это почти ничего не значит. Все эти «уклады» лучше всего чувствуют себя в музее.
И это приводит к необычным результатам – рушатся не просто традиции, рушится уважение к их носителям – родителям, старшему поколению. Даже к книге, как слишком традиционному и «медленному» носителю знаний.
Есть ли еще подобные изменения? Такие явные новшества, как мгновенная связь человека с человеком независимо от его местоположения, как выход человека в ближний космос, как осознание потрясающей сложности устройства мира (вселенной) в целом – не кажутся мне столь принципиальными, как пп.1 и 2. Может быть, может быть к такому кардинальному новшеству стоит отнести создание глобальной интернет-сети, но здесь надо суметь сформулировать то самое «принципиальное следствие». Пока затрудняюсь. Возможно, даже опоздаю, когда окажется, что эта сеть вышла из-под контроля человека.