Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Принципиальное изменение…
 
Принципиальное изменение жизни? истории?  
 
Не придумал окончания в названии темы. Может быть, общими усилиями допишем.
 
Речь о том, что в жизни человека на земле происходят постоянные изменения. Жизнь становится «всё лучше, всё веселее». Но лишь небольшая часть меняет жизнь человека (а точнее, человечества) принципиально. Хочется вычленить именно такие изменения.
 
До недавнего времени я полагал, что такое кардинальное изменение лишь одно:
 
1. Человек теперь может себя уничтожить.
(более точно: один человек может уничтожить всех остальных на земле)
 
Никогда раньше, до конца середины примерно 20-го века речь не шла о тотальном уничтожении жизни, теперь это стало печальной реальностью. И это накладывает на Имеющего-Власть огромную ответственность, а на всех прочих – не менее огромную обреченность. Таким образом, само существование человечества стало так же ненадежно, как и существование отдельного индивидуума.
 
Недавно обнаружилась вторая проблема, вроде бы совершенно очевидная, но осознанная как принципиальная по своим последствиям лишь вчера:
 
2. Темп изменений жизни человека отменил приоритет традиции.
 
То, что темп жизни нарастает, очевидно. Количество информации, технических новинок, уровней коммуникации удваивается за обозримое число лет. Ну, казалось бы, нарастает и нарастает, это ничего, раз возможности человеческого мозга пока достаточны. Но оказывается, что эти изменения затрагивают не только какие-то технические знания, но меняют всю жизнь – и образование, и медицину, и законодательство, и моду, и вообще все социальные сферы. И получается, что для уверенной жизни в такой среде необходимо постоянно усваивать массу новой информации. И если в давние века достаточно было опереться на авторитет дедов, на вековой уклад, на «так принято» - теперь всё это почти ничего не значит. Все эти «уклады» лучше всего чувствуют себя в музее.
 
И это приводит к необычным результатам – рушатся не просто традиции, рушится уважение к их носителям – родителям, старшему поколению. Даже к книге, как слишком традиционному и «медленному» носителю знаний.
 
 
Есть ли еще подобные изменения? Такие явные новшества, как мгновенная связь человека с человеком независимо от его местоположения, как выход человека в ближний космос, как осознание потрясающей сложности устройства мира (вселенной) в целом – не кажутся мне столь принципиальными, как пп.1 и 2. Может быть, может быть к такому кардинальному новшеству стоит отнести создание глобальной интернет-сети, но здесь надо суметь сформулировать то самое «принципиальное следствие». Пока затрудняюсь. Возможно, даже опоздаю, когда окажется, что эта сеть вышла из-под контроля человека.
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 8 След.
Ответы
 
To lb
 
Цитата
Я мечтал о такой буре?!
Именно так и сказали большинство интеллигентов начала прошлого века, которые до этого мечтали о буре...
 
To lb
 
Цитата
Что читать?
 Школьный учебник.
 
To Charly
Хлёстко!  (Начитамшись Шукшина?)
Значит, всё, что вы писали выше, несерьезно... Тогда большая просьба не мусорить в теме.
 
To lb
Цитата
Тогда большая просьба не мусорить в теме.
Отнюдь, это как раз иллюстрация рыхлости нашего культурного поля - его деградации. Два современника пишут на одну тему - и не в состоянии понять друг-друга. Нет общих ассоциаций, нет вообще точек контакта в культурном поле.  
 
Что-же будет с нашими детьми - у них нет даже общего учебника - тут недавно учительница на уроке читала детям Бунина: Один старый пердун на пароходе  ухаживает за молодой дамой из третьего класса, перед соитием дама спрашивает у пердуна надо ли ей снимать чулки... Это надо проходить в школе?
 
Это ли не признак полной нашей деградации как метрополии?
 
Разберем подробнее Темп изменений жизни человека (человечества) на примере социокультурной теории А.Ахиезера. Теории, позволяющей глубоко и по-новому взглянуть на историю и судьбу России. Теории, в которой Ахиезер раскрывает детально самобытность российского общество, анализирую его историческую «болезнь» - социокультурный раскол. В России одновременно действуют (и испокон веков действовали) две противоположные, обе почвенные, и обе претендующие на господство логики – традиционная, даже традиционалистская логика сохранения старого, патерналистского, авторитарного общества и либеральная, стремящаяся к обновлению логика развития. В результате история становится циклической, с господствующим модифицированным инверсным циклом, восстанавливающим вновь то, что было, хотя и ограниченно и неполно.
 
По мнению Ахиезера, в истории Руси-России было уже два законченных цикла, и в настоящее время начинается третий. Каждый цикл включает 7 этапов, как взаимопереходы нравственных систем, реализующихся в в социальных процессах. Рассмотрим эти циклы и этапы.
 
Цикл 1 – от начала российской государственности до октября 1917 года.
Его этапы:
1) «Соборность, начало и крах государственности». Это Киевская Русь.
2) «Господство раннего умеренного авторитаризма». Время от Ивана Калиты до Ивана Грозного включительно, а также Смутное время.
3) «Новая государственность и господство идеала всеобщего согласия». От Смуты до Федора Алексеевича (1676-1682 гг.)
4) «Крайний авторитаризм и зрелость раскола». Начиная от Федора Алексеевича – главным образом, время Петра I - до Екатерины II.
5) «Поздний идеал всеобщего согласия и либерализм».  Время Екатерины II, Александра I.
6) «Поздний умеренный авторитаризм». Николай I и далее до Великой Реформы.
7) «Соборно-либеральный идеал и новая катастрофа». Время Александра II и Николая II.
 
Цикл 2 – от 1917 до 1991 года.
Этапы:
1) «Господство соборно идеала». Установление Советской власти.
2) «Господство раннего умеренного авторитарного идеала». Военный коммунизм.
3) «Ранний идеал всеобщего согласия». НЭП.
4) «Торжество и падение крайнего авторитаризма». Сталинизм.
5) «Вновь идеал всеобщего согласия». Оттепель.
6) «Вновь умеренный авторитарный идеал». Застой.
7) «Возврат к соборно-либеральному идеалу». Перестройка.
 
Объем монографии (2 тома, 800+600 страниц) не позволяет представить ее за один присест сколь-либо убедительной теорией. Но она именно такая и есть.  
 
И что в ней видно? Видно, как от древности к нынешнему времени ускоряется качание этого инверсного маятника. Вот это и есть ускорение темпа изменений жизни. Не жизни ведь, понятно! А основ ее устроения, моделей и поведенческих приоритетов.
 
Совершенно то же самое можно наблюдать и при подробном рассмотрение жизни общества в других разрезах. Хоть бы в техническом – посмотреть транспорт, связь, системы жизнеобеспечения. И проч. И проч…
 
Странно, что за цацками не только доктора философии не видят простого: страсти человеческие всегда одинаковы, какие бы формы они не принимали...
 
Можно рассмотреть страсти человеческие и более укрупненно. В первую очередь главнейшую страсть - властвовать, а также симметричную ей - поклоняться власти. Что здесь видно невооруженным глазом? Долгие века простой человек подчинялся и поклонялся Царю. И государственное устройство мыслилось однозначно как монархическое. Так продолжалось десятки поколений - это была традиция, закрепленная во всех сферах жизни. А потом неожиданно властью стало нечто немного странное - Генеральный секретарь, олицетворяющий собой пресловутое народовластие. Пароксизм лицемерного самодержавия. И так было примерно 3 - всего три поколения. Теперь у нас президентское правление. Всего 1 поколение - и уже оно имеет поползновения превратиться во что-то иное.
 
Примерно параллельный процесс в так называемой духовной сфере. Века и десятки поколений поклонения Господу Богу. Три поколения отрицания всех богов. И одно поколение шараханий из стороны в сторону.
 
Или такая интимная сфера человеческой жизни, как страсти любовные. Думаю, каждый может продолжить экстраполяцию самостоятельно. Всё то же самое.
 
А, безнадёга...
 
To BBC
 Страстм одни, а беды всегда приходят разные. всетаки индивидуализм и либерализм -- явления последних веков, развившиеся в эпоху культурного краха, ошибочно названную ренесансом)))
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To lb
Цикл 1 отлично разбивается на несколько циклов, с очевидными параллелями со вторым... Постепенное укрепление авторитаризма, крах, формирование новой власти, оттепель, укрепление авторитаризма. Ну и в каждом найденном, можно найти еще внутренние циклы, аналогичной структуры.
 
Дочитал книгу Карла Сагана "Наука в поисках Бога". Буквально на последних страницах он меня практически дословно "передразнивает"!..
 
«В таких [древних] обществах длительность внешних сдвигов значительно превосходит время жизни одного человеческого поколения. В ту пору традиционная мудрость и родительские наставления сохраняли свою ценность для многих поколений. Молодежь, конечно же, жадно перенимала давние обычаи, этот эликсир мудрости пращуров; традиции многократно проверялись и всегда себя оправдывали. Культ почитания предков возник недаром. Прошлые поколения чтились за то, что они передали потомкам знание, способное уберечь и сохранить жизнь.
 
А теперь сравните это с реальностью, в которой внешние изменения (социальные, биологические, климатические – какие хотите) протекают быстро в сравнении с жизнью отдельного человеческого поколения. Тут родительская мудрость уже может не пригодиться. То, чему нас учили в юности, рискует оказаться неприемлемым в новых обстоятельствах… Поэтому я настаиваю на том, что каждой из рассмотренных ситуаций соответствует свой стиль мышления. И я рискну предположить, что никогда за всю историю человеческого рода серьезные метаморфозы не происходили быстрее, чем теперь. Есть все основания полагать, что самые стремительные трансформации приходятся как раз на наше поколение.
 
Рассмотрим, например, транспорт и связь…»
 
(с.274-275)
 
 
И на следующей странице:
 
"...та же самая технология, которая позволяет нам путешествовать к другим планетам, может послужить нашему самоуничтожению - тотальному самоуничтожению  в масштабах, беспрецедентных для всей человеческой истории. И само понимание того, что это возможно, должно - даже если нам повезет и этого никогда не случится - серьезным образом повлиять на жизнь каждого человека, выросшего в наше время, произвести в ней перемены, каких не знало ни одно поколение людей".
 
И в заключении, на с.302: мы "никогда ранее не несли этической и моральной ответственности за собственное выживание".
 
В свете последнего соображения его же замечание:
 
"...христианские фундаменталисты в Соединенных Штатах уверены, что описание конца света в Откровении Иоанна Богослова сильно напоминает последствия ядерной войны, а потому истинные христиане не должнв препятствовать ее развязыванию. Ибо в противном случае они помешают воплощению божественного замысла".
 
(без комментариев)
 
 To lb
 
 
Цитата
"...христианские фундаменталисты в Соединенных Штатах уверены, что описание конца света в Откровении Иоанна Богослова сильно напоминает последствия ядерной войны, а потому истинные христиане не должнв препятствовать ее развязыванию. Ибо в противном случае они помешают воплощению божественного замысла".
 
Они не правы - конец света в Откровении Иоанна больше всего напоминает Большой Разрыв...
 
Цитата

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.  
И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.  
И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.  
 
 
To Charly
Большой Разрыв это красиво. Но библеисты были такими геоцентристами! Вряд ли они замахивались на всё мироздание.
Это в индуизме искать надо - там и временные масштабы соответствующие.
 
To Жан-Поль Диполь
 
Цитата
Страстм одни, а беды всегда приходят разные. всетаки индивидуализм и либерализм -- явления последних веков, развившиеся в эпоху культурного краха, ошибочно названную ренесансом)))
Ну, форма другая, источник одинаковый. Чревоугодие, властолюбие, тщеславие, гордыня, далее по списку...
 
 
Цитата
И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
И небо скрылось, свившись как свиток;
Чтоб звёзды попадали на Землю они должны быть примерно на одинаковом расстоянии от земли и размером "чуточку" помельче. Примерно, как если бы незрелые смоквы  были размещены на плоском небосводе , который для "конца времён" , как занавес , достаточно просто свернуть. Не знал вдохновитель Откровения что звёздочки большие, ну очень большие.  
 
To lb
 
Цитата
Но библеисты были такими геоцентристами!
 
Они были гомоцентристами - остальное достаточно вторично. Хотя само наличие нескольких глав посвященных космогонии - говорит о том, что пытливые юноши среди этого бродячего племени безродных пастухов были... И как это было записано на том примитивном языке, которым они пользовались, говорит, что они достаточно глубоко проникли в суть предмета...
 
 
 
To zoron
 
Цитата
Не знал вдохновитель Откровения что звёздочки большие, ну очень большие.
Вы никогда не читали, как описывают научный эксперимент журналисты? Иногда со стула от смеха можно упасть...
 
 
To Charly
 
Цитата
как это было записано на том примитивном языке, которым они пользовались, говорит, что они достаточно глубоко проникли в суть предмета...
Мог бы согласиться, если б  не преподносилось все зто как откровения того, кто сам всё это создал.
 
To Charly
Всё понятно, Иоанн Богослов обычный журналист.....  
 
 
To хаос
To zoron
Вернее, Иоанн Богослов не был астрофизиком, как и Моисей  
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
To Жан-Поль Диполь
   
Цитата
Вернее, Иоанн Богослов не был астрофизиком, как и Моисей
 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, ...
 
 Беда в том , что астрофизиком не был не только Иоанн Богослов..
 
To zoron
Беда в том, что между знаком и смыслом есть разница) Иоанн Богослов созерцал истину откровения. Кто сказал, что он мог ее передать в знаке? Кто сказал что этот знак смогут интепретировать и его современники, и люди из 19 века, и люди из 21 века?
 
Все люди и все живые существа на Земле до людей созерцали истинность падения всех предмтов на Землю, но только через 2,5 миллиарда лет существования жизни на земле появился человек, который смог сублимировать истину в знаковую формулу F = GmM/R2.
«Quid est veritas?» — «Est vir qui adest.»
 
Самое страшное из всех принципиальных изменений - это принципиальная редукция, упрощение жизни. Уничтожение смыслов. Не случайно ключевым концептом нашей жизни стало понятие "эффективного менеджмента".  
 
Как  заметил в одной из своих статей мой любимый публицист Д.Быков, "если бы Господь Бог был эффективным менеджером, стариков и детей не было бы. Все рождались бы двадцатилетними и умирали шестидесятилетними, задав на прощание скромную корпоративную вечеринку с тостами типа «Я был счастлив работать с вами». Вижу эту вечеринку совершенно отчетливо: коттеджный поселок, барбекю, гости, обсуждающие последнюю распродажу — все, как в норвежском «Неуместном человеке», где тот свет оказывается раем для эффективных менеджеров и адом для традиционного человеческого существа.
Если бы Господь был эффективным менеджером, закатов не было бы. Как, впрочем, и рассветов. Над землей стоял бы бесконечный и безвыходный рабочий день, восьмичасовой, искусственный, как лампа дневного света."  
 
 
 
To Mysth
Расскажите для примера, насколько ваша жизнь стала проще жизни ваших родителей (до одинакового с вами возраста). Хорошо бы для большей репрезентативности привести такую же оценку еще для нескольких близко знакомых людей. А если этот эффект проявляется и на протяжении жизни одного человека тоже - и в этом разрезе, пожалуйста.
 
To Жан-Поль Диполь
 
Цитата
Вернее, Иоанн Богослов не был астрофизиком, как и Моисей
Ну а Араам, выходит, не был богословом, иначе бы знал, что бог един, а пришедших к нему существ называть "богами" неправильно. Ну вы не бойтесь, куда там старику Аврааму, попам видней, сколько богов на свете и кто к кому приходил, даже не сумневайтесь.
 
To Mysth
 
Цитата
Самое страшное из всех принципиальных изменений - это принципиальная редукция, упрощение жизни. Уничтожение смыслов.
Пфф... где вы это упрощение то углядели? Взглянуть пошире не желаете ли? В каменном веке пара - тройка инструментов позволяла выполнять все необходимые на тот момент человеку работы. Сейчас даже для отдельных родов деятельности и пары десятков инструментов порой недостаточно... Массивы информации растут в геометрической прогрессии и разбиратся в ней становится всё сложнее и сложнее. Если и упростилось что то в человеческой жизни, то только для компенсации иных, невероятно усложнившихся аспектов. К чёму цеплятся за то, что давно стало неактуально? Каменное рубило и костяные иглы - это конечно неплохо и с точки зрения атропологии - оченно интересно, ны нафига они нужны, когда есть металлические?
 
To Ilyxa
Оне про духовное, видимо. Что совсем перестали молиться - не помнит никто наизусть ни хрена, уже даже Отче наш забыли. Дабы мы помнили про духовное, мне сегодня с номера 926-1115558 пришла смска с таким содержанием:
1. Акафист. 2. Псалтырь на 5 мес. 3. Неусыпаемая псалтырь. 4. Псалом. 5. Молебен св Киприану и св Иустинии. 6 .Сорокоуст. Вот ведь что... Задумаисси тут.
 
Потом упрощение коснулось всего общения. Разве это не проще простого - включил комп одной кнопкой и после одного щелчка или по скайпу болтай, или по аське на рыбьем языке? Это вообще на 3 порядка вниз осуществило принципиальную редукцию от вдумчивого оммакивания гусиного пера в фарфоровую чернильницу и каллиграфического исписывания драгоценной бумаги вязью отточенной мысли. Да и потом письмо надо было отправить, сходимши к почтовому ящику, а то и прямо к почтмейстеру.
 
А насколько редукционно проще стало осуществить паломничество во святые места?! Сел в самолет - и в тот же день уже хочь в Софии, хочь в Мекке. А раньше надоть было месяц туда путешествовать холизменно, с благими мыслями и трудностями пути.
 
А вы, Илюха, взглянуть пошире не желаете...
 
To lb
 
Цитата
Расскажите для примера, насколько ваша жизнь стала проще жизни ваших родителей (до одинакового с вами возраста).
 
"Жизнь проще" и "редукция жизни" - вещи разные. Если рассуждать о стрессах и убыстрении темпа нашего повседневного существования - то, конечно, жизнь усложнилась неимоверно. Но все свелось к простейшим инстинктам. И бессмысленному техницизму: "Нажми на кнопку - получишь результат". Наши родители умели письменно выражать свои мысли, хотя и им было далеко до уровня среднего гимназиста 19 века. Современный эффективный менеджер напишет на тройку (в лучшем случае) диктант, который в 60-70-х зазорно было не написать на пять и двоечнику. Современная тестовая система - это уровень кроссвордов и игры "Кто хочет стать миллионером". Выпускники наших школ читают по слогам (и то вывески). Так что принципиальное изменение к деградации - налицо.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 8 След.