Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Принципиальное изменение…
 
Принципиальное изменение жизни? истории?  
 
Не придумал окончания в названии темы. Может быть, общими усилиями допишем.
 
Речь о том, что в жизни человека на земле происходят постоянные изменения. Жизнь становится «всё лучше, всё веселее». Но лишь небольшая часть меняет жизнь человека (а точнее, человечества) принципиально. Хочется вычленить именно такие изменения.
 
До недавнего времени я полагал, что такое кардинальное изменение лишь одно:
 
1. Человек теперь может себя уничтожить.
(более точно: один человек может уничтожить всех остальных на земле)
 
Никогда раньше, до конца середины примерно 20-го века речь не шла о тотальном уничтожении жизни, теперь это стало печальной реальностью. И это накладывает на Имеющего-Власть огромную ответственность, а на всех прочих – не менее огромную обреченность. Таким образом, само существование человечества стало так же ненадежно, как и существование отдельного индивидуума.
 
Недавно обнаружилась вторая проблема, вроде бы совершенно очевидная, но осознанная как принципиальная по своим последствиям лишь вчера:
 
2. Темп изменений жизни человека отменил приоритет традиции.
 
То, что темп жизни нарастает, очевидно. Количество информации, технических новинок, уровней коммуникации удваивается за обозримое число лет. Ну, казалось бы, нарастает и нарастает, это ничего, раз возможности человеческого мозга пока достаточны. Но оказывается, что эти изменения затрагивают не только какие-то технические знания, но меняют всю жизнь – и образование, и медицину, и законодательство, и моду, и вообще все социальные сферы. И получается, что для уверенной жизни в такой среде необходимо постоянно усваивать массу новой информации. И если в давние века достаточно было опереться на авторитет дедов, на вековой уклад, на «так принято» - теперь всё это почти ничего не значит. Все эти «уклады» лучше всего чувствуют себя в музее.
 
И это приводит к необычным результатам – рушатся не просто традиции, рушится уважение к их носителям – родителям, старшему поколению. Даже к книге, как слишком традиционному и «медленному» носителю знаний.
 
 
Есть ли еще подобные изменения? Такие явные новшества, как мгновенная связь человека с человеком независимо от его местоположения, как выход человека в ближний космос, как осознание потрясающей сложности устройства мира (вселенной) в целом – не кажутся мне столь принципиальными, как пп.1 и 2. Может быть, может быть к такому кардинальному новшеству стоит отнести создание глобальной интернет-сети, но здесь надо суметь сформулировать то самое «принципиальное следствие». Пока затрудняюсь. Возможно, даже опоздаю, когда окажется, что эта сеть вышла из-под контроля человека.
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 8 След.
Ответы
 
To Ilyxa
 
Цитата
Массивы информации растут в геометрической прогрессии и разбиратся в ней становится всё сложнее и сложнее
 
Согласна - но я Лб уже ответила, что несколько иное имела в виду.
 
To Mysth
 
Цитата
Наши родители умели письменно выражать свои мысли,
О как, а вы стало быть не умеете?    
Мне вас жаль.  
 
 
To Жан-Поль Диполь
 
Цитата
Беда в том, что между знаком и смыслом есть разница) Иоанн Богослов созерцал истину откровения. Кто сказал, что он мог ее передать в знаке?
А кто сказал, что он созерцал истину откровения?   При внимательном чтении оказалось, что оное откровение было послано  через Ангела . А кто сказал что ангел справился и правильно передал знаки и смысл. Ангел, конечно, мог и не знать о размерах звёзд и чуточку поднапутал.
 
To хаос
 
Цитата
а вы стало быть
 
При чем тут я? Речь шла о современных школьниках и выпускниках. Целом поколении. Здесь даже спорить нечего. Не гимназическое сочинение написать - а хотя бы пару предложений связать умели...
 
To Mysth
И ведь из них тоже вырастут Нобелевские лауреаты!
 
To Жан-Поль Диполь
Да... Свободные ассоциации.
Нет. Кризисы - не ключевое слово.
 
To Mysth
To lb  
 
Цитата
Наши родители умели письменно выражать свои мысли, хотя и им было далеко до уровня среднего гимназиста 19 века.
Уважаемые, это ничего, что гимназистов и гимназисток в 19 веке было ничтожно мало по сравнению с основной массой населения... которая в основной своей массе писать вообще не умела. Может хватит уже тосковать по "хрустам французской булки", которую вы и не ели никогда. Чесслово, в конце концов сводится всё это к банальному стариковскому брюзжанию о том, что раньше и трава была зеленей и вообще старших уважали, не то что теперича...
Может хватит умильно защищать самолюбие? Да примерно такими же оболтусами, как и ныняшняя молодёжь, вы и были, с небольшими поправками на тогдашние реалии. Да все мы такими были... молодыми и глупыми ^__^ чего тут стеснятся то, от чего прятаться? Как кто то тут уже подметил, ту же самую песенку ещё древние египтяне пели, она древняя, как само человечество. Только не надо мнить себя высшими существами только от того, что повзрослели. С определённой точки зрения мы с вами просто разменяли одну разновидность глупости на другую. Такто!
 
Цитата
А раньше надоть было месяц туда путешествовать холизменно, с благими мыслями и трудностями пути.
До ближайшего налёта разбойников, али пиратов с работорговцами... эхх сколько же духовности теряется та!  
To lb
 
Цитата
А вы, Илюха, взглянуть пошире не желаете...
Уважаемый... мне это напоминает дискуссии о "тёплом ламповом звуке" дескать токмо ламповая система может нормально звук воспроизводить, а "бездушные микрочипы" не могут, а на поверку, любители ламп не могут отличить "бездушное" звучание от "тёплого лампового", что какбы намекает...
 
Цитата
Это вообще на 3 порядка вниз осуществило принципиальную редукцию от вдумчивого оммакивания гусиного пера в фарфоровую чернильницу и каллиграфического исписывания драгоценной бумаги вязью отточенной мысли.
Моё почтение за поэтическую обрисовку образа, но с чего вя взяли, что объективная ревльность была именно такова? Спешу вас разочаровать, опять же даже просто грамотных тогда было ничтожно мало, а уж тех, кто макая перо писал нечто дельное, так и вовсе было ичезающе мало, их впрочем и сейчас немного. Нету этих "трёх порядков вниз". Они только в вашей голове, в выдуманной вами же системе существуют. По большому счёту, меняются лишь внешние проявления, человеческая же суть, со времён Исуса претерпела лишь незначительные перемены.
 
To Ilyxa
 
Цитата
это ничего, что гимназистов и гимназисток в 19 веке было ничтожно мало по сравнению с основной массой населения... которая в основной своей массе писать вообще не умела.
 
Это ничего - а вот притворяться не надо, что Вы не понимаете, о чем речь.   Есть вполне объективные критерии. Современное университетское гуманитарное образование не идет ни в какое сравнение с гимназическим в 19 веке (тем более с прежним универститетским).  Даже изучение древних языков сейчас уже не обязательно.  
Так что блестяще образованных людей тогда было гораздо больше, чем сейчас.  Основная масса населения не умела писать, да. А сейчас с трудом пишет и по слогам читает, хотя в селах уже перестали получать даже начальное образование, если Вы в курсе.  
Это и есть всеобщее упрощение, сведение к средненькому уровню консьюмеристской цивилизации.  
 
 
Цитата
Да примерно такими же оболтусами, как и ныняшняя молодёжь, вы и были
 
А это Вы к чему - вообще непонятно. Судя по всему, Вы нас с Лб отнесли к динозаврам 19 века. Мен триста лет, я выполз из тьмы.  
 
"Передняя и девичья составляли единственное живое удовольствие,  которое
у меня оставалось. Тут мне было совершенное раздолье, я  брал  партию  одних
против других, судил и рядил вместе с моими приятелями их дела, знал все  их
секреты и никогда не проболтался в гостиной о тайнах передней.  
     На этом предмете нельзя не .остановиться. Я, впрочем, вовсе не бегу  от
отступлений и эпизодов, - так идет всякий разговор, так идет самая жизнь.
     .Дети вообще любят слуг;  родители  запрещают  им  сближаться  с  ними,
особенно в России; дети не слушают их, потому что в  гостиной  скучно,  а  в
девичьей весело. В этом случае, как в тысяче других, родители не знают,  что
делают. Я никак не могу себе представить, чтоб наша  передняя  была  вреднее
для детей, чем наша "чайная" или  "диванная".  В  передней  дети  перенимают
грубые выражения и дурные манеры, это правда; но в  гостиной  они  принимают
грубые мысли и дурные чувства.

     Самый приказ  удаляться  от  людей,  с  которыми  дети  в  беспрерывном
сношении, безнравственен.
     Много толкуют у нас о глубоком разврате слуг, особенно крепостных.  Они
действительно не отличаются  примерной  строгостью  поведения,  нравственное
падение их видно уже из того, что они слишком многое выносят, слишком  редко
возмущаются и дают отпор. Но не в этом дело. Я  желал  бы  знать  -  которое
сословие в России меньше их развращено? Неужели  дворянство  или  чиновники?
быть может, духовенство?
     Что же вы смеетесь?
     Разве одни крестьяне найдут кой-какие права...
     Разница  между  дворянами  и  дворовыми  так  же  мала,  как  между  их
названиями. Я ненавижу, особенно после бед 1848 года,  демагогическую  лесть
толпе,  но  аристократическую  клевету  на  народ   ненавижу   еще   больше.
Представляя слуг и рабов распутными зверями, плантаторы отводят глаза другим
и заглушают крики совести в  себе.  Мы  редко  лучше  черни,  но  выражаемся
.мягче, ловчее скрываем эгоизм и страсти; наши желания не так грубы и не так
явны от легости удовлетворения,  от  привычки  не  сдерживаться,  мы  просто
богаче,  сытее  и  вследствие  этого  взыскательнее.  Когда  граф  Альмавива
исчислил севильскому цирюльнику  качества,  которые  он  требует  от  слуги,
Фигаро, заметил, вздыхая: "Если слуге надобно  иметь  все  эти  достоинства,
много ли найдется господ, годных быть лакеями?"
     Разврат в России вообще не глубок, он больше  дик  и  сален,  шумен  и,
груб, растрепан  и  бесстыден,  чем  глубок,  Духовенство,  запершись  дома,
пьянствует и обжирается с купечеством. Дворянство пьянствует на белом свете,
(51)  играет  напропалую  в  карты,  дерется  с  слугами,  развратничает   с
горничными, ведет дурно свои дела и  еще  хуже  .семейную  жизнь.  Чиновники
делают то же, но грязнее, да, сверх того,  подличают  перед  начальниками  и
воруют по мелочи. Дворяне, собственно,  меньше  воруют,  они  открыто  берут
чужое, впрочем, где случится, похулы на руку не кладут.
     Все эти милые слабости встречаются в форме еще грубейшей у  чиновников,
стоящих за  четырнадцатым  классом,  у  дворян,  принадлежащих  не  царю,  а
помещикам. Но чем они хуже других как сословие - я не знаю.
     Перебирая воспоминания мои не только о дворовых нашего дома и Сенатора,
но о слугах двух-трех близких нам домов в продолжение двадцати пяти  лет,  я
не помню ничего особенно порочного в их поведении. Разве придется говорить о
небольших кражах... но тут понятия так сбиты положением, что трудно  судить:
человек-собственность  не  церемонится  с  своим   товарищем   и   поступает
запанибрата с барским добром. Справедливее  следует  исключить  каких-нибудь
временщиков,  фаворитов  и  фавориток,  барских   барынь,   наушников;   но,
во-первых, они составляют исключение, это - Клейнмихели конюшни, Бенкендорфы
от погреба, Перекусихины в затрапезном платье, Помпадур на босую ногу; сверх
того, они-то и ведут себя всех  лучше,  напиваются  только  ночью  и  платья
своего не закладывают в питейный дом.
     Простодушный разврат прочих вертится около стакана вина и бутылки пива,
около веселой беседы и трубки, самовольных отлучек  из  дома,  ссор,  иногда
доходящих до драк, плутней с господами, требующими от них нечеловеческого  и
невозможного. Разумеется, отсутствие, с одной стороны, всякого воспитания, с
другой - крестьянской простоты  при  рабстве,  внесли  бездну  уродливого  и
искаженного в их нравы, но при всем этом они, как негры в Америке,  остались
полудетьми: безделица их тешит, безделица огорчает; желания их ограничены  и
скорее наивны и человечественны, чем порочны."  
А.И. Герцен. Былое и думы.
 
To Божий одуванчик
 
Нравственный облик аристократии -  тема особая. У нас речь шла только об уровне гуманитарного образования в общем контексте темы "принципиальное изменение". Современная профессура ведующих российских университетов по уровню сильно отстает от профессуры 19 века. И это не досужие байки - сами профессора об этом, не стесняясь, говорят.  
 
А здесь - статья о том, как гробится  образование в нашем вроде бы усложнящемся высокотехнологическом мире:
 
http://svpressa.ru/society/article/30263/  
 
 
 
To Mysth
Цитата
Современная профессура ведующих российских университетов по уровню сильно отстает от профессуры 19 века.
Так же, как Быков от Герцена?    
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Так же, как Быков от Герцена?
 
Не знаю. По каким критериям мерите? Речь шла, вообще говоря, об уровне образования элит. Писательский талант - особ статья.  
 
 
 
To Mysth
Цитата
По каким критериям мерите?
По Вашим:    
Цитата
Самое страшное из всех принципиальных изменений - это принципиальная редукция, упрощение жизни. Уничтожение смыслов. Не случайно ключевым концептом нашей жизни стало понятие "эффективного менеджмента".
 
To Божий одуванчик
Кстати, да, исключительно верно! Д.Быков - крайне "эффективный менеджер".
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
По Вашим
 
Демонстрируете современный уровень образования? Или особенности своей логики? Я Вас спрашиваю в данном случае о критериях упрощения - а не о констатации того, что оно имеет место в нашей жизни.  Мои критерии, если Вы умеете читать (написано было не по-французски, а по-русски ) - упрощение  гуманитарного образования элит. Отсюда - всеобщее упрощение жизни (поскольку уровень все-таки диктуется элитами).
Так, знание древних языков, на мой взгляд необходимо. Мышление человека, занимавшегося древними языками, существенно отличается от мышления человека, который никогда с ними не соприкасался.  Сейчас классических гимназий практически не осталось. Так что...
 
 
 
To lb
   
Цитата
Кстати, да, исключительно верно!
 
Вас  привлекает женская логика? Или разночинная? От обсуждения Пушкина - к сапогам?  
 
 
Впрочем, если хотите поговорить о Быкове, то человек, который написал статью "Блуд труда" и роман "Орфография", по определению не может быть "эффективным менеджером".  
 
To Mysth
У Вас все - сапожники, кроме Вас?    
 
To Божий одуванчик
   
Цитата
У Вас все - сапожники, кроме Вас?
 
Отвечаю в том же стиле:
 
От Вас хотя бы один пост по существу вопроса можно увидеть?  
 
(Напрягитесь! Тема - упрощение жизни, в данном контексте - упрощение гуманитарного образования; не путайте образование с нравственным уровнем  
 
 
 
To Mysth
Чё ж ви взвинченная такая? Никто же не кусается!
 
Цитата
Я Вас спрашиваю в данном случае о критериях упрощения
Я тоже вас спрашивал о конкретных примерах. Но вы их не приводите.
Я очень сомневаюсь, что издержки образования и культуры, вообще вся та дыра, в которую мы попали, описывается именно вектором "упрощения". Может быть, опошления? А может, обнажения. Сейчас гораздо лучше стало видно то, что не видно было раньше. Например, в СССР. Или до сих пор не видно в России 19 века - уже из-за потери фокуса и аберрации зрения.
 
А касаемо Быкова - не может быть "не-эффективным менеджером" писатель, умело участвующий во всех тусовках, премиях, лучших газетах и программах.
 
To lb
 
Цитата
Я тоже вас спрашивал о конкретных примерах. Но вы их не приводите
 
Ну, как же! Цельную статью привела. Впрочем, с "опошлением" согласна. Но разве ж это не упрощение?
 
 
Цитата
Чё ж ви взвинченная такая? Никто же не кусается!
 
Никто не кусается - но по форумной привычке любят люди забалтывать тему и уводить ее в демагогические дебри. Это как-то стало утомлять.
 
To Mysth
Цитата
не путайте образование с нравственным уровнем
Вот оно - упрощение!      
 
To Ilyxa
 
Вот Вам, уважаемый, кстати, факты и цифры - Вы ж это любите  
 
"Если раньше по уровню образования мы входили в тройку ведущих стран, то сегодня мы уже занимаем только 27-ю позицию. А лет через пять мы вообще выйдем за пределы трех десятков".
 
http://svpressa.ru/society/article/30263/  
 
To Божий одуванчик
 
Цитата
Вот оно - упрощение!
 
Тоже верно! Но для 19 века образование - одно, а разврат - совсем другое.  
 
To Mysth
   
Цитата
Есть вполне объективные критерии.
GO ON! озвучьте их! Моя не наблюдает их применения в вашем исполнении, одно только сравнение тёплого с мягким.
 
Цитата
 Даже изучение древних языков сейчас уже не обязательно.
So what? Знание мёртвых языков само по себе делает человека лучше или умнее?Если современный человек вместо древнегреческого учит С++ то это делает его глупее или бездуховней?
Я что то не понимаю, с какого перепугу вы берётесь судить о разнице в уровнях образования, беря в расчёт лишь гуманитарное образование, и не руководствуясь при этом объективными критериями.
Есть мнение что проблема тут в вас... вас сильно задевает то что постиндустриальному обществу не нужно столько "лириков", как в 19 веке, зато ему нужно много "физиков" таких из себя грубых и приземлённых, ФИ!
 
Цитата
Так, знание древних языков, на мой взгляд необходимо. Мышление человека, занимавшегося древними языками, существенно отличается от мышления человека, который никогда с ними не соприкасался.
Вот он, ключ к спасению! Всем срочно выучить по 2 мёртвых языка... а лучше по 3 и всем сразу станет счастье. ^__^ А логику лучше исключить даже из университетской программы, иначе, не дай Боже, быдло ещё и думать научится, то то элите тяжело станет...
 
Цитата
Мои  критерии, если Вы умеете читать (написано было не по-французски, а по-русски  ) - упрощение  гуманитарного образования элит.
Какие ужасти... никак вы за качество образования, в английских элитных школах переживаете, куда наши олигархи своих отпрысков отправляют? Вы знаете, я вот тоже за "элиту " так преживаю, так переживаю... и ничего, что население скоро будут в церковно - приходских школах "учить", лишь бы элита в англиии училась хорошо, на одни пятёрки...
 
To Ilyxa
 
Цитата
Я что то не понимаю, с какого перепугу вы берётесь судить о разнице в уровнях образования, беря в расчёт лишь гуманитарное образование, и не руководствуясь при этом объективными критериями
 
Так я сразу и оговорилась, что  о гуманитарном образовании  писала. И это вполне объективное, а не мое мнение, Илюха. Если гимназист в 19 веке как-то знал (иногда очень нелохо) латынь и греческий - сейчас доцент на кафедре филологического факультета  обходится одним с грехом пополам выученным языком. И при этом всю жизнь занимается узкоспециализированной тематикой (вроде ударения в чешском). Не найдешь сейчас  глубины образования и широты кругозора. Мало эрудированных специалистов.
 
 
Цитата
Есть мнение что проблема тут в вас... вас сильно задевает то что постиндустриальному обществу не нужно столько "лириков", как в 19 веке,
 
 Есть тема (упрощение жизни) и ее аспекты (в том числе гуманитарное образование). Моя личность (или, к примеру, Илюхина) здесь ни при чем.  Я обратила внимание на один из аспектов - Вы можете говорить о другом. Свободны аки птица, уважаемый!  
 
To Ilyxa
 
Цитата
GO ON! озвучьте их!
 
 
Цитата
Я что то не понимаю, с какого перепугу вы берётесь судить о разнице в уровнях образования, беря в расчёт лишь гуманитарное образование
 
Повторюсь, Илюха -  
 
 
Цитата
"Если раньше по уровню образования мы входили в тройку ведущих стран, то сегодня мы уже занимаем только 27-ю позицию. А лет через пять мы вообще выйдем за пределы трех десятков".
 
To Ilyxa
 
Цитата
Вы знаете, я вот тоже за "элиту " так преживаю, так переживаю... и ничего, что население скоро будут в церковно - приходских школах "учить", лишь бы элита в англиии училась хорошо, на одни пятёрки...
 
А надо бы и попереживать. Без национально ориентированной аристократии (то бишь - элит) страна обречена на окончательное опошление. В том-то и беда, что детки наших постсоветских графьев получают довольно сносное образование в Англии, а не в России-матушке.  
 
To Mysth  
Цитата
Без национально ориентированной аристократии (то бишь - элит) страна обречена на окончательное опошление.
Похоже, Герцен с Вами не согласен.  
Цитата
 В  передней  дети  перенимают  грубые выражения и дурные манеры, это правда; но в  гостиной  они  принимают  грубые мысли и дурные чувства.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 8 След.