Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
Скоромная страничка теиста
 
То BBC
 
Цитата
Я не погу понять в чем выражается их "малограмотность" и главное - почему?
To Mysth
   
Цитата
Я заметила, что большинству непонятны службы, сам язык богослужения. Все-таки учиться лучше в молодом возрасте. Сейчас и книг достаточно, и возможностей что-то узнать немало - но пожилой человек с потоком информации уже не справляется.
Никого не хотел обидеть.  
Один из смыслов точно объяснила Mysth. Действительно для многих людей в силу возраста трудно усваивать новые знания.  
Но мне церковная малограмотность видится прежде всего как отсутствие правильной духовной жизни. При всяческом старании внешне соблюдать все традиционные предписания, нет плодов христианской жизни. Тех, о которых пишет ап. Павел. Начиная петь на клиросе в 1992 г., и несколько позже, я видел как сосредоточенно молились во время службы те легендарные "белые платочки". Некоторые из тех бабушек знали многие моменты служб наизусть. К нам, молодым и глупым, они относились с неизменной добротой и вниманием. Их любовь для меня показатель действительной церковной грамотности.
Скоромная страничка теиста
 
To BBC
 
Цитата
малограмотнымцерковным бабушкам    В каком смысле?
В прямом. Современные церковные старушки - комсомолки 40-х, 50-х годов 20-го столетия. "Белые платочки", сохранившие церковь в безбожное время уже в вечности.  
p.s. Написание исправил.    
Скоромная страничка теиста
 
To Mysth
 Ууф. Утешили. А то от критиканства усталость и хочется благовествования.  
 
Цитата
Кем понимается? Для кого возможная стратегия?
Цитата
Для слабых людей. Которые могут в фарисеев переродиться, если будут слишком лоб расшибать.
Фарисейство привлекательно и для сильных. Можно выгодно устроиться. А вот преодолеть фарисейство может только милость Божия. Человеку это невозможно. Это все равно как слепорожденному прозреть с помощью некиих личных усилий.
Скоромная страничка теиста
 
To Mysth
   
Цитата
Но на определенном этапе уход от церковности - действительно единственно возможная стратегия нравственного выживания.  А вместо этого "церковность" понимается как невразумительное мычание на клиросе, посты и  бестолковое выстаивание многочасовых служб.
Кем понимается? Для кого возможная стратегия?  
Не есть ли подобный подход оправдание нелюбви к различным людям, приходящим в церковь (малограмотным церковным бабушкам, разновозрастным неофитам, малообразованным простомыслящим людям и пр.)? Мне видится в таком подходе опасность создания особой церкви только для продвинутых, "правильно" образованных людей.  
   
Цитата
Человек должен быть христианином в мире, в своей семье, в своей работе, во взаимоотношениях с людьми.
Несомненно. А силы, нравственное основание, осознание единства с Богом, с миром и людьми откуда черпать?  
Скоромная страничка теиста
 
To meybe 07
 Не очень понятно, что именно дОлжно обсудить? Честность и трезвенность, редкие во все 2000 лет христианской истории? Болезненность фанатичного "воцерковления"? Создание некоей околоцерковной оппозиции?
К нам едет А.И. Осипов!
 
Встреча с проф. Осиповым с 18-го марта переносится на 23 марта. Время - 18.00. ДК "Факел". Тема, возможно, будет сформулирована позже.
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Mysth
 Взываю к Вашему христианскому великодушию! Простите за молчание.  
 
Под простым вопросом Вашим видится еще несколько не столь однозначных.
Вышеприведенную статью епископа Евтихия оставляю без замечаний. Его аргументация сама за себя говорит.  
СМИ освещают различные события с определенной (рейтинговой, выгодной, заказной и пр.) позиции. Так, к сожалению приучены. Потому то, что показывают, остается на их совести.  
 
Главное же сегодня, на мой взгляд, понять что все мы составляем Христову Церковь и критерием качества должен быть не образовательный ценз, не миссионерский запал, не самодостаточность отдельной общины или личности, а реальное участие в Таинствах и служение ближним.  
Формы церковной жизни различны. Важно, чтобы с одной стороны эти формы соответствовали содержанию, а с другой - были достаточно понятны церковным людям. Первая задача решается через обрядовую составляющую церковной жизни, и в каждой общине она может варьироваться по необходимости, не теряя общности с церковью. Вторая задача - творческий призыв к неравнодушным грамотным людям - объяснять, увещевать, просвещать в меру способностей и сил .
Посему, видя всякие нестроения современной церковной жизни, стараюсь не скатываться в дистанционное осуждение, а всячески ориентироваться на разумные церковные уставы.
 
p.s. Сам на Крещение давно не окунался.
К нам едет А.И. Осипов!
 
To lb
Мне думается, некорректно говорить о количестве лжи в данном человеке. Вернее говорить о недостатках богословской школы или концепции, которых придерживается Алексей Ильич.  
 
К нам едет А.И. Осипов!
 
Встреча с проф. Осиповым, по независящим от него причинам, переносится на 1-2 недели.
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To lb
 
Цитата
Виртуальный также передает вам спасибо.
Спасибо Вам за виртуальное "спасибо" от Виртуального
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To BRMC
     
Цитата
почему вы ввели коллективную исповедь прихожан?
   
Цитата
Не знаю как правильно это действие называется, может, "разрешительная молитва" - на Пасхальной службе в прошлом году вы сказали, что нет нужды исповедоваться каждому лично, если человек исповедовался в течение Великого Поста, соблюдал пост,и сказали, что прочитаете над всеми молитву, отпуская всем присутствующим грехи (как я понял). Кроме тех,кто ни разу не исповедовался в Пост - таковые прихожане должны были отойти в сторону и исповедоваться лично.  
 
мне интересно почему вы так сделали и происходит ли это только на Пасху или и в другие дни?
 
По-разному.  
В силу некоторых причин. Главной из которых является желание избавить себя и  прихожан от формального отношения к Таинствам Исповеди и Причастия. В силу различных исторических причин в Русской Церкви эти Таинства стали совершаться слитно, что не является всеобщей традицией Вселенской церкви. Более того, исповедь у нас часто стала восприниматься как более важное таинство, нежели Евхаристия (если учесть время подготовки и совершения) или как условие допуска к Причастию. Не хочу обременять Вас пространными цитатами из дневников прот. Александра Шмемана, интервью прот. Владимира Воробьева, прот. Максима Козлова и др. современных церковных деятелей. Проблема формальной, долгой и непродуктивной исповеди назрела не сегодня. И поскольку, нет единого решения этой болезненной проблемы, то каждый настоятель (особенно в сельском храме, в одноштатном приходе) вынужден действовать самостоятельно.  
 
Лично я руководствуюсь знанием устроения жизни большей части прихожан(вместе больше 7 лет), а так же «Настольной книгой священнослужителя», где указанием преосвященных епископов (еще в 19-м веке) благословлялось в одноштатных сельских приходах, для причащающихся в воскресный день, совершать исповедь в течении предшествующей седмицы.  
 
Что касается Страстной седмицы (неделя перед Пасхой), рассмотрев внимательно все последования служб, все песнопения, сам строй совершения богослужений, думаю исповедь в эти дни вообще неуместна. Особенно в Великую субботу, когда единственный раз в году поется песнопение-призыв – «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным…». Время молчания, сосредоточенной и углубленной молитвы, предощущение Пасхи – Страстая седмица. А время самоиспытания, размышления, самоуглубления, исповедания – Великий пост.  
 
Убедился за время священства особенно, что те,  кто исповедаются и причащаются раз в год, или от случая к случаю (Пасха -  куличи, Крещение - вода, Преображение - фрукты и т.д.) находятся в большой опасности. Т.к. не имея опытного знания жизни по заповедям Божиим, приходских реалий, твердых навыков к молитве, трудам, такие люди часто попадают в плен, поддаваясь действию своих эмоций, иллюзий, околоцерковной мифологии. Очень бывает трудно с такими людьми, потому что приходская жизнь не вмещается в рамки разных фантазий. Отсюда нежелание слышать и слушать о христианской жизни и множество недоумений и жалоб на священников, церковных сотрудников.
 
Для большинства прихожан, мне думается,  исповедь необходима с частотой 1 раз в три-четыре недели. При том условии, что они причащаются с такой же периодичностью или чаще. Иначе вышепомянутый формализм или натужное выискивание вопросов, не требующих ответа. («Благословите купить, продать, поехать…», «С сыном (дочкой) проблемы…», при том маме – лет 80, сыну 55-60). И все это под видом «духовного» руководства.  
Впрочем, не единожды убеждался, что по мере просвещения, разумные неравнодушные церковные люди начинают искать свою меру частоты Причастия и исповеди.  
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To BRMC
 
Цитата
по поводу Рождественской службы спасибо за ответ, но хотелось бы уточнить.
Попробую. По Уставу в день Рождества Христова Литургия «совершается порану, труда ради бденнаго». Т.е. всю ночь совершается приуготовительная служба – всенощное бдение, состоящее из великого повечерия и утрени. Если учесть, что на утрени возглас к Великому славословию «Слава Тебе, показавшему нам свет» (это завершение всенощного бдения) должен произноситься с наступлением рассвета, то и далее Литургия совершаться может в светлое время суток. Т.о. Уставу практика Сергиевского храма не противоречит.
 
Другое дело – традиция. В каждом приходе свои особенности совершения богослужений, проведения праздников, и пр. Т.е. немного «свой» устав. Так и в данном случае. Время совершения богослужений в нашем храме ориентировано, в основном, на прихожан приезжающих из близлежащих гг. Фрязино и Щелково. За последние 7 лет количество маленьких прихожан выросло в несколько раз. (Только у меня за это время родилось четверо детей.) За воскресной литургией причащаются 25-30 младенцев и детей мл. школьного возраста. Разместить в приходском доме такое количество детей и родителей мы не в состоянии. Потому при совершении ночной службы в храме оставались только те, кто не обременен малолетними детьми или один из молодых родителей. И, чтобы причастить детей и приобщиться самим эта часть прихожан наутро вынужденно уходила в многоштатные храмы, где совершаются 2 Литургии – ночью и утром.
 
 
Цитата
в с.Душоново один священник, однако, ночная Рождественская служба там идет каждый год, причем люди приезжают как из области, так и из Москвы, наверное, и из других городов. Не очень понимаю ваш мотив.
Теперь о главном. О Литургии (греч. – общее дело). Совершение Литургии и приобщение Св. Христовых Таин, соединение со Христом и является центром праздника. Приобщаясь от одной Чаши, мы становимся одной семьей, одним приходом, одной церковью. Тот человек, кто находясь при совершении Литургии, не причащается, часто является зрителем, но не полноценным участником праздника. И вряд ли может считать себя прихожанином этого храма. (Не хочу обидеть гостей)  
Приход принял такую практику совершения рождественской службы. И те, кто привык к ночным службам не ушли в другие храмы, о чем свидетельствует большое количество причастников и посиделки после службы с праздничным представлением (готовят дети), песнями (все) и долгим общением.  
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To BRMC
 Здравствуйте.  
4-й год Рождественская служба в Сергиевском храме с. Трубино совершается утром. Мне очень хотелось, чтобы Рождество Христово стало семейным приходским праздником, и родители с детьми не разбредались по другим (к тому же переполненным) храмам.  
Сейчас в храме 2 священника. Быть может, в дальнейшем служб будет 2, как и в других многоштатных приходах.  
 
 
Цитата
почему вы ввели коллективную исповедь прихожан?
Простите, о чем идет речь?
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To КАТенок в бане
6.01.2010   8.00 Часы. Изобразительны. Литургия.
                 16.00 Всенощное бдение.
 
7.01.2010   8.30  Часы. Литургия.
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Брут  
 Хочу напомнить, тема называется вопросы священнику, а не приколы или дебаты со священником.  
Думаю Mysth, да и другие неравнодушные к данной теме люди, вполне поняли о чем речь.
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Брут
   
Цитата
Батюшка, а Вам не напоминает вопрос в предыдущем посте другой известный вопрос: "Батюшка, а как вы понимаете концепцию протоиерея Феофана о социально-патриархальном единении души человека с Господом Богом, на основании религиозных воззрений, высказанную для русской православной епархии в Париже?"
Нет. Не напоминает, т.к. я потрудился прочесть весь доклад иг. Петра, а не 2 приведенных абзаца.
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Mysth
   
Цитата
Меня уже давно интересуют весьма неоднозначные современные оценки наследия святителя Игнатия Брянчанинова. Как Вы относитесь к такому, например, суждению игумена Петра Мещеринова. Если возможно, прокомментируйте его
Здравствуйте.
Мне сложно комментировать доклад отца игумена, по причинам:
1. отсутствия у меня законченного духовного образования и наличия высшего технического (за что так доставалось свт. Игнатию );
2. просто в силу его старшинства по возрасту и сану.
 
На мой взгляд доклад в принципе не надо торопиться комментировать. Желательно прежде всего ознакомиться с теми книгами, на которые ссылается отец Петр и потрудиться над проверкой своего личного христианства. Есть ли в нем апостольская срединность - все испытывайте, хорошего держитесь.
Что касается трудов свт. Игнатия. Не раз с амвона, особенно во время Великого поста, в Сергиевском храме с. Трубино звучало послание свт. Игнатия с названием «Как каяться мирянину». (Полное собрание писем свт. Игнатия) В нем святитель совершенно справедливо советует мирянам не превращать исповедь в откровение помыслов. Очень современно и своевременно. Вообще, в письмах, талант писателя и отношение отеческое видны более, чем в трудах на отвлеченные темы. Мне, приходскому священнику, эта часть наследия святителя ближе и понятней. По части остального, как и с любым автором, каждый читатель может найти себе более родного и понятного. Мне теплее со свт. Феофаном Затворником.
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To NMBasss
 
Цитата
так ли уж на 100 процентов противоположны понятия "святой" и "грешник"?
Здравствуйте.
Действительно в современном употреблении эти слова потеряли свой изначальный смысл. Если обратиться к Ветхому Завету, то слова «святой» и «святость» относятся прежде всего к Богу. По отношению к человеку чаще используется противопоставление: праведник -  грешник. Существенное различие наших языковых структур в том, что древнееврейские слова образуются от глаголов-действий. В данном случае изначальный смысл слова «праведник» в Ветхом Завете означает «человек идущий прямо вдоль дороги/пути», а «грешник» – «человек сбившийся с дороги, заблудившийся». Поэтому святыми в христианской традиции именуются люди старающиеся делать выбор в любой жизненной ситуации в сторону исполнения Заповедей Божиих. Т.е. выбирающие правильный путь ведущий к Богу.  
 
Цитата
Например, допустим, один человек в душе сильно позавидовал своему другу, который себе купил крутую машину (квартиру, дачу - не важно), но при этом зависти своей никому не показал, ничего плохого от разума не сделал, а напротив, стал прилагать все усилия, чтобы осуществить и свою мечту о крутой машине (квартире, даче)? Считается ли тогда зависть грехом?
Одно из определений греха по блаженному Августину - "Это пренебрежение вечным и следование за тленным", созвучно словам Христа – «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Это не значит, что христианину противопоказано быть внешне успешным. Только если прилагать все усилия к приобретению вещей, то сначала надо будет потихоньку научится продавать свою семью (мне некогда), друзей (которые не соответствуют), партнеров по бизнесу (зачем делиться) и т.д.  
Цитата
А если этот человек не завидовал бы своему другу, а от души порадовался за него - тогда приблизился бы он к святости?
Радость и есть один из плодов нормальной христианской жизни. Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  кротость, воздержание. Чего всем нам искренне желаю в наступающие дни Рождества Христова.  
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Виртуальный
 
Цитата
здравствуйте, скажите пожалуйста, как лично вы относитесь к Хеллоуину?    и, если можно, что думаете о такой позиции по означенному выше вопросу?
Здравствуйте. С Новым годом и наступающим Рождеством Христовым!
Безнадежно опоздал с ответом. Простите.  
Ссылка у меня не открылась, потому могу предложить только общие размышления. Заигрывание с темными силами не проходит бесследно. Об этом я неожиданно получил независимое свидетельство от врачей-психиатров. В советское время в отделениях пограничных состояний пациентами были по большей степени алкоголики. В перестроечное и постперестроечное время контингент заметно изменился. Очень заметную часть пациентов составляют т.н. «целители», гадалки, биоэнерготерапевты и их пациенты.  
 
В дни христианских праздников всегда совершается служба благодарения – Евхаристия. Это каждодневное обращение христианина к Пасхе, Воскресению Христову. Обновление радости. Т.е. постоянное «разворачивание» себя ко Христу, к общению с Ним, к соединению с Ним. Есть дни когда Евхаристия не совершается. Это будние дни Великого поста. Но и в этих днях нет никакого заигрывания с какими-либо темными силами, напротив христианин проводит дни поста радуясь о возможности побороться со своими страстями, злыми привычками, греховными наклонностями, с темным в самом себе. Спаситель заповедал нам - когда постимся, не быть унылыми. Потому и дни поста для христиан – праздничны (без светски привычных атрибутов – праздности, обилия трапез и развлечений), ведь что-то можно потрудиться сделать не для себя, а для Бога и ближних. Потому мне, как христианину, человеку знающему другую, светлую радость, кажется сомнительной ценность празднования Хэллоуина.  
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Altair
     
Цитата
Хиросима- это опыт. Афган- это опыт. Чечня- это опыт. Дети- наркоманы в подвалах умирающие от спида - это опыт. И слуги народа, и слуги божьи в сидящие в мерседесах купленных на украденное у стариков. Отцов наших. ЭТО ОПЫТ. И к какому правильному знанию приводит тебя этот опыт? Есть Бог?
Да. Бог есть. Он нам доверил Свое творение – мир, и благословил быть сотворцами. Преображать мир делами любви. Обратимся к Евангелию: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… 40 истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»(Мф 25) Делать дела любви и не сваливать на Бога вину за то, что сами творим.  
     
Цитата
Я не имею ввиду паству. Я имею ввиду толпу попов. Жадных и жеткосердных. Ты, сам- "Прииди и виждь." как умирают от голода и болезни дети и старики. Раздай церковный хлам, на который можно год кормить сиротский приют. Уйди в пустыню и молись ветру, траве, глотку воды. Потому, что именно в них живёт Бог, если он есть. А не в сальных свечах и закопченых иконах. Сделай так- и я первый приду к тебе.
 
Буду Вам очень признателен, если в последующих постах Вы оставите  бульварной прессе её тон. Это про толпы попов. И поскольку мы с Вами не находимся в дружеских отношениях, приличней будет обращаться ко мне на Вы.
 
Далее. Про умирающих детей и стариков и раздачу церковного имущества.
Напоминает одно евангельское повествование. «4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор.» (Иоанн 12) Грех иудин не только в воровстве, но и в зависти. «В чужих руках ломоть велик. Свой хлеб приедчив. Чужой ломоть лаком.» Не одному Вам  кажется, что раздача церковного имущества кому-то в чем-то поможет. Это не ново. Большевички не так уж давно провели данный опыт. После изъятия церковного имущества количество сытых и здоровых не увеличилось, а уменьшилось. Значит, дело не в церковных кружках, свечах и пр.  
И Вас, и меня Бог не поставил во главе правительства, не поставил решать судьбы народов. Но у каждого из нас есть возможность найти нуждающегося в помощи человека и помочь ему. Так конкретно, на одно страдание, станет меньше. Это Богом, через Иисуса Христа заповедано. См. выше цитату из ев. Матфея, гл.25.  
 
И последнее. Про «уйди в пустыню». Мой школьный учитель физики очень метко характеризовал подобные призывы: «ВПЕРЕД ОРЛЫ!... а я за вами».  
Ни в Евангелии, ни в опыте Церкви нет призыва христианам - бежать из мира. Наоборот. Сам Христос проповедывал, ходя по городам и селениям. Там же, часто, питался и ночевал. Ученики Христовы, апостолы, получив Духа Святого, тоже не пошли в пустыни, а понесли благовествование всем народам. И нам заповедано - не любить того, что в мире, а не бежать из мира. Христиане, пусть немногие числом, удерживают этот мир от саморазрушения. Как только мы уйдем из мира, так постепенно больные, инвалиды и пр. будут уничтожены. Либо абортированы под предлогом неполноценности и уродства, либо подвергнуты принудительной эвтаназии. Конечно, по самым гуманным мотивам. Что бы не страдали. А потом настанет очередь еще какой-нибудь группы людей, не отвечающих гуманистическим стандартам. И так - до полного нравственного уничтожения человека, как образа Божиего.
Не обманывайте себя. Прежде чем фантазировать, себе самому ответьте: ищете ли Вы Бога и Его Сына Иисуса Христа? Он Вам нужен?  
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Yulisska
 
Цитата
Просто мне хотелось сказать о том, что общинная жизнь в большинстве приходов не развита - люди предоставлены в большинстве случаев самим себе.
Наверно и в этой ситуации надо постараться быть не как большинство? "Не бойся малое стадо".
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Altair
 
Цитата
Бог есть? Скажи мне, как грешник- грешнику?
Да, Он есть. И Тебе это известно. Иначе не называться нам грешниками.
 
Цитата
Знать ты само собой не можешь.
Я бы поставил здесь знак вопроса, т.к. в этом случае книжное знание - не есть знание. Только опыт есть правильное знание.  
 
Цитата
Просто спекулируешь на его имени с толпой таких же как ты.
На приходе нет толпы. Есть люди, которым небезразлично как жить. И те, кто хотят, учатся жить так, как хочет Он. "Прииди и виждь."
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Yulisska
     
Цитата
мне кажется, что церковная жизнь сейчас атомистична - так что речь может, скорее, идти о личной христианской жизни.
"Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матф.16:18) Спасение человека в Церкви и только в Церкви. Вне Церкви нет таинств. Вне Церкви нет семьи. Впрочем без личного опыта и труда жизни по заповедям Христовым, нет и церковной жизни. Есть некая игра в церковность.
Почитайте, пожалуйста, труды священномученика Иллариона Троицкого, его аргументация безупречна.  
 
     
Цитата
на мой взгляд, если бы стиль выхода церковной жизни вовне был более человечным, а не шаблонным, безжизненным
Стили и формы церковной жизни формируем мы - церковные люди. На мой взгляд, сегодня нельзя выделить какую- то одну, преобладающую форму проповеди. Скорее, каждый церковный человек предлагает окружающим свою веру, иногда (впрочем, очень редко)  схожую с церковной традицией.  
Впрочем, история Церкви не знает единой традиции благовестия Христова, кроме личной аскезы в согласии с церковным опытом. Сегодняшняя церковная ситуация в России уникальна. От нас требуется не просто реставрация некоторых традиционных для России форм христианства, а предельно честная перед Богом и людьми жизнь по заповедям Божиим. Это творческая для каждого христианина задача - и единого формата, шаблона  она не предусматривает.  
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To BBC
   
Цитата
стоит ли испытывать долготерпение Божие личным бездействием и ожиданием исправлений церковной жизни без наших трудов?     Можно вопрос? А в чем это конкретно должно выражаться?
Цитата
Ну, вот я оказался свидетелем крещения без катехизации, или того, что священник делает замечание даме пришедшей в брюках в храм  в резкой форме или мальчика 10 лет не допускают до причастия потому что он не был на всенощной накануне и не смог объяснить, что болел в это время и т.д. и т.п.
Давайте уточним вопрос. Наверно в общем он должен быть поставлен следующим образом.
 
Как может мирянин реагировать на случаи нарушения церковных правил и произвола со стороны священнослужителя?

Полагаю, что в евангельском духе.  "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;" (Матф.18:15) и т.д.  Христос предельно точно дает нам пример церковного сознания и поведения. Вежливость и уважение и сострадание к согрешившему собрату во Христе (коим является и священник), могут в таком случае послужить к вразумлению последнего.
Конкретней. Можно просто подойти и сказать: "Батюшка, мне трудно понять, почему, ...(следует описание события)?" Если последует грубость или резкость, возможно, следует подумать о смене прихода. (Конечно, если Вы прихожанин. а не просто сторонний наблюдатель)
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Jump
 To Инфузория в туфельках Спасибо за интерес к теме. Позвольте напомнить, в этой теме принимаются ответы только от священника Антония.
To Инфузория в туфельках Позвольте уточнить. Мое предложение помогать конкретным людям исходит из личного опыта. Когда Вы сможете помогать конкретному человеку, поневоле Вам придется соприкоснуться с его личностью, душой, болью, радостями, т.е. с живой неповторимой личностью. Это несравнимо больше чем самое лучшее, продвинутое и т.д. замечательное, но виртуальное пространство.  
Приходите, на приходе есть темы для общения и люди, нуждающиеся в конкретной помощи.
 
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Yulisska
 
Цитата
Да, возможно, сейчас все дискуссии и, тем более, обвинения в лицемерии (которые я продемонстрировала) - и не дают явного плода, но просто часть прихожан уже хочет осмысливать те проблемы, которые раньше считались априори нерешаемыми.
Часть прихожан, пишете Вы, т.е. людей церковных. Согласен с Вами. Все-таки переживания людей, составляющих церковь - Тело Христово, являющихся друг другу братьями и сестрами, не тоже самое, что критика церковной жизни извне, людьми нецерковными. Мне уже приходилось писать в форуме о христианском подходе к решению внутрицерковных проблем. И первое, что мне кажется важным, это не уходить из церкви на сторону далекую, а побеждать в себе и вокруг себя видимое нестроение. Побеждать духом терпения и незлобия.  
Цитата
мои друзья, которые ищут Бога, но не идут в церковь по своим соображениям (им на расстоянии видится как раз одно лицемерие), скорее всего, так туда и не придут...
Многоточие здесь очень кстати, т.к. оставляет место промыслу Бога о каждом таком человеке.  
А вот "свои соображения" зачастую маскируют привязанность к разного рода неправдам и страстишкам и церковные нестроения объявляются в таком случае поводом к личному бездействию. Мне очень утешительно бывает вспоминать жизнеописание святителя Вениамина (Федченкова), который оставил привычную для него русскую эмигрантскую среду, видное общественное положение и вернулся в 1948 году на Родину - в Советский Союз. Достойнейший всякого подражания пример. Выгод от такого решения никаких, а угроза жизни вполне реальная.  
В настоящее время явных угроз для жизни христиан нет. Отсюда и расслабленность, и лицемерие и множество других пороков. По мысли Иоанна Златоуста самое худшее гонение на церковь - это отсутствие гонений. Бытует сегодня такой церковный анекдот. В начале литургии верных в храм врываются вооруженные люди в масках и предлагают выбор - кто не хочет быть убитым, тот должен покинуть храм; а кто не боится смерти, тот пусть остается до конца литургии. В храме остается пара человек. Тогда вооруженные люди снимают маски и их командир говорит, что теперь можно начинать Литургию верных и спокойно молиться. или   ?
Дискутируя о церковных нестроениях и отмечая различные пороки мы часто забываем, что Богу это тоже видно. И что внешние гонения на церковь посылаемы бывают Им для очищения Своей Церкви от всякой лжи. Самый важный вопрос мне кажется надо сформулировать так - стоит ли испытывать долготерпение Божие личным бездействием и ожиданием исправлений церковной жизни без наших трудов?
 
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Mysth
 
Цитата
Большинство людей, работающих в церковных структурах, жалуются на свое бесправие.
Насчет большинства жалующихся?! Откуда информация?
Впрочем, мне думается, основные причины жалоб вполне объяснимы.
Со стороны мирян:
1. Сегодня церковь наполняют люди советские (в худшем значении этого понятия). Люди не привыкшие к инициативе, принятию решений и ответственности за их выполнение. Зато привыкшие к долгим, душещипательным кухонным откровениям на тему - как все плохо. Если не устраивают человека трудовые отношения самый лучший способ - прямой разговор с настоятелем, если не помогает - есть разные возможности воздействия на него.  
2. Боязнь что-то сделать не так как все. См. п.1.
3. Излишняя идеализация духовенства вначале, безудержная критичность при разочаровании впоследствии. Часто приходя в храм человек начинает строить новую жизнь не внутри себя (а затем и вокруг), а только вокруг себя. Эта болезнь называется неофитство. Ей болеют все приходящие в церковь, только у большого количества церковных людей неофитство приобретает хронический характер. Первый шаг к выздоровлению - быть честным перед самим собой.
Со стороны духовенства:
1. См. выше п. 1.  
2. Часто стесненность в средствах. Особенно на сельских приходах.
3. Сложность ведения кадрового и бухгалтерского документооборота. Здесь же низкая грамотность как настоятелей, так и казначеев. Простой пример. В 2003 году годовой финансовый отчет Сергиевского храма с. Трубино составлял папку толщиной около 2-х см. В 2010 году месячный финансовый отчет требует больших бумажных объемов.
 
 
Цитата
 Считаете ли Вы, отче, оправданным, когда священнослужитель или какой-нибудь монастырь предлагает работу без заключения трудового договора и включения в штат?
Лукавить не буду, т.к. сам являясь настоятелем и понимаю все трудности и невозможность полного исполнения всех юридических норм и правил. В каждом случае решение принимаю индивидуально, как наверное и большинство настоятелей, стараюсь находить приемлемое решение, учитывая перечисленные выше пункты.  
В масштабе всей церкви на данный момент идет процесс адаптации к сложившимся в государстве нормам. Принят новый Устав, несомненным достоинством которого являются четко сформулированные права и обязанности всех участников приходской жизни. Так же храмам предписывается иметь штатное расписание. Патриархия издает практически незаменимый журнал  - "Приход. Православный экономический вестник", в котором дается своевременная информация по организации документооборота прихода. Сколько пройдет времени пока наладится эта сторона церковной жизни - Бог весть. Полагаю, что чем больше грамотных, небоязливых людей будет приходить в церковь и прилагать свои труды, знания и навыки (а не ждать пока все наладится как-то само по-себе), тем быстрее это произойдет.
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Атех
 Ваше письмо, на мой взгляд, повысило и без того яркий эмоциональный фон заданных Mysth вопросов, что заставило меня сделать паузу. В дальнейшем прошу Вас не торопиться и дать возможность мне отвечать на поставленные вопросы без опережающих мои ответы комментариев.  
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Инфузория в туфельках
Здравствуйте. Отвечая Вам, я намеренно несколько обобщил ответ, т.к. именно совесть должна развиваться в продолжении христианской жизни. Очень этому помогает помощь конкретным людям, живущим рядом, в пределах досягаемости. Социальные сети и пр. средства коммуникации сегодня зачастую подменяют собой живое общение и на деле больше отдаляют людей, чем объединяют. Сколько времени тратится на бесплодные писания и дискуссии в различных форумах и сетях в ущерб христианскому служению ближним.  
Теперь более предметно - хочу посоветовать Вам найти в ближайшем окружении людей, нуждающихся в помощи и адресно помогать им. Если таковых не знаете, не смущайтесь. На каждом приходе такие люди есть. Подойдите к настоятелю и предложите свою помощь по Вашим возможностям. Например, покупать лекарства для малообеспеченных прихожан. Думаю, встретите понимание и поддержку.
И еще. Помогая дальним или ближним мы не "покупаем" у Бога безболезненной жизни для себя и своих детей. Делая дела милосердия, мы сами можем приобрести такое качество как сострадание, и научить ему детей.
Вопросы батюшке о.Антонию
 
To Yulisska
 Здравствуйте.  
Насколько я понял позицию о. Тихона, не внутри-церковная самокритика приводит к цинизму, а лень и самооправдание этой самой лени. Причем лени в исполнении тех дел веры, которые еще недавно совершались искренне и легко, но которые окружающим не видны. Похоже что так в повседневной жизни проявляется тщеславие.    
Цитата
Мой же вопрос заключается в том, в какой вообще форме возможно обсуждение этих нестроений?
На мой взгляд, для Церкви было бы полезно иметь некоторую закрытость в этом вопросе. Т.е. вначале внутри Церкви создать условия к исцелению болезней, и реализовать механизмы их разумного применения.
 
Цитата
Может быть, как раз замалчивание наших внутри-церковных проблем является соблазном для людей пока внешних - но ищущих, думающих?
Для людей ищущих и думающих не будут соблазном наши неисправности, если мы не будем лукавить.  
Нельзя для приходящих в Церковь людей создавать иллюзии "безоблачности" церковной жизни. Надо спокойно объяснять - ты пришел в Церковь, отныне твоя жизнь - жизнь воина Христова (см. чин оглашения), и пока длится твоя земная жизнь - испытания, бури, нестроения внешнии и внутреннии будут твоими постоянными спутниками. А главным спутником, и сотрудником, и победителем будет Христос.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.