To ААЗ Цитата |
---|
А Вы все-таки священнику о своих словах расскажите. |
Священнику-монархисту или священнику-республиканцу?
Прот. Георгий Митрофанов писал в своих трудах по истории русской Церкви о том, как восторженно многие представители духовенства встретили февральскую революцию. Некоторые даже Литургию служили с приколотыми красными бантами.
Акценты ставились именно такие: Церковь освобождена от императорского гнета, порабощения. Все давно устали от цезарепапизма.
Синод уже 7 марта объявил царствующий дом "царствовавшим", хотя дом Романовых не отрекался от престола (великий князь Михаил Александрович писал "я готов воспринять верховную власть, если учредительное собрание изберет монархию").
Что же получается? Православная Церковь, по сути, отказалась от монархии, вошла в контакт с заговорщиками, Временным правительством, свергшим ее. То есть стала соучастницей свержения царизма.
Совершенно анекдотическая ситуация: слова "прокимна" из псалма "Господи, силою Твоею да возвеселится царь", в некоторых храмах читали "силою Твоею да возвеселится временное правительство".
Синод с 4 марта (4, 6,7, 8 марта) издал серию определений о тотальной замене поминовения царя, царского дома, на "благоверное временное правительство". В петроградских служебниках выбрасывали поминовение императора на проскомидии.
Еще один момент: если рассматривать богослужебное титулование архиереев, начиная с 17 века по 21 век, то просматривается тенденция, что титулование архиереев постоянно расширяются и поминовение их тоже учащается. То же самое если посмотреть относительно царя, титулования царей сжимаются, все реже и реже они поминаются и в 1917 году все это обнуляется.
Архиепископ Тихон (будущий патриарх) вместе с остальными членами Синода поддерживал свержение монархии.
Резолюция всероссийского съезда православного духовенства и мирян, отношение к политическому перевороту. Цитата (12 июня 1917 года): "Приветствуем совершившийся политический переворот, давший церкви вместе со свободой самоуправления возможность подобного настоящего собрания общественного объединения духовенства с мирянами. Чтим, как граждане, память самоотверженно страдавших и умиравших за права народа, и
благословляем имена живых, ставших во главе народного движения к свержению прежней, потерявшей общее доверие власти".
В связи со всем изложенным возникает закономерный вопрос: какие решения Церкви признать правильными? Те, что были в начале 20 века? Или те, что были в конце 20 века?
Если решения Церкви всегда правильные, как считают некоторые верующие, получается, что два противоречащих друг другу решения одинаково верны. Не знаю, как у других православных, у меня подобное оруэлловское двоемыслие не получается. Лицемерить не хочется.
Если же не лицемерить, то придется признать, что в каком-то случае (либо в отречении от монархии, либо в канонизации царской семьи) Церковью совершена ошибка. А значит, совсем не обязательно любые общецерковные решения автоматически принимать на веру. Пусть они сначала пройдут проверку временем.
В конце концов, это не догматы Вселенских Соборов, обязательные для принятия всеми верующими.
А Церковь была и до монархии. И даже до России.