To А.С.
специально для Вас для начала про Св. Троицу, а позже отвечу и про первородный грех и на остальное.
из книги В. Лосского "Боговидение" (выделение заглавными буквами - моё)
ТРОИЦА
Воплощение, эта отправная точка богословия - сразу ставит в самом его средоточии тайну Троицы. Действиетльно, Воплотившийся не Кто иной, как Слово, т.е. второе Лицо Пресвятой Троицы. Мы должны подчеркнуть, что православная триадология уходит своими корнями в Евангелие. Можно ли, действительно, читать Евангелие и не спросить себя: Кто же Иисус? И когда мы слышим исповедание Петра: "Ты Сын Бога Живаго" (Мф. 16,16), когда евангелист Иоанн открывает перед нами в своем Евангелии вечность, то мы понимаем: единственный возможный ответ дает догмат о Пресвятой Троице: Христос - единородный Сын Отчий, Бог, РАВНЫЙ Отцу, ТОЖДЕСТВЕННЫЙ с Ним по Божеству и ОТЛИЧНЫЙ от Него по Лицу.
Основным источником нашего знания о Троице действительно является не что иное, как пролог Евангелия от Иоанна (а также его 1-е послание), отчего автор этих дивных текстов и получил в православной традиции наименование "Богослов". С первого же стиха пролога Отец именуется Богом, Христос - словом, и Слово в этом "начале", которое здесь носит не временной, а онтологический характер, есть одновременно и Бог ("в начале... Слово было Бог") и иной чем Отец ("и Слово было у Бога"). Эти три утверждения святого евангелиста Иоанна "В начале было Слово - и Слово было у Бога - и Слово было Бог" - зерно, из которого произросло все тринитарное богословие. Они сразу же ОБЯЗЫВАЮТ НАШУ МЫСЛЬ УТВЕРЖДАТЬ В БОГЕ ОДНОВРЕМЕННО ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ.
Соблазнительно, конечно, взорвать эту антиномию, "рационализируя" тот или другой её термин. Так, с большей или меньшей отчетливостью выявились две важнейшие еретические тенденции: унитаризм и тритеизм.
Унитаризм часто принимал вид абсолютного монархизма: в Боге существует только одно Лицо - Лицо Отца, а Сын и Дух суть Его эманации или силы. Своё наиболее законченное выражение это учение получило в 3 веке, в модализме Савеллия, ГДЕ ИСЧЕЗАЕТ САМО ПОНЯТИЕ ЛИЦА. По Савеллию, Бог - безликая сущность, различным образом являющая себя миру. Три Лица суть лишь три последовательные модусы действий, три появления в мире одной и той же Монады, которая в себе всегда проста.<...> Эта троица поочередных проявлений остается чистой видимостью и нисколько не затрагивает самой реальности Бога: Лица здесь всецело поглощены природой.
Противоположная ересь - тритеизм - никогда не проявлялась в чистом виде. Но если и не могло быть сформулировано абсурдное учение о Троице "разнородной", то мы все же часто встречаем известное ослабление троичной взаимосвязанности: это Троица не равно-честная и, в конечном счете, "ослабленная". ДО НИКЕЙСКОГО СОБОРА СУБОРДИНАЦИОНИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ БЫЛИ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫ, и, в частности, в Оригена. Под влиянием умеренного платонизма Отца отождествляли с Верховным Единством, что привело к тому, что Сына можно было различать только по принципу субординации. Божественная сущность Сыну не принадлежит. Он только причастен Божетсвенной природе Отца. Так Логос становился орудием Единого, а Святой Дух, в свою очередь, служил орудием Сыну для прославления Отца.
У Ария эта тенденция превратилась в ересь, раскалывающую троичное единство. Арий отождествлял Бога с Отцом и тем самым постулировал, что все, что не есть Бог, - тварно. <...>
НАПРОТИВ, ВЕРА, РЕВНОСТНО ХРАНИМАЯ ЦЕРКОВЬЮ, ЕДИНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, ЕДИНЫМ ПОРЫВОМ ОБЪЕМЛЕТ В БОГЕ ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ.
"Слово было у Бога" - говорит святой евангелист Иоанн, но с греческий текст указывает на движение, на динамическую близость, можно было бы перевести скорее "к" чем "у": "Слово было к Богу". Таким образом здесь содержится идея отношения, это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение.
Именно Евангелие открывает нам и тринитарное "положение" Святого Духа, как третьей Ипостаси в Троице, и те отношения, которые подчеркивают Его личностную "единственность". Достаточно прочесть в Евангелии от Иоанна последние беседы Спасителя с апостолами: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя (Защитника), да пребудет с вами вовек Духа истины" (Ин. 14,16-17) и далее: "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое" (Ин. 14,26). Итак, Дух - иной, чем Сын (Который также Утешитель), но Дух послан во имя Сына, чтобы свидетельствовать о Нём: таким образом, Его отношение к Сыну состоит не в противопоставлении или разобщении, но в различии и взаимной соотнесённости, то есть в общении с Отцом.
То же следует сказать и об отношении Духа с Отцом: "Дух истины, Который от Отца исходит" (Ин. 15,26) Дух иной, чем Отец, но соединен с Ним отношением исхождения, Ему свойственного и отличного от рождения Сына.
Сын и Дух открываются нам в Евангелии как два Божественных Лица, посланные в мир, Одно - чтобы соединиться с нашей природой и её возродить, Другое - чтобы оживить личную нашу свободу. У каждого из этих двух Лиц своё отношение к Отцу (рождение и исхождение) между ними также существует отношение взаимной соотнесённости: именно благодаря очищению Пречистой Девы Духом Сын мог быть дан людям, и по молитве вознесшегося одесуню Отца Сына людям послан Дух ("Утешитель, Которого пошлю вам от Отца"). И ЭТИ ДВА ЛИЦА ЯВЛЕНЫ НАМ В ПРИОТКРЫВШЕЙСЯ ПЕРЕД НАМИ ВЕЧНОСТИ КАК РАВНОЧЕСТНЫЕ ОТЦУ И СУЩНОСТНО С НИМ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ. Они трансцендентны миру, в котором действуют: Они Оба действительно "у" Отца, Который не приходит Сам в мир, и Их близость к Отцу, Источнику Божественной природы, завершает в нашей мысли представление о Троице в Ее непостижимости, неизменности и полноте.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИЦ И БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА
Христианское богословие не знает абстрактного божества: нельзя мыслить Бога вне трех Лиц.
Этот Бог конкретен, ибо единственное Божество одновременно общё трем Ипостасям и присуще каждой из них: Отцу - как Источнику, Сыну - как Рождённому, Духу - как от Отца Исходящему.
Термин "единоначалие" (монархия) Отца был обычным в великом богословии 4 века, он означает, что самый Источник Божества - личен. Отец есть Божество, но именно потому, что Он- Отец, Он сообщает свое Божество ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ДВУМ ДРУГИМ ЛИЦАМ, Они берут свое начало от Отца, как от Единого Начала.
<...>
Когда Григорий Богослов пишет о Трех, как о "нераздельных в воле", то это значит, что мы не можем мыслить Отца без Сына, Он - "Отец с Сыном" и так было вечно, ибо в Троице нет действия, и даже говорить применительно к ней о "состоянии" значило бы предполагать несоответствующую Ей пассивность.
"Когда наша мысль обращается к Божеству, Первопричине, Единоначалию, то нам открывается Единое, когда же она обращается к Тем, в Ком пребывает Божество, к Тем, Кто в одной вечности и славе происходит от Первоначального, мы поклоняемся Трём" (святой Григорий Богослов)
НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЛИ ЕДИНОНАЧАЛИЕ ОТЦА ИЗВЕСТНОЙ СУБОРДИНАЦИИ СЫНА И ДУХА? НЕТ, ИБО НАЧАЛО ТОГДА ТОЛЬКО СОВЕРШЕННО, КОГДА ОНО - НАЧАЛО РЕАЛЬНОСТИ РАВНО-СОВЕРШЕННОЙ. Греческие отцы охотно говорили об "Отце-Причине", но это только термин по аналогии, всю недостаточность которого мы можем понять, когда следуем очищающим путем апофазы: в обыденном нашем опыте причина всегда выше следствия, в Боге же ПРИЧИНА, как совершенство личной любви, не может производиь следствия менее совершенные, ОНА ХОЧЕТ ИХ РАВНОЧЕСТНЫМИ И ПОТОМУ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ ПРИЧИНОЙ ИХ РАВЕНСТВА. К тому же в Боге нет противопоставления причины следствию, но есть причинность внутри единой природы.
<...>
Итак, троица есть не результат процесса, а первичная данность. Ее начало только в Ней Самой, а не над Ней, нет ничего, что бы её превосходило. "Начало", монархия проявляется только в Троице, через Троицу и для Троицы, в отношениях Трех, отношениях всегда тройственных, исключающих всякую диаду.
<...>
Бог по Своей природе есть Отец, Сын и Дух Святой.
<...>
Надо тщательно различать причинность Отца, которая поставляет Ипостаси в их абсолютном различии, НО НЕ ПОЛАГАЕТ МЕЖДУ НИМИ НИКАКОГО ПОРЯДКА, от Его откровения или явления.
Дух через Сына приводит нас к Отцу, в Котором мы "открываем" единство Трех. Отец, по терминологии святого Василия Великого, открывает Себя через Сына в Духе. И здесь утверждается некий процесс, некий ПОРЯДОК, КОТОРЫМ ОБУСЛАВЛИВАЕТСЯ ПОРЯДОК ИМЕН: ОТЕЦ, СЫН И ДУХ СВЯТОЙ.
Так же и все Божественные имена, которые передают нам общую жизнь Трёх, исходят от Отца через Сына и в Духе Святом. Отец есть источник, Сын - явление, Дух - сила являющая. Поэтому Отец есть источник Премудрости, Сын - сама Премудрость, Дух - сила, усвояющая нам Премудрость, или Отец есть источник любви, Сын - любовь, Себя открывающая, Дух - любовь, в нас осуществляющаяся, или же ещё, по прекрасной формулировке митрополита Филарета: Отец - любовь распинающая, Сын - любовь распинаемая, Дух - любовь торжествующая. Божественные имена суть излияния Божественной жизни, источает ее Отец, показует ее нам Сын, сообщает Дух. Византийское богословие назвает эти Божественные имена энергиями: именно этот термин наилучшим образом передает превечное сияние Божественной природы, он гораздо лучше, чем школьно-богословские "атрибуты" или "свойства" дает нам представление об этих живых силах, этих излияниях, этом переизбытке Божественной славы.