Посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь книги по истории православия (или христианства вообще), церкви. Уровень "для чайников")))
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)
История православия
Ответы
21.04.2011 20:36:00
из новейшей истории Православия в США
Вот наиболее шокирующие вещи, увиденные в православном храме в Америке, которых ни при каких обстоятельствах не могло быть на родине – записано со слов ошарашенных граждан: – "Там все бабы в брюках!" – "Там все бабы с непокрытой головой!" – "Там сидят!" – "Там служба по-английски!" Ну и так далее. Собственно, разницы в отправлении обрядов и совершении Таинств никто не замечает, а вот это мирское, может быть, примитивное, воспринятое на приземленном бытовом уровне, поражает и запоминается. Как экзотика, такая вкусная и заманчивая, но вступающая в противоречие с родным организмом. И ничего с этим поделать нельзя! Почти двадцать лет прошло, пока у меня во время службы, удлиненной в честь какого-то праздника, не подкосились ноги и я не села на стул. Экзотика стала реальностью, подкравшейся через болевую точку. целиком здесь |
|
|
|
17.05.2011 01:42:00
To meybe 07
Моя студенческая подруга, эмигрировавшая в Штаты, мне про свою общину несколько иное рассказывала. Внешне, формально все как в России: юбки, платки, славянский язык. Отличие только в крайней доброжелательности прихожан, внутренней свободе и отсутствии посягательств на свободу другого человека. Никто никому не делает замечаний, все терпимы и готовы помочь друг другу. Видимо, так действует атмосфера страны. Ей очень нравятся американцы в целом как нация. А в Россию она приезжает, готовясь к постоянным ужасам, психологическому давлению, стрессам. Говорит, что, живя здесь, мы просто не замечаем того агрессивного накала и деструктивных начал жизни, которые видятся на расстоянии. В расслабленном, "американском" состоянии она вошла в церковь бывшего своего родного подмосковного города - и тут же получила град недоброжелательных замечаний, от которых уже давно отвыкла. Больше эксперимент повторять не стала... |
|||
|
|
21.05.2011 11:26:00
Информация немного устаревшая, но интересующимся вопросами истории православия, возможно, будет интересна:
|
|||
|
|
21.05.2011 19:24:00
Бедное православие... Только что в передаче "Кто хочет стать миллионером" был вопрос: Какая первая книга в Библии?
Варианты ответов: Исход. Числа. Бытие. Второзаконие. То, что не отгадал игрок, и то, что не отгадал друг игрока в подсказке "звонок другу", - это нормально. Шок - в результатах голосования зала: 31%. 30%. 31%. 8%. |
|
|
|
21.05.2011 19:37:00
Логичнее было бы, чтобы процентов 60 проголосовало за Исход.
|
|
|
|
21.05.2011 20:53:00
To Божий одуванчик
Мораль: 1) Библия миллионерам ни к чему, 2) Православным ни к чему данная передача. |
|
|
|
29.05.2011 03:45:00
|
|||
|
|
23.04.2013 11:18:00
Книга Михаила Сарбучева "Крещение Руси: благословение или проклятие?" в сотый или тысячный раз поднимает этот вопрос и дает не совсем традиционный, но крайне логичный и обоснованный на него ответ: крещение Руси имело в первую очередь политические цели. По многим сохранившимся источникам видно, что христианство в крещаемых городах уже существовало, церкви уже стояли, христиане не только жили, но и вполне успешно проповедывали. Постепенно, по-христиански, миссионерски. А вот делать это насильно, с оружием в руках имело смысл именно ради подчинения себе окрещаемых княжеств ("Путята крестил мечом, а Добрыня огнем"): епископ благословлял пришлого князя на княжение.
Ну, и ради союза с Византией, очевидно. Или еще: "Формировавшееся сословие феодалов искало в ней оправдание своего привилегированного положения в древнерусском обществе и идеологическую узду для челяди и смердов". Осмотревшись, оказалось, что это одна из традиционных, а не необычных точек зрения. Скорее всего, самая верная. Для справки. На страницах официальных изданий Московской патриархии всё выглядит благолепно, |
|
|
|
24.04.2013 00:32:00
|
|||||
|
|
25.04.2013 21:03:00
«...Какова бы ни была личная приверженность Владимира к язычеству, о которой повествует летопись, ее же рассказ о долгих сомнениях князя в выборе новой религии, о послах в разные страны, о конечном выборе греческого христианства свидетельствует о том, что крещение Руси, как до нее крещение Болгарии, в сознании самого князя было, прежде всего, государственным делом, показывает, что и для Руси наступило ее историческое “совершеннолетие”, требовавшее включения ее в христианскую традицию культурного мира…
…киевский период всё больше и больше признается, может быть, самым чистым, самым многогранным из всех периодов русской религиозности. ...“Киевская Русь, - пишет проф. Федотов, - подобно золотым дням детства - никогда не померкла в памяти русского народа. В чистом источнике ее письменности всякий, кто хочет, может утолить свою духовную жажду; в ее писателях он может найти себе проводника сквозь трудности современного мира. Киевское христианство для русского религиозного сознания имеет то же значение, что Пушкин - для русского художественного сознания: значение образца, золотой меры, царского пути”. …Действительно, невозможно отрицать несомненного “успеха” христианства на Руси сразу же после его насаждения, каковы бы ни были неизбежные границы этого успеха. Он явлен, прежде всего, в святых этого периода, открывающих, как глубоко и чисто был воспринят на Руси евангельский идеал и усвоен весь богатейший опыт православной святости. Князья-страстотерпцы Борис и Глеб, св. Феодосий Печерский и его ученики, жития которых сохранились в Печерском “Патерике”, преп. Авраамий Смоленский, св. Кирилл Туровский, святые епископы - борцы с язычеством, борцы за нравственное перерождение своей паствы; одни эти примеры свидетельствуют уже о быстрых всходах евангельских семян. Они свидетельствуют также - и это хорошо раскрыл в своей книге о киевском христианстве проф. Г. П. Федотов - о многогранности этой ранне-русской святости, и о своеобразном преломлении в ней классических византийских традиций. В основном это, конечно, всё тот же восточно-христианский путь к Небесному Отечеству, святость, прежде всего, монашеская. Истоки ее - в “житийной” византийской литературе, переведенной частично еще в Болгарии (“Четьи-Минеи”), частично уже в самом Киеве, (“Пролог”, или еще “Патерики”, один из которых переведен был самим апостолом славян Константином-Кириллом) в образах великих подвижников, в уставе св. Феодора Студита и т. д. Но есть в ней и новые черты - почитание вольных страданий в свв. Борисе и Глебе, светлая, по-своему - к миру обращенная, аскеза преп. Феодосия Великого, больше всего возлюбившего “уничижение” Христа,, то настроение или устремление, которое проф. Федотов, быть может, слишком подчеркивая его, назвал русским “кенотизмом”… Другое доказательство успеха христианства нельзя не видеть в подлинных, не только номинальных побегах христианской государственности, воплощением которой остался в памяти русского народа сам креститель России - Владимир Святой. Летописец отчетливо проводит разницу между отношением его к своей власти до принятия христианства и после, он рисует его нам ласковым князем, покровителем слабых и бедных, заботящимся об устроении больниц и богаделен, о справедливости, просвещении, о благоустройстве государства. Другой удивительный образ христианского князя начертан Владимиром Мономахом в его “Поучении”. Хотя и “книжное”, и написанное по византийским образцам, это произведение дышит насквозь личным убеждением, отражает личный, не только книжный опыт. “Религиозная этика Владимира, - пишет Федотов, - вращается на границе Ветхого и Нового Заветов. Но она всегда освещена несколькими лучами, падающими из Евангелия, а в редких, возвышенных минутах дерзает созерцать Христа, смиренного Господа, лицом к лицу”... Надо запомнить это вдохновение совести, смирения, милосердия и справедливости на самой заре русской государственности. В отношениях Церкви и Государства мы тоже видим почти небывалую в истории Православия гармонию, причем, в начале киевского периода византийская симфония почти очевидно действует под знаком влияния Церкви, не государства. Уже “Церковный устав” Владимира Святого значительно расширяет по сравнению с византийскими сферу церковного суда - ему переходят, например, все семейные дела, дабы Церковь могла успешнее действовать на перерождение общества. Еще важнее постоянное принятие князьями советов, руководства, наставления от Церкви, признание в ней авторитета совести. “В драматической и даже трагической истории отношений между христианской Церковью и христианским государством, - продолжает Федотов, - киевский опыт, несмотря на всю краткость и хрупкость, можно рассматривать как одно из лучших христианских достижений”. История православной России начинается с христианского максимализма, с подлинной “переоценки ценностей” в свете Евангельской истины. Столь же несомненно, наконец, наличие в Киевской Руси и настоящей культуры – по отношению к ней московские века могут даже рассматриваться, как упадок. Здесь тоже инициатива идет сверху - от князя, от иерархии. Сам Владимир, будучи неграмотным, строит школы, его сыновья являют пример уже вполне образованных людей - особенно Ярослав Мудрый, при котором Киев становится одним из мировых центров. При нем работает целая артель переводчиков, он отбирает детей в школы, сам, по преданию, читает день и ночь. Сын его, Святослав Черниговский, имеет у себя “полны клети книг”, а писания его сына Владимира Мономаха свидетельствуют о несомненной и значительной начитанности автора в византийской литературе. В Киеве чувствуется сознательная тенденция - создать культуру, полностью овладеть христианским и эллинским населением. … Конечно, ни этого “успеха” киевского христианства, ни глубины самой “христианизации” не следует преувеличивать. Она остается уделом элиты, тонкого слоя нарождающейся церковной и государственной интеллигенции. Да и тут некоторые памятники, как например “Вопрошание Кирика”, показывают крайне элементарное понимание сущности христианства. Отметим сразу, что Русь принимает “готовое” Православие и в эпоху, когда в самой Византии всё сильнее сказываются настроения охранительные, стремление всё свести к прошлому, к завершенному образцу, боязнь что-нибудь нарушить в древних “преданиях”. Таким обрядоверием, некоторым гипертрофичным характером узко-литургического благочестия русская психология отмечена с самого начала. Но гораздо важнее отметить сохраняющееся под христианским покровом язычество, то недостаточно еще изученное двоеверие, которое, несомненно, является одним из “ключей” к русской религиозной психологии. Славянское язычество не оказало фанатического сопротивления христианству, не было организовано, не имело ни письменности, ни разработанного культа - но всё это только сделало его особенно живучим и опасным. Этоязычество “мягкое”, природное, глубоко связанное с “естественной” жизнью – христианство же долго было иностранной религией, и даже вдвойне иностранной: греческой и княжеской -то есть находившей себе опору в варяжской дружине, составлявшей государственное ядро Руси. Для своего принятия оно требовало просвещения, было книжным по самой своей природе. То, что было в нем внешним: богослужение, обряд - воспринималось легко, чаровало и покоряло. Но создавалась опасность за этим внешним не увидеть и не стараться увидеть смысла, того “логоса”, без которого сам христианский обряд становится языческим, ибо - самоцелью... А душа продолжала питаться старыми “природными” религиозными переживаниями и образами. “Язычество не умерло и не было обессилено сразу, - пишет о. Г. Флоровский. - В смутных глубинах народного подсознания, как в каком-то историческом подполье, продолжалась своя уже потаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная... Заимствованная византино-христианская культура не стала “общенародной” сразу, а долгое время была достоянием и стяжанием книжного или культурного меньшинства... Однако, нужно помнить, история этой дневной христианской культуры во всяком случае не исчерпывает полноты русской духовной судьбы... И болезненность древне-русского развития можно усмотреть, прежде всего, в том, что “ночное” воображение слишком долго и слишком упорно укрывается и ускользает от “умного” испытания, поверки и очищения”. Позднее, “чувство”, “воображение”, “сердечность” будут провозглашать основными отличиями “русского христианства” от греческого - рассудочного и “холодного”. Но гораздо вернее в упорном сопротивлении “русской души” - Логосу видеть одну из самых глубоких причин многих роковых “обвалов” и кризисов на русском историческом пути...» Протопресвитер Александр Шмеман, «Исторический путь православия» |
|
|
|
12.05.2013 00:10:00
"15 мая в 21:25 в эфире общероссийского государственного телеканала «Культура» состоится премьера документального фильма митрополита Волоколамского Илариона «Православие в Китае». Эксклюзивное интервью для фильма дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поделившийся воспоминаниями о посещениях Китая и своим видением развития Китайской Автономной Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Фильм рассказывает и о «русской Атлантиде» — так иногда называют столицу Китайской восточной железной дороги город Харбин. В этом многомиллионном современном мегаполисе и сегодня можно увидеть православные храмы, русскую архитектуру. Харбин, по сути, был живым осколком Российской империи вплоть до 1945 года: там были русские университеты и консерватории, школы и театры, газеты и журналы. Фильм основан на архивных киноматериалах, редких кадрах кинохроники из зарубежных архивов и документальных съемках, сделанных в июне 2012 года во время посещения Китая митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Вместе с владыкой съемочная группа побывала в Пекине и Шанхае, стала свидетелями первой за полвека архиерейской Литургии в Покровском храме Харбина. Создание и показ фильма приурочены к визиту в Китай Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — первому в истории посещению Поднебесной Предстоятелем Русской Православной Церкви". |
|
|
|
14.05.2013 22:46:00
"Завтра, 15 мая, в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоится презентация книги «Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937».
Издание книги приурочено к 75-летию событий 1937-1938 гг., которые получили в исторической литературе название «Большого террора», сообщает сайт Издательского совета." |
|
|
|
21.02.2014 12:32:18
Отец Петр, в последнее время в православной русской блогосфере все активнее обсуждается вопрос о связи между исповедью и причастием. Как исторически сложилось, что исповедь и причастие в обиходе стали связанными таинствами? Почему, на Ваш взгляд, этот вопрос так активно сейчас обсуждается? Дискуссии на эту тему в русской церковной среде ведутся, по меньшей мере, с 2006 года, и это радует. Я внимательно следил за тем, что писали на эту тему. На мой взгляд, большинство богословов, которые высказывались по данному вопросу, очень правильно ставят вопрос и выступают с предложениями, которые весьма близки духу Предания Церкви и соответствуют сегодняшним реалиям церковной жизни. Как мы увидим ниже, у греков такой проблемы нет. Однако у нас, где практика систематического причащения только начинает восстанавливаться в некоторых местах, этому препятствует «правило» исповеди мирян перед каждым причастием. Чаще всего исповедь совершается в спешке или формально, в лучшем случае сводясь к простому благословению на причастие. Искренние и сознательные священники справедливо поднимают этот вопрос, тем более что они сами не исповедуются перед каждым причастием, а «лицемерие двойных стандартов» не может продолжаться бесконечно. Как говорят святитель Иоанн Златоуст и преподобный Никодим Святогорец, правила подготовки к причастию (пост, молитва, исповедь — в случае необходимости) должны быть одинаковыми как для духовенства, так и для мирян. У клириков нет и не может быть никаких привилегий для причастия; есть только дополнительные обязательства, связанные с научением и служением. Надеюсь, это станет понятнее в рамках историко-литургического и духовного подхода, о котором речь пойдет далее.
Изменено: |
|
|
|
24.03.2014 01:51:46
Если кому интересна история русского зарубежья - прекрасная ссылка на архив периодики:
|
|
|
|
27.03.2014 17:08:14
Лосев об Имени Божьем
|
|
|
|
27.03.2014 22:47:05
meybe 07 Офигительно!
|
|
|
|
28.03.2014 00:15:05
|
|||
|
|
28.03.2014 20:52:18
a) Имя Божие есть неприступный и бесконечный Свет существа Божия, явленный в конечном существе мира и человека. b) Имя Божие есть всемогущая Сила существа Божия, действующая в конечном существе мира и человека. c) Имя Божие есть полнота совершенства существа Божия, явленная в конечном существе мира и человека как бесконечная цель для стремления твари к Богу. d) Итак, Имя Божие есть Свет, Сила и Совершенство Бога, действующие в конечном естестве, или энергия сущности Божией. У нас тут А.С. пишет Имя не Иисус, а ИИсус - являет ли и это Имя Свет, Силу и Совершенство Бога? Очинно волнительно и офигительно. |
|||
|
|
26.05.2014 19:07:43
О старообрядчестве на "Культуре"
|
|
|
|
26.05.2014 21:26:28
кто-то упустил Вашу реплику на вопрос ко мне! Вы - как всегда - на высоте! )))
|
|
|
|
27.05.2014 16:53:54
copro
Посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь книги по истории православия (или христианства вообще), церкви. Уровень "для чайников"))) Не знаю, насколько для чайников или нет, но вот, на мой взгляд, самое полное в мире исследование истории написания и переводов Библии, с чего надо начинать изучение данного вопроса. ЮНГЕРОВ Павел Александрович (1856-1921), русский православный библеист-ветхозаветник. |
|
|
|
11.09.2015 11:24:18
|
|
|
|
11.09.2015 18:40:51
ссылка битая 403
|
|
|
|
12.09.2015 18:55:33
Вот другие:
Изменено: |
|||
|
|
12.09.2015 18:56:01
Дерево религий
|
||||
|
|
|||