Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
История православия
 
Посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь книги по истории православия (или христианства вообще), церкви. Уровень "для чайников")))
   
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Ответы
 
To сорго
 
1) Кучер О.И. Христианство. История и современность. Ростов-на-Дону, Харьков, 2004. Для начала - самое оно. Еще вчера видела в "Библио-Глобусе". 4-я полка, в середине. Цена - 114 руб.
 
2) Резник Е.В., Чудина Ю.Ю. Религии мира. Православие. М., 2006. Недавно купила в "Молодой гвардии" на ст.м.Полянка. Цена - 122 руб.
Это издательство "Мир книги" выпускает серию книг по основным религиям. Должны быть также тома "Католицизм" и "Протестантизм", но их я пока не видела в продаже. Кстати, там классные иллюстрации.
 
3) Скальфи Р. "Я с вами до скончания века" (краткая история католической Церкви) Милан-Москва, 1998. Хороший фактический материал. К сожалению, не знаю, где еще можно купить.
 
4) Религии народов современной России: Словарь. Отв.ред. Мчедлов М.П. М,2002. Там, конечно, не только христианство, но книга хорошая. Главная ценность ее в том, что КАЖДАЯ статья написана СПЕЦИАЛИСТОМ по данной конкретной проблеме. Такое для словарей не часто встречается.
М.б. в "Молодой гвардии" или в других крупных магазинах.
 
5) Кернс Э. Дорогами христианства. М., 1992. Эта книга мне нравится больше всего. Но - увы! - не знаю, переиздавалась ли она и можно ли ее где-нибудь купить.
I am proud to be Ukrainian
 
To De Boer
Спасибо вам огромное. Замечательно подробный список!    
 
 
To lb
 
Цитата
Вот Вам бы Ефрем Сирин за это выдал:  
"Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим, разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, врелит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях..."
 
Не слишком ли, за Ефрема Сирина-то отвечать?
 
Смехи бывают разные. Смех злорадства и смех радости разные?
так, что не стоит обобщать...
А то Вы в антиАСа превратитесь
 
To BBC
 
 
 
Цитата
Смехи бывают разные.
 
В принципе, да. Но Вы, наверное, знаете, что в православной аскетике вообще отрицается "смех", а радость о Христе  не связана с бурными  внешними проявлениями эмоций. Это бесчинно. Лад,  гармония, благолепие для православного сознания - это тихая кротость, сквозь которую просвечивает подлинная красота.  Заметьте, что Христос в Евангелии нигде не смеется.  
 
"А то Вы в антиАСа превратитесь"
 
Плохой прием в полемике, простите, Христа ради!
 
To Mysth
 
Цитата
Но Вы, наверное, знаете, что в православной аскетике вообще отрицается "смех", а радость о Христе в принципе не связана с бурными внешними проявлениями эмоций.
-да?
Странно.
А арабы у благодатного огня? А празднование Пасхи "быстрыми ногами"?
А громогласное "Христос Воскресе"?
А "тонкий английский юмор" батюшек?
 
 
Цитата
Плохой прием в полемике, простите, Христа ради!
Почему?
Цитировать к месту и не к месту Библию или Св. Отцов это типичный АСизм...
 
To BBC
 
Цитата
громогласное "Христос Воскресе"?
смешно?
 
Цитата
"тонкий английский юмор" батюшек?
не признак ли болезни, ибо им есть над кем смеяться?
 
To BBC
 
Можно вспомнить еще и пляску царя Давида перед Скинией.  Паломники на  Святую Землю воочию могут увидеть и танцы коптов. Православие здесь ни при чем.  Сделаем скидку на темперамент южных народов. Ну, и конечно, на культовое, ритуальное значение танца в архаических  культурах, реликт которого мы можем увидеть и в православии. Но где принципиальная новизна?  Возьмите святых - жителей Небесного Града Иерусалима, подлинно Новых Людей.  Вы можете представить себе скачущего  с бубном Сергия Радонежского? Я нет, например. Преображенный человек не будет орать у Гроба Господня "дай нам огня", а потом бить морду, к примеру, армянам. Тоже от большой радости, наверное. Смех падшего человека -  скоморошья гримаса. Зайдите в "Школу злословия" - убедитесь. Я очень старалась этот ужас передать.
 Вы уважаете  архиепископа  Иоанна Сан-Францисского (Шаховского)? Может быть, он Вас убедит:
""Благостная улыбка" есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются, не смеясь. Смех, как полнота чистой радости, есть состояние будущего века. Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесью Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!) ... В мире духов живут нечистые духи; они видны бывают на лицах, "закатывающихся" смехом... Ангельская радость озаряет лицо улыбкой".  
 
"Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете (Лк. 6, 25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки". ("Апокалипсис мелкого греха", М.,2003, с. 30-31).
 
 
Цитата
Цитировать к месту и не к месту Библию или Св. Отцов это типичный АСизм...
 
Кто определяет, что к месту, а что не к месту? Разве Ефрем Сирин для Вас не авторитет? Я не стала рыться у себя на полке, пожалела время. Но помню точно, что у святых Отцов у всех примерно такое же отношение к смеху. По крайней мере, с другим я не сталкивалась.  
Вы считаете душеполезным макать сразу двух человек? Какого отношения от АСа к православию Вы ждете, если он сталкивается только с шлепками и оплеухами типа "типичный АСизм"? Чего уж тут удивляться продолжающимся склокам?
 
 
To alar
речь идет вообще о  
Цитата
бурными внешними проявлениями эмоций.
 
To alar
 
Цитата
не признак ли болезни, ибо им есть над кем смеяться?
Вообще-то здоровый смех признаком здоровья был всегда...
 
 
Цитата
Вы можете представить себе скачущего с бубном Сергия Радонежского?
-не надо передергивать, ладно?
 
 
Цитата
Преображенный человек не будет орать у Гроба Господня "дай нам огня", а потом бить морду, к примеру, армянам.
Я не знаю, что там "орут" абсолютно православные арабские юноши, но однажды их по "благочестивым" мотивам не пустили. И что Вы думаете? Огонь не сошед до тех пор пока их не впустили. Теперь они входят ПЕРВЫМИ...
 
Я не собираюсь спорить со Св. Иоанным, но "ангельской улыбки" мне наверное не достичь, а посмеяться, особенно над собой, порадоваться я люблю.
Есть такой грех...
 
 
 
Тыква Пророка
Диакон Михаил ПЕРШИН  
 
Диалектика смеха - диалектика перехода. Смех - способ раскрепощения, освобождения человека от пут каких-либо норм. Именно смех позволял человеку выстоять в годы репрессий. Не случайно в 1930-е годы к проблеме смеха обращается знаменитый русский мыслитель Михаил Бахтин. В те годы он подвергался преследованиям, был в ссылке. И в смехе усматривал возможность нравственного противостояния всепроникающему государству, тоталитарной власти. Посмеяться над собственным страхом - значит внутренне его победить. Смех в бахтинской интерпретации - это однозначный позитив, разрушающий действительность несвободы.
 
Но смех может быть и негативом человеческого существования. Противоположный полюс феноменологии смеха, корректирует бахтинские построения Сергей Аверинцев, "смех цинический, смех хамский, в акте которого смеющийся отделывается от стыда, от жалости, от совести". Смех не только путь к относительной свободе от навязанной идеологии, но и форма насилия над человеческой свободой. Угроза осмеяния - мощный рычаг воздействия на упорствующего в своих взглядах индивида.
 
Существенная особенность смеха - его стихийность и непредсказуемость. Над чем именно и почему именно мы смеемся - это то так, то эдак раскрывается и поворачивается в самом процессе смеха, и здесь всегда возможна игра смысловых переходов и переливов. Это чувствует каждый, кто не обделен либо вкусом к смеху и опытом смеха, либо, с другой стороны, духовной осторожностью, то есть примерно тем, что в аскетике принято называть даром различения духов. Мы по опыту знаем, сколько раз совесть ловила нас на незаметных отступничествах и мгновенных сдвигах духовной позиции, которые именно смех делал возможными.
 
В падшем мире смех возникает на грани осуждения; из несоответствия реальности идеалу, того, что есть, тому, что ожидаем. Или, с другой стороны, из возможности исказить идеал, сделать что-либо доброе лукавым, то есть буквально, кривым.
 
Не случайно более тысячи лет назад именно слово "лукавый" было выбрано при переводе молитвы "Отче наш" с греческого языка на славянские. Его корень - лук. Лук - это и оружие, и овощ. Лукой древнерусские книжники называли береговые изгибы, отсюда лукоморье - морской залив. Лука - изогнутая часть седла. Луковка - навершие храма. Что же общего у перечисленных вещей с сатаной? Ответ прост: искривленная форма. Кривизна - общий признак всего "лукового".
 
Именно поэтому в молитве "Отче наш" лукавым именуется диавол. По-гречески лукавый - это "дурной, испорченный, худой, подлый, злой". Один из первых ангелов, светоносец, он когда-то исказил себя, отпав от Бога, и с тех пор стремится в эту кривизну втянуть человека, а через него весь мир. Падший дух - лжец. Он искажает Божие творение, отображая его в кривом зеркале. Отсюда возможность недоброго смеха, издевательства и хулы. Предел его - смех над Богом. Ганс Христиан Андерсен так описывает в "Снежной королеве" это инфернальное измерение смеха:
 
"Жил-был тролль, злой-презлой - сущий дьявол! Как-то раз он был в особенно хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором все доброе и прекрасное почти исчезало, а все плохое и безобразное, напротив, бросалось в глаза и казалось еще отвратительней. Красивейшие виды, отразившись в нем, казались вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами; или же чудилось, будто люди эти стоят вверх ногами, а живота у них вовсе нет! Лица в этом зеркале искажались до того, что их нельзя было узнать, а если у кого на лице была веснушка, она расплывалась во весь нос или щеку. Тролля все это очень потешало. Когда человеку приходила в голову добрая, хорошая мысль, зеркало тотчас строило рожу, а тролль не мог удержаться от хохота, так он радовался своей забавной выдумке. Ученики тролля, - а у него была своя школа, - рассказывали о зеркале как о каком-то чуде. "Только теперь, - говорили они, - можно видеть людей, да и весь мир такими, какие они есть на самом деле!"
 
И вот они принялись носиться по свету с этим зеркалом; и скоро не осталось ни страны, ни человека, которых оно не отразило бы в искаженном виде. Напоследок ученикам тролля захотелось добраться и до Неба, чтобы посмеяться над ангелами и Господом Богом. И чем выше они поднимались, тем больше кривлялось и корчилось зеркало, строя рожи, - трудно было в руках его удерживать. Все выше и выше, все ближе к Богу и ангелам летели ученики тролля, но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Некоторые осколки, крошечные, как песчинки, разлетаясь по белу свету, попадали, случалось, в глаза людям, да так там и оставались. И вот человек с осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь ее дурные стороны, потому что в любом осколке сохранились все свойства целого зеркала. Другим людям осколки проникали прямо в сердце, - и это было хуже всего: сердце тогда превращалось в кусок льда. А злой тролль этому радовался и хохотал до рези в животе, словно от щекотки. И много осколков зеркала все еще летало по свету".
 
Вероятно, эти осколки оледенили и сердца тех, кто глумился на Голгофе над пригвожденным Христом. И как показывает в "Мастере и Маргарите" Михаил Булгаков, этот смех над Праведником продолжается и в наши дни. В булгаковском романе своеобразной музыкальной приметой "мертвых душ" служит фокстрот "Аллилуйя". Весьма популярный в 1930-е годы, он был создан американцем Винсентом Юмансом как кощунственная пародия на богослужение. Он пронизывает все пространство романа. Он звучит в ресторане, где собирается писательский бомонд, под его музыку бесовская сила является в кабинете профессора - специалиста по раковым болезням, его наяривает оркестр на балу у сатаны. И оказывается, что вся эта театральная, писательская и журналистская толпа новых "партейных" русских, променявших свой талант на возможность быть при власти и пьянствующих ныне в ресторане "У Грибоеда", едина с толпой у "Лысой горы", с толпой, орущей: "распни Его".
 
Отсюда понятен аскетический запрет на хохот, в котором утрачивается память о Боге. Иногда стремление избежать даже повода к соблазну приводит к полному личному отказу от смеха. В монашеском сборнике рубежа VI-VII веков "Луг духовный" зафиксировано предание о святом Иоанне Златоусте: "после крещения он никогда не произносил клятвы и не побуждал никого к клятве, никогда не сказал лжи, избегал шуток и не позволял другим шутить (в своем присутствии)".
 
Наконец, бывает смех от самодовольства, от сытости, смех, ослепляющий и отгораживающий от Бога. "Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете", - предостерегает от подобного смеха Господь (Лк. 6, 25). В то же время смех не порицается как таковой. Более того, именно в смех претворится праведная скорбь (ибо возможна неправедная - "о житейских предметах"): "Блаженны плачущие ныне; ибо воссмеетесь" (Лк. 6, 21).
 
Примечательно, что эти слова мы встречаем только у евангелиста Луки. В близком по смыслу месте Евангелия от Матфея (Мф. 5, 1-7) тема смеха отсутствует. И более она не окажется в центре внимания на всем протяжении Нового Завета.
 
В Евангелии от Луки как обетование смеха в будущем, так и осуждение его ныне обусловлены внутренним состоянием человека. Почему он смеется? Из-за чего плачет? Как отмечал апостол Павел, "печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7,10). Но если не всякая нынешняя скорбь спасительна, быть может, и не всякое веселье предосудительно, пусть даже оно совершается ныне?
 
Во всяком случае в той же проповеди Спасителя, приведенной евангелистом Лукой, говорится о том, как реагировать верующим, когда их бесчестят за Сына Человеческого: "возрадуйтесь в тот час и возвеселитесь". Синодальный перевод "облагораживает" греческий первоисточник: повеление "возвеселитесь" буквально переводится как "запрыгайте". Церковнославянский перевод в данном случае ближе к оригиналу по смыслу: "возрадуйтеся в той день и взыграйте".
 
Так всегда ли осторожность в чем-либо предполагает полный отказ? Все же смех - дар. Как и все качества человеческой природы, он дан от Бога. Более того, представляется, что в некоторых случаях мы можем говорить о том, что к нему прибегают авторы и Ветхого Завета.
 
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: ГОРЬКИЙ САРКАЗМ И МЯГКИЙ ЮМОР
 
Коль скоро антропоморфизмы приложимы к Богу, то не только гнев, но и иные человеческие чувства могут передавать отношение Творца к созданному Им миру. И уже в Ветхом Завете это участие Бога в судьбах мира могло быть выражено по-разному. Горький сарказм обличений пророка Исайи сменяет мягкий юмор Книги пророка Ионы.
 
Трудно удержаться от улыбки, слушая в канун Пасхи чтение о том, как Бог вразумлял пророка Иону (четвертая паремия вечерни Великой Субботы).
 
Как известно, Иона предвещал жителям языческого города Ниневии гибель. Ниневитяне покаялись, и Господь помиловал город. "Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
 
И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?
 
И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом." (Иона. 4,1-5). Иными словами, надеясь все же, что Ниневия будет-таки стерта с лица земли. Иона решил, устроившись поудобнее и подальше от городских стен, понаблюдать за катастрофой. По Господь Бог приготовил для Ионы сюрприз.
 
Далее приведем церковнославянский перевод, который ближе древнегреческому тексту Септуагинты, а потому смешнее (в частности, безликое "растение" Синодального перевода в древнегреческом тексте, равно как и в славянском переводе, именуется круглой тыквой":
 
"И повеле Господь Бог тыкве, и возрасте над главою Иониною, да будет сень над главою его, еже осенити его от злых его.
 
И возрадовася Иона о тыкве радостию великою.
 
И повеле Господь Бог червию раннему во утрие, и подъяде тыкву, и изсше. И бысть вкупе внегда возсияти солнцу, и повеле Бог ветру знойну жегущу, и порази солнце на главу Ионину, и малодушествоваше и отрицашеся души своея и рече: уне мне умрети, нежели жити.
 
И рече Господь Бог ко Ионе: зело ли опечалился еси ты о тыкве? И рече: зело опечалихся аз даже до смерти.
 
И рече Господь: ты оскорбился еси о тыкве, о нейже не трудился еси, ни воскормил еси ея, яже родися об нощь и об нощь погибе". И далее в Синодальном переводе: "Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?" (Иона. 4, 6-11).
 
Оказывается, и несмышленые дети, и скот значимы в очах Божиих. Кстати говоря, тяготы поста, наложенного Ионой на Ниневию, несли и ослы: "и облекошася во вретища человецы и скоти и возопиша прилежно к Богу..." (Иона. 3, 8)
 
Несомненно, автор Книги пророка Ионы наделен чувством юмора. Милосердным предстает в этой книге и Господь Бог. Смягчая праведный гнев Своего пророка, Бог открывает о Себе, что Он не есть Бог Закона, но Бог любви, простирающейся и на людей беззакония, каковыми были в глазах израильтян жители языческой Ниневеии.
 
Таким образом, Книга пророка Ионы являет Бога иным, нежели это представляли себе иудеи. Оказывается, Бог Завета - это не только их Бог, но Бог всех народов; более того, это Бог, обращенный к каждому человеку. Это Бог, не гнушающийся повелевать тыкве и червю; это Бог, прикосновением чуда исцеляющий Иону от чрезмерной ревности и жажды возмездия; это Бог, внимающий реву голодных ослов и дыханию ни в чем не повинных младенцев.
 
Так что помыслить улыбку Творца мироздания, наверное, все-таки можно. Кощунства в этом не будет. Во всяком случае, человек, обладающий чувством юмора, склонен именно в этом свете воспринимать всю реальность мира.
 
ПОСЛЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
 
Но если это справедливо для эпохи Ветхого Завета, когда Бог далекий и гневный вдруг опознавался как близкий и милующий, тем более все переменилось после того, как Бог пришел к людям во плоти.
 
После Боговоплощения мы можем говорить о том, что Господь воспринял весь спектр человеческих чувств. Сын Божий стал и Сыном Марии - а значит, все проявления человеческой жизни, кроме греха, Он усвоил Себе. Он хотел есть и вкушал, желал пить и пил, ходил по земле, ехал на осленке, печалился, плакал, молился, говорил, просил, даже умолял апостолов, был носим на руках Девы, был пригвожден, страдал, умер, воскрес. Он был одним из нас, воспринял все последствия падения человека. Единственное, чего не было во Христе ни в малейшей степени, - это греха, ибо грех отделяет человека от Бога. Во Христе нет греха, поэтому вопрос стоит так: относятся ли радость и улыбка к греховным проявлениям человеческой природы? И если да, то Господь ни в младенчестве, ни в детстве, ни в отрочестве, ни в юности, ни в зрелости Своей ни разу не улыбнулся. Если же нет, какой была эта улыбка?
 
Ответить на этот вопрос нам не дано. Психология Богочеловека недоступна нашему сознанию. И не только потому, что после грехопадения человек утратил духовное ведение, но и в силу того, что мы тварны, а стало быть, не вездесущи, но ограниченны по природе. Творение не способно заглянуть в душу вочеловечившегося Творца.
 
Евангелие также умалчивает об этой грани жизни Христа в мире людей. Однако не исключено, что именно улыбка осеняла лицо Спасителя в то время, когда Он, склонившись, чертил перстом на песке, а пристыженные иудеи уходили прочь, отпустив на волю женщину, взятую в прелюбодеянии, которую собирались было забить камнями (ср.: Ин. 8, 3-11).
 
Вот это место из Евангелия от Иоанна: "Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?" (Ин. 8, 7-10). В этих словах мне слышится легкая ирония над теми, кто, будучи сам во грехе, только что с пеной у рта требовал расправы над грешницей. "Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин. 8, 11).
 
В МИРЕ ЛЮДЕЙ
 
Не стоит забывать и о том, что смех является терапевтическим средством. Он нужен человеку, чтобы выстоять, не отчаяться в этом мире. Чем опасно слишком серьезное отношение к вещам? Тем, что на ваших глазах могут оказаться серые очки. Сквозь них мир предстает безрадостным, бесперспективным, а потому безнадежным. В этих случаях смех жизненно необходим. О том, какое место занимает смех в жизни людей, рассуждает Панталоне - один из персонажей сказки "Любовь к трем апельсинам":
 
Ну можно ли представить мир без шуток?!
Да он без шуток был бы просто жуток!..
Когда на сердце холод, страх и тьма,
Лишь юмор не дает сойти с ума!..
Судьба играет с нами в "чёт" и "нечет",
Уныние казнит, а юмор лечит.
Хвала шутам, что вовремя смогли
Нас удержать от яда и петли!..
 
Над злом надо уметь посмеяться. "Ад всесмехливый", о котором повествует нам канон на Пятидесятницу, - это, в переводе с греческого, "ад всеосмеянный". Смешной в своей напыщенности, диавол бессилен в своей злобе и бездарен в своей пустоте.
 
Христос, сойдя в ад, посмеялся над сатаной, сокрушил все его планы и спас людей.
 
Христос Воскресе! - и мы празднуем Пасху "веселыми ногами". Эти строки Пасхального канона задают новое измерение радости и веселья. Возможна духовная радость и духовное веселье. Радость выражает себя в действии, в улыбке.
 
Именно осмеянию дьявольских козней посвящены рассказы первых монахов, собранные в "Древнем Патерике", "Луге духовном" и "Лавсаике". Эти сборники ценны тем, что составлены в IV-VI веках, в эпоху зарождения монашества, и вполне передают его дух.
 
А основатель монашества преподобный Антоний Великий, сам строгий аскет и подвижник, прибегал к смеху в педагогических целях:
 
"Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидал, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: "Положи стрелу на лук свой, и натяни его". Он сделал так. Старец опять говорит ему: "Еще натяни". Тот еще натянул. Старец опять говорит: "Еще тяни". Ловец отвечает ему: "Если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук". Тогда авва Антоний говорит ему: "Так и в деле Божием, - если мы сверх меры будем налегать на братии, то от приражения они скоро сокрушатся. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии". Выслушав это, ловец был сильно тронут и, получив великую пользу, ушел от старца. И братия, утвердившись, возвратились в свое место".
 
Внутренняя направленность придает высший смысл каждому человеческому действию. Так что христианская культура скорее приветствует смех, но добрый. Единственное, что недопустимо, - это солидарность с силами зла. Осмеяние чужого горя, Божией красоты, добра превращает смех - милость Божию - в путь к пустоте. Бывает, что смех опустошает.
 
Бывает, что окрыляет. Есть время для плача, есть и для веселья.. Есть "время сетовать", и есть "время плясать" (Ек 3, 4).
 
Нужно лишь научиться различать.
 
И в заключение миссионерский анекдот:
 
В утробе матери находятся два младенца. Один обращается к другому с вопросом: "Слушай, а как ты думаешь, есть ли жизнь после родов? ". Второй глубокомысленно отвечает: "Наверное, нет: ведь оттуда еще никто не возвращался!"
 
 
 
 
Вот еще неплохо написано:
Здравствуйте, zrenth, могу написать немного только о православии. Вопрос на самом деле очень сложный. Формально создается впечатление, что Церковь запрещает юмор - многие святые гневно говорили и писали о "смехотворстве", которое тешит дьявола, церковные уставы сурово осуждают хохот, пляски, музыку... Но при этом в реальной жизни было немного иначе. Часто смеялись даже монахи - о самом основателе монашества Антонии Великом известно, что он смешил своих учеников, а когда его за это осуждали, отвечал: "Если тетиву все время держать натянутой, она порвется". Вот что пишет диакон Андрей Кураев в своей статье в защиту Гарри Поттера: "Всем разрешалось веселиться. Нет, церковные проповедники обличали смех и смехотворство. И все же начальник, который на собрании объявляет бой опозданиям, но при этом не заводит книгу прибытий и отбытий сотрудников и реально не наказывает их за опоздания, по сути, разрешает опаздывать. Вот и на Руси удивительным образом сочетались церковные проповеди, осуждающие смех и игру - и государственная (по крайней мере до XVI века) поддержка скоморохов. Даже в начале XVII века ряженых принимали в архиерейских домах. И лишь "боголюбцы" середины семнадцатого века принялись всерьез переиначивать народную и государственную жизнь на всецело церковных началах (так, на свадьбе царя Алексея Михайловича впервые не было скоморохов). И эта серьезность очень скоро кончилась срывом: "боголюбцы" стали лидерами раскола. Люди, которым запретили смеяться, вскоре начали себя сжигать..." Разница в православном и светском подходе заключается в том, что в   православии  недопустим  смех , оскорбляющий и унижающий других людей. Т.е. и в проповедях, и в монашеской жизни, и в быту существуют и юмор, и ирония, и розыгрыш - но считается, что нелепо смеяться над тем, например, что у кого-то кривой нос или кому-то попали тортом в лицо. Невозможны и грубые шутки, сальные, циничные, нецензурные или оскорбительные для кого-то анекдоты. Естественно, невозможны анекдоты о Христе и о вере - своей и чужой. Это ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ разница. К сожалению, уровень культуры в нашем обществе таков, что для многих людей юмора помимо сальных анекдотов и оскорблений просто не существует. В нынешнем  православии  есть, действительно, масса людей, которые осуждают любой  смех . Обычно это новообращенные, которые со всем пылом неофита отращивают бороду до пупа, шарахаться от всех, у кого нет такой же бороды, и бояться всего на свете (как говорил один такой, "у меня компьютера нет, но я все равно знаю, что интернет - это бесовское наваждение"). Но, поверьте, это еще не вся церковь. Тех, кто перегибает палку, везде полно. Поэтому всегда нужно отличать позицию церкви в целом и позицию в ней отдельных людей. Среди католиков тоже встречаются очень мрачные типы, а есть и люди с отличным чувством юмора. Хотя бы, например, "оксфордские католики" - Льюис Кэрролл, Дж.Р.Р. Толкиен, Гилберт Честертон, Клайв С. Льюис. Другой вопрос, что верующие люди различают время, когда нужно и когда не нужно смеяться. Они не циничны, вот и вся разница. Вот. Надеюсь, ответ Вам чем-нибудь пригодился. С уважением, Jennifere P.S. Еще есть такая интересная вещь, как юродство, но о нем писать долго, а написано уже много. Вот, например, интересная статья http://gladkeeh.boom.ru/Kharms/Yurodstvo.htm  
 
 
 
To Mysth
To BBC
Мне почему-то кажется, что Вы совершенно о разных смехах говорите...
 
Цитата
Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов
Здесь смех - это просто громогласное гоготание (немного утрирую).
 
Цитата
а посмеяться, особенно над собой, порадоваться я люблю.
Ну а это совсем другой смех. Ведь и у Майи Кучерской тоже смех?
 
To Mysth
To BBC
 
А вот мне почему-то кажется...
Что вы уже всю тему заспамили...
 
Создали бы новую. И там "смеялись".
Мне, например, о книгах интересно.
I am proud to be Ukrainian
 
To ААЗ
 
 
Цитата
Мне почему-то кажется, что Вы совершенно о разных смехах говорите
 
Согласна  
 
To BBC
 
И с Вами тоже теперь согласна. Это не противоречит тому, что я писала.  
 
To De Boer
 
 
Цитата
вы уже всю тему заспамили...
 
С Вами - согласна особенно. Больше не будем. Уходим упражняться в одновременно изящном и незлобивом смехе.  
 
 
 
 
 
To ААЗ
 
Цитата
Ну а это совсем другой смех
А я сразу и сказал, что смехи бывают разные.
Можно "ангельски" злорадно ухмыляться, а можно и в голос радостно посмеяться.
А можно и сквозь слезы...
Я например, когда Кучерскую читал, так "в голос"...
 
To De Boer
 
Цитата
Мне, например, о книгах интересно.
А автор кажется ответ получил.
опять в резервации гоните?
 
To Mysth
 
Цитата
Это не противоречит тому, что я писала.
Конечно не противоречит.
Эта же "ветка" началась с механического цитирования Сирина лб на призыв Илюхе АСу: надо чаще улыбаться.
Улыбаться надо чаще. Это факт. (Вопрос-чему? можно обсудить отдельно)
"Постные" физиономии еще никому пользы не принесли...
 
Читаю книгу про один из трагических моментов в истории православия - "Тайная миссия патриарха Никона" Бориса Кутузова. Автор - регент Спасского собора Андроникова монастыря. Книга содержит весьма богатый материал по сравнительному анализу старых, дореформенных и новых, никоновских богослужебных текстов, Псалтыри и других нововведений. Доказывается полная необоснованность правки и, соответственно, совершенно иные цели реформы. А именно, не выправить ошибки, а унифицировать книги и богослужение с греческим порядком. И следующим шагом претендовать на Константинопольский престол, дабы Третий Рим обрел не только духовный, но и фактический, юридический смысл.
 
Книга, конечно, тенденциозная (что вряд ли касается фактуры и главной идеи). В частности, очень показательный фрагмент из главы про Артамона Сергеевича Матвеева (любимца царя Алексея Михайловича и фактического "премьер-министра" при царском правительстве 70-х годов) я здесь и процитирую:
 
"По поручению царя Алексея Михайловича, поклонника всех западных "прогрессивных" веяний, А.С.Матвеев основывает русский придворный театр. Произошло это великое, по мнению наших восторженных «просветителей», событие в 1672 г., т.е. еще прежде открытия Славяно-греко-латинской академии, о чем не без сарказма замечает С.М.Соловьев. «Комедийная группа» А.С.Матвеева («камидианты»), созданная с помощью иноземцев в Немецкой слободе, а затем и в летней царской резиденции в Измайлово и Преображенском начала свою «просветительскую» деятельность с пропаганды неканонических книг Ветхого Завета «Есфирь» и «Иудифь».
 
(Чувствует, каким ехидством и горькой иронией проникнуты слова Кутузова? Просветители и прогресс вложены в «обличительные» кавычки явной издёвки. Безусловно, появление театра и академии видится регенту несомненным злом).
 
Или вот отзыв о сыне Матвеева:
 
«Из потомка боярина А.С.Матвеева в будущем выйдет законченный антинационал-западник, который удостоился похвальных отзывов от Лейбница и Монтескье».
 
(Не правда ли, похвальные отзывы от Лейбница и Монтескье – это убийственная характеристика русского православного человека?).
 
 
Продолжим современную историю православия, в том числе РПЦ, тоже здесь.
 
То, что произошло на днях, действительно открывает новую страницу истории нашей Церкви – а, возможно, и не только нашей. Впервые сама Церковь стала не отвечать на чужие вопросы, а задавать свои – при этом в том числе и себе самой. Задавать честно и трезво. Без готовых декларативных, универсальных, а по сути – стерильных и бесполезных ответов.  
 
прт Павел Великанов, целиком здесь http://www.bogoslov.ru/text/1426707.html

Это сообщение перемещено из темы "Скоромная страничка теиста"
 
Есть такой святой Геннадий (Гонзов) - архиепископ Новгородский, блаженный. Растолкуйте про святого, о котором не только из светских хроник, но даже из гимнографии известно, что он:
 
1) требовал Собора на еретиков, чтобы их предать проклятию и казни;
2) сделал собрание в один состав всех книг Библии в славянском переводе и испортил многие книги при этом;
3) вопреки своему обещанию на Соборе 1503 года, стал брать мзду за поставление еще более прежнего (всегда отличался мздоимством). Когда это сделалось известным великому князю Иоанну Васильевичу, тот велел произвести дознание, после которого в июне 1504 года архиепископ Геннадий низведен был с кафедры и заточен в Чудовом монастыре.
 
Что благодатное на чаше весов перевесило его кровожадность и алчность? Почему перевесило?
 
 
Аналогичный вопрос бы задать и о главном "стяжателе" - не духовных, но мирских ценностей, земель и злата - о святом преподобном Иосифе Волоцком...
 
 
Вот И. Концевич что пишет о прп. Иосифе Волоцком:
 
Преп. Иосиф Волоцкий (1440-1515), в миру Иван Санин, получил воспитание в монастыре и 20-ти лет от роду поступил к преп. Пафнутию Боровскому, который по испытании поручил ему уход за больными. Отец его 15 последних лет своей жизни провел в той же обители, приняв пострижение и пользуясь уходом своего сына. Перед смертью преп. Пафнутий избрал Иосифа своим заместителем. Но когда он вступил в права игумена и пожелал ввести общежитие, это вызвало неудовольствие братии. Тогда преп. Иосиф отказался от начальствования и под видом странствующего инока обошел ряд обителей, изучая уставы. Вернувшись на родину, основал свою собственную Волоколамскую обитель в честь Успения Божией Матери Устав его отличался строгостью и вместе с тем преподобный настаивал на необходимости монастырской благотворительности, что и было им осуществлено в широком масштабе в период наступившего голода. Преп. Иосиф выступал против ереси жидовствующих. В споре с "нестяжателями", он высказывался за необходимость монастырских владений ради церковно-государственных целей.
 
Иосиф Волоцкий не созерцатель, а деятель, основанный им монастырь общежительного типа. Средний уровень таких монастырей гораздо ниже скита. Монахов-созерцателей, по сравнению с общим числом монахов, очень мало. Это отбор -аристократия духа. С такой элитой Нил Сорский уединяется в глухом скиту, с ними он ведет беседы о высших достижениях духа. Иосиф же Волоцкий имел дело с общей массою сравнительно низкого духовного уровня. Для этой массы нужны были духовные побуждения примитивного характера. В его поучениях мотив загробного воздаяния, страх вечных мук, благотворительность ради спасения своей души. Но и он сам стремится довести напряженность подвига до крайних пределов. Главное его значение в социальном служении.
 
"Все мировоззрение преп. Иосифа, - говорит проф. Флоровский, - определяется идеей социального служения и призвания Церкви. Идеал Иосифа - это своего рода хождение в народ. И потребность в этом велика была в его время, - и нравственные устои в народе были не крепки, и тягота жизни была сверх сил. Своеобразие Иосифа в том, что и самую монашескую жизнь он рассматривает и переживает как некое социальное тягло, как особого рода религиозно-земскую службу. В его общежительном идеале много новых не византийских черт. Само молитвенное делание у него изнутри подчиняется социальному служению, деланию справедливости и милосердия. Он был великий благотворитель, "немощным спострадатель", и монастырские "села" защищал он именно из этих филантропических и социальных побуждений. Ведь "села" он принимает от владеющих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. И не только от страха, и не только из чувства долга, но именно из милосердия, Иосиф благотворит и обращает свою обитель то в сиропитательницу, то в странноприимный дом, и учреждает "божедомье" в погребенье странным. Самого царя Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, и царь подзаконен, и только в пределах Закона Божия и заповедей обладает он своею властию. А неправедному или строптивому царю не подобает повиноваться, он в сущности и не царь, таковый не Божий слуга, но дьявол и не царь, а мучитель. Замысел Иосифа бледнеет и искажается в следующих поколениях "осифлян". В самом замысле и задании преп. Иосифа есть внутренняя опасность, не только в его житейских искажениях и приспособлениях. Эта опасность в перенапряжении социального внимания. И отсюда известное опрощение, может быть, не для самого себя, но, именно для народа, известный минимализм".
 
 
 
 
Цитата
Для этой массы нужны были духовные побуждения примитивного характера.
Интересная интенция...
 
ещё та история...
 
http://cagal.clan.su/index/0-59
 
Марк Эли Раваж /Marcus Eli Ravage/ (1884 - 1965) – американский публицист...
 
... Мы уничтожили ваших богов, мы отбросили все ваши расовые особенности, и заменили их Богом в соответствии с нашими собственными традициями. Ни одно завоевание в истории даже отдалённо не сравнимо c тем, как тотально мы вас завоевали.
 
     Как мы это сделали? Почти случайно. Две тысячи лет назад, в далёкой от вас Палестине, наша религия впала в разложение и голый материализм. Храмом Соломона завладели банкиры-менялы. Разложившиеся в конец, самолюбивые раввины обирали народ и жирели. И тогда появился юный патриот-идеалист, и пошёл по стране, взывая обновить веру. Он и не думал создавать церковь. Как и другие “пророки” до него, он думал только очистить и вдохнуть новую жизнь в старую веру. Он атаковал раввинов и выгнал банкиров из храма. Это привело к его конфликту с существующими олигархами, в результате чего всё это кончилось для него плачевно.
    Последователи Иисуса из Назарета, в основном рабы, бедные ремесленники и крестьяне – пролетариат, в своём огорчении отвернулись от мира и образовали коммуны пацифистов, проповедовавших «непротивление злу насилием», и почитали память распятого лидера. Они были просто новой сектой в Иудее, без всякой власти и последователей, не первая и не последняя.
 
     Только после разрушения Иерусалима Римом новая секта вышла из тени. И то, только потому, что её в борьбе с Римом начали поддерживать еврейские олигархи. И тогда один еврей по имени Павел или, по-еврейски, Саул (по-русски – Савл), начал воплощать идею разрушения Рима посредство разрушения основы силы Рима – его военной силы – армии, посредством христианской доктрины «непротивления злу насилием», что и осуществлялось посредством маленькой секты “христиан” в Риме. Естественно, что все первые “христиане” были евреями. Павел стал “Апостолом” для гоев, хотя до этого он был главным гонителем “христиан”. Как вы сами понимаете, его, якобы, «чудесное перевоплощение» в связи с видениями, наверно, было гораздо более прозаическим. И так хорошо Павел поставил пропагандистскую работу, что в течение четырёх столетий, огромная Империя, покорившая вместе с половиной мира и маленькую еврейскую Палестину, стала кучей обломков, а закон Сиона стал официальной религией Рима.
 
     Это было только началом нашего покорения мира – только началом. С этого момента вся ваша история и во всех странах – это история покорения вашего старого языческого духа нашим еврейским духом. Половина ваших войн, великих и малых, были религиозными войнами, произошедшими просто из-за той или иной интерпретации наших учений. Но как только вы захотели оторваться от нас и вернуться к своим языческим традициям, как мы тут же вооружили евангелием Лютера, который поднялся против вас и снова вернул вас в ярмо нашей еврейской цивилизации. Возьмите три великие революции Нашего Времени: Английскую, Французскую и Русскую. Чем они были как не триумфом еврейской идеи в социальной, политической и экономической областях? ...

 
кто прочёл, тот и молодец
 
Всех поздравляю с началом деградации раздела.
 
 
Цитата
ещё та история...
История религии, есть отдельная тема, такая, тут все же история о православии.
А вообще пост для маразма - ибо он попросту бредов.
 
Цитата
Саул (по-русски – Савл), начал воплощать идею разрушения Рима посредство разрушения основы силы Рима – его военной силы – армии, посредством христианской доктрины «непротивления злу насилием», что и осуществлялось посредством маленькой секты “христиан” в Риме. Естественно, что все первые “христиане” были евреями.
Апостол Павел писал, кстати, самим римлянам-христианам:  
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
(Рим.13:1-7)

Апостол призывает платить налоги языческому государству, повиноваться его властям, и особенно чтить военных людей, которые тогда по совместительству были и полицией. Этим он разваливает армию Рима? Ню-ню.
Не говоря уже о том, что "непротивление злу насилием" к христианам Рима никакого отношения не имеет, это теория Льва Толстого.
 
И вообще, толстый троллинг не есть суть этого раздела.
 
To Хэнк
 
Цитата
пост для маразма - ибо он попросту бредов
Из этого следует, что ваш пост напротив не бредов и подходит куда угодно, даже для транспарантов. А я слышал, что мания величия это болезнь. Впрочем не очень тяжёлая, если индивид владеет логикой..\
Поэтому, я дам вам шанс.
 
Во первых: нет противоречия в том, что Апостол призывает платить и подчиняться, т.к. меняется только идеология, для которой старые институты власти тоже полезны.
 
Во вторых: Что выша цитата, что статья Раважа для нас одинаково, т.к. ни вы ни я там не жили и свидетельствовать не можем. Единственно верные выводы мы можем делать из современности, в которой "христианская" церковь демонстрирует как раз идеологию описанную Раважем. Поэтому, его статья заслуживает большего внимания, чем ваша пропаганда.
 
Логика, уважаемый, хороший инструмент, пользуйтесь пожалуйста.
 
To yoyo
   
Цитата
Из этого следует, что ваш пост напротив не бредов и подходит куда угодно, даже для транспарантов. А я слышал, что мания величия это болезнь.
Мания величия это болезнь, проявляется тогда, когда любой бред пытаются выдать за истину. Так что проверим логику.
   
Цитата
Во первых: нет противоречия в том, что Апостол призывает платить и подчиняться, т.к. меняется только идеология, для которой старые институты власти тоже полезны.
Во-первых, армия - "старый институт власти". Логично или будете возражать? Исходя из ВАШЕЙ же логики, Апостолу выгодно сохранить армию, а не разваливать ее. Логично или будете возражать?
Исходя из вашей же логики, в цитате Раважа написан бред. Будете возражать?
 
 
Цитата
Во вторых: Что выша цитата, что статья Раважа для нас одинаково, т.к. ни вы ни я там не жили и свидетельствовать не можем.
Во-вторых, попробуйте пересказать фразу нормально, я ничего не понял.
 
Цитата
Единственно верные выводы мы можем делать из современности, в которой "христианская" церковь демонстрирует как раз идеологию описанную Раважем.
Вообще-то написанное - просто нелепость. Вы вообще не в курсе идеологии Церкви. Идеология Церкви - поддержка армии, а не "непротивление злу насилием". То есть, исходя из вашей же логики, Раваж бредит.
 
Цитата
Логика, уважаемый, хороший инструмент, пользуйтесь пожалуйста.
Попользовался чуть выше. Вас научить или сами?
Страницы: Пред. 1 2 3 След.