Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Единый учебник истории,
 
Единый учебник истории. Каким он будет? По инициативе Путина разрабатывается концепция учебника.

Вспомнила передачу "Времечко" по ТВ. Там ведущий в начале программы говорил: Из нашей передачи Вы не узнаете...далее шло перечисление - чего мы не узнаем.

Интересно, что узнают ученики из нового учебника и чего они не узнают?
Возможно ли объективно написать историю?

КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ (Проект) http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf

Даю ссылку на изменённый (или другой) вариант концепции учебника истории.
Скорее всего, это окончательный вариант.

РАБОЧАЯ ГРУППА
ПО ПОДГОТОВКЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
http://rushistory.org/wp-content/uploads/2013/11/2013.10.31-Концепция_финал.pdf
Изменено: Ferrum - 07.11.2013 19:54:41
Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 След.
Ответы
 
Цитата
lb пишет:
и, по свидетельству летописцев, согласно соглашению Улуг-Мухаммеда и Василия II, составляла «2 рубля со ста голов ежегодно». 91 Такая дань была огромна. В Англии в 1381 году произошло восстание, поводом к которому послужило введение поголовного налога, сумма которого составляла 3 шиллинга. 92 ; Попытаемся перевести эту сумму в граммы серебра, 3 шиллинга ( 1шиллинг – 16 грамма серебра, 3 шиллинга – 48 грамм серебра). Это еще раз подтверждает, что монголо-татарская дань по 1 рублю с «двух сох» была просто грабительской, удивительно, как русский народ выживал в то время.
А можете теперь вы объяснить, какое соотношение между всеми этими граммами, рублями и шиллингами и их тогдашней покупательной способности? Действительно, удивительно, как выживал, потому что летописи не пишут о том, что все мерли от дани.

Дань Василия II основателю Казанского ханства действительно оценивается как огромная, потому что этой данью Василий II выкупил себя из его плена, единственный случай в истории, когда московский правитель оказался во вражеском плену, и огромность дани показывает то, что ранее такой тяжелой не было.


Цитата
lb пишет:
В соответствии с «Повестью временных лет» вятичи и радимичи платили хазарам, а затем русским князьям по «щелягу» с плуга, где «щеляг» - это западный шиллинг, название самой мелкой монеты в Польше. Поэтому можно удивляться, как люди выживали в условиях монголо-татарского ига. В то же время, неудивительно, что выживали немногие. И такое положение сохранялось более двух столетий. 96
Если что-то так сильно удивляет, то скорее всего, выкладки неверные.

К примеру: Шелягом называлась некая монета, которую платили славянские племена хазарам в качестве дани и которая уже поэтому не могла иметь ничего общего с западноевропейским шиллингом. Возможно, она была арабским дирхемом либо хазарской монетой — шекелем.
Сноска на эту работу: http://annales.info/hazar/small/vi2003_10.htm
 
Цитата
Хэнк пишет:
А можете теперь вы объяснить, какое соотношение между всеми этими граммами, рублями и шиллингами и их тогдашней покупательной способности?
В источнике этому посвящен целый раздел.  Если интересно, можете проверить.
 
насчет гривны и рубля - гривны вообще две, и они разные, и что имел в виду Татищев и к какому времени эта фраза. Да и рубль к гривнам имел тоже запутанное отношение:

По данным исследователей новгородских берестяных грамот XII века, основной счетной единицей была гривна серебра, слиток весом около 196 граммов. 1 гривна серебра = 4 гривны кун = 80 ногат = 200 резан = 600 вевериц.2 Гривна кун, в отличие от весовой гривны, была счетной единицей. Гривна серебра - слиток определенного веса, гривна кун - определенное количество монет. 3 Шестиугольные киевские гривны XI-XIII вв. имели вес около 160 граммов. Известны также литовские гривны и слитки, обращавшиеся в XIV веке среди народов, населяющих берега Средней Волги. Эти «татарские» слитки имели вес русского северного (новгородского) слитка и назывались «сум» (саум). Впоследствии это название в татарском языке означало «рубль» и сохранилось в названии денежной единицы Узбекистана - узбекского сума.

В XIII-XIV веках возник рубль - гривна, разрубленная пополам. В Новгороде XV века главной единицей стал серебряный рубль, весивший около 170 граммов. 1 рубль = 216 денег, 1 гривна = 14 денег = 7 бел, 15 гривен = 210 денег. Гривна стала только счетной единицей, частью рубля. Отсюда название десятикопеечной монеты - "гривенник".
 
Цитата
lb пишет:
В источнике этому посвящен целый раздел. Если интересно, можете проверить.
Так в том-то и дело, что неразбериха получается, вот из Кобриня:

А потому «рубль» должен был соответствовать половине гривны.86 Но Дмитрий Донской, начав собственную чеканку монеты, установил величину рубля равной новгородской гривне.87 Лешков В.Н. приводит данные: «рубль приблизительно равнялся гривне, т.е. полуфунту серебра»88. Средневековый фунт = 20 шиллингам,

86 Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. / Под общ. ред. А.Ф. Киселёва: В 2-х кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. Ч. 1. с. 374.
87  Очерки русской культуры XIII-XV в.  Ч.1.М.,1970. с.327.
88 Лешков В.Н. русский народ и государство история русского общественного права до XVIII в. м.,1858. с.175.

 
То половина, то целая гривна, и непонятно, почему надо брать именно средневековый фунт, а не фунт 19 века, когда писал Лешков.
Далее:  
После нашествия Тохтамыша была полностью восстановлена изначальная грабительская дань. Лишь в XV веке сумма дани уменьшилась, и, по свидетельству летописцев, согласно соглашению Улуг-Мухаммеда и Василия II, составляла «2 рубля со ста голов ежегодно».91
91 Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. / Под общ. ред. А.Ф. Киселёва: В 2-х кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. Ч. 2. с. 137.

Эта дань Василия III не могла быть уменьшенной, так как это дань уже пленного князя победителю, и во всех сведениях страна страшно напряглась для выкупа своего правителя (кстати, это серьезное упущение автора, не знать про этот эпизод взаимоотношений Василия II и Улуг-Мухаммеда).
Но самое смешное, что сразу после этих слов, начинается другой абзац:
Такая дань была огромна.

Какая дань? До Василия II или его новая? Которая уменьшенная, была огромная, но не грабительская?
Я потому и спрашиваю, что ничего не ясно там.
 
Цитата
А почему история обязана легче открываться, чем бозон Хиггса?
дык ее открыть вообще сложно. Сей бозон открыли силой ума, а историю... наверное поговорку "умом россию не понять" придумали историки. Вот Вы тут про концепцию говорили
Цитата
Хорошо, что есть "концепция", которая все вопросы снимет хотя бы для детей. А историкам так и придется мучаться.
почему для детей нужно все вопросы снимать? Белые пятна стимулируют интерес к изучению. В этом же смысл образования? Настоящего, а не промывки мозгов. Единственная польза, что незаинтересованный ум, найдет себе более перспективное приложение чем читать архивы.  
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
Цитата
I7pOfeT пишет:
наверное поговорку "умом россию не понять" придумали историки.
Это же не поговорка. Это стихи Федора Тютчева, он не историк, он был плохонький дипломат и замечательный поэт.


Цитата
I7pOfeT пишет:
Единственная польза, что незаинтересованный ум, найдет себе более перспективное приложение чем читать архивы.
Безусловно, архивы именно для заинтересованных умов.
 
ну стихи, они как бы крылатость обеспечили. Наверняка он на эту тему общался со своим окружением
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
А еще было бы неплохо им в учебники викторинку добавить. С каким-нибудь таким вопросом:
"Кто выдал Льву Давидовичу паспорт, с котором он приплыл в Россию делать революцию?"

Ответ (слегка зашифровано): ерюпук йовораллод 000 001 ан нежарбози йыроток ,акьнедяд тот
 
Вчера по каналу Россия в третьей части передачи "Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым" обсуждали концепцию единого учебника истории. Участники программы, как всегда, разных взглядов. Разноголосица мнений и убеждений не оставляет надежды на изобретение скреп в нашем расколотом обществе.

Одни эксперты считают, что в разработке концепции не должно участвовать государство - это вопрос учёных-историков.
Другие считают, что государство должно участвовать в этом вопросе в числе других игроков (историки и общество). После чего последовала реплика: Там, где государство является одним из игроков, другие участники отдыхают (недословно).

Соловьёв подытожил: "Государству давно надо было войти на эту поляну."
Умеет же талантливый журналист Соловьёв защитить позицию власти, искусно прикидываясь демократом.  ;P
 
Цитата
Ferrum пишет:
Соловьёв подытожил: "Государству давно надо было войти на эту поляну."
Умеет же талантливый журналист Соловьёв защитить позицию власти, искусно прикидываясь демократом.
Так демократ - это не тот, кто "всегда против". Соловьев, конечно, давно стал аккуратный лизун, но в данном случае он прав. К примеру, в США полно демократов, но школы там - государственные (есть частные и религиозные, этих, естественно, очень мало, как и у нас), и учебник тоже стандартный, государственный с определенной позицией, воспитывающей американский патриотизм, хотя спорных вопросов их истории даже за 200 - полно.

Вот, к примеру, исследование американских учебников истории до сер. 60-х гг.:

А. Б. Соколов
«Патриотический нарратив»: школьные учебники истории в США (вторая половина 40-х – первая половина 60-х гг. ХХ века)
Представлен анализ школьных учебников истории, изданных в США в период с 1945 по 1965 г., выявлена тенденция изменения их содержания, выразившаяся в отказе от постановки острых социальных проблем, в сглаживании противоречий, в консенсусной интерпретации истории США, в доминировании «патриотического нарратива».

Сама статья: http://vestnik.yspu.org/releases/2010_g2g/14.pdf

Некоторые цитаты из их учебников: В предисловии к изданию 1950 г. отмечается, что главная цель изучения истории США в школе заключается в потребности каждого гражданина понимать и ценить американский образ жизни. Авторы предлагают акцентировать внимание школьников на повседневной жизни американцев, ибо это наилучший путь к понима-нию американского образа жизни, следовательно, и к пониманию американской нации как «сво-бодной, динамичной, процветающей, могущест-венной, которой нет равных по материальному, интеллектуальному и духовному вкладу, внесен-ному в развитие цивилизации» [21]. Они специ-ально заостряют внимание на том, что многие, в том числе и сами американцы, ошибочно недо-оценивают духовные достижения США, «равных которым очень мало или вообще нет в мировой истории».

Учебники, являвшиеся частью патриотического дискурса эпохи холодной войны, отличал «высокий», «пафосный» стиль. В книге «Как мы ста-ли американцами» говорится, что на том маленьком («по сравнению с солнцем и звездами») острове в море пространства, который называется Соединенные Штаты Америки, проживает «самый благословенный народ» во вселенной. Люди жили на этой территории задолго до того, «как наши прадеды построили города и дороги, выру-били леса и освоили поля, задолго до того, как наши предки выкопали шахты и установили плотины на реках» [25]. Это описание не только на-поминает школьникам, кого считать предками, но и подчеркивает, что именно европейские переселенцы преобразовали эту землю, сделали ее цивилизованной страной.
Характерным примером такого же рода является учебник «История наших (курсив мой. – А. С.) Соединенных Штатов» Р. Кордьера и Э. Роберта [26]. Главная идея, которую он вну-шает школьникам, – это идея о том, что они принадлежат к особой нации, отличающейся качествами, только ей присущими. Из всех историй история США – самая важная, потому что американская нация создала наилучшую форму управления, благодаря которой люди живут более свободно и безопасно, чем когда- и где-либо.

С рож-дением США родилось новое убеждение: люди могут быть свободными и могут свободно жить под властью своего правительства. Это провоз-гласил американский Колокол Свободы. В пер-вый раз в истории «все люди, ты и я» приобрели значение. Трудно сказать точно, что значит аме-риканский дух и американская мечта, но «на вос-токе и на западе, сегодня, как и сто лет назад, всегда есть что-то, хотя бы чуть лучшее, что можно найти и обрести». Когда не было дорог, мы их построили. «Мы сажаем детей в повозку, берем еду, мебель и едем в поисках места, где легко дышится. Движение вперед – это часть американского духа. Вдоль дорог могут быть ин-дейцы, может быть голодно, страшно, холодно. Но американцы любят собираться командой – в повозках или на работе. Две головы лучше, чем одна, и если ты хоть немного делишь трудности с другими, пережить их становится легче. Дай ру-ку, сосед! Рука, которая помогает, – часть амери-канского духа. Каждый может стать хорошим товарищем, если дать ему шанс. Мы, американ-цы, верим в это. Мы верим, что вчера был хоро-ший день, а завтра наступит еще лучший» [27]. Нетрудно заметить, что ключевое слово в этой вводной части учебника – слово «мы». В отличие от Рагга, писавшего о различиях, Кордье и Ро-берт нивелировали их, этим «мы» они сразу от-метали любую попытку критически взглянуть на прошлое страны; бесконечно повторяющееся «мы» становится средством психологического подавления, своего рода гипноза. Авторы пыта-лись сделать школьникам прививку оптимизма, с позиций которого, и только, они должны смот-реть на настоящее и прошлое страны. «Нам по-везло. Мы действительно счастливчики. В нашем распоряжении была страна такая огромная, что в ней было место для любого проекта. Леса, рав-нины и горы самым удобным образом оказались в нашем распоряжении. Наши города росли ря-дом с изобильными полями. Мы строили мосты и каналы, чтобы связать все воедино. На каждом столе была еда и была работа для каждого чело-века. Мы стремились сделать жизнь лучшей для каждого. Немного удачи, и нам будет завидовать весь мир. Хотя, может быть, нам нужно кое-что еще. Нам нужна удача – и молитва», – писали они [28]. Стоит ли говорить, что здесь обнаружи-вается полное расхождение с Раггом, отмечав-шим, что в Америке многие голодают, отсутствие каких-либо проявлений критико-реалистического подхода к действительности. Америка так пре-красна, что «дух захватывает». Здесь ни один че-ловек не король, здесь каждый может голосовать и имеет голос в управлении. «Здесь нивы плодо-родны, а скот тучен. Каждый может безопасно ходить по дорогам ночью – здесь кончается страх», – восклицают авторы учебника, можно сказать, в упоении.
 
http://www.urokiistorii.ru/learning/manual/51508

Вот тут либеральные американцы пишут о том, что все учебники, в т.ч. и на федеральном уровне, утверждает Госсовет Техаса, одного из самых консервативных штатов.  
 
Хэнк,
Цитата
Соловьев, конечно, давно стал аккуратный лизун, но в данном случае он прав. К примеру, в США...
Не убедили.
Так вот и Путин, чтоб объяснить народу необходимость какого-нибудь закона, ограничивающего права граждан, ссылается на зарубежный опыт. Якобы там давно так.

В этой передаче у Соловьёва были и "писатели"-историки, т.е. те, кто писал концепцию. Они убеждены, что делают полезное дело. Хорошо, что это молодые ребята и лет через 30... далее, как всегда в нашей многострадальной истории.  8-)
 
Цитата
Ferrum пишет:
Так вот и Путин, чтоб объяснить народу необходимость какого-нибудь закона, ограничивающего права граждан, ссылается на зарубежный опыт. Якобы там давно так.
Ну где-то действительно так, как он говорит. Общемировой тренд. К слову, посмотрел передачу эту сейчас, там такая идея звучала не только от Соловьева, гос-во воспитывает своих граждан в определенном направлении.
Концепцию писал там только Журавлёв.
"Ну, через 30 лет вообще все по-другому будет!", как говорили в оскарном фильме Меньшова
 
Хэнк,
Цитата
там такая идея звучала не только от Соловьева
Я же писала, что одни считают так, а другие - иначе.
Цитата
Концепцию писал там только Журавлёв.
Там был самый молодой среди экспертов. Кажется, гендиректор (или зам) ассоциации учителей истории - вроде так. Он активно выступал за концепцию. Вот я его и причислила по ошибке к авторам. Перспективный пацан.

Порадовал Проханов - не утомил на этот раз красивым метафизически-божественно-космическим бредом и имперским вИдением страны. Безупречный русский язык.  
 
Цитата
Ferrum пишет:
Там был самый молодой среди экспертов. Кажется, гендиректор (или зам) ассоциации учителей истории - вроде так. Он активно выступал за концепцию. Вот я его и причислила по ошибке к авторам. Перспективный пацан.
Это да. Секиринский вроде уже замдиректора ИВИ РАН, тут я не уверен, это ДеБур должна лучше знать. Он секретарь "рабочей группы", которая "переработала" изначальный вариант нашего "авторского коллектива".

Точно-точно, он уже зам директора по науке. в ИВИ РАН аж 5 замов по науке, у нас - 2.
 
Цитата
lb пишет:
А еще было бы неплохо им в учебники викторинку добавить. С каким-нибудь таким вопросом:
"Кто выдал Льву Давидовичу паспорт, с котором он приплыл в Россию делать революцию?"
Штаты. Или Англия. Не? :)
 
Цитата
Mysth пишет:
Штаты. Или Англия. Не?
Там же ответ написан: "Тот дяденька, который изображен на 100 000 долларовой купюре". То есть Вудро Вильсон.
(Некоторые исследователи оспаривают факт наличия у Троцкого паспорта США)
 
Хэнк, кстати, г-н Акунин никого не спросясь пишет Историю государства Российского. Первый том уже вышел. Как оно вам? По-моему, какая-то лубочная история, судя по нескольким приведенным в сети страничкам.
 
У него задача либо войти в историю, либо влипнуть в нее.
Во чё отчудил: не сяду, говорит, на одном поле... (далее по ссылке)
https://www.facebook.com/maxim.sokolov.7

Картинка очень красивая. Мне понравилась...
 
Лично я против единого учебника, каким бы он ни был. Ученики все разные, классы разные. Даже по математике есть несколько учебников - почему же по истории должен быть один?
I am proud to be Ukrainian
 
De Boer, речь о линейке учебников для всех классов.
 
Хохлам такой учебник не трэба. Но это другая история......
 
Хэнк, я вроде бы про это и говорю. Или нет? По математике есть линейки - они разных авторов.
I am proud to be Ukrainian
 
De Boer, ну, пока никто не знает, как это точно будет. Может, будут писать большие коллективы, по разным периодам свои специалисты, может, будет конкурс на отдельные  учебники по отдельным периодам, и победители войдут в линейку.
 
Хэнк, а вы знаете, что в Татарстане свое видение ситации с монголо-татарскими завоеваниями? и что они настаивают на том, чтобы именно ИХ видение вошло в этот единый учебник?
I am proud to be Ukrainian
 
Единый учебник истории так же полезен, как и единая религия.
 
De Boer, что хотели, они уже изменили в концепции. Так они больше особо ни на чем не настаивали, в конце концов исламскую Волжскую Булгарию на месте нынешнего Татарстана татаро-монголы тоже изрядно разнесли.
 
Егор Холмогоров: Триумф полузнания http://vz.ru/columns/2013/11/25/661126.html

… Сочинение Чхартишвили – триумф полузнания, которое гораздо хуже, чем незнание полное. Автор слышал звон обо всем – о теориях климатических колебаний, о речной теории, о геногеографии, о скифах и сарматах. Сумма его полузнаний больше, чем сумма полузнаний большинства его потенциальных читателей, поэтому вопрос «что-то он врет» у большинства из них не возникнет.

… Чхартишвили выступает в роли Рабиновича, напевшего Карузо.
 
 
А сколько было разговоров! :-)
Цитата
В Министерстве образования и науки России отказались от идеи ввести во всех школах единый учебник по истории.

- У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один единственный учебник, - заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов.
Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 След.