Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
1917-2017 информация к размышлениям...
 
Сто лет февральской революции на носу, а там и до октябрьской недалеко.
Сейчас начнется.
Редко встретишь что-то о том времени без эмоций. Но есть:

Парадоксы революции: рационализм не спас бы царизм
Российская монархия была приговорена. Никакие политические ходы не уберегли бы ее от гибели.
http://www.rosbalt.ru/blogs/2017/01/03/1579339.html

Парадоксы революции: большевики не должны были победить
Ленинцы задушили левых конкурентов, а затем разбили белых, потому что меньше всех спорили с народной стихией.
http://www.rosbalt.ru/blogs/2017/01/05/1579385.html

Парадоксы революции: переворот с перепугу
Понимание, что большинство не поддерживает их утопию, толкнуло большевиков на новый раунд борьбы за власть.
http://www.rosbalt.ru/blogs/2017/01/07/1579421.html


И голоса оттуда и из тогда:
https://project1917.ru/posts/11229##post
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 10 След.
Ответы
 
Хэнк,
К сожалению не могу вступить в развернутую дискуссию. )))
Но многие Ваши суждения не менее спорные, чем автора.
Его-то мысль проста: империя в том виде, что она была рухнула бы по-любому. Независимо от.
Большевики - досадная случайность.
На каком-то этапе они решили все проблемы и итог: победа в ВОВ, спутник и реактор.
Потом они попали в ту же ловушку, что и РИ. Только вместо земли, проблема была : накормить, одеть народ.

А землю они крестьянам дали, не обманули. Мой дед её пахал. До 1930 года. Только опять никто не хотел и не мог товарного зерна государству сдать.
 
Цитата
BBC написал:
Его-то мысль проста: империя в том виде, что она была рухнула бы по-любому. Независимо от.
Его мысль хороша тем, что не особо научная, потому неопровергаемая и недоказуемая. Ибо "бы". Петр I в своё время перевернул Россию вообще полностью, и ничего.
Всё могло быть иначе, и среди элиты были сторонники ответной реакции на чаяния общества, развившегося до того предела, что "хотим сами управлять, мы лучше знаем". При Александре III все сидели как мыши под веником и не вякали, а когда он умер, понадеялись, что его сын открутит гайки обратно (принцип существования России в XIX веке  - один император закручивает гайки, второй откручивает, третий опять закручивает и т.д. Первый, кто нарушил традицию - Николай II, и он же закономерно последний).
Отказ от требуемых обществом реформ, их проведение половинчатым путем, чтобы ничего ненароком не сломать - наоборот, закономерно приводит к краху страну. Это и Горбачев подтвердит. Но вот утверждать, что все было бы аналогично, если бы Николай II был не консерватором, а либеральным реформатором - весьма самоуверенно.
Цитата
BBC написал:
Большевики - досадная случайность.
В истории нет случайностей. Это закономерность. Популисты, уворачивающиеся от сотрудничества с любыми властями, даже с бывшими союзниками, мечтающие рулить любой ценой (не постеснялись стянуть у конкурентов-эсеров аграрную программу вместо своей прежней, которая оказалась народу не нужна), придут к власти всегда в тех условиях, когда другие не могут пообещать народу выполнение его желаний, так как знают, что их выполнение приведет к краху страны. Весь политический спектр сыпался от крайне правых до крайне левых поочередно, пока не дошел до самых отмороженных, у которых всё было просто и на все был простой ответ.
Цитата
BBC написал:
А землю они крестьянам дали, не обманули. Мой дед её пахал. До 1930 года. Только опять никто не хотел и не мог товарного зерна государству сдать.
Не обманули - дали. И отняли обратно через некоторое время. Вот урок всем настоящим политикам. Кремль дал суверенитет всем республикам, чтобы не разваливали страну, они получили и утихли, а потом Кремль спокойно отобрал, и они еще благодарно кланялись в ответ. Кравчук в условиях народных выступлений в Крыму в последние годы СССР дал Крыму широкую автономию, а потом Кучма или ещё кто отнял, оставил только фикцию. Будь нынешние правящие хохлы не кретинами, они сделали бы с Донбассом и Крымом тоже самое после первых митингов - любая автономия, любые права - всё стихает, потом тихонечко все автономные побрякухи убираются обратно в шкаф до следующей бучи.
 
Цитата
kosad написал:
антисоветская провокация. Зато большевики смогли, как минимум, более менее провести культурную революцию в деревне.
И в чем она выразилась-то? Программу всеобщего начального образования при последнем царе приняли, к началу 1917 г. мальчиков всех в европейской части страны уже охватили учебой, с девочками был напряг, их половина была неохвачена, но к концу 20-х гг. планировали по всей стране, в т.ч. в Средней Азии, Сибири и на Сев.Кавказе завершить полностью.
Большевики вон взрослых учили грамоте кавалерийскими наскоками, типа ликбез, обучали их, отчитывались перед партией, уезжали из деревень, а через некоторое время оказывалось, что обученные опять разучились читать, ибо нечего им было читать, ни книги, ни газеты в деревни не доходили, а если доходили, то и без них обходились, а что не используется, то забывается.
То бишь всему своё время, общество должно развиваться органично, одна потребность тянет за собой другую, и холодильники с телевизорами в стране появились бы вне зависимости от того, большевики у власти, монархия или либеральная демократия, а насильно ради галочки и пропаганды тянуть кого-то смысла нет.
 
Цитата
Хэнк написал:
То бишь всему своё время, общество должно развиваться органично, одна потребность тянет за собой другую, и холодильники с телевизорами в стране появились бы вне зависимости от того, большевики у власти, монархия или либеральная демократия, а насильно ради галочки и пропаганды тянуть кого-то смысла нет.
Глубокая мысль! Нет слов.
 
kosad к тому-же ещё и активист лгбт?
 
Цитата
kosad написал:
в доступности высшего и среднетехнического образования, например, для любого хорошиста или отличника.
а что, при царе любой хорошист или отличник не могли пойти в университеты или реальные училища? Куда ж они шли?
Цитата
kosad написал:
Девушек, по одной, каждый год посылали в губернский город  учиться на акушерок.
Вероятно, при советской власти акушерками были все девушки губернии?
Это вообще не начальное образование.

Не случайно известный российский математик академик В.И.Арнольд, оценивая новый проект реформы российского образования в начале XXI века, отметил, что во многих отношениях современная «модернизируемая» школа предъявляет меньшие интеллектуальные требования, чем четырехлетняя (двухклассная) дореволюционная церковно-приходская школа [Арнольд 2002]. (Как отмечено выше курс советской средней школы в действительности наиболее полно соответствует так называемым «высшим начальным училищам» по закону 1912 года. Лишь некоторые лучшие советские школы и только по отдельным предметам, например, по геометрии, изучавшейся по дореволюционному учебнику Киселева, достигали уровня гимназий).

При этом данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50% девочек в начальных школах) и с ситуацией в губерниях с преимущественно инородческим составом населения, прежде всего в регионах Средней Азии, а также в удаленных губерниях Сибири. Тем не менее, работа по введению всеобщего обучения велась в соответствии с четко утвержденными планами. К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств полностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осуществлению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана, а 30% от 5 до 10 лет [Начальное народное образование 1916, 146]. Планы создания школьных сетей продолжали эффективно реализовываться вплоть до 1917 года. Таким образом, между 1919 и 1924 годом должно было быть осуществлено всеобщее обучение всех детей Империи (в четырех или пятилетних начальных школах, с возможностью продолжения обучения в высших начальных училищах и гимназиях). Полной реализации этих планов помешала не столько Мировая война, сколько Революция 1917 года и Гражданская война, породившая миллионы беспризорников и лиц оставшихся без попечения родителей [Сорокин,
2008]. В СССР всеобщее обязательное обучение (четырехлетнее) было введено только 14 августа 1930 года Постановлением ЦИК И СНК Союза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении».
Что касается численности учащихся, следует отметить, что СССР примерно до 1925 - 1927 гг. в школах училось существенно меньше детей, чем в Российской Империи в 1914-1916 году.

Книжка в ПДФ:
http://www.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf
 
Цитата
Противоположная ситуация имела место, например, в Италии. Обяза
тельное обучение в возрасте 6-9 лет здесь было введено еще в 1877 году,
однако, непосредственно накануне Первой мировой войны число не
грамотных среди новобранцев и брачующихся доходило до 40%
45что говорит о том, что требование обязательного обучения грамоте по кра
говорит о том, что требование обязательного обучения грамоте по край
ней мере в начале ХХ века вовсе не исполнялось значительной частью
населения. (По многим параметрам именно Италия являлась наиболее
близким аналогом  России. Это также была страна с преимущественно
крестьянским, воспитанным под влиянием традиционного Христианс
тва населением, в тоже время имевшая высокоразвитое искусство, на
уку и промышленность).
Цитата
Накануне Первой мировой
войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи
составлял 70-80 %.
Таки ,я так понял ,что итальянцы на время вступления в Первую мировую войну по уровню грамотности практически в два раза ниже российского.Но при этом имевшая высокоразвитое искусство, науку и промышленность.
Сомневаюсь ,более того уверен ,что это не так.Сам автор пишет ,(По многим параметрам именно Италия являлась наиболее
близким аналогом  России. ) Автор за грамотных (80%) полагаю посчитал тех ,кто  расписывался не крестиком.Накалякает такой новобранец " Редькин"-- значит грамотный.А он воспринимает это слово как картинку ,а не последовательность букв.
Так что, статья с душком.

 
Изменено: camus - 01.02.2017 13:47:18
 
Цитата
Хэнк написал:
Его мысль хороша тем, что не особо научная, потому неопровергаемая и недоказуемая
Я извиняюсь, а что в исторической науке есть доказуемые мысли? Если бы Николай, был либерал-реформатором, то мы бы в 2017 отмечали победу над германским кайзеризмом? Вот научность-то!
Цитата
Хэнк написал:
Ибо "бы". Петр I в своё время перевернул Россию вообще полностью, и ничего.
Вот именно, что ничего. А некоторое аукнолусь через много лет. Например упразднение патриаршества и введение церкви в аппарат государства. Или запрет принимать в монахи дворян. И потом, строй экономический он не ломал.
Цитата
Хэнк написал:
В истории нет случайностей. Это закономерность.
Ооо, повеяло знакомым душком. Все закономерно, ничего случайного нет.
Тогда и предсказывать можно грядущие события. Например неизбежность краха империализма и воцарения справедливости во всем мире.
 
Разве это не деяния реформатора?
1) Необходимость реформы: «коренного пересмотра и исправле-
ния» учебного строя.
2) Преодоление отчужденности школы от семьи и преодоление ее
бюрократического характера.
2) Целостность образования, как не только умственного, но и нравс-
твенного.
3) Усиление физического воспитания и исправление вредного для
здоровья учащихся характера занятий в школах (в частности, устране-
ние «перегрузок»).
4) Всесторонний пересмотр основных типов, сложившихся в Рос-
сии школ (классического и реального направления) и, возможно, созда-
ние нового типа среднего образования.
5) Умножение разного рода профессиональных учебных заведений
(начальных, средних, высших), широкое развитие технического обра-
зования и преодоление разрыва между системой общего и профессио-
нального образования.
6) Национальный характер образования.
7) Индивидуализация обучения, адаптация к возрасту, социальным
и индивидуальным особенностям учащихся.
8) Законченность (или «самодовлеющий» характер) каждой ступени
образования. То есть школа, например, должна не только и не столько
готовить к высшему образованию, но и давать законченное образование
позволяющее каждому найти его путь в жизни.
Отдельно разрабатывалась общегосударственная программа введе-
ния всеобщего начального обучения.
Эти принципы достаточно последовательно проводились в жизнь
на протяжении всего царствования Николая II и оставались неизменны-
ми с 1899 по 1917 год.
 
camus, хватит пургу нести
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
Цитата
I7pOfeT написал:
 camus , хватит пургу нести
Пургу нести не возможно!
camus , хватит пургу мести
 
на
Изменено: camus - 01.02.2017 23:37:00
 
Когда языком метут попусту то это всё равно, что в пургу мести! Нет толку! А вот нести её попробуй сумей! В любую погоду!)
Подумай сам!
 
н
Изменено: camus - 01.02.2017 23:37:38
 
А )
Изменено: один - 01.02.2017 23:55:12
 
И вам рекомендую
 
camus,
Спасибо, но мы на тракторе!)
 
ПРЕДЧУВСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
В начале 1917 года в России усилились слухи о заговоре против царя, о близком конце самодержавия. Можно ли было спасти монархию от краха?
http://newtimes.ru/stati/syuzhetyi/predchuvstvie-katastrofyi.html
 
Цитата
BBC написал:
Можно ли было спасти монархию от краха?
Можно. Как и СССР можно было спасти.
 
Цитата
один написал:
Когда языком метут попусту
Вот и не мети попусту ,о возражай дельно. если на тракторе.Раньше поговорка была -- дурака на трактор не посадят.
 
На себя посмотри! Хочешь, что б меня хэнк  .....  Да ты и впрямь ба.. н !
 
Цитата
один написал:
что б меня хэнк
Во Хэнк людей зашугал.Слова путнего из себя выдавить боятся.  :o
Изменено: camus - 02.02.2017 13:42:29
 
Цитата
kosad написал:
 один ,такие как вы! начинают гражданские войны и сталинский террор!
Соблюдайте культуру пролетарских дискуссий!
Вы мне льстите?!)
 
Цитата
один написал:
Соблюдайте культуру пролетарских дискуссий!

*Карп, ты на руки то его посмотри!?*  Пролетарий ты хренов!))
Изменено: один - 02.02.2017 19:36:18
 
И опять врёшь!)
 
Цитата
BBC написал:
Я извиняюсь, а что в исторической науке есть доказуемые мысли? Если бы Николай, был либерал-реформатором, то мы бы в 2017 отмечали победу над германским кайзеризмом? Вот научность-то!
То же, что и в остальной науке - те мысли, которые имеют доказательства, в исторической науке - в виде свершившихся фактов. Если их нет, а есть "бы" - это не научное, это домыслы, которые не доказать, ни опровергнуть.
Цитата
BBC написал:
Вот именно, что ничего. А некоторое аукнолусь через много лет. Например упразднение патриаршества и введение церкви в аппарат государства. Или запрет принимать в монахи дворян. И потом, строй экономический он не ломал.
Аукнуться может что угодно. Вон, человек в детстве съел огурец, а через 70 умер.
Через много лет может аукнуться всё.
Петр поменял строй политический. А далее экономический строй меняли его наследники - Екатерина II (точнее, Петр III) отняла земли у церкви, Александр II отменил основу основ - крепостное право, и ничего, не рухнуло. Об отмене крепостного права думали вообще все с Екатерины - но считали, что опасно, общество не примет и т.д. Отменили, когда выбора уже не было, когда общество осознало. К примеру, то, что общество хотело парламента, было ясно еще при Александре II. И у Николая II была возможность устроить Думу до того, как у него после революции 1905 г. не осталось выбора. Потом затребовали правительство народного доверия, но тут уже уступок не было вплоть до февраля 17 года.
Цитата
BBC написал:
Ооо, повеяло знакомым душком. Все закономерно, ничего случайного нет.
Тогда и предсказывать можно грядущие события. Например неизбежность краха империализма и воцарения справедливости во всем мире.
"Все закономерно, ничего случайного нет" - это православный взгляд, нет разве? Птицы и волосы с головы человека не падают без воли Бога, как говорил Христос в Евангелиях, разве нет?

Маркс не учел нескольких перекрестков, их невозможно было предвидеть тогда, на которых не туда свернуло общество, потому его логический прогноз, оправдываясь поначалу, оказался в итоге неверен. Но нельзя сказать, что в его рассуждениях не было логики, и тем более нельзя сказать, что общество свернуло в сторону от его предписанной магистрали случайно.
Предсказывать  можно, и многие предсказывали те или иные события, исходя из логики развития событий. Константин Леонтьев в 1880-е годы писал, что он уверен, что у России будет война с Германией из-за сербов или болгар в союзе с Францией (до сенсационного союза с Францией у России было ещё 10 лет), и Францию разобьют, а Россия должна одолеть немцев, и что обязательно будет и вторая война с Германией, и тут русские точно победят. Можно даже сказать, что он предсказал и рождение фашизма - описав, что в Европе, как реакция на социализм должно родиться то, что не будет ни либеральным, ни эгалитарно-социалистическим. Это не откровение свыше, это логические рассуждения у него.

Просто не всем людям дано увидеть из нескольких логических вариантов развития тот, кто будет реализован. Все эти варианты логичны, учитывают то или иное влияние или развитие событий, потому человеку сложно оценить всё - как предсказывать развитие шахматной партии между гроссмейстерами после пары десятков ходов - это можно, но потребует от наблюдателя сверхчеловеческой памяти. И при этом среди ходов не будет ни одного случайного - у каждого будет своя логика. Если школьник не может решить задачу - это не значит, что задача не имеет решения. Если человеческий разум не может предсказать пути развития истории - это не значит, что он не имеет логики.

Но главное, Вы путаете последовательность предсказания и анализа..
Бытовой пример. Произошло ДТП. Его нельзя было предсказать, что именно здесь и сейчас и именно эти, но оно было закономерным - один выехал в 10.05, а второй в 10.33, из-за чего оба оказались на одном перекрестке. Далее можно легко выяснить, что к этому привело, что один был расстроен ссорой в семье, второй опаздывал и потому торопился, а на его пути не был установлен знак уступить дорогу.
С точки зрения истории дело обстоит именно так - нет случайности, к событию привела цепочка других событий, которые можно проследить и объяснить. Если бы кто-то выехал на минуту позже - они бы не пересеклись в одной точке и ДТП бы не было, и исследовать было бы нечего.
 
Цитата
Хэнк написал:
"Все закономерно, ничего случайного нет" - это православный взгляд, нет разве? Птицы и волосы с головы человека не падают без воли Бога, как говорил Христос в Евангелиях, разве нет?
Цитата
Хэнк написал:
просто не всем людям дано увидеть из нескольких логических вариантов развития тот, кто будет реализован. Все эти варианты логичны, учитывают то или иное влияние или развитие событий, потому человеку сложно оценить всё - как предсказывать развитие шахматной партии между гроссмейстерами после пары десятков ходов - это можно, но потребует от наблюдателя сверхчеловеческой памяти. И при этом среди ходов не будет ни одного случайного - у каждого будет своя логика.
Что-то у Вас какое-то смешение понятий произошло. Разве в Евангелиях  так говорится? Скорее, наоборот. Во всех религиях утверждается, что есть свобода воли у человека. А значит и у событий нет определенности. В этом имеется некий парадокс, который понять, что он имеется, могут далеко не все. Людям с физическим образованием он виден невооруженным взглядом, с остальными - проблема. Впрочем, мы его как-то уже обсуждали. Мы на эту тему беседовали с о. Сергием. Он также не ощущает парадокса. В чем парадокс? В том, что Бог во всех религиях считается всемогущим и то, что Он существует вне пространства и времени. То есть, он как бы, глядит на мир, прокручивая кассету с фильмом, причем, в обе стороны. Если это так, то где свобода воли, если фильм уже записан? То есть, эти два утверждения - о свободе выбора, воли и существование Бога вне пространства и времени,находятся в противоречии. Если бы все было предопределено, то есть, как бы Бог-программист Сам написал программу,  (создал мир), то за что же он людей наказывает за прегрешения? Например, за что Содом и Гоморру уничтожил, если все Сам так спроектировал?

На самом деле, этот вопрос, все ли в мире предопределено или все же имеет место случайность, не имеет практического значения. Даже если все предопределено, то нам это знать не дано. Почему не дано? Ну так устроен мир. В квантовой механике утверждается, что при попытке измерить характеристику какого-либо объекта, мы обязательно его изменяем. Чем меньше объект, тем сильнее это изменение. Любые знания мы получаем в результате измерения, наблюдения (что - одно и то же).  То есть, при каждом измерении вносится неопределенность. А значит нет и разницы - есть ли определенность, заданность или нет. Математики сказали бы, что этот вопрос относится к разряду геделевских. То есть, любой из ответов нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Некоторые события можно предсказать с достаточно высокой степенью вероятности, исходя из известной цепочки других событий, а некоторые - только попытаться угадать. При этом вероятность угадывания может оказаться крайне низкой. Например, купить выигрышный лотерейный билет. И если кто-то угадал , то это не означает, что он умнее и талантливее остальных, которые не угадали.

Ваш пример с ДТП тоже не очень уместен. В математике есть понятие необходимые и достаточные условия. Для того, чтоб ДТП произошло, необходимо, чтоб эти автомобили выехали так, чтоб могли оказаться в одной точке, но этого совершенно недостаточно, чтоб ДТП произошло.Поэтому, с достоверностью можно утверждать только одно - авария с двумя конкретными автомобилями в заданный момент времени не произойдет, если они в это момент будут находиться в разных местах. Если бы это были не автомобили, а поезда, тут угадать аварию было бы проще.  
Изменено: Gierus - 06.02.2017 12:35:43
 
Цитата
Gierus написал:
Что-то у Вас какое-то смешение понятий произошло. Разве в Евангелиях  так говорится? Скорее, наоборот. Во всех религиях утверждается, что есть свобода воли у человека. А значит и у событий нет определенности.
Смешение понятий у Вас. В Евангелии говорится, что без воли Бога ничего не происходит, и птицы с неба не упадут без этого и далее. Свобода воли у человека есть, он сам выбирает свою судьбу, но вот судьба человечества, события как раз, всё идет к предсказанной в тех же Евангелиях и вообще и в Новом, и в Ветхом в Новом Завете цели, и второго варианта не предусмотрено. Человечество добровольно выбирает этот вариант - отступления от Бога и уничтожения этого мира, появление вместо него мира нового.
Цитата
Gierus написал:
Людям с физическим образованием он виден невооруженным взглядом, с остальными - проблема. Впрочем, мы его как-то уже обсуждали. Мы на эту тему беседовали с о. Сергием. Он также не ощущает парадокса. В чем парадокс? В том, что Бог во всех религиях считается всемогущим и то, что Он существует вне пространства и времени. То есть, он как бы, глядит на мир, прокручивая кассету с фильмом, причем, в обе стороны.
очень опрометчиво и достаточно смешно переносить своё непонимание на всех лиц со физическим образованием. Хотя вопрос действительно сложный и породил немало ответвлений в религиях.

Тут далее всё верно, как раз про фильм и наблюдателя я вроде тоже писал тогда.
Свобода воли в том, что человек выбирает путь самостоятельно. Вот и всё. Без разницы, видит этот выбор в дальнейшем кто-либо, или нет. Важен ведь сам факт свободы выбора. К простому бытовому примеру из местного прошлого (не к рассуждениям о предопределении и Боге, просто о свободе выбора и запланированном результате) - я стал модератором, зная, что предыдущий модератор поведет кампанию против меня. Я не заставлял его, не предписывал, это был его выбор, он мог этого не делать, но он сделал. Далее, когда я знал, что он сделает этот выбор - мне нужно было опереться на поддержку участников, чтобы они поняли, что это не я, а он им мешает, и дело не во мне. Потому я ничего не делал с бывшим модератором, чтобы он не творил, ожидая, что участники сами взвоют от происходящего и начнут от меня требовать убрать его в бан. Я им не предписывал и никак не покушался на свободу выбора и свободу их воли, но они действительно сделали так, как я ждал.
В этих случаях свобода воли человека не была нарушена, хотя действия людей мною были фактически предсказаны.
Почему же Вы будете считать, что Бог предписал человеку те или иные дела, если человек сделал выбор самостоятельно, своей волей? Бог просто знает, каким был/будет/есть этот выбор каждого, но он не предписан никому. Содом и Гоморра добровольно выбрали свой путь.
Цитата
Gierus написал:
В математике есть понятие необходимые и достаточные условия. Для того, чтоб ДТП произошло, необходимо, чтоб эти автомобили выехали так, чтоб могли оказаться в одной точке, но этого совершенно недостаточно, чтоб ДТП произошло.
Конечно, недостаточно, я же назвал там и ряд других условий. Но факт тот, что если бы кто-то выехал на минуту позже, ДТП бы не было - да.
 
Фильм Матрица.
К вопросу о самостоятельности воли - Нео не физик, но проблемы у него те же, что у Геруса:

Цитата
Gierus написал:
Если это так, то где свобода воли, если фильм уже записан?
Пифия: В точку! Это тупик, без сомнения. Больше того, я совершенно не собираюсь помогать тебе из него выбираться. Ищи выход сам. Тебе нужно будет самому решать принимать то, что я предложу или отвергать. Леденец?

Нео: Вы уже знаете, возьму ли я его?
Пифия: По-твоему это для Пифии удивительно?
Нео: Но раз вам все известно, как я могу делать выбор?
Пифия: Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан. Ты стараешься понять, почему ты его сделал.

Ну и вопрос - разве свободе воли Мистера Андерсона есть какая-то опасность, от того, что кто-то знает тот выбор, который он сейчас сделает?
 
Цитата
Хэнк написал:
То же, что и в остальной науке - те мысли, которые имеют доказательства, в исторической науке - в виде свершившихся фактов. Если их нет, а есть "бы" - это не научное, это домыслы, которые не доказать, ни опровергнуть.
Отлично! Значит предположения о том, что будь царь другим, все было бы по другому ненаучны. А мысль, что империя была обречена получила подтверждение в виде совершившегося факта.

Цитата
Хэнк написал:
Если бы кто-то выехал на минуту позже - они бы не пересеклись в одной точке и ДТП бы не было, и исследовать было бы нечего.
Как-то ключевое слово "БЫ" сияет своими гранями.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 10 След.