Служба поддержки+7 (496) 255-40-00
IForum (Открыто временно, в тестовом режиме, не поддерживается.)

   RSS
Теория социализма
 
Тема теоретическая, опыт построения социализма в странах соцлагеря практически не дает иллюстраций. Тема модератором может быть перенесена.
 
Основная идея в том, что теории социализма (по моему мнению) нет. Упоминавшаяся книга «Теория и практика социализма и перспективы его в XXI веке» тому яркое свидетельство. Только что выложена электронная версия книги В.А.Архангельского "Концепция социализма как общества диалектических противоположностей" (1983 г. с комментариями автора 2011 г.). Вот оттуда:
 
При ближайшем знакомстве с политэкономией социализма по научной литературе обнаружил, что в этой науке – не все так гладко да ладно, как это излагается в учебниках. Практически ни по одному вопросу (разве что за исключением того, что при социализме нет эксплуатации одного класса другим) среди политэкономов-марксистов нет единства мнений. Какой бы вопрос мы не взяли, будь то вопрос о производительном или непроизводительном труде, об основном производственном отношении, об основном противоречии социализма, о характере социалистического производства и причинах товарно-денежных отношений при социализме, о границах между необходимым и прибавочным продуктом,– существует множество разноречивых точек зрения.
 
«В Советском Союзе и других социалистических странах появились различные точки зрения по фундаментальным вопросам экономической теории ... важнейшие экономические категории и законы трактуются зачастую по-разному, причем та или иная трактовка не получает достаточного обоснования, а просто постулируется» [237.25]. Весьма показательным является сделанное уже совсем недавно признание Н.П.Федоренко на Общем собрании Отделения экономики Академии наук СССР и на сессии Общего собрания АН СССР, состоявшихся в марте 1981 г., о том, что пока еще нет никакой ясности в таком важнейшем для политической экономии социализма вопросе, как содержание закона распределения по труду при социализме. «Что значит по труду? По количеству затрат времени и сил работника, как считают одни ученые? Или по экономической оценке конечных результатов труда, по приносимой общественной полезности, как считают другие? Есть и иные точки зрения на этот вопрос. Нам представляется, что пора во всех этих взглядах как следует разобраться...» [277.45; см. также 278.21].
 
Упоминаемые источники:
237. Румянцев А.М. Ленинский этап развития в политической экономии.– М.: Знание, 1967.– 31 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Экономика»; № 14)
277. Федоренко Н.П. [Выступление на Годичном Общем собрании АН СССР, март 1981 г.].– Вестн. АН СССР, 1981, № 7, с. 44–45.
278. Федоренко Н.П. Задачи экономической науки в свете решений XXVI съезда КПСС : Излож. доклада на Общем собр. Отд-ния экономики АН СССР 16 марта 1981 г.– Вопр. экон., 1981, № 4, с. 17–25.
 
 
После приведенной иллюстрации очень хотелось бы услышать от здешних сторонников социалистического пути развития нашего общества (LPO, Щелканова и др.) теоретические обоснования эффективности данного строя и его стабильности, как общества народовластия. Ибо в предыдущей марксистко-ленинской теории всё это легко "доказывалось", но так никогда и не получилось, скатываясь то в тоталитаризм, то в застой, то в геноцид, то в банальное вранье.
 
Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18
Ответы
 
To Chaynic
 
Спасибо, офигел.
 
To lb
 
Цитата
читать не стоит
Ну по этой фразе сразу можно ставить диагноз - упертый догматик. Такие люди и Маркса читают по принципу - тут вижу, тут не вижу...
 
 
 
Неодогматики обличают постдогматиков в догматизме  
 
Теория социализма познается из практики. Вот несколько строк из книги Д.Быкова "Борис Пастернак":
 
"Борис неоднократно подавал прошение в Наркомпрос о пайке, но оно оставалось безответным. Леонида Пастернака пригласили в Кремль портретировать вождей во время VII съезда Советов (1919), но до двадцать первого года ему так и не удосужились заплатить - потребовалось специальное распоряжение Ленина. Почти все эти работы, немедленно отправленные в Третьяковскую галерею, были впоследствии уничтожены - вслед за репрессированными деятелями, которых писал Леонид Осипович" (с.179).
 
- потрясающая картина нашего непрерывного абсурда.
 
To lb
 
Цитата
Дальше Айн Рэнд (которая писала свой роман в середине 20-го века), рассказывает о том, что будет, когда в выборах 2012 года победит Зюганов:
 
"Потоихоньку-помаленьку в стране начинается дефицит то одного, то другого, а потом и всего сразу. И чем больше становится доброты и патернализма, тем меньше заинтересованности в собственном труде и больше - в сидении на чьей-либо шее..."
В нашей реальности всё наоборот: "Чем меньше становится доброты и патернализма, тем меньше заинтересованности в собственном труде и больше - в сидении на  шее рабов-трудящихся..."
 
Атлант расправил плечи уже на раздачах рутрекера. Парочка героических буржуинов ведут борьбу с социализмом в США. Режиссер сего шедевра - великий творец мыла Санта-Барбара. Смотреть конечно не буду
To lb
 
Цитата
недоумение. Как оказалось, что освистанный и разрушительный социализм с такой силой вламывается на просторы традиционного общества?!
и где Вы нашли традиционное общество?  
наш адрес: мегаскопление Ланиакея, сверхскопление Девы, скопление Местная Группа, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Местный Пузырь, Солнечная Система, планета Земля.
 
Что происходило повсюду, где удавалось революционным путем ниспровергнуть капиталистические отношения? Коллективную собственность довольно быстро брали под контроль чиновники, они и составляли правящий класс в обществе, которое Ю.И. Семенов назвал «новой» (по отношению к старой, древнеегипетского образца) или «индустриальной» политархией.
 
Такова на данный момент единственная реальная альтернатива капитализму слева. Все остальные – либо локальные (кибуцы), либо эфемерные (Гуляй-поле батьки Махно).
 
Правда, по ходу революционных преобразований трудящиеся добивались таких прав, которые прежняя элита вряд ли уступила бы по доброй воле (даже если бы самые лучшие проповедники вместо биржевых сводок каждый день читали ей Евангелие). Некоторые из этих прав чиновники потом отняли, некоторые нет. В СССР было, конечно, куда меньше социального неравенства, чем в его нынешних обломках. Привилегии брежневской номенклатуры (так возмущавшие советский народ) показались бы просто смешными любому персонажу с глянцевой страницы «светской жизни». Более того. Есть все основания полагать, что в тех странах, которые развивались мирно, народ все равно оказался в выигрыше от революционного движения. Ведь правящие классы, усвоив печальный опыт соседей, гораздо охотнее шли на уступки: лучше заранее поделиться, чем разделить судьбу помещиков и капиталистов в России. А глобальная конкуренция между «первым» (капиталистическим) и «вторым» (политарным) миром стимулировала не только безумную гонку вооружений и шпионские игры, но также социальный и научно-технический прогресс.  
 
Все это серьезные аргументы в пользу так называемых «социалистических революций». И людей, которые их возглавили, нельзя задним числом обвинять в том, что они-де обманывали народ. Но сегодня, в начале XXI века, мы уже совершенно точно знаем, что социализм неизбежно сворачивается в канцелярию. Поставлены многочисленные эксперименты. Они очень дорого обошлись человечеству. И дали однозначный результат.
 
Какой из него следует вывод? Наверное, отложить в сторону гипотезы, не получившие экспериментального подтверждения. Не нравится капитализм? Вот его альтернатива. Давайте разберемся, какие варианты политархии нам предлагает история (они ведь тоже довольно разнообразны), какие возможны пути перехода, что мы выигрываем и что теряем на каждом из этих путей.
 
Это была бы честная политика.
 
Она не исключает теоретических дискуссий о том, как мог бы выглядеть «настоящий» социализм и почему он не получается. Возможно, причины коренятся в самой экономической базе, которую пытались подвести под новый строй.
 
Для историка-материалиста представляют интерес не формально-юридические, но в первую очередь реальные отношения собственности. Формальным собственником можно записать кого угодно, хоть мифологических персонажей. В Советском Союзе колхозы считались кооперативами, хотя на самом деле колхозник не имел практически никаких полномочий по управлению «своим» хозяйством. А ведь собственник – это тот, кто способен реально участвовать в принятии решений. К сожалению, трудно обеспечить такую возможность для всех членов многочисленного коллектива и чем он больше, тем трудней. Право собственности неизбежно перетекает от общего собрания (которого не дозовешься) в руки «лучших представителей». В работе об израильских кибуцах профессор Б.И. Дубсон показал, что это происходит даже в тепличных условиях, когда правительство не покушается на права коллектива (Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно. – М.: Крафт+, 2008). В условиях нетепличных процесс идет намного быстрее. Самоуправляющиеся предприятия не успели толком организоваться, а их уже поглотил бюрократический Левиафан. Что касается самого большого коллектива – гражданского, то его «общенародная» собственность достается чиновникам легко и непринужденно. Фокус-покус! – никто даже не заметил, в какой момент слуги народа обернулись корпорацией господ.
 
Таким образом, социалистический идеал если и может быть достигнут в принципе, то только через участие в управлении рядовых тружеников. То есть через демократию. Производственную и политическую (первая нежизнеспособна без второй). Именно таков был смысл лозунга «Социализм с человеческим лицом», воодушевлявшего перестройку на раннем этапе (до того, как цели и ценности «демократического движения» оказались подменены вульгарным антикоммунизмом в духе «Союза меча и орала»). Но намного дальше по «социалистическому пути» продвинулись некоторые небольшие европейские страны. Памятуя о том, что власть и собственность – две стороны одной медали, точнее монеты, нам следовало бы признать местное самоуправление на Западе одним из ценнейших источников практического опыта по построению социализма. Парадокс в том, что именно сейчас Объединенная Европа стремительно откатывается назад с достигнутых рубежей и левые не только не противятся, но наоборот, всячески приветствуют перераспределение власти в пользу брюссельской бюрократии.
 
 
стоит прочесть всю статью http://magazines.russ.ru/october/2013/2/s9.html  
 
 
To meybe 07
 Восхитительно точная статья, в том числе и в невыложенной здесь части, спасибо!
Например:
 
Но к концу столетия коммунисты потерпели сокрушительное поражение. Во всей мировой истории трудно найти пример сопоставимой катастрофы – экономической, политической, интеллектуальной и нравственной одновременно, разразившейся так стремительно и на таких необозримых пространствах.
 
Так и наши сегодняшние сталинисты – никакое не социалистическое движение, а один из вариантов самодержавной реакции наряду с традиционным, черносотенным монархизмом.
 
Если биология «православная», значит, это уже не биология.

 
 
- но после первых разделов меня постигло разочарование, дочитал через силу. "Трескучая болтовня", о которой постоянно твердит автор, не худшая характеристика для его статьи в целом.
 
 
Цитата
Если рассматривать историю существовавших и существующих социалистических режимов, то не трудно заметить, что ни в одной из стран, где осуществлялись социалистические преобразования, они никогда в полной мере не совпадали с теоретической базой марксизма. Из этого часто делают ошибочные выводы, что эти расхождения практики с теорией, доказывают ошибочность самой теории как таковой, в результате чего, вся практика социалистического строительства объявляется заведомо порочной или же происходящей вопреки Марксу, который не прав, а прав в пику Марксу – Ленин, Сталин, Мао, Кастро, Чавес, Ким Ир Сен и так далее.
 
На мой взгляд, если рассматривать примеры строительства социализма в СССР, Китае, в КНДР, на Кубе и в других странах, то каждый из них даст нам совершенно уникальную вариацию социализма, уходящего корнями в идеи Маркса. Это, на мой взгляд, важное свидетельство внутренней вариативности социализма как системы и его возможности адаптироваться даже к самой неблагоприятной среде.
Деформация социализма
 
To Tork
 Что-то ваш varjag_2007 не очень логичен:
1) не трудно заметить, что ни в одной из стран, где осуществлялись социалистические преобразования, они никогда в полной мере не совпадали с теоретической базой марксизма;
2) если рассматривать примеры строительства социализма ... то каждый из них даст нам совершенно уникальную вариацию социализма, уходящего корнями в идеи Маркса.
 
Так совпадали или не совпадали? Уходили корнями или касались ветвями?
На мой взгляд положение дел таково: если теория верна, практика должна ее подтверждать. Если ВСЕ варианты практики "никогда в полной мере не совпадали с теорией", то это и не теория вовсе.  
 
А корни у всех деревьев на земле общие. )))
 
To lb
Как-то Вы не диалектически к этому подходите. Это я про единство и борьбу противоположностей. В данном случае про животные капиталистические инстинкты и социалистические стремления ввысь.
Обратите внимание на  
Цитата
важное свидетельство внутренней вариативности социализма как системы и его возможности адаптироваться даже к самой неблагоприятной среде
То есть социализм может вырасти на любой почве, практически как сорняк.
 
 
To Tork
 Чё-то я про  животные капиталистические инстинкты не увидел...  А вот про сорняк - это хорошо, это я понял. Но это ничуть не отменяет главного в моём сомнении - теории-то нема! Тема ж ведь о теории, а тут некая констатация неких фактов, а каких - непонятно. Ведь может быть, это всё одни названия, именования - волюнтаристские, надуманные, неверные. Потому теория и важна, что она систематизирует и разделяет. А тут - жидкая каша.
 
 
Я думаю, что это не каша, а что-то типа табличого метода задания функции.
 
To Tork
 А вы знаете, когда функцию приходится задавать таблично? Именно тогда, когда для нее формулы не найдено. То есть явление есть, а закономерности еще нет. Так что тут я с вами целиком и полностью солидарен.
 
Небольшой фрагментик из рассказа А.Ф.Лосева "Встреча":


У нас — строящийся социализм, борьба классов, мы — на самой опасной и великой войне, и нам не до физики и не до физической материи. Последняя для нас есть сплошная абстракция. Да и что мы знаем об этой самой физической материи? Угнаться за ее теориями — невозможно не физику, а быть физиками нам некогда. Вот что такое деревенский кулак, это мы очень хорошо знаем и чувствуем. Но что такое физическая материя, это никто до дна никогда не знал и не знает. Да нам и не нужно знать законы физики, чтобы делать революцию.

Я утверждаю, что и наука для нас — как таковая — дело весьма абстрактное и потому довольно мелкое. Для нас важна не наука вообще, а классовая наука, то есть важен, в конце концов, самый класс, а не наука. Я скажу даже больше. Упование на чистую науку, абсолютизация «знания» и «просвещения» есть принцип всецело буржуазный, либерально–буржуазный. Ведь вся европейская наука есть создание светской культуры, буржуазии. Это буржуазия в своей борьбе со средневековым мистическим феодализмом выработала столь острое и дальнобойное орудие, как наука; и она ведь с успехом провела всю свою войну со старым мировоззрением. Раньше говорили, что вся истина — в церкви и в божественном откровении, а буржуазия, желая освободиться от этого мистического абсолютизма, стала утверждать, что вся истина — в мыслящем и чувствующем субъекте. Отсюда и опора на чистую мысль, на «объективную» науку, трогательное и глупое упование на силу человеческого знания. Лозунг «в знании — сила» есть лозунг всецело буржуазный. Поговорка «ученье — свет, неученье — тьма» создана мещанскими, городскими кругами, желавшими сбросить с себя иго церкви при помощи чистого рассудка и научности.

Нет, не наука — наш принцип. И не потому надо быть атеистом, что наука доказала небытие высшего Существа. Высшего Существа нет потому, что мы его не хотим, что пролетариат его не хочет. Вот это–то есть классовый подход в науке. Не голая научность дает нам критерий в оценке современных физических, химических, астрономических и прочих теорий, но — только наше классовое пролетарское сознание. Вся эта словесность о всесильности науки и знания — только жалкий остаток и пережиток вековой либерально–буржуазной идеологии. Эго — салонное просветительство восемнадцатого века, а не гранитная мощь революционного пролетариата двадцатого века.

Понятна только лишь социальная жизнь. А в социальной жизни понятна лишь борьба пролетариата с буржуазией. Все второстепенно перед лицом революции. Никакая бомбардировка атомов, никакие воздухоплавательные аппараты не могут иметь для нас какое–нибудь значение, если это не связано с практикой революционного пролетариата. Математика, таблица умножения не понятна нам так, как понятна необходимость уничтожения буржуазии. Поэтому возьмем яснейшее и простейшее — практику революционного пролетариата — и будем базировать на этом все.
 
Однако, чтобы формулировать этот принцип по его содержанию, мы не можем обойтись без сопоставления пролетарского и буржуазного классового сознания. Ведь пролетариат есть диалектическая противоположность буржуазии. Классовое сознание буржуазии основывается на практике изолированного — и потому максимально напряженного в своей мысли, в своем чувстве и воле — субъекта. Поэтому — иктеллектуализм и рационализм, романтизм и волюнтаризм — любимейшие детища европейской культуры. Мы — антитеза всякому субъективизму, и потому мы исповедуем вне-личное, коллективное, вне-личный коллективизм. Но европейский субъект целую половину тысячи лет воевал с феодальным мистицизмом, и война эта происходила исключительно только во имя освобождения изолированного субъекта. Буржуазное сознание, поэтому, насквозь либерально. Буржуазные учения о прогрессе, о свободе, о науке, искусстве, религии, праве и пр. суть всецело порождение либерального духа. Буржуазия хотела ниспровергнуть авторитарный, церковно–монархический строй, и она его ниспровергла. Мы же и тут антитеза капиталистической культуре. Мы — не либералы. Мы исповедуем авторитарный строй, и перед велением нашей партии в прах рассыпается малейшее либерально–индивидуалистическое мечтательство. Нам нечего бояться авторитарности. Она страшна только тогда, когда самый авторитет–то — не мы, а кто–то другой. Но раз единственный нами допускаемый и к тому же единственный фактически в нашей стране существующий авторитет — это мы сами, то такая авторитарность нам не страшна. И мы уничтожим всякого, кто посмел бы на основании либерально–буржуазного индивидуализма не признавать нашего авторитарного строя.

Социализм, да еще в условиях диктатуры пролетариата, не может ни на одно мгновение допускать существование свободных наук и искусств. Должны существовать только классовые науки и только классовые искусства.



Думается, что это очень хорошая иллюстрация к "теории социализма"
 
И социализм и либерализм не учитывает в своих умозаключениях конечность природных ресурсов.
В 19 веке это еще никого не волновало,а в 20 м новых идеологий не возникло.  
 
А отсюда и — последнее. Мы — коллектив, а коллектив — внеличен. Где же тот наш ощущающий центр, где мы не просто внеличны, но где мы, как живая жизнь, и ощущаем, и действуем лично? Ведь все живое — индивидуально. Где же наш коллектив как живая индивидуальность? Где тот мозг, то сердце, тот живой организм, который ориентирует нас в мире, в жизни и который диктует эти неформалистические принципы техники? Эта живая индивидуальность есть наш вождь, и мудрость вождя и есть мудрость диктатуры пролетариата.

Товарищи! Здесь неумолимая логика. Или техника есть что–то самостоятельное, тогда мы ничем не отличаемся от буржуазно–капиталистического мира. Или мы отличаемся от него, тогда вождь пролетариата и есть наш принцип для регулирования технического прогресса. Или доверие вождю, или мы — в объятиях капитализма.

Все присутствующие встали, и началась овация по адресу Сталина.

(А.Ф.Лосев, "Из разговоров на Беломорстрое")
Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18