Фрирайд для Россиского сноубординга - это особая тема. С одной стороны, это самый доступный вид катания в стране, где приличный сноупарк до сих пор – недоступная роскошь даже на лучших курортах, а ухоженные и интересные трассы можно по пальцам пересчитать… С другой стороны, именно фрирайд больше всего страдает от общей недоразвитости нашей горнолыжной туристической индустрии.
Когда сугробы будут большими.
В развитых странах фрирайдинг – это общепринятая форма активного отдыха. Практически любой приличный курорт в Альпах или в Скалистых Горах, обращаясь к сноубордической публике, прежде всего хвастает своими возможностями внетрассового катания. В это время у нас в стране понятия фрирайдинга в среде сноубордистов играет ту же роль, что пресловутая «яичница с ветчиной» - в фольклоре Митьков. Фрирайд, таким образом, представляет собой эдакую спящую красавицу – нечто мифическое, всеми желанное, но недостижимое в условиях повседневной серости. Те крохи, что жаждущим удается урвать, отнюдь не похожи на глянцевые картинки из журналов. Да и к тому же даже они зачастую омрачены двухчасовыми очередями на канатках, отсутствием мало-мальски человеческого сервиса и плачевным состоянием дел с лавинной безопасностью. Неправильно, что фрирайд считается уделом великовозрастных сноубордистов и открыто противопоставляется фристайлу. Такой подход корне неверен, поскольку и фрирайд, и фристайл – это не более чем ярлыки. Уверен, дело даже не в «целевой возрастной группе». Ведь фрирайд – это не хелибординг, он на порядок демократичнее. Заниматься фрирайдом может – и ЛЮБИТ! – каждый, независимо от личных предпочтений и наклонностей. Даже заклятый джиббер – и то не преминет разок-другой прокатиться по пухлячку. Фрирайд – это удовольствие, знакомое с детства. Скорость, хлопья снега в лицо, кровь, которая бурлит от кабаньей дозы адреналина.
Скорее всего, есть качества, которые вырабатываются в райдере только с вместе с опытом катания в больших горах. Именно эта «причастность» к большим склонам и поражает в профессионалах фрирайда. Из многих качеств, которые вырабатываются в горах, прежде всего надо выделить невероятное терпение – умение ждать нужного момента. На всю жизнь запомню свою первую съемку с профессионалами – дело было в Красной Поляне в 2002 году. Бригада Марко Лутца снимали кадры для своего культого фильма “Primevil”. В составе бригады был тихий и скромный паренек из Швейцарии Мартин Рутц. Пока все увлеченно строили кикер, а потом Лукас Голлер долго и неторопливо, со знанием дела, вырезал на нем рожу какой-то психоделической совы или другого, одному ему известного сказочного существа, Мартин все карабкался и карабкался вверх на свисавшие снежные козырьки. Про него все уже забыли, прошел час, когда в рации у стоявшего неподалеку оператора Ральфа Бахманна щелкнуло и раздались первые позывные. На фоне пелены маленьких вихрей снега, завиваемых недобрым февральским ветерком, его фигурка на краю снежного обрыва казалась кадром из фантастического фильма. «Ждем нужного света», - кратко скомандовал Басти Гогль, главный фотограф бригады. И после этого ДВА (!) часа, практически не шевелясь, Мартин просидел на краю – дожидаясь команды оператора и фотографа. «Bitte Melde! Bitte Melde!» - бездушно начитывал в рацию Ральф, когда время от времени Мартин переливным звонком интересовался, не пора ли. И вот уже отпрыгали веселые парни на кикере, солнце стало клониться к закату – и только тут Басти наконец заметил НУЖНЫЙ лучик солнца на крутяке. Прошло уже больше трех часов – в пурге, при -15, когда Мартин Рутц встал, пристегнулся и, как ни в чем не бывало, выдал единственно верные три дуги, сопровожденные маленькой «декоративной» лавинкой. Сделал все с первого раза, легко и изящно – как настоящий ниндзя, даже после двух суток в засаде, разящий с первого удара.
За границей, например, - что в Америке, что в Европе – господствует мнение о России, как о «стране фрирайда». А подкрепленные сюжетами таких блокбастеров, как “Paradox” от Standard films и “From ____, with Love” от MackDawg Productions, мнение упрямо перерастает в убеждение. Масла в огонь подливают и статьи в авторитетных массовых изданиях – Snowboarder, Transworld snowboarding, Pleasure. Однако, когда иностранцы начинают подробные расспросы с практическим прицелом – выехать ближайшей зимой попробовать «настоящего русского фрирайда», их энтузиазм быстро иссякает. Как только они слышат честные ответы на вопросы о количестве, доступности интересных трасс, безопасности, наличии подъемников (кресельных и гондольных), притягательных в плане фрирайда мест, реальном состоянии снега в течение сезона и главное – об уровне сервиса, гостиниц, транспорта. В последнем они гораздо чувствительнее и разборчивее нас – «Tough Russians», как они нас характеризуют, узнав немного поближе.
И хотя многие не видят смысла и возможности оспаривать отсутствие пророка в своем отечестве, именно в России созрели со временем люди, олицетворяющие фрирайдинг в его истинном обличии. Ярчайший пример этого процесса – Максим Балаховский. Один из самых авторитетных райдеров страны, Максим – легендарная, неоднозначная личность – в течение многих лет являлся президентом Камчатской ассоциации сноубординга (КАС). Фристайл был – в прямом и переносном смысле – трамплином, с которого Макс влетел в мир профессионального экстрима. Он появлялся и в первых сноуборд-видео («Белые дороги 1-2»), на страницах изданий и на всероссийских соревнованиях по биг-эйру и хафпайпу. И дело не только в том, что со временем возросла конкуренция со стороны московских «про» и появились новые камчатские таланты – такие как Саша Мороз, Слава Коровин, Алексей Осовицкий. Просто как и для всех пионеров сноубординга, для Балу дух свободы был в его любимом деле жизни первостепенной ценностью. Так что когда мерой профессионализма во фристайле стали считаться хорошая доля конформизма и степень «модности», а не любовь к горам и поискам «неповторимого момента», Макс сделал выбор. Он предпочел свободное катание, оставив участь звезд хип-хопа молодежи. И, очевидно, нисколько не потерял, а только приобрел многое, о чем другим отечественным райдерам остается лишь мечтать.
Ныне Максим – едва ли не самый известный и востребованный гид по хелибордингу в России. Фрирайд в его исполнении – одно из редких исключений, которые заставляют наслаждаться именно красотой момента, а не безумством храбрости, монументальностью циклопических снежных построек или филигранной техникой спортсменов. Фотографии Максима, которые, кстати, делает Пирумов, источают настоящей неподдельной «powder experience». Не в последнюю очередь это происходит потому, что сняты они в экзотических сказочных ландшафтах Патагонии, Новой Зеландии, Центральной Азии. © Георгий Стеценко.